С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Устройство однодискового сцепления


Устройство и работа однодисковых сцеплений с периферийными пружинами

Категория:

   Устройство автомобиля

Устройство и работа однодисковых сцеплений с периферийными пружинами

Сцепление автомобиля ГАЗ-53А. На автомобиле ГАЗ-53А установлено одно-дисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами, механическим приводом его выключения и гасителем крутильных колебаний. Ведущую часть сцепления составляют маховик, кожух и нажимной диск. Крутящий момент от маховика двигателя передается через болты крепления кожуху сцепления. В три прямоугольные прорези плотно входят обработанные приливы чугунного нажимного диска, передающие вращение от маховика через кожух нажимному диску сцепления.

Ведомой частью сцепления является ведомый диск. Ступица ведомого диска надета на шлицы первичного вала коробки передач, через которые крутящий момент от двигателя передается трансмиссии автомобиля. С ведомым диском ступица соединена пружинами и пальцами-ограничителями. Опорой для переднего конца первичного вала служит шарикоподшипник, расположенный в выточке фланца коленчатого вала. Тонкий стальной ведомый диск сцепления сделан разрезным. С обеих сторон к нему приклепаны кольцевые фрикционные накладки из прессованной асбестовой крошки для увеличения трения между дисками при включенном сцеплении.

Сцепление должно плавно включаться при постепенном отпускании педали, поэтому его ведомый диск состоит из стального диска и шести приклепанных к нему волнистых пружинных пластин. Одна из фрикционных накладок (передняя) приклепана непосредственно к диску, а другая (задняя) — к пластинам. При включении сцепления пружинные пластины постепенно выпрямляются и сила трения между ведомым диском и рабочими поверхностями ведущего диска и маховика плавно увеличивается.

Рис. 1. Сцепления: а — сцепление автомобиля ГАЗ-53А; б — привод сцепления автомобиля ГАЗ-66; А — компенсационное отверстие; Б — перепускное отверстие; 1 — маховик; 2 — картер сцепления; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 и 6 — подшипники; 7 — масленка; 8 — опорная вилка; 9 — регулировочная гайка; 10 — кожух сцепления; 11 — рычаг выключения сцепления; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — подшипник; 14 — шаровой палец; 15 — нажимная пружина; 16 — регулировочная тяга; 17 — рычаг привода; 18 — кронштейн педалей сцепления и тормоза; 19 — пружина педали сцепления; 20 — валик педалей сцепления и тормоза; 21 — педаль сцепления; 22 — вилка выключения сцепления; 23 — пружина вилки выключения сцепления; 24 — палец-ограничитель; 25 — ступица ведомого диска; 26 — пружина гасителя крутильных колебаний; 27 — передний кронштейн; 28 — пробка; 29 — главный цилиндр; 30 — защитный колпак; 31 — задний кронштейн; 32 — эксцентриковый болт; 33 — промежуточный рычаг; 34 — тяга; 35 — толкатель; 36 — поршень; 37 — манжета; 38 — оттяжная пружина; 39 и 41 — металлические трубки; 40 и 42 — гибкие шланги; 43 резиновый колпачок; 44 — поршень; 45 — рабочий цилиндр; 46 — толкатель

Ведомый диск зажат между ведущим диском и шлифованной поверхностью маховика при помощи двенадцати пружин, под которые со стороны ведущего диска подложены теплоизоляционные шайбы. Назначение этих шайб — предотвратить уменьшение упругости пружин при их нагреве в случае пробуксовки дисков. Отбортовки отверстий кожуха и цилиндрические бобышки ведущего диска центрированы пружинами.

Три рычага выключения сцепления установлены в опорных вилках на осях, вращающихся в игольчатых подшипниках. Опорные вилки шарнирно закреплены в кожухе на пружинах регулировочными гайками с конусной поверхностью. Шарнирное крепление вилок рычагов к кожуху сцепления объясняется тем, что при включении сцепления опорной вилке вместе с рычагом приходится смещаться, так как верхний конец рычага перемещается по прямой линии вместе с приливом нажимного диска, В картере сцепления закреплен шаровой палец, на котором установлена вилка выключения сцепления. К раме прикреплен кронштейн, в котором на втулках установлен валик педали сцепления. При выключении сцепления водитель нажимает ногой на педаль, которая через рычаг привода и регулировочную тягу вилкой выключения сцепления перемещает вперед муфту. Последняя нажимает через подшипник на внутренние концы рычагов, отводящих нажимной диск от ведомого диска. Вследствие этого прекращается передача крутящего момента от двигателя к коробке передач, а нога водителя воспринимает силу сжатых пружин.

Шарикоподшипник муфты выключения сцепления служит для уменьшения трения и износа рычагов. При включении сцепления переднее кольцо подшипника вращается вместе с рычагами. Момент трения в гасителе создается стальными регулировочными шайбами и фрикционными паронитовыми кольцами. Масленка колпачкового типа, установленная в картере сцепления, служит для смазки муфты выключения сцепления и ее шарикоподшипника. При повороте колпачка масло из масленки поступает к муфте по гибкому шлангу.

Для полного включения сцепления необходимо, чтобы зазор между торцом шарикоподшипника муфты и головками рычагов во включенном сцеплении был равен 3—4 мм. Зазор регулируют, изменяя длину тяги регулировочной гайкой. Все детали сцепления расположены внутри алюминиевого литого картера, нижняя съемная половина которого изготовлена из стали.

Сцепление автомобиля ГАЗ-66. От сцепления автомобиля ГАЗ-53А данное сцепление отличается наличием гидропривода механизма его выключения. Педаль сцепления, главный цилиндр с рычагами и тягами составляют отдельный блок, прикрепляемый болтами к кабине водителя. Тягой педаль сцепления, удерживаемая в крайнем заднем положении пружиной, соединена с рычагом. К рычагу регулировочным эксцентриковым болтом прикреплен толкатель главного цилиндра, выполненного в одной отливке с главным цилиндром тормозной системы. Оба цилиндра имеют общий резервуар для рабочей жидкости, однако нижняя часть резервуара разделена ребром на две части, чтобы неисправность одной системы не влияла на работу другой.

Внутренняя пружина цилиндра постоянно отжимает поршень с внутренней и внешней манжетами в крайнее заднее положение, ограничиваемое крышкой главного цилиндра. Между поршнем и внутренней манжетой установлена стальная шайба, предотвращающая «заплывы» манжеты в перепускные отверстия головки поршня. Резервуар компенсационным отверстием А соединен с рабочей частью, а перепускным отверстием Б — с нерабочей частью цилиндра. Трубопроводами, и гибкими шлангами главный цилиндр соединен с рабочим цилиндром. В корпусе рабочего цилиндра, закрепленного на картере сцепления, находится поршень с уплотнитель-ной манжетой. Пружина постоянно отжимает вилку выключения сцепления, толкатель и поршень в крайние передние положения.

При нажатии на педаль сцепления усилие передается поршню главного цилиндра через тягу, рычаг и толкатель. Поршень, перемещаясь вперед и перекрывая компенсационное отверстие А, вытесняет жидкость в рабочий цилиндр. Поршень рабочего цилиндра через толкатель воздействует на внешний конец вилки выключения, повертывая ее вокруг шаровой опоры. Внутренний конец вилки через муфту выключения сцепления и отжимные рычаги отводит нажимный диск, выключая сцепление. При отпускании педали сцепления под действием пружины поршень главного цилиндра возвращается в исходное положение, причем в его рабочей полости создается разрежение. Жидкость из резервуара через перепускное отверстие Б и отверстия в головке поршня перетекает в рабочую полость цилиндра, отжимая стальную шайбу и кромку внутренней манжеты. Когда под действием пружин сцепления все детали вернутся в исходное положение и произойдет включение сцепления, жидкость из рабочего цилиндра вытеснится в главный цилиндр, а ее излишки через компенсационное отверстие А поступят в резервуар.

Рис. 2. Однодисковое сцепление автомобиля ЗИЛ-130: а — общий вид; б — втулка с пластиной; 1— нажимной диск; 2 и 19 — пластины; 3 — картер; 4 — пружина; 5 — кожух; 6 — упорный шарикоподшипник; 7 и 10 — вилки; 8 — рычаг выключения сцепления; 9 — гайка; 11 и 12 — оси; 13 — игольчатый подшипник; 14 — ведомый диск; 15 — ступица; 16 — пружина гасителя крутильных колебаний; 17 соединительный болт; 18 — втулка

В правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра равен 0,5— 1,5 мм, а между подшипником муфты выключения сцепления и концами выключающих рычагов 2 мм. Свободный ход конца выключающей вилки в этом случае составляет 2,5—3 мм, а свободный ход педали 30—37 мм.

Сцепление автомобиля ЗИЛ-130. Устанавливаемое на автомобиле ЗИЛ-130 сцепление аналогично сцеплению автомобиля ГАЭ-53А, но отличается числом рычагов выключения (четыре) и нажимных пружин (шестнадцать). Кроме того, передача крутящего момента от кожуха к нажимному диску осуществлена через четыре пары пружинных пластин. Каждая пара пластин одним концом приклепана к кожуху, а другим соединена с нажимным диском болтом (рис. 117, б) и специальной втулкой, имеющей прямоугольную форму в месте посадки ее в пластину. Такая конструкция при включении и выключении сцепления позволяет нажимному диску перемещаться вдоль первичного вала, в то время как кожух и нажимной диск жестко соединены.

Сцепление имеет гаситель крутильных колебаний с восемью пружинами, установленными в прямоугольных вырезах ведомого диска.

Реклама:
Читать далее: Устройство и работа двухдисковых сцеплений

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Назначение и общее устройство сцепления автомобиля

Сцепление служит для отсоединения двигателя от коробки передач при переключении передач, а также для плавного их соединения при трогании автомобиля с места и после включения передачи.

Действие сцепления основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями. Сцепления, применяемые на автомобилях, по форме трущихся между собой деталей называются дисковыми. По числу ведомых дисков сцепления разделяются на однодисковые и двухдисковые. Устройство однодискового сцепления показано на рисунке.

Рис. Схема устройства однодискового сцепления: 1 — коленчатый вал двигателя; 2 — ступица ведомого диска; 3 — ведомый, диск; 4 — маховик; 5 — нажимной (ведущий) диск; 6 — нажимной рычаг выключения; 7 — масленка; 8 — нажимной подшипник; 9 — коробка передач; 10 — педаль сцепления; 11 — вилка выключения; 12 — нажимная пружина; 13 — оттяжная пружина педали; 14 — фрикционные накладки; 15 — ведущий вал коробки передач

При работе двигателя и включенном сцеплении, т. е. когда педаль 10 сцепления не нажата, а ведомый диск 3 с приклепанными к нему фрикционными накладками 14 плотно зажат нажимными пружинами 12 между маховиком 4 двигателя и нажимным (ведущим) диском 5, коленчатый вал с .маховиком, нажимной диск, ведомый диск и связанный с ним через ступицу 2 ведущий вал 15 коробки передач 9 вращаются как одно целое и передают крутящий момент от двигателя коробке передач.

Для выключения сцепления, т. е. для отсоединения коробки передач от двигателя, необходимо полностью выжать педаль 10. При этом связанная с педалью системой рычагов и тяг вилка 11 подает нажимной подшипник 8 вперед, подшипник нажимает на длинные концы рычагов 6 выключения и заставляет их короткие концы отойти назад. Связанный с рычагами выключения нажимной диск 5 также отходит назад и сжимает нажимные пружины 12. Вследствие этого прекращается нажим на ведомый диск 3 и он перестает вращаться и передавать крутящий момент от двигателя коробке передач.

Как только водитель снимает ногу с педали сцепления, нажимные пружины 12, разжимаясь, передвигают нажимной диск 5 вперед. При этом ведомый диск 3, оказавшись снова зажатым между нажимным диском 5 и маховиком 4, начинает вращаться вместе с ними, сцепление вновь включается и крутящий момент от двигателя передается коробке передач.

Надежность работы сцепления при максимальной нагрузке обеспечивается достаточной силой трения между дисками. Эта сила создается нажимными пружинами и применением для ведомых дисков специальных фрикционных накладок, способствующих увеличению трения между соприкасающимися поверхностями. Работа сцепления в момент его включения и выключения связана с некоторой пробуксовкой ведомого диска, что вызывает его нагрев. Чтобы избежать чрезмерного нагрева и коробления диска вследствие нагрева, наружная часть диска делается в виде отдельных секций (рис. а).

Плавность включения сцепления достигается не только постепенным опусканием педали при включении, но и применением пружинящего ведомого диска. Упругость диска обеспечивается тем, что каждая из секций несколько изогнута. Фрикционные накладки приклепываются к такому диску так, чтобы одна из них соединилась с секциями, имеющими выгиб назад. Вследствие этого при включении сцепления изогнутые секции постепенно выпрямляются и сила трения между трущимися поверхностями возрастает плавно.

Рис. Ведомый диск сцепления: а — с радиальными разрезами на секции; б — с приклепанными пружинными пластинами; в — с волнистыми секциями; 1 — секция диска; 2 — пружинящая пластина; 3 — волнистая секция; 4 — фрикционные накладки

Чтобы увеличить плавность включения сцепления, в некоторых конструкциях сцеплений передняя фрикционная накладка приклепывается непосредственно к диску, имеющему отдельные секции, а задняя — к волнистым пружинящим пластинам, которые в свою очередь приклепаны к диску (рис. б). В других конструкциях фрикционные накладки приклепываются к упругим волнистым секциям, соединенным с диском заклепками (рис. в).

В силовой передаче автомобиля для гашения крутильных колебаний, возникающих при неравномерном вращении коленчатого вала двигателя или при резких изменениях скорости вращения валов силовой передачи, наблюдающихся во время движения по неровным дорогам, ведомый диск сцепления соединяется со своей ступицей не жестко, а через небольшие спиральные пружины. Полное выключение сцепления при нажатии на педаль обеспечивается отведением нажимного диска от маховика двигателя при помощи рычагов выключения или специальных пружин.

Передача тепла нажимным пружинам от нагревающегося во время пробуксовки нажимного диска крайне нежелательна, так как это может привести к отпуску пружин и потере ими упругости. Во избежание этого между пружинами и нажимным диском обычно ставятся теплоизолирующие шайбы.

Для охлаждения сцепления в верхней части его картера предусмотрены вентиляционные отверстия, закрытые сетками.

Выжимную муфту и ее подшипник необходимо периодически смазывать. Смазка подводится к ним через колпачковую масленку, установленную в люке картера сцепления.

Сцепление автомобиля. Часть 1

Сцепление

 Автор: p0zitiv · Published 28.03.2018 · Last modified 01.06.2018

Устройство сцепления ЗИЛ Однодисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 обеспечивает передачу крутящего момента до 41 кГм. Нажимной диск 8 в сборе с кожухом 3 крепится на маховике восемью центрирующими болтами, имеющими диаметр шейки 10,000—9,942 мм и длину шейки 12,5 мм. Крутящий момент от кожуха сцепления на ведомый диск передается через нажимной диск 8 четырьмя парами пружинных пластин 5. На нажимном диске закреплены на кронштейнах четыре рычага 30, которые, опираясь средней частью, качаются на пальцах 25, установленных в опорных вилках 27. Опорные вилки закреплены на кожухе 3 при помощи регулировочных гаек 28. Для уменьшения трения пальцы рычагов и вилок работают...

Сцепление

 Автор: p0zitiv · Published 27.03.2018 · Last modified 01.06.2018

Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, обеспечения плавного трогания автомобиля с места, разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач. Сцепление состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6; двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2. Рис. Сцепление КамАЗ: 1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — оттяжной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазки муфты; 9 — петля пружины;...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 26.10.2017

Чтобы сцепление работало надежно, необходимо периодически проверять и, если требуется, регулировать свободный ход педали сцепления. Эта регулировка на всех автомобилях производится изменением длины тяги, соединяющей рычаг на валике педали с механизмом выключения сцепления. Проверяется свободный ход педали сцепления при помощи линейки, которую при проверке ставят торцом на пол кабины. На автомобилях ЗИЛ-157, ЗИЛ-151, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150, кроме того, регулируются общий ход педали сцепления, перемещение среднего нажимного диска и положение рычагов выключения. Общий ход педали сцепления регулируется болтом, при помощи которого ограничивается величина перемещения педали сцепления. Перемещение среднего нажимного диска регулируется тремя установочными винтами 47, а положение рычагов выключения регулировочными гайками...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 26.10.2017

Неисправность Причина неисправности Способ устранения неисправности Сцепление не полностью включается (сцепление пробуксовывает) Замасливание дисков Промыть бензином накладки Отсутствует зазор между нажимным подшипником и рычагом выключения Отрегулировать свободный ход педали сцепления; при большом износе фрикционных накладок заменить накладки Ослабление или поломка нажимных пружин Заменить неисправные пружины Сцепление не полностью выключается (сцепление «ведет») Велик зазор между нажимным подшипником и рычагами выключения Отрегулировать свободный ход педали сцепления Перекос или коробление ведомого или нажимного диска, обрыв фрикционных накладок Заменить неисправные детали Нарушение установки рычагов выключения Проверить и отрегулировать положение рычагов выключения

Сцепление

 Автор: p0zitiv · Published 26.10.2017 · Last modified 01.06.2018

На автомобилях ГАЗ-69А и ГАЗ-69 установлены одинаковые однодисковые сцепления. Ведомый диск 16 представляет собой тонкий стальной диск с приклепанными к нему восемью упругими волнистыми пружинами, к которым с двух сторон приклепаны фрикционные накладки 19. Передняя фрикционная накладка приклепана к изгибам пружин, обращенным вперед, задняя — к изгибам, обращенным назад. В средней части ведомого диска по окружности расположено шесть вырезов, в которые входят пружины 11 гасителя крутильных колебаний. Диск свободно надет на ступицу 15, которая установлена на шлицах ведущего вала коробки передач. Во фланце ступицы имеются такие же шесть вырезов. С противоположной ведомому диску стороны на ступицу свободно надевается диск 18...

Сцепление

 Автор: p0zitiv · Published 26.10.2017 · Last modified 01.06.2018

Сцепление служит для отсоединения двигателя от коробки передач при переключении передач, а также для плавного их соединения при трогании автомобиля с места и после включения передачи. Действие сцепления основано на использовании сил трения, возникающих между трущимися поверхностями. Сцепления, применяемые на автомобилях, по форме трущихся между собой деталей называются дисковыми. По числу ведомых дисков сцепления разделяются на однодисковые и двухдисковые. Устройство однодискового сцепления показано на рисунке. Рис. Схема устройства однодискового сцепления: 1 — коленчатый вал двигателя; 2 — ступица ведомого диска; 3 — ведомый, диск; 4 — маховик; 5 — нажимной (ведущий) диск; 6 — нажимной рычаг выключения; 7 — масленка;...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 01.12.2015

В процессе работы в сцеплении появляются следующие дефекты: пробуксовка дисков; неполное выключение; износ фрикционных накладок; износ, коробление и трещины ведущих дисков; ослабление крепления ведомых дисков к ступице; износ рабочих поверхностей рычагов выключения; износ подшипников, валиков, втулок и соединений в приводном механизме. Пробуксовка сцепления Пробуксовка дисков сцепления может происходить от их замасливания, износа фрикционных накладок, ослабления нажимных пружин, неправильной регулировки рычагов выключения и отсутствия свободного хода педали. В случае замасливания пробуксовку устраняют промывкой дисков керосином без разборки сцепления. Для промывки необходимо открыть люк картера сцепления, завести двигатель, выжать педаль и из шприца поливать на диски керосин. Одновременно следует отпускать педаль, давая...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 03.05.2015

Специальный инструмент и приспособления те же, что для снятия и разборки механизма сцепления и дополнительно: специальные клещи (или зубило) приспособление для регулировки механизма сцепления направляющие оправки для регулировочных пальцев механический эксцентриковый пресс планшайба ножи для балансировки Рис. Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе: 1 — нажимной диск; 2 — кожух сцепления; 3 — монтажный штифт; 4 — опорная пластина; 5 — регулировочная гайка; 6 — регулировочный палец; 7 — ось отжимного рычага; 8 — пружина отжимного рычага; 9 — отжимной рычаг; 10 — соединительное пружинное звено; 11 — пята отжимных рычагов; 12 — шайба изолирующая, нажимная пружина Рис. Приспособление...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 03.05.2015

Специальный инструмент и приспособления: текстолитовый молоток специальная отвертка для штуцера бачка круглогубцы тиски параллельные или специальное приспособление Рис. Привод выключения сцепления и управления ножным тормозом: 1 — кронштейн крепления соединительной трубки; 2 — соединительная трубка; 3 — соединительный болт; 4, 5 — трубки; 6 — муфта гидропривода тормозов; 7 — включатель света «стоп»; 8 — главный цилиндр тормоза в сборе; 9 — главный цилиндр сцепления в сборе; 10 — поршень главного цилиндра сцепления; 11 — ограничительная шайба; 12 — регулировочная прокладка; 13 — гайка; 14 — шпилька крепления главного цилиндра; 15 — питательный бачок главного цилиндра сцепления; 16 — гайкодержатель;...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 03.05.2015

Необходимые приспособления и оборудование: ручной пресс, ванночка для пропитки подпятников термометр электрическая печь или тигель При большом износе рабочей поверхности графитового подпятника его надо заменить. Возможна также замена подпятника с обоймой в сборе (при сборке вилки). Для смены изношенного графитового подпятника необходимо: Выпресcовать подпятник из обоймы, постукивая молотком по деревянной оправке, упирающейся в торец подпятника, или используя для этой цели ручной пресс. Установить обойму подпятника в электрическую печь (или тигель) и нагреть ее приблизительно до температуры 300° С. Установить нагретую обойму 2 подпятника в подставку 3 пресса отверстием под посадку подпятника вверх и, вставив графитовый подпятник 1 в заходную часть...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 03.05.2015

Для снятия вилки выключения сцепления нужно снять сцепление с маховика. Порядок снятия и разборки вилки выключения сцепления следующий: Снять с вилки выключения сцепления оттяжную пружину 35. Расшплинтовать палец 33, соединяющий наконечник 34 толкателя с вилкой выключения сцепления, снять простую шайбу 43 и вынуть палец. Отвернув два винта 29 крепления держателя 21 защитного чехла вилки выключения сцепления, снять держатель и резиновый чехол 30. Отвернуть болт 23 крепления стопора 21 оси 20 вилки и вынуть стопор из пазов оси. Захватив плоскогубцами за выступающий конец оси, вытащить ее из кронштейна после чего вынуть вилку выключения сцепления из проушин кронштейна и ее конец из...

ТО и ТР автомобиля

 Автор: p0zitiv · Published 03.05.2015

Необходимый специальный инструмент и приспособления: приспособление для проверки рабочей нагрузки пружин разновесы Состояние нажимных пружин весьма важно для нормальной работы механизма сцепления. Поэтому при сборочно-разборочных работах механизма сцепления необходимо проверять рабочую нагрузку нажимных пружин. Снятые со сцепления нажимные пружины проверяют на специальном приспособлении. Перед проверкой измеряют длину пружины в свободном состоянии (примерно 50 мм). Рис. Специальные весы для проверки упругости клапанных пружин: 1 — разновесы; 2 — планка; 3 — стрелка: 4 — регулировочный винт; 5 — упор; 6 — стойка; 7 — пружина; 8 — стрелка; 9 — опорная площадка; 10 — рычаг; 11 — маховичок После установки стрелки...

Сцепление автомобиля

Сцепление — это механизмы, предназначенные для обеспечения разъединения и плавного соединения трансмиссии с двигателем. Отсоединение трансмиссии от двигателя необходимо при его пуске изменении передаточного числа в трансмиссии путем перемещения шестерен в коробке передач, во время остановки или стоянки трактора. Сцепление ограничивает максимальный вращающий момент в трансмиссии, предохраняя ее от перегрузок.

К сцеплению предъявляют следующие требования:

  • надежная передача наибольшего вращающего момента двигателя трансмиссии
  • быстрое и плавное разъединение и соединение ведущих и ведомых частей, обеспечивающее необходимую частоту выключения и включения, а следовательно, и постепенное нагружение механизмов трансмиссии
  • ограниченный момент инерции ведомых частей
  • высокая надежность работы
  • легкость управления
  • удобство обслуживания и регулировок

На тракторах и автомобилях применяют фрикционные дисковые сцепления, передающие вращающий момент за счет сил трения. Рабочими поверхностями в них служат плоские диски (ведущие и ведомые). В зависимости от числа ведущих элементов (дисков), передающих вращающий момент, различают одно- и двухдисковые сцепления. Число дисков определяется передаваемым наибольшим вращающим моментом и размером ведомого диска (или дисков), исходя из минимизации моментов инерции ведомой части.

Наиболее распространенная схема установки сцепления между маховиком двигателя и ведущим валом коробки передач показана на рисунке. Ведущим диском сцепления служит маховик.

Рисунок. Принципиальная схема сцепления коробки передач

К его торцу пружинами через нажимной диск прижимается ведомый диск с фрикционными накладками, установленный посредством шлицев на ведущем валу коробки передач.

При включенном сцеплении между маховиком и накладками ведомого диска возникают силы трения, вынуждающие сцепление вращаться как одно целое, передавая вращающий момент от маховика на ведущий вал коробки передач. Для выключения сцепления водитель воздействует на педаль привода, и через систему тяг усилие передается на муфту выключения, которая через рычаги выключения отжимает нажимной диск от ведомого, сжимая пружины.

Трение между ведущим и ведомым дисками исчезает, и сцепление не передает вращающий момент в трансмиссию. Направление действия механизма управления сцепления при его выключении на схеме изображено стрелками. Рассмотренная схема сцепления относится к однопоточным.

Тракторы часто агрегатируют с орудиями с активными рабочими органами, для привода которых служит ВОМ. В этом случае применяют двухпоточные сцепления (например, трактор ЮМЗ-8244). Схема такого сцепления показана на рисунке.

Рисунок. Схема двухпоточного сцепления: 1 — ведомый диск трансмиссии; 2 — ведущие диски; 3 — ведомый диск ВОМ; 4 — муфта выключения сцепления трансмиссии; 5 — рычаг выключения сцепления трансмиссии; 6 — рычаг выключения сцепления ВОМ: 7 — муфта выключения сцепления ВОМ; 8 — пружина

Фактически двухпоточное двухдисковое сцепление представляет собой сочетание двух однодисковых сцеплений, каждое из которых имеет отдельные ведомые 1, 3 и ведущие 2 диски, сжимаемые общими пружинами 8. Механизм управления сцеплением позволяет отключать каждый диск рычагами 5 и 6 независимо от другого диска и останавливать трактор без остановки ВОМ. Привод от сцепления также разделен (один вал расположен внутри другого).

При передаче большого вращающего момента на тракторах ДТ-75М, Т-150, Т-150К, Т-4А устанавливают двухдисковые сцепления с двумя ведомыми и двумя ведущими дисками.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости