С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Система электронного контроля устойчивости esp что это


Система электронного контроля устойчивости ESP на Уаз Патриот и ее функции TCS, HBA, HHC, OffRoad.

Система электронного контроля устойчивости ESP на Уаз Патриот предназначена для повышения безопасности, управляемости, устойчивости и удобства вождения автомобиля в сложных дорожных условиях. В нее встроены функции : TCS — регулирования тягового усилия ведущих колес, HBA — гидравлического помощника торможения, HHC — помощи при трогании на подъеме, OffRoad — повышения эффективности торможения и оптимизации тягового момента. 

Система электронного контроля устойчивости ESP на Уаз Патриот.

Система электронного контроля устойчивости ESP сравнивает фактическую траекторию движения автомобиля в сравнении с задаваемой водителем. При обнаружении несоответствия траектории движения автомобиля задаваемой водителем и фактической, происходит автоматическое вмешательство в работу тормозной системы автомобиля и работу системы двигателя с целью поддержания заданной водителем траектории движения, для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.

Система ESP является вспомогательной системой автомобиля, поэтому при движении не стоит полагаться только на ее работу. Необходимо соблюдать обычные правила предосторожности при вождении автомобиля, включая правильный выбор скорости в соответствии с дорожной ситуацией.

Работа системы электронного контроля устойчивости ESP в различных режимах.

При включении зажигания в комбинации приборов сигнализаторы отключения, функционирования и неисправности системы включаются примерно на 3 секунды, после чего система автоматически активируется. В случае, если система вступает в работу, в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP, начинает мигать.

В некоторых случаях работа системы ESP может сопровождаться легкой пульсацией и автоматической работой тормозных механизмов. Это не является отклонением от нормы. Для улучшения тягово-сцепных свойств автомобиля на грязной или скользкой дороге, частота вращения коленчатого вала при нажатии на педаль акселератора, даже до упора, может не увеличиваться. Это необходимо для поддержания устойчивости автомобиля, чтобы сохранить сцепление колес с дорожным покрытием и не является признаком неисправности.

В случае установки на Уаз Патриот шин, размер которых отличается от штатных, установленных на заводе-изготовителе, для обеспечения корректной работы системы ESP и спидометра необходимо прописать размер новой шины в памяти электронного блока управления ESP. Операция проводится с использованием соответствующего оборудования в условиях специализированной станции технического обслуживания.

Отключение системы электронного контроля устойчивости ESP.

Чтобы отключить систему ESP, надо нажать ее выключатель отключения при работающем двигателе, продолжительность нажатия около 2-3 секунд. При этом в комбинации приборов загорится сигнализатор отключения системы ESP. Система динамической стабилизации и функция регулирования тягового усилия отключится.

При этом на жидкокристаллическом дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка дифференциала отключена», вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом. Чтобы снова включить систему, надо нажать ее выключатель отключения повторно. Сигнализатор отключения системы ESP в комбинации приборов погаснет. Автоматическое включение системы произойдет при превышении скорости 75 км/ч и при выключении зажигания.

Неисправность системы электронного контроля устойчивости ESP.

В случае неисправности системы ESP, ее сигнализатор функционирования и неисправности в комбинации приборов будет гореть постоянно. Для устранения неисправности необходимо обратиться на специализированную станцию технического обслуживания.

Функции системы электронного контроля устойчивости ESP на Уаз Патриот.
Функция регулирования тягового усилия ведущих колес TCS.

Функция регулирования тягового усилия ведущих колес TCS системы ESP, управляет крутящим моментом двигателя и тормозной системой —  тормозным моментом, так называемая электронная блокировка межколесных дифференциалов, и обеспечивает движение автомобиля без проскальзывания ведущих колес.

В случае если одно из ведущих колес движется по дороге со скользким покрытием с пробуксовкой, функция TCS начинает регулировать момент двигателя или подтормаживать это колесо с целью исключения буксования для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.

При срабатывании функции TCS в комбинации приборов будет мигать сигнализатор функционирования и неисправности ESP. С целью улучшения тяговых свойств автомобиля при работе функции TCS, система ESP может ограничивать крутящий момент двигателя и игнорировать нажатия на педаль акселератора.

При длительном движении автомобиля с работающей функцией TCS, например на затяжном подъеме со скользким покрытием или при буксовании в грязи, снегу, песке и тому подобное, возможен перегрев тормозов. Это в свою очередь может повлиять на эффективность тормозной системы. В таком случае при торможении потребуется прилагать большее усилие на педаль тормоза, до того момента пока не остынут тормоза. Время остывания тормозов будет зависеть от внешних условий.

Функция гидравлического помощника торможения HBA.

Функция HBA автоматически срабатывает при аварийном торможении, когда водитель нажимает на педаль тормоза быстро, но при этом недостаточно сильно. Функция HBA системы ESP мгновенно увеличивает давление в тормозной системе, не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет автомобилю раньше начать торможение с максимально возможной интенсивностью.

Функция помощи при трогании на подъеме HHC.

Функция HHC предотвращает откат автомобиля на уклоне, удерживая давления в тормозных механизмах после отпускания педали тормоза в течение 2 секунд. Давление в тормозных механизмах падает при нажатии на педаль акселератора или по истечению 2 секунд.

Функция HHC работает во всех режимах движения автомобиля вверх по наклонной поверхности, за исключением движения при заблокированном заднем дифференциале, при наличии опции блокировки дифференциала заднего моста в комплектации Уаз Патриот, и неисправностях в системе ESP.

Функция повышения эффективности торможения и оптимизации тягового момента OffRoad.

Функция OffRoad системы ESP повышает эффективность торможения и оптимизирует тяговый момент на колесах в случае начала движения и ускорения на рыхлых поверхностях, таких как гравий, песок, глубокий снег или грязь. Работа системы АБС переходит в режим работы «АБС OffRoad». В режиме OffRoad допускается кратковременная блокировка колес с целью нагребания перед колесами, на рыхлых поверхностях, гравия, песка, снега, грязи и тому подобное. Это дополнительно способствует остановке автомобиля.

При включении зажигания, сигнализатор внедорожного режима OffRoad в комбинации приборов включается примерно на 3 секунды, после чего гаснет. Включение функции OffRoad осуществляется при работающем двигателе нажатием на выключатель внедорожнего режима, продолжительность нажатия около 3 секунд.

При этом в комбинации приборов загорается сигнализатор внедорожного режима, а на жидкокристаллическом дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Внедорожный режим» продолжительностью около 2-3 секунд, вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом.

Отключение функции OffRoad осуществляется повторным нажатием на выключатель отключения внедорожного режима, продолжительность нажатия около 1 секунды или автоматически при превышении скорости 60 км/ч. Функция OffRoad доступна во всех режимах движения за исключением режима при заблокированном заднем дифференциале. При наличии опции блокировки дифференциала заднего моста в комплектации Уаз Патриот.

Доступность функций TCS, HBA, HHC и OffRoad системы ESP на Уаз Патриот в различных режимах движения.

Пояснения к таблице :

)* — при включении функции OffRoad на жидкокристаллическом дисплее комбинации приборов выводятся текстовые сообщения «Внедорожный режим» и «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».

)** — при включении режима 4L на жидкокристаллическом дисплее комбинации приборов выводиться текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».

)*** — при включении блокировки дифференциала заднего моста, при наличии такой опции в комплектации Уаз Патриот, на жидкокристаллическом дисплее комбинации приборов выводится текстовые сообщения «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена», «Система помощи при трогании на подъеме отключена», «Антиблокировочная система отключена». Продолжительность вывода каждого текстового сообщения около 3 секунд.

Доступность функций TCS, HBA, HHC и OffRoad системы ESP в различных режимах движения при ее выключении.

)* — при выключении системы ESP на жидкокристаллическом дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена».

Особенности эксплуатации системы электронного контроля устойчивости ESP на Уаз Патриот.

В режиме 4L + блокировка дифференциала заднего моста, при наличии такой опции в комплектации Уаз Патриот, происходит автоматическое полное отключение системы ESP. Повторное включение системы, с доступностью ее функций в соответствии с режимом 4L, возможно только при превышении скорости 30 км/ч или при выключении зажигания.

Для исключения снижения крутящего момента двигателя при раскачке, движении вперед-назад, застрявшего в снегу, грязи, песке и тому подобное, автомобиле, систему электронного контроля устойчивости ESP рекомендуется полностью отключить.

Как работает система курсовой устойчивости ESP?

Ни один из появляющихся сегодня автомобилей не сходит с конвейера без той или иной системы безопасности. Оснащаются ею и более ранние версии машин. Причем многие из современных разработок направлены именно на предотвращение аварии. Именно к таким относится ESP (в расшифровке — Electronic Stability Program).

В переводе на русский язык звучит под названием системы для курсовой устойчивости.

Система курсовой устойчивости ESP

Технология esp нашла не такое сильное распространение (по аналогу, например, а антиблокировочной тормозной системой). Встретить её можно пока только на зарубежных марках машин. Но специалисты с уверенностью прогнозируют её популярность в качестве общепринятого стандарта в течение ближайших пяти лет. Более того, считается, что в ближайшем будущем именно без такой динамической автомобильной стабилизации не будет выпущен ни один автомобиль.

Предотвращение ДТП при помощи ESP

Одним из частых факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий является занос. Такое случается при неблагоприятных погодных условиях и от подобного не застрахован ни один водитель. Даже при условии, что он будет полностью соблюдать все правила дорожного движения. Опасно здесь то, что если сам водитель затормозит его развернет, а в случае продолжения движения он может просто вылететь с дороги. Система, предназначенная для курсовой стабилизации машины во время езды, и будет работать с целью оставить авто на траектории движения.

Установленная система и умная технология ESP задумана для того, чтобы избежать подобных заносов, которые могут возникнуть, когда колеса машины начинают ехать по обочине.

Как будет работать система по отношению к динамической безопасности

Работа esp базируется на контроле положения самих ведущих колес. Транспорт соответствует положению руля? Значит, система пока не будет вмешиваться в езду.

В случаях, когда траектория машины не будет соответствовать положению, в которое ставит его рулевое колесо (при заносе или, еще хуже, сносе), то esp начнет вмешиваться – в этом случае шансы спастись от аварии очень большие.

Схема функционирования разработки esp

Работает на стабилизацию такая система по следующему принципу:

  1. Происходит постоянная обработка поступающих с датчиков сигналов: деталь специального контроллера будет сравнивать как ведет себя автомобиль с тем, что прописано в программе.
  2. Когда машина ведет себя, отличаясь от расчетных показателей, поступит сигнал об опасности ситуации и контроллер начнет исправлять это.
  3. С этого момента будет принято решение о выборочном подтормаживании колес (сама технология и определит, какое нужно будет немного приостановить).
  4. Гидромудолятор АБС создает необходимые показатели давления уже в самой системе тормозов.
  5. Вместе с этим непосредственно на блок, отвечающий за двигатель, придет сигнал по топливному сокращению, а для колес уменьшится крутящийся момент.

Таким образом, получается, что призванная курсовой автомобильной устойчивости система будет задействовать многие из механизмов антиблокировочной. Оно понятно: она является её расширением.

Однако это неточная копия: чтобы достичь курсовой устойчивости, необходимы еще и следующие составляющие:

Первые будет определять сиюминутное направление траектории машины, а датчики отвечают за положение у рулевого колеса транспорта. Собственно, при расхождении все и включится. Эти устройства зафиксируют даже малейшее боковое скольжение и дадут соответствующие распоряжения для сохранения курсовой автомобильной устойчивости. Получается, что такая система, предназначенная для стабилизации динамической деятельности автомобиля, работает, в любой момент обладая информацией о скорости машины, угле поворота руля, возможностях чрезвычайных ситуаций.

Схема блока управления у системы, предназначенной для курсовой автомобильной устойчивости. Итак, система, разработанная для стабилизации, структурно выглядит таким образом:

  • электронный блок-контроллер;
  • датчик скорости, с которой вращаются колеса;
  • датчики, определяющие положение рулевого колеса;
  • датчик, измеряющий давление в тормозной системе.

Преимущества системы

Указанная технология устойчивости esp работает с любыми вариантами скорости и движения. Вот только сама схема срабатывания будет зависеть от конкретного момента и того привода, который установлен на используемой машине. Например, если в транспорте стоит автоматическая коробка передач, в таком случае система по отношению к динамической авто стабилизации для курсового выравнивания будет контролировать также работу трансмиссии.

При случаях, когда самому водителю кажется, что система только будет мешать вождению, можно отключить это принудительно. А во многих марках машин, наоборот, от esp будут допускаться возможности небольших заносов и при скольжении датчики курсовой устойчивости включаться только тогда, когда ситуация будет уже опасной.

Однако при всех своих возможностях, эта технология динамической стабилизации все же не панацея. Она работает только лишь, чтобы снизить вероятность ДТП для возможных опасных моментах, однако её возможности не чудодейственны. Водитель должен отвечать за происходящее на дороге сам.

Вам понравилась статья? Она была полезной?

Похожие статьи:

Что такое ESP в автомобиле Ford

Наверное, многие однажды задавали себе вопрос при виде аббревиатуры ESP в списке автомобильных «наворотов» Что такое ESP и почему оно играет такую важную роль? Некоторые, более продвинутые автомобилисты, имеют маломальское понятие о том, что это за система и для чего она необходима, однако если копнуть чуть глубже оказывается, что знания поверхностные и в них много неточностей.

Сегодня я попытаюсь ответить на интересующие вас вопросы и максимально полно ответить на вопрос что такое ESP.

Electronic Stability Program или сокращенно ESP переводится как электронная система курсовой устойчивости. В принципе название этой системы в зависимости от производителя может меняться, например, на ESC (Electronic Stability Control) или DSC (Dynamic Stability Control). Данная система относится к активным системам безопасности автомобиля и является более продвинутым преемником антиблокировочной системой тормозов, которая всем нам известна не иначе как ABS.

Что такое ESP? Немного истории…

Антиблокировочная система тормозов стала толчком для развития активной системы безопасности автомобилей. Как вы понимаете, речь об ABS, которая во время торможения не позволяла блокироватьтормоза и следила за тем, чтобы машина не пошла «юзом». Это позволяло и позволяет автомобилистам более эффективно тормозить, не теряя контроль над управлением автомобилем.

Но время шло, прогресс не стоял на месте и инженеры, взвесив все полюсы и минусы «АБС», пришли к выводу о том, что одной лишь разблокировки тормозов мало, для того чтобы не допустить занос или потерю контроля над управлением автомобилем.

После всех исследований и наработок, ученые совместно с инженерами решили расширить функционал ABS, добавив ей еще одно умение — контроль за тягой и способность притормаживать необходимые для стабилизации движения колеса, благодаря чему автомобиль движется исключительно по заданной траектории.

Основная работа по воплощению в жизнь идеи о создании более эффективной системы чем ABS началась в конце в начале 1990-х, причем одновременно в нескольких частях Земли. В Европе за это взялась BMW и Mercedes-Benz, а в Азии — Mitsubishi. Наиболее успешным стал проект немцев, Mercedes-Benz в сотрудничестве с другой известной компанией (Bosch) в 1992 году уже могли похвастаться первым образцом будущей системы курсовой устойчивости.

К тому времени система уже активно проходила испытания на самых разных марках автомобилей. Правда спешки относительно запуска системы в серию не было, немцы с присущей им скрупулезностью и педантичностью проверяли «каждый винтик» для того чтобы система оправдала себя во время эксплуатации.

Однако, это, к сожалению, не могло гарантировать 100% гарантии того, что машина не уйдет в занос во время прохождения крутого поворота. Только в 1995 году практически доведенная до совершенства ESP, в подтверждение этого руководство компания разрешила установку системы курсовой устойчивости на несколько серийных автомобилей.

Первым автомобилем, который удостоился чести стать первым в мере автомобилем с ESP стал городской компакт — хетчбэк Mercedes A-Class. Многие удивятся, почему именно этот убогий на первый взгляд автомобиль был выбран? А ответ довольно не простой, я бы даже сказал — хитрый, дело в том, что этот хетчбэк компактных размеров провалил все надежды и практически был «одним колесом на свалке» из-за обнаруженной в нем склонности к перекидыванию во время прохождении поворотов.

Учитывая этот факт, а также с целью спасения ситуации и доброго имени бренда Mercedes-Benz, инженеры делают неожиданный ход, вместо того чтобы снять «машинку» с конвейера, они устанавливают на нее новоиспеченную систему курсовой устойчивости.

Такое рисковое решение позволило развязать сразу несколько проблем. Компания сберегла свою репутацию и не понесла убытки, которые были бы в случае снятия хетчбэка с конвейера, решала проблему переворачиваемости, Mercedes-Benz наконец-то испытала систему ESP на собственном серийном авто и вместе с тем завоевала право называться первой в мире компанией создавшей первый в мире автомобиль с активной системой безопасности курсовой устойчивости автомобиля ESP. Кроме всего прочего, Мерседес получила всемирное признание, а его автомобили стали ассоциироваться с безопасностью, надежностью и современными технологиями.

Из чего состоит система ESP

Система курсовой устойчивости состоит из множества датчиков, которые образуют собой целую систему, они расположены на передней и задней осях автомобиля, а также рулевом механизме, что позволяет им контролировать положение автомобиля на дороге, а также положение руля. Также в ESP  имеется акселерометр, который определяет положение автомобиля на дороге во время прохождения поворотов. Принцип ESP базируется на сотрудничестве этой системы с ABS, а также антипробуксовочной системами, их бесперебойное взаимодействие обеспечивает безопасность автомобиля и всех кто в нем находится.

Активация ESP происходит в двух ситуациях – в случае избыточной или недостаточной управляемости автомобиля. В каждой из ситуаций система производит анализ полученной информации от датчиков и акселерометра, на что уходит примерно 20 миллисекунд, и принимает решение какое из колес необходимо притормозить, для того чтобы она пошла по правильной, безопасной траектории.

Кроме притормаживания, ESP также снижает обороты двигателя, благодаря чему водитель снова может вернуться в необходимую траекторию, которая была нарушена при заносе машины. В случае избыточной управляемости автомобиля при входе в поворот при котором передние колеса уводит в сторону, ESP подключает задние тормоза, выполняя притормаживание того колеса, которое расположено на внутреннем радиусе поворота. Такая манипуляция позволяет выровнять переднюю часть машины, которую уводит в сторону.

В случае если управляемость автомобиля во время входа в поворот является недостаточной — возникает занос, то есть задние колеса уходят с траектории движения. В этой ситуации система курсовой устойчивости активирует передние тормоза и притормаживает колесо, идущее по внешнему радиусу поворота.

Кроме всего вышеперечисленного, система курсовой устойчивости предотвращает аварию, когда одновременно четыре колеса, например во время гололеда, в таком случае ESP определяет, какие именно колеса следует притормозить для выравнивания траектории движения.

На сегодняшний день системой активной безопасности автомобиля ESP,комплектуются большинство автомобилей во всем мире. Многие страны, такие как США, Израиль, Канада, а также страны Евросоюза на законодательном уровне закрепили установку этой системы на всех автомобилях, которые сходят с конвейера.

Апр 17, 2015KoGa


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости