СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1031821 з(51) В 60 Т 826
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3406112/27-11 (22) 10.03.82 (46) 30.07.83. Бюл. № 28 (72) Д. А. Соцков и А. Э. Юрц
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (71) Владимирский политехнический институт (53) 629.! 13-59 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 880827, кл. В 60 Т 8/26, 1980. (54) (57) ДВУХКОНТУРНАЯ ТОРМОЗНАЯ
СИСТЕМА, содержащая главный тормозной цилиндр с двумя поршнями, разделяющими его корпус на две камеры, одна из которых соединена с передним, а другая— с задним тормозными контурами, и регуляtор давления в заднем тормозном контуре, отличающаяся тем, что, с целью повышения остаточной эффективности торможения при повреждении переднего контура, в корпусе главного тормозного цилиндра выполнен радиальный канал, нормально перекрытый задней частью поршня, ограничивающего камеру, соединенную с передним тормозным контуром, при этом указанный канал подключен к заднему тормозному контуру параллельно регулятору давления.
1031821
Составитель В. Ляско
Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан
Тираж 675 Подписное
Редактор М. Рачкулинец
Заказ 5302/2!
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к автомобилестроению, а более конкретно к тормозным системам, используемым в колесных транспортных средствах.
Наиболее близкой к предлагаемой является двухконтурная тормозная система, содержащая главный тормозной цилиндр с двумя поршнями, разделяющими его корпус на две камеры, одна из которых соединена с передним, а другая — с задним тормозными контурами, и регулятор давления в заднем тормозном контуре (1).
Недостатком известной тормозной системы с разделением контуров по осям автомобиля является снижение остаточной эффективности заднего контура при повреждении переднего вследствие снижения приводного давления регулятором.
Цель изобретения — повышение остаточной эффективности заднего контура двухконтурной тормозной системы с разделением контуров по осям транспортного средства для сокращения его тормозного пути и создания возможности более широкого применения этой наиболее простой и надежной схемы разделения контуров.
Указанная цель достигается тем, что в двухконтурной тормозной системе, содержащей главный тормозной цилиндр с двумя поршнями, разделяющими его корпус на две камеры, одна из которых соединена с передним, а другая — с задним тормозными контурами, и регулятор давления в заднем тормозном контуре, в корпусе главного тормозного цилиндра выполнен радиальный канал, нормально перекрытий задней частью поршня, ограничивающего камеру, соединенную с передним тормозным контуром, при этом указанный канал подключен к заднему тормозному контуру параллельно регулятору давления.
На чертеже показана схема двухконтурной тормозной системы.
Тормозная система включает в себя главный тормозной цилиндр 1, управляемый педалью 2, содержащий две рабочие полости. Полость А, соединенная с задним тормозным контуром 3 трубопроводом 4 через регулятор 5 давления, а полость Б— с передним тормозным контуром трубопроводом 6. В каждой полости расположены поршни 7 и 8. Помимо основных каналов 9 и 10, каждый из которых соединяет одну из полостей с соответствующим тормозным контуром, в корпусе цилиндра выполнен радиальный канал 11, нормально закрытый задней частью поршня 8 переднего тормозного контура и. соединенный трубопроводом 12 непосредственно с задним тормозным контуром.
Тормозная система работает при исправных контурах в обычном режиме, так как при рабочем ходе поршня 8 канал 11 остается закрытым. При повреждении переднего тормозного контура ход поршя 8 увеличивается, канал 11 открывается и дав20 ление жидкости из полости А через трубопровод 12, минуя регулятор 5 давлеиия, поступает непосредственно к заднему тормозному контуру.
Кроме повышения остаточной эффективности заднего контура, предлагаемая система упрощает операцию прокачки заднего контура при удалении воздуха из системы, так как при увеличении хода поршня 8 исключается влияние регулятора давления.
Технико-экономический эффект изобретения выражается в уменьшении количества дорожно-транспортных происшествий за счет уменьшения тормозного пути при торможении задним контуром, а также в создании возможности расширения сферы применения наиболее простой схемы двухконтурной тормозной системы с разделением контуров по осям транспортного средства за счет повышения остаточной эффективности заднего контура путем отключения регулятора давления при повреждении
40 переднего контура.
Тормозная система автомобилей ГАЗ-ЗЮ2, -31029, -3110 «Волга» и автобуса ПАЗ-3205 с двухконтурным приводом (рис. 17.8, а) состоит из дисковых передних тормозов /, колодочных задних тормозов 7 барабанного типа, сдвоенного (тандемного) главного тормозного цилиндра 4, полости которого соединены с сигнальным устройством 2, имеющим контрольную лампу 3, гидровакуумного усилителя 5 и регулятора давления б, включенного в контур задних тормозов через кронштейн кожуха 8 полуосей. Схема гидропривода рабочей тормозной системы автомобиля ГАЗ-3307 (рис. 17.8, б) кроме указанных узлов (см. рис. 17.8, а) включает в себя передний Н и залний /0 гидровакуумные усилители, соединенные с впускным газопроводом 13 через обратный клапан /2, автоматически разъединяющий их при остановке двигателя, воздушный фильтр 9, соединенный трубопроводом с гидроусилителями, и наполнительный масляный бачок 15 сдвоенного гидроцилиндра 4. Система приводится в действие педалью 14. При повреждении одного из контуров тормозная жидкость вытекает из него. Другой исправный контур в этом случае обеспечивает остановку автомобиля.
Современные двухконтурные системы должны не только обеспечивать требуемую эффективность торможения, но и сохранять устойчивость движения автомобиля и легкость его управления. Многие отечественные автомобили и автобусы имеют такой двух- контурный привод. В качестве примера рассмотрим автомобили ВАЗ-2108, -2109, -2106, ГАЗ-ЗЮ2, -3110 «Волга» и -3307, гидропривод которых обеспечивает независимую работу контуров рабочей тормозной системы.
На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 применено диагональное расположение контуров, при этом один контур обеспечивает работу а — ГАЗ-3102 «Волга»; б — ГАЗ-3307; / — дисковые передние тормоза; 2 — сигнальное устройство; 3 — контрольная лампа; 4 — главный тормозной цилиндр; 5, /0, // — гидровакуумные усилители; 6 — регулятор давления; 7 — колодочные тормоза; 8 — кожух полуосей; 9 — воздушный фильтр усилителей; 12 — обратный клапан; /І — впускной газопровод; 14 — педаль; /5 — масляный
![]() |
бачок
тормозных механизмов левого переднего и правого заднего колес, другой — правого переднего и левого заднего колес.
На автомобилях ГАЗ-ЗЮ2, -3110 «Волга» один контур воздействует при помощи малых цилиндров на все колеса, другой — на дисковые тормозные механизмы передних колес, которые для этой цели оснащены большими колесными цилиндрами.
На автомобилях ГАЗ-3307 и ВАЗ-2106 один контур управляет тормозными механизмами передних колес, другой — задних. Конструктивно последние две схемы двухконтурного привода тор- мозов являются более простыми, но при этом существенно снижается эффективность торможения при выходе из строя контура передних тормозов. При диагональной схеме сохраняется хорошая эффективность торможения, но резко снижается устойчивость автомобиля при выходе из строя одного из контуров, особенно при торможении на повороте. Эта особенность учтена конструктивно путем внедрения отрицательного плеча обкатки управляемых колес.
Важным звеном в работе двухконтурной тормозной системы является конструкция сдвоенного главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя. Сдвоенные главные тормозные цилиндры автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -Uli и ЗАЗ-1102 по устройству и принципу действия не имеют различий. Типичным примером является главный тормозной цилиндр автомобилей ВАЗ- 2108, -2109 (рис. 17.9, а), который своим корпусом /2 крепится с помощью шпилек к вакуумному усилителю в сборе с питательным бачком 2 Бачок при помощи резиновых соединительных втулок 3 установлен на главном цилиндре и разделен перегородкой на две рабочие полости, которые через соединительные втулки и штуцеры бачка сообщаются с рабочими полостями главного цилиндра.
Корпус бачка изготовлен из полупрозрачной пластмассы, на которой выиггампованы метки «min» и «шах», по которым контролируется уровень жидкости в питательном бачке. По центру заливной горловины установлен направляющий цилиндр. В верхней части цилиндра имеются две прорези, через которые полость направляющего цилиндра сообщается с двумя рабочими полостями бачка. Это позволяет в случае утечки жидкости из одной полости бачка сохранить в другой полости достаточный уровень жидкости для нормальной работы исправного контура тормозов.
Горловина бачка закрывается резьбовой крышкой, с помощью которой крепится корпус датчика / аварийного уровня жидкости в бачке. Полость контактов датчика сверху дополнительно закрывается защитным пластмассовым колпачком. При понижении уровня жидкости контакты датчика замыкают цепь контрольной лампы, которая загорается и сигнализирует о необходимости доливки тормозной жидкости.
а Рис. 17.9. Сдвоенные главные тормозные цилиндры автомобилей: |
а - ВАЗ-2108, -2109 в сборе с бачками: б ~ ГАЗ-3307. -3309 и -3308 «Садко»; / — датчик аварийного уровня жидкости; 2 — бачок; 3—соединительная втулка; 4 — поршень привода «правый передний — левый задний тормозные механизмы»; 5 — стопорный винт; 6 — шайба; 7 — возвратная пружина; 8 — тарелка пружины; 9 — пружина уплотнительного кольца высокого давления; 10, 14 — уплотнительные кольца высокого и низкого давления; // — распорная втулка; 12 — корпус главного цилиндра; 13 — поршень привода «левый передний — правый задний тормозные механизмы»; 15. 20 — первичный и вторичный поршни; /6 — уплотнитсльное кольцо головки; /7— головка поршня; 18— соединительный стержень поршня; /Р — возвратная пружина поршня; 21. 28— корпуса сдвоенного главного цилиндра; 22 — клапан избыточного давления: 23 — пружина клапана; 24 — упор; 25 — пружина головки; 26, 27 — уплотнительные кольца соответственно корпуса и поршня; 29 — манжета; 30 — фиксирующий болт; 31 — толкатель; А, Б — рабочие полости сдвоенного цилиндра; В — отверстие диска клапана избыточного давления; Д — компенсационные зазоры
Внутри корпуса цилиндра последовательно расположены два., поршня. Поршень Л? толкателя создает давление в одном диаго-' нальном контуре рабочей тормозной системы, а плавающий пор- июнь 4 — в другом контуре. Поршень 13 в цилиндре уплотняется двумя резиновыми кольцами 14 и 10 соответственно низкого и высокого давлений. Уплотнительное кольцо 10 высокого давления прижимается пружиной 9 к торцу распорной втулки 11. Другой конец пружины упирается в тарелку 8, ас другой стороны в эту тарелку упирается возвратная пружина 7. Ход поршня в цилиндре ограничивается стопорным винтом 5, выступающий конец которого заходит в паз поршня.
Плавающий поршень 4, установленный в передней полости главного цилиндра, имеет такое же устройство и уплотнение, при этом задняя часть поршня уплотняется своим кольцом высокого давления, которое прижимается к торцу поршня пружиной через шайбу б.
Когда педаль тормоза не нажата, система расторможена, при этом поршни 13 и 4 под действием возвратной пружины 7отжаты в крайнее положение и упираются в стопорные винты 5. При этом распорные втулки У/, упираясь в винты 5, отводят уплотнитель- ные кольца 10 от торцовых канавок поршней. Вследствие этого образуются компенсационные зазоры Д, через которые рабочие. полости главного цилиндра сообщаются с бачком.
Под действием усилия при нажатии на педаль тормоза происходит процесс торможения, в этом случае шток вакуумного усилителя перемещает поршень 13. Распорная втулка И отходит от стопорного винта, и уплотнительное кольцо 10 прижимается пружиной к торцу канавки. Компенсационный зазор перекрывается, и происходит разобщение полостей главного цилиндра и бачка. Дальнейшее перемещение поршня 13 в рабочей полости привода «левый передний — правый задний тормозные механизмы» создаст давление жидкости, которое через трубопроводы и шланги передаст ся к колесным цилиндрам тормозных механизмов колес. Это же усилие нажатия на педаль передается и на плавающий поршень 4% который, перемещаясь, создает давление в приводе «правый передний — левый задний тормозные механизмы».
По мере перемещения поршней увеличивается давление в рабочих полостях тормозных цилиндров. Это приводит к распира- нию колец высокого давления 10, которые сильнее прижимаются к стенкам цилиндра и к торцам канавок, что способствует лучшей герметичности поршней в полостях главного цилиндра и повышению давления в колесных тормозных цилиндрах. Давление в системе гидравлического привода тормозов во многом зависит от усилия, создаваемого на педали, и может достигать значительной величины: например, при усилии на педали 200...250 Н давление тормозной жидкости может достигать 4,0...4,5 МПа.
Сдвоенные главные тормозные цилиндры автомобилей ГАЗ-3307, -3309 и -3308 «Садко* и других (рис. 17.9, б) состоят из двух корпусов 21 и 28, во внутренних полостях которых находятся первичный 15 и вторичный 20 поршни, фиксируемые болтами 30. На поршнях с помощью соединительных стержней 18 установлены головки /7, выполняющие функции уже рассмотренных на примере ВАЗ-2109 (см. рис. 17.9, а) перепускных устройств. Каждая головка включает в себя резиновое уплотнительнос кольцо 16 и манжету 29, уплотнительные кольца 27 поршня и 26 корпуса, пружину 25 головки и возвратную пружину 19 поршня. Эти детали обеспечивают герметичные соединения головок с полостями рабочих цилиндров в процессе работы гидропривода тормозов.
При расторможенном состоянии тормозных механизмов полости А и Б сообщаются с бачком 15 (см. рис. 17.8, б) благодаря тому, что между головками /7 и поршнями /5 (см. рис. 17.9, б) в обеих полостях сдвоенного цилиндра имеются зазоры. При торможении поршни 20 и 15 через клапаны 22 избыточного давления посредством перемещения толкателя создают необходимое давление жидкости в приводах соответственно переднего и заднего рабочих контуров. В этом случае поршни 15 и 20 герметично прижимаются к головкам за счет пружин 25 и уплотняющих колец 16 головок, вследствие чего полости А и Б разобщаются с питательным бачком тормозного цилиндра.
В процессе растормаживания, когда толкатель 31 отходит от поршня 15, под давлением жидкости оба поршня возвращаются в исходное положение. При этом жидкость, преодолевая сопротивление пружины 23, открывает клапан 22 и возвращается в полости цилиндра. После того как давление жидкости значительно снизилось, пружина 23 прижимает клапан 22 к корпусу, края которого закрывают отверстия В, и в приводах сохраняется небольшое избыточное давление. Клапан избыточного давления состоит из резинового корпуса с пружиной 23 и металлического диска с шестью отверстиями В. При торможении жидкость, пройдя через отверстия В, под давлением отгибает края резинового корпуса и поступает в приводы тормозных механизмов. При отказе контура привода задних колес первичный поршень /5 через соединительный стержень 18 и упор приводит в движение вторичный поршень 20, который подает жидкость в контур привода передних колес. При выходе из строя контура привода передних колес вторичный поршень 20 движется вхолостую до соприкосновения соединительного стержня с упором 24; при этом работа тормозного привода контура задних колес происходит без нарушения давления. При исправной работе контуров гидропривода давление в обеих рабочих полостях возрастает равномерно благодаря тому, что перемещение поршня 20 происходит под действием перепада давлений, который устраняется тем, что поршни имеют плавающие головки.
I I ДлпииОм!
Двухконтурный гидравлический привод тормозов
Категория:
Рулевое управление и тормозная система
Двухконтурный гидравлический привод тормозов
В автомобилях ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-2140» применен двухконтурный гидравлический привод тормозов. У автомобиля ВАЗ-2101 передние и задние колеса имеют независимые гидравлические приводы тормозов от сдвоенного главного цилиндра. У автомобиля «Москвич-2140» один контур воздействует при помощи малых цилиндров на все колеса, а второй — на дисковые тормоза передних колес, которые для этой цели оснащены дополнительными большими колесными тормозными цилиндрами. При выходе из строя одного из контуров другой обеспечивает работу тормозов.
На автомобилях установлены также регуляторы изменения давления жидкости в задних колесных тормозных цилиндрах в зависимости от нагрузки, приходящейся на эти колеса. Необходимость подобной регулировки объясняется следующим. При торможении автомобиля, как известно, происходит перераспределение нагрузки: задняя часть кузова приподнимается, и нагрузка на задние колеса уменьшается. Это может вызвать при постоянном соотношении тормозных сил на передних и задних колесах блокировку колес заднего моста (движение юзом) и занос задней части автомобиля.
У автомобиля «Москвич-2140» тормозная система оснащена вакуумным усилителем, объединенным в блоке со сдвоенным главным цилиндром.
Сдвоенный (тандемный) цилиндр и регулятор давления автомобилей «Жигули» работают следующим образом. Перемещающиеся внутри чугунного корпуса цилиндра (рис. 207) поршни выталкивают жидкость по стальным омедненным трубкам соответственно к задним и передним колесным тормозным цилиндрам. В поршнях сделаны пазы для жидкости и для установочных болтов, ограничивающих перемещение поршней. Поршни имеют возвратные пружины, а также уплотнительные манжеты. На задний торец главного цилиндра надет резиновый чехол, защищающий его от пыли и грязи.
При отпущенной педали тормоза поршни пружинами отводятся в заднее положение; при этом манжета не соприкасается с поршнем, так как упирается в распорное кольцо, закрепленное установочным болтом. Между поршнем, манжетой и распорным кольцом образуется лабиринт, по которому жидкость из отверстия Г через отверстие Ж заполняет полость между поршнем и уплотнительной манжетой. Аналогично заполняется и левая секция цилиндра.
В процессе торможения под действием толкателя поршень перемещается влево и соприкасается с манжетой, которую прижимает к поршню пружина, упирающаяся другим концом в тарелку. Вследствие этого кольцевая щель закрывается, сообщение с питательным бачком через отверстие Г прекращается, свободный ход поршня заканчивается и давление жидкости перед поршнем возрастает.
Рис. 1. Сдвоенный главный тормозной цилиндр автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули»
Рис. 2. Регулятор давления задних колес автомобилей «Жигули»:
При неисправности привода тормозов задних колес и утечке жидкости из передней полости Е цилиндра поршень «проваливается», сжимая пружину. Дойдя до установочного болта, поршень останавливается, а поршнем жидкость подается только к тормозам передних колес. Эффективность действия передних тормозов не изменяется. В случае повреждения привода тормозов передних колес поршень сжимает пружину и, действуя как удлинитель толкателя, перемещает поршень. При этом жидкость подается только к тормозам задних колес.
На кронштейне кузова установлен корпус регулятора давления, связанный с балкой заднего моста тягой и торсионным рычагом. Положение регулятора можно изменять, перемещая болт в пазу кронштейна. Из главного цилиндра жидкость вначале поступает в регулятор давления, а из него уже к колесным цилиндрам задних колес. Таким образом, регулятор давления работает как ограничительный клапан, отсекающий подачу тормозной жидкости к тормозам задних колес.
В зависим(эсти от расстояния между кузовом и балкой заднего моста торсионный рычаг оказывает различное воздействие на поршень-клапан регулятора, увеличивая давление при сближении заднего моста с кузовом и уменьшая давление при их расхождении.
В верхней части ступенчатой расточки в корпусе регулятора давления размещены детали клапана. Поршень-клапан имеет грибовидную форму. Площадь его верхней головки диаметром Дх больше площади хвостовика диаметром Д2, поэтому по мере возрастания давления возникающая гидростатическая сила стремится опустить поршень вниз, а подпирающий его конец торсионного рычага и пружина этому препятствуют. Чем больше расстояние между задней частью кузова и балкой заднего моста, тем выше торсионный рычаг стремится подня1ъ поршень. В этот момент жидкость подается в колесные тормозные цилиндры под более высоким давлением из главного цилиндра, что соответствует увеличенной нагрузке на задний мост. Жидкость через отверстие Б поступает из главного цилиндра в полость А регулятора давления. Заполнив кольцевые зазоры вокруг хвостовика и головки поршня, а также полость В, жидкость через отверстие Г поступает к тормозным цилиндрам задних колес.
При торможении, когда кузов приподнимается над задним мостом и нагрузка на задние колеса резко снизится, поршень под давлением жидкости опустится вниз до соприкосновения с резиновым кольцом и подача жидкости к цилиндрам прекратится. Таким образом, давление жидкости в колесных тормозных цилиндрах регулируют в зависимости от нагрузки на колеса, причем параметры регулятора подбирают с таким расчетом, чтобы давление жидкости не создавало такой силы, при которой происходит блокировка колес.
Категория: - Рулевое управление и тормозная система
Тормозные системы большинства легковых автомобилей состоят из рабочей тормозной системы, стояночной тормозной системы, запасной тормозной системы.
Рабочая тормозная система включает в себя:• тормозной привод;• тормозные механизмы;
• усилитель тормозного привода.
Тормозной привод легковых автомобилей гидравлический двухконтурный.Контуры могут быть следующими:• два передних колеса и два задних;• диагональный — переднее левое, правое заднее колесо и переднее правое, заднее левое;• большой и малый — передние и задние колеса и только передние;
• L-образный — два передних колеса, правое заднее и два передних колеса, левое заднее.
Тормозной привод включает в себя тормозную педаль, главный цилиндр, трубопроводы, регулятор давления (регулятор тормозных сил), колесные рабочие тормозные цилиндры.Тормозные механизмы задних колес — барабан но-колодочного типа, передних колес — дисковые.
Усилитель тормозного привода вакуумный.
Стояночная тормозная система включает в себя тормозной привод и тормозные механизмы.Тормозной привод состоит из рычага управления с рукояткой и кнопкой, кронштейна с зубчатым сектором и собачкой, тяги рычага, уравнительного рычага, троса с направляющей, регулировочного эксцентрика, приводного рычага колодок, выключателя контрольной лампы.В качестве тормозных механизмов используются тормозные механизмы рабочей тормозной системы задних колес.
Запасная тормозная система — используется один из контуров рабочей тормозной системы и стояночная тормозная система.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453