С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Регулятора холостого хода


Устройство и диагностика регулятора холостого хода

Чем отличается двигатель со впрыском топлива от карбюраторного с точки зрения пользователя? Здесь не нужно ни вытягивать подсос, ни играть с педалью газа при запуске двигателя. Автомобиль сам поднимает обороты для уверенной работы холодного мотора, сам опускает их до нормальных и никак не реагирует на включение фар или кондиционера, несмотря на увеличение нагрузки. До перехода на электронные дроссели эти функции выполнял отдельный узел – регулятор холостого хода (РХХ). Что такое РХХ? Это электронно-управляемый клапан, позволяющий системе впрыска увеличивать или уменьшать количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от положения дроссельной заслонки. Как только системы впрыска «научились» управлять непосредственно дросселем, надобность в отдельном РХХ пропала.

Часто употребляемый термин «датчик холостого хода» в корне неверен. Датчик – это узел, передающий какую-то информацию ЭБУ впрыска, регулятор ХХ – механизм исполнительный, которым ЭБУ воздействует на работу двигателя. Они стоят в разных концах алгоритма работы системы впрыска, и что-то общее иметь не могут. Появление термина «датчик холостого хорда» связано с малой технической грамотностью: любой непонятный узел, подключенный к «мозгам», можно посчитать датчиком. Датчик холостого хода действительно существовал на примитивных системах впрыска – это был простейший концевик, замыкавшийся при отпускании педали газа. И вот он-то и сообщал ЭБУ, что машина перешла на холостой ход. В дальнейшем же это определялось уже по датчику положения дроссельной заслонки, и отдельный «датчик холостого хода» был не нужен.

Конструкции регулятора холостого хода

Где находится РХХ? Ответ зависит от конкретной конструкции регулятора. Распространены два варианта:

  • с шаговым двигателем
  • широтно-импульсным управлением.

Первые традиционно устанавливаются на корпусе дроссельной заслонки, вторые из-за больших габаритов устанавливаются отдельным узлом. Исключение – ряд японских автомобилей, где ШИМ-регуляторы компактны для установки на дросселе.

Регулятор холостого хода с шаговым управлением – это клапан, установленный на резьбовом валу шагового электродвигателя малой мощности. Так как шаговый мотор может чисто конструктивно совершать поворот только на определенный угол, то каждый управляющий импульс превращается в перемещение штока клапана на строго определенное расстояние. Этот тип РХХ широко распространен, а благодаря ВАЗовским автомобилям всем известен.

Главный недостаток таких регуляторов в необходимости установки нуля. ЭБУ не имеет возможности точно узнать, насколько открыт клапан регулятора, поэтому при включении зажигания вынужден пытаться полностью закрыть РХХ и считать это положение нулевым, рассчитывая перемещения клапана от него.

Второй тип регуляторов с широтно-импульсным управлением из отечественных автомобилей знаком по «Газелям» и «Волгам» (его принято называть РДВ – регулятор дополнительного воздуха). Здесь, пока на его обмотки не подается напряжение, секторная заслонка открывается автоматически, пропуская полный поток воздуха. При работе РХХ же на его обмотки приходят импульсы с постоянной частотой, но с изменяющейся длительностью – чем она выше, тем меньше угол открытия заслонки РХХ и меньше объем проходящего сквозь регулятор воздуха. Но может быть и наоборот (импульсы будут пытаться открыть нормально закрытую заслонку).

Достоинство таких регуляторов холостого хода – в гарантированной самоустановке нуля: в момент включения зажигания клапан РХХ точно открыт или закрыт. К тому же он меньше покрывается нагаром за счет высокочастотной вибрации ротора (за промежуток между импульсами возвратная пружина успевает сдвинуть заслонку назад), даже если мотор работает на установившемся режиме. В то же время шаговые РХХ на постоянном режиме работы двигателя неподвижны и нагар собирают активнее.

Неисправности РХХ

Так как работает РХХ, исходя из названия, в первую очередь на холостом ходу, то и его неисправности заметны на этом режиме. Как и у любого электромеханического узла, у регулятора холостого хода выше вероятность отказа механики.  Подвижные части покрываются отложениями от картерных газов, если же на моторе установлена система УПК (рециркуляция выхлопных газов), то РХХ «коптится» еще быстрее.

Поскольку ЭБУ впрыска не может отслеживать реальное изменение проходного сечения регулятора холостого хода, то малейшие подклинивания штока или ротора заслонки моментально выдадут себя. Плавание, зависание оборотов холостого хода, невозможность запуска без педали газа указывают на то, что регулятор холостого хода подклинивает или не движется вовсе. Такие неисправности РХХ не вызывают появления каких-либо кодов ошибок в памяти ЭБУ впрыска.

Проблемы с электрической частью встречаются реже, причем обычно не в самом регуляторе, а в разъеме и проводке: обрывы, короткие замыкания, окисление контактов. Здесь уже будет установлена ошибка со стандартным кодом по OBD-II:

  1. P1513 – короткое замыкание на массу.
  2. P1514 – обрыв цепи.

Самостоятельная диагностика регулятора

Признаки неисправности регулятора холостого хода – повод провести хотя бы базовую проверку. Извлеките регулятор и проверьте состояние: обильные отложения углерода станут прямым поводом выполнить чистку, чтобы исключить их влияние на РХХ.

В этом плане клапана с ШИМ-управлением удобнее: в них можно залить очиститель карбюратора и оставить регулятор холостого хода «отмокать», шаговые РХХ же моют под давлением струи из баллона, расход средства при этом выше.

Когда РХХ извлечен, сразу проверьте его уплотнение (прокладку или резиновое кольцо), если на автомобиле РХХ установлен на патрубок или дроссель. Внешние РХХ соединяются со впускным коллектором резиновыми патрубками – внимательно осмотрите их в поисках трещин или разрывов. Дефектную прокладку или патрубок потребуется заменить.

Гораздо проще проверить РХХ при наличии хотя бы простейшего диагностического оборудования, например – адаптера ELM327 с соответствующим программным обеспечением. Рассмотрим проверку регулятора холостого хода на примере программы OpenDiag (которая есть и в бесплатной, и в платной версии, в том числе и для смартфонов).

Как проверить РХХ на работающем моторе? Запустите программу и обратите внимание на две строки: желаемое и текущее положение регулятора. Цифры изменяются синхронно с изменением оборотов (снижение по мере прогрева). При включении фар или кондиционера Вы увидите изменение степени открытия РХХ, но обороты мотора при этом не должны падать. Причем первой меняется строка «желаемое положение» (этот параметр рассчитывается ЭБУ впрыска каждый цикл), а за ней – «текущее положение» (для шаговых РХХ – после передачи каждой серии импульсов на регулятор смещение составит один шаг, вплоть до совпадения «текущего» и «желаемого»). Если же данные меняются, а обороты нет – то у нас или серьезный подсос воздуха, компенсировать который закрытие РХХ не может, или сам регулятор не движется.

Можно проверить РХХ еще быстрее. Перейдем в меню управления исполнительными механизмами, вызываемое из верхнего левого угла. Здесь нас интересуют параметры «Желаемое положение регулятора ХХ» и «Желаемые обороты ХХ»: нажимая кнопки «вправо-влево» при работе мотора, можно либо изменять текущее положение клапана РХХ, либо устанавливать по желанию обороты, точно так же управляя клапаном. Любое вмешательство должно сразу отражаться на работе двигателя. Если же в каком-то участке хода команда на его изменение не вызывает реакции, то становится видно, что в этом месте регулятор холостого хода подклинивает.

Как проверить и отрегулировать датчик (регулятор холостого хода автомобиля). Как заменить регулятор холостого хода. Замена регулятора холостого хода.

Датчик холостого хода в автомобиле отвечает за стабилизацию оборотов мотора на холостом ходу. Может появиться вопрос, почему важно данное устройство, можно ли обойтись без него, как диагностировать проблему, и что нужно делать в случае неисправности. Суть в том, что поломка регулятора воздействует на работу мотора в целом. Чтобы понять, почему нужно постоянно следить за его корректной регулировкой, разберем особенности работы двигателя. 

Регулятор холостого хода, какую роль играет в стабильной работе двигателя

Для стабильной работы силового агрегата нужно строго дозированное сочетание воздуха и топлива, иначе «горение» не будет происходить, а если даже и будет, то некорректно. Так вот данный регулятор и отвечает за подачу воздуха в условиях холостого хода, обходя дроссельную заслонку, которая начинает открываться лишь при нажатии на педаль газа.

В принципе, данный шаговый электродвигатель, оснащенный конусной иглой с пружиной, выполняет регулировку количества воздуха в меньшую либо большую стороны. Он работает вместе с ДМРВ и зависимо от получения требуемых данных регулирует процесс.

Режим работы двигателя на низких оборотах

Как бы странно это не звучало, однако для мотора наиболее «утомительным» и тяжелым является режим функционирования на низких оборотах. Происходит это по нескольким причинам:

  1. Топливо холодное и силовому агрегату нужно прогреться для нормального функционирования.
  2. Разница давления между впускным и выпускным коллекторами влечет за собой вбрасывание продуктов сгорания обратно в цилиндры. Как результат, происходит существенное уменьшение «коэффициента полезного действия» мотора. Детали сильнее и быстрее изнашиваются. Помимо этого, в выхлопах увеличивается процент углекислого газа.

Какие проблемы и сложности возникают на низких оборотах

Все это происходит из-за того, что на данном этапе воздушно-топливная смесь в систему выпуска подается очень медленно. В итоге она плохо смешивается, что снижает ее эффективность.

Довольно часто можно услышать такое мнение, что конструкторы при создании транспортных средств делают такие расчеты и разработки, чтобы датчик холостого хода работал в течение всего периода «жизни» силового агрегата. Но реалии таковы, что регулятор выходит из строя достаточно часто. Как правило, это обусловлено неполадками, которые связаны с проводкой.

Во избежание проблем и чтобы гарантировать оптимальную работу двигателя на холостых оборотах применяются разные устройства, как вариант — монтируют механический регулятор холостого хода, что дает возможность существенно уменьшить токсичность выхлопов.

Признаки неисправности регулятора холостого хода

Давайте разберем, какие отклонения работы мотора заставляют задуматься. Но при этом необходимо учитывать, что некоторые из них характерны и иным неполадкам, к примеру, плохому качеству применяемого топлива или выходу из строя датчика дроссельной заслонки. Однако есть и специфичные особенности.

  • Обороты нестабильны (произвольно повышаются или снижаются). Возникают «танцующие» звуки.
  • При выключении передачи двигатель полностью глохнет. Особенно заметной данная проблема становится на светофоре.
  • На холостом ходу мотор работает неустойчиво. Это отлично слышно: становятся явными перепады оборотов. Вдобавок может появляться вибрация силового агрегата, что крайне отрицательно воздействует на его работу. Как результат, уменьшается временной ресурс его службы.
  • После запуска двигатель отказывается функционировать на повышенных оборотах (вы нажимаете на газовую педаль, а реакции нет).
  • При включении некоторых электроприборов: кондиционера, печки, противотуманных фар или фар дальнего вида, происходит снижение оборотов мотора.

Данные неполадки в комплексе появляются, если ситуация запущена. Даже когда возникла одна из перечисленных, нужно принимать меры.

Причины возможных неисправностей регулятора холостого хода

Вне зависимости от того, что стало поводом поломки, не стоит тянуть с диагностикой и заменой, поскольку этот тип неисправности существенно воздействует на работу силового агрегата, который не зря считают «железным сердцем» транспортного средства. Итак, причин может быть две:

  1. Оборвался провод внутри датчика.
  2. Стерлись направляющие иглы.

Способы обнаружения неисправностей

Когда появляются перечисленные выше проблемы, в первую очередь нужно поставить правильный «диагноз», так как некоторые отклонения работы силового агрегата также могут быть свойственны для поломки датчика дроссельной заслонки. Именно поэтому следует рассматривать симптомы комплексно и отсеивать несвойственные для данного вида поломки симптомы. При этом есть два метода, которые мы рассмотрим:

  • Первый вариант. Тут вам потребуется помощник. Необходимо провести демонтаж датчика (как это сделать, читайте ниже). Однако при этом после снятия снова подключите четырехконтактный разъем. Далее положите палец на конец иглы регулятора, не прилагая при этом никаких усилий. Затем необходимо, чтобы ваш помощник включил зажигание. В это время регулятор должен выдвинуть иглу. Если этого не произошло, проблема в датчике холостого хода. Если же датчик выдвинул иглу, значит с ним все нормально. В таком случае рекомендовано проверить датчик положения дроссельной заслонки, так как признаки неисправности достаточно похожи.
  • Второй вариант. Демонтируем датчик и при помощи мультиметра меряем величину сопротивления обмоток регулятора. Между контактами A-B и C-D показатель должен располагаться в диапазоне 40-80 Ом. Если все нормально, выполните дополнительные перекрестные замеры между B-C и A-D. Если устройство показывает знак бесконечности (разрыв цепи), проблем с ним нет.

Техника безопасности

Ранее настройка холостого хода в карбюраторных автомобилях делалась вручную, для чего были предусмотрены специальные регулировочные винты карбюратора. Данное мероприятие сложное и требовало определенных навыков, еще были нужны дополнительные приборы: газоанализатор и тахометр. Однако такие автомобили становятся все большей редкостью на дорогах.

На сегодняшний же день процесс замены регулятора больших сложностей не представляет. Однако при этом нужно соблюдать корректную и наиболее целесообразную последовательность работ. Стоит отметить, что все работы можно проводить лишь на выключенном моторе — это требование безопасности.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

  • Новый датчик холостого хода.
  • Ветошь.
  • Ключ на 13.
  • Универсальная крестовидная отвертка.
  • WD-40.

Демонтаж неисправного регулятора холостого хода (пошагово)

  1. Снимаем клемму с аккумулятора.
  2. Отсоединяем четырехконтактный разъем датчика.
  3. Откручиваем монтажные болты (2 штуки).
  4. Демонтируем старый датчик холостого хода.

Монтаж нового регулятора холостого хода

Установка нового регулятора производится в обратном порядке:

  1. Ставим регулятор на место.
  2. Тщательно закручиваем болты. Датчик должен быть закреплен плотно и не должен «болтаться». Учтите, что расстояние между датчиком и монтажным фланцем не должно превышать 23 миллиметра.
  3. Подсоединяем четырехконтактный разъем.
  4. Включаем на десять секунд зажигание, однако мотор не нужно заводить. В это время электронный блок управления выполняет калибровку регулятора холостого хода.
  5. Теперь можно завести силовой агрегат и спокойно эксплуатировать его.

Советы профи: особенности монтажа и регулировки регулятора холостого хода

Стоит отметить, что датчик холостого хода является цельным узлом, который нельзя отремонтировать. Однако в некоторых случаях, поможет его внешняя чистка специальным средством WD-40 или химией, предназначенной для чистки карбюратора. В данном случае нужно после снятия обработать регулятор одним из предложенных выше средств при помощи ватной палочки. Запрещено заливать его химией либо сильно тереть, так как это высокоточное устройство.

Если вы заметили, что двигатель на холостом ходу функционирует нестабильно, с рывками, не стоит надеяться, что все пройдет само по себе. Нужно внимательно изучить симптомы поломки. Как видите, не сложно сделать диагностику и замену датчика холостого хода, да и времени этого много не занимает. Но зато вы обеспечите силовому агрегату правильную подпитку во время наиболее сложного режима работы.

  • Машина не заводится в мороз, причины, как устранить, полезные советы
  • Медкомиссия на водительское удостоверение 2019
  • Разрядка аккумулятора, как предотвратить разрядку аккумуляторной батареи автомобиля
  • Потеет фара изнутри, что делать
  • Трещины и сколы на лобовом стекле, ремонт лобового стекла своими руками
  • Отопитель ваз 2107. Плохо греет печка ваз 2107: как отремонтировать печку на ВАЗ 2107
  • Незамерзайка, что это такое и как правильно её выбрать
  • Подогрев сидений автомобиля, накидки с подогревом на сиденье автомобиля, отзывы пользователей
  • Как заменить лампочку в автомобиле
  • Масло в коробке передач, почему пенится масло
  • Как правильно произвести полировку кузова автомобиля своими руками
  • Выбираем легкосплавные диски, положительные стороны легкосплавных и кованых колесных дисков.
  • Как поменять фильтр на автомобиле своими руками
  • Атермальная тонировка пленкой «Хамелеон», что это такое, как правильно выбрать пленку
  • Преимущества и недостатки штампованных металлических дисков по сравнению с литыми, полезные советы
  • Жесты и световые сигналы водителями
  • Тюнинг Ваз 2114: доработка ваз 2114, обо всем понемногу
  • Дроссельная заслонка, чистка дроссельной заслонки своими руками
  • Lada Vesta официальные версии. Преимущества и недостатки Lada Vesta
  • Как отремонтировать моторедуктор печки ВАЗ 2110
  • Блок управления печкой Калина: устройство, ремонт и замена блока управления печки Калина
  • Что такое пневмотестер, как оценить его показания?
  • Масляный насос ВАЗ 2107, ремонт и замена масляного насоса своими рукам
  • Что делать если автомобиль застрял в снегу, полезные советы
  • Автолампы: светодиодные, галогенные, лед лампы Как подобрать лампы в автомобиле
  • Причины утечки антифриза: неисправна система охлаждения, радиатор охлаждения, радиатор печки, неисправности в соединениях, антифриз в моторном масле.
  • Как сфотографировать автомобиль для продажи, полезные советы
  • Как выбрать автосервис (и при этом сэкономить), полезные советы
  • Как завести машину зимой, полезные советы
  • Что может стучать в автомобиле? Как определить причину стука?
  • Как провести диагностику автомобиля своими руками
  • Автономный предпусковой подогреватель, автономный подогреватель с дистанционным или программируемым запуском
  • Замена сайлентблока рычага передней подвески, как заменить сайлентблоки передней подвески своими руками?
  • Датчик холостого хода неисправности ВАЗ Признаки неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2110, 2107, 2109. Замена датчика холостого хода своими руками
  • Надо ли прогревать двигатель?
  • Как самому почистить дроссельную заслонку?
  • ВАЗ инжектор плохо заводится в мороз, что делать
  • Как заменить вилку сцепления ВАЗ?
  • Замена диска сцепления 2110. Как заменить диск сцепления 2110 без снятия коробки передачи?
  • Что такое кодграббер, как он работает и существует ли защита от него

Регулятор Холостого Хода (РХХ) - Устройство, Неисправности, Проверка

Смысл назначения РХХ — регулятора холостого хода, вытекает из его названия — стабилизация оборотов двигателя на холостом ходу.

Содержание

Принцип работы и местонахождение РХХ

Вкратце, все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостых, в него поступает определенный объем воздуха, который позволяет ему ровно функционировать.

ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные поступают на блок управления, с которого на РХХ дается команда уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя прикрытую дроссельную заслонку.

Устройство РХХ: 1) клапан; 2) корпус регулятора; 3) обмотка статора; 4) ходовой винт; 5) штекерный вывод обмотки статора; 6) шариковый подшипник; 7) корпус обмотки статора; 8) ротор; 9) пружина.

Если прогреть двигатель до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать обороты холостого хода. Если же двигатель не нагрелся до нужного градуса, тогда сам контроллер за счет РХХ увеличит обороты, тем самым обеспечив прогрев двигателя на повышенных оборотах. Такой режим работы двигателя разрешает начать движение автомобиля сразу, без прогрева.

Где находится регулятор холостого хода? Да в корпусе дроссельной заслонки — там крепится двумя винтами. Встречаются автомобили, головки крепежных винтов на которых могут быть рассверлены или же сами винты посажены на лак, что, безусловно, может значительно усложнить замену или прочистку воздушного канала РХХ. В таких случаях крайне сложно обойтись без демонтажа корпуса дроссельной заслонки.

В настоящее время автопроизводители используют следующие типы регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов более детально.

Соленоидный регулятор холостого хода работает, используя электромагнитную силу. Так, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, а механически связанная с ним заслонка поднимается, открывая тем самым воздушный канал. Когда напряжение пропадает (то есть, соленоид отключается), заслонка возвращается на свое место, перекрывая канал.

Регулировка работы соленоидного РХХ выполняется путем изменения частоты подачи командных сигналов на исполнительный орган. Для того чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий орган подаются сигналы большой частоты. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.

Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит, а также четыре электромагнитные обмотки. На них поочередно подается напряжение, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле, заставляющее вращаться управляющий ротор. Он соединен с исполняющим механизмом, который и запирает или отпирает воздушный канал.

Что касается роторных регуляторов холостого хода, то они управляются с использованием частотных импульсов. Алгоритм работы схож с соленоидным типом, однако вместо соленоида в данном случае используется именно ротор.

Неисправности регулятора холостого хода

Как и любая другая деталь, РХХ не застрахован от поломок. При этом признаки выхода из строя во многом сходны с теми, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только в отличии от ДПДЗ, уведомление об ошибке (чек энджин) — не появится, поскольку регулятор ХХ — устройство исполнительное.

О неисправности РХХ можно судить по таким признакам:

  1. Неустойчивость оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях отключение двигателя (если не поддерживать обороты с помощью педали акселератора).
  2. Снижение или повышение оборотов без причины.
  3. Полная остановка двигателя в момент включении передач или при трогании машины с места.
  4. При холодном запуске двигатель работает не на повышенных оборотах.
  5. Падение оборотов двигателя на холостом ходу при включении фар или печки.Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего две:
  • естественный износ направляющей иглы регулятора;
  • обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.

Как проверить регулятор холостого хода

Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что регулятор холостого хода нуждается в проверке. Существует несколько методов.

Проверка мультиметром

Несколько способов проверить РХХ

Самый известный способ. Сначала надо выключить зажигание и отсоединить фишку жгута от регулятора. Затем мультиметром померить сопротивление обмоток. Если между С и В, А и D показывает обрыв цепи, не стоит волноваться, так и должно быть. А вот между А и В или С и D сопротивление должно находится в пределах 40-80 Ом.

Проверка самодельным тестером

На впрысковых авто от проверки мультиметром мало толку. Зачастую поломка РХХ кроется в том, что регулятор заедет в открытом или закрытом состоянии.

Если вышло так, тогда подойдет и самодельный тестер, который можно смастерить своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подойдет от обычной зарядки для мобильного телефона). Играя выключателями, следует проверить ход штока регулятора холостого хода. При исправном штоке лампочка будет еле светиться, а яркий свет говорит о том, что шток где-то заедает.

Визуальный осмотр

Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.

Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.

РХХ и дроссельная заслонка

Снятие/замена РХХ

Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:

  1. Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
  3. Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
  4. Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.

Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.

Как не попасться на подделку при выборе РХХ

Если проверка показала поломку регулятора, стоит быть готовым к его замене, о которой было упомянуто чуть выше. Если говорить о РХХ на ВАЗ, то по качеству и надежности выделяются регуляторы холостого хода ОМЕГА и КЗТА (Калуга). Разумеется, речь идет об оригинальных деталях, а не подделках.

Выявить поддельный РХХ можно уже по коробке, в которую он упакован. Дешевая упаковка, странный шрифт, плохая, размазанная печать — все это указывает на подделку.

Сама поддельная деталь тоже имеет изъяны. Как правило, это люфт направляющей втулки и самой шляпки. Со временем люфт только увеличивается, что негативно сказывает на работе РХХ. Кроме этого на корпусе регулятора может быть зазор, из-за которого появится подсос воздуха. Не исключена и плохая припайка контактов.

Уберечься от подделки можно и с помощью самого производителя, который применяет меры защиты. Это может быть уникальный код запчасти, который можно сверить по СМС или на сайте.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Датчик (регулятор) холостого хода (РХХ)

Регулятор холостого хода (датчик холостого хода, РХХ) — устройство для автоматической стабилизации и регулировки холостых оборотов. Указанный датчик холостого хода зачастую является электродвигателем, который имеет конусную иглу.

Назначением РХХ является подача необходимого для стабильной работы двигателя количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостых оборотах. Другими словами, если мотор работает на холостом ходу, дроссельная заслонка закрыта. При этом воздух поступает в ДВС по дополнительному каналу. Регулировка оборотов холостого хода становится возможной благодаря изменению сечения данного канала, который перекрывает игла датчика холостого хода.

Принцип работы датчика холостого хода (РХХ) заключается в следующем. Количество поступающего воздуха определяется воздухорасходомером ДМРВ, после чего ЭБУ двигателем получает соответствующий сигнал и подает через инжекторные форсунки нужное количество топлива. Также ЭБУ учитывает показания ДПКВ (датчик положения коленвала), определяя таким образом обороты двигателя на разных режимах работы. Параллельно электронный блок управления ДВС контролирует работу регулятора холостого хода. После выхода мотора на режим холостых оборотов регулятор холостого хода РХХ под управлением ЭБУ приоткрывает дополнительный канал, чтобы в двигатель поступало необходимое количество воздуха для поддержания заданных холостых оборотов двигателя.

Также РХХ меняет холостые обороты в зависимости от степени прогрева силового агрегата.  Если двигатель не прогрет до рабочих температур, ЭБУ посылает сигнал на РХХ, регулятор увеличивает проходное сечение дополнительного канала. Количество воздуха увеличивается, блок управления увеличивает подачу топлива, тем самым повышая обороты холостого хода. При повышенных оборотах двигатель быстрее прогревается.

Подобным образом ЭБУ компенсирует и меняющиеся нагрузки на мотор в режиме работы на холостых (включение фар, подогрева зеркал или сидений, подключение климатической установки и других мощных потребителей.) Благодаря синхронной работе ЭБУ и исполнительного устройства РХХ удается динамично увеличить или уменьшить количество поступающего воздуха, который идет в обход дроссельной заслонки. В результате двигатель на холостом ходу работает стабильно.

Неисправности датчика холостого хода обычно проявляются в виде следующих признаков:

  • мотор не заводится;
  • двигатель неустойчиво работает на холостом ходу;
  • обороты плавают «на холодную» и/или «на горячую»;
  • происходит самостоятельное повышение или понижение холостых оборотов на прогретом моторе;
  • после выхода на режим холостого хода двигатель глохнет;
  • во время запуска холодного двигателя обороты не повышаются для прогрева;
  • холостые обороты падают после включения энергопотребителей (габариты, фары головного света, кондиционер, обогрев и т.д.);
Указанные неисправности регулятора холостого хода могут проявляться как по отдельности, так и в совокупности. Отметим, что «check» на приборной панели обычно не горит в случае проблем с РХХ. Также неисправности датчика холостого хода напоминают по симптомам поломки датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). При этом сбои в работе ДПДЗ сопровождаются загоранием «check».

Для точного определения поломки необходимо проверить регулятор холостого хода. После снятия РХХ для диагностики, чистки или замены и его последующей установки, необходимо дополнительно осуществить калибровку устройства. Для этого перед установкой регулятора понадобится снять клемму с АКБ. После установки устройства клемма возвращается на место, затем на 10-15 сек. включается зажигание без запуска мотора. В это время ЭБУ проводит калибровку РХХ. Обратите внимание, без снятия клеммы с АКБ электронный блок управления не будет калибровать регулятор. Затем мотор следует запустить для проверки работоспособности регулятора холостого хода на работающем двигателе.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости