С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Солярка это дизель


Дизельное топливо – что это такое (часть 1) — DRIVE2

Запись заблокировали в БЖ, под лозунгом что отношения к машине не имеет, так что начну осваивать блог.

После того как я опубликовал статью про бензин (часть 1, 2, 3, 4 и 4.1) ко мне часто обращались дизельные собратья с просьбой написать что-то подобное для них. Схватка с ленью закончилась моей победой ;)) Некоторые вещи освещать не стал, т.к. это будет интересно только технологам на НПЗ, а не покупателям на АЗС. Ну что – поехали, сначала как обычно теория.

В отличие от двигателей с искровым зажиганием в дизелях происходит самовоспламенение топлива при его впрыскивании в камеру сгорания двигателя. В цилиндр двигателя сначала всасывается воздух, который затем сжимается. К моменту подачи топлива в камеру сгорания давление воздуха в ней составляет: в двигателях без наддува 10-18 атм, а при наддуве 20–30 атм. Затем в цилиндр через форсунки впрыскивается топливо, которое испаряется и самовоспламеняется. Температура воздуха для надежного самовоспламенения топлива в момент начала подачи топлива должна составлять 500—600 °С. Для достижения такой температуры воздуха степень сжатия должна быть значительно выше, чем у двигателей с искровым зажиганием, и достигать 16–17, а в некоторых случаях и 23 раз.Благодаря тому, что в дизель засасывается не горючая смесь, а воздух, степень сжатия можно доводить до 23, что гораздо выше, чем в бензиновых двигателях. Вследствие этого температура отработанных газов дизеля (600–700°С) ниже, чем отработанных газов бензиновых собратьев (800–1100°С), поэтому меньше тепла уходит с газами, что делает дизель более экономичным. Высокая степень сжатия, необходимая для воспламенения топлива, является основным фактором, определяющим топливную экономичность дизелей, которая на 30–40 % выше, чем у двигателей с искровым зажиганием.

Дизельные топлива – это нефтяные фракции, выкипающие в пределах 180–360 °С. Применяется дизтопливо в дизелях и газотурбинных судовых энергетических установках. Различают 2 подгруппы: для быстроотходных дизелей с частотой вращения 1000 об/мин и более (дистиллятное маловязкое из керосино-газойлевых фракций прямой перегонки с добавлением не более 20 % продуктов каталитического крекинга) и для средне- (500—1000 об/мин) и малооборотных (ниже 500 об/мин) дизелей (смесь из прямогонных остаточных и среднедистиллятных фракций с добавлением продуктов термокаталитических процессов), так называемое моторное топливо.

В соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топлива подразделяют на летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и арктическое (А). Это по ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия.

К летнему топливу относят топливо сортов А, В, С, D.К межсезонному топливу относят топливо сортов Е, F.К зимнему топливу относят топливо классов 0, 1, 2, 3.

К арктическому топливу относят топливо класса 4.

Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных через дефис:— ДТ — дизельное топливо;— Л (Е, З, А) — условия применения;

— К2, К3, К4, К5 — экологический класс топлива.

Допускается выпуск в оборот топлива экологических классов:К3 — содержание серы не более 350 мг/кг;К4 — содержание серы не более 50 мг/кг;

К5 — содержание серы не более 10 мг/кг.

По технологии из дистиллятов дизельных топлив при получении марок З и А глубоко извлекаются (до 95% от потенциала) нормальные алканы С12-С20 с целью понижения температуры застывания топлива и получения при этом ценного продукта для нефтехимии – жидкого парафина. Это ведет к значительному понижению цетанового числа топлива (до 35-38). Для его корректировки в дизельные топлива вводится присадки, но об этом чуть позже.

Цетановое число и склонность топлива к самовоспламенению. Воспламенение топлива в дизеле – сложный и многостадийный процесс. Поскольку посторонних источников воспламенения топлива дизель не имеет, то важнейшим показателем дизельного топлива является склонность его к самовоспламенению. Топливо при впрыскивании в камеру сгорания воспламеняется не сразу. Всегда происходит определенная задержка воспламенения. Чем она меньше, тем более плавно идет процесс сгорания, а, следовательно, двигатель испытывает меньшие динамические нагрузки, работает мягко, без стуков.

Для четкой и однозначной оценки склонности топлива к самовоспламенению стандартизован специальный показатель – цетановое число. Цетановым числом (ЦЧ) называют процентное (по объему) содержание цетана в смеси его с α -метилнафталином при условии, что эта смесь на стандартной установке и стандартном режиме имеет такую же задержку воспламенения, как и исследуемое топливо.

Определение ЦЧ производится на установках ИТ9-ЗМ или ИТД-69 (ГОСТ 3122), основным агрегатом которых является одноцилиндровый предкамерный дизель рабочим объемом 652 см3 и переменной степенью сжатия. В качестве эталонных топлив используют два индивидуальных углеводорода – цетан (нормальный гексадекан C16h44) и α-метилнафталин (ароматический углеводород C11h20). Цетан обладает высокой склонностью к самовоспламенению (имеет малую задержку самовоспламенения), и его воспламеняемость условно принята за 100 ед., α-метилнафталин, наоборот, имеет большую задержку самовоспламенения, его воспламеняемость принята за 0. Составляя смеси цетана и α-метилнафталина в объемных процентах, можно получить топливо с ЦЧ от 0 до 100. ЦЧ определяют методом совпадения вспышек.

ЦЧ современных топлив для быстроходных дизелей должно быть не менее 45, для топлив среднеоборотных и малооборотных дизелей ЦЧ не нормируется.

Значение ЦЧ топлив для быстроходных двигателей важно знать потому, что этот показатель достаточно полно характеризует период задержки воспламенения, от которого зависит скорость нарастания давления в цилиндре, а, следовательно, и жесткость работы дизеля. Внешне это проявляется стуками, повышенной вибрацией, ухудшением топливной экономичности и дымным выпуском.При малой задержке воспламенения основная масса впрыскиваемого топлива сгорает по мере его поступления в камеру сгорания. В этих условиях процесс сгорания топлива зависит от способа его подачи и, следовательно, может быть управляемым. При большой задержке первые порции поданного топлива не воспламеняются, топливо накапливается в камере сгорания, а потом сразу сгорает в очень короткий промежуток времени, вызывая быстрое повышение давления, которое резко воздействует на поршень. Максимальное тепловыделение при этом начинается в период расширения, в результате чего топливная экономичность ухудшается, происходит неполное сгорание топлива, в отработавших газах появляется дым.

При прочих равных условиях решающим фактором, определяющим склонность топлива к самовоспламенению, является его групповой и индивидуальный химические составы. Наибольшей склонностью к самовоспламенению обладают нормальные алканы, причем, чем больше молекулярная масса такого алкана, тем лучшей самовоспламеняемостью он обладает и, следовательно, более высоким ЦЧ. При одинаковом числе атомов углерода по мере разветвления структуры ЦЧ снижается. В порядке убывания ЦЧ углеводороды располагаются в следующем порядке: алканы, циклоалканы, ароматические углеводороды. Чем выше температура кипения топлива, тем выше цетановое число, и эта зависимость носит почти линейный характер, лишь для отдельных фракций цетановое число может снижаться, что объясняется их углеводородным составом.

От ЦЧ зависят и пусковые свойства топлива. Чем оно меньше, тем хуже пусковые свойства. Применение топлив с цетановым чистом менее 40 приводит к жесткой работе двигателя. Чрезмерное увеличение ЦЧ (более 55), несогласованное с его испаряемостью, также нецелесообразно, так как при этом очаги рано воспламенившегося топлива встречаются с еще неиспарившимся топливом, что приводит к вялому, неполному сгоранию и, следовательно, к ухудшению топливной экономичности двигателя при одновременном увеличении дымности отработавших газов.

Ниже приведены данные по влиянию цетанового числа на время запуска двигателя:Цетановое число… … 53… … 38

Время запуска, с … … 3… …45-50

Для современных дизелей вполне достаточно ЦЧ топлива, равное 45; для быстроходных/высокооборотистых дизелей (с частотой вращения 5000–6000 об/мин) нужны топлива с более высокими ЦЧ. Так европейский стандарт EN 590:2009 регламентирует значение ЦЧ на уровне не ниже 51 для летнего ДТ и 47 для арктического. Как уже упоминалось ранее цетановое число и низкотемпературные свойства топлива это взаимосвязанные величины: чем лучше низкотемпературные свойства топлива, тем ниже его цетановое число.

За рубежом для оценки воспламеняемости дизельных топлив наряду с цетановым числом используют расчетный дизельный индекс. Для расчета дизельного индекса используется номограмма (ASTM D 976).Дизельный (Цетановый) индекс для конкретного топлива определяется по значениям плотности при 15оС и температуре выкипания 50% топлива. Этот показатель нормируется и для отечественных топлив при их поставке на экспорт.Между дизельным индексом и цетановым числом топлива существует такая зависимость:Дизельный индекс… … …20… …30… … 40… … 50… … 62… … 70 … … 80

Цетановое число… … … 30… …35… … 40… … 45 … …55… … 60 … … 80

Коррозионное воздействие дизельного топлива на двигатель и топливоподающую аппаратуру.Основной причиной коррозионного воздействия дизельных топлив на металлы являются содержащиеся в них серы. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % (легкие нефти Сибири), 1,5 % (нефть Urals) до 5-7 % (тяжёлые битуминозные нефти). В отличие от бензинов в дизельном топливе допускается содержание небольшого количества меркаптановой серы, которая относится к ее активным соединениям. Для топлив, применяемых в средне- и малооборотных двигателях, предельная норма содержания серы повышается до 1,5, а иногда и до 3 %. По последним нормативам Европы допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001 % (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие антифрикционных или смазывающих присадок.

В двигателе возможны два механизма действия соединений серы, влияющих на интенсивность коррозии и коррозионного износа:1) высокотемпературный механизм, действующий в полости цилиндра, где происходит газовая коррозия, которую вызывают образующиеся при сгорании топлив сернистый и серный ангидриды (SO2 и SO3). Коррозионное воздействие SO3 в несколько раз больше, чем SO2;2) низкотемпературный механизм действия, обусловленный образованием сернистой и серной кислот, которые накапливаются в масле и в низкотемпературных отложениях (шламе).Использование топлив с высоким содержанием серы допустимо только с одновременным использованием масел со специальными присадками, уменьшающими вредное воздействие серы на двигатель.Высокую эффективность нейтрализации коррозионного воздействия соединений серы обеспечивают также специальные присадки, вводимые непосредственно в дизельное топливо. Их действие основано или на химической нейтрализации агрессивных продуктов непосредственно в цилиндре двигателя, или на образовании защитных пленок на зеркале цилиндров и поршневых кольцах.

Содержание серы в дизтопливе оценивается по коррозии медной пластинки.

Наряду с серой коррозионное воздействие на металлы оказывают и содержащиеся в топливе водонерастворимые нафтеновые кислоты, количественно оцениваемые показателем кислотности топлива. По действовавшим нормам ГОСТ 305-82 кислотность дизельных топлив не должна была превышать 5 мг КОН на 100 мл топлива. В новом ГОСТ 32511-2013, который гармонизировали с европейским EN 590:2009, данный показатель отсутствует.Кислотность топлива влияет не только на изнашивание деталей топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы двигателя. Установлена связь кислотности с количеством нагара и закоксованностью распылителей форсунок. Действие нафтеновых кислот при этом аналогично действию соединений серы.

Присутствие водорастворимых кислот и щелочей в дизельных топливах, как и в бензинах, не допускается. Контроль за этим ведут индикацией водной вытяжки топлива на нейтральность, но опять же в новом ГОСТ 32511-2013 об этом ни слова.

Влияние свойств дизельного топлива на образование нагара.Образование нагара на деталях двигателя, омываемых горячими газами, ухудшает его экономические и мощностные показатели. В реальных условиях существует равновесное состояние, при котором количества образующегося и выгорающего нагара становятся равными, и его рост на поверхности камеры сгорания, на распылителях форсунок и в других местах прекращается. Основное влияние на равновесное состояние оказывает режим работы двигателя. Чем больше нагрузка двигателя и выше его температурный режим, тем при более тонком слое нагара устанавливается его равновесное состояние. При определенных условиях нагар может почти полностью выгорать и вновь образовываться и т.д. Интенсивность образования нагара зависит от многих факторов, в том числе и от свойств топлива.Влияние серы на образование нагара связано с более интенсивным процессом окислительной полимеризации углеводородов в присутствии соединений серы, в том числе продуктов ее сгорания.

Присутствие в топливе смол также увеличивает нагар. Смолы в топливе являются вредными примесями, и их количество строго ограничивается стандартом. В зависимости от марки дизельного топлива содержание смол не должно превышать 30–50 мг на 100 мл топлива.

Анализы нагара, образовавшегося в камере сгорания дизелей, показали, что в нем, кроме органических соединений, имеется негорючий компонент – зола, которая вызывает абразивное изнашивание деталей двигателя, так как в ней содержатся частицы высокой твердости.Для ограничения и контроля негорючих компонентов в стандарты введен показатель зольности, которая в дизельных топливах не должна превышать 0,01 %. Методика определения зольности состоит в выпаривании навески топлива, а затем прокаливании ее в фарфоровом тигле, массу которого предварительно определяют на аналитических весах. В результате все органические компоненты топлива выгорают, и в тигле остается негорючая зола. Масса золы, отнесенная к массе навески топлива и выраженная в процентах, называется зольностью топлива.

Таким образом, чем больше в топливе серы, смол, золы, тем сильнее при прочих равных условиях следует опасаться образования нагара в зоне поршневых колец и на распылителях форсунок. Увеличение содержания в топливе ароматических и непредельных углеводородов (алкенов и алкадиенов), а также утяжеление фракционного состава тоже усиливают образование нагара.

Температура вспышки ограничивает содержание в топливе наиболее легких фракций и характеризует его огнеопасность. Температура вспышки — это та наименьшая температура, до которой нужно нагреть дизельное топливо в закрытом тигле, чтобы его пары образовали с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Температура вспышки должна быть не ниже 35°С для всех марок дизельного топлива.

Вязкость и плотность.Вязкость и плотность топлив во многом определяют процессы испарения и смесеобразования в дизелях. С их увеличением растет диаметр капель, и ухудшаются условия сгорания, в результате чего увеличивается расход топлива и дымность отработанных газов. Вязкость топлива влияет на наполнение и утечки топлива через зазоры плунжерных пар.

При работе на маловязких топливах увеличивается износ деталей топливных насосов, что требует применения в их составе противоизносных присадок. Вязкость топлива зависит от его углеводородного состава, в связи с чем варьируется в широких пределах.

Химическая стабильность.В эксплуатационных условиях наибольший вред приносит присутствие в дизельном топливе смол. Основную часть смол составляют примеси, остающиеся после очистки нефтяных дистиллятов. Но также как и в случае с бензином большую роль играет химическая стабильность топлива. Химическая стабильность дизельного топлива — это способность противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Эта проблема возникла с углублением переработки нефти и вовлечением в состав товарного дизельного топлива среднедистиллятных фракций вторичной переработки нефти, таких, как легкого газойля каталитического крекинга, висбрекинга, коксования. Последние обогащены ненасыщенными углеводородами, включая диолефины и дициклоолефины, а также содержат значительное количество сернистых, азотистых и смолистых соединений. Наличие гетероатомных соединений, особенно в сочетании с ненасыщенными углеводородами, способствует их окислительной полимеризации и поликонденсации, тем самым влияя на образование смол и осадков, что в свою очередь влияет не только на фильтрационные свойства, но и повышает склонность к нагарообразованию. Самыми сильными промоторами смоло- и осадкообразования являются азотистые и сернистые соединения.

Поэтому количество непредельных углеводородов в дизельном топливе контролируется с помощью так называемого йодного числа. Йодное число представляет собой количество йода, реагирующее в определенных условиях с испытуемым топливом. Йодное число пропорционально содержанию непредельных углеводородов, в связи с чем в товарных дизельных топливах его величина не должна превышать 6 г йода на 100 г топлива. В старом ГОСТ 305-82 был такой показатель и его контролировали, но сейчас его упразднили заменив на «Окислительная стабильность: общее количество осадка в г/м3».

Присадки, улучшающие показатели дизельных топлив Показатели качества дизельного топлива определяются в основном составом исходного сырья (нефти), а также способом получения топлив, включая метод и качество его очистки.

Вместе с тем непрерывно возрастающая потребность в топливе и ограниченность сырьевых ресурсов заставляют искать другие методы повышения качества дизельных топлив, не зависящие от качества исходного сырья и способов его переработки. Одним из методов улучшения показателей качества дизельного топлива является использование присадок, воздействующих на химические и физические процессы, происходящие в топливе.

При необходимости в дизельные топлива вводят следующие присадки (в скобках указано примерное массовое содержание присадок в топливе):1) повышающие ЦЧ (0,25–0,2 %);2) противодымные – уменьшающие дымность отработавших газов (0,25–0,5%);3) антиокислительные – повышающие термоокислительную стойкость топлив (0,001–0,1 %);4) депрессорные – понижающие температуру застывания топлива (0,01–2,0 %);5) антикоррозионные – понижающие коррозионную агрессивность топлив (0,0008–0,005 %);6) биоцидные – подавляющие размножение микроорганизмов (0,05–0,5 %);

7) многофункциональные (0,01–0,5 %).

Рассмотрим механизм действия некоторых присадок. Установлено, что соединения типа алкилнитратов RCh3ONO3 или RCh3ONO, перекисные соединения RCh3OOH, тионитраты RSNO и ряд других способствуют увеличению ЦЧ топлива. Полагают, что при разложении этих присадок образуются соединения, способствующие более энергичному развитию цепных предпламенных реакций, сокращающих тем самым период задержки воспламенения. Для азотсодержащих присадок такими соединениями могут быть оксиды азота.В качестве присадки, увеличивающей ЦЧ дизельных топлив, применяют изопропилнитрат (СН3)2CONO3. Так, введение 1 % изопропилнитрата повышает цетановое число дизельного топлива на 10…13 ед., в связи с чем он используется для улучшения воспламеняемости и пусковых свойств зимних арктических дизельных топлив, получаемых с помощью каталитического крекинга. Присадки, увеличивающие ЦЧ, одновременно улучшают и пусковые свойства топлива, но вводят их в крайне ограниченных количествах для повышения цетанового числа на 3-5 пункта, так как при этом понижается температура вспышки и повышается коксуемость топлива.

Противодымные присадки, улучшая сгорание топлива и снижая в отработавших газах содержание сажи, могут в значительной степени отодвинуть предел дымления дизелей. Изучение природы возникновения сажи и ее влияния на окружающую среду показало, что очаги ее образования начинают возникать еще в предпламенных процессах в локальных областях, в которых содержание кислорода недостаточно для эффективных окислительных процессов. В этих областях начинается частичная дегидрогенизация, сопровождаемая крекингом и образованием микрочастичек сажи. В дальнейшем, при более интенсивном развитии процесса сгорания, часть образовавшихся микрочастиц сажи, попадая в очаги пламени, выгорает, а оставшиеся частицы в результате высокой турбулентности газов равномерно распределяются в них, образуя так называемый дым. Присутствие сажи в отработавших газах резко увеличивает уровень их токсичности.Ослабить интенсивность образования дыма можно, или повысив интенсивность выгорания микрочастиц сажи, или снижая интенсивность их образования. Современные противодымные присадки содержат кальций, барий, марганец и ряд других элементов. Наиболее эффективные противодымные присадки содержат соединения бария, которые в свою очередь усиливают нагарообразование в камере сгорания и в зоне поршневых колец. Поэтому оценивая противодымный эффект присадки, необходимо учитывать и ее влияние на интенсивность образования нагара.

При добавлении барийсодержащих присадок к дизельным топливам содержание сажи в отработавших газах может быть уменьшено на 70…90 %, а выбросы в атмосферу канцерогенных веществ – на 60…80 %. Бариевые присадки не изменяют мощностные и экономические показатели дизеля и существенно не влияют на износ деталей топливной аппаратуры. Наибольшее применение эти присадки нашли при работе дизелей в шахтах, карьерах и других трудновентилируемых местах.

Больше текста в один пост не помещается идем к части 2, но вопросы можно задавать по мере прочтения :))

Почему дизельное топливо называют «соляркой»? — DRIVE2

«Солярка» (или «соляра») – слово, которое используется исключительно в разговорной речи. Есть исключение: водители дорогущих внедорожников, работающих на дизельном топливе, никогда не называют «дизель» «соляркой». А все потому, что не хотят, чтобы их самих называли… трактористами.

Шутки шутками, но так оно и есть: в Болшой Советской энциклопедии нет такого слова – «солярка». Почему тогда дизельной топливо в профильных журналах и художественной литературе иногда все-таки называют «солярой»? Точного ответа на этот вопрос нет. Кто-то начал, остальные подхватили…

И все таки, ссылки на солярку в больших энциклопедических словарях есть. В той же БСЭ редакции 1988 года про дизельное топливо написано, что в него входят «керосиновые, газойлевые и соляровые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей)». Само слово «солярка» происходит от немецкого «Solarö» — «солнечное масло». Именно так в середине XIX века назвали тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти (кстати, может поэтому, дизель еще называют тяжелым топливом). Почему солнечная? Ну это совсем просто: она имела желтоватый цвет – совсем как… солнышко. На основании этой фракции в СССР даже выпускали «Соляровое масло», которое можно было использовать в тракторах и судовых «дизелях».

Вы уже наверное поняли, что соляровое масло и дизельное топливо – это не одно и то же. Последнее — очень сложное по составу химическое вещество, в состав которого входят соляровые фракции. Последние входят в состав многочисленных фракций нефти, которые, в свою очередь, входят в состав дизельного топлива. По всей видимости, раньше слово «солярка» чаще использовали для обозначения топлива для тракторов, позже ее распространили на все дизельное топливо. Хотя, как вы уже поняли, называть «соляркой» топливо, которое заливают, например, в Porsche Cayenne Diesel, не совсем верно. Вернее, не верно совсем…Адвокат Николай Гавель

Дизельное топливо - это... Что такое Дизельное топливо?

Дизельное топливо

Ди́зельное то́пливо (устар. соляр, разг. солярка, соляриум) — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

Название «солярка» происходит из немецкого Solaröl (солнечное масло) — так ещё в 1857 году называли более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти. Фракция названа так в связи с желтоватым цветом.

Применение

Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, сельскохозяйственная техника, а также в последнее время и легковой дизельный автотранспорт. Кроме дизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах и закалочных жидкостях, при механической и термической обработке металлов.

Основные характеристики топлива

Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).

Вязкость и содержание воды

Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости (ASTM D 6371) и температурах помутнения и застывания (ASTM D97, ASTM D2500), указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо при −10 °C, например. Ещё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при 20 °C для летних сортов в пределах 3,0÷6,0 сСт, для зимних сортов 1,8÷5,0 сСт, для арктических 1,5÷4,0 сСт. Этот стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива.

Воспламеняемость

Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объёмному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом. Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 °C. Температура перегонки, определённая по ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше 350 °C.

Содержание серы

В последнее время в рамках борьбы за экологию жёстко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % (легкие нефти Сибири), 1,5 % (нефть Urals) до 5—7 % (тяжёлые битуминозные нефти); допустимое содержание в некоторых остаточных топливах — до 3 %, в судовом топливе — до 1 %, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе - не более 0,001 % (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие присадок.

Порядковый номер согласно принятой ООН системе: 1202, класс — 3.

Физические свойства

Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 33 °C. Температура застывания: −5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 40—250 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.

Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 30 °C. Температура застывания: −35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 40—200 °C. Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.

Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 25 °C. Температура застывания: −50 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 35—180 градусов Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо — по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и недостаточные смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива.

Альтернативы традиционному дизельному топливу

Биодизель

Основная статья: Биодизель

Биодизель — смесь метиловых эфиров жирных кислот, сходная по физическим и химическим свойствам с дизельной фракцией из нефти. Биодизель имеет цетановое число не менее 51 (по сравнению с обычным дизельным топливом 42—45), температуру вспышки более 150 °C, имеет хорошие смазочные характеристики. Главный недостаток — ограниченный срок хранения после изготовления — не более 3 месяцев вследствие бактериального разложения. В то же время данное свойство является одним из главных преимуществ — в случае утечек биодизельного топлива оно подвергается полному биологическому распаду без ущерба окружающей среде.

Получается реакцией переэтерификации жирных кислот, содержащихся в растительных маслах (рапсовое, соевое, пальмовое) и метилового спирта в соотношении 10:1, в присутствии в качестве катализатора - метилата натрия. Реакция происходит в процессе смешения масла и спирта в емкости с мешалкой при нормальной температуре 20-25 °C. Побочным продуктом является глицерин, отделяемый далее в отмывочной колонне водой.

Эмульгированное дизельное топливо

Альтернативой обычному дизельному топливу является добавление в обычное дизельное топливо 20 % воды и 1 % эмульгатора. Смесь можно использовать в обычных дизелях без их переделки. Цвет смеси - мутно белый. Срок хранения после приготовления - около трёх месяцев. Технология применяется в Германии. Возможность добавления воды и эмульгатора в биодизель не изучена.

Эмульгаторы - вещества, обеспечивающие создание эмульсий из несмешивающихся жидкостей. Действие эмульгаторов основано на способности поверхностно-активных веществ (ПАВ) снижать энергию, необходимую для создания свободной поверхности раздела фаз. Концентрируясь на поверхности раздела смешивающихся фаз, ПАВ снижают межфазное поверхностное натяжение и обеспечивают длительную стабильность композиции. В зависимости от природы ПАВ они ускоряют образование и стабилизирует тип эмульсии, в дисперсионной среде которой они лучше растворимы.

Но добавление воды в дизельное топливо катастрофично. Для форсунок с высоким давлением (как у CDI) вода и сера является агрессивным элементом. При высоком давлении и воде в составе топлива образуется серная кислота, которая губит прецизионные каналы. Кроме того, при попадании картерных газов в масло сера сокращает срок его службы. Поэтому в инструкциях импортных автомобилей производители пишут, что срок замены масла в странах бывшего СССР (где ещё продается соляр с серой в 0,2 %) сокращается вдвое. Кроме того, кислоты сокращают срок службы катализаторов и сажевых фильтров.

Экспорт и внутреннее потребление в России

Дизельное топливо занимает третье место после нефти и газа в структуре экспорта России (в денежном выражении).

  • В 2005 году из России было экспортировано 33,8 млн тонн дизельного топлива на сумму 16,2 млрд долл.[1].
  • В 2006 — 36,1 млн тонн, на сумму 20,2 млрд долл.
  • В 2007 — 35,7 млн тонн, на сумму 21,4 млрд долл. [2].

См. также

  • Судовое маловязкое топливо
  • Автомобильная заправочная станция

Источники

  • Большая советская энциклопедия

Литература

  • Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971;
  • Нефтепродукты. Справочник, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966.

Ссылки

Дизельное топливо название. Чем отличается дизтопливо от солярки.

  • Дымоходы
  • Камины
  • Кирпичные печи
  • Дровяные печи
  • Твердотопливные котлы

Опт на дизельное топливо по ГОСТ - экономически оправданное решение

Продажа топлива класса ЕВРО осуществляется компанией «МАКСВЕЛЛ ГРУПП» оптом и в розницу. Нашими заказчиками и партнерами являются как крупные предприятия и организации (автосервисы, промышленные и торговые компании), так и частные лица - автомобилисты. Мы предлагаем купить топливо в Москве по ценам нефтеперерабатывающих заводов или первого поставщика.

Доставка дизельного топлива ЕВРО обеспечивается специальными транспортными средствами нашей компании. Получить приобретенную продукцию также можно самовывозом на арендованных или собственных бензовозах. Условия доставки дизтоплива можно согласовать с нашими менеджерами по телефонам, указанным на сайте. Они предоставят сведения о графике работы нефтебазы, стоимости и условиях перевозки горючего, порядке получения обменной доверенности и самовывоза.

Скидки и спецпредложения для постоянных клиентов

Обратная связь

Спасибо, Ваша заявка отправлена.

Наш оператор свяжется с Вами в течение 15 минут.

Обновить

Нередко приходится слышать вопрос “А можно ли дизельный двигатель заправить соляркой?». Ведь это топливо, и как почти все их виды, из нефти. Давайте внимательно посмотрим, чем же дизельное топливо отличается от солярки.

Что такое дизельное топливо?

Оно получается из керосиново-газойлевых фракций при прямой перегонки нефти. Основной показатель тут – цетановое число Л-45. Возгорание ДТ происходит не выше температуры 70 градусов по Цельсию. Используется для двигателей с высокими оборотами в железнодорожном транспорте, водном и сельскохозяйственной технике.

Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с a-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0). Когда дизельное топливо характеризуется такой же воспламеняемостью, определённой на опытном двигателе(ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165, ГОСТ 3122), что и модельная смесь этих двух углеводородов, цетановое число данного топлива считается равным % доли цетана в этой смеси. Чем оно больше, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии.

Что такое солярное масло?

Солярное масло, или что нам привычней называть «соляра». Это продукт прямого перегона нефти, который прошел обработку щелочью. Основное назначение, это использование в двигателях с малыми оборотами. Этот продукт имеет вязкость 5 - 9 мм2/с и температуру кипения около от 240 до 400°С.

Основные отличия дизеля от солярки

Итак, солярное масло применяют для тихоходных машин, например тракторов, а для скоростных двигателей, как самолеты. И основные физические характеристики у них разнятся. В своем составе дизельное топливо содержит углеводороды, которые имеют температуру кипения от 180 до 350°С. После определенной очистки и добавления разного рода присадок, эти продукты перегонки нефти приобретают вязкость 2 - 4,5 мм2/с. В свою очередь, «соляровое масло», (солярка)», представляет собой фракцию нефти, с вязкостью 5 - 9 мм2/с. и температурой кипения от 240 до 400°С.

Подводя итоги, можем сделать вывод, что «солярка» и «дизельное топливо» - это два совершенно разных понятия. Использование «соляра» в современных автомобильных двигателях недопустимо. В противном случае вы испортите двигатель, и его ремон выйдет в немалую сумму.

Форма для связи с нами

Дизтопливо представляет собой тяжелые нефтяные фракции, основу которых составляют углеводороды с высокой t° кипения. Применяется для заправки тяжелой военной техники, сельхозтехники, железнодорожного, судового и автомобильного транспорта с дизельными/газодизельными и поршневыми двигателями, используется в отопительных котлах, электрогенераторах дизельного типа, передвижных электростанциях. В процессе сгорания дизель регулирует параметры выхлопа в ДВС, смазывает топливные форсунки, охлаждает стенки камеры.

Основные технические характеристики ДТ Евро-стандарта:

    предельная температура фильтруемости, смазывающая способность;

    цетановое число (степень воспламеняемости);

    плотность, расчетный цетановый индекс топлива;

    окислительная стабильность, уровень воды на кг, кинематическая вязкость.

Виды, сорта и классы дизтоплива

С начала 2015 г. классификация ДТ производится по экологическим классам в зависимости от показателя содержания серы: 350 мг/кг –вид I (класс Евро3), 50 мг/кг (Евро 4) – II, 10 мг/кг – III (Евро 5). Согласно новому ГОСТу дизтопливо подразделяется в зависимости от предельной температуры фильтруемости, определяющей климатические условия его использования, на сорта:

    А (до +5°C), В (0°C);

    С (-5°C), D (-10°C);

    E (-15°C), F (-20°C).

Для холодных регионов выделяют ДТ классов от 0 до 4 с предельной t° фильтруемости от -20 до -44 градусов Цельсия. Для повышения смазывающих характеристик в солярку высокого класса экологичности вводятся специальные присадки. Современное ДТ стандарта Евро-4 и 5 характеризуется сниженным содержанием ароматических углеводородов и серы, снижает уровень шума двигателя, предотвращает коррозийные разрушения, уменьшает износ техники, грузовых и легковых автомобилей.

Марки ДТ

В зависимости от условий использования, эксплуатационных характеристик, физико-химических свойств солярка подразделяется на 4 типа, которые маркируются буквенным обозначением:

    Л – летнее, допускается применение при температуре наружного воздуха не менее 0 C°;

    Е – межсезонное, t° использования – от +5 до -5 градусов;

    З – зимнее, разделяющееся на классы 0-3. Допустимая t° использования – до минус 20° Цельсия;

    А – арктическое (класс 4), с возможностью использования при t° до минус 50 градусов.

При хранении солярка не должна контактировать с цинком, медью, латунью во избежание образования химических реакций и засорения топлива. ДТ необходимо защищать от попадания влаги, пыли.

Купить оптом дизельное топливо, соответствующее экологическим стандартам и ГОСТ, по ценам НПЗ поможет компания TRADER-OIL. Продукция имеет необходимые паспорта качества, хранится и транспортируется в соответствии с общепринятыми нормативами. Гарантируется высокое качество дизтоплива, оперативная доставка в регионы наземным или водным транспортом.

Компания Импульс-Ойл осуществляет продажу и доставку : летнего, зимнего, арктического, и с депрессорными присадками по Ленинградской области, а также в Москве и Московской области.

В нашем ассортименте есть: дизтопливо Евро 5, Евро 3, ДГК, СМТ, бензин, керосин, перевозка светлых нефтепродуктов, аренда генераторов (ДГУ), емкости для хранения топлива (еврокубы).

Главное направление деятельности нашей компании - доставка дизтоплива от 500 литров по Спб и Ленинградской области, а так же в Москве и Московской области.

Основные эксплуатационные показатели качественного дизельного топлива:

  • цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;

  • фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;

  • вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;

  • низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;

  • степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;

  • температура вспышки, определяющая условия безопасности применения солярки в дизелях;

  • наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.

Условия смесеобразования и воспламенения горючего в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях.

Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход горючего в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.

Виды и характеристики Дт:

Летнее дизельное топливо

Оно заливается при температурах окружающего воздуха выше 0 °С, оно предназначается для использования в быстроходных дизельных и газотурбинных двигателях наземной и судовой техники.

Марки летнего дизельного топлива
  • ДТ-Л-0.2-62, высший сорт (летнее)
  • Автомобильное (ЕН 590) Сорт С (летнее)
  • Евро, летнее, сорт С, экологический класс 5 (ДТ-Л-К5) по ГОСТ 32511-2013.
Характеристики качественного летнего дизтоплива (ГОСТ 305-82)
Показатели Летнее дизтопливо
Цетановое число, не менее 45
Фракционный состав:
280
360
3,0-6,0
умеренной -10
холодной -
умеренной -5
холодной -
62
40
вида I 0,2
вида II 0,5
0,01
40
5
6
Зольность, %, не более 0,01
0,20
3
860

Зимнее дизельное топливо

Применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее Дт. должно иметь заст < -35 °С и п < -25 °С), или до -30 °С (тогда топливо должно иметь заст < -45 °С и п

  • Автомобильное ДЗП-0,2 (зимнее t -15C)
  • Автомобильное (ЕН 590) Сорт E (зимнее t -15C)
  • ДТ-З (зимнее -35С)
  • Автомобильное ДЭКп-З (зимнее t -35C)
Показатели Зимнее дизельное топливо
Цетановое число, не менее 45
Фракционный состав:
50 % перегоняется при температуре,°С, не выше 280
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 340
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с 1,8-5,0
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны:
умеренной -35
холодной -45
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны:
умеренной -25
холодной -35
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже:
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 40
для дизелей общего назначения 35
Массовая доля серы, %, не более, в топливе:
вида I 0,2
вида II 0,5
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более 30
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более 6
Зольность, %, не более 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,30
Коэффициент фильтруемости, не более 3
Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более 840

Используется в экстремальных условиях при температуре воздуха до -50 °С.

Марки арктического дизельного топлива
  • ДТ-З (зимнее t -50С)
  • Дт ЕВРО (зимнее t - 50C)
Характеристики качественного арктического дизтоплива (ГОСТ 305-82)
Показатели Арктическое дизельное топливо
Цетановое число, не менее 45
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 255
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 330
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с 1,5-4,0
Т застывания, ° С, не выше -
Т помутнения, ° С, не выше -
Массовая доля серы, %, не более, в топливе:
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 35
для дизелей общего назначения 35
Т вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже:
вида I 0,2
вида II 0,4
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 00,1
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более 30
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более 6
Зольность, %, не более 00,1
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,30
Коэффициент фильтруемости, не более 3
Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более 830

Показатели дизтоплива с депрессорными присадками

Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками .

С 1981 г. вырабатывают зимнее дизтопливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81. Получают его на базе летнего с tп = = -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизтопливо в зимний период времени при температуре до -15 °С.

Для применения в районах с холодным климатом при морозе -25 и -45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизтопливо с Т.помутнения -15 °С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизтопливо ДАп-35/-45 (базовое топливо с Т.помутнения -35 °С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -45 °С).

Экологически чистое дизтопливо

Его выпускают по ТУ 38.1011348-89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) Дт. с содержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 % (вид II).

С учетом ужесточающихся требований по содержанию ароматических углеводородов введена норма по этому показателю: для марки ДЛЭЧ-В - не более 20 %, для марки ДЗЭЧ - не более 10 %. Экологически чистые топлива вырабатывают методом гидроочистки, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Городское дизтопливо

Выпускается ТУ 38.401-58-170-96 и предназначено для использования в г. Москве . Основное его отличие от экологически чистого - улучшеное качество благодаря использованию присадок (летом - антидымной, зимой - антидымной и депрессорной). Добавка присадок в городское Дт. снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50%. Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск солярки для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки - не ниже 55 °С, косуемости 10 %-ного остатка - не более 0,30 %, зольности - не более 0,01 %, содержанию воды - не более 200 ррm, механических примесей - не более 24 ррm, коррозии медной пластинки - класс 1, устойчивости к окислению - не более 25 г осадка/м 3 . В 1996 г. в Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах - не более 0,05 %. Таким требованиям отвечают отечественные ТУ 38. 1011348-89.

Показатели Нормы для марок
ДЗп ДЗп-15/-25 ДАп-35/-45
ТУ 38.101889-81 ТУ 38.401-58-36-92
Цетановое число, не менее 45 45 40
Фракционный состав:
перегоняется при температуре, °С, не выше:
50 % 280 280 280
90 % (конец перегонки) 360 360 340
Кинематическая вязкость для дизелей общего назначения при 20 °С, мм 2 /с 3,0-6,0 1,8-6,0 1,5-5,0
Температура, °С, не выше:
застывания -30 -35 -55
помутнения -5 -15 -35
предельной фильтруемости -15 -25 -45
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже:
для дизелей общего назначения 40 40 35
для тепловозных и судовых дизелей 62 35 30
Массовая доля серы, %, не более, в топливе:
вида I 0,2 0,2 0 ,2
вида II 0,5 0,5 0,4
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01
Концентрация фактических смол, мг/100 см 3 базового топлива, не более 40 - -
Кислотность, мг КОН/100 см 3 топлива, не более 5 5 5
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более 6 5 5
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,3 0,2 0,2
Коэффициент фильтруемости, не более:
для базового топлива 2 - -
для топлива с присадкой 3 3 3
Плотность при 20 °С, кг/м 3 , не более 860 860 840
Цвет, ед. ЦНТ, не более 2 2 2
Примечание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; испытание на медной пластинке - выдерживают.

Продажа и доставка дизельного топлива - это наша сфера деятельности!

Наша компания эффективно осуществляет в СПб и ЛО по выгодным для Вас ценам и его доставку в СПб и ЛО круглосуточно.

Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях. В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами. По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:

  • цетановое число , определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя;
  • фракционный состав , определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя;
  • вязкость и плотность , обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования;
  • низкотемпературные свойства , определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива;
  • степень чистоты , характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя;
  • температура вспышки , определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях;
  • наличие сернистых соединений , непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ.

Ассортимент, качество и состав дизельных топлив

Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305-82 трех марок:Л - летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше 0 °С;З - зимнее, применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь заст < -35 °С и п < -25 °С), или зимнее, применяемое при температурах до -30 °С, тогда топливо должно иметь заст < -45 °С и п А - арктическое, температура применения которого до -50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % - для I вида топлива и 0,5 - для II вида топлива, а марки А - 0,4 %.

Для удовлетворения потребности в дизельном топливе разрешаются по согласованию с потребителем выработка и применение топлива с температурой застывания 0 °С без нормирования температуры помутнения. В соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее - с учетом содержания серы и температуры застывания (З-0,2-минус 35).

В условное обозначение на арктическое дизельное топливо входит только содержание серы: А-0,2.

Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищенном компоненте - от 0,08 до 0,1 %.

Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305-82)
Показатели Норма для марок
Л З А
Цетановое число, не менее 45 45 45
Фракционный состав:
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны:
умеренной -10 -35 -
холодной - -45 -55
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны:
умеренной -5 -25 -
холодной - -35 -
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже:
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 35 30
вида I 0,2 0,2 0,2
вида II 0,5 0,5 0,4
0,01 0,01 0,01
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более 40 30 30
5 5 5
6 6 6
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
0,20 0,30 0,30
Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3
Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более 860 840 830
Примечание. Для топлив марок Л, З, А: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие, испытание на медной пластинке - выдерживают.

Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110-94) - вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2%. Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качествапо требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10°С.

Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110-94)

Показатели

Норма для марок

Дизельный индекс, не менее

Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше:

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с

Температура, °С:

застывания, не выше

предельной фильтруемости, не выше

вспышки в закрытом тигле, не ниже

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

Испытание на медной пластинке

Выдерживает

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

Зольность, %, не более

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

Цвет, ед. ЦНТ, не более

Отсутствие

Прозрачность при температуре 10 °С

Прозрачно

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81. Получают его на базе летнего дизельного топлива с tп = = -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15 °С.Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и -45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения -15 °С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельноетопливо ДАп-35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения -35 °С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -45 °С).

Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348-89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с содержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 % (вид II).

С учетом ужесточающихся требований по содержанию ароматических углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В - не более 20 %, для топлива марки ДЗЭЧ - не более 10 %. Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96) предназначено для использования в г. Москве. Основное отличие городского дизельного топлива от экологически чистого - улучшеное качество благодаря использованию присадок (летом - антидымной, зимой - антидымной и депрессорной). Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %.Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки - не ниже 55 °С, косуемости 10 %-ного остатка - не более 0,30 %, зольности - не более 0,01 %, содержанию воды - не более 200 ррm, механических примесей - не более 24 ррm, коррозии медной пластинки - класс 1, устойчивости к окислению - не более 25 г осадка/м3.В 1996 г. в Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах - не более 0,05 %. Таким требованиям отвечают отечественные ТУ 38. 1011348-89.

Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками

Показатели

Нормы для марок

ДЗп-15/-25

ДАп-35/-45

ТУ 38.101889-81

ТУ 38.401-58-36-92

Цетановое число, не менее

Фракционный состав:
перегоняется при температуре, °С, не выше:

90 % (конец перегонки)

Кинематическая вязкость для дизелей общего назначения при 20 °С, мм2/с

Температура, °С, не выше:

застывания

помутнения

предельной фильтруемости

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже:

для дизелей общего назначения

для тепловозных и судовых дизелей

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

Концентрация фактических смол, мг/100 см3 базового топлива, не более

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

Йодное число, г I2/100 г топлива, не более

Зольность, %, не более

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

Отопление квартиры и дома


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости