С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Рычаг стабилизатора поперечной устойчивости


Стабилизатор поперечной устойчивости — зачем он нужен?

При повороте центробежная сила наклоняет автомобиль, со стороны наружных колес увеличивается нагрузка, со стороны внутренних – уменьшается и, как следствие, наблюдается крен и раскачивание кузова. Все это может привести к опрокидыванию автомобиля. Для уменьшения кренов в поворотах применяется стабилизатор поперечной устойчивости.

Что такое стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости является частью автомобильной подвески, соединяющей противоположные колеса с помощью упругого элемента торсионного типа (работает на скручивание). В настоящее время стабилизатор поперечной устойчивости обязательный элемент различных видов независимой подвески легковых автомобилей. Стабилизатор устанавливается как на передней, так и на задней оси автомобиля. В легковых автомобилях, использующих в качестве задней подвески торсионную балку, стабилизатор поперечной устойчивости не устанавливается. Его функции выполняет сама подвеска.

Конструктивно стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой стержень (штангу) круглого сечения, имеющий П-образную форму. Стабилизатор изготавливается из пружинной стали. Он располагается поперек кузова автомобиля и крепится к нему в двух местах с помощью резиновых втулок и хомутов. Втулки позволяют стабилизатору вращаться. Стабилизатор имеет, как правило, сложную форму, которая учитывает положение узлов и агрегатов автомобиля, расположенных под днищем кузова.

Концы стабилизатора поперечной устойчивости шарнирно соединяются с элементами подвески автомобиля – рычагами (многорычажная подвеска, подвеска на двойных поперечных рычагах), амортизаторными стойками (подвеска McPherson). Соединение стабилизатора с подвеской может быть как непосредственным, так и с помощью двух тяг (стоек). Наибольшее распространение получило соединение с помощью тяг.

Основа работы стабилизатора поперечной устойчивости

Работа стабилизатора поперечной устойчивости основана на перераспределении нагрузки между упругими элементами подвески. При боковом крене (поперечных угловых колебаниях) концы стабилизатора (тяги) перемещаются в разные стороны (один поднимается, другой опускается). Средняя часть стабилизатора закручивается. Со стороны крена стабилизатор пытается как–бы приподнять кузов, с другой – опустить. Чем больше крен кузова, тем сильнее сопротивление стабилизатора. Таким образом, обеспечивается выравнивание автомобиля по отношению к плоскости дороги. Помимо снижения крена, достигается улучшение сцепных свойств шин в повороте.

Необходимо отметить, что в силу своей конструкции стабилизатор поперечной устойчивости не препятствует вертикальным и продольным угловым колебаниям подвески автомобиля. Так, при вертикальных колебаниях левое и правое колеса движутся вместе, а стабилизатор проворачивается во втулках.

Эффективная работа стабилизатора поперечной устойчивости обеспечивается его жесткостью. Жесткость стабилизатора определяется свойствами материала, формой, геометрией крепления. Чем жестче стабилизатор, тем большую нагрузку он переносит с внешнего колеса и соответственно более крутые повороты может позволить автомобилю. Устанавливая на переднюю и заднюю ось автомобиля стабилизаторы разной жесткости можно изменять тяговые свойства на осях, тем самым достигать желаемый баланс управления (избыточная или недостаточная поворачиваемость автомобиля).

При всех очевидных преимуществах стабилизатор поперечной устойчивости имеет ряд недостатков. Его применение приводит к частичной потере свойств независимой подвески – передаче ударов с одного колеса на другое, уменьшение хода подвески. В идеале при прямолинейном движении автомобиля стабилизатор поперечной устойчивости не нужен.

Кардинально данную проблему решает адаптивная подвеска, позволяющая полностью отказаться от стабилизатора поперечной устойчивости. Дальше всех в этом вопросе пошел Mercedes-Benz, разработав и внедрив на своих автомобилях систему активного контроля кузова (Active Body Control, ABC). Электронная система АВС позволяет контролировать положение кузова, исключающее крены, в различных условиях движения, в том числе при повороте, ускорении и торможении.

Минусы стабилизатора поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости ухудшает проходимость внедорожников. При движении по бездорожью стабилизатор может привести к вывешиванию колеса и потере его контакта с дорогой. Борются с данной проблемой несколькими способами.

Самый распространенный способ – использование в качестве стойки стабилизатора гидроцилиндра. В нормальном положении гидроцилиндр заперт, стабилизатор выполняет свои функции в полном объеме. При необходимости движения по бездорожью гидроцилиндр разблокируется с помощью кнопки на панели приборов, стабилизатор поперечной устойчивости отключается. Для предотвращения опрокидывания при достижении определенной скорости движения предусмотрено автоматическое включение стабилизатора (блокировка гидроцилиндра).

Стабилизатора поперечной устойчивости, замена втулок стабилизатора поперечной устойчивости своими руками. Как заменить втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Самостоятельная замена втулок стабилизатора поперечной устойчивости.

Подвеска любого транспортного средства всегда первой принимает удар от неровностей на дороге. Для оптимального восприятия данных неровностей она оснащена упругими элементами, которые с помощью поперечной балки, перераспределяя принятые усилия, смещают колеса. Эта система, которая состоит из рычагов и балки, называется стабилизатором поперечной устойчивости. Ее назначение — поддерживать устойчивость автомобиля при поворотах или прочих внешних усилиях. 

Подвеска автомобиля, устройство и принцип действия

Общими элементами для всех типов подвесок являются:

  1. Компоненты распределения направления силы.
  2. Компоненты обеспечения упругости.
  3. Компоненты стабилизации поперечной устойчивости.
  4. Гасящий компонент.
  5. Крепеж.

Компоненты обеспечения упругости являются своеобразным буфером между кузовом транспортного средства и неровностями дороги. Сюда относятся торсионы, рессоры и витые пружины. Пружины бывают с переменной жесткостью и постоянной. Рессоры являют собой набор упругих полос из металла, которые стянуты своеобразной «стремянкой» и имеют разную длину. Торсионы являют собой металлическую трубу, в которой находятся стержни, функционирующие по принципу скручивания.

Существует еще один тип компонентов упругости — гидропневматический и пневматический. Первый являет собой симбиоз сжатого воздуха и рабочей жидкости в одной камере, которая разделена перегородкой, а действие второго основывается на свойствах сжатого воздуха.

Компоненты распределения направления силы одновременно служат для крепления подвески к автомобильному кузову, передачи на кузов силы и корректного расположения колес автомобиля относительно кузова по горизонтали и вертикали. К данным компонентам относятся сдвоенные рычаги, рычаги продольной и поперечной установки.

Гасящие компоненты (амортизаторы) предназначены для противодействия компонентам упругости, а именно для сглаживания колебаний. Конструктивно амортизаторы выполнены в виде трубы из металла с крепежными элементами и применяют принцип гидравлического сопротивления. Существует два типа амортизаторов — однотрубные и двухтрубные. По способу действия амортизаторы бывают масляные, газомасляные и пневматические.

Компоненты стабилизации поперечной устойчивости — штанга с опорами крепления к автомобильному кузову, которая соединяет рычаги противоположных колес. Компоненты предназначены для уменьшения крена и распределения боковой нагрузки автомобиля на поворотах.

Крепление компонентов подвески транспортного средства к кузову и опорам колеса выполняется с помощью болтовых соединений, шаровых опор и сайлент-блоков (резинометаллических втулок).

Стабилизатор поперечной устойчивости, место установки, устройство, возложенные задачи

Стабилизатор поперечной устойчивости можно легко увидеть, если поставить автомобиль на смотровую яму или загнать на подъемник. На переднем мосту, среди амортизаторов, пружин и других рычагов вы заметите изогнутый стальной прут, который одним своим плечом крепится к ступице колеса, а другим — к подрамнику. Крепления стабилизатора не являются жесткими и дают ему возможность перемещаться по оси в одной плоскости.

Принцип действия стабилизатора основан на перераспределении веса кузова транспортного средства по колесам в условиях появления крена. К примеру, во время резкого изменения траектории езды и прохождения поворотов с небольшим радиусом.

Втулки стабилизатора, почему они разрушаются, признаки разрушения

Для максимально лучшего гашения вибрации, а также силовых воздействий, которые идут на кузов транспортного средства, подавляющее большинство компонентов подвески соединяется посредством упругих элементов. Это касается и стабилизатора поперечной устойчивости. Для его крепления применяются специальные втулки (подушки, резинки) из полиуретана или прочной резины.

Под влиянием времени и множества факторов, таких как плохое состояние дорожного полотна, использование агрессивных реагентов, стиль вождения и так далее, данные втулки могут начать разрушаться. В результате этого работа стабилизатора становится неудовлетворительной. Также могут начать возникать более серьезные дефекты.

Первый симптом, предвещающий замену втулок — легкое стучание подвески. Такой стук может также слышаться при «уставших» амортизаторах. Однако в случае с втулками он будет слышен не только на ухабах и ямах, а и при вхождении в крутые повороты. Транспортное средство при этом не редко ощущается излишне вялым и валким. Возникший стук будет результатом появившегося люфта в соединительных агрегатах рычагов стабилизатора из-за износившихся втулок.

Опасность эксплуатации автомобиля с неисправными втулками стабилизатора

Если не принять меры вовремя, в дальнейшем стуки только усилятся и будут постоянно сопровождать работу подвески в результате нарастающего разрушения и деформации втулок. Может возникнуть чрезмерный люфт руля и поперечная качка кузова. Возможно «рыскание» транспортного средства не только при поворотах, а и в случае перестроения или торможения. Автопроизводители, как правило, рекомендуют менять втулки через каждые тридцать-сорок тысяч пробега. Но в наших условиях желательно ориентироваться на их износ. Поэтому внезапно появившийся легкий дребезг и стук при поворотах будут явными симптомами близящейся замены элементов.

Как проверить качество втулок

Существует народный способ проверки втулок стабилизатора на исправность. Необходимо проехать лежачего полицейского «наискосок» на второй передаче. В районе педалей появился глухой стук — вероятнее всего, втулки износились. Еще можно просто залезть под автомобиль и самому посмотреть все. На изношенной втулке будут заметны трещины и потертости, которые характерны для растрескавшейся и изношенной резины. Иногда автомастера еще называют такие трещины «ромашками».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Кроме того, резина втулок может попросту задубеть и потерять требуемую упругость. Если не получается нормально рассмотреть втулки, покачайте рукой сам стабилизатор. Наличие люфта, скрипов и стуков в нижней части подвески указывает на то, что втулки стабилизатора пришли в негодность.

Инструменты, приспособления, расходные материалы

  1. Накидная головка.
  2. Вороток.
  3. Трещотка с удлинителем.
  4. Рожковый и накидной ключи.

Замена втулок поперечной устойчивости своими руками (пошагово)

  1. Необходимо вывесить автомобиль на домкратах и надежно зафиксировать.
  2. Далее снимите колеса.
  3. Демонтируйте защиту картера и подкрылки.
  4. Приподнимите нижний рычаг при помощи домкрата или поставьте под него упор. В случае замены втулок со стороны обеих колес, желательно поставить упоры под ось передних колес или воспользоваться домкратом. Это нужно для снятия нагрузки с балки стабилизатора и облегчения дальнейшей замены втулок.
  5. Затем ослабьте крепления стабилизатора к подрамнику или кузову (с двух сторон). Если возникнут трудности с болтами в результате их окиси и загрязнения, обработайте их «вэдэшкой» либо прочим подобным раствором, чтобы облегчить их откручивание.
  6. Снимите крепление втулки и саму втулку. На сегодняшний день втулки зачастую делают разрезными, что существенно облегчает процедуру их демонтажа.
  7. Возьмите новую втулку и установите на место старой. Хорошо вымойте и протрите посадочное место элемента на стабилизаторе. Также можно немного намылить втулку, чтобы было удобнее ее двигать или же воспользуйтесь специальной смазкой, которая не редко идет в ремкомплекте.
  8. Закрутите крепежные болты хомута втулки.
  9. Уберите домкрат из-под рычага и установите колесо.

Советы профи

Следует понимать, что устройство подвески на различных автомобилях может существенно отличаться и данная инструкция не является универсальной. Однако для общего понимания процедуры и порядка выполнения работ ее вполне достаточно.

Установка двойного стабилизатора поперечной устойчивости на рычаги турботема — бортжурнал Лада 2105 "School cramps" 1996 года на DRIVE2

1

Так как при жесткой подвеске крены оставались, то стабилизатор был необходим, да еще и при том, что даже родного на моих рычагах уже не стояло, так как крепления не подходили. Решили сразу сделать двойной, для этого нужно :

1) Еще один стабилизатор от классики 660р.2) 3 комплекта яиц (стоек стабилизатора) ваз 2110 (НЕ 2108 , иначе не натяните на свой стаб резинку) . по 200р. за комплект обычных и 395р. за усиленные, итого 795р.3) 2 подушки стабилизатора от нивы . 30р. за 2 штукиБерем два комплекта стоек и срезаем с них верхнее кольцо, где резинки без металлической трубки.

Свариваем 2 этих кольца, перед этим выпрессовав резинки (иначе пожжете сваркой), а потом опять запрессовываете. Получается 8-ка, она нужна чтобы соединить 2 стаба воедино. Таких нам нужно 2,поэтому и нужно 2 комплекта, так как из одного комплекта получается 1 8-ко образный соединитель.Кстати, запрессовывать резинки и одевать на стаб, нужно обязательно с мылом, а сами края стабилизатора сточить чуть чуть болгаркой, сделав их немного конусными с фаской, иначе вы задолбитесь натягивать крепления на стаб.

еще не запрессовали резинки, запрессовывать нужно с мылом в тисках

Самопал, варится кстати хреново, но для соединений двух стабов, сварки хватит

Берем старый стаб и любыми способами, хоть болгаркой, освобождаем его от стандартных креплений к кузову, потом на это место надеваем подушки от нивы и с каждого края стаба, срезаем болгаркой по 10 см прута, и все это втыкаем на новый стаб.

2

3

сверху старые самопальные стойки, снизу усиленные на красном полиуретане, а не на говно-мягком желтом.

3-ий комплект стоек стабилизатора, нужно купить усиленный, так как нагрузка на них будет в разы больше, тем более при дрифте. Я по началу с экономил и из остатков 2-ух комплектов сделал еще один комплект, просто из резиновой подушки выпрессовал металлическую втулку и фрезой сделал отверстие больше, это во-первых колхоз, во вторых не долго прослужит, я катался на этом неделю, просто потому что денег не было на нормальные усиленные.В итоге за неделю наши резинки из стоек выпрессовались, но кольца остались целы.

4

5

На машине нужно подогнуть кромку лонжеронов, так как второй стаб будет упираться в них., ну а потом ломом нужно будет в 2-ем, закрепив стабилизатор к кузову на его стандартные места, вытягивать к рычагам, так как он уж очень жесткий теперь, будет трудно попасть болтом в стойку стабилизатора и в рычаги, чтобы все это закрепить окончательно.

Небольшая инструкция

Ну а теперь о ощущениях, крен пропал полностью, со стабом на видео еще не дрифтил, но чувствуется на сколько сильно изменилось поведение машины. Самое главное это то, что теперь проходя поворот, она сама проситься в дрифт и мотор стал тянуть это белое ведро в угле даже на 2 передаче.

Ах да, купить в магазине такой, будет стоить около 2600р., сделать самим нам было гораздо дешевле.

Стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости - это упругая поперечная распорка в подвеске автомобиля, работающая на скручивание и растяжку.

В простейшем виде стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой стальной прут П-образной формы. Но в современных автомобилях, из-за компактного размещения агрегатов, стабилизатору придают более сложную форму. В центральной части прут имеет круглый профиль. В качестве материала применяют специальную упругую сталь с хорошим сопротивлением скручиванию. Средняя часть стабилизатора крепится через опоры к кузову, подрамнику или раме автомобиля, а концами к левому и правому рычагам подвески или балке моста.  

Стабилизатор поперечной устойчивости используют как на передней так и на задней оси.

 

Принцип действия стабилизатора поперечной устойчивости

При боковых кренах концы стабилизатора перемещаются в разные стороны – одна часть вверх а другая вниз. Из-за этого средняя часть стабилизатора скручивается, как пружина, и, стремясь распрямиться, препятствует крену. При работе стабилизатор поперечной устойчивости старается приподнять накренившуюся сторону кузова, а противоположную опустить.

При одновременном перемещении концов стабилизатора в одном направлении, стабилизатор не работает, поворачиваясь в опорах.

Плюсы и минусы стабилизатора поперечной устойчивости

Основным недостатком стабилизатора поперечной устойчивости, является то, что он уменьшает ход подвески. Это негативно сказывается на проходимости автомобилей, предназначенных для движения по бездорожью, так как колесо, которому не дает опуститься стабилизатор, повисает в воздухе и теряет контакт с поверхностью. В результате автомобиль застревает.

Интересные факты о стабилизаторе поперечной устойчивости

При создании внедорожника Nissan Patrol для улучшения поведения автомобиля на бездорожье, инженеры установили отключаемый задний стабилизатор поперечной устойчивости.  Для этого вместо двух стоек крепления стабилизатора установили отключаемые гидроцилиндры. При этом, для предотвращения несчастных случаев водитель мог отключить задний стабилизатор только на скоростях ниже 20 км/ч, то есть, по сути, система могла работать лишь при неспешном движении по грязи.

Интересную систему под названием KDSS устанавливает Toyota на модели Land Cruiser 200 и Prado 150. С использованием этой системы автомобиль хорошо управляется на асфальте и не пасует перед бездорожьем. Основная суть системы в установке на передней и задней оси гидроцилиндров вместо одной из центральных опор стабилизатора. Электроника следит за положением кузова и изменяет характеристики переднего и заднего стабилизаторов поперечной устойчивости в зависимости от дорожных условий.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости