С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Схема пуска двигателя


Схема пуска электродвигателя

В настоящее время наиболее распространены трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Пуск и остановка таких двигателей при включении на полное напряжение сети осуществляются дистанционно при помощи магнитных пускателей.

Наиболее часто используется схема с одним пускателем и кнопками управления «Пуск» и «Стоп». Для того, чтобы обеспечить вращение вала двигателя в обе стороны используется схема с двумя пускателями (или с реверсивным пускателем) и тремя кнопками. Такая схема позволяет менять направление вращения вала двигателя «на ходу» без его предварительной остановки.

Схемы пуска двигателя

Электрический двигатель М питается от трехфазной сети переменного напряжения. Трехфазный автоматический выключатель QF предназначен для отключения схемы при коротком замыкании. Однофазный автоматический выключатель SF защищает цепи управления.

Основным элементом магнитного пускателя является контактор (мощное реле для коммутации больших токов) КМ. Его силовые контакты коммутируют три фазы, подходящие к электродвигателю. Кнопка SB1 («Пуск») предназначена для пуска двигателя, а кнопка SB2 («Стоп») — для остановки. Тепловые биметаллические реле KK1 и КК2 осуществляют отключение схемы при превышении тока, потребляемого электродвигателем.

Рис. 1. Схема пуска трехфазного асинхронного двигателя с помощью магнитного пускателя

При нажатии кнопки SB1 контактор КМ срабатывает и контактами KM.1, КМ.2, КМ.3 подключает электродвигатель к сети, а контактом КМ.4 блокирует кнопку (самоблокировка).

Для остановки электродвигателя достаточно нажать кнопку SB2, при этом контактор КМ отпускает и отключает электродвигатель.

Важным свойством магнитного пускателя является то, что при случайном пропадании напряжения в сети двигатель отключается, но восстановление напряжения в сети не приводит к самопроизвольному запуску двигателя, так как при отключении напряжения отпускает контактор КМ, и для повторного включения необходимо нажать кнопку SB1.

При неисправности установки, например, при заклинивании и остановке ротора двигателя, ток, потребляемый двигателем, возрастает в несколько раз, что приводит к срабатыванию тепловых реле, размыканию контактов KK1, КК2 и отключению установки. Возврат контактов КК в замкнутое состояние производится вручную после устранения неисправности.

Реверсивный магнитный пускатель позволяет не только запускать и останавливать электрический двигатель, но изменять направление вращения ротора. Для этого схема пускателя (рис. 2) содержит два комплекта контакторов и кнопок пуска.

Рис. 2. Схема пуска двигателя с помощью реверсивного магнитного пускателя

Контактор КМ1 и кнопка SB1 с самоблокировкой предназначены для включения двигателя в режиме «вперед», а контактор КМ2 и кнопка SB2 включают режим «назад». Для изменения направления вращения ротора трехфазного двигателя достаточно поменять местами любые две из трех фаз питающего напряжения, что и обеспечивается основными контактами контакторов.

Кнопка SB3 предназначена для остановки двигателя, контакты КМ 1.5 и КМ2.5 осуществляют взаимоблокировку, а тепловые реле КК1 и КК2 — защиту при превышении тока.

Включение двигателя на полное напряжение сети сопровождается большими пусковыми токами, что может быть недопустимо для сети ограниченной мощности.

Схема пуска электродвигателя с ограничением пускового тока (рис. 3) содержит резисторы R1, R2, R3, включенные последовательно с обмотками электродвигателя. Эти резисторы ограничивают ток в момент пуска при срабатывании контактора КМ после нажатия кнопки SB1. Одновременно с КМ при замыкании контакта КМ.5 срабатывает реле времени КТ.

Выдержка, осуществляемая реле времени, должна быть достаточной для разгона электродвигателя. По окончании времени выдержки замыкается контакт КТ, срабатывает реле К и своими контактами K.1, К.2, К.3 шунтирует пусковые резисторы. Процесс пуска завершен, на двигатель подается полное напряжение.

Рис. 3. Схема пуска двигателя с ограничением пускового тока

Далее будут рассмотрены две наиболее популярных схемы торможения трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором: схема динамического торможения и схема торможения противовключением.

Схемы торможения двигателя

После снятия напряжения с двигателя его ротор какое-то время продолжает вращаться за счет инерции. В ряде устройств, например, в подъемно-транспортных механизмах, требуется осуществлять принудительное торможение для уменьшения величины выбега. Динамическое торможение заключается в том, что после снятия переменного напряжения через обмотки электродвигателя пропускается постоянный ток.

Схема динамического торможения показана на рис. 4.

Рис. 4. Схема динамического торможения двигателя

В схеме, помимо основного контактора КМ, присутствует реле К, включающее режим торможения. Поскольку реле и контактор не могут быть включены одновременно, применена схема взаимоблокировки (контакты КМ.5 и К.3).

При нажатии кнопки SB1 срабатывает контактор КМ, подает питание на двигатель (контакты КМ.1 КМ.2, КМ.3), блокирует кнопку (КМ.4) и блокирует реле К (КМ.5). Замыкание КМ.6 вызывает срабатывание реле времени КТ и замыкание контакта КТ без выдержки времени. Таким образом осуществляется пуск двигателя.

Для остановки двигателя следует нажать кнопку SB2. Контактор КМ отпускает, размыкаются контакты KM.1 — KM.3, отключая двигатель, замыкает контакт КМ.5, что вызывает срабатывание реле К. Контакты K.1 и К.2 замыкаются, подавая постоянный ток в обмотки. Происходит быстрое торможение.

При размыкании контакта КМ.6 реле времени КТ отпускает, начинается выдержка времени. Величина выдержки должна быть достаточна для полной остановки электродвигателя. По окончании выдержки времени контакт КТ размыкается, реле К отпускает и снимает постоянное напряжение с обмоток электродвигателя.

Наиболее эффективным способом торможения является реверсирование двигателя, когда сразу после снятия питания на электродвигатель подается напряжение, вызывающее появление встречного вращающего момента. Схема торможения противовключением приведена на рис. 5.

Рис. 5. Схема торможения двигателя противовключением

Частота вращения ротора двигателя контролируется с помощью реле частоты вращения с контактом SR. Если частота вращения больше некоторого значения, контакт SR замкнут. При остановке двигателя контакт SR размыкается. Кроме контактора прямого включения KM1 схема содержит контактор для реверсирования КМ2.

При пуске двигателя срабатывает контактор KM1 и контактом КМ 1.5 разрывает цепь катушки КМ2. С достижением определенной частоты вращения замыкается контакт SR подготавливая цепь для включения реверса.

При останове двигателя контактор KM1 отпускает и замыкает контакт КМ1.5. В результате этого контактор КМ2 срабатывает и подает на электродвигатель реверсирующее напряжение для торможения. Снижение частоты вращения ротора вызывает размыкание SR, контактор КМ2 отпускает, торможение прекращается.

Статьи и схемы

Полезное для электрика

Схема асинхронного электродвигателя

Опубликовано Февраль 9, 2014

Представленная выше схема является самой простой и распространенной, которая обладает простейшей пускозащитной аппаратурой, которая без проблем позволяет управлять работой асинхронного электродвигателя, а так же защищает от недопустимых режимов работы, таких как короткое замыкание и перегрузки. На данной схеме имеются две части: силовая цепь, посредством которой осуществляется питание электродвигателя и цепь управления непосредственно участвующую в управлении электродвигателя (пуск, остановка). Необходимо уточнить, что по силовой цепи протекает рабочий ток электродвигателя, другими словами эта цепь должна выдерживать пусковые токи. Цепь управления в свою очередь, в зависимости от используемой пусковой и регулирующей аппаратуры может получать питание от одного источника вместе с силовой цепью или от независимого источника, причем цепь управления может питаться постоянным током. В зависимости от катушки магнитного пускателя цепь управления может питаться фазным или линейным напряжениями.

Схема состоит из следующих составных частей:

Два автоматических выключателя АВ1 и АВ2. Первый АВ1 устанавливается в силовой цепи, им осуществляется подача напряжения на контакты магнитного пускателя. Также от этого автоматического выключателя получает питание второй выключатель АВ2 расположенный в цепи управления. Автомат АВ1 является не только коммутирующим устройством, но и аппаратом защиты от коротких замыканий и перегрузки. Автоматический выключатель АВ2 подает напряжение на цепь управления и защищает ее от короткого замыкания.

Магнитного пускателя КМ, силовые контакты которого включены в силовую цепь, блок контакт КМ1 осуществляет шунтирование кнопки Пуск. Также в цепь управления включается катушка КМ данного магнитного пускателя. Магнитный пускатель осуществляет подачу напряжения на электродвигатель, а также препятствует повторного пуска электродвигателя при кратковременном исчезновении напряжения.

Тепловое реле КК, биметаллические пластины, которого включены последовательно в силовую цепь питания статора асинхронного электродвигателя. Отключающий контакт КК этого реле включен в цепь управления. Реле КК осуществляет защиту электродвигателя от перегрузки.

Сам асинхронный двигатель Д, которым осуществляется управление.

Кнопочная станция (кнопка управления), состоящая из двух кнопок Стоп — нормально замкнутый контакт, и кнопка Пуск – нормально разомкнутый контакт.

Все вышеперечисленные устройства изображены на схеме.

Работа схемы

shema puska ad1

В текущем состоянии, напряжение подается только на верхние контакты (губки) автоматического выключателя АВ1, это можно заметить по окраске линий в синий цвет.

При включенном автоматическом выключателе АВ1, напряжение поступает на силовые контакты магнитного пускателя КМ и автоматического выключателя АВ2. При замыкании Автомата АВ2, напряжение поступит через замкнутый контакт кнопки Стоп на контакт кнопки Пуск, и блок контакт магнитного пускателя КМ1.

shema puska ad2

Все выше перечисленные манипуляции являются подготовительными. В текущем состоянии все готово к пуску электродвигателя.

shema puska ad3

При замыкании контакта кнопки Пуск, питание получит катушка магнитного пускателя КМ, при этом через нее начнет протекать ток, так как образовалась замкнутая цепь: фаза С, автоматический выключатель АВ2, кнопка Стоп, кнопка Пуск, катушка КМ, контакт реле КК, фаза В.

При протекании тока по катушке магнитного пускателя, замкнутся его контакты в силовой цепи, кроме этого срабатывает блок контакт КМ1, который шунтирует катушку магнитного пускателя КМ, он срабатывает, то есть замыкает свои контакты в с кнопку Пуск. После размыкания контакта кнопки Пуск, катушка не потеряет питание.

При срабатывании, магнитный пускатель замыкает свои силовые контакты КМ и подает напряжение на статор двигателя через тепловое реле. Асинхронный двигатель, получив питание, запустится, его ротор начнет вращаться.

shema puska ad4

Для выполнения остановки электродвигателя, необходимо отключить катушку магнитного пускателя КМ, для этого нажимают кнопку Стоп, размыкая его контакт. При этом цепь, по которой питалась катушка КМ, размыкается, вследствие чего размыкаются силовые контакты магнитного пускателя КМ, электродвигатель теряет питание и останавливается, при этом размыкается шунтирующий блок контакт КМ1. При возврате кнопки Стоп в замкнутое положение, состояние схемы возвращается в исходное положение и готова для очередному пуска.

Стоит отметить, что данная схема не приспособлена для обеспечения плавного пуска асинхронного электродвигателя, выполнения регулировки частоты вращения и реверса. Все эти операции требуют усложнения схемы путем включения дополнительных устройств.

Асинхронные двигатели — самый распространенный вид электрических машин. Выше представленную схему пуска электродвигателей так же называют самой простой и распространенной.

4 комментария: Схема асинхронного электродвигателя

5.7. Способы и схемы пуска электроприводов с асинхронными двигателями

Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором являются основным приводом большинства судовых механизмов, не требующих широкого регулирования частоты вращения. Они просты в изготовлении и эксплуатации, обладают высокой надежностью и долговечностью, имеют сравнительно низкую стоимость.

Пусковые свойства асинхронного двигателя оцениваются его пусковы­ми характеристиками:

значением пускового тока Iп или его кратностьюIп/Iном;

значением пускового Мп или его кратностью Мп/Мп ном;

продолжительностью и плавностью пуска двигателя в ход;

сложностью пусковой операции;

экономичностью пусковой операции (стоимостью и надежностью пусковой аппаратуры), а также потерями энергии в ней.

Значение пускового тока

где R1 иX1 – активное и индуктивное сопротивления статора, аR2 и Х2 – приведённые активное и индуктивное сопротивления ротора.

Из анализа (7) следует, что улучшить пусковые свойства двигателя можно увеличением активного сопротивления цепи ротора R2, так как в этом случае уменьшается пусковой ток и увеличивается пусковой момент. Уменьшение напряженияU1. влияет благоприятно наIп (уменьшая его значение), однако пусковой момент Мп при этом также уменьшается. Возможность применения того или иного способа улучшения пусковых характеристик определяется видом двигателя, условиями эксплуатации требованиями к нему.

Управление приводом для нереверсивных механизмов заключается чаще всего в дистанционном пуске и отключении электродвигателя. Схема такого рода легко может быть автоматизирована посредством замены кнопок ручного управления на устройство, замыкающее или размыкающее контакты при достижении порогового значения параметра, когда необходимо включить или выключить электродвигатель.

а) Наиболее простой способ подключения асинхронного двигателя – прямой пуск посредством магнитного пускателя (рис.5.18).

Здесь при нажатии кнопки SB2 (Пуск) получает питание катушка линейного контактора КМ, и двигатель включается на сеть. Нажатием кнопкиSB1 (Стоп) катушка КМ теряет питание, и двигатель отключается от сети. При перегрузке электродвигателя размыкается контакт теплового реле КК, который также обесточивает цепь контактора КМ. Пусковой ток асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором при прямом включении на сеть достигает (6-7)Iном. Если, например, мощность пускаемого двигателя составляет 30% мощности работающего генератора, то такой большой пусковой ток вызывает резкое кратковременное снижение напряжения сети, называемое провалом напряжения на 15-20%. При большей относительной мощности двигателя провал напряжения значительно увеличивается, что может привести к отключению магнитных пускателе работающих электроприводов, к всплеску тока генератора и срабатыванию его защиты и т.п. Поэтому двигатели соизмеримой с генератором мощности на судах пускаются по специальным схемам, которые ограничивают силу пускового тока.

Рис.5.18. Схема прямого пуска АД.

б) Пуск с включением резисторов в цепь статора (рис.5.19). Разгон двигателя осуществляется в две ступени. На первой в цепь всех трех фаз включается сопротивление, которое на второй степени шунтируется контактами контактора ускорения КМ2:1. Время работы на пусковой ступени контролируется электромагнитным реле времени КТ1. Схема работает следующим образом. При нажатии кнопки SB1 (Пуск) получает питание реле КТ1, которое своими контактами КТ1:1 шунтирует кнопкуSB1 и включает контактор ускорения КМ2, а он размыкает свои контакты КМ2:1, шунтирующие пусковые сопротивления и тем самым подготавливает схему к пуску. Контактор КМ2 замыкает цепь линейного контактора КМ1, который подключает двигатель на сеть через пусковое сопротивлениеR. Блок-контакт КМ1:3 шунтирует кнопкуSB1 и контакт КМ2:2, обеспечивая питание катушки КМ1. Второй блок-контакт КМ1:2 разрывает цепь питания реле КТ1, которое с выдержкой времени размыкает свой контакт в цепи контактора КМ2. Контактор КМ2 своими контактами КМ2:1 шунтирует пусковое сопротивлениеR.

Пусковое сопротивление Rограничивает пусковой ток до необходимого значения

;

где R.П – соответственно активное сопротивление двигателя в пусковом режиме.

Следует иметь в виду, что это сопротивления при разгоне не остаются постоянными, так как входящие в них приведенные сопротивления ротора зависят от скольжения. Потеря напряжения U=Iп Rв пусковом сопротивлении уменьшает напряжение на статоре двигателяUд .

Рис.5.19. Схема (а) и график (б) пуска АД введением пускового сопротивления в цепь

Для асинхронного двигателя момент на валу пропорционален квадрату напряжения. Поэтому пусковая механическая характеристика при включенном в цепь статора резистора (кривая 1, рис.5.19, б) имеет значительно меньший пусковой момент, чем при номинальном напряжении (Мп1 Мп2 ), характерном для прямого включения двигателя на сеть (кривая 2). Может случиться так, что при выборе пускового сопротивленияRП для уменьшения пускового тока оно окажется настолько большим, что пусковой момент Мп1 будет недостаточен для преодоления момента сопротивления и пуск станет невозможным.

в) Автотрансформаторный пуск (рис.5.20) предусматривает пусковое подключение двигателя от источника пониженного напряжения – автотрансформатора. Здесь пусковой ток, потребляемый из сети за счет трансформации напряжения, меньше, чем ток, потребляемый двигателем при прямом пуске. Это приводит к тому, что в рассматриваемой схеме в отличие от предшествующих уменьшение пускового тока, происходит в той же степени, что и при уменьшении пускового момента на двигателе.

Схема автотрансформаторного пуска имеет повышенную стоимость и ее использование оправдано, когда другие более дешевые схемы не обеспечивают необходимого снижения пускового тока. Работа схемы происходит следующим образом. При нажатии кнопки SB2 включается контактор КМ2, который контактом КМ2:1 подключает автотрансформаторTVи шунтирует кнопкуSB2, а также подает питание на линейный контактор КМ1. Двигатель подключается к сети черезTV, реле времени КТ1 клапанного типа включается блок-контактом КМ1:2. Через отрезок времениtконтакт КТ1:1 замкнет цепь питания контактора ускорения КМ3, который своим контактом КМ3:1 шунтирует автотрансформатор и подключает двигатель прямо на сеть. Блок-контакт КМ3:2 размыкает цепь питания контактора КМ2, который, в свою очередь, разомкнет цепь автотрансформатора. Второй блок-контакт КМ3:3 сохранит цепь питания контактора КМ1.

Рис.5.20. Схема автотрансформаторного пуска АД

г) Пуск переключением обмотки статора со звезды на треугольник осуществляется по схеме, изображенной на рис.5.21. При пуске обмотка статора соединена звездой, пусковое напряжение на фазе будет в раз меньше номинального, что приведёт к уменьшению пускового тока в 3 раза. Вместе с тем, пусковой момент, пропорциональный квадрату напряжения, уменьшится также в три раза, что не всегда допустимо, особенно для механизмов, обладающих значительным статическим моментом сопротивления.

Схема работает следующим образом. При нажатии кнопки SB2 получает питание электромагнитное реле времени КТ1, подключающее контактор КМ2 (звезда), который своими главными контактами КМ2:1 замыкает трехфазную обмотку статора по схеме звезда, а вспомогательными контактами КМ2:3 включает линейный контактор КМ1 и разрывает цепь контактора КМ3 (треугольник). Контактор КМ1 своими главными контактами КМ1:1 подключает двигатель к сети, а блок- контактами КМ1:4 шунтирует кнопку пускSB2. В тоже время блок-контакт КМ1:2 обесточивает реле времени КТ1, которое отпускает с выдержкой времени и своим контактом КТ1:1 обесточивает контактор КМ2, который размыкает соединение звезда. Блок-контакт КМ2:3 замыкает цепь контактора КМ3, который собирает схему соединений треугольник. Работа контакторов КМ1, КМ2, КМ3 электрически взаимно сблокирована соответствующими блок-контактами, исключающими непредусмотренную или неправильную последовательность соединений.

Рис.5.21. Схема пуска АД переключением обмотки статора со звезды на

д) Плавный пуск электродвигателей переменного тока. В настоящее время широко начинают применяться устройства плавного пуска электродвигателей переменного тока на базе тиристорных коммутаторов и преобразователей. За счёт плавного разгона ЭД удаётся достигнуть значительного уменьшения величины пускового тока и тем самым ограничить его влияние на напряжение судовой сети.

Современное устройство плавного пуска представляет собой нереверсивный трехфазный тиристорный коммутатор (ТК) с многофункциональной системой управления (СУ) на базе микропроцессорного контроллера (МК) и развитым пользовательским интерфейсом, аппаратно обеспечиваемым устройством ввода-вывода дискретных сигналов (УВВ). Принцип действия и устройство пускателя поясняет функциональная схема, приведенная на рис. 5.22.

Рис. 5.22 Устройство плавного пуска

Основным силовым элементом ТК является тиристорный ключ, представляющий собой цепную схему, состоящую из ряда последовательно соединенных звеньев, а каждое звено — два включенных встречно-параллельно тиристора. Для выравнивания напряжения между последовательно включенными тиристорами в статических и динамических режимах параллельно каждому звену включены резисторная и резисторно-ёмкостная цепи, а также датчик состояния тиристоров.

Информация о состоянии тиристоров передается в систему управления по оптоволоконному кабелю. Каждый из тиристоров ключа имеет свой импульсный трансформаторный узел управления. Для уменьшения разброса во временах включения тиристоров, включенных последовательно, первичные обмотки их импульсных трансформаторов соединены последовательно. Потенциальное разделение между высоковольтной силовой частью и низковольтной системой управления осуществляется с помощью оптоволоконного кабеля и импульсных трансформаторов.

В Триол АС15 имеется три описанных выше тиристорных ключа по числу фаз питания. Изменяя угол управления (включения) тиристоров можно регулировать подводимое к статорной обмотке двигателя напряжение и, соответственно, ток. Снижение подводимого к статорной обмотке двигателя напряжения позволяе уменьшить токи в динамических режимах (при пуске) и избежать ударных нагрузок на механизм. Наличие регулятора тока обеспечивает поддержание заданного значения тока практически в течение всего времени разгона с помощью увеличения напряжения на выходе ТК. Это достигается уменьшением угла управления тиристоров. Разгон с заданным значением пускового тока продолжается до тех пор, пока текущее значение угла управления тиристорами больше также изменяющегося угла сдвига между первыми гармониками напряжения и тока. Когда это соотношение не соблюдается, что имеет место в конце пуска, тиристоры открываются полностью. К этому моменту, однако, ток уже не должен превышать заданного значения при правильно настроенных параметрах пускового устройства.

Изменяя коэффициент усиления и постоянную интегрирования регулятора тока, а также начальное значение угла открывания тиристоров и величину (кратность) пускового тока можно получить требуемые динамические характеристики. Следует учесть, что величина пускового тока не должна превосходить номинального значения тока, указанного в паспорте конкретного пускового устройства. В Триол АС15 при нагрузках, значительно меньших номинального значения, предусматривается режим энергосбережения, при котором за счет изменения угла управления тиристорами привод работает с пониженным напряжением. Пускатель может осуществлять торможение двигателя:

— выбегом, путем снятия управляющих импульсов с тиристоров ТК;

— скатом, путем снижения подводимого к статорной обмотке электродвигателя напряжения (плавным увеличением углов управления тиристорами ТК);

— динамическим торможением, путем подачи иа статорную обмотку двигателя постоянного по направлению напряжения.

Датчики тока ДТ1, ДТ2 на трансформаторах тока в силовом канале АС15 служат для контроля, регулирования и измерения величины пускового или нагрузочного тока электродвигателя, в т.ч. для защиты от токов перегрузки и короткого замыкания.

Датчики напряжения ДН1 и ДН2 на высоковольтных трансформаторах напряжения служат для синхронизации системы управления с силовой питающей сетью, контроля наличия всех фаз силового напряжения и правильности их чередования.

Многоканальный источник питания ИП преобразует сетевое переменное напряжение 380 В в систему напряжений постоянного тока требуемых уровней и степени стабильности, гальванически связанных и не связанных между собой, для питания устройств правления.

Микропроцессорный контроллер МК осуществляет формирование режимов работы устройства с заданными параметрами с помощью сигналов управления: сигналов управления тиристорами, сигналов защиты и аварийного отключения АС15, приёма и пер

дачи внешних управляющих, задающих и информационных сигналов.

Устройство ввода/вывода УВВ предназначено для приёма и передачи внешних управляющих сигналов.

УВВ имеет набор дискретных входов и выходов. Во входные и выходные цепи УВВ включены устройства гальванической развязки для потенциального разделения с внешними управляющими цепями. Формирователи импульсов ФИ (драйверы) предназначены для формирования требуемых уровней управляющих сигналов тиристоров, гальванического разделения силовых цепей и цепей управления тиристоров и МК. В составе устройства предусмотрен встроенный пульт управления ПУ, который содержит клавиатуру для управления режимами работы, задания и программирования параметров, а также элементы индикации и сигнализации для отображения значений па_

раметров и диагностирования. По согласованию с Заказчиком в комплект поставки может входить пульт дистанционного управления (ПДУ), функции которого аналогичны ПУ.

Для удобства работы оператора программируемые и информационные параметры устройства сведены в функциональные группы. Далее по тексту ссылки а соответствующие параметры даны в форме [ХХ YY],

где ХХ — № группы, YY — № параметра.

Ниже на рис. 1.2 … рис. 1.4 проиллюстрировано выполнение отдельных технологических процедур в процессе пуска и в процессе останова двигателя соответственно.торный ключ, представляющий собой цепную схему, состоящую из ряда последовательно соединенных

звеньев, а каждое звено — два включенных встречно-параллельно тиристора. Для выравнивания напряжения между последовательно включенными тиристорами в

статических и динамических режимах параллельно каждому звену включены резисторная и резисторно_емкостная цепи, а также датчик состояния тиристоров. Информация о состоянии тиристоров передается в систему управления по оптоволоконному кабелю. Каждый из тиристоров ключа имеет свой импульсный трансформаторный узел правления. Для уменьшения разброса во временах включения тиристоров, включенных послдовательно, первичные обмотки их импульсных трансформаторов соединены последовательно. Потенциальное разделение между высоковольтной силовой частью и низковольтной системой управления осуществляется с помощью оптоволоконного кабеля и импульсных трансформаторов. В Триол АС15 имеется три описанных выше тиристорных ключа по числу фаз питания. Изменяя угол управления (включения) тиристоров можно регулировать подводимое к статорной обмотке двигателя напряжение и, соответственно, ток. Снижение подводимого к статорной обмотке двигателя напряжения позволяет уменьшить токи в динамических режимах (при пуске) и избежать ударных нагрузок на механизм. Наличие регулятора тока обеспечивает поддержание заданного значения тока практически в течение всего времени разгона с помощью увеличения напряжения на выходе ТК. Это достигается уменьшением угла управления тиристоров. Разгон с заданным значением пускового тока продолжается до тех пор, пока текущее значение угла управления тиристорами больше также изменяющегося угла сдвига между первыми гармониками напряжения и тока. Когда это соотношение не соблюдается, что имеет место в конце пуска, тиристоры открываются полностью. К этому моменту, однако, ток уже не должен превышать заданного значения при правильно настроенных параметрах пускового устройства.

Источники: http://electricalschool.info/main/osnovy/1406-skhemy-puska-i-tormozhenija-dvigatelja.html, http://white-santa.ru/pusk-ad/, http://www.studfiles.ru/preview/5852160/page:6/

Схема асинхронного электродвигателя

Представленная выше схема является самой простой и распространенной, которая обладает простейшей пускозащитной аппаратурой, которая без проблем позволяет управлять работой асинхронного электродвигателя, а так же защищает от недопустимых режимов работы, таких как короткое замыкание и перегрузки. На данной схеме имеются две части: силовая цепь, посредством которой осуществляется питание электродвигателя  и цепь управления непосредственно участвующую в управлении электродвигателя (пуск, остановка). Необходимо уточнить, что по силовой цепи протекает рабочий ток электродвигателя, другими словами эта цепь должна выдерживать пусковые токи. Цепь управления в свою очередь, в зависимости от используемой пусковой и регулирующей аппаратуры может получать питание от одного источника вместе с силовой цепью или от независимого источника, причем цепь управления может питаться постоянным током. В зависимости от катушки магнитного пускателя цепь управления может питаться фазным или линейным напряжениями.

Схема состоит из следующих составных частей: 

Два автоматических выключателя АВ1 и АВ2. Первый АВ1 устанавливается в силовой цепи, им осуществляется подача напряжения на контакты магнитного пускателя. Также от этого автоматического выключателя получает питание второй выключатель АВ2 расположенный в цепи управления. Автомат АВ1 является не только коммутирующим устройством, но и аппаратом защиты от коротких замыканий и перегрузки. Автоматический выключатель АВ2 подает напряжение на цепь управления и защищает ее от короткого замыкания.

Магнитного пускателя КМ, силовые контакты которого включены в силовую цепь, блок контакт КМ1 осуществляет шунтирование кнопки Пуск. Также в цепь управления включается катушка КМ данного магнитного пускателя. Магнитный пускатель осуществляет подачу напряжения на электродвигатель, а также препятствует повторного пуска  электродвигателя при кратковременном исчезновении напряжения.

Тепловое реле КК, биметаллические пластины, которого включены последовательно в силовую цепь питания статора асинхронного электродвигателя. Отключающий контакт КК этого реле включен в цепь управления. Реле КК осуществляет защиту электродвигателя от перегрузки.

Сам асинхронный двигатель  Д, которым осуществляется управление.

Кнопочная станция (кнопка управления), состоящая из двух кнопок Стоп — нормально замкнутый контакт, и кнопка Пуск – нормально разомкнутый контакт.

Все вышеперечисленные устройства изображены на схеме.

Работа схемы

shema puska ad1

В текущем состоянии, напряжение подается только на верхние контакты (губки) автоматического выключателя АВ1, это можно заметить  по окраске линий в синий цвет.

При включенном автоматическом выключателе АВ1, напряжение поступает на силовые контакты магнитного пускателя КМ и автоматического выключателя АВ2. При замыкании Автомата АВ2, напряжение поступит через замкнутый контакт кнопки Стоп на контакт кнопки Пуск, и блок контакт магнитного пускателя КМ1.

shema puska ad2

Все выше перечисленные манипуляции являются подготовительными.  В текущем состоянии все готово к пуску электродвигателя.

shema puska ad3

При замыкании контакта кнопки Пуск, питание получит катушка магнитного пускателя КМ, при этом через нее начнет протекать ток, так как образовалась замкнутая цепь: фаза С, автоматический выключатель АВ2, кнопка Стоп, кнопка Пуск, катушка КМ, контакт реле КК, фаза В.

При протекании тока по катушке магнитного пускателя, замкнутся его контакты в силовой цепи, кроме этого срабатывает блок контакт КМ1, который шунтирует катушку магнитного пускателя КМ, он срабатывает, то есть замыкает свои контакты в с кнопку Пуск. После размыкания контакта кнопки Пуск, катушка не потеряет питание.

При срабатывании, магнитный пускатель замыкает свои силовые контакты КМ и подает напряжение на статор двигателя через тепловое реле.  Асинхронный двигатель, получив питание, запустится, его ротор начнет вращаться.

shema puska ad4

Для выполнения остановки электродвигателя, необходимо отключить катушку магнитного пускателя  КМ, для этого нажимают кнопку Стоп, размыкая его контакт. При этом цепь, по которой питалась катушка КМ, размыкается, вследствие чего размыкаются силовые контакты магнитного пускателя КМ, электродвигатель теряет питание и останавливается, при этом размыкается шунтирующий блок контакт КМ1. При возврате кнопки Стоп в замкнутое положение, состояние схемы возвращается в исходное положение и готова для очередному пуска.

Стоит отметить, что данная схема не приспособлена для обеспечения плавного пуска асинхронного электродвигателя, выполнения регулировки частоты вращения и реверса. Все эти операции требуют усложнения схемы путем включения дополнительных устройств.

Асинхронные двигатели — самый распространенный вид электрических машин. Выше представленную схему пуска электродвигателей так же называют самой простой и распространенной.

Схема пуска двигателя

В настоящее время наиболее распространены трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Пуск и остановка таких двигателей при включении на полное напряжение сети осуществляются дистанционно при помощи магнитных пускателей.

Наиболее часто используется схема с одним пускателем и кнопками управления «Пуск» и «Стоп». Для того, чтобы обеспечить вращение вала двигателя в обе стороны используется схема с двумя пускателями (или с реверсивным пускателем) и тремя кнопками. Такая схема позволяет менять направление вращения вала двигателя «на ходу» без его предварительной остановки.

Схемы пуска двигателя

Электрический двигатель М питается от трехфазной сети переменного напряжения. Трехфазный автоматический выключатель QF предназначен для отключения схемы при коротком замыкании. Однофазный автоматический выключатель SF защищает цепи управления.

Основным элементом магнитного пускателя является контактор (мощное реле для коммутации больших токов) КМ. Его силовые контакты коммутируют три фазы, подходящие к электродвигателю. Кнопка SB1 («Пуск») предназначена для пуска двигателя, а кнопка SB2 («Стоп») — для остановки. Тепловые биметаллические реле KK1 и КК2 осуществляют отключение схемы при превышении тока, потребляемого электродвигателем.

Рис. 1. Схема пуска трехфазного асинхронного двигателя с помощью магнитного пускателя

При нажатии кнопки SB1 контактор КМ срабатывает и контактами KM.1, КМ.2, КМ.3 подключает электродвигатель к сети, а контактом КМ.4 блокирует кнопку (самоблокировка).

Для остановки электродвигателя достаточно нажать кнопку SB2, при этом контактор КМ отпускает и отключает электродвигатель.

Важным свойством магнитного пускателя является то, что при случайном пропадании напряжения в сети двигатель отключается, но восстановление напряжения в сети не приводит к самопроизвольному запуску двигателя, так как при отключении напряжения отпускает контактор КМ, и для повторного включения необходимо нажать кнопку SB1.

При неисправности установки, например, при заклинивании и остановке ротора двигателя, ток, потребляемый двигателем, возрастает в несколько раз, что приводит к срабатыванию тепловых реле, размыканию контактов KK1, КК2 и отключению установки. Возврат контактов КК в замкнутое состояние производится вручную после устранения неисправности.

Реверсивный магнитный пускатель позволяет не только запускать и останавливать электрический двигатель, но изменять направление вращения ротора. Для этого схема пускателя (рис. 2) содержит два комплекта контакторов и кнопок пуска.

Рис. 2. Схема пуска двигателя с помощью реверсивного магнитного пускателя

Контактор КМ1 и кнопка SB1 с самоблокировкой предназначены для включения двигателя в режиме «вперед», а контактор КМ2 и кнопка SB2 включают режим «назад». Для изменения направления вращения ротора трехфазного двигателя достаточно поменять местами любые две из трех фаз питающего напряжения, что и обеспечивается основными контактами контакторов.

Кнопка SB3 предназначена для остановки двигателя, контакты КМ 1.5 и КМ2.5 осуществляют взаимоблокировку, а тепловые реле КК1 и КК2 — защиту при превышении тока.

Включение двигателя на полное напряжение сети сопровождается большими пусковыми токами, что может быть недопустимо для сети ограниченной мощности.

Схема пуска электродвигателя с ограничением пускового тока (рис. 3) содержит резисторы R1, R2, R3, включенные последовательно с обмотками электродвигателя. Эти резисторы ограничивают ток в момент пуска при срабатывании контактора КМ после нажатия кнопки SB1. Одновременно с КМ при замыкании контакта КМ.5 срабатывает реле времени КТ.

Выдержка, осуществляемая реле времени, должна быть достаточной для разгона электродвигателя. По окончании времени выдержки замыкается контакт КТ, срабатывает реле К и своими контактами K.1, К.2, К.3 шунтирует пусковые резисторы. Процесс пуска завершен, на двигатель подается полное напряжение.

Рис. 3. Схема пуска двигателя с ограничением пускового тока

Далее будут рассмотрены две наиболее популярных схемы торможения трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором: схема динамического торможения и схема торможения противовключением.

Схемы торможения двигателя

После снятия напряжения с двигателя его ротор какое-то время продолжает вращаться за счет инерции. В ряде устройств, например, в подъемно-транспортных механизмах, требуется осуществлять принудительное торможение для уменьшения величины выбега. Динамическое торможение заключается в том, что после снятия переменного напряжения через обмотки электродвигателя пропускается постоянный ток.

Схема динамического торможения показана на рис. 4.

Рис. 4. Схема динамического торможения двигателя

В схеме, помимо основного контактора КМ, присутствует реле К, включающее режим торможения. Поскольку реле и контактор не могут быть включены одновременно, применена схема взаимоблокировки (контакты КМ.5 и К.3).

При нажатии кнопки SB1 срабатывает контактор КМ, подает питание на двигатель (контакты КМ.1 КМ.2, КМ.3), блокирует кнопку (КМ.4) и блокирует реле К (КМ.5). Замыкание КМ.6 вызывает срабатывание реле времени КТ и замыкание контакта КТ без выдержки времени. Таким образом осуществляется пуск двигателя.

Для остановки двигателя следует нажать кнопку SB2. Контактор КМ отпускает, размыкаются контакты KM.1 — KM.3, отключая двигатель, замыкает контакт КМ.5, что вызывает срабатывание реле К. Контакты K.1 и К.2 замыкаются, подавая постоянный ток в обмотки. Происходит быстрое торможение.

При размыкании контакта КМ.6 реле времени КТ отпускает, начинается выдержка времени. Величина выдержки должна быть достаточна для полной остановки электродвигателя. По окончании выдержки времени контакт КТ размыкается, реле К отпускает и снимает постоянное напряжение с обмоток электродвигателя.

Наиболее эффективным способом торможения является реверсирование двигателя, когда сразу после снятия питания на электродвигатель подается напряжение, вызывающее появление встречного вращающего момента. Схема торможения противовключением приведена на рис. 5.

Рис. 5. Схема торможения двигателя противовключением

Частота вращения ротора двигателя контролируется с помощью реле частоты вращения с контактом SR. Если частота вращения больше некоторого значения, контакт SR замкнут. При остановке двигателя контакт SR размыкается. Кроме контактора прямого включения KM1 схема содержит контактор для реверсирования КМ2.

При пуске двигателя срабатывает контактор KM1 и контактом КМ 1.5 разрывает цепь катушки КМ2. С достижением определенной частоты вращения замыкается контакт SR подготавливая цепь для включения реверса.

При останове двигателя контактор KM1 отпускает и замыкает контакт КМ1.5. В результате этого контактор КМ2 срабатывает и подает на электродвигатель реверсирующее напряжение для торможения. Снижение частоты вращения ротора вызывает размыкание SR, контактор КМ2 отпускает, торможение прекращается.

Статьи и схемы

Полезное для электрика

Автор: admin Рубрика: Электродвигателя 15 комментариев

Схема пуска асинхронного двигателя

Всем привет. Тема сегодняшней статьи это схема пуска асинхронного двигателя. Как по мне, то эта схема самая простоя, какая только может быть в электротехнике. В этой статье я вам приготовил две схемы. На первом рисунке будет схема с предохранителем для защиты цепей управления, а на втором будет без предохранителя. Отличие этих схем в том, что предохранитель служит как дополнительный элемент для защиты цепи от короткого замыкания и так же как защита от самопроизвольного включения. К примеру, если вам нужно выполнить какие-то работы на электроприводе, то вы разбираете электрическую схему путём выключения автомата и дополнительно ещё нужно вынуть предохранитель и после этого уже можно приступать к работе.

И так рассмотрим первую схему. Для увеличения картинки нажмите на неё.

Рисунок 1. Пуск асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

QF – любой автоматический выключатель.

KM – электромагнитный пускатель или контактор. Также этими буквами на картинке я обозначил катушку пускателя и блок-контакт пускателя.

SB1 – это кнопка стоп

SB2 – кнопка пуск

KK – любое тепловое реле, а также контакт теплового реле.

КК – тепловое реле, контакты теплового реле.

М – асинхронный двигатель.

Теперь опишем сам процесс запуска двигателя.

Всю эту схему можно условно разделить на силовую – это то что находится слева, и на схему управления – это то что находиться справа. Для начала на всю электрическую цепь нужно подать напряжение путём включения автомата QF. И напряжение подаются на неподвижные контакты пускателя и на цепь управления. Далее нажимаем кнопку пуска SB2, при этом действии напряжение подается на катушку пускателя и он втягивается и подаётся также напряжение на обмотки статора и электродвигатель начинает вращаться. Одновременно с силовыми контактами на пускателе замыкаются и блок-контакты КМ через которые подаётся напряжение на катушку пускателя и кнопку SB2 можно отпустить. На этом процесс запуска уже окончен, как Вы сами видите всё очень легко и просто.

Рисунок 2. Пуск асинхронного электродвигателя. В цепи управления нет предохранителя. Для увеличения картинки нажмите на неё.

Для того чтобы прекратить работу электродвигателя, достаточно всего лишь нажать на кнопку SB1. Этим действием мы разрываем цепь управления и прекращается подача напряжения на катушку пускателя, и силовые контакты размыкаются и как следствие пропадает напряжение на обмотках статора, и он останавливается. Останавливать так же легко, как и запускать.

Вот в принципе и вся схема пуска асинхронного двигателя. Если статья вам чем то помогла, то поделитесь нею в соц. сетях, а так же подпишитесь на обновления блога.

С уважением Семак Александр!

Читайте также статьи:

  • Устройство, принцип действия, способы регулирования частоты вращения, применение, достоинства и недостатки двигателя постоянного тока
  • Расчет тока электродвигателя
  • Неисправности электрических машин
  • Реверсивное управление асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором
  • Устройство и принцип действия асинхронных электродвигателей

Хочешь получать статьи этого блога на почту?

Всем привет. Тема сегодняшней статьи это схема пуска асинхронного двигателя. Как по мне, то эта схема самая простоя, какая только может быть в электротехнике. В этой статье я вам приготовил две схемы. На первом рисунке будет схема с предохранителем для защиты цепей управления, а на втором будет без предохранителя. Отличие этих схем в том, […]

5.7. Способы и схемы пуска электроприводов с асинхронными двигателями

Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором являются основным приводом большинства судовых механизмов, не требующих широкого регулирования частоты вращения. Они просты в изготовлении и эксплуатации, обладают высокой надежностью и долговечностью, имеют сравнительно низкую стоимость.

Пусковые свойства асинхронного двигателя оцениваются его пусковы­ми характеристиками:

значением пускового тока Iп или его кратностьюIп/Iном;

значением пускового Мп или его кратностью Мп/Мп ном;

продолжительностью и плавностью пуска двигателя в ход;

сложностью пусковой операции;

экономичностью пусковой операции (стоимостью и надежностью пусковой аппаратуры), а также потерями энергии в ней.

Значение пускового тока

где R1 иX1 – активное и индуктивное сопротивления статора, аR2 и Х2 – приведённые активное и индуктивное сопротивления ротора.

Из анализа (7) следует, что улучшить пусковые свойства двигателя можно увеличением активного сопротивления цепи ротора R2, так как в этом случае уменьшается пусковой ток и увеличивается пусковой момент. Уменьшение напряженияU1. влияет благоприятно наIп (уменьшая его значение), однако пусковой момент Мп при этом также уменьшается. Возможность применения того или иного способа улучшения пусковых характеристик определяется видом двигателя, условиями эксплуатации требованиями к нему.

Управление приводом для нереверсивных механизмов заключается чаще всего в дистанционном пуске и отключении электродвигателя. Схема такого рода легко может быть автоматизирована посредством замены кнопок ручного управления на устройство, замыкающее или размыкающее контакты при достижении порогового значения параметра, когда необходимо включить или выключить электродвигатель.

а) Наиболее простой способ подключения асинхронного двигателя – прямой пуск посредством магнитного пускателя (рис.5.18).

Здесь при нажатии кнопки SB2 (Пуск) получает питание катушка линейного контактора КМ, и двигатель включается на сеть. Нажатием кнопкиSB1 (Стоп) катушка КМ теряет питание, и двигатель отключается от сети. При перегрузке электродвигателя размыкается контакт теплового реле КК, который также обесточивает цепь контактора КМ. Пусковой ток асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором при прямом включении на сеть достигает (6-7)Iном. Если, например, мощность пускаемого двигателя составляет 30% мощности работающего генератора, то такой большой пусковой ток вызывает резкое кратковременное снижение напряжения сети, называемое провалом напряжения на 15-20%. При большей относительной мощности двигателя провал напряжения значительно увеличивается, что может привести к отключению магнитных пускателе работающих электроприводов, к всплеску тока генератора и срабатыванию его защиты и т.п. Поэтому двигатели соизмеримой с генератором мощности на судах пускаются по специальным схемам, которые ограничивают силу пускового тока.

Рис.5.18. Схема прямого пуска АД.

б) Пуск с включением резисторов в цепь статора (рис.5.19). Разгон двигателя осуществляется в две ступени. На первой в цепь всех трех фаз включается сопротивление, которое на второй степени шунтируется контактами контактора ускорения КМ2:1. Время работы на пусковой ступени контролируется электромагнитным реле времени КТ1. Схема работает следующим образом. При нажатии кнопки SB1 (Пуск) получает питание реле КТ1, которое своими контактами КТ1:1 шунтирует кнопкуSB1 и включает контактор ускорения КМ2, а он размыкает свои контакты КМ2:1, шунтирующие пусковые сопротивления и тем самым подготавливает схему к пуску. Контактор КМ2 замыкает цепь линейного контактора КМ1, который подключает двигатель на сеть через пусковое сопротивлениеR. Блок-контакт КМ1:3 шунтирует кнопкуSB1 и контакт КМ2:2, обеспечивая питание катушки КМ1. Второй блок-контакт КМ1:2 разрывает цепь питания реле КТ1, которое с выдержкой времени размыкает свой контакт в цепи контактора КМ2. Контактор КМ2 своими контактами КМ2:1 шунтирует пусковое сопротивлениеR.

Пусковое сопротивление Rограничивает пусковой ток до необходимого значения

;

где R.П – соответственно активное сопротивление двигателя в пусковом режиме.

Следует иметь в виду, что это сопротивления при разгоне не остаются постоянными, так как входящие в них приведенные сопротивления ротора зависят от скольжения. Потеря напряжения U=Iп Rв пусковом сопротивлении уменьшает напряжение на статоре двигателяUд .

Рис.5.19. Схема (а) и график (б) пуска АД введением пускового сопротивления в цепь

Для асинхронного двигателя момент на валу пропорционален квадрату напряжения. Поэтому пусковая механическая характеристика при включенном в цепь статора резистора (кривая 1, рис.5.19, б) имеет значительно меньший пусковой момент, чем при номинальном напряжении (Мп1 Мп2 ), характерном для прямого включения двигателя на сеть (кривая 2). Может случиться так, что при выборе пускового сопротивленияRП для уменьшения пускового тока оно окажется настолько большим, что пусковой момент Мп1 будет недостаточен для преодоления момента сопротивления и пуск станет невозможным.

в) Автотрансформаторный пуск (рис.5.20) предусматривает пусковое подключение двигателя от источника пониженного напряжения – автотрансформатора. Здесь пусковой ток, потребляемый из сети за счет трансформации напряжения, меньше, чем ток, потребляемый двигателем при прямом пуске. Это приводит к тому, что в рассматриваемой схеме в отличие от предшествующих уменьшение пускового тока, происходит в той же степени, что и при уменьшении пускового момента на двигателе.

Схема автотрансформаторного пуска имеет повышенную стоимость и ее использование оправдано, когда другие более дешевые схемы не обеспечивают необходимого снижения пускового тока. Работа схемы происходит следующим образом. При нажатии кнопки SB2 включается контактор КМ2, который контактом КМ2:1 подключает автотрансформаторTVи шунтирует кнопкуSB2, а также подает питание на линейный контактор КМ1. Двигатель подключается к сети черезTV, реле времени КТ1 клапанного типа включается блок-контактом КМ1:2. Через отрезок времениtконтакт КТ1:1 замкнет цепь питания контактора ускорения КМ3, который своим контактом КМ3:1 шунтирует автотрансформатор и подключает двигатель прямо на сеть. Блок-контакт КМ3:2 размыкает цепь питания контактора КМ2, который, в свою очередь, разомкнет цепь автотрансформатора. Второй блок-контакт КМ3:3 сохранит цепь питания контактора КМ1.

Рис.5.20. Схема автотрансформаторного пуска АД

г) Пуск переключением обмотки статора со звезды на треугольник осуществляется по схеме, изображенной на рис.5.21. При пуске обмотка статора соединена звездой, пусковое напряжение на фазе будет в раз меньше номинального, что приведёт к уменьшению пускового тока в 3 раза. Вместе с тем, пусковой момент, пропорциональный квадрату напряжения, уменьшится также в три раза, что не всегда допустимо, особенно для механизмов, обладающих значительным статическим моментом сопротивления.

Схема работает следующим образом. При нажатии кнопки SB2 получает питание электромагнитное реле времени КТ1, подключающее контактор КМ2 (звезда), который своими главными контактами КМ2:1 замыкает трехфазную обмотку статора по схеме звезда, а вспомогательными контактами КМ2:3 включает линейный контактор КМ1 и разрывает цепь контактора КМ3 (треугольник). Контактор КМ1 своими главными контактами КМ1:1 подключает двигатель к сети, а блок- контактами КМ1:4 шунтирует кнопку пускSB2. В тоже время блок-контакт КМ1:2 обесточивает реле времени КТ1, которое отпускает с выдержкой времени и своим контактом КТ1:1 обесточивает контактор КМ2, который размыкает соединение звезда. Блок-контакт КМ2:3 замыкает цепь контактора КМ3, который собирает схему соединений треугольник. Работа контакторов КМ1, КМ2, КМ3 электрически взаимно сблокирована соответствующими блок-контактами, исключающими непредусмотренную или неправильную последовательность соединений.

Рис.5.21. Схема пуска АД переключением обмотки статора со звезды на

д) Плавный пуск электродвигателей переменного тока. В настоящее время широко начинают применяться устройства плавного пуска электродвигателей переменного тока на базе тиристорных коммутаторов и преобразователей. За счёт плавного разгона ЭД удаётся достигнуть значительного уменьшения величины пускового тока и тем самым ограничить его влияние на напряжение судовой сети.

Современное устройство плавного пуска представляет собой нереверсивный трехфазный тиристорный коммутатор (ТК) с многофункциональной системой управления (СУ) на базе микропроцессорного контроллера (МК) и развитым пользовательским интерфейсом, аппаратно обеспечиваемым устройством ввода-вывода дискретных сигналов (УВВ). Принцип действия и устройство пускателя поясняет функциональная схема, приведенная на рис. 5.22.

Рис. 5.22 Устройство плавного пуска

Основным силовым элементом ТК является тиристорный ключ, представляющий собой цепную схему, состоящую из ряда последовательно соединенных звеньев, а каждое звено — два включенных встречно-параллельно тиристора. Для выравнивания напряжения между последовательно включенными тиристорами в статических и динамических режимах параллельно каждому звену включены резисторная и резисторно-ёмкостная цепи, а также датчик состояния тиристоров.

Информация о состоянии тиристоров передается в систему управления по оптоволоконному кабелю. Каждый из тиристоров ключа имеет свой импульсный трансформаторный узел управления. Для уменьшения разброса во временах включения тиристоров, включенных последовательно, первичные обмотки их импульсных трансформаторов соединены последовательно. Потенциальное разделение между высоковольтной силовой частью и низковольтной системой управления осуществляется с помощью оптоволоконного кабеля и импульсных трансформаторов.

В Триол АС15 имеется три описанных выше тиристорных ключа по числу фаз питания. Изменяя угол управления (включения) тиристоров можно регулировать подводимое к статорной обмотке двигателя напряжение и, соответственно, ток. Снижение подводимого к статорной обмотке двигателя напряжения позволяе уменьшить токи в динамических режимах (при пуске) и избежать ударных нагрузок на механизм. Наличие регулятора тока обеспечивает поддержание заданного значения тока практически в течение всего времени разгона с помощью увеличения напряжения на выходе ТК. Это достигается уменьшением угла управления тиристоров. Разгон с заданным значением пускового тока продолжается до тех пор, пока текущее значение угла управления тиристорами больше также изменяющегося угла сдвига между первыми гармониками напряжения и тока. Когда это соотношение не соблюдается, что имеет место в конце пуска, тиристоры открываются полностью. К этому моменту, однако, ток уже не должен превышать заданного значения при правильно настроенных параметрах пускового устройства.

Изменяя коэффициент усиления и постоянную интегрирования регулятора тока, а также начальное значение угла открывания тиристоров и величину (кратность) пускового тока можно получить требуемые динамические характеристики. Следует учесть, что величина пускового тока не должна превосходить номинального значения тока, указанного в паспорте конкретного пускового устройства. В Триол АС15 при нагрузках, значительно меньших номинального значения, предусматривается режим энергосбережения, при котором за счет изменения угла управления тиристорами привод работает с пониженным напряжением. Пускатель может осуществлять торможение двигателя:

— выбегом, путем снятия управляющих импульсов с тиристоров ТК;

— скатом, путем снижения подводимого к статорной обмотке электродвигателя напряжения (плавным увеличением углов управления тиристорами ТК);

— динамическим торможением, путем подачи иа статорную обмотку двигателя постоянного по направлению напряжения.

Датчики тока ДТ1, ДТ2 на трансформаторах тока в силовом канале АС15 служат для контроля, регулирования и измерения величины пускового или нагрузочного тока электродвигателя, в т.ч. для защиты от токов перегрузки и короткого замыкания.

Датчики напряжения ДН1 и ДН2 на высоковольтных трансформаторах напряжения служат для синхронизации системы управления с силовой питающей сетью, контроля наличия всех фаз силового напряжения и правильности их чередования.

Многоканальный источник питания ИП преобразует сетевое переменное напряжение 380 В в систему напряжений постоянного тока требуемых уровней и степени стабильности, гальванически связанных и не связанных между собой, для питания устройств правления.

Микропроцессорный контроллер МК осуществляет формирование режимов работы устройства с заданными параметрами с помощью сигналов управления: сигналов управления тиристорами, сигналов защиты и аварийного отключения АС15, приёма и пер

дачи внешних управляющих, задающих и информационных сигналов.

Устройство ввода/вывода УВВ предназначено для приёма и передачи внешних управляющих сигналов.

УВВ имеет набор дискретных входов и выходов. Во входные и выходные цепи УВВ включены устройства гальванической развязки для потенциального разделения с внешними управляющими цепями. Формирователи импульсов ФИ (драйверы) предназначены для формирования требуемых уровней управляющих сигналов тиристоров, гальванического разделения силовых цепей и цепей управления тиристоров и МК. В составе устройства предусмотрен встроенный пульт управления ПУ, который содержит клавиатуру для управления режимами работы, задания и программирования параметров, а также элементы индикации и сигнализации для отображения значений па_

раметров и диагностирования. По согласованию с Заказчиком в комплект поставки может входить пульт дистанционного управления (ПДУ), функции которого аналогичны ПУ.

Для удобства работы оператора программируемые и информационные параметры устройства сведены в функциональные группы. Далее по тексту ссылки а соответствующие параметры даны в форме [ХХ YY],

где ХХ — № группы, YY — № параметра.

Ниже на рис. 1.2 … рис. 1.4 проиллюстрировано выполнение отдельных технологических процедур в процессе пуска и в процессе останова двигателя соответственно.торный ключ, представляющий собой цепную схему, состоящую из ряда последовательно соединенных

звеньев, а каждое звено — два включенных встречно-параллельно тиристора. Для выравнивания напряжения между последовательно включенными тиристорами в

статических и динамических режимах параллельно каждому звену включены резисторная и резисторно_емкостная цепи, а также датчик состояния тиристоров. Информация о состоянии тиристоров передается в систему управления по оптоволоконному кабелю. Каждый из тиристоров ключа имеет свой импульсный трансформаторный узел правления. Для уменьшения разброса во временах включения тиристоров, включенных послдовательно, первичные обмотки их импульсных трансформаторов соединены последовательно. Потенциальное разделение между высоковольтной силовой частью и низковольтной системой управления осуществляется с помощью оптоволоконного кабеля и импульсных трансформаторов. В Триол АС15 имеется три описанных выше тиристорных ключа по числу фаз питания. Изменяя угол управления (включения) тиристоров можно регулировать подводимое к статорной обмотке двигателя напряжение и, соответственно, ток. Снижение подводимого к статорной обмотке двигателя напряжения позволяет уменьшить токи в динамических режимах (при пуске) и избежать ударных нагрузок на механизм. Наличие регулятора тока обеспечивает поддержание заданного значения тока практически в течение всего времени разгона с помощью увеличения напряжения на выходе ТК. Это достигается уменьшением угла управления тиристоров. Разгон с заданным значением пускового тока продолжается до тех пор, пока текущее значение угла управления тиристорами больше также изменяющегося угла сдвига между первыми гармониками напряжения и тока. Когда это соотношение не соблюдается, что имеет место в конце пуска, тиристоры открываются полностью. К этому моменту, однако, ток уже не должен превышать заданного значения при правильно настроенных параметрах пускового устройства.

Источники: http://electricalschool.info/main/osnovy/1406-skhemy-puska-i-tormozhenija-dvigatelja.html, http://fazanet.ru/sxema-puska-asinxronnogo-dvigatelya.html, http://www.studfiles.ru/preview/5852160/page:6/

Схема пуска асинхронного двигателя. Управление асинхронным двигателем. Нереверсивый и реверсивный магнитный пускатель.

В статье рассмотрена схема пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с помощью нереверсивного и реверсивного магнитных пускателей. Управление асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором можно производить с помощью магнитных пускателей или контакторов. При применении двигателей малой мощности, не требующих ограничения пусковых токов, пуск осуществляется включением их на полное напряжение сети. Простейшая схема управления двигателем представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с нереверсивным магнитным пускателем

Для пуска включается автоматический выключатель QF и тем самым подается напряжение на силовую цепь схемы и цепь управления. При нажатии кнопки SB1 «Пуск» замыкается цепь питания катушки контактора КМ, вследствие чего его главные контакты в силовой цепи также замыкаются, присоединяя ста­тор электродвигателя М к питающей сети. Одновременно в цепи управления замыкается блокировочный контакт КМ, что создает цепь питания катушки КМ (независимо от положения контакта кнопки). Отключение электродвигателя осуществляется нажатием кнопки SB2 «Стоп». При этом разрывается цепь питания контактора КМ, что приводит к размыканию всех его контактов, двигатель отключается от сети, после чего необходимо отключить автоматический выключатель QF.

В схеме предусмотрены следующие виды защит:


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости