С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Свечи зажигания на


Холодные и горячие свечи зажигания. Калильное число. — DRIVE2

Продолжаем познавательную страничку.

Современные свечи зажигания индивидуально подбираются для различных конструкций двигателя и условий движения. Поэтому нельзя указать такую свечу зажигания, которая будет без проблем функционировать во всех двигателях. В данной статье мы рассмотрим, что такое холодные и горячие свечи зажигания и связанный с ними калильное число.

Что такое калильное число?

.

Калильное число – это величина, которая показывает время, по истечении которого, свеча достигнет состояния калильного зажигания. Чем больше калильное число, тем свеча меньше нагревается. Соответственно с малым калильным числом будет «горячая» свеча, а с большим «холодная».

.

При небольших нагрузках отлично работают «горячие» свечи, но при длительной и интенсивной работе температура свечи возрастает, это может привести к « калильному» зажиганию. Результат – потеря мощности двигателя. Свечу обязательно следует заменить, уточнив тепловую характеристику и устранив все неисправности.

В камере сгорания различных двигателей температура повышается по-разному, необходимы свечи зажигания с разным тепловым эквивалентом. Этот тепловой эквивалент выражает в виде так называемого калильного числа.

Тепловые эквиваленты, выраженные с помощью калильного числа, представляют собой измеренные на электродах и изоляторе средние температуры, соответствующие нагрузке двигателя. На юбке изолятора рабочая температура должна быть в интервале от 400°С до 850°С. При этом температуры свыше 400°С требуются потому, что при таких температурах удаляются осаждающиеся сажа и масляный нагар и таким образом происходит самоочищение свечи зажигания.

Однако выше 850°С температура на изоляторе подниматься также не должна, так как при температуре свыше 900°С может появляться калильное зажигание. Кроме того, при очень высоких температурах электроды дополнительно подвергаются воздействию химически агрессивных соединений или разрушаются. Избежать калильного зажигания можно, надо только соблюдать несколько простых правил: во-первых — не допускаем ранней установки зажигания; во-вторых – заливаем топливо, соответствующее данному двигателю; и в-третьих – следим за внешним видом свечи.

Когда применяются холодные и теплые свечи зажигания?

Надо иметь в виду, что условия работы свечей летом и зимой различны, следует вывод – правильнее всего иметь два комплекта свечей: летний с «холодными» и зимний с «горячими». Если вы ездите зимой и часто стоите в пробках, то лучше всего поставить свечи более горячие, ну а если летом вы гоняете на высоких скоростях, да еще и на дальние расстояния, то, конечно, поставьте холоднее.

.

Итак: Для длинных расстояний и высоких скоростей – «холодные» свечи, а для коротких и на малой скорости – «горячие» свечи.

Так же на выбор свечи влияет и размер двигателя, чем он больше, тем «холоднее» свеча. Та же самая свеча для одного двигателя может быть «холодная», а для другого «горячая». Как сильно будет разогреваться свеча в процессе работы, и как она будет отдавать тепло, зависит так же от материала изолятора и длины теплового конуса.

Маркировка свечей зажигания.

.

Пример маркировки свечи зажигания:— низкое калильное число (например BP4ES) — «горячая свеча зажигания», высокое поглощение тепла, обусловленное длинной юбкой изолятора;— высокое калильное число (например BP8ES) — «холодная свеча зажигания», малое поглощение тепла, обусловленное короткой юбкой изолятора.

Из чего состоит свеча:

.

Спасибо, что прочитали статью до конца!Удачи на дорогах!

источник: vk.com/automag

Установка свечей NGK на ВАЗ 2106

Для стабильной работы силового агрегата на классические модели Жигулей принято ставить японские свечи NGK ВАЗ 2106, а также качественные изделия других зарубежных производителей. «Родные» детали серии А17, как правило, ненадежны в работе и отличаются коротким сроком службы. Но для установки импортных свечей зажигания нужно знать, какие из них подойдут на «шестерку» по параметрам.

Причины замены элементов

Свеча зажигания в любом автомобиле должна функционировать в тяжелых условиях, решая следующие задачи:

  • своевременно поджигать сжатую в цилиндре топливовоздушную смесь;
  • обеспечивать ровный и мощный искровой разряд на своих контактах;
  • искрообразование не должно ухудшаться при любом режиме работы двигателя.

У несведущих автолюбителей проверка свечей зажигания сводится к испытанию «на искру». Отсюда возникает ошибочное утверждение: если при подключении к источнику между контактами проскакивает искра, то элемент вполне исправен.

Но условия внутри камеры сгорания отличаются от обычных атмосферных, поскольку там присутствует высокое давление (свыше 10 Бар), а вместо воздуха — горючее плюс высокая температура. Зачастую свеча, дающая уверенный искровой разряд на воздухе, в цилиндре работает с пропусками или не искрит вовсе.

Определить работоспособность элементов можно только на стенде с подведением высокого напряжения и созданием давления в камере. Подобная проверка недоступна большей части рядовых автолюбителей, единственный выход — вовремя производить замену свечей зажигания ВАЗ 2106, приобретая качественные изделия известных производителей. К таковым относятся именитые бренды NGK, Bosch, Beru и Brisk.

Российские свечи серии А17 не могут похвастать длительным сроком службы и выходят из строя спустя 15-20 тыс. км пробега, о чем свидетельствуют такие признаки:

  1. Двигатель «троит». Причем иногда невозможно понять, какой из цилиндров отказывает, поскольку все 4 свечки делают пропуски циклов зажигания.
  2. Автомобиль плохо заводится «на холодную» и работает нестабильно, пока не прогреется.
  3. При высоком расходе топлива наблюдается падение мощности.
  4. Особо запущенный случай — когда загорается лампа давления масла. Это результат длительной езды на негодных свечах, когда несгорающее в цилиндрах топливо стекает в картер и разжижает масло, отчего падает его давление.

Каждому автолюбителю следует помнить, что при сбоях в работе силового агрегата необходимо первым делом выкрутить свечи и визуально проверить их состояние.

Цвет и толщина нагара на контактах может многое сказать понимающему автомобилисту:

  • черный нагар на контактах говорит о том, что топливо в камере сгорает не полностью, возможно, свеча вышла из строя;
  • белый налет на электродах свидетельствует о бедной топливовоздушной смеси, свеча исправна;
  • нагар красного цвета показывает, что в топливе есть вредные добавки, свеча, скорее всего, исправна;
  • толстый «пушистый» нагар — результат сгорания масла, попадающего в камеру через сальники или поршневую группу.

Нормальный цвет электродов — все оттенки коричневого при минимальной толщине налета.

Какие детали выбрать?

При выборе свечей зажигания для автомобиля ВАЗ 2106 необходимо ориентироваться по числовому значению, указанному на маркировке. Оно обозначает калильное число элемента, характеризующее способность свечки отводить тепло и самоочищаться от нагара в процессе работы. По российской классификации элементы делятся на такие группы:

  1. Калильное число от 11 до 16 — это «горячие» свечи. Они предназначены для двигателей с низкой степенью сжатия и небольшой мощностью.
  2. То же, от 17 до 19. Самые широко применяемые свечи, в том числе и на автомобилях ВАЗ 2101-07.
  3. То же, от 20 до 26 — свечи «холодные», устанавливаемые на мощные двигатели с высокой степенью сжатия и температурой в камере сгорания.

Если на автомобиль ВАЗ 2106 поставить слишком «горячие» или «холодные» свечи, то двигатель не сможет функционировать в нормальном режиме с максимальным КПД. Буквенные индексы, имеющиеся на маркировке, обозначают менее важные параметры, но их тоже нужно принять во внимание. Например, изделие с обозначением А17ДВ пригодно для двигателей, где установлен карбюратор и система зажигания с механическими контактами, а А17ДВРМ — для силовых агрегатов с инжектором.

Беда в том, что классификация импортных свечей отличается от российских, причем единой системы измерений не существует, у каждого производителя она своя. Поэтому, прежде чем купить надежные изделия японской фирмы NGK или другого бренда для ВАЗ 2106, рекомендуется изучить таблицу.

Тип системы питания и зажигания По российской классификации NGK,

Япония

Bosch,

Германия

Beru,

Германия

Brisk,

Чехия

Карбюратор, механические контакты А17ДВ, А17ДВМ BP6E W7D W7D L15Y
Карбюратор, электронное А17ДВ-10, А17ДВР BP6E, BP6ES, BPR6E W7D, WR7DC, WR7DP 14-7D, 14-7DU, 14R-7DU L15Y,L15YC, LR15Y
Инжектор, электронное А17ДВРМ BPR6ES WR7DC 14R7DU LR15Y

По таблице можно выбрать элементы от некоторых зарубежных брендов для классических моделей Жигулей с разными способами подачи топлива и типами систем искрообразования.

Рекомендации по замене

Прежде чем приступить к замене свечей ВАЗ 2106, необходимо убедиться в том, что зазор между электродами в новых деталях составляет 0,7-0,8 мм для кулачковых систем зажигания и 0,8-0,9 мм для электронных. Зазор измеряется плоским щупом, в свечках с несколькими боковыми электродами — круглым.

Алгоритм замены следующий:

  1. Отключите зажигание и снимите высоковольтные провода со свечей, держа их за наконечники.
  2. Выкрутите старые детали и очистите кисточкой посадочные места.
  3. Вкрутите новые свечки, затяните их со средним усилием.
  4. Подключите провода и запустите двигатель.

При подключении высоковольтных проводов важно не перепутать их местами, поэтому нужно ориентироваться по маркировке на крышке распределителя.

Свеча зажигания

Свеча зажигания (искровая свеча зажигания) – составной элемент системы зажигания, который обеспечивает образование искры для воспламенения топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Смесь в цилиндре воспламеняется в строго заданный момент от электрической искры, которая проходит между электродами свечи зажигания.

Свечи зажигания устанавливаются на атмосферные и турбированные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. В устройстве дизельных двигателей свечи зажигания отсутствуют.  Конструкция свечи зажигания включает в себя следующие основные элементы:

  • контактный стержень;
  • центральный электрод;
  • изолятор;

Также устройство свечи зажигания предполагает наличие резистора, уплотнительной шайбы, корпуса, резьбы для вкручивания в ГБЦ и бокового электрода.

Свечи зажигания присутствуют во всех типах систем: контактной, бесконтактной и электронной системе зажигания. Контактный стержень является местом соединения свечи зажигания с высоковольтным проводом или катушкой зажигания, что зависит от индивидуальных конструктивных особенностей реализации той или иной системы зажигания на конкретном двигателе.

Центральный электрод в устройстве свечи зажигания является катодом, материалом изготовления которого выступает легированная сталь. Для изготовления зачастую используется сплав хрома и никеля. В целях увеличения срока службы центральный электрод современной свечи зажигания также может изготавливаться из сплавов, в составе которых находятся редкие металлы: платина, иридий, вольфрам палладий и другие. Благодаря наличию таких металлов свеча зажигания называется платиновой, иридиевой и т.д. Ресурс свечей зажигания может сильно отличаться, что напрямую зависит от качества, особенностей и материалов изготовления. Обычные свечи служат порядка 25 тыс. километров, тогда как платиновые или иридиевые аналоги могут превышать по сроку службы данный показатель в 2-3 раза.

Соединение центрального электрода с контактным стержнем выполняется через резистор свечи зажигания. Резистор является материалом, который проводит ток. Указанным материалом заполняется свободное пространство между стержнем и электродом. Использование резистора продиктовано необходимостью создания защиты электрооборудования от электрических помех, которые возникают во время образования искры.

Изолятор свечи зажигания керамический и жаропрочный. Его внутренняя часть называется тепловой конус. Указанный конус служит для определения теплового режима свечи зажигания. Температурный режим свечей имеет определенные пороги. Минимальный порог является той температурой, при которой на тепловом конусе свечи начинают выгорать отложения. Максимальным порогом принято считать такой нагрев конуса, когда возникает эффект КЗ (калильного зажигания). Такое самопроизвольное воспламенение топливной смеси может вызывать детонацию двигателя, что является аномальным процессом горения топливного заряда во время работы силового агрегата и приводит к разрушительным последствиям для ДВС.

Зависимо от величины теплового конуса изолятора свечи зажигания имеют разное калильное число и делятся на так называемые «горячие» и «холодные». Также встречаются промежуточные значения. Горячие свечи имеют калильное число 11-14, средними свечами принято считать показатель 17-19, холодные свечи имеют показатель 20 и более. Универсальные или унифицированные свечи зажигания имеют показатель калильного числа на отметке 11-20.

Горячие свечи быстрее нагреваются, при этом отвод тепла происходит медленнее. По этой причине горячие свечи устанавливаются на моторы, которые имеют низкую степень сжатия и работают на топливе с низким октановым числом. Холодные свечи характеризуются медленным нагревом и быстрым отводом тепла. Ставятся указанные свечи на форсированные атмосферные и оснащенные турбонаддувом двигатели с высокой степенью сжатия, которые рассчитаны на бензин с высоким октановым числом. При подборе свечей зажигания необходимо отдельно учитывать тепловой режим работы двигателя и калильное число.

Корпус свечи зажигания изготовлен из металлических сплавов. В нем установлены базовые конструктивные элементы свечи.  Наружная часть корпуса имеет резьбу, благодаря чему свеча зажигания вкручивается в головку блока цилиндров. Для дополнительного уплотнения на корпусе часто присутствует специальная уплотнительная шайба.

Также на корпусе свечи присутствует шестигранник под свечной ключ. Закручивать свечу зажигания необходимо с рекомендуемым усилием при помощи свечного ключа. Недостаточный момент затяжки может привести к разгерметизации камеры сгорания, превышение часто заканчивается как повреждениями свечи зажигания, так и резьбы в свечном колодце ГБЦ.

Внизу корпуса находится один или несколько боковых электродов свечи зажигания. Указанный электрод может быть как никелевым, так и выполняться из сплавов редких металлов.  Свечи с несколькими электродами имеют увеличенный срок службы, так как после разрушения одного электрода свеча продолжает процесс искрообразования при помощи дополнительных боковых электродов. Центральный и боковой электроды имеют между собой определенный искровой промежуток, который также известен как зазор свечи зажигания. Указанный зазор на разных свечах выставляется на заводе-изготовителе и может отличаться, что зависит от конструктивных особенностей свечи и соответствия конкретной модели двигателя.

Увеличенный зазор позволяет добиться лучшего искрообразования и более эффективного воспламенения смеси, но также требует большего напряжения. По этой причине слишком большой зазор на свечах может привести к пропускам зажигания, повышенному расходу топлива и т.д. Одновременно с этим значительное уменьшение зазора приводит к тому, что процесс воспламенения топливного заряда в камере сгорания становится менее эффективным, двигатель теряет мощность. С учетом вышесказанного самостоятельная регулировка зазоров свечей зажигания путем сгибания бокового электрода без надлежащего опыта подобных действий настоятельно не рекомендуется.

Какие свечи зажигания лучше?

Свеча зажигания, используемая в двигателе внутреннего сгорания (ДВС), – электронное устройство разрядного типа, между контактами которого происходит образование высоковольтной дуги, поджигающей топливно-воздушную смесь. Величина напряжения электрического разряда искровых свечей достигает нескольких тысяч (а иногда и десятков тысяч) вольт. Режим работы – циклический. Основными конструктивными элементами свечи являются:

  • Металлический корпус.

  • Электроды.

  • Контактный стержень.

  • Керамический изолятор.

 

Важность данного элемента в обеспечении работоспособности силового агрегата транспортного средства переоценить практически невозможно. Именно поэтому, грамотный выбор свечи зажигания – одно из основных слагаемых стабильной и эффективной эксплуатации двигателя.

1.    Как выбрать свечи зажигания? 

Выбирая свечи зажигания, специалисты рекомендуют учитывать следующий комплекс основных критериев:

a)    Размер, или соответствие геометрических параметров свечи размерам посадочного гнезда и расстоянию до камеры сгорания. Сведения о размере свечи указаны в соответствующем разделе инструкции по эксплуатации транспортного средства. b)    Величина калильного числа. Эта, чрезвычайно важная эксплуатационная характеристика, определяющая момент возникновения явления, называемого «калильным зажиганием». Отечественная методика расчета данного параметра трактует его величину, как среднее индикаторное давление цикла. Информацию о величине калильного числа производитель размещает, как правило, в эксплуатационном руководстве (инструкции). Использование свечей зажигания калильным числом, отличным от рекомендуемого, чревато возникновением серьезных сбоев в работе силового агрегата автомобиля, вплоть до его полной остановки.c)    Особенности конструктивного исполнения. Этот критерий подразумевает отбор свечей зажигания по количеству (одноэлектродные, многоэлектродные) или расположению (форкамерные) электродов.

d)    Материал, использованный для изготовления центрального электрода. Актуальность данного критерия продиктована наличием обратно пропорциональной зависимости мощности искры, образуемой свечой от толщины центрального электрода. Мощная искра вызывает значительное увеличение температуры нагрева электрода, а способность противостоять воздействию высоких температур у разных металлов различна.

2.    Виды свечей зажигания

Как следует из информации, приведенной выше, модельный ряд современных свечей зажигания для ДВС чрезвычайно широк и разнообразен. В этой части нашей статьи мы на примере наиболее характерных представителей основных видов, проведем небольшой обзор свечей зажигания, используемых отечественными автолюбителями:

  • Достаточно широкое распространение у автолюбителей получили свечи немецкого производителя «Bosch Platinum» серии WR7DP. 

 

Центральный электрод этой свечи, выполненный в виде довольно тонкого платинового стержня, утоплен в изолятор, что обеспечивает достаточно большой рабочий ресурс (не менее 60 000 километров) и повышение работоспособности изделия в условиях пониженного напряжения. В сравнении с другими лидерами этого сегмента - немецкой «Finwhale» и японской «NGK», WR7DP более экологичны, однако менее экономичны. 

Средняя стоимость таких свечей на российском рынке – 350-370 рублей. 

Ярким представителем группы многоэлектродных свечей служит «Brisk Extra» серии LR15TC, произведенная в Чехии. Ее отличительными характеристиками являются стабильность тепловых параметров и межэлектродного расстояния в течение длительного эксплуатационного срока. 

Три боковых и один центральный (изготовлен из никелевого сплава и имеет медный сердечник) электроды увеличивают эксплуатационный срок изделия до 60 000 километров. Обладает улучшенным воспламенением смеси (в начальной фазе) и способностью к подавлению перегрева, путем отведения тепла через электроды.

Стоимость – 285-300 рублей (комплект).

  • Одним из признанных лидеров сегмента форкамерных свечей является продукция торговой марки «Plazmofor».

Конструктивное исполнение электродов этой свечи, напоминающее ракетное сопло, обеспечивает ряд возможностей, недостижимых на свечах зажигания традиционной конструкции:

- существенное снижение уровня токсичности выхлопных газов;- рост ресурса работы, обусловленное увеличением рабочей поверхности  электродов и их самоочищением;- надежность пуска двигателя в условиях низких температур;- стабильность работы силового агрегата при использовании низкооктанового бензина;

- улучшение динамических характеристик. 

Средняя стоимость таких свечей на российском рынке – 230-240 рублей (комплект).

  • В качестве характерного представителя группы свечей зажигания с иридиевым центральным электродом рассмотрим изделие «3521 / CR9EIX» от японского производителя «NGK». 

Главными  отличительными особенностями данной свечи служат откручивающееся подключение типа «SAE», плоское седло и способность помехоподавления. Чрезвычайно малая толщина центрального электрода (0,6 миллиметров) обуславливает существенное снижение потребности в напряжении зажигания и улучшение распространение по камере сгорания фронта пламени. 

 

Цена «3521 / CR9EIX» располагается в диапазоне от 350 до 380 рублей.

3.     Выбор свечей зажигания  

Критерии отбора свечей зажигания, приведенные в первой части нашей статьи, это, так сказать, - теория. А ценность любой теории заключается в способности ее практического применения. Исходя из данного постулата, стандартная процедура выбора свечи зажигания включает анализ отдельных моментов и выглядит примерно так:

  • Качественная свеча зажигания не может стоить дешево, поэтому обращаем внимание на стоимость изделия.

  • Четкость выполнения надписей и рисунков (полиграфия), нанесенных на изделие, свидетельствует о щепетильности производителя даже в мелочах. Свечи такого производителя не могут быть плохими по определению.

  • При осмотре центрального электрода обращаем внимание на его форму, ровность установки и отсутствие повреждений и дефектов.

  • Боковой электрод с косой гранью свидетельствует о низком качестве изделия.

  • Наличие кода партии, нанесенного на шестигранник, информирует о подлинности изделия. 

  • Резьбовое соединение не должно иметь сколов и повреждений.

  • Уплотнительное кольцо надежно зафиксировано на изделии.

  • Осмотр изолятора не должен выявить шероховатостей и продольных выступов. 

4.    Газовые свечи зажигания 

Данное определение знакомо в основном тем автомобилистам, чьи транспортные средства в качестве топлива используют природный газ. Почему? Давайте разберемся. Процесс сгорания природного газа в цилиндре силового агрегата транспортного средства имеет кардинальные отличия от процесса сгорания бензина, поскольку обедненный состав газовой смеси сгорает значительно медленнее. Это предполагает возникновение двух немаловажных факторов:

a)    Воспламенение топливной смеси осуществляется искровым разрядом повышенной интенсивности.b)    Увеличение время горения обуславливает повышение степени нагрева деталей камеры  сгорания, особенно изолятор свечи зажигания. 

Изменения условий протекания процесса предполагает использование других конструктивных элементов, в данном случае – свечей зажигания. Это тем более необходимо, поскольку основная характеристика свечи – калильное зажигание, всецело зависит от величины рабочей температуры.

Исследования, проведенные специалистами, показали оптимальность использования в таких условиях свечей, имеющих тонкие центральные электроды из иридия. Этот металл обеспечивает повышенную интенсивность искрообразования и снижение температуры центрального электрода на 60-800 (при равенстве прочих условий).

5.    Маркировка свечей зажигания

Каждая свеча зажигания, как и любая деталь автомобиля, имеет маркировку, несущую полную информацию о ее технических и эксплуатационных характеристиках, а также конструктивных особенностях. Грамотный выбор свечи невозможен без умения читать данную информацию. Однако здесь существуют определенные трудности, поскольку, несмотря на взаимозаменяемость, единая система маркировки отсутствует. Каждая компания-производитель разработала свою маркировку, не совпадающую с другими.

Так свечи российского производства имеют маркировку, содержащую дату изготовления, наименование предприятия-изготовителя, или изображение товарного знака, и условное обозначение типа изделия. Кроме того, на свечу наносится надпись «RUS» или «Сделано в России».

Для сравнения приведем маркировку, наносимую на свечи зажигания, произведенные компанией «NGK».

Резюмируя вышесказанное, отметим важность определения соответствия свечей зажигания различных производителей при их замене посредством специальных таблиц и каталогов.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости