С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Таблица вязкости трансмиссионных масел по температуре


Назначение, общие требования и свойства. Классификации

Т. Шестаковская, ведущий специалист ВНИИНП по трансмиссионным маслам

Трансмиссионным маслам незаслуженно уделяют меньше внимания, чем моторным. Однако надежная эксплуатация транспортного средства возможна лишь при условии применения высококачественного масла во всех узлах.

Работа масла в трансмиссии современного автомобиля имеет специфические особенности. Это высокие контактные давления, скорости скольжения и широкий диапазон температур. Пусковые свойства и длительную работоспособность масла надо обеспечивать в интервале от –60 до +150 °С рабочей температуры в объеме масла. В зоне контакта зубьев шестерен фактическая температура может быть на 150–200 °С выше.

Что касается режимов трения, то в зоне контакта наблюдаются гидродинамическое, смешанное и граничное трение. По мере совершенствования конструкции агрегатов и повышения интенсивности их работы доминирующими становятся граничное и смешанное трение.

  • предохранение поверхностей трения от износа, задира, питтинга и, в конечном счете, поломки зубьев;
  • снижение потерь энергии на трение;
  • отвод тепла из зоны контакта зубчатой передачи;
  • снижение шума и вибрации, уменьшение ударных нагрузок.
Группы трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.2-85) Группа Состав масла Рекомендуемая область применения
1 Минеральное без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи. Контактное давление 900–1 600 МПа, температура масла в объеме до 90 °С
2 Минеральное с противозадирными присадками То же. Контактное давление до 2 100 МПа, температура масла в объеме до 130 °С
3 Минеральное с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи. Контактное давление до 2 500 МПа, температура масла в объеме до 150 °С
4 Минеральное с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи. Контактное давление до 3 000 МПа, температура масла в объеме до 150 °С
5 Минеральное с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальное масло Гипоидные передачи. Ударные нагрузки. Контактное давление выше 3 000 МПа, температура масла в объеме до 150 °С

Для обеспечения пуска трансмиссии при возможно более низкой температуре и снижения потерь на трение в передачах вязкость масла должна быть минимальной, а для обеспечения высокой несущей способности масляной пленки и предотвращения потерь масла через уплотнения – максимальной. При хороших низкотемпературных свойствах трансмиссионного масла и минимально допустимой вязкости при рабочей температуре достигается заметная экономия топлива, особенно при пуске и разогреве агрегатов автомобиля.

Масло должно обладать достаточными противозадирными, противоизносными и противопиттинговыми свойствами, быть стойким к окислению, физически стабильным, противодействовать коррозии меди и пенообразованию, обладать необходимой совместимостью с резиновыми уплотнениями и иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой.

Классификация

Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2–85.

Трансмиссионные масла разделяют на четыре класса вязкости. В каждом из них ограничены кинематическая вязкость при 100 °С и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 000 мПа·с (предел, при котором еще возможна надежная работа агрегатов трансмиссии).

Свойства трансмиссионных масел по классам вязкости (ГОСТ 17479.2-85) Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с (сСт) Температура увеличения динамической вязкости до 150 000 мПа·с, °С, не выше
9 6,00 – 10,99 –35
12 11,00 – 13,99 -26
18 14,00 – 24,99 -18
34 25,00 – 41,00
  • ТМ – начальные буквы слов «трансмиссионное масло»;
  • 5 – группа по эксплуатационным свойствам;
  • 18 – класс вязкости.
  • SAE J 306 – по вязкости (разработана Американским обществом автомобильных инженеров);
  • API – по эксплуатационным свойствам (разработана Американским нефтяным институтом).

Эти классификации дополняют одна другую. Их совместное использование обеспечивает правильный выбор сорта масла.

Классификация API Категория по API Условия эксплуатации Область применения Состав масла
GL-1 Относительно мягкие: невысокие нагрузки и скорости скольжения Механические коробки передач грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин Минеральное масло без присадок или с депрессорной и антипенной присадками
GL-2 Умеренные по нагрузкам и скоростям скольжения Червячные передачи транспортных средств, индустриальные трансмиссионные масла То же, что и GL-1. Возможна антифрикционная присадка
GL-3 Умеренно-жесткие со средними нагрузками и скоростями скольжения Механические коробки передач грузовых автомобилей и спирально-конические передачи задних мостов Слабая противозадирная присадка
GL-4 Эквивалентна отмененной спецификации MIL-L-2105 Тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения Механические коробки передач легковых автомобилей, спирально-конические передачи задних мостов Обязательна противозадирная присадка средней активности. Обычно достаточно 50% присадок масла GL-5
GL-5 Эквивалентна отмененной спецификации MIL-L-2105D Очень тяжелые по нагрузкам и скоростям скольжения, включая ударные нагрузки в гипоидной передаче при высокой скорости скольжения Гипоидные передачи легковых и грузовых автомобилей Активные противозадирные и противоизносные присадки
GL-6* Очень тяжелые c высокими скоростями скольжения и ударными нагрузками в гипоидной передаче Гипоидные передачи со значительным смещением осей шестерен В составе масла должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки. Процент противозадирной присадки должен быть больше, чем в масле GL-5
MT-1 (PG-1)** Очень тяжелые (механические коробки передач без синхронизации) Механические коробки передач без синхронизации тяжелых грузовиков и автобусов В составе масла должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки, а также присадки, улучшающие термостабильность и совместимость с уплотнениями
PG-2*** Очень тяжелые (спирально-конические и гипоидные передачи) Спирально-конические и гипоидные передачи большегрузных автомобилей и автобусов В составе масла должны быть активные противозадирные и противоизносные присадки, а также присадки, улучшающие термостабильность и совместимость с уплотнениями

Вязкость трансмиссионного масла должна соответствовать максимальной и минимальной температурам применения техники. Исходя из этого, стандарт SAE основан на определении вязкости смазочного материала, измеряемой при высоких и низких температурах. Другие характеристики масел не рассматриваются.

Согласно последней редакции SAE J 306 (JUL 98), при описании класса вязкости трансмиссионного масла в обозначении можно использовать: число с буквой W, например, SAE 75W; только число (SAE 80); комбинацию двух чисел с буквой W (SAE 75W-90).

В последнем случае сначала должен быть указан сорт с буквой W, а после нее ставят дефис. Другие варианты написания неприемлемы. Маркировка с двумя буквами W исключается. Трансмиссионное масло, отвечающее требованиям SAE 75W, SAE 85W и SAE 90, имеет обозначение SAE 75W-90, но не SAE 75W-85W-90, как допускала предыдущая редакция стандарта SAE J 306.

Трансмиссионные масла, которые одновременно удовлетворяют высоко и низкотемпературным требованиям, являются всесезонными для определенной климатической зоны. Например, всесезонное масло для средней климатической зоны класса вязкости SAE 80W-90 должно удовлетворять низкотемпературным требованиям к маслу SAE 80W (динамическая вязкость 150 000 мПа·с при –26 °С) и высокотемпературным SAE 90 (при 100 °С кинематическая вязкость 13,5–24 мм2/с).

Классификация SAE J 306 (JUL 98) Класс вязкости Максимальная температура для вязкости 150 000 мПа·с (сПз), °С Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с
SAE 70W -55 4,1 min
SAE 75W -40 4,1 min
SAE 80W -26 7,0 min
SAE 85W -12 11,0 min
SAE 80 7,0 – 11,0
SAE 85 11,0 – 13,5
SAE 90 13,5 – 24,0
SAE 140 24,0 – 41,0
SAE 250 41,0 min

Вязкость при высокой температуре определяется гидродинамическими характеристиками и косвенно дает представление о величине нагрузочной способности масляной пленки. Некоторые трансмиссионные масла содержат высокомолекулярные полимеры, известные как модификаторы вязкости. В эксплуатации эти присадки подвергаются деструкции, и вязкость масла снижается. Классификация SAE J 306 (JUL 98) предусматривает испытания по методу CEC L-45-T-93 «Стабильность вязкости трансмиссионных масел к напряжению сдвига». Вязкость при 100 °С, указанная в таблице, должна быть не только у свежего масла, но и после испытания. Это требование отсутствовало в предыдущей редакции стандарта SAE J 306 (OCT 91).

Величина 150 000 мПа·с (сПз), используемая для определения низкотемпературных свойств, основана на результатах испытаний задних мостов автомобилей различной конструкции. Эти испытания показали, что поломки происходят при вязкости выше, чем 150 000 сПз. Испытания также показали, что метод Brookfield дает адекватную точность на этом уровне вязкости.

По классификации API трансмиссионные масла делят на группы в зависимости от конструкции и условий эксплуатации агрегатов, а также содержания функциональных присадок и обозначают как API GL. Известны шесть категорий от API GL-1 до API GL-6, новая категория MT-1 и проектная категория PG-2.

Военные спецификации США Год введения Обозначение Примечание
1942 US Federal Government VVL-761 Первоначальное обозначение MIL-L-2105B. По этой спецификации выпускают масла категории API GL-4. Содержит некоторые устаревшие методы испытаний. Предусмотрено скорое обновление
1946 MIL-L-2105  
1958 MIL-L-002105A Эквивалентна API GL-5
1962 MIL-L-2105B Первоначальное обозначение MIL-L-002105А
1976 MIL-L-2105C Эквивалентна API GL-5, включает всесезонные масла и SAE 75W; превышает требования MIL-L-10324А
1987 MIL-L-2105D Отвечает нормативным требованиям по охране здоровья, безопасности и защите окружающей среды
1995 MIL-PRF-2105E Объединяет требования MIL-L-2105D и API MT-1. Признает необходимость улучшения термической стабильности

Спецификации

Классификации SAE и API дают общую характеристику трансмиссионных масел, без учета всех показателей качества. Полные требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам масел и их допустимые предельные величины указывают в спецификациях.

В Западной Европе и США автомобильные трансмиссионные масла выпускают по спецификациям фирм-производителей автомобилей или по военным (армии США и НАТО). Спецификации обоих типов содержат требования к физико-химическим и эксплуатационным свойствам масел, определяют объем и методы их испытаний. Промышленные спецификации распространяются на масла от API GL-1 до API GL-6, военные – на API GL-4 и API GL-5.

Военные спецификации дают описание почти всех требований, предъявляемых к маслам, которые имеются на заправочных станциях в США и большинстве других стран.

Требования некоторых изготовителей техники выше, чем гарантируемые этими спецификациями. Поэтому основные изготовители техники имеют собственные спецификации на трансмиссионные масла первой заправки. К этим маслам предъявляются дополнительные требования, обеспечивающие специфические характеристики, такие, как чистота деталей, работоспособность синхронизаторов, продолжительность ограничения проскальзывания и др.

Тем не менее, чаще всего для первой заправки рекомендуются масла категории GL-5 по спецификации MIL-L-2105D.

  • ТТМ ВАЗ 1.97.716 – для всесезонной эксплуатации агрегатов трансмиссии автомобилей ВАЗ всех моделей, за исключением семейства ВАЗ-2108 и ВАЗ-1111(«Ока»);
  • ТТМ ВАЗ 1.97.728 – для всесезонной эксплуатации коробок передач переднеприводных автомобилей семейства ВАЗ-2108 и ВАЗ-1111(«Ока»);
  • ТТМ ВАЗ 1.97.729 – для всесезонной эксплуатации агрегатов трансмиссии автомобилей ВАЗ всех моделей (универсальные трансмиссионные масла).

www.gruzovikpress.ru

Классификация и таблица вязкости трансмиссионных масел

В коробке передач, как и в двигателе, время от времени требуется обновлять или полностью менять масло. Чтобы не навредить агрегату, нужно знать следующее: что лучше лить в КПП и какой подобрать аналог, если нет той трансмиссионной жидкости, которая указана в техническом руководстве автомобиля. В этом поможет классификация трансмиссионных масел.

Функции масла в КПП

Коробка передач любого автомобиля – это сложное устройство, в котором имеется множество шестеренок, расположенных на вращающихся валах. Во время включения той или иной передачи соответствующие шестеренки входят во взаимодействие между собой. При этом они вращаются на высоких скоростях.

Чтобы продлить срок их службы и снизить вероятность механических повреждений, (например, возникновение задиров) необходима хорошая постоянная смазка, которую обеспечивает трансмиссионное масло или специальная жидкость АТФ, если речь идет об АКПП. Кроме того, масло обеспечивает охлаждение деталей и вывод в фильтр металлических микрочастиц, неизбежно образующихся в процессе работы.

Однако не всегда для работы трансмиссии требуется специальное масло. Например, во многих переднеприводных автомобилях, в частности, в современных ВАЗах, используется моторное масло. А в коробках-автоматах используют специальную маслообразную жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), которая представляет собой смесь из масла и специальных добавок, присадок. Хотя в обиходе АТФ часто имеют название трансмиссионные масла АКПП.  

Как выбрать трансмиссионное масло

Самый лучший способ выбора трансмиссионного масла МКПП и АКПП заключается в том, чтобы посмотреть рекомендации производителя машины в техническом руководстве. Если же такой возможности нет, то первым критерием выбора станет то, какая именно трансмиссия установлена на автомобиле: автоматическая или механическая. Также рекомендуется учитывать тип привода (передний или задний).

Одним из важнейших показателей можно считать вязкость трансмиссионного масла. Это способность масла сохранять свою текучесть и одновременно оставаться на поверхности трущихся деталей при определенных температурах. По классификации SAE обозначается цифрами и буквой W. Первая цифра обозначает по международным стандартам минимальную температуру, при которой масло может прокачаться по каналам.

Иными словами, это минимальная температура для запуска двигателя. Вторая цифра (уже после буквы) указывает  на вязкость при нагретом двигателе. Чем выше цифра, тем гуще масло. Важно помнить, что цифры не обозначают температуру напрямую. Только условно. На примере масла для двигателя: 10W-40 соответствует температурному диапазону от минус 20 до плюс 35 градусов по Цельсию.

Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли лить моторное масло в коробку передач. Из этой статьи вы узнаете, в каких случаях допускается использование масел для двигателя в КПП, а также когда лучше отказаться от попыток заменить масло в коробке с трансмиссионного на моторное.

В случае с коробкой, все эти данные содержит таблица вязкости трансмиссионных масел по температуре — SAE J306. Здесь имеется шесть классов вязкости: 75W, 80W, 85W, 90, 140, 250. При этом буква W в данном случае обозначает зиму (winter), то есть, соответствует сезонным видам масел для холодного времени года. Остальные три класса – «летние». А вот если обозначение содержит цифру с буквой и еще одну цифру, как было описано выше, то это уже всесезонный продукт, то есть сочетающий в себе свойства и зимнего и летнего масла.

Существует еще одна классификация моторных масел — АРI (American Petroleum Institute или Американский Институт Топлива). В отличие от первой описанной таблицы, в ней масла классифицируются по эксплуатационным свойствам. По международным стандартам здесь применяются буквенно-циферные обозначения. Например, GL-1. Всего их пять, им соответствует отечественный гост ТМ. Цифры в обоих случаях будут совпадать. Само собой, каталоги трансмиссионных масел содержат международную классификацию.

Из этих обозначений можно узнать, содержит ли масло присадки и какие, а также где оно применяется. К слову, GL-1 – это минеральное масло без каких-либо добавок и присадок. Необходимо помнить, что использование трансмиссионных масел и жидкостей более низкой категории, чем та, которая рекомендована производителем автомобиля, приводит в лучшем случае к сокращению срока службы коробки передач, а в худшем – к полному выходу ее из строя.

Что в итоге

Трансмиссионные масла классифицируются по двум показателям: вязкость и эксплуатационные свойства. Первый указывает на температурный диапазон применения, а второй – на содержащиеся присадки и добавки, а также на область применения.

При этом выбор масла для МКПП или ATF для коробки передач автомат поможет сделать таблица вязкости трансмиссионных масел и классификация по АРI. Используя данные, можно подобрать аналог смазки, залитой производителем автомобиля на заводе, причем без риска повредить коробку передач или сократить ресурс агрегата.

krutimotor.ru

Характеристики трансмиссионных масел

В агрегатах трансмиссий применяются специфические трансмиссионные масла, способные выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала.

По классификации SAE масла для трансмиссий разделяются на классы 7W, 75W, 80W, 85W, 80,85,90,140 и 250. Буква W означает, что масла предназначены для эксплуатации в зимнее время или всесезонно.

Вязкость масла при низких температурах и 100°С установлена стандартом SАЕ J 306. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел не должна превышать 150 000 сантипуазов (сП). Для масел других классов SАЕ предельные характеристики вязкости определены при температуре 100°С.

ОбозначениеSAEМаксимальная температура, соответствующая вязкости 150 ООО сП, °СВязкость при 100°С, мм2/с min/max
70W-554,1/-
75W-404,1/-
80W7,0/-
85W-2611,0/-
80-127,0/11,0
8511,0/13,5
9013,5/24,0
14024,0/41,0
25041,0/-

Классификация по АРI

Классификация масел для трансмиссий и ведущих мостов зависит от эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии. Указателем класса АРI для трансмиссионных масел является GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 5. На практике для автомобилей различных типов рекомендуются масла классов GL-1, GL-4 и GL-5.

Категории свойств АРI

GL-1 — трансмиссионное масло без противозадирных присадок (присадки ЕР). Применяется в низкоскоростных трансмиссиях, работающих при невысоких нагрузках и контактных напряжениях.

GL-4 — трансмиссионные масла с противозадирными присадками. Используются на большинстве переднеприводных автомобилей с механическими трансмиссиями.

СL-5 — трансмиссионные масла с большим количеством противозадирных присадок, рассчитанные на использование в тяжелонагруженных передачах, работающих при высоких скоростях.

Масло для автоматических трансмиссий, в отличие от обычных трансмиссионных масел, должно выполнять роль рабочей жидкости в гидросистеме управления, а также смазывать и отводить тепло от фрикционных элементов. Эти масла часто называют жидкостями для автоматических трансмиссий (АТF — Аutomatic Тransmission Fluid).

Читайте также:  Что необходимо иметь в машине для дальних поездок

Масла для автоматических коробок переключения передач

В связи с тем что к маслам для автоматических коробок переключения передач (АКПП) предъявляются особые требования, крупнейшие производители этих коробок разработали отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей — АТF (Аutomatic Тransmission Fluids).

Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль всем известного сцепления здесь возложена на гидродинамический трансформатор, именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Основным рабочим телом является АТF. Помимо этого, АТF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи.

К маслам, работающим в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных узлов — гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, — спектр функций масла весьма широк. Оно и смазывает, и охлаждает, и передает вращающий момент. Динамические нагрузки в таких передачах меньше, чем в обычных коробках передач из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией.

Средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки составляет 80-95°С, в жаркую погоду при городском цикле движения она может подниматься до 150°С. Высокие скорости движения потоков масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивное вспенивание, что создает благоприятные условия для окисления самого масла. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства и защищать поверхности трения, но и как передающая вращающий момент среда обеспечивать высокий КПД трансмиссии. И вот тут требования к вязкости прямо противоположны тем, что предъявляются, когда речь идет только о смазке. Для смазки шестерен нужна высокая вязкость, для нормальной работы гидротрансформатора — низкая.

Читайте также:  Подготовка автомобиля к зиме

Водителю следует помнить:

  • в процессе эксплуатации количество жидкости уменьшается вследствие испарения через систему вентиляции. Поэтому при техническом обслуживании необходимо доливать трансмиссионную жидкость до необходимого уровня;

  • при длительной эксплуатации трансмиссионная жидкость утрачивает физико-химические свойства: вследствие испарения легких фракций происходит увеличение ее вязкости выше допустимого уровня, вырабатывают свой ресурс присадки. Поэтому ее нужно своевременно менять.

Трансмиссионная жидкость в течение всего срока эксплуатации в нормально работающей коробке должна оставаться чистой. Допускается лишь небольшое изменение ее цвета — она темнеет.

Грязная черная жидкость со специфическим запахом гари — показатель того, что коробке нужна не замена жидкости, а серьезный ремонт. Специалисты рекомендуют менять масло после пробега автомобилем 50-70 тыс. км. если автомобиль эксплуатируется в обычном режиме, и через 30- 40 тыс. км — при очень интенсивной езде.

Масла для автоматических коробок передач специально окрашивают в заметный цвет, чаще всего красный, чтобы случайно не использовать их в обычных коробках передач. В отличие от масел для механических коробок переключения передач (КПП) жидкости для автоматических КПП не имеют жестких международных стандартов.

Ведущие мировые автопроизводители разработали собственные требования к ним и классификации, которым должны соответствовать АТF.  У General Motors это группы Dexron II, III и IV.

Нормы компании Ford обозначаются как Mercon, концерна Diamler Chrysler — МВ 236.1/236.5. При этом группы Dexron II взаимозаменяемы с жидкостями класса Mercon и даже могут смешиваться, но, правда, только после квалифицированной консультации с техническими специалистами автомобилестроительных компаний. Однако в настоящее время нет проблемы найти в магазине жидкость соответствующей спецификации.

Читайте также:  Опель код краски

Помните, жидкости АТF разного цвета — несовместимы!

Большое разнообразие конструкций механических и автоматических коробок передач автомобилей классических, переднеприводных и полноприводных моделей требует от маслопроизводителей выпуска широкой гаммы трансмиссионных масел. Ведущие мировые компании стараются предусмотреть все жизненные ситуации, чтобы в руках автомобилистов в нужное время оказалось масло, полностью отвечающее конкретным условиям эксплуатации.

Кроме требований General Motors и Ford, при оценке качества масел для автоматических коробок передач часто используются заводские спецификации фирм DeimlerChrysler, MAN, Toyota, Allison, Renk, Voith, ZF и др.

Для европейских автомобилей, на которых установлены коробки фирмы ZF, заливают масла по спецификации «General Motors».

В автоматические коробки передач автомобилей Ауди, Опель, БМВ и Мерседес последних лет выпуска для автоматических трансмиссий заливают только синтетическое масло.

В автоматических трансмиссиях европейского производства используют масла, разработанные американскими фирмами. Наиболее популярными являются DEXRON и МЕRCON

При выборе жидкости для своей АПКП не стоит экспериментировать, лучше следовать рекомендациям завода-изготовителя.

По материалам: avto-opel.com

 Загрузка ...

avto-opel.com

Какой бывает вязкость у трансмиссионного масла?

Трансмиссионное масло – это жидкость, применяемая для смазывания коробок передач, редукторов, колёсных мостов и др. Данное автомасло создаёт надёжную смазывающую пленку, выдерживающую высокие нагрузки в узлах трения. Качественная трансмиссионная жидкость должна отводить лишнее тепло, не вспениваться, снижать энергозатраты и др. Трансмиссионное масло должно иметь оптимальный уровень вязкости. Рассмотрим основные особенности подбора масла с нужной вязкостью.

Важность вязкости трансмиссионного масла

Вязкость трансмиссионного масла является одним из его ключевых параметров. Она имеет решающее значение для бесперебойного функционирования механизмов трансмиссии. Вязкость зависит от температурных условий эксплуатация автомобиля.

Более высокая вязкость способствует увеличению прочности масляной плёнки, что актуально при высоких температурах эксплуатации. Но при этом увеличиваются энергозатраты на внутреннее трение в масле. При низкой вязкости всё происходит с точностью до наоборот. Низкая вязкость масла при минусовых температурах определяет высокие пусковые свойства автомобиля.

Правильный выбор вязкости значительно увеличивает долговечность элементов трансмиссии. При оптимальной вязкости повышается КПД трансмиссии, уменьшается расход топлива и улучшается низкотемпературный пуск. При выборе вязкости нужно руководствоваться рекомендациям производителя автомобиля.

Индекс вязкости

Особенное внимание следует уделить индексу вязкости (ИВ), который определяет температурно-вязкостные свойства масла. Он должен быть достаточно высоким. Высоким индексом вязкости отличаются синтетические трансмиссионные масла известных брендов: Total, Elf, Shell, Лукойл, Castrol, Mobil, G-Energy, ZIC, Газпромнефть, Liqui Moly, Idemitsu, General Motors, Nissan, Mitsubishi и другие.

Для повышения индекса вязкости смазок используются специальные вязкостные (загущающие) присадки. Они позволяют получать смазки с хорошими низкотемпературными параметрами. В качестве вязкостных присадок обычно применяются разные полимеры и сополимеры.

Основы масел и вязкость

В зависимости от своей основы трансмиссионные масла бывают следующих видов:

  • Минеральные. Их получают посредством переработки нефти. Они отличаются низкой стоимостью, однако имеют ограниченные температурно-вязкостные свойства.
  • Полусинтетические. Сочетают в себе свойства минеральных и синтетических масел. По сравнению с минеральными маслами характеризуются повышенным индексом вязкости.
  • Синтетические. Это масла, производимые на основе химического синтеза. Отличаются наилучшими температурно-вязкостными характеристиками. Благодаря этому они широко используются при сложных условиях эксплуатации автомобиля.

Виды вязкости

Существует два основных вида вязкости.

  • Динамическая (абсолютная) вязкость. Характеризует сопротивляемость жидкости сдвигу. Используется для определения низкотемпературных свойств смазок. Единица измерения – паскаль-секунды (Па?с) или пуаз (П, Р). Для её измерения пользуются ротационными вискозиметрами.
  • Кинематическая вязкость. Является отношением динамической вязкости к плотности жидкости. Определяет высокотемпературную текучесть масел. Единица измерения – стокс (Ст) или квадратный миллиметр на секунду (мм2/с). Измеряется посредством капиллярных вискозиметров. 

Классификация трансмиссионных масел по вязкости

Сегодня для определения вязкости трансмиссионных смазок используется американская система SAE J306. В соответствии с ней трансмиссионные смазки бывают таких сортов:

  • зимние: 70W-85W;
  • летние: SAE 80-250. 

Существуют также всесезонные масла, к примеру, SAE 85W-90. Являются наиболее популярными у потребителей и могут успешно использоваться как летом, так и зимой.

Классификация SAE определяется параметрами низкотемпературной и высокотемпературной вязкости. Для их оценки применяются определенные методики:

  • низкотемпературная вязкость – выявление температуры, когда вязкость масла по Брукфильду достигает показателя 150000 сР;
  • высокотемпературная вязкость – определение показателя кинематической вязкости смазки при температуре 100° С.

Для отечественной классификации используется ГОСТ 17479.2-85. Согласно параметру кинематической вязкости при 100 °С различают следующие классы трансмиссионных смазок: 9, 12, 18, 34.

В заключение необходимо отметить, что к подбору вязкости следует относиться очень ответственно. От неё во многом зависит, насколько удачно будет действовать трансмиссионное масло в определенных условиях эксплуатации. Если характеристики вязкости выбраны неправильно, это может привести к ухудшению функционирования элементов коробки передач и сцепления или даже к их выходу из строя.

maslab.ru


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости