С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Срок службы катализатора


Почему выходит из строя каталитический нейтрализатор - журнал За рулем

27 марта 2017 года

Каталитические нейтрализаторы начали применять еще в прошлом веке для снижения токсичности отработавших газов автомобильного двигателя с искровым зажиганием.

Керамические соты каталитического нейтрализатора.Керамические соты каталитического нейтрализатора. Внутри нейтрализатора расположен пористый несущий материал — керамический блок с сотовой структурой. На поверхность керамического блока нанесен промежуточный слой активаторов, а поверх него — каталитически активный слой из благородных металлов (платины, палладия и родия). На каталитически активном слое происходят химические реакции, при которых ядовитые вещества отработавших газов: оксид углерода и оксиды азота — превращаются в диоксид углерода и элементарный азот, а углеводороды — в диоксид углерода и водяной пар. Степень очистки отработавших газов в исправном нейтрализаторе достигает 98%.

Каталитический нейтрализатор работает без расхода активного вещества. В современных автомобилях с нормами токсичности Евро-4 и Евро-5 каталитические нейтрализаторы располагают максимально близко к выпускным отверстиям и крепят шпильками или болтами через прокладку к головке блока цилиндров.

Каталитический нейтрализатор (катколлектор) плотно компонуется с силовым агрегатом Лады Гранты.Каталитический нейтрализатор (катколлектор) плотно компонуется с силовым агрегатом Лады Гранты.

Столь тесное соседство массивного и горячего каталитического нейтрализатора с двигателем затрудняет компоновку моторного отсека и приводит к повышению температуры в подкапотном пространстве. Но зато прогрев активной зоны катколлектора после пуска двигателя происходит быстрее. Ведь только прогретый катализатор способен эффективно очищать отработавшие газы. Каталитические реакции эффективно идут только при температуре свыше 300 градусов Цельсия.

Каталитический нейтрализатор автомобиля Лада Приора.Каталитический нейтрализатор автомобиля Лада Приора.

Для правильной работы системы перед каталитическим блоком и сразу за ним устанавливают кислородные датчики (лямбда-зонды). Стоящий до нейтрализатора датчик называют управляющим, а установленный после — диагностическим.

В мировой практике используется и другое расположение каталитического нейтрализатора. Такая схема с расположением бочонка каталитического нейтрализатора под днищем автомобиля появилась на заре применения этого способа снижения токсичности отработавших газов и до сих пор используется, например, на автомобилях фирмы Renault при нормах Евро-4 и даже Евро-5.

Каталитический нейтрализатор под днищем кроссовера Renault DusterКаталитический нейтрализатор под днищем кроссовера Renault DusterСистема выпуска отработавших газов Лады 4x4, каталитический нейтрализатор расположен вдалеке от двигателя.Система выпуска отработавших газов Лады 4x4, каталитический нейтрализатор расположен вдалеке от двигателя.

Каталитический нейтрализатор считается надежным элементом конструкции современного автомобиля, и производители не предусматривают регламента по его замене. То есть, по их мнению, срок службы катколлектора или элемента под днищем автомобиля должен быть равен сроку службы всего автомобиля. Тем не менее практика показала, что каталитические нейтрализаторы далеко не всегда служат безупречно.

Что может случиться с нейтрализатором?

Первой неисправностью активного элемента катколлектора является его оплавление, проявляющееся в виде спекания сот и приводящее к затрудненному проходу отработавших газов. Обычно это происходит после того, как превышен порог температуры газов в 900 градусов.

Оплавление керамического блока захватывает пока не всю площадь. Но процесс происходит лавинообразно. Часть сот забита, остальные перегреваются и оплавляются дальше.Оплавление керамического блока захватывает пока не всю площадь. Но процесс происходит лавинообразно. Часть сот забита, остальные перегреваются и оплавляются дальше.

Второй возможный сценарий повреждения катколлектора — это разрушение керамики. Иными словами, она начинает крошиться.

Выкрошился сравнительно небольшой участок. Вопрос только в том, куда попадут частицы керамики?Выкрошился сравнительно небольшой участок. Вопрос только в том, куда попадут частицы керамики?

И третий — это просто забитый продуктами неполного сгорания топлива и масла нейтрализатор, не дающий двигателю «дышать».

Отработавшие газы практически не имеют выхода.Отработавшие газы практически не имеют выхода.

Ряд производителей используют вместо керамической основы металлическую пористую структуру. В народе такое решение считают более прочным.

Практика показывает, что вероятность разрушения такого нейтрализатора существует.Практика показывает, что вероятность разрушения такого нейтрализатора существует. Оплавление (спекание) сот диагностируется по падению мощности двигателя — разгон со временем становится все хуже, вплоть до того, что двигатель перестает набирать обороты «до отсечки» даже без нагрузки. Максимальная скорость — все ниже, а пуск двигателя, как холодного, так и прогретого, затрудняется. В дальнейшем он вообще перестает пускаться. При такой неисправности загорается сигнализатор Check-Engine, и вообще не заметить его трудно.

Гораздо коварнее дефект, при котором частицы керамики начинают выкрашиваться с поверхности сот. Причиной разрушения керамики чаще всего является некачественное топливо, которое догорает на такте выпуска. Причем крошение начинается в самой горячей зоне, на кромках сот, расположенных ближе к двигателю.

При работе двигателя на разных режимах может происходить заброс части отработавших газов обратно в цилиндры двигателя. Керамическая пыль, являющаяся абразивом и попавшая с потоком газов в цилиндр, быстро выведет из строя поршневую группу и приведет к задирам на стенках цилиндров.

Впрочем, опасно это явление далеко не для всех двигателей. Мы даже не будем говорить про модели, у которых нейтрализатор вопреки общемировым тенденциям закреплен под днищем автомобиля, а потому вредоносным частицам пришлось бы преодолеть почти метр «против течения». Некоторые производители благодаря применению верных конструктивных решений избежали этих проблем или сумели вовремя их устранить.

Как дела с гарантией?

Характерен пример с мотором QR фирмы «Ниссан». Эти двигатели, например, устанавливались на X-Trail первого поколения (Т-30). При пробеге не более 40–60 тыс. км происходил именно тот процесс, о котором мы писали выше. Двигатели выходили из строя по увеличенному износу цилиндров из-за частиц разрушенного керамического блока. Но компания «Ниссан» заняла по данному вопросу правильную позицию. Заменяли по гарантии блок цилиндров с поршневой и коленвалом (шорт-блок) и, естественно, катколлектор, причем на модернизированный. Тогда даже владельцы легко отличали новый катколлектор от старого по углу наклона кислородного датчика. С таким же явлением столкнулись и владельцы автомобилей Toyota Camry прошлого поколения, только там износ проявлялся позже, к пробегу около 100 тыс.км. И в этом случае встречались владельцы, успевшие по гарантии восстановить автомобиль, но были и те, кто не успел.

На фоне такого отношения к потребителю резко негативное отношение вызывает позиция, занятая концерном Kia. В сервисной книжке автомобилей этой марки до начала 2016 года красовалась надпись, что гарантийные обязательства на каталитический нейтрализатор простираются вплоть до 1(!) тысячи километров. Грубо говоря, на две заправки топливом, а потом «плохой русский бензин» может повредить каталитический нейтрализатор, но фирма за это уже не отвечает. Правда, с 2016 года гарантия на каталитический нейтрализатор была продлена до 150 тыс. км.

По мнению автора, гарантия на каталитический нейтрализатор должна быть продолжительностью не меньше, чем на автомобиль.

Теперь поподробнее рассмотрим, что следует и чего не следует делать владельцу автомобиля, чтобы нейтрализатор прослужил долго и счастливо.

Причины выхода из строя каталитического нейтрализатора:

  1. Плохое качество топлива — чаще всего с низким октановым числом. Система управления двигателем переходит на позднее зажигание. Это вызывает догорание смеси на выпуске и рост температуры отработавших газов.
  2. Неправильная работа системы зажигания (пропуски зажигания). Не сгоревшее в одном цилиндре топливо тут же поджигается и горит в нейтрализаторе.
  3. Механическое повреждение каталитического нейтрализатора. Повышенная вибрация силового агрегата и удары по катализатору приводят к крошению керамического блока.
  4. Термоудары. Мгновенное охлаждение раскаленного нейтрализатора при преодолении лужи, к примеру, может вызвать трещины керамического элемента.
  5. Неправильный состав топливовоздушной смеси, вызванный, например, неисправностью датчика кислорода. Тот же эффект вызовут негерметичные, льющие форсунки.
  6. Добавление присадок в бензин. Коктейли от непроверенных производителей или нарушение концентрации могут повышать температуру сгорания на выпуске.
  7. Самые новые конструкции двигателей с минимальной токсичностью запрограммированы на быстрый прогрев нейтрализатора. В условиях холодов для ускорения прогрева вначале блоки управления двигателем очень переобогащают смесь, которая догорает на поверхности нейтрализатора.
  8. В истории существовали откровенные дефекты конструкции нейтрализатора. Например, Suzuki проводила отзывную кампанию по сплошной замене нейтрализаторов на автомобилях SX4.

Из личного опыта

Вторая половина девяностых. Я работал менеджером по автопарку в коммерческой фирме. Шеф вызывает и говорит: Карину (Toyota Carina Е) продавать будем. Езжай на мойку, и чтоб двигатель блестел, как…

Toyota Carina Е Ну я и поехал. Команду шефа о качестве мойки передал. А мотор, хоть и впрысковый, но имел одну катушку зажигания и высоковольтный распределитель. На выезде начались перебои в работе двигателя. До офиса всего-то метров 300. Недотянул. Автомобиль глохнет, и под днищем как будто реактивный двигатель начинает работать. Гудит, машина трясется. Я выскочил, отбежал, а из выхлопной трубы струя черной гари летит вперемешку с искрами.

В общем, погорело и перестало. Вернулся к машине, открыл капот, вскрыл крышку распределителя, а там болото. Влагу вытер, просушил и добрался-таки до офиса. А теперь ответьте на вопрос: где, по-вашему, горело топливо?

А если все-таки конец?

Вышедший из строя каталитический нейтрализатор на негарантийной машине заменять оригинальным сможет и захочет далеко не каждый. Дорого это. Какие варианты развития событий?

  1. Просто выбить начинку из нейтрализатора. Это требует перепрошивки блока управления, чтобы он «закрыл глаза» на сигнал со второго кислородного датчика, либо установки механической или электронной обманки. Механическая представляет собой втулку, в которой закреплен кусочек каталитического нейтрализатора, а электронная просто имитирует правильный сигнал датчика кислорода.
  2. Выбить начинку и установить вместо нее пламягаситель. Он представляет собой несколько камер с отверстиями, служащими для снижения температуры и давления газов. Это несколько уменьшает шум и облегчает режим работы других элементов системы выпуска отработавших газов. «Мозги» автомобиля предстоит обмануть, как описано выше.
  3. Установить вместо керамического блока универсальный ремонтный каталитический нейтрализатор. Чаще всего на металлической, а не керамической основе. Степень очистки будет немного ниже, но «вредителями» вы себя чувствовать не будете.

Расскажите, а как происходило ваше общение с «чудовищем под днищем» — каталитическим нейтрализатором: работает, вырезан, заменен?

С «историями болезней» автомобилей прошлых поколений можно познакомиться, пройдя по ссылке.

Каталитический нейтрализатор: чудовище под днищемКаталитический нейтрализатор: чудовище под днищемОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Удаление катализатора — DRIVE2

Каталитический нейтрализатор в системе выпуска предназначен для дожигания и доокисления вредных компонентов отработавших газов (ог) до безвредных СО2 и Н2О. Срок службы его, по моим наблюдениям, составляет не менее 250 000 км, при условии, что система впрыска работает в нормальном режиме (без ошибок), а механическая часть двс исправна. Отдельные особи выживали и после 400 000 км, но это, скорее, исключения, т.к. за это время разлагается вся система выпуска J. Есть заблуждение, которое невозможно искоренить.«Катализатор душит мотор» – бред! Исправный катализатор не создает абсолютно никакого сопротивления потоку отработавших газов. Оплавление и забивание сот катализатора это последствие идиотского отношения к автомобилю и эксплуатации его с неисправной системой зажигания или топливоподачи.Причины выхода из строя катализатора:Добавление присадок в бензин;Плохое качество топлива;Неправильная топливо-воздушная смесь (обычно — выход из строя лямбда зонда);Неправильная работа системы зажигания (пропуски зажигания);Механическое повреждение катализатора;Естественное старение (при нормальной эксплуатации — срок службы до 100 000 км).

Как определить, что катализатор забит

1. Вывернуть кислородный датчик, ввернуть манометр, и замерить давление в выхлопной системе. Если давление превышает на любом из режимов работы мотора значение 0.5 атм (Кг/см2) — каталитический нейтрализатор забит.2. Прогреть мотор хорошо (езда по городу-трассе) в течении получаса, затем взять термо-пистолет (пирометр) и проверить температуру перед катализатором (прямо на шве сварки) и сразу после катализатора (тоже на месте сварки трубы и каталика). Если температура после катализатором ниже или та же самая что и перед каталиком, то тогда каталитически преобразователь забит или не работает.3. Если внутри катализатора что-то звенит, не теряйте времени, срочно примите меры.Если вы выкинете новый или исправный катализатор, то не получите абсолютно никакой прибавки мощности и «лошадок». ЭТО КОЛХОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ. Зато, вы получите более громкий звук от выхлопа, который будет говорить окружающим, что едет «спортивная» машина. И СУБЪЕКТИВНО (для Вас лично) повышать мощность. Орет громче – значит валит!Откуда это пошло аиболее распространенная причина выхода из строя катализатора на просторах СНГ — низкое качество горючего. Низкокачественный бензин горит медленно, поэтому взрыв происходит наполовину в камере сгорания, а наполовину в выхлопной, над поверхностью катализатора. Катализатор представляет собой керамическую структуру с очень тонкими и нежными стенками, похожими на пчелиные соты и в случае детонации бензина над его поверхностью он начинает разрушаться (сыпаться). Со временем он забивает сам себя и создает преграду для раскаленных выхлопных газов, в следствии чего двигатель теряет тягу и перегревается. Но и это не самое страшное. Как уже было сказано выше, появляется преграда для свободного выхода газов, следовательно давление газов на участке между двигателем и катализатором существенно увеличивается. Каждый раз когда двигатель глушат, он останавливается таким образом, что клапанная система газораспределения в каком-то цилиндре в любом случае открыта. Лишнее давление вместо того чтобы просто вылететь в трубу, срывает частицы керамики с поверхности катализатора и бросает их через открытые клапана обратно в двигатель, на поверхность поршня непосредственно в камеру сгорания. При следующем пуске двигателя керамическая пыль смешивается с маслом на стенках цилиндров, превращаясь в высоко абразивную пасту. В этом случае может произойти необратимое — полный износ всех трущихся частей двигателя и полный выход из строя агрегата в целом. Очень важно вовремя продиагностировать катализатор на начальных стадиях разрушения, а не ждать пока загорится лампочка неисправности моторной электроники. Лучше и дешевле решить вопрос сразу, не доводя ситуацию до критической. Всвязи с тем, что создается сопротивление выхлопу, выхлопная система раскаляется до красна, в некоторых случаях это может привести к возгоранию.Поездив с таким препятствием во впуске, клиент, наконец, приезжает или его притаскивают на тросе на диагностику. После удаления неисправного ката машина начинает ездить нормально, но клиенту кажется, что раскрылся небывалый потенциал и мощь мотора (до этого мотор с трудом выдавал 50% мощности) и он начинает всем без разбору рекомендовать удалить кат для получения дикой мощности и приводить в пример свою машину. Хотя, на деле, она едет не лучше такой же, но с исправными системой впрыска и катализатором.Итак, есть 3 варианта, почему вы продолжаете читать эту статью, и почему вы хотите избавиться от катконвертера.1 – У Вас неисправен катализатор, он затрудняет прохождение ОГ, а менять его на новый в России не принято, к сожалению.2 – Вы собираетесь СЕРЬЕЗНО доработать мотор (пердак от проспорт + 54 дроссель + нулевик не являются серьезной доработкой)3 – Вы считаете автора статьи лохом, и продолжаете верить, что удаление ката заставит ваш рыдван оторваться от земли из-за раскрывшейся небывалой мощности мотора.Что необходимо знать:Прежде всего – нормы токсичности вашего автомобиля. ЕВРО 2 или ЕВРО 3. Это очень легко определить. У ЕВРО 2 после ката никаких датчиков нет. У ЕВРО 3 после катализатора установлен диагностический датчик кислорода. Он служит для того, чтобы сообщать контроллеру об эффективности работы нейтрализатора.В системах с нормами Е 2 удаление ката не вызывает особых проблем. Катализатор располагается под днищем автомобиля как отдельный узел и в продаже есть вставки, которые устанавливаются вместо него. А почему бы просто не пробить его ломом, высыпать остатки и поставить пустой корпус на место? Это бюджетное, но не совсем правильное решение. Пустая банка будет издавать более громкий звук, но это не самое важное. Катализатор представляет собой множество квадратных каналов в керамической или железной основе, размером примерно 0.5×0.5 мм, которые проходят параллельно друг другу. Если взять общее сечение этих каналов, то оно будет примерно равно площади сечения трубы, из которой сделана выхлопная система, хотя площадь сечения элемента катализатора и его корпуса в 2 раза больше ее. Таким образом, если мы поставим пустой корпус вместо вставки, то получим участок выхлопа с увеличенным сечением, а, следовательно, участок на котором будет уменьшаться скорость потока ОГ и нарушаться резонанс выхлопной системы. Справедливости ради, надо отметить, со слов клиентов, это не очень сильно влияет на мощность мотора и расход топлива, но я бы рекомендовал купить вставку.Также, необходимо сказать, что в последнее время не выпускаются каталитические нейтрализаторы на керамической основе (она стала выполняться из металла), так что просто пробить ломом его не получится. Необходимо разрезать корпус, извлечь оттуда элемент и заварить корпус.В вазовских моделях с передним приводом, оснащенных моторами объемом 1.6 и 1.4 литра, каталитический нейтрализатор конструктивно выполнен как единое целое с выпускным коллектором (пауком). Удаление катализатора в этих машинах ощутимо увеличивает уровень шума от двигателя. Это неизбежно будет элемент на основе металла, так что выбить его и не пытайтесь. Здесь работают все вышеизложенные принципы: можно разрезать — вынуть элемент – заварить (наиболее «шумное» решение). Потеря мощности при таком варианте будет больше, чем в системах с нижним расположением катализатора. Более правильно будет поставить выпускной коллектор от мотора 1.5л ил спортивный выхлопной коллектор (паук). К выбору паука нужно отнестись очень серьезно, т.к. были случаи увеличения расхода топлива и снижения мощности после установки дешевых моделей. Лучше проконсультироваться с профессионалом. В этих случаях необходимо удлинить провода первого лямбда-зонда и переварить соединение резонатор-коллектор.В системах с нормами ЕВРО 3 все немного сложнее. Нужно «договориться» с диагностическим датчиком концентрации кислорода (лямбда-зондом после ката), иначе будет активна ошибка «снижение эффективности каталитического нейтрализатора». Сделать это можно 2мя способами:1 – Обмануть его, установив эмулятор.2 – Заменить программу в блоке управления с нории е3 на нормы е2 или р83. Этот вариант более кардинальный и правильный, т.к. второй лямбда зонд можно просто удалить с машины.Итак, если после ката нет лямбда-зонда, то программу можно не трогать, если есть – лучше перешить.Начиная с 2008 года, все автомобили ВАЗ соответствуют нормам токсичности ЕВРО 3 и комплектуются двумя датчиками кислорода. Как исключение из правил, встречаются системы е3, независимо от модели и года выпуска. Обычно это реэкспортные модели с контроллерами Bosch MP 7.0 или Bosch M797. Если есть сомнения, лучше перепроверить.А теперь по моделям…ВАЗ 2104—2107Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля (часто, почти касается земли J). Удаляем или заменяем вставкой. С 2008 г.в. Перешиваем контроллер.ВАЗ 2121Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой. Варианты е3 встречаются независимо от года выпуска, с 2008 года неизбежно Е3.ВАЗ 2110, 2111, 2112Моторы объемом 1.5л Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой.1.6 л – катколлектор. Удаляем кат или ставим паук.ВАЗ 2113, 2114, 2115Моторы объемом 1.5л Катализатор как отдельная банка, снизу автомобиля. Удаляем или заменяем вставкой.1.6 л – катколлектор. Удаляем кат или ставим паук.ВАЗ 1118 КалинаКатколлектор. Удаляем кат или ставим паук.ВАЗ 2170 ПриораКатколлектор. Удаляем кат или ставим паук. По Приоре нужно отметить, что с 2009 года на части машин идут контроллеры М73 с дополнительной защитой от перепрограммирования, так что прошить их могут пока не везде. Но решение существует и это временная трудность, которая, в скором времени, потеряет свою актуальность.

Завершу статью старой пословицей – семь раз отмерь, один раз отрежь. 100 РАЗ ПОДУМАЙТЕ нужно ли удалять нейтрализатор? Это и ваше здоровье тоже.

ПОИСК

    Гидроочистку и гидрообессеривание бензиновых фракций проводят с целью подготовки сырья для установки каталитического риформинга. Такая предварительная обработка способствует улучшению некоторых важных показателей процесса риформинга, а именно глубины ароматизации сырья, октанового числа получаемого бензина, а также увеличению срока службы катализатора [1 ]. [c.45]     Метод каталитического обезвреживания газообразных отходов заключается в проведении окислительно-восстановительных процессов при температуре 75—500°С на поверхности катализаторов. В качестве носителей металлов, используемых как катализаторы (платина, палладий, осмий, медь, никель, кобальт, цинк, хром, ванадий, марганец), применяются асбест, керамика, силикагель, пемза, оксид алюминия и др. На эффективность процесса оказывает влияние начальная концентрация обезвреживаемого соединения, степень запыленности газов, температура, время контакта и качество катализатора. Наиболее целесообразное использование метода— при обезвреживании газов с концентрацией соединений не более 10—50 г/м . На низкотемпературных катализаторах при избытке кислорода и температуре 200—300°С окисление ряда низко-кипящих органических соединений (метан, этан, пропилен, этилен, ацетилен, бутан и др.) протекает нацело до СО2, N2 и Н2О. В то же время обезвреживание высококипящих или высокомолекулярных органических соединений данным методом осуществить невозможно из-за неполного окисления и забивки этими соединениями поверхности катализатора. Так же невозможно применение катализаторов для обезвреживания элементорганических соединений из-за отравления катализатора НС1, НР, 502 и др. Метод используется для очистки газов от N0 -f N02 с применением в качестве восстановителей метана, водорода, аммиака, угарного газа. Срок службы катализаторов 1—3 года. Несмотря на большие преимущества перед другими способами очистки газов метод каталитического обезвреживания имеет ограниченное применение [5.52, 5 54 5.62] [c.500]

    Исходное сырье должно содержать как можно меньше углеводородов С4 и Ст. В тех условиях, которые необходимы для проведения из О-меризации углеводородов С5 и Се, н-бутан практически не изомеризуется, а гептан подвергается сильному пиролизу, продукты которого в большой степени понижают активность и срок службы катализатора. Большей частью сырьем для этого процесса служат головные фракции бензина прямой гонки. Схема установки изомеризации изображена на рис. 98 [36]. Само собой разумеется, что на этой установке можно также изомеризовать чистые пентан и гексан порознь. [c.526]

    Срок службы катализатора, мес 13—46 14—40 [c.202]

    Катализатор ГКД-202 отличается от ГК-35 меньшим содержа — нием гидрирующих металлов (18 % масс.) изготавливается с использованием в качестве носителя алюмосиликата с добавкой цеолита обладает наилучшими показателями по механической прочности, межрегенерационному пробегу и сроку службы катализатора по активности в реакциях обессеривания находится на уровне катализаторов АКМ и АНМ. Этот катализатор является базовым для процессов гидроочистки реактивных и дизельных фракций — сырья процессов цеолитной депарафинизации. [c.211]

    Повышение температуры при активном катализаторе способствует интенсификации реакций крекинга и коксообразования, что может отразиться на общем сроке службы катализатора. Поэтому перед повышением температуры в реакторах рекомендуется взять пробу [c.125]

    Чтобы удлинить срок службы катализатора, другими словами, чтобы повысить выход изобутана на 1 кг израсходованного хлористого алюминия, следует предъявлять возможно ббльшие требования к чистоте исходного водорода. Так, например, н-бутан должен содержать олефинов не более 0,01% мол., воды не более 0,005% вес., серы не более 0,005% вес., углеводородов Сб и выше не более 0,5% мол. [c.525]

    В виде кусочков пемзы, пропитанной ацетатом цинка ( 7% ЪпО). Максимальная конверсия изопропилового спирта составляет около 97% [12], время контакта 1 с. Реакционные газы охлаждают, образующийся 20%-ный ацетон концентрируют и очищают перегонкой. Водород промывают от ацетона в противотоке воды, концентра ция водорода —99%. Регенерацию катализатора проводят через 10 суток, выжигая загрязнения смесью азота с 2% кислорода. Срок службы катализатора около б месяцев. [c.142]

    Температура. Правильно выбранный интервал рабочих температур обеспечивает как требуемое качество, так и длительность без-регенерационного пробега и общего срока службы катализатора. Для всех видов сырья сохраняется закономерность степень обессеривания возрастает с повышением температуры при том же уровне активности катализатора. Степень обессеривания оценивается отношением (в %) количества удаленной серы к исходной. [c.44]

    Способ обновления катализатора заключается в следующем каждая партия катализатора в количестве, равном объему загрузки в один реактор, используется поочередно во всех реакторах блока, начиная с последнего по ходу сырья. Отработанным считается катализатор, извлекаемый из первого по ходу сырья реактора. Срок службы катализатора при этом составляет более двух лет, а расход катализатора — 15 г на 1 т сырья с содержанием серы 2,2% (масс.). [c.138]

    Срок службы катализатора определяется содержанием меркаптанов в сырье (до 1,5 лет и более) при потере активности катализатор легко регенерируется в заводских условиях. [c.169]

    Недопустимо высокие температуры в ре1 енераторе даже в течение коротких периодов времени снижают активность и сокращают срок службы катализатора. Примеси (соли и тяжелые металлы, вносимые с сырьем в реактор) также ухудшают его полезные свойства. [c.202]

    Регенерация катализатора проводится смесью воздуха и инертного газа срок службы катализатора 4—7 мес. [c.48]

    Сроки службы катализаторов (от 36 до 48 мес) для процессов гидрообессеривания легких, тяжелых и вакуумных газойлей одинаковые, однако производительность катализаторов различна, поскольку гидрообессеривание каждого вида сырья ведут с разной объемной скоростью. [c.54]

    Срок службы катализатора, годы Число установок [c.106]

    Существенное влияние на срок службы катализатора и состав спиртов, получаемых в процессе прямого гидрирования. СШК, оказывает качество исходных кислот. В составе выпускаемых ныне синтетических жирных кислот содержание углеводородов достигает 2,5—3,5%, т. е. половины того предельного содержания их, которое допустимо временными техническими условиями на спирты. Таким образом, количество углеводородов, образующихся непосредственно в процессе гидрирования, не должно превышать [c.183]

    Это условие легко выдерживается при гидрировании кислот на свежем меднохромовом катализаторе, когда температура процесса поддерживается на уровне 230° С. В последующий период работы температура процесса повышается до 270° С и селективность катализатора несколько снижается, и хотя количество образующихся углеводородов относительно невелико, их общее содержание достигает предельно допустимой величины и предопределяет необходимость замены катализатора. Снижение содержания углеводородов в исходных кислотах позволит не только улучшить качество спиртов, но и значительно увеличить срок службы катализатора. [c.183]

    С целью снижения расхода сырья на образование побочных продуктов за счет термического расщепления углеводородов, а также с целью удлинения срока службы катализаторов и по ряду других причин, рацио- [c.284]

    Активность и срок службы катализатора низкотемпературной изомеризации уменьщаются, если не ограничивается содержание серы и воды в сырье [103]. Отравляющее действие азота на изомеризующие свойства алюмоплатиновых катализаторов связано с нейтрализацией кислотных центров галогенированного оксида алюминия. [c.89]

    Первая установка низкотемпературной изомеризации пентан-гексановой фракции была введена в эксплуатацию в 1965 г. [119]. В настоящее время в разных страна мира имеется десять установок производительностью от 170 тыс. до 1 млн. т в год. По мере накопления опыта эксплуатации промышленных установок в схему процесса бьш внесен ряд существенных улучшений, процесс непрерывно совершенствуется и по настоящее время. Эти усовершенствования привели к значительному снижению капиталовложений и эксплуатационных расходов без ухудшения технико-экономических показателей с точки зрения качества продукта и срока службы катализатора [120]. [c.104]

    В ряде публикаций рекомендуется постоянно регенерировать катализаторы процесса. Хорошо зарекомендовали себя катализаторы три-пропилат алюминия [24], тетрапропилат титана -Ь триэтилалюминий [25] и трипропилалюминий + трипропилат алюминия ацетилаце-тонат никеля в присутствии фенилацетилена (для продлепия срока службы катализатора). Ири использовании таких катализаторов можно рассчитывать па выход 53% 2-метилпентена-1 и 41% 2-метил-пентена-2 [26]. [c.216]

    Срок службы катализатора, мес., не менее 36 [c.132]

    Чем вызваны различия в работе отдельных установок Оптимальные показатели по выработке изопентана, сроку службы катализатора и, соответственно, его расходу на ПО Нижнекамскнефтехим объясняются в первую очередь высоким качеством сырья и водородсодержащего газа, соблюдением норм технологического регламента на данной установке. В качестве водородсодержащего газа используется электролитический [c.134]

    Конверсия -пентана, ,за проход , % Срок службы катализатора, ч 49,5 52,8 48,0 51,8 [c.135]

    Данные табл. 5.3 указывают, что в результате интенсификации показатели процесса изомеризации -пентана были значительно улучшены увеличены степень конверсии н-пентана и объемная скорость подачи сырья, снижено мольное отношение водород сырье, продлен срок службы катализатора. [c.137]

    Срок службы катализатора, мес. 48 24  [c.146]

    Выход изопентана, % на разложенный и-пентан Срок службы катализатора, мес. [c.150]

    Считается, что на НПЗ средней мощности (5 — 7 млн. т/год) кахдый процесс должен быть представлен одной технологической установкой. Однако при такой технологической структуре НПЗ связи между процессами становятся весьма жесткими, резко повы — ша отся требования к надежности оборудования, системе контроля и автоматизации, сроку службы катализаторов. В современной прмктике проектирования и строительства НПЗ большой мощности (10—15 млн. т/год) предпочтение отдается двухпоточной схеме переработки нефти, когда каждый процесс представлен двумя одноименными технологическими установками. При этом процесс, длз которого ресурсы сырья ограничены приданной мощности НПЗ, мо кет быть представлен одной технологической установкой (алки — ли]ювание, коксование, висбрекинг, производство серы и др.). [c.253]

    Пентан и гексан иэомеризуют при помощи жидкого катализатора. Разработаны два метода изомеризации пентана процесс Шелл и процесс Стандарт Ойл оф Индиана . В отличие от условий изомеризаций бутана реакцию проводили в более мягких температурных условиях и применяли ингибиторы, подавляющие крекинг. Срок службы катализатора значительно меньше. На 1 кг иэрасходованного А1С1з получают всего 250—400 л изопентана. [c.525]

    В присутствии Al lg алкилирование осуществляется труднее, чем в присутствии HgSO . Имеется целый ряд предложений по улучшению технологии и увеличению выхода кумола [33—36], а также по удлинению срока службы катализатора [37]. [c.266]

    О четкости разделения мазута обычрю судят по фракционному составу и цвету вакуумного газойля. Последний показатель косвенно >арактеризует содержание смолисто—асфальтеновых веществ, то сть коксуемость и содержание металлов. Металлы, особенно никель у< ванадий, оказывают отрицательное влияние на активность, селективность и срок службы катализаторов процессов гидрооблаго — раживания и каталитической переработки газойлей. Поэтому при эксплуатации промышленных установок ВТ исключительно важно уменьшить унос жидкости (гудрона) в концентрационную секцию вакуумной колонны в виде брызг, пены, тумана и т.д, В этой связи вакуумные колонны по топливному варианту имеют при небольшом числе тарелок (или невысоком слое насадки) развитую питательную секцию отбойники из сеток и промывные тарелки, где организуется рециркуляция затемненного продукта. Для предотвращения попадания металлоорганических соединений в вакуумный газойль иногда г водят в сырье в небольших количествах антипенную присадку типа силоксан. [c.186]

    Учитывая то, что одним из главных показателей нефтяных остатков, оказывающим наибольшее влияние на срок службы катализаторов каталитического гидрооблагораживання, является содержание. металлов, рассмотрим основные закономерности их перераспределения в остатках по группам компонентов по мере утяжеления их фракционного состава и при различной степени удаления асфальтенов [17, 34]. [c.43]

    Однако использование ВСГ с пониженным содержанием водорода в системе циркуляции сопряжено с сокращением срока службы катализатора ввиду снижения парциального давления водорода. При невозможности поддержания высокого содержания водорода на входе в реактор прибегают к увеличению общего давления в системе, В целом выбор уровня содержания водорода в системе зависит от конкретных условий процесса и возможностей включения в схему действующей установки узла концентрирования водорода. С целью исключения возможных необратимых потерь водорода в схемах современных процессов каталитического гидрооблагораживання предусмотрены узлы для извлечения водорода из углеводородных газов сепарации гидрогенизата и газов отдува. [c.87]

    Рядом аЬторов [114, 115, 12] в качестве характеристики, определяющей срок службы катализатора, рекомендуется принять предельную накопительную способность по ванадию. По данным [12] катализатор считается полностью дезактивированным, если на нем накопилось ванадия 31 г/100 г катализатора. Естественно, эта цифра не может быть обобщающей величиной. [c.140]

    Т]хе К]= (У1и)к 8с = (К/и)/г, = ( к Гк зЛ/йс)/рс функции дезактивации Ф, = 1/(1-нЛдЛО Ф, = 1/(1 4-Л меЛ/) граничные условия 1=0, М=0 1 = 0, 5 = 5с, Ме=Мес, Тк = iAк безразмерньШ срок службы катализатора е=//1 -безразмерная длина слоя катализатора 5 = 818 . - безразмерная концентрация [c.142]

    Указанные особенности представленного метода обработки результатов эксперимента ограничивают возможности использования упрощенной модели для расчетной проверки показателей работы катализатора на различных режимах. Однако при напичии результатов экспериментальной проверки того или иного режима (температура, объемная скорость подачи сырья) в кратковременном опыте можно рассчитать константы дезактивации и интерполировать результаты вплоть до полной отработки катализатора. Тем самым можно получить данные по продолжительности срока службы катализатора и режиму подъема температуры для поддержания активности катализатора на уровне заданной степени удаления серы. [c.144]

    Сетчатые фильтры ставятся либо для улучшения качества выделяемых из смолистых нефтяных остатков соляровых дистиллятов, либо для увеличения мощности вакуумных испарителей при одновременном сохранении прежней глубины отбора целевого дистиллята и его качества. Пропускную способность некоторых действующих вакуум-аппаратов удалось поднять на 30% после дооборудования их брызгоулоиителями [120, 122]. По литературным данным основным назначением проволочных фильтров является повышение производительности испарителей без ухудшения качественных характеристик получаемых продуктов. Снабжение крекинг-установки более чистым сырьем делает возможным повысить ее производительность и способстиует удлинению срока службы катализатора. [c.52]

    Синтез изобутилового спирта из СО-водородной смеси осуществляется по схеме, аналогичной технологической схеме синтеза метанола (см. рис. 1). Отличия заключаются в параметрах процесса и в применении цпнкхромового катализатора с добавкой К2О. Срок службы катализатора 75 суток. Процесс ведется прп температуре 440—470° С и давленип 320 ат. [c.72]

    Другой важной характеристикой кислот, оказывающей не менее существенное влияние на продолжительность работы катализатора, является содержание в кислотах сернистых соединений. УЬтановлено, что присутствие в синтетических жирных кислотах 0,001% серы уже отрицательно сказывается на продолжительности работы катализатора гидрирования. Содержание серы в синтетических кислотах зависит от происхождения парафина, поступающего на окисление. Так, при окислении грозненских и дрогобычских парафинов содержание серы в кисдотах не превышает— 0,001—0,002%, т. е. лежит в пределах допустимых норм. В кислотах, полученных на основе твердых парафинов, выделенных из восточных сернистых нефтей, содержание серы составляет 0,05% и выше. Такие количества серы уже весьма ощутимо снижают срок службы катализатора гидрирования. [c.183]

    Объемная доля Нг8 б циркилиоиюшем газе Рис. 3.7. Влияние серы на селективность процесса изомеризации н-пентана (а) и срок службы катализатора Р1 - А1,03 Р (6). [c.87]

    Срок службы катализатора Окислителывм регенерация катализатора [c.101]

    Эффективность процесса гидроизомеризации в присутствии морденитсодержащего катализатора во многом определяется модулем морденита — мольным соотнощением диоксида кремния и оксида алюминия [132]. При постоянной температуре процесса увеличение модуля обеспечивает снижение температуры застывания продукта (рис. 4.5). Увеличение модуля морденита позволяет снизить температуру процесса, и как следствие этого факта удлиняется срок службы катализатора, увеличивается межрегенерационный пробег (рис. 4.6). Продолжительность меж-регенерационного цикла может колебаться от нескольких месяцев до 1-2 лет. Оптимальные условия процесса зависят от свойств перерабатываемого сырья и требований, предъявляемых к качеству продукта. Жесткость процесса определяется содержанием линейных парафиновых углеводородов в перерабатываемой фракции. Основными параметрами, определяющими жесткость процесса, являются температура и объемная скорость подачи сырья. Оптимальное сочетание этих параметров обеспе- [c.115]

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Срок службы катализатора более 400 ч; потери платины вследствие испарения отсутстпуют.  [1]

Срок службы катализатора определяется содержанием меркаптанов в сырье ( до 1 5 лет и более); при потере активности катализатор легко регенерируется в заводских условиях.  [2]

Срок службы катализатора зависит от содержания серебра в катализаторе, от чистоты применяемых этилена и воздуха: чем меньше в них содержится вредных примесей, тем больше срок службы. Продолжительность работы катализатора очень сильно меняется также в зависимости от условий его эксплуатации. Неритмичная работа, колебания нагрузки и в особенности частые остановки процесса снижают активность катализатора и продолжительность его работы и тем повышают расход катализатора на 1 т получаемой окиси этилена. Принято считать, что срок службы катализатора должен быть не менее одного года.  [3]

Схема производства аммиака.  [4]

Срок службы катализатора зависит от степени очистки газов и в практике работы наших заводов составляет около двух лет.  [5]

Срок службы катализатора составляет около 3 лет.  [6]

Срок службы катализатора не превышает 2 лет. ЗДелесообразно использовать этот катализатор только во II ступени конверсии. Производят его в небольших количествах.  [7]

Срок службы катализатора составляет 6 мес.  [8]

Срок службы катализаторов определяется скоростью дезактивации, которая зависит как от состава катализатора ( природы и концентрации активных металлов), степени дисперсности металлов на носителе, наличия и содержания модификаторов, метода синтеза катализаторов, так и от качества перерабатываемого сырья ( содержание примесей, являющихся каталитическими ядами) и условий проведения процесса. Для катализаторов гидрогениза-ционных процессов нефтепереработки и Нефтехимии характерен достаточно длительный срок службы. Например, срок службы до регенерации катализаторов гидроочистки, гидрокрекинга, гидро-деароматизации, селективного гидрокрекинга составляет не менее 11 месяцев.  [9]

Срок службы катализатора в промышленном реакторе - один из параметров, который особенно сложно оценить в лабораторных условиях. Это связано с тем, что снижение каталитической активности вызывается многими факторами, которые недостаточно установлены. Так, закоксовывание поверхности контактных масс, химическое отравление, рекристаллизация, закупорка пор и другие процессы дезактивации [9, 39, 40] могут происходить по-разному в лабораторном реакторе и в промышленности. Срок службы катализатора может быть выражен: 1) в единицах времени, например в секундах для катализаторов крекинга и в годах для катализаторов синтеза аммиака; 2) промежутком времени между регенерациями или общей продолжительностью работы до полной потери активности; 3) массой продукта, полученного за все время службы катализатора.  [10]

Срок службы катализатора составляет 3 - 4 месяца, далее активность падает вследствие блокировки работающей поверхности углеродистыми отложениями. Регенерируют катализатор выжиганием углеродистых веществ в токе воздуха или кислорода при 650 - 750 С. Часовая производительность установки достигает 55 кг стандартного формалина с 1 кг катализатора. Серебряный катализатор целесообразно применять только в тех случаях, когда необходимо получать формалин, стабилизированный метанолом.  [11]

Срок службы катализатора определяется в основном механической прочностью; в процессе работы постепенно разрушается катализатор, что приводит к увеличению гидравлического сопротивления слоя.  [12]

Срок службы катализатора определяется содержанием меркаптанов в сырье ( до 1 5 лет и более); при потере активности катализатор легко регенерируется в заводских условиях.  [13]

Срок службы катализатора в промышленном реакторе - один из параметров, который особенно сложно оценить в лабораторных условиях. Это связано с тем, что снижение каталитической активности вызывается многими факторами, которые недостаточно установлены. Так, закоксовывание поверхности контактных масс, химическое отравление, рекристаллизация, закупорка пор и другие процессы дезактивации [9, 39, 40] могут происходить по-разному в лабораторном реакторе и в промышленности. Срок службы катализатора может быть выражен: 1) в единицах времени, например в секундах для катализаторов крекинга и в годах для катализаторов синтеза аммиака; 2) промежутком времени между регенерациями или общей продолжительностью работы до полной потери активности; 3) массой продукта, полученного за все время службы катализатора.  [14]

Срок службы катализатора составляет 3 - 4 месяца, далее активность падает вследствие блокировки работающей поверхности углеродистыми отложениями. Регенерируют катализатор выжиганием углеродистых веществ в токе воздуха или кислорода при 650 - 750 С. Часовая производительность установки достигает 55 кг стандартного формалина с 1 кг катализатора. Серебряный катализатор целесообразно применять только в тех случаях, когда необходимо получать формалин, стабилизированный метанолом.  [15]

Страницы:      1    2    3    4


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости