Регулировка сцепления может потребоваться после определённого пробега автомобиля, а также после замены диска сцепления новым, или после неправильной регулировки. В этой статье, больше рассчитанной на новичков, будет показана последовательность работ по регулировке привода сцепления — как гидравлического (с рабочим гидроцилиндром сцепления), так и механического (с тросовым приводом).
Для начала следует понять, действительно ли необходима регулировка сцепления вашего автомобиля. Может в вашем случае вообще не поможет регулировка, так как фрикционные накладки диска сцепления предельно изношены, сцепление пробуксовывает при любых регулировках и диск следует заменить (подробно о всех неисправностях сцепления и о выявлении неисправностей сцепления советую почитать очень подробную статью вот здесь). А в этой статье ниже будут описаны лишь те неисправности, которые устраняются регулировкой сцепления.
Сначала неисправности сцепления.
Сцепление может пробуксовывать — при этом крутящий момент от коленвала и маховика двигателя не полностью передаётся на трансмиссию и на ведущие колёса автомобиля. При этом, при полностью отпущенной педали сцепления, машина либо вовсе не трогается с места, либо трогание происходит очень медленно (при этом в салоне можно почувствовать запах гари от сгорания фрикционных накладок ведомого диска сцепления), либо автомобиль начинает движение рывками.
Причина пробуксовки как правило отсутствие свободного хода педали сцепления — устраняется регулировкой свободного хода педали, которая будет описана ниже. Но не стоит забывать, что избавиться от такой неисправности регулировкой свободного хода педали не получится, если фрикционные накладки ведомого диска предельно изношены, или диск замаслен, что бывает при износе сальника коленвала.
Сцепление может вести — признаком того, что сцепление на вашей машине ведёт, то есть сцепление не полностью выключается и при полностью отпущенной педали сцепления фрикционный диск не отделяется от поверхности маховика, так вот, признаком этой неисправности подтвердит трудное переключение передач. Сопровождается ударами зубьев синхронизаторов и шестерен коробки передач, при этом возможна поломка зубьев.
Такая неисправность может быть в результате слишком большого свободного хода педали сцепления. Но стоит помнить, что эта же неисправность может быть от попадания воздуха в гидравлический привод (как прокачать систему описано в статье про сцепление и его неисправности — вторая ссылка в начале текста). А также сцепление может вести от коробления (от перегрева) перекоса ведомого диска, обрыва (отклеивания) фрикционных накладок.
Пробуксовка сцепления, так и в случае когда сцепление ведёт — и то и то разумеется недопустимо, так как приведёт не только к затруднениям при управлении машиной, но ещё и к быстрому износу фрикционного материала ведомого диска сцепления, а также поверхности ведущего диска и поверхности маховика.
Также сцепление может срабатывать слишком рано или наоборот слишком поздно и желательно понять, поздно ли срабатывает сцепление, или наоборот слишком рано. Определив в какой момент начинает срабатывать сцепление, будет намного проще производить регулировку, то есть будет ясно в какую сторону крутить регулировочные элементы, которые будут описаны ниже.
Позднее срабатывание сцепления определяется очень просто: при медленном отпускании педали сцепления, машина начинает трогаться с места только когда педаль находится в самом конце хода, то есть педаль почти полностью отпущена. Ну а раннее срабатывание сцепления — это когда при отпускании педали в самом начале её хода, машина начинает движение (у педали нет свободного хода).
Для новичков лучше всего найти в мануале своего автомобиля точные данные по расстоянию в миллиметрах, как для свободного хода педали, так и по расстоянию педали относительно пола машины.
Когда сцепление ведёт, или пробуксовывает, и если неправильный свободный ход педали — в этих случаях требуется регулировка сцепления, конечно же если детали сцепления не изношены больше нормы.
Регулировка сцепления с гидравлическим приводом.
Гидравлический привод сцепления установлен на большинстве современных машин и даже на многих мотоциклах. Для работы при регулировке потребуется набор обычных рожковых гаечных ключей (для большинства машин это ключи на 8, 10, 13, 14, 17 мм), но сначала следует проверить свободный ход педали сцепления, сверившись с мануалом вашего автомобиля.
Разумеется точные данные свободного хода для всех машин невозможно описать в одной статье (ищем в мануале), но например свободный ход педали для классических Жигулей составляет 25 — 35 мм. Свободный ход педали сцепления образуется за счёт зазоров в деталях подвески педали, а также между толкателем и поршнем главного цилиндра сцепления, а также между муфтой выключения и пятой, он соответствует перемещению педали сцепления до начала прогиба диафрагменной пружины.
Сцепление классических Жигулей
На классических Жигулях свободный ход регулируется регулировочной гайкой 26 (см. рисунок слева, если на него кликнуть 2 раза, то он увеличится) и ограничительным винтом 14.
Перед регулировкой сцепления сначала проверяем зазор между толкателем 10 и поршнем 9 по величине хода педали сцепления. Ход педали должен быть в пределах 0,4 — 2 мм. Эту регулировку выполняем с помощью ограничительного винта 14, вращая его.
Далее проверяем свободный ход толкателя 25 вилки 24, свободный ход толкателя должен быть в пределах 4 — 5 мм. А величину свободного хода толкателя регулируем с помощью гайки 26, при ослабленной контргайке и отсоединив пружину 28.
Проверив и отрегулировав все зазоры, контрим контргайки и регулировку сцепления можно считать законченной.
Регулировка сцепления с тросовым приводом.
На некоторых автомобилях, в том числе и на наших переднеприводных ВАЗах, (Тавриях), некоторых иномарках, привод сцепления работает с помощью троса.
Тросовый привод сцепления ВАЗ 2108 — 09….1 — кронштейн крепления оболочки троса, 2 — резиновый чехол, 3 — поводок троса, 4 — рычаг вилки выключения сцепления, 5 — трос, 6 — контргайка, 7 — регулировочная гайка, 8 — нижний наконечник оболочки троса, 9 — оболочка троса, А — окошко.
Свободный ход в приводе сцепления переднеприводных вазов (например ВАЗ2108 — 09) измеряется с помощью перемещения конца рычага 4 (см. рисунок справа) и свободный ход должен быть в пределах 3,3 — 4,7 мм.
При регулировке свободного хода следует ослабить гайки 6 и 7, преодолевая сопротивление пружины, отодвинуть рычаг 4 от пальца поводка 3, затем вставить в окошко А проволочный щуп диаметром 1,5 мм (щуп легко сделать из куска проволоки, толщиной 1,5 мм) и далее отпустить рычаг 4.
После этого с помощью прокручивания гаек 6 и 7 выбрать все зазоры в тросовом приводе и вынуть проволочный щуп. Регулировку можно считать законченной.
Конечно же на многих иномарках детали привода сцепления могут немного отличаться, и абсолютно все конструкции невозможно описать в одной статье, но принцип регулировки сцепления у большинства машин почти одинаков, только лишь нужные зазоры в миллиметрах следует уточнить в мануале конкретно вашей машины.
Главная задача сцепления – временное разъединение (разобщение) двигателя и трансмиссии и плавное их соединения. Эти операции необходимы во время движения для управления механической коробкой передач: переключение передач, остановка, торможение, трогание автомобиля с места.
В случае, если нарушена регулировка свободного хода педали сцепления, автомобиль перестает нормально передвигаться, возникают различные проблемы – становится невозможным тронуться с места, передачи переключаются с хрустом, также машина может буксовать и плохо разгоняться.
Проверка зазора троса сцепления. В зависимости от марки автомобиля, зазор троса на механическом сцеплении можно проверить и отрегулировать разными способами.
Существует три основных способа:
На некоторых автомобилях можно использовать любой из этих методов. Но проводиться измерение обязательно должно между точками, приведенными в руководстве автомобиля или в инструкции по эксплуатации.
Проверка и регулировка вилки сцепления. Автомобиль необходимо надежно поднять на пандусы или подставки. С ручным тормозом применяем и блокировку колес.
На некоторых автомобилях с защитным днищем, добраться до контргайки и повернуть ее при необходимости бывает очень трудно. В этом случае понадобится специальный гаечный ключ, имеющий разъем и универсальный диск для выполнения этой процедуры.
Измерение зазора. Измеряем расстояние между муфтой рабочего рычага и точкой отсчета, такой как край корпуса муфты. Первую операцию проводим с рычагом управления в состоянии покоя, а затем, когда она в нажатом положении. Разница между этими двумя измерениями – количество свободного хода рычага на тросе. Это и есть зазор в тросе сцепления.
Другой способ проверки и регулировки. Находим место, где трос сцепления выступает за вилку и гайки на резьбовой втулке.
Проверка и регулировка троса сцепления. Данный метод используется на некоторых старых автомобилях.
Проверка и регулировка гидравлического сцепления. Многие гидравлические муфты являются саморегулирующими, но некоторые конструкции позволяют проводить ручную регулировку, чтобы компенсировать износ пластины трения.
1). Ставим автомобиль на ровную площадку и включаем стояночный тормоз. Открываем капот и отключаем минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
2). Далее с помощью линейки установленного перпендикулярно акселератору и полу замеряем расстояние хода привода. Замеряем расстояние от пола до места, где начинается резиновая прокладка на акселераторе. В случаи, если это расстояние больше или меньше 16 см, то нужно будет произвести регулировку.
3). Итак, открываем капот автомобиля, после чего находим крепление тросика системы с педалью. Как правило он располагается напротив водительского сиденья. Обращаем внимание на 2 гайки, которые расположены на конце данного тросика. На фото они отмечены номерами 1 и 2. Гайку под номером 1 выкручиваем, но не до конца, а вторую подкручиваем или откручиваем, до нужного свободного хода акселератора, то есть до того момента, пока ход не будет равен 12 – 13 см.
4). Учтите, при ослаблении второй гаечки свободный ход будет увеличиваться, а при закручивании – уменьшаться.
5). Далее садимся на место водителя и до самого конца несколько раз нажимаем на педаль сцепления, после чего отпускаем ее. Делаем это еще раз и проверяем показатель свободного хода. В случае необходимости процедуру можно повторить.
6). После того, как сцепление будет отрегулировано, продвигаем ограничительную втулочку в вилку до упора.
7). На этом процесс регулировки можно считать завершенным.
1). Когда педаль отжата, необходимо при помощи рулетки произвести замер расстояния от пола до нижней ее кромки. Оно должно быть в пределах 18-20 сантиметров.
2). Далее нажимаем на педаль рукой до самого упора и замеряем расстояние от пола опять же до нижней кромки. Оно должно быть в пределах 6-7 сантиметров.
3). Из полученного первого результата 18-20 см вычитаем результат второго замера 6-7 см. В итоге мы получим 13-14 см. Для автомобилей марок Ваз 2108 и Ваз 2109 это значение считается нормальным.
4). В случае, если это значение отличается в ту или иную сторону, то нужно будет повторно отрегулировать сцепление. То есть, либо подтягиваем, либо же ослабляем.
5). Одним ключом удерживаем регулирующую гайку, а вторым немного ослабляем контргайку.
6). Вращая регулирующую гайку по часовой стрелке, увеличиваем ход педали, в связи с чем она должна двигаться вниз.
7). Производим замеры и в случаи удовлетворительного результата, контргайку затягиваем и на этом работу можно считать завершенной. Но а если нет, то нужно будет еще раз проделать данную операцию.
Видео
1). Открываем капот и снимаем воздушный фильтр. Для этого откручиваем болты крепления корпуса воздушного фильтра к капоту. Затем отсоединяем ДМРВ. Далее откручиваем хомут и снимаем корпус воздухофильтра.
2). Вытаскиваем трос за наконечник с резьбой на максимально возможное расстояние. В данном случае нужно будет преодолеть и сопротивление, которое оказывает пружина прикрепленная в ПС.
3). Удерживая трос в таком положении, при помощи штангенциркуля замеряем расстояние между пластиковым поводком и рычагом вилки. Оно должно составлять 2,7 см.
4). В случае, если расстояние не соответствует, то при помощи рожкового ключа, либо подтягиваем, либо ослабляем гайку натяжения.
5). Далее педаль сцепления выживаем еще раз и вновь делаем замеры. В случае, если с первого раза достичь нужного результата не удалось, то можно повторить еще раз.
6). После того, как расстояние будет отрегулировано, воздушный фильтр устанавливаем на место.
Видео
Чтобы отрегулировать сцепление Ваз 2107 необходимо заехать на яму или эстакаду. Но, если такой возможности нет, то автомобиль при помощи домкрата устанавливаем на опоры, с соблюдением всех мер безопасности.
1). Свободный ход необходимо отрегулировать таким образом, чтобы расстояние от верхнего положения педали до упора равнялся 0,4 – 2 миллиметрам. В противном случае нужно будет произвести настройку. При помощи ключа «на 10» гайку стопорящую ограничитель немного откручиваем и путем ее вращения выставляем нужный зазор.
2). Если система двигателя Ваз 2107 предусматривает инжекторный впрыск горючего, то нужно будет снять защитный щиток.
3). Перед нанесением на резьбу толкателя смазывающей смеси вычищаем его от грязи.
4). Проводим проверку хода толкателя, так как от него зависит ход выжимного подшипника. Отжимаем вилку назад до самого упора, ход толкателя должен составлять четыре-пять миллиметров. Так как нужно существенное усилие, то пружинку лучше отсоединить от рычага.
5). Ход толкателя регулируем при помощи ключа «на 17». Необходимо также сдерживать от проворачивания регулирующую гайку толкателя, ну а при помощи ключа «на 13» ослабляем контргайку.
6). Фиксируя толкатель при помощи ключа «на 8», ключом «на 17» выставляем необходимые 4-5 миллиметров.
7). Фиксируем контргайку.
8). Проверяем ход педали, который должен составлять примерно 30 миллиметров от его верхнего положения до момента отключения. Если потребуется, то можно выполнить операцию повторно.
Замерить необходимое положение троса можно двумя способами.
Первый способ заключается в ориентирование по ходу педали сцепления, движение которого должно быть в пределах 125 – 123 миллиметров. Но и второй способ заключается в замере длины троса, выходящего из кожуха. В отпущенном состоянии она должна составлять 27 миллиметров.
В большинстве случаях водители пользуются первым вариантом, что объясняется большей надежностью. Именно порядок действий первого варианта мы подробно и опишем.
1). При помощи гаечного ключа «на 17» откручиваем контргайку, который фиксирует кожух троса в гнезде коробки.
2). Далее, чтобы добиться необходимого хода педали в упомянутом диапазоне, откручиваем или закручиваем вторую.
3). При помощи концевого пластикового наконечника с резьбой, корректируем провис троса. Крепим, не затягивая гайки и проверяем на мягкость включения передач. В случаи, если сцепление отрегулировано правильно, то можно зафиксировать и гайки.
1). Затягиванием ручник и для безопасности снимаем аккумуляторную батарею.
2). В подкапотном пространстве находим трос сцепления. На фото он указан тремя красными стрелками.
3). При помощи 2 гаечных ключей ослабляем гайки крепления наконечника троса, после чего подкручивая или ослабляя их добиваемся того, чтобы ход педали был равен 125 – 135 мм.
4). Садимся на водительское кресло и до упора не менее 3 раз надавливаем на педаль сцепления. Затем снова замеряем ее и ход. В случаи необходимости корректируем.
Работа по регулировке пусть и является несложной задачей, но требует к себе определённого внимания и терпения. Впрочем, при должном подходе успех не заставит себя ждать. Удачного ремонта.
Источник: http://v-mireauto.ru
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Сцепление в автомобиле обеспечивает разъединение двигателя и МКПП в момент переключения скоростей. В действие механизм приводится крайней левой педалью в салоне через механический или гидравлический привод. Независимо от типа привода работу узла приходится периодически корректировать. Регулировка механического привода сцепленияПростейшая конструкция встречается в отечественной классике ВАЗ: педаль, рычаг, трос в оболочке, вилка выключения и выжимной подшипник. На гибкий трос, как главный элемент в схеме привода, возлагается ответственность за настройку положения педали при допустимом износе фрикционов диска. Для регулировки привода сцепления достаточно открыть капот, чтобы найти место крепления троса с вилкой. Но при ослаблении регулировочной гайки в процессе установки троса сцепления приходиться многократно измерять высоту свободного хода по инструкции.Регулировка гидравлического привода сцепленияБолее совершенным и сложным является устройство привода с гидравлической жесткой магистралью, пришедшей на замену тросу сцепления механического типа. Кроме этой замены, производителем в схеме задействованы бачок для жидкости, а также рабочий и главный цилиндры. Устройство обеих деталей примерно одинаковое:
Негативные нюансы работы сцепления вызваны могут быть элементарным завоздушиванием гидропривода. Целесообразно провести прокачку рабочей жидкостью. Если же автомобиль по-прежнему выдает сюрпризы с оборотами в ответ на регулировку педали сцепления, значит, нужно ремонтировать весь механизм. Без смотровой ямы, помощника и наглядного пособия провести манипуляции достаточно сложно. К новым моделям авто вышеописанные действия практически не применяются. Для нормальной работы трансмиссии практикуется своевременная замена корзины сцепления (диска) и контроль уровня жидкости в системе. |
Основное предназначение сцепления заключается во временном разобщении трансмиссии и двигателя, их последующем плавном соединении. Данные операции важны в процессе движения, поскольку обеспечивают управление механической КПП: трогание с места, торможение, остановка и переключение передач. При нарушении регулировки свободного хода соответствующей педали управление транспортным средством становится затруднительным – автомобиль плохо разгоняется и буксует, наблюдается хруст при переключении передач, тронуться с места становится невозможно. Как отрегулировать сцепление, и какие неполадки могут встречаться при неправильной регулировке данной педали?
Сцепление выступает в роли связующего звена между трансмиссией и двигателем и предназначается для отключения и подключения первичного вала КПП от маховика коленвала. Переключение передач в ТС с механической коробкой возможно только при полностью выжатой педали сцепления. В этот момент не наблюдается передача крутящего момента, поскольку между коробкой передач и маховиком связь отсутствует. Что касается структуры рассматриваемого узла, она представлена следующими компонентами:
Маховик напрямую взаимосвязан с нажимным диском и вращается вместе с ним. Шлицевая муфта с расположенным внутри первичным валом КПП обеспечивает передачу вращения на ведомый диск. Механизм переключения передач выглядит следующим образом:
Активная эксплуатация транспортного средства ведёт к тому, что со временем отключение происходит не до конца из-за увеличения хода педали. Валы не отключаются полностью при максимально отжатой педали, и соприкосновение с двигателем остаётся, что негативно сказывается на эксплуатационном сроке узла и увеличении нагрузки на зубья.
Если же ход педали недостаточно сводный, ведомый диск включается неполностью, следовательно, происходит передача не всего крутящего момента при движении и мощность автомобиля снижается. Также плавное отпускание педали сцепления в данном случае может приводить к резкому включению диска, что сопровождается дёрганием автомобиля и шумом в трансмиссии. Следующие признаки позволят достоверно определить необходимость регулировки:
Чтобы убедиться в необходимости регулировки на 100 %, измерьте расстояние между педалью и полом и сопоставьте полученное значение с параметрами, указанными в инструкции по эксплуатации вашего авто.
Отсутствие своевременных мер по регулировке сцепления приводит к следующим неисправностям:
Для разных автомобилей расстояние для сводного хода педали может быть разным и данный момент необходимо уточнять с помощью инструкции по эксплуатации. Рассмотрим поэтапную процедуру регулировки для разных моделей.
Процедура регулировки сцепления выглядит следующим образом.
Регулировка происходит следующим образом:
Регулировка в данном случае требует использования эстакады или ямы. В крайнем случае можно установить транспортное средство на опоры с помощью домкрата:
В случае с «Ладой Приорой» можно воспользоваться двумя способами для замера положения троса. В первом случае ориентиром должен стать ход педали сцепления (123 — 125 мм). Во втором случае можно замерить длину троса, который выход из кожуха. 2,7 см должно быть в отпущенном состоянии. В подавляющем большинстве случаев водители отдают предпочтение первому способу, поскольку он более надёжен.
Для данных моделей авто регулировка сцепления выглядит следующим образом:
Как видите, ничего сложного в регулировке сцепления нет, но стоит помнить, что данная мера поможет устранить соответствующие неполадки, если они не связаны с износом деталей.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(5 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453