Что мы знаем о тормозной системе автомобиля? Для обыденного человека ответить ничего, кроме предназначения в виде периодического снижения скорости движения. А вот автомеханик поведает намного больше. В современных транспортных средствах особое внимание уделяется системе безопасности — тормозам. Машины становятся быстрые, красивые, динамичные, приёмисты, требуют больше внимания при вождении.
«Главное не формы, а содержание». Крылатая фраза давно знакома многим. В данном случае применительно к тому, что от качества компонентов зависит безопасность. Развитие инженерных технологий привело к установке керамических тормозных суппортов. Это позволило продлить срок эксплуатации, сократить путь остановки за счёт способности выдерживать критические температуры и экстремальные нагрузки. Участники дорожного движения, пешеходы чувствуют себя уверенней. Но особое внимание уделяется «движущей силе», которая втискает керамические колодки в металлический обод – тормозной жидкости. О последней поговорим подробнее.
Задать вопрос о происхождении слова DOT. Преобладающее большинство автолюбителей не даст верного ответа. Корни уходят далеко в США, Департамент транспорта. Ничего проще «американцы» придумать не могли, как назвать разработку DOT — Department of transport.
Тормозная жидкость (далее ТЖ) – специальная химическая основа из нефтепродуктов, предназначенная для передачи механического давления от цилиндра к колодкам. За столь длительную «жизнь», в продаже появилось модификации, разновидности: DOT — DOT 5.1. На рынке представлена продукция отечественного и иностранного производителя Росдот и DOT, соответственно. Стандартизация смазок идентичная, разница в стоимости, модификациях компонентов.
Химические и физические свойства:
Совет: Можно ли смешивать между собой? Все классы совместимы между собой. Но следует знать одно правило, высший класс можно смешивать с низшим, наоборот – нет. К примеру, в DOT 3 можно долить 4 и 5 класс. Смешивание наоборот приведёт к выходу системы со строя, профилактикой, ремонтом. Известны случаи заклинивания механизмов. Не рискуйте, и не пытайтесь перехитрить судьбу. Помните, что каждый водитель в ответе за жизнь пассажиров.
Отечественный продукт чаще всего встречается в маркировке DOT 4. Соответствует требованиям и стандартам ТУ 2451-004-36732629-99. В составе различные компоненты, среди которых полиэфиры, антикоррозионные присадки, абсорбенты. Инженеры сумели довести показатели кипения до максимальных: 260°С в сухом виде, 170°С в мокром. В данном контексте следует понимать новую смазку и проработанную некоторое время в системе. Тормозная жидкость ДОТ 4 способна полноценно работать в таком диапазоне температур: от — 45°С до +55°С.
Зачастую на прилавках встречается модификация РОСА-2С. Многих владельцев она вводит в недоумение. Не стоит бояться, это не подделка. Всего лишь вариант для Крайнего Севера. Кто сталкивался, тот знает, как оно там «тепло». Производитель разливает продукцию в ёмкости объёмами 0,455л./0,910л./20л./50л./216л. Средняя цена от 150 рублей за пол-литра.
Помимо вышеперечисленных вариантов, встречаются «Томь», «Нева». Также отечественные ТЖ. Учитывая то, что они разрабатывались по технологиям и стандартам бывшего СССР, смешивать с пятым классом категорически запрещено вообще.
Согласно данным официального производителя, срок использования составляет три года с момента покупки. Обязательно следует смотреть маркировку на фронтальной части полиэтиленовой упаковки. Просить предоставить сертификат качества на ТЖ у продавца-консультанта. Для посредников: хранить только в тёмном месте, без прямого попадания лучей солнца. Крышка должна быть плотно завинчена, наклейка припаяна к горловине. Промыть обильным количеством воды при попадании ни кожу.
Характеристика DOT четвёртого поколения:
Приобрети продукцию можно в специализированных автомагазинах, салонах, авторынке. В любой точке продаж будьте особо внимательны, остерегайтесь подделок. От качества содержимого зависит жизнь водителя и пассажира (-ов).
Средний моторесурс составляет 15-20 тыс. км. пробега. Но, в зависимости от условий эксплуатации, стиля и манеры вождения, длительность может быть изменена в ту или иную сторону. Конкретный срок следует смотреть в инструкции по использованию транспортного средства. В иномарках проверка и замена осуществляется на третьем ТО. Послегарантийное обслуживание проводится спустя 12 – 15 тыс. км. пробега.
Ничего сложного в тормозной системе вовсе нет. Залить новую жидкость можно своими силами, без поездки в сервис. Необходимо:
После завершения процедуры обязательно прокачайте тормоз перед началом движения. Категорически запрещён выезд без прокачки. Вероятность неработоспособности тормозов высока. Убедившись в исправности можно приступать к движению.
В завершение, хочется ещё раз напомнить владельцам о необходимости покупки оригинальных продуктов, сертифицированных на отечественном и мировом рынке. Только так можно быть уверенным в «завтрашнем дне». Опытные автомобилисты рекомендуют, независимо от марки авто, раз в неделю проверять уровень масла, охлаждающей и тормозной жидкости в расширительных бачках. При нехватке обязательно долейте. Успехов вам. Будьте осторожны на дорогах, уважайте встречного участника дорожного движения.
Автор: Максименко Игорь
Стремительное увеличение количества автомобильного транспорта на городских улицах носит не только положительные, но и отрицательные моменты. Среди прочих проблем: повышенная аварийность, систематические заторы, увеличение выбросов оксида свинца в атмосферу, продажа квартир вблизи проезжих частей. Но, это не самое главное. Если суммировать вышеупомянутое, выплывает одна составляющая – незапланированные расходы на автомобиль. Стирание накладок тормозных колодок, перерасход топлива, задымление, ДТП, и не только. Ежегодная официальная статистика гласит, что порядка 60 % аварийных ситуаций случаются по вине водителя, превысившего скоростной режим. О том, как уберечь себя во время езды, свести к минимуму столкновение, что следует заливать в систему, поговорим ниже.
За безопасность движения, своевременную остановку, в автомобиле отвечает система торможения (далее — СТ). В зависимости от типа транспортного средства, количество может быть 3 или 4:
Чем быстрее будет сжат тормозной диск, тем скорее остановится машина. Сжимается диск специальными колодками с керамическим или иным покрытием. Колодки приводит в действие гидравлическая система с помощью педали ножного тормоза.
Особого внимания заслуживает жидкость, способная выдерживать такое давление, не менять молекулярный состав при этом, иметь длительный ресурс эксплуатации. Она носит название – тормозная жидкость (далее — ТЖ). Разработано множество вариантов, составов, модификаций ТЖ. В каждой стране она называется по-разному. Для нас привычнее называть просто, тормозная или DOT. Всем понятно, особенно автомобилистам. Смазка должна обладать:
Часто на авторынках можно услышать от продавцов тормозная жидкость ДОТ 4. Какая лучше, какая хуже, вопрос риторический. Однозначного ответа нет. Всё потому, что для каждого автомобиля предъявляются свои требования. Под эти нормы выбирается продукт. Всего насчитывается пять поколений DOT: 1, 2, 3, 4, 5. Первые три группы используются для техники с барабанным типом колодок. Четвёртый вариант универсальный и самый распространённый. Пятый – для спорткаров и гоночных авто.
Ситуация намного проще, чем у иностранного производителя. Нашему водителю представлено всего несколько вариантов, среди которых:
Как такового «графика» не существует. Но, обязательная замена в случае проведения ремонтных работ, когда смазка произвольно изменила окрас, случаев вытекания. А вообще существует в продаже тестер, которым измеряют точку кипения, исходя из результатов, принимают решение о смене.
Опять-таки в легковом типе строение одно, в грузовом — иное, в карьерной технике – третье.
Педаль передаёт механическое давление на гидроцилиндр. Последний формирует давление, подаёт жидкость по каналам к тормозному цилиндру по контуру. Рабочие цилиндры приводятся в движение, выталкивая колодки. Зажимается диск, авто останавливается. Давление распределяется по диагонали всегда. Схема: левое переднее – заднее правое, правое переднее – заднее левое. Так и только так. Это делается для исключения вероятности заноса автомобиля во время нажатия на педаль.
Обязательно перед покупкой просмотрите, прочтите все надписи на рекламной этикетке, маркировки, аббревиатуры. Последнее время, для упрощения выбора, многие производители прямо указывают тип транспортного средства для заливки. Не знаете какой класс выбрать – прочтите технические характеристики с инструкции по эксплуатации. Производитель всегда указывает минимальный, наинизший показатель для использования. Но, не следует считать буквально, что DOT 6 будет самым лучшим. Наоборот, навредит.
Будьте внимательны. Всегда следуйте букве инструкции. Водите автомобиль аккуратно, не спеша. Недаром говорят: тише едешь, дальше будешь. Удачи вам. Всего хорошего.
Автор: Максименко Игорь
Дата публикации: 01 мая 2016.
Безопасное управление автотранспортным средством невозможно, если его тормозная система работает с перебоями. Этот узел требует повышенного внимания, так как он напрямую отвечает за безопасность, как пассажиров, так и самого водителя. В связи с этим важно своевременно заменять тормозную жидкость, которая должна быть надлежащего качества и срока годности.
Сегодня на авторынках и в специализированных магазинах представлен широкий выбор самых различных марок жидкостей для тормозной системы. Самыми популярными из них считаются Castrol и Mobil, но и среди бюджетных вариантов попадаются достойные составы, обладающие отличными характеристиками, например: rosDOT или SuperDOT.
Все «дотовские» жидкости делятся на несколько типов: ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5. Каждый из этих составов обладает своими характеристиками и может использоваться только с определенными типами машин. Но, прежде чем разобрать состав тормозной жидкости ДОТ 4 и 3, стоит сказать несколько слов об общих характеристиках всех жидкостей для тормозной системы авто.
Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых – это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.
Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток – высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.
Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость – гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.
Какие элементы включены в тормозные жидкости, их свойства, маркировка – на все эти параметры нужно обращать внимание при покупке того или иного состава. Поэтому стоит узнать побольше о классификации «дотовксих» составов.
Первоначально аббревиатура DOT выглядела как USDOT и обозначала United States Department of Transportation, что переводится как Департамент транспорта США. Как вы уже догадались, это учреждение отвечает за безопасность автотранспортных средств. Этот же Департамент и создал спецификацию требований и свойств тормозных жидкостей, а также разделил несколько стандартов FMVSS №116 и присвоил им название ДОТ. Это означает что ДОТ это не название жидкости, а международный стандарт, согласно которому производителем этого продукта может быть любая фирма.
Интересно! Такие международные стандарты, как SAE J 1703 и ISO 4925, появились намного позднее.
Исходя из этого, появились следующие составы:
Эта тормозная жидкость основой, которой являются простейшие соединения гликолей (полиэтиленгликоль и полиэфиры), в связи с этим ее стоимость на порядок ниже. Это, конечно же, обеспечивает ДОТ 3 большую популярность среди автолюбителей. Как и все жидкости, изготавливаемые на основе гликолей, составы этого класса очень быстро поглощают влагу, в связи с чем, их температура кипения со временем понижается. Из-за этого ДОТ 3 не отличается долгим сроком службы, и менять такую «тормозуху» придется каждые 2 года.
Полезно! Жидкости DOT 3 несовместимы с натуральной резиной, из которой довольно часто изготавливаются тормозные прокладки. Кроме этого, составы агрессивны к лакокрасочным покрытиям.
Также стоит отметить что вязкость таких жидкостей составляет не так много – 1500 мм2/с при -40 градусах. Составы ДОТ 3 используются для тормозных систем автомобилей, на которых установлены барабанные тормоза. Также жидкость подойдет для дисковых тормозов, расположенных на передних колесах.
Жидкости DOT 4 обладают лучшими характеристиками. Кроме гликолей, в них содержится борная кислота, благодаря которой излишки влаги в составе нейтрализуются. Это означает, что температура кипения у ДОТ 4 отличается стабильностью и не понижается в процессе эксплуатации автомобиля. Однако вязкость у этого состава самая высокая среди других «дотов». Поэтому сказать она лучшая нельзя. К тому же срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 также не превышает 2 лет. Помимо этого, состав этого класса тоже проявляет себя агрессивно по отношению к краске.
Полезно! На полках отечественных магазинов можно встретить составы с маркировкой ДОТ 4,5 или ДОТ 4+. В американской системе таких классификаций нет, поэтому будьте осторожны.
Тем не менее, тормозная жидкость дот 4, технические характеристики которой не идеальны, пользуется большим спросом у владельцев автомобилей, оснащенных дисковыми тормозами.
Если говорить о том, тормозная жидкость – какая лучше, то самой долговечной считается «дотовский» состав DOT 5. Дело в том, что она изготавливается на основе силикона, который отличается своей слабой гигроскопичностью. Благодаря этому срок службы ДОТ 5 составляет 4-5 лет. Остальные характеристики жидкости также приближены к идеальным. Среди преимуществ стоит упомянуть стабильную вязкость, высокую температуру кипения и многое другое. Помимо этого, состав отталкивает влагу и ведет себя нейтрально по отношению к резиновым элементам или лакокрасочным покрытиям.
Но, в каждой бочке найдется-таки ложка дегтя. Способность отталкивать лишнюю воду придется отнести к недостаткам ДОТ 5, так как излишки влаги не смешиваются с жидкостью, а постепенно накапливаются в нижних отделах тормозной системы. В результате образовавшийся водяной «апединкс» замерзает зимой и мешает работе системы. Еще одна проблема DOT 5 – это высокая степень аэрации, то есть насыщение воздухом. Именно поэтому такие жидкости категорически запрещено использовать для автомобилей с ABS. Ну а для тех, кто, как назло, являются хозяевами именно таких машин, был разработан специальный состав.
Жидкости этого класса изготовлены на основе гликолей, но, помимо этого, в них содержится большое количество дополнительных присадок. Благодаря этому ДОТ 5.1 отличается высокой температурой кипения, низкой вязкостью и нейтральностью к резиновым прокладкам. Однако краску такие составы все же разъедают.
Такие тормозные жидкости свободно циркулируют по системе, улучшая работу самих тормозов. Благодаря этим свойствам составы DOT 5.1 используются для гоночных машин, спорткаров и мотоциклов. Срок службы такой жидкости составляет 3-4 года.
С появлением всех этих классификаций возникает вполне закономерный вопрос – а что будет если смешать разные классы жидкостей?
Сразу стоит сказать, что тормозная жидкость, состав которой рассчитан на АБС, ни при каких обстоятельствах не должна смешиваться с другими «дотами». Активные присадки в ДОТ 5.1 не предусмотрены для работы с жидкостями других типов. Поэтому не допускается смешивания даже DOT 5 с DOT 5.1/ABS. Различный по химическому составу элементы и остальные компоненты, смешавшись, создадут непредсказуемый коктейль, которые не приведет ни к чему хорошему.
Смешивать гликолевые жидкости с силиконовыми также не рекомендуется. Под действием химических реакций вы получите состав, который не будет отвечать существующим требованиям.
Единственные два состава, которые ведут себя «дружелюбно» это ДОТ 3 и ДОТ 4, их можно смешивать. Однако и тут есть одна немаловажная особенность. Жидкость высшего класса должна быть добавлена в состав классом ниже. Соответственно добавлять рекомендуется ДОТ 4 в ДОТ 3. Благодаря этому вы улучшите характеристики первоначальной жидкости залитой в систему. Однако если вы нарушите это правило – ничего страшного не произойдет.
Так как в основном тормозная жидкость обладает свойствами впитывать влагу, то при покупке состава обязательно необходимо обратить внимание на упаковку. Она должна быть целой, без заломов и повреждений. Лучше всего приобретать жидкости, которые продаются в бутылках с дополнительной защитой от вскрытия, либо это могут быть флаконы с горлышками, запечатанными фольгой.
Исправность тормозной системы автомобиля влияет на безопасность его водителя и пассажиров. Сегодняшняя статья раскроет тему выбора тормозной жидкости. Будет идти речь о том, что такое ДОТ 4, какой продукт из представленных на рынке лучше использовать и что учитывать во время выбора.
ДОТ – это сокращенное название транспортного департамента США, который занимается вопросами безопасного использования различных транспортных средств. Именно специалисты этого департамента создали определенные требования к жидкостям, использующимся в тормозных системах автомобилей. В итоге получился международный стандарт. Со временем была создана следующая классификация:
В основе жидкостей класса ДОТ-3 и ДОТ-4 лежит полиэтиленгликоль и полиэфиры борной кислоты. А вот DOT-5 – это тормозная жидкость на основе силикона. Кроме этих базовых составляющих, в продуктах разных компаний используются дополнительные присадки, поэтому точный состав обычно не раскрывают.
Недавно мы писали о том, какие тормозные колодки лучше выбрать. Информация весьма полезная – https://avtopub.com/kakie-tormoznyie-kolodki-luchshe-postavit-na-mashinu/
Вопрос взаимозаменяемости тормозных жидкостей разных групп достаточно актуален. Мы советуем придерживаться рекомендаций производителя конкретного автомобиля. Также информация о совместимости обычно представлена на этикетке продукта.
Внимания заслуживает тот момент, что жидкости класса DOT 5.1/ABS не рекомендуется смешивать с другими продуктами.
Перейдём к обзору основных тормозных жидкостей ДОТ 4 на рынке, что поможет выбрать лучший вариант.
Мы сделали обзор наиболее известных и популярных продуктов на рынке. Не стоит думать, что зарубежные тормозные жидкости однозначно лучше российских, поскольку цена действительно отличается, а вот качество может вызывать сомнения.
По официальным данным, эта тормозная жидкость в сухом виде закипает при температуре 240°C, а в увлажненном – при 170°C. Это вполне подходит большинству водителей. Преимуществами этого продукта стали высокое качество, стабильная работа и низкая цена.
Одна из особенностей – почти полное отсутствие подделок “Лукойл ДОТ-4”, что свидетельствует о высоком уровне защиты. Очень достойный вариант для покупки, но мы рассмотрим и другие популярные средства.
Это продукт российской компании “Тосол-синтез”. Температура кипения достигает 255°C, но уже через 12 месяцев после начала использования этот показатель составляет всего 100°C. Низкие температуры не влияют на вязкость жидкости. Она пользуется стабильным спросом в РФ и других странах СНГ. По обещаниям разработчиков, она обеспечивает хорошую защиту от коррозионных процессов.
Преимущества:
Недостатки:
Производитель SINTEC также успел хорошо зарекомендовать себя в России. Отметим, что это наиболее доступный продукт на рынке. Хотя ассортимент жидкостей весьма широкий, их не рекомендуют использовать на премиальных автомобилях. Производство осуществляется в Московской области.
Температура кипения продукта равна 240°C, после 12 месяцев использования она падает до 150°C. При низких температурах вязкость СИНТЕК Супер ДОТ 4 не меняется в течение 24 месяцев эксплуатации. Причина неоднозначности отзывов о SINTEC Super ДОТ 4 в том, что качество продукта очень сильно зависит от партии.
Преимущества:
Недостатки:
Тормозная жидкость Феликс ДОТ 4 может применяться и в тормозах, и в сцеплении. Продукт содержит комплект присадок, которые обеспечивают надежную защиту деталей и механизмов от негативного воздействия коррозии и преждевременного износа.
Состав закипает при температуре 230°C, а её вязкость при падении температуры до -40°C составляет изначальные 1800. При этом, как и многие другие жидкости, она постепенно теряет свои свойства после 12 месяцев активного использования.
Преимущества:
Недостатки:
Изучая мнение многих водителей в Интернете о том, какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше, мы встретили хорошие отзывы о продуктах иностранных брендов. Качество обычно достаточно хорошее, но цена может разочаровать.
Долго писать об этом производителе не будем, так как он хорошо известен на автомобильном рынке. Разработка этой компании имеет температуру кипения 230°C, но через год это число падает до 155°C. Поэтому существенной разницы между ней и российскими аналогами фактически нет. Эксперты отмечают существенный рост вязкости этого продукта при падении температуры воздуха, поэтому его не стоит применять жителям северной части РФ.
Преимущества:
Недостатки:
Кастрол ДОТ 4 – один из лучших продуктов на рынке в сегменте тормозных жидкостей. Он отлично подходит даже для использования в экстремальных условиях. Вязкость не меняется даже, когда на улице -40°C. Заявленная температура кипения равна 265°C, причем эти показатели сохраняются на протяжении всего срока службы (24 мес.).
Преимущества:
Недостатки:
Эта компания также известна своими качественными разработками и доступностью. На протяжении первого года использования температура кипения БОШ ДОТ 4 равна 230°C, но затем падает до 160°C. Вязкость при этом остается на изначальном уровне. Именно стабильная вязкость позволяет применять этот продукт на севере РФ.
Преимущества:
Недостатки:
Выбирать тормозную жидкость необходимо с учетом стиля езды. Если вы предпочитаете агрессивный стиль, советуем остановиться на Castrol ДОТ 4. А вот российские продукты станут хорошим решением для умеренного стиля вождения. Уделите достаточно внимания вопросу вязкости, поскольку автомобили в России используются в непростых климатических условиях. Обеспечить стабильную работу тормозной системы автомобиля сможет разработка компании Liqui Moly. Она защитит элементы от износа и коррозионных процессов.
Мы рекомендуем учитывать требования производителя автомобиля. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации. Там вы встретите лишь данные о подходящем классе жидкости. Итоговое решение зависит от стоимости, стиля езды и отзывов других пользователей.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453