С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Топливная система автомобиля


Топливная система автомобиля: 3 основные системы подачи топлива

Топливная система нужна для доставки бензина, дизеля из топливного бака непосредственно в цилиндры двигателя. По пути оно смешивается с воздухом и уже в поршневую систему доходит смесь, состоящая из топлива и воздуха. В цилиндрах происходит детонация, иными словами микровзрыв топливной смеси. Энергия, полученная от детонации, передаётся на коленвал, там преобразуется в крутящий момент и потом переходит на колёса автомобиля.

Устройство и основные конструктивные элементы

По конструкции всю топливную систему можно разделить на такие элементы:

  1. Бак для топлива. Баки бывают разные по конфигурации и объёму. Оснащены датчиком уровня топлива, который даёт понимание водителю об уровне наполненности бака. Для заливки топлива в баке есть горловина, закрывающаяся крышкой.
  2. Топливные магистрали. Представляют собой набор трубчатых магистралей, по которым топливо доходит из бака до распределяющего устройства.
  3. Фильтры. Применяются фильтры грубой и тонкой очистки (читайте о том, где находится топливный фильтр). Фильтр грубой очистки монтируется непосредственно на бак с топливом и представляет собой металлическую решётку. Этот фильтр не даёт проникнуть большим частичкам загрязнений в магистрали топливной системы. Фильтр тонкой очистки устанавливается непосредственно в моторном отсеке перед топливным насосом. Он уже отлавливает более маленькие частички грязи.
  4. Топливные насосы. По конструкции устанавливают два или один топливный насос. Их количество зависит от конструкции смеси образователя. В карбюраторных типах насос стоит один. В дизельных двигателях устанавливают насосы низкого и высокого давления.
  5. Смесеобразователь. Этот элемент отвечает за смешивание топлива с воздухом и впрыск смеси в двигатель. В бензиновых двигателях это карбюратор или же инжектор.

Типы систем подачи топлива в двигатель

В зависимости от конструкции автомобиля, его года выпуска и типа горючего материала, на котором он работает, топливные системы имеют свои отличия.

По типу топлива:

Конструкция этих топливных систем кардинально различается и об их особенностях читайте ниже.

Бензиновые в свою очередь разделяются на:

  • карбюраторные;
  •  инжекторы.

В современных автомобилях карбюраторные подачи топлива почти не встречаются. В большинстве стоят именно инжекторы. Но авто, выпущенные 10 — 15 лет назад оснащались карбюраторами, поэтому принцип работы таких систем мы тоже разберём.

Топливная система карбюраторных двигателей

По конструкции карбюратор состоит из корпуса, поплавковой камеры, клапанов, жиклеров, смеси образующей камеры. В карбюраторной системе топливный насос устанавливается один —  малого давления. Устанавливается он в моторном отделении, недалеко от карбюратора. Насос накачивает топливо в поплавковую камеру. Своё название эта камера получила за счёт поплавка, который регулирует её наполнение. Если в камере больше топлива, чем нужно, поплавок подымает игольчатый клапан. Игольчатый клапан закрывает подачу топлива в камеру. При недостатке топлива в камере весь процесс происходит наоборот.

Из поплавковой камеры топливо через жиклер, который представляет собой трубочку с малым отверстием, подаётся в камеру смешивания. В этой камере бензин смешивается с воздухом, который в свою очередь поступает из воздухозаборника.

Регулируется подача топлива дроссельной заслонкой, а она тросиком связана с педалью газа в авто. Из карбюратора смесь подаётся в двигатель с помощью обратной тяги от цилиндропоршневой группы. Иными словами, поршень всасывает топливную смесь.

Бывают три вида топливной смеси:

  1. Обогащённая. В составе этой смеси увеличенное количество топлива и уменьшенный объём воздуха. Это приводит в свою очередь к перерасходу топлива. Такую смесь применяют при запуске двигателя автомобиля. Регулируется это с помощью так называемого «подсоса». После прогрева двигателя смесь необходимо сделать нормальной и убрать «подсос».
  2. Нормальная. В составе смеси нужное количество топлива и воздуха. Это иными словами золотая середина.
  3. Обеднённая. В этой смеси количество воздуха больше нужного, а топлива меньше. Это влечёт за собой уменьшение расхода и мощности. Машина будет с трудом подниматься на горки, особенно гружёная. Скорость станет значительно меньше.

Регулируется качество смеси на карбюраторе болтом. Вообще стоит сказать, что на карбюраторе есть винт холостого хода и качества смеси. Именно винтом качества смеси и регулируется её состав.

Если нет понимания, как регулировать, то лучше доверить это дело профессионалу. Эта работа очень точная и здесь нужны навыки.

Одна из самых частых проблем карбюраторных типов систем — это как раз самостоятельная регулировка. Бывают ситуации, что дело вовсе не в настройках, а, например, в поломанном игловом клапане. Из-за переполнения поплавковой камеры расход увеличивается, а автолюбители начинают крутить винты смеси образователя. Это не приводит ни к чему.

Особенности топливной системы инжекторного двигателя

Несхожесть инжекторного типа двигателя и карбюраторного в следующем. Топливный насос создает высокое давление и подаёт горючее на топливную рампу, а с неё через форсунки в двигатель (читайте о том, как происходит ремонт дизельных форсунок). Регулирует подачу топлива, его количество и качество блок управления.

Делать какие-то регулировки возможно только через специальный компьютер. Кроме того, блок управления не даст сигнала на подачу топлива, если хотя бы один датчик в автомобиле вышел из строя. На панели будет выдаваться ошибка с названием. По названию ошибки можно расшифровать, какой именно датчик вышел из строя.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что такое инжектор.

Схема топливной системы дизельного двигателя

В дизельном двигателе топливная система отличается от бензиновой. Воспламенение топливной смеси происходит вследствие сжатия воздуха и его нагрева. В таких системах не применяются свечи для детонации смеси. В дизельных двигателях применяются свечи, но накаливания. Они служат для подогрева топливной системы при пуске. При работе они не нужны.

В дизельной системе есть два топливных насоса. Один из них высокого давления, а другой низкого. Насос низкого давления качает топливо из бака. Насос высокого давления создаёт нужное давление в системе при впрыскивании. Роль распределителя выполняют форсунки, они дозируют количество смеси и определяют её качество. Для проверки износа форсунок есть специальный стенд.

Особенностью дизельного двигателя является отсутствие регулирования качества смеси. Особенно это сказывается зимой при низких температурах. Так же в зимнее время дизель начинает подмерзать. Для того, чтобы этого не случалось, применяют присадки.

Топливная система напрямую влияет на расход бензина или дизеля автомобиля. Если за системой нет должного контроля и она попросту не обслуживается, то это увеличивает расход топлива автомобиля. Как показывает практика, легче поддерживать в надлежащем состоянии то, что есть, нежели ремонтировать запущенное.

Нужно регулярно менять расходные материалы, а именно — топливные фильтры и проходить диагностику систем подачи топлива (карбюратора, инжектора, форсунок). Это поможет сэкономить и деньги, и время.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

  • Двигатель
  • Топливная система

Шпаргалка для автовладельца: топливная система и ее составляющие — DRIVE2

Топливная система – это комплект деталей и устройств, задача которых заключается в хранении, очистке и подаче топлива к мотору авто.

Основными составляющими топливной системы являются:

• Топливный бак – резервуар для горючего.• Магистрали или топливопроводы – соединительные элементы.• Топливный насос – отвечает за подачу топлива под давлением.

• Топливные фильтры – очищают горючее от посторонних предметов, примесей, частиц грязи.

Также в топливную систему входят:

• Дроссельная заслонка – дозатор воздуха, который используется для приготовления горючей смеси.• Блок управления дросселем.• Контроллеры – блок управления двигателем.

• Педаль акселератора – дозатор топлива, поступающего в цилиндры.

В топливной системе автомобиля есть семь основных датчиков:

• Давления подачи топлива.• Давления в топливном баке.• Положения педали газа.• Холостого хода.• Температуры горючего.• Содержания воды в топливе.

• Положения дроссельной заслонки.

Сроки диагностики и эксплуатации деталей

Отметим сразу, что составляющие топливной системы должны своевременно заменяться. Это важное условие корректного функционирования мотора и, как следствие, хорошей динамики авто.Топливные фильтры. В зависимости от качества топлива их ресурс рассчитан на 20-30 тысяч километров пробега.

Топливный насос. Качественное устройство прослужит не менее 200 тысяч километров пробега.Дроссельная заслонка. Данная деталь не имеет определенного срока службы. Он полностью зависит от производителя. Чтобы увеличить ее ресурс и отложить замену, следует очищать заслонку.

Контроллеры и потенциометр должны диагностироваться в соответствии с указаниями в мануале вашего авто. Ремонту они не подлежат, поэтому при поломке требуется замена.

Педаль газа. Эта деталь редко выходит из строя, но, тем не менее, нуждается в регулярной диагностике. Как часто? При появлении первых признаков не исправности, а также в рамках ТО, указанного в технической документации авто.

Магистрали и топливный бак. Данные составляющие не диагностируются. Частая неисправность – механические повреждения труб, которая даст о себе знать увеличенным расходом топлива и некорректной работой мотора. В зависимости от масштаба повреждений подлежат ремонту.

Датчики топливной системы. Несмотря на распространенные мифы, данные устройства не подвержены быстрому износу и частым поломкам. При выходе из строя – заменить новыми.

Основные неисправности топливной системы:• Нарушение функционирования системы впрыска топлива.• Некорректная работа топливного насоса.• Засорение топливных фильтров.• Механические повреждения топливопроводов.• Разгерметизация системы.• Нарушение смесеобразования.• Некорректная работа педали газа.

О неисправностях сообщат следующие признаки:

• Ухудшение динамики авто.• Нестабильное функционирование мотора.• Увеличенный расход топлива.• Запах топлива и следы подтеков.• Проваливание педали газа в пол или ее невозвращение в исходное положение.

Каковы основные причины неисправностей топливной системы:

• Некачественное горючее.• Не соблюдение сроков замены деталей.• Загрязнение системы.• Силовое воздействие.• Выработка ресурса.

• Износ уплотнителей.

Вид ремонта топливной системы определяется в зависимости от места поломки и характера неисправности. Заменить топливный фильтр на большинстве авто можно самостоятельно, но установку потенциометра, контроллеров, дросселя и других устройств следует доверить мастерам.

Глава 5 — Топливная система

Топливная система (система питания топливом) предназначена для питания двигателя автомобиля топливом, а также его хранения и очистки.

Топливная система автомобиля состоит из:

  • топливный бак;
  • топливный насос;
  • датчик указателя запаса топлива;
  • топливный фильтр;
  • топливопроводы;
  • система впрыска.
Схематичное устройство топливной системы представлено на рисунке ниже:

1 – кронштейн крепления шлангов; 2 – электробензонасос; 3 – наливная труба; 4 – топливный бак; 5 – отводящая трубка топливной рампы; 6 – подводящая трубка топливной рампы; 7 – форсунка; 8 – топливная рампа; 9 – регулятор давления топлива; 10 – кронштейн крепления топливного фильтра; 11 – топливный фильтр; 12 – топливные шланги; 13 – топливные трубки

Принцип работы:

1 – штуцер для контроля давления топлива; 2 – рампа форсунок; 3 – кронштейн; 4 – регулятор давления топлива; 5 – электробензонасос; 6 – топливный фильтр; 7 – сливной топливопровод; 8 – подающий топливопровод; 9 – форсунки

Электробензонасос, установленный в топливном баке, подает топливо через магистральный топливный фильтр и линию подачи топлива на рампу форсунок.

Регулятор давления топлива поддерживает постоянный перепад давления между впускной трубой и нагнетающей магистралью рампы. Давление топлива, подаваемого на форсунки, находится в пределах 300±6 кПа при неработающем двигателе. Избыток топлива сверх потребного форсункам возвращается в топливный бак по отдельной линии слива.

Для ещё лучшего восприятия системы предлагаю посмотреть на следующую картинку:

И прежде чем поговорить отдельно про составляющие системы давайте вспомним про такую штуку, как угольный адсорбер, т.к. он соединён и с топливной системой тоже. Про него мы уже расписывали в Системе вентиляции картера, так что кто забыл, вернитесь в неё и перечитайте. А я хочу ещё раз показать связь топливной системы и системы вентиляции картера.

1 — форсунки; 2 — пробка штуцера для контроля давления топлива; 3 — рампа форсунок; 4 — кронштейн крепления топливных трубок; 5 — регулятор давления топлива; 6 — адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 — шланг для отсоса паров бензина из адсорбера; 8 — дроссельный узел; 9 — двухходовой клапан; 10 — гравитационный клапан; 11 — предохранительный клапан; 12 — сепаратор; 13 — шланг сепаратора; 14 — пробка топливного бака; 15 — наливная труба; 16 — шланг наливной трубы; 17 — топливный фильтр; 18 — топливный бак; 19 — электробензонасос; 20 — сливной топливопровод; 21 — подающий топливопровод.

В системе впрыска с обратной связью применяется система улавливания паров топлива. Она состоит из адсорбера, установленного в моторном отсеке, сепаратора, клапанов и соединительных шлангов. Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак. Оставшиеся пары проходят через гравитационный и двухходовой клапаны. Гравитационный клапан предотвращает вытекание топлива из бака при опрокидывании автомобиля, а двухходовой препятствует чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке.

Затем пары топлива попадают в адсорбер, где поглощаются активированным углем. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом с дроссельным узлом, а третий — с атмосферой. Однако на выключенном двигателе третий штуцер перекрыт электромагнитным клапаном, так что в этом случае адсорбер не сообщается с атмосферой. При запуске двигателя контроллер системы впрыска начинает подавать управляющие импульсы на клапан с частотой 16 Гц. Клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой и происходит продувка сорбента: пары бензина отсасываются через шланг в ресивер. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов и тем интенсивнее продувка. В системе впрыска без обратной связи система улавливания паров топлива состоит из сепаратора с двухходовым обратным клапаном.

Давайте теперь поговорим отдельно про составные части данной системы.

Топливный бак(gas tank, fuel tank)

Топливный бак предназначен для хранения запаса топлива, необходимого для работы двигателя. Топливный бак в легковом автомобиле обычно располагается в задней части на днище кузова. Емкость топливного бака обеспечивает в среднем 500 км пробега конкретного автомобиля. Топливный бак изолирован от атмосферы. Вентиляцию топливного бака производит система улавливания паров бензина.

Основные компоненты топливного бака:

  • Корпус топливного бака
  • Подводящая трубка(трубка возврата топлива)
  • Отводящая трубка(трубка подачи топлива к топливному фильтру)
  • Наливная горловина с крышкой
  • Трубка подачи паров топлива к адсорберу
  • Фильтр грубой очистки
  • Топливный насос
В топливном баке вместе с насосом устанавливается датчик указателя запаса топлива. Конструкция датчика включает поплавок и потенциометр. Перемещение поплавка при изменении уровня топлива в баке приводит к изменению положения потенциометра. Это, в свою очередь, приводит к повышению сопротивления в цепи и уменьшению напряжения на указателе запаса топлива.

Топливный насос(fuel pump)

Топливный насос подает топливо в систему впрыска и поддерживает рабочее давление в топливной системе. Топливный насос может иметь электрический привод или же механический привод. Механический привод бензонасосов устарел и применялся на двигателях, оснащённых карбюратором. В современных, инжекторных двигателях(с впрыском топлива) применяется электро бензонасосы. Все электронасосы представляют собой цилиндрический корпус, в котором находятся: электродвигатель, насосная секция, шариковые обратный и предохранительный клапаны и, как правило, сетчатый фильтр. Электробензонасосы делятся на погружные(установленные в бензобаке) и навесные(установленные снаружи). Электробензонасос подвесного типа: 1- нагнетательный патрубок, 2- обратный клапан, 3- корпус, 4- сетчатый фильтр, 5- всасывающий патрубок, 6- клеммы, 7- коллектор, 8- электродвигатель, 9- насосная секция, 10- предохранительный клапан. Подвесные электробензонасосы крепятся под кузовом или в нижней части моторного отсека, как правило, таким образом, чтобы бензин мог поступать в них самотёком. Подвесные насосы имеют герметичное исполнение. Электробензонасос погружного типа: а — топливозаборник с насосом; б — внешний вид насоса. Погружные находятся внутри бензобака и встроены в топливозаборник. В связи с тем, что насос постоянно погружен в топливе, не существует отдельной системы его смазки, так как само топливо выступает в роли и охлаждающей жидкости, и в роли смазки. Давайте теперь разберём устройство электробензонасоса погружного типа получше: 1 — сетчатый фильтр; 2 — корпус насоса; 3 — обратный клапан(check valve); 4 — демпфер давления; 5 — накидная гайка обратной резьбы; 6 — подающий шланг(от насоса); 7 — поплавок датчика уровня топлива(в виде стержня); 8 — уплотнительная прокладка; 9 — возвратный шланг(в бак); 10 — держатель насоса; 11 — электробензонасос Погружной насос (11) вместе с поплавком датчика уровня топлива (7) находятся в топливном баке и связаны в единое целое бензошлангами (6, 9) и проводами. Следует также учесть, что бензонасос закреплен в держателе (10), который в свою очередь прикреплен обратной стороной на дне бака. Для отсоединения держателя необходимо нажать на «ушки» держателя, расположенные слева и справа от насоса (обведены красным). Вся эта конструкция прикреплена к баку накидной гайкой обратной резьбы(5). Ниже показано, какие выходы есть у бензонасоса.

Топливный фильтр(fuel filter)

Топливный фильтр предназначен для улавливания частиц, которые могут привести к нарушению работы системы впрыска. Топливный фильтр установлен под днищем кузова возле топливного бака. Фильтр встроен в подающую магистраль между электробензонасосом и топливной рампой. Фильтр имеет стальной корпус с резьбовыми штуцерами с обоих концов. Фильтрующий элемент изготавливается из бумаги.

Топливная рампа(fuel rail)

Топливная рампа служит для подачи топлива к форсункам и закреплена на впускной трубе. Топливо заполняет топливную рампу и равномерно распределяется на все форсунки. На топливной рампе кроме форсунок располагаются регулятор давления топлива и штуцер контроля давления в топливной системе. Размеры и конструктивное исполнение рампы устраняют локальные пульсации давления топлива вследствие резонансов при работе форсунок. 1 – шланг от топливного фильтра тонкой очистки; 2 – топливная рампа; 3 – форсунка; 4 – регулятор давления; 5 – шланг слива топлива Топливная рампа, представляющая собой пустотелую трубчатую деталь с отверстиями для установки форсунок, регулятора давления топлива и наконечника топливопровода высокого давления, служит для подачи топлива к форсункам и закреплена на впускной трубе. Форсунки, регулятор давления и наконечник топливопровода уплотнены в гнездах резиновыми кольцами. Рампа с форсунками в сборе вставлена хвостовиками форсунок в отверстия впускной трубы и закреплена двумя болтами. Ещё раз взглянем на устройство рампы, хотя, как мне кажется, её устройство понятно. 1 – рампа форсунок; 2 – регулятор давления; 3 – вакуумный шланг; 4 – впускная труба; 5 – форсунка; 6 – защелка форсунки

Регулятор давления топлива(Fuel pressure control valve)

Регулятор давления топлива, установленный на топливной рампе, поддерживает постоянное давление топлива в центральном канале рампы на всех режимах работы двигателя. Регулирование давления топлива, подаваемого в форсунки, основано на принципе слежения за значением перепада давления в рампе и впускной трубе, которое при любых условиях должно составлять не менее 265 кПа (2,65 кгс/см2). Подача электрического топливного насоса больше, чем это необходимо для обеспечения работоспособности системы. Поэтому при работе двигателя с помощью регулятора давления часть топлива постоянно сливается через обратный трубопровод в топливный бак. В зависимости от разрежения во впускной трубе регулятор давления уменьшает или увеличивает слив излишнего топлива, поддерживая постоянное давление в рампе. Разрежение — это уменьшение давления. В том же объеме находится меньше обычного воздуха или тот же объем воздуха находится в большем объеме. Во впускном коллекторе разрежение появляется вследствии того, что поршень уходит к НМТ. Объём, в котором находится воздух увеличивается и появляется разрежение. Регулятор давления представляет собой замкнутую полость, разделенную диафрагмой на вакуумную и топливную камеры.

Вакуумная камера сообщается через вакуумный шланг с впускной трубой двигателя. Регулятор давления топлива связан с задроссельным пространством не просто так. Это нужно для регулировки давления в зависимости от нагрузки. Нет нагрузки (или небольшая) → заслонка закрыта (прикрыта) → разрежение велико → давление топлива снижено. И наоборот.

 Топливная камера сообщается через канал в корпусе регулятора с полостью топливной рампы. Во время работы двигателя под действием пружины клапан регулятора закрыт, если перепад давления во впускной трубе и топливной рампе не более 0,27 МПа. Обратного слива топлива нет–давление в топливопроводе начинает повышаться. При перепаде давления свыше 265 кПа (2,65 кгс/см2) диафрагма регулятора прогибается и между клапаном и его седлом образуется зазор, через который в другой канал регулятора, соединенный со сливным трубопроводом, сливается излишнее топливо – давление снижается.

При увеличении нагрузки двигателя, работающего при большом открытии дроссельной заслонки, расход топлива увеличивается и давление в топливной рампе падает. Одновременно с этим уменьшается разрежение во впускной трубе.

Пружина прижимает клапан регулятора давления к седлу, слив топлива в топливный бак прекращается – давление повышается. Эти процессы повторяются непрерывно, в результате чего в топливной рампе поддерживается постоянное давление.

1 — корпус; 2 — крышка; 3 — патрубок для вакуумного шланга; 4 — диафрагма; 5 — клапан; А — топливная полость; Б — вакуумная полость/ Регулятор давления топлива состоит из клапана 5 с диафрагмой 4, поджатого пружиной к седлу в корпусе регулятора. На работающем двигателе регулятор давления топлива поддерживает давление в топливной рампе форсунок. На диафрагму регулятора с одной стороны действует давление топлива, а с другой — давление (разрежение) во впускной трубе. При уменьшении давления во впускной трубе (дроссельная заслонка закрывается) клапан регулятора открывается при меньшем давлении топлива, перепуская избыточное топливо по сливной магистрали обратно в бензобак. Давление топлива в топливной рампе понижается. При увеличении давления во впускной трубе (при открывании дроссельной заслонки) клапан регулятора открывается уже при большем давлении топлива и давление топлива в рампе повышается.

Топливная форсунка(Fuel injector)

Форсунка или инжектор (от англ. inject — впрыскивать) – распылитель, используемый на современных автомобилях для распыления топлива во впускной трубопровод или непосредственно в цилиндры двигателя. Хорошо работающая форсунка дает конусообразную форму распыления топлива. В двигателях внутреннего сгорания распыление топлива происходит за счет создаваемого высокого давления на входе в форсунку.

Топливная форсунка содержит корпус клапана с обмоткой и электрическим соединением, седло клапана с диском, снабженным одним или несколькими распылительными отверстиями, и подвижную иглу клапана с якорем соленоида.

1 — сетчатый фильтр; 2 — электрический разъем;  3 — пружина; 4 — обмотка возбуждения; 5 — якорь электромагнита;  6 — корпус форсунки; 7 — игла форсунки; 8 — уплотнение;  9 — сопло форсунки.

Работа электромагнитной форсунки, изображённой выше осуществляется следующим образом: В соответствии с заложенным алгоритмом электронный блок управления обеспечивает в нужный момент подачу напряжения на обмотку возбуждения клапана. При этом создается электромагнитное поле, которое преодолевая усилие пружины, втягивает якорь с иглой и освобождает сопло. Производится впрыск топлива. С исчезновением напряжения, пружина возвращает иглу форсунки на седло. Фильтр в топливоподающем устройстве(Сетчатый фильтр 1) защищает форсунку от загрязнений.

1 – впускной клапан; 2 – форсунка; 3 – штепсельный разъем; 4 – фиксатор; 5 – рампа форсунок; 6 – уплотнительные кольца; 7 – впускная труба.

Форсунки закреплены на рампе с помощью пружинных фиксаторов 4. Верхний и нижний концы форсунок герметизируются уплотнительными кольцами 6, которые всегда надо заменять новыми при снятии и установке форсунок.

Для закрепления ещё раз повторим работу системы в целом:

Топливо находится в топливном баке, в котором находится топливный насос(позиция 1). При включении зажигания включается насос, который начинает подавать топливо в топливную магистраль. Топливо проходит через топливный насос(позиция 5), где происходит его очистка. Далее топливо проходит в топливную рампу(позиция 2). В топливной рампе поддерживается постоянное давление, которое обеспечивается регулятором давления топлива(позиция 4). Излишки топлива сливаются обратно в топливный бак(при открытии регулятора топлива, который по своей сути является клапаном). Поступающее в рампу топливо впрыскивается в впускной коллектор. Топливо бесперебойно циркулирует в топливной системе всё время работы двигателя, т.к. для нормальной работы в рампу поступает топлива больше, чем нужно, а излишки после сливаются обратно в бак.

На этом, я думаю работы системы понятно. Чтобы завести двигатель нам осталось совсем немного. Мы уже впустили в впускной коллектор воздух и топливо. В следующей статье мы поговорим про систему зажигания.

Основные элементы топливной системы автомобиля

Главные элементы топливной системы

В чём предназначение топливной системы автомобиля (ТС). Она принимает, хранит, очищает и своевременно подаёт горючее в цилиндры двигателя. В её состав входит много различных элементов, иначе система не справлялась бы со столькими функциями.

Инжекторная топливная система

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Устанавливается на современные автомобили. Она почти полностью вытеснила старые карбюраторные ТС. Суть, принцип действия инжекторных систем основан на принудительном впрыске топлива в проходящий поток воздуха.

Включает инжекторная ТС следующие элементы:

  • форсунки с рампой;
  • вентилируемый топливный бак;
  • насос электрический;
  • датчик или регулятор давления – РДТ;
  • топливную магистраль, состоящую из трубок подачи и слива горючего;
  • ФТО – фильтра.

Форсунка – главный элемент инжекторной ТС

Форсунка – конструктивный элемент ТС, называемый инжектором. Дозирует подачу бензина или солярки, распыляет горючее в камере сгорания и принимает непосредственное участие в образовании ТВС (горючей смеси).

Форсунка применяется сегодня, как на бензиновых ТС, так и на дизельных. Более современные модели авто оснащаются форсунками с электронным управлением.

Сами форсунки классифицируются, что обусловлено разными вариантами впрыска. В ходу пьезоэлектрические (ПЭФ), электрогидравлические (ЭГФ) и электромагнитные форсунки (ЭМФ).

ЭМФ имеют следующие особенности:

  • ставят их, как правило, на бензиновые силовые агрегаты;
  • они имеют довольно несложную конструкцию.

ЭГФ отличается следующими характеристиками:

  • ставят на дизельные силовые агрегаты, оборудованные, в том числе, передовой системой Коммон Райл;
  • принцип функционирования базируется на канонах давления топливной жидкости.

ПЭФ – самые совершенные в конструктивном плане форсунки:

  • устанавливается на дизельных агрегатах, оборудованных Коммон Райл;
  • быстрее всех остальных форсунок срабатывает и имеет потенциал несколько раз подряд впрыскивать горючее (по сравнению, пьезофорсунка в 4 раза быстрее ЭМФ);
  • совершеннее ПЭФ и в плане точности дозировки впрыскиваемого горючего;
  • пьезофорсунка по своему принципу действия напоминает ПГФ.

Топливный бак

Бак – это вместилище топлива. Отсюда горючее поступает в систему. Примечательно, что в инжекторной ТС в баке расположен топливный насос, в задачу которого входит закачка топливной жидкости под давлением в магистраль.

Устанавливается бак, как правило, перед задней осью под задним сидением. Это сделано специально, чтобы резервуар находился вне зоны деформации при ударе сзади или спереди.

Объём топливного бака определяется в зависимости от назначения автомобиля. Как правило, должен обеспечиваться пробег на одной заправке хотя бы в 300-400 километров.

Фиксация бака осуществляется с помощью ленточных хомутов. Нижняя часть бака защищается металлическим кожухом от различных механических воздействий. Для предотвращения нагрева бака конструкторы успешно используют теплоизоляционные прокладки.

Материал, из которого делается бак, это либо сталь, либо алюминий, либо пластмасса. Последний вариант – новшество, которое становится всё более популярным в автомобилестроении. Это должен быть полиэтилен высокой плотности. Преимуществами пластмассового бака выступают: лёгкий вес, наилучшее использование свободного пространства (компактность и возможность получить любые формы), большая вместимость. Ну, и конечно, пластик не подвержен коррозии.

Что касается недостатков пластикового бака, то это проницаемость. По этой причине такие баки стараются изготовить многослойными. В некоторых конструкциях поверхность пластика покрывается дополнительно фтором, препятствующим утечкам.

Топливные баки могут различаться в зависимости от модели автомобиля, конструкции его ТС, типа силового агрегата, климатического исполнения и т.д.

Топливная рампа

Обязательный элемент инжекторной ТС. Представляет собой кусок полой трубки с закрытыми концами и наличием отводов для подключения трубок меньшего диаметра. Последние предназначены для подачи горючего к форсункам.

Топливная рампа, как и ТНВД, является элементом, который «достался» бензиновому агрегату от дизеля. Топливная рампа используется во всех ТС, в которых задействован распределённый впрыск.

Топливная рама с форсунками

Устанавливается рампа на впускной коллектор ДВС. Помимо отводящих трубок, в рампе есть специальный выход с клапанным штуцером для соединения с манометром. Таким образом, при ремонтных работах можно проверять давление топливной жидкости, делать анализ. Пробка с резинкой предусмотрена для предотвращения попадания грязи.

Материал, из которого делается топливная рампа – сталь, не имеющая швов. Трубка способна выдержать высокие давления. Например, на дизельных автомобилях, оснащённых системой Коммон Райл, давление бывает очень высоким.

Тем самым, основное предназначение топливной рампы – подавать горючее, распределяя его по форсункам. Сначала жидкость поступает в самый дальний цилиндр двигателя, а затем по другим форсункам. Некоторые конструкции предусматривают подогрев бензина или солярки перед распылением. Это улучшает свойства горючего, в тёплом виде оно лучше распыляется.

Топливный насос (электрический)

По праву, назван «сердечным клапаном» мотора. В случаях неисправности его всегда можно заменить или отремонтировать.

В инжекторных системах применяется более совершенный вид насоса – электрический. Такой же вариант ставится в дизельные автомобили. Располагается он непосредственно в баке с горючим, и такое местоположение, по мнению конструкторов, самое удобное для бесперебойного функционирования. С другой стороны, усложняется ремонт и чистка, но опытные автомобилисты научились быстро снимать насос.

Электрический топливный насос Газель

Примечательны и другие преимущества такого расположения. ТС не требует дополнительной всасывающей линии, которая имеется в насосе механического типа. Кроме того, насос внутри бака не перегревается, быстрее охлаждается.

Внутри насоса или возле него расположен фильтр грубой очистки, сетка. Ещё насос состоит из поплавка-уровня, клапанов и механизма для забора горючего. Насос такой разновидности может поддерживать давление в пределах до 4 атм, что с лихвой хватает для нормального функционирования автомобиля.

Сами насосы электрического типа тоже бывают разного типа. К примеру, на Ваз «девятку» устанавливается электронасос центробежного типа. Его основной составляющей является реле, которое срабатывает в результате поступления импульсов от ЭБУ.

Регулятор давления

В инжекторных системах количество впрыскиваемой топливной жидкости напрямую зависит от нескольких составляющих. Чтобы учитывать все эти факторы и точно рассчитать количество горючего, был придуман регулятор давления.

РДТ сконструирован таким образом, чтобы содействовать несоответствию показателей давления. Избыток бензина или солярки после его расчёта возвращается обратно в топливный бак. Чтобы точнее рассчитывать показатели с учётом разницы, РДТ устанавливается в конце топливной рамы.

ТС бывают с рециркуляцией топлива и без рециркуляции. В последнем случае РДТ устанавливается в топливном баке.

В состав РДТ входит пружина, клапан с держателем, мембрана, соединитель с впускным коллектором, выход для слива топлива обратно в бак. Благодаря мембране РДТ делится внутри на две камеры: топливную и пружинную.

Принцип действия РДТ можно представить так. На мембрану оказывает воздействие снизу давление топливной жидкости, а сверху – давление пружины и разряжение впускного клапана. Как только давление горючего превышает усилие, создаваемое пружиной, клапан открывается, бензин поступает.

Топливная магистраль

Основные её составляющие: подающие шланги и «обратка». Подающие трубки – это линия, по которой топливная жидкость поступает из насоса в рампу. «Обратка» — магистраль, по которой идёт слив горючего обратно в бак.

Топливоприводы, другими словами, это комплекс различных трубок и шлангов, предназначенных для транспортировки бензина или солярки к устройству смесеобразования. «Кровеносные сосуды» ТС, её важнейшие органы, по которым поступает топливо, и уходят излишки обратно в бак.

Безусловно, эластичность и прочность шлангов должна быть на высоте, чтобы циркуляция топливной жидкости проходила успешно. На многих иномарках, правда, вместо эластичного резинового шланга используются металлические трубки.

На автомобилях ВАЗ применяется комбинированная конструкция трубопроводов. Основа – резиновые эластичные шланги, подстраивающиеся под смещение топливной рампы и других автомобильных деталей во время передвижения машины.

Если рассматривать функции топливной магистрали в общих чертах, то в её задачи входит:

  • связывать элементы ТС между собой;
  • компенсировать продольные и поперечные смещения элементов ТС во время передвижения машины;
  • подавать топливо из бака в топливную рампу и обратно.

ФТО

Фильтр тонкой очистки или ФТО способен задерживать мелкие частички, менее 60 мкм. Они незаметны глазу человека, пропускаются сеткой, расположенной в электрическом насосе.

ФТО располагается отдельно, часто под порогом автомобиля или под капотом, врезается в топливную магистраль.

Фильтры тонкой очистки бывают разные: неразборного типа, разборного типа, фильтр для инжекторных систем. Последний мы и рассмотрим. Такой ФТО кроме своей основной задачи по задерживанию мелких твёрдых частичек, должен выдерживать давление. По этой причине ФТО для инжекторных систем делается с более прочным корпусом. Как правило, фильтры изготавливаются либо из прочного алюминия, либо из стали. Используется сварка или завальцовка.

Фильтр тонкой очистки Ваз 2109

Удобно, если фильтр оснащён прозрачным корпусом. В этом случае появляется возможность визуально оценить степень загрязнения фильтрующего элемента, выявить конкретные неисправности.

Примечательны особенности фильтров для дизельных силовых агрегатов. Они должны быть изготовлены так, чтобы никаким образом не пропускать влагу. Особенности дизельных ФТО определяются свойствами солярки, которая может изменяться в зависимости от разных температур. Так, во время холода возникает опасность блокировки оборудования из-за кристаллизации парафинов. Чтобы исключить эту особенность, в фильтрующий элемент добавляют подогрев.

Карбюраторная топливная система

Несмотря на конструктивную устарелость, карбюраторные ТС всё ещё применяются на некоторых автомобилях. Карбюраторная система отличается в первую очередь тем, что образование смеси проходит в специальном отсеке под названием карбюратор. Отсюда уже готовая ТВС попадает в двигатель, где воспламеняется и сгорает.

Принцип действия карбюраторных ТС реализуется так. Топливная жидкость из бака попадает в карбюратор. Выкачка горючего из бака осуществляется насосом.

В некоторых случаях подача может подразумевать самотёк, но тогда карбюратор должен быть установлен ниже топливного бака. В автомобилях такая схема сегодня не применяется.

Топливный фильтр карбюраторной системы очищает горючее. Благодаря ему из бензина удаляются механические примеси, вода.

Воздух, как неотъемлемая часть топливной смести, попадает в карбюратор через специальный фильтр. Он так и называется – воздушный фильтр. Здесь происходит очищение воздушного потока от частичек пыли. Поэтому так важно следить за состоянием фильтра, вовремя менять его. Смешивание воздуха с горючим происходит непосредственно в камере. Представить движение воздуха можно так: сначала фильтр, затем камера смесеобразования, а после через дроссельную заслонки во впускной коллектор.

Карбюраторная топливная система

Плюсы и минусы систем

Таким образом, инжекторная ТС устанавливается на все современные бензиновые ДВС. Постепенно вытесняет, если уже не вытеснила карбюраторную систему. Последняя, как ни странно, тоже имеет свои преимущества, поэтому её применение продолжается.

Инжекторные системы
ПлюсыМинусы
Стабильная работа двигателя.Сложный ремонт и диагностика, только при наличии специального оборудования.
Редкие поломки.Высокая стоимость узлов и датчиков инжектора.
Малый, до 40 % меньше, чем у карбюратора расход топлива.Не ремонтопригодность сломанного узла, датчика.
Не зависит от перепадов температур, работает одинаково и зимой и летом.Требуется более качественное топливо, не менее АИ-92.
Двигатель легко набирает обороты, по сравнению с карбюратором.
Меньше, до 75%, выброс CO в атмосферу, по сравнению с карбюратором.
Присутствует электронный контроль работы с бортового компьютера автомобиля.
Карбюраторные системы
Дешевый и “относительно” легкий ремонт, мне кажется каждый автомобилист, с 10 -20 летним стажем, ковырял у себя в гараже или на стоянке карбюратор! Не стабильность работы.
Дешевые составляющие части карбюратора.Зависимость от перепадов температур (многие мучились зимой – замерз и летом – перегрев)
Низкие требования к качеству топлива, можно использовать АИ – 76.Большее потребление топлива чем инжектор.
Не надо специальных стендов для диагностики.Больший выброс CO, чем у инжектора.
Частые поломки
Сложно раскрутить двигатель по сравнению с инжектором.
Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2.4).
  • Скрывает от фото-видеофиксации.
  • Устанавливается самостоятельно за 2 минуты.
  • Не видна человеческому глазу, не портится из-за погоды.
  • Гарантия 2 года,


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости