С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Система стабилизации esp что это


Система стабилизация ESP

Так работает система курсовой стабилизации ESP.

Уже наверное каждый автомобилист в мире знает, что такое система курсовой устойчивости или система стабилизации автомобиля. В данной статье мы попробуем в простой и доступной форме рассказать, как действует система стабилизации ESP.

История создания система стабилизации ESP

Изобретение, которое можно встретить в большинстве моделей современных автомобилей, система курсовой устойчивости или система стабилизации ESP была изобретена немецкой компании Bosch. Расшифровка аббревиатуры — Electronic Stability Program или электронная программа стабилизации. В данном случае имеется ввиду стабилизация движения автомобиля по дороге. Патент на систему стабилизации автомобиля ESP принадлежит компании Bosch. Если среди комплектации конкретной модели автомобиля вы увидите именно такую аббревиатуру системы курсовой устойчивости — это означает, что применяется система от компании Bosch. Есть и другие аббревиатуры систем, которые выполняет такую же функцию, как и система компании Bosch, например:

  • Vehicle Stability Assist VSA;
  • Vehicle Stability Control VSC;
  • Electronic Stability Control ECS.

У всех перечисленных систем принцип работы один и тот же, основанный на патенте немецкой компании Bosch.

Первые автомобили, оборудованные системой стабилизации ESP появились в 1995 году. И уже через два года ей удалось на полную заявить о себе и своих способностях. Напомним, что в 1997 году разразился скандал с немецким автомобильным концерном Mercedes-Benz, который выпустил свою первую первую модель компактного автомобиля Mercedes-Benz А-Сlass. В процессе разработки данной модели инженеры допустили серьезные ошибки, которые приводили к опрокидыванию автомобиля во время выполнения “лосиного теста”. После выявления такой ошибки концерну Mercedes-Benz пришлось отозвать все экземпляры модели для устранения неполадки. Немецкому концерну грозил большой скандал и падение репутации. Однако после оснащения системой курсовой устойчивости ESP модель Mercedes-Benz А-Сlass перестала опрокидываться во время прохождения “лосиного теста”. Репутация Mercedes-Benz была спасена благодаря разработке компании Bosch.

Основной принцип работы ESP

Главной целью работы системы стабилизации ESP является предотвращение заноса автомобиля во время маневров либо на скользкой трассе. Считается, что занос автомобиля является основной причиной дорожно-транспортных происшествий на дорогах, которые имеют тяжелые последствия. Водители всегда с опаской относятся к мокрому, грязному или скользкому дорожному покрытию, неожиданно крутым поворотам либо препятствию на дороге. Все эти факторы вынуждают водителей совершать резкие маневры, которые могут привести к заносу автомобиля и потери управления им. Это было до системы стабилизации автомобиля ESP. Данная система может распознавать угрозу заноса до его появления. Благодаря общей работе различных вспомогательных систем автомобиля система стабилизации позволяет стабилизировать вектор движения автомобиля в рамках законов физики. Согласно статистике приведенной европейскими институтами, в 80% случаев заноса автомобиля при оснащении его электронной системой стабилизации удается предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Основной принцип работы ESP заключается в предотвращении заноса машины в непредвиденной ситуации.

Система стабилизации обладает многочисленными датчиками, которые успевает за секунду 25 раз снять показатели для анализа ситуации на дороге. В данном случае для сравнения подается фактическая траектория движения и угол поворота рулевого колеса автомобиля. Если они не совпадают, то в течение 20 миллисекунд в управлении автомобиля вмешивается система курсовой устойчивости. Она сразу же уменьшает текущий крутящий момент двигателя, что позволяет вернуть устойчивость автомобиля. Если это не помогло, то система стабилизации начинает тормозить отдельные колеса, чтобы создать силу противодействия заносу автомобиля.

Система стабилизации всегда работает при недостаточной поворачиваемости. Так, если система стабилизации определила, что автомобиль в повороте имеет недостаточную поворачиваемость, и его переднюю ось сносит на внешний радиус, тогда система затормозит заднее внутреннее по отношению к повороту колесо и сбросит обороты двигателя. Это поможет автомобилю приобрести достаточную поворачиваемость и спокойно въехать в поворот. Точно также система стабилизации распознаёт и избыточную поворачиваемость, когда происходит занос задней оси. В данном случае система стабилизации будет тормозить переднее колесо, которое находится ближе к внешнему радиусу поворота и снижать крутящий момент мотора. Когда автомобиль оборудован не только системой стабилизации ESP, но и автоматической коробкой передач, система будет как управлять автоматикой и понижать передачу в случае надобности и конкретных условиях на дороге.

Системы-помощники системы курсовой устойчивости ESP

Систему стабилизации ESP нельзя установить на автомобиль, если он не оснащен другими дополнительными активными системами активной безопасности. Каждый автомобиль, на  который устанавливается система курсовой устойчивости ESP, должен быть укомплектован антиблокировочной системы тормозов ABS, антипробуксовочной системой, который по-другому называется трэкшн-контроль. С помощью антиблокировочной системы удается убрать блокировку колес во время движени, что обеспечивает устойчивость автомобиля. Антипробуксовочная система помогает создать оптимальную тягу, передаваемую двигателем к колесу без пробуксовки.

Отсутствие ESP на автомобиле приведет к заносу при резком маневре.

На основе системы стабилизации ESP были созданы и другие вспомогательные системы автомобиля. Так известна система помощи водителю при старте на подъеме Hill Hold Control создана на основе системы стабилизации ESP.

Система ESP. Принцип работы и преимущества системы стабилизации - Автоцентр.ua

Технологии

Мы постараемся объяснить, зачем в автомобиле система ESP и как она работает.

Система стабилизации курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Program) – одно из важнейших средств активной безопасности в автомобиле. Если ремни и подушки безопасности защищают при столкновении (системы пассивной безопасности), то система стабилизации курсовой устойчивости способна предотвратить ДТП.

ESP стала продолжением развития антиблокировочной системы тормозов ( Anti-lock braking system, сокр. ABS) и системы контроля тягового усилия (Traction control или ASR). ABS помогает сократить тормозной путь на асфальте и сохранить контроль над управляемостью автомобиля при экстренном торможении, а ASR – обеспечить уверенный разгон. ESP же отвечает за сохранение автомобилем заданной водителем траектории движения в поворотах или при маневрах.

Система стабилизации движения препятствует недостаточной или избыточной поворачиваемости. Проще говоря, ESP борется со сносом колес передней оси и с заносом автомобиля при превышении скорости, особенно на скользком дорожном покрытии.

ESP помимо датчиков ABS, котролирующих скорость вращения всех колес, включает в себя сенсоры вращения вокруг вертикальной оси автомобиля, угла поворота руля и бокового ускорения. Полученные от этих датчиков данные обрабатываются в центральном блоке управления ESP .

Система стабилизации постоянно следит за траекторией движения автомобиля, сравнивая ее с то, которая должна быть согласно углу поворота руля. В случае отклонения реальной траектории движения от заданной, ESP снижает обороты двигателя и притормаживает одно или несколько колес, чтобы создать момент противовращения вдоль вертикальной оси автомобиля, чем, собственно и обеспечивается возврат автомобиля на заданную водителем траекторию движения. Особенно эта система полезна на мокром асфальте и на обледенелой и заснеженной дороге.

Однако в некоторых система стабилизации ESP мешает. Притормаживание колес и снижение оборотов двигателя могут создавать проблемы при движении по песку, грязи или на снегу. Поэтому в многих внедорожниках и спорткарах система ESP отключаемая. У массовых серийных легковушек путем “отключения” этой системы снижается ее чувствительность.

Читайте также:

Как проверяют работоспособность ABS и ESP

Пионерами в разработке ESP считаются компании Bosch и Daimler. В 1995 году системой стабилизации оснастили седан Mercedes-Benz S-Class. Вскоре новая технология появилась у других автопроизводителей.

Нередко система стабилизации разных марок называется по-разному. Например, у Toyota это VSC, у Honda – VSA, у Porsche – PSM, а у Hyundai – ESC.

Возможность самостоятельно применять торможение привела к появлению технологии экстренного торможения Brake Assist. ESP дала путевку в жизнь более совершенным новым технологиям.  Например, системе автоматического замедления. Она позволяет избежать столкновения с препятствиями. А это уже предвестник автопилота.

Помогла ESP и при создании системы Hill Hold Control. Она активизирует тормозную систему, чтобы воспрепятствовать скатыванию автомобиля назад при старте на уклоне. Нашли еще одно оригинальное применение информации с датчиков скорости вращения колес. Теперь специальный алгоритм расчета позволяет контролировать давление в шинах.

Читайте также:

Система ESP стала обязательной для европейских авто

Система стабилизации ESP сделала автомобили гораздо безопаснее. Британские ученые подсчитали, что ее наличие уменьшает риск смертельных аварий на 25%. Собственно, по этим причинам ESP вот уже несколько лет является обязательной в новых моделях авто, продаваемых в Евросоюзе, Канаде, США, Австралии и Израиле.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Система стабилизации ESP - принцип работы

Электронная система стабилизации траектории ESP предотвращает занос автомобиля в критических ситуациях, если он теряет стабильность на дороге. Если автомобиль оснащен системой ESP, он будет реагировать на повороты рулевого колеса при объезде неожиданно возникших препятствий, резких поворотах, а также на дорогах с плохим покрытием.

Видеодемонстрация работы ESPVolkswagen Jetta с включённой и отключённой системой стабилизации

В состав системы ESP входят следующие компоненты:

  1. Гидравлический узел с электронной панелью управления
  2. Датчик давления
  3. Модуль управления дроссельной заслонкой
  4. Панель управления силовым агрегатом
  5. Контрольная лампочка и выключатель системы ESP/ПБС
  6. Датчик угла поворота рулевого колеса
  7. Датчик угла поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величины его поперечного ускорения
  8. Датчик скорости вращения колес
  9. Электронная педаль акселератора (электронное управление дроссельной заслонкой)
  10. Блок передачи по сети результатов обработки данных обоюдного воздействия системы ESP и панели управления силовым агрегатом

Систему ESP рекомендуется выключить в следующих случаях:

  • если необходимо «раскачать» автомобиль, застрявший в глубоком снегу или песчаном грунте
  • при езде с цепями
  • при проверке автомобиля на динамическом стенде

Система ESP включается и выключается нажатием кнопки с надписью «ESP» на панели управления. При запуске двигателя система ESP активизируется автоматически.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости