С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Все о автомобильных аккумуляторах


Почти все об аккумуляторе

      Многим автомобилистам знакома ситуация, когда в холодную зиму ваш железный друг неожиданно отказывается заводится. Подзамершее сердце машины — АККУМУЛЯТОР — дает три-четыре слабых толчка и перестает подавать признаки жизни.

     Тут то и приходит к нам понимание того, что АВТОМОБИЛЬ* приводит в движение не только мотор. Каким бы мощным не был ДВИГАТЕЛЬ — без нормального аккумулятора о комфортной езде можно забыть.

     Какие бывают аккумуляторы, что за процессы происходят при его зарядке и разрядке, как правильно восстановить старый АКБ и использовать новый? Обо всем этом мы и поговорим в данной статье.

     Наиболее существенными являются три следующие показателя аккумуляторной батареи автомобиля.

      ЕМКОСТЬ, выраженная в ампер-часах (Ah). Она характеризует способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени. Например, емкость 40 ампер-час означает, что аккумулятор может давать ток в 1 ампер в течение 40 часов (или в 2 ампера в течение 20 часов и т.д.).

     ПУСКОВАЯ МОЩНОСТЬ. А именно — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд,при температуре минус 18 градусов С. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель.

РЕЗЕРВНАЯ МОЩНОСТЬ. Этот параметр, особенно почитаемый в Америке, показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток 25А (т.е. в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший из строя ГЕНЕРАТОР*).

Что у аккумулятора внутри.

     Стандартный автомобильный аккумулятор состоит из шести 2-вольтовых элементов, что дает на выходе 12 вольт. Каждый элемент состоит из свинцовых решетчатых пластин, покрытых активным веществом и погруженных в кислотный электролит.

     Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с сернокислотным электролитом, вырабатывая электрический ток. На пластинах при этом осаждается сульфат свинца, и электролит, соответственно, истощается. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, и способность аккумулятора давать ток восстанавливается.

     Аккумулятор в автомобиле выполняет три основные функции:

  • он запускает двигатель,
  • питает некоторые электрические устройства, например, сигнализацию и телефон, когда двигатель не работает.
  • помогает генератору, когда тот не справляется с нагрузкой.

     Аккумулятор обычно соседствует с двигателем. А как раз высокой температуры этот агрегат не переносит. На сегодняшний день это, пожалуй, самая большая проблема для производителей аккумуляторов. Ведь верхний предел рабочей температуры этих устройств — 100 градусов С, дальше электролит просто закипает. Но даже если температура и не достигает рокового предела, а только к нему приближается, срок службы батарей все равно снижается в три-четыре раза.

Холостой режим.

     Простаивание автомобиля зимой в «пробках» — настоящая проблема для аккумулятора. Работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна и стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит генератор. За 45 минут такой работы средний аккумулятор может истощиться настолько, что повторный запуск выключенного двигателя окажется уже невозможным. Для восстановления потребуется не меньше 30 минут нормальной езды, прежде чем можно будет снова остановиться.

     Фирмы Audi, BMW, Jaguar и Rolls-Royse убрали аккумулятор из двигательного отсека, а недостатки наличия дополнительного провода уравновесились повышенной надежностью батареи. В моделях класса «супермини» аккумуляторы всегда находились в багажнике.

     Есть и другие решения. Например, в новой модели Peugeot 406 устанавливается аккумулятор с двойным корпусом. Между стенками прогоняется воздух, что предохраняет батарею от перегрева.

Отчего выходят из строя аккумуляторы?

     Вообще-то, в самом аккумуляторе ломаться особенно нечему. Во всяком случае, причина большинства неисправностей связана не с собственными его дефектами, а с наличием дополнительного оборудования, например, оставленных включенными габаритов, сигнализации и телефона, тока утечки,что не редкость на не новом автомобиле. Эти устройства особенно любят преподносить «сюрпризы» во время длительных стоянок автомобиля, например, в аэропортах.

     Производители автомобилей в целях экономии ставят самый «слабый» аккумулятор, какой только можно, поэтому любая дополнительная электрическая нагрузка может привести к неисправности.

     Сам аккумулятор в процессе службы, конечно, изнашивается и, в конце концов, выходит из строя. Это происходит вследствие коррозии пластин, обеднения их активного покрытия и истощения электролита. Тому способствует повышенная температура, так что чаще всего повреждения происходят летом, а с первым морозцем начинается «веселая жизнь». Обычно срок службы батареи составляет около четырех лет, но в большой степени зависит от режима эксплуатации.

     Однако, если ваш аккумулятор вдруг начал барахлить, не спешите его выбрасывать. Наш опыт показывает, что огромное количество автомобильных аккумуляторов, считавшихся неисправными, были просто-напросто разряжены. Попробуйте зарядить разряженный аккумулятор, причем как можно скорее. Чем дольше аккумулятор остается незаряженным, тем сильнее сульфатация пластин, и тем проблематичнее будет его

восстановление.

Аккумулятор требует заботы.

     Многие владельцы автомобилей бывают искренне удивлены, когда узнают, что аккумулятор тоже требует «техобслуживания». Это прискорбно, потому что капелька заботы и внимания могут сберечь кучу времени и денег.

     Уход за аккумулятором чрезвычайно прост и практически сводится лишь к регулярным проверкам уровня электролита. Низкий уровень может свидетельствовать об излишней зарядке, что обычно вызвано неисправностью генератора. Если же электролита недостает только в одном из элементов, то выход из строя всего аккумулятора уже не за горами. В теплую погоду он еще кое-как поработает, но первые же холода его прикончат.

     Несколько лет назад в большом ходу были «аккумуляторы, не требующие ухода», что конструктивно сводилось к глухой герметизации верхней крышки. Со временем мода эта прошла, поскольку, в случае, если, по каким-то причинам, потеря электролита все же происходила, долить его уже было нельзя.

     Доливая аккумулятор, помните об одной особенности. Во время зарядки уровень электролита несколькоповышается, поэтому доливать следует с учетом этого эффекта. А что может сотворить кислота, попавшая накорпус батареи или на детали кузова, мы все прекрасно знаем.

     Меры безопасности при запуске от внешнего источника.

  • Никогда не курите во время запуска двигателя от внешнего источника.
  • Заправьте свободные части одежды и снимите с себя металлические украшения и предметы.
  • Убедитесь, что автомобили не соприкасаются друг с другом.
  • Не прикасайтесь сами к кузову автомобиля.
  • Выключите все перед тем, как отсоединять кабель.
Вопросы безопасности.

     Помните, что опасность возгорания кослорода и водорода, выделяющихся во время зарядки (а также после ее завершения), вполне реальна.

     Хотя большинство серьезных производителей оборудуют крышки аккумуляторов ограничителями пламени, призванными предотвратить его попадание внутрь аккумулятора, подобная вероятность по-прежнему сохраняется — как говорится, береженого Бог бережет.

     Помните также, что искра возникает не только при отсоединении клеммы. Статического электричества от синтетической одежды может оказаться достаточно, чтобы вызвать взрыв.

     Взрыв аккумулятора можно сравнить по мощности с выстрелом из ружья калибра 12 мм. Результат представляет собой жуткое зрелище, и происходит это чаще, чем вы можете себе представить. Например, в осторожной Америке в год бывает более десяти тысяч подобных случаев.

     При том, что взрыв, вероятно, не будет смертельным, он может серьезно травмировать вас, особенно лицо, так как осколки пластика разлетаются во все стороны. Поэтому всегда следует быть в защитных очках.

     Следующий момент, на который следует обратить внимание, — вибрация. После высокой температуры и электрической перегрузки, это — основная причина износа батарей. Механизм данного воздействия прост: любая «болтанка» постепенно стряхивает активное вещество с пластин. Поэтому проследите, чтобы аккумулятор был прочно закреплен.

     И, наконец, проверьте клеммы. Они должны быть чистыми и хорошо затянутыми во избежание искрения. Некоторые смазывают клеммы густой смазкой, другие считают, что это только способствует накоплению грязи, так что выбор за вами.

Реанимация для аккумулятора.

     Аккумулятор, безнадежно «севший» однажды морозным утром в понедельник, — вот нередкая причина крушения стольких блестящих служебных карьер

     Что же делать?

     Можно попытаться завести машину несколькими способами: «прикурить» от аккумулятора другого автомобиля (что может оказаться проблематичным при современном уровне «накрученности» электроники); толкнуть машину или потянуть на буксире (но не при наличии каталитического нейтрализатора); пойти и купить новую батарею.

     Последний способ особенно плох, ибо в подавляющем большинстве случаев «севший» аккумулятор можно восстановить. При правильной перезарядке он в большинстве случаев восстанавливается до исходного состояния и продолжает и дальше жить и бороться.

Спешить не стоит.

     Прошли времена, когда аккумулятор просто подключали к зарядному устройству и оставляли на ночь. Зарядку аккумулятора нужно производить с определенной «скоростью», иначе вас ждут разные неприятности.

     В идеале зарядный ток для обычной свинцово-кислотной батареи должен составлять 10% от ее ампер-часовой характеристики. Например, полностью разрядившийся аккумулятор емкостью 50 ампер-часов следует заряжать

при силе тока 5 ампер в течение десяти часов. Зарядка должна проходить со снятыми крышками.

     И хочется быстрее, да нельзя. Это может привести к перегреву, а то и к закипанию электролита. Могут покоробиться и пластины, тогда аккумулятору — конец. Если же ваш аккумулятор герметичный, «не требующий ухода» (см. выше), то его приходится заряжать еще медленнее — не более 2,5% от ампер-часовой характеристики.

     Так, в том же примере полностью разрядившийся герметичный аккумулятор на 50 ампер-часов требует тока зарядки 1,25 ампер в течение 40 часов. Для частично разрядившихся аккумуляторов это время будет, конечно же, меньше.

     Большинство зарядных устройств снабжено регулятором зарядного тока. Особенно удобно, если есть режим «снижающейся зарядки». В этом случае по мере зарядки аккумулятора зарядный ток автоматически уменьшается, что позволяет предотвратить возможный перезаряд.

     Общее правило здесь — чем медленнее заряжаешь, тем лучше. Однако, не держите аккумулятор под зарядкой слишком долго. Относительно определения момента, когда следует процесс закончить, мнения расходятся. Некоторые вычисляют необходимое для зарядки время и по его прошествии выключают устройство, другие ждут, пока все элементы не начнут пузыриться, и выключают только тогда.

     Некоторые более мощные зарядные устройства оборудованы функцией быстрой зарядки. Ее следует использовать только при чрезвычайных обстоятельствах, когда машину нужно завести как можно скорее. В этом режиме

повышенный ток зарядки подается в течение определенного промежутка времени, после чего устройство само отключается. Жизнь аккумулятора это все равно сокращает.

Когда нет времени ждать

     При севшем аккумуляторе самым быстрым решением является запуск двигателя от внешнего источника. Но для этого, помимо внешнего источника, нужен еще и кабель. Выпускаются самые разные типы стартовых кабелей, но автомобилисты считают их, как и аккумуляторы, излишней роскошью и покупают первый попавшийся на глаза комплект, не задумываясь о качестве.

     И это опять прискорбно, потому что качество зачастую бывает просто чудовищным — ведь в продажу поступает множество «левых», кустарно сделанных кабелей. Иногда, при первом же использовании, изоляция (а то и сама жила) кабеля плавится (вспомним, что по нему течет большой ток). Если такой кабель и уцелел, то все равно он будет греться, отчего теряется энергия и возникает опасность пожара.

Порядок соединения.

     1. Соедините красный кабель с клеммой (+) на заряженном аккумуляторе. 2. Соедините другой конец красного кабеля с клеммой (+) на севшем аккумуляторе. 3. Соедините черный кабель с клеммой (-) на заряженном аккумуляторе. 4. Соедините другой конец черного кабеля с чистой точкой заземления на блоке двигателя или на ШАССИ, главное — подальше от аккумулятора, карбюратора, топливных шлангов и т.п. В момент подсоединения будьте готовы к небольшой искре. 5. Следите, чтобы оба кабеля не касались движущихся деталей. 6. Запустите автомобиль с заряженным аккумулятором и дайте ему поработать не менее одной минуты. 7. Попробуйте запустить автомобиль с севшим аккумулятором. Если двигатель не заведется, то подождите несколько минут и повторите попытку. Если же заведется, то дайте ему поработать несколько минут в таком положении. 8. Выключите автомобиль с заряженным аккумулятором.

9. При отсоединении кабеля следуйте описанной выше процедуре в обратной последовательности.

Увеличение срока службы аккумулятора

     Вспомним как выполняются простейшие правила, следование которым обеспечит долгую жизнь АКБ.

Типы и сроки службы

     Имеющиеся в продаже аккумуляторные батареи, как правило, относятся к категориям малообслуживаемых или необслуживаемых. Первые благодаря более совершенной конструкции крайне редко нуждаются в доливке дистиллированной воды – обычно уровень понижается не ранее, чем через год-полтора после начала эксплуатации.

     Как малообслуживаемые, так и необслуживаемые батареи при благоприятных условиях эксплуатации служат достаточно долго – 4—5, а иногда и 7—9 лет. Тем не менее, немногие счастливчики используют заложенный потенциал полностью: у большинства срок службы батареи исчисляется четырьмя годами, некоторые меняют «хранительницу энергии» уже после третьего сезона, а отдельные автовладельцы умудряются покупать новый аккумулятор чуть ли не каждый год!

     Что же влияет на срок службы аккумуляторной батареи настолько существенно, что у некоторых она работает всего 20—30% от заявленного срока?

Не все батареи одинаковы

     Красиво оформленные ящички с парой клемм похожи друг на друга лишь внешне. Как правило, только качественные батареи при испытаниях выдают схожие результаты и при прочих равных условиях служат примерно одинаково. Правда, с одной оговоркой – при нормальной эксплуатации и только в случае, если приобретена «свежая» батарея – сухозаряженная, выпущенная не больше трех лет назад; или залитая, у которой период хранения с момента производства не превышает шесть месяцев. Сухозаряженные батареи обычно сохраняют свой заряд в течение первого года хранения, затем после заливки электролита требуется его подзарядка. Увы, длительный простой для новой батареи отнюдь не безвреден – отсутствие регулярных циклов заряда/разряда и возможность неизбежного саморазряда снижают заложенный изготовителем ресурс процентов на двадцать. А потому не удивляйтесь, если приобретенная по привлекательной цене просроченная импортная батарея именитого производителя прослужит не больше дешевой.

Аккуратность превыше всего

     Еще каких-то пятнадцать лет назад в каждом пособии по автоделу непременно описывалось, каким образом измерить плотность электролита и даже самостоятельно отремонтировать АКБ, разобрав ее и собрав! Современные батареи не вынуждают прибегать к таким мерам – для поддержания их в полной «боеготовности» достаточно не допускать глубокого разряда, регулярно «освежая» ее зарядным устройством, помогать батарее в лютый холод «пускачом» и по мере надобности доливать дистиллированную воду.

     Саму батарею нужно содержать в идеальной чистоте, регулярно протирая корпус и клеммы. Повышенная плотность электролита – источник ускоренного разрушения аккумуляторных пластин, а пониженная (при разрядке более чем на 25%) – виновник сульфатации пластин или замерзания электролита при минусовых температурах, снижающих срок службы батарей.

Хронический недозаряд

     Вполне возможна ситуация, когда на протяжении многих дней батарея больше времени работает в режиме разряда, нежели заряжается. Дело в том, что сразу после пуска зимой обычно включается целый ряд дополнительных потребителей энергии – «печка», стеклоочистители, обогрев заднего стекла и часто ближний свет.

     В особенности страдают АКБ отечественных машин, у которых необходимое количество электроэнергии для зарядки вырабатывается при оборотах двигателя не ниже 2500—3000 об/мин! А где их взять в городе, когда половину пути на работу приходится «ползти» в пробках почти на холостых оборотах? Вот и получается, что батарея эксплуатируется в режиме постоянного «недоедания», что приводит к естественной разрядке?

Когда размер имеет значение

     Многие автомобилисты при покупке новой батареи отдают предпочтение изделию с большей емкостью, чем у штатного аккумулятора, мотивируя это тем, что она и крутит лучше, и разряжается медленнее.

     К сожалению, такая батарея (по сравнению с «приписанной» штатной) обречена на «раннюю смерть», поскольку «большой» аккумулятор просто не будет полностью заряжаться! А постоянный недозаряд приводит к быстрому снижению емкости. Именно поэтому «монстр» емкостью 75 Ач прослужит меньше родной 55-й?

     При желании батарею можно постоянно дозаряжать после поездок, но будем реалистами – подобный «ритуал» проделывают единицы. Большинство же попросту игнорирует подзарядку, оправдывая свою беспечность «объемистостью» батареи и тем, что она новая. И совершенно напрасно!

От винта!

     Увы, многие автомобилисты эксплуатируют своих «железных коней» с нарушенными регулировками систем питания и зажигания, что приводит к затрудненному запуску двигателя. А ведь для АКБ наиболее губителен именно стартерный ток, достигающий сотен ампер! Если в течение дня нерадивый владелец по нескольку раз крутит СТАРТЕР, а каждый пуск длится секунд 15—20, то через один-два зимних сезона (в лучшем случае!) батарея начнет «скисать»?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ*

     Даже при исправной заводской «электрике» возможны ситуации, когда батарея постепенно разряжается. Причина в том, что, помимо штатных потребителей электроэнергии, имеются всевозможные дополнительные: приводы замков, зеркал и стекол, дополнительные противотуманные фары и стоп-сигналы, компрессор для подкачки шин и, разумеется, мощная аудиосистема!

     Даже скромный двухканальный усилитель мощности потребляет приличное количество энергии – уже после 15-минутной демонстрации возможностей аудиосистемы вольтметр высвечивает под нагрузкой жалкие 11,4 В вместо привычных 12,5 В!

     Словом, любители мощных аудиоустановок, имейте в виду – иногда инсталляторы стыдливо умалчивают о том, откуда брать запас электроэнергии для «дракона» — усилителя, этот вопрос решается только одним путем – заменой генератора более мощным и установкой пары АКБ.

Выбираем автомобильный аккумулятор

Чем ниже опускается температура зимой, тем больше проблем у водителей. И одна из основных – запустить двигатель на морозе.

Именно в такие моменты автолюбители начинают понимать: аккумулятор действительно является сердцем автомобиля. Если с ним что-то не так, даже самая «навороченная» машина никуда не поедет.

Обозреватель www.interfax.by попробовал разобраться, как выбрать именно ту батарею, которая идеально подходит вашему авто.

Что есть что

Промышленность сегодня выпускает 3 основных вида автомобильных аккумуляторных батарей: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Первый вид владельцами легковых авто практически не используется. Обслуживаемые АКБ сейчас выпускаются, в основном, для грузовой техники. Их достоинство в том, что подобный аккумулятор можно починить, заменив неисправную батарею в одной из его секций, имея минимальный набор инструментов.

Малообслуживаемые АКБ – самые распространенные в нашей стране и на постсоветском пространстве. Для того чтобы аккумулятор такой конструкции работал стабильно, водителю необходимо периодически подливать в него дистиллированную воду или электролит.

Малообслуживаемые АКБ наилучшим образом сочетают такие характеристики, как цена, надежность и простота эксплуатации.

Проще всего использовать необслуживаемые АКБ – в них ничего подливать не надо. Но именно из-за простоты эксплуатации эти системы стоят дороже остальных. Кроме того, они рассчитаны на эксплуатацию в более мягких, нежели в Беларуси, погодных условиях.

Мы подробнее остановимся на особенностях эксплуатации малообслуживаемых аккумуляторов, так как они занимают самый значительный сегмент рынка.

Аккумулятор в разрезе

Для начала выясним, что такое автомобильный аккумулятор и как он работает. Если упростить схему до предела, то любой аккумулятор состоит из корпуса, в который помещены свинцовые пластины и залит сернокислый электролит. АКБ для легкового автомобиля состоит из 6 двухвольтовых элементов, соединенных последовательно, что дает на выходе 12 вольт.

Отрицательные пластины покрыты мелкопористым свинцом, а положительные – двуокисью свинца. Когда к аккумулятору подключают нагрузку, активное вещество вступает в химическую реакцию с электролитом, вырабатывая ток. При зарядке эта реакция проходит в обратном направлении, а аккумулятор восстанавливает способность давать ток.

Корпус аккумулятора, как правило, изготавливается из полипропилена. Этот материал кислотоустойчив, прочен и выдерживает большие перепады температур.

О сходстве и различиях

На этом сходство аккумуляторных батарей заканчивается. На различиях остановимся чуть подробнее.

Начнем с того, что чистый свинец в аккумуляторах не используют, он слишком хрупок для этого. Пластины, сделанные из свинца, быстро разрушились бы и вызвали короткое замыкание аккумуляторной батареи. Поэтому производители разработали специальные легирующие добавки, призванные продлить жизнь пластинам аккумулятора.

Еще недавно в качестве основной добавки использовали сурьму. Недостатки сурьмянистых батарей весьма существенны.

Во-первых, сурьма – это сильный яд, а во-вторых, АКБ этого типа быстрее разряжаются в состоянии покоя и дольше заряжаются. Кроме того, при заряде сурьмянистые аккумуляторы выделяют горючий газ, а вода из электролита быстро «выкипает». Ее в батареи данного типа нужно доливать раз в 10–15 дней. Срок службы таких аккумуляторов невелик.

Есть у АКБ, в состав пластин которых входит сурьма, и плюсы. Они дешевле более продвинутых аналогов и способны практически безболезненно переносить почти полный разряд.

Учтя все эти нюансы, ученые разработали другой тип легирующих добавок, которые в своей основе имеют кальций. Применение этого вещества помогает уберечь аноды от преждевременного разрушения в ходе эксплуатации АКБ. Такая конструкция более дорога, но лишена недостатков сурьмянистых батарей.

Кальциевые АКБ имеют низкий уровень саморазряда, меньшую массу и габариты при эквивалентной емкости. Обслуживать эти батареи гораздо проще, так как не приходится постоянно контролировать уровень и плотность электролита.

Однако недостатки имеются и у них. К основным можно отнести более высокую стоимость и серьезное уменьшение ресурса работы в случае нескольких глубоких разрядов. Производительность таких АКБ сильно страдает, если их 3–4 раза подряд разрядить на 50% и более. Избежать этого легко: следите, чтобы генератор вашей машины всегда был исправен.

Сухой или залитый?

Малообслуживаемые АКБ бывают сухозарядные – не заполненные электролитом на заводе-изготовителе, и залитые, то есть полностью готовые к работе. Сухозарядные аккумуляторы могут дольше храниться до начала эксплуатации, но готовить и заливать электролит покупателю придется самостоятельно.

Залитые АКБ не хранятся более года. Специалисты советуют при покупке залитого аккумулятора, обращать внимание на дату его выпуска, которая нанесена на крышку или на переднюю боковую стенку АКБ. Желательно приобретать аккумулятор не старше 1–2 месяцев, максимум – одного года.

Помните: при покупке АКБ срок хранения – очень важный параметр. Тут, как и при покупке продуктов, – чем свежее, тем лучше.

Проблема выбора

Выбирать АКБ следует, сверяясь с техническими характеристиками вашего автомобиля. Выясните, рекомендует ли производитель конкретный тип аккумулятора, какой должна быть величина пускового тока, необходимая для запуска двигателя. Если жестких технических ограничений нет, руководствуйтесь величиной пускового тока. Этот параметр измеряется в Амперах (А), его величина указана на крышке батареи.

Второй важный параметр АКБ – способность поддерживать работу электроприборов машины в автономном режиме в течение определенного времени – емкость. Она измеряется в ампер-часах.

Рабочий объем двигателя, см3Емкость аккумуляторной батареи, Ач
Бензиновые карбюраторные двигатели
Бензиновые двигатели с впрыском топлива

Естественно, чем выше емкость, тем дороже аккумулятор.

Хороший специалист по продаже аккумуляторов никогда не посоветует покупателю АКБ низкой емкости. Такая батарея просто не провернет двигатель, особенно на морозе. Кроме того, из-за чрезмерных нагрузок АКБ малой емкости быстрее выйдет из строя.

Если машина оснащена кондиционером, подогревателем топлива, гидравлической подвеской, можно выбрать аккумулятор с емкостью выше на одну ступень. Например, вместо 55 А/ч ставить 60–62 А/ч. При этом двигатель будет запускаться куда увереннее. Однако следует помнить о том, что при разряде более чем на 50%, генератор не сможет полностью зарядить аккумулятор большой емкости.

Практические советы

Итак, с параметрами определились. На что же следует обращать внимание при покупке? Руководствуйтесь простыми правилами: вы должны знать напряжение батареи, ее габаритные размеры, полярность и способ установки батареи в моторном отсеке автомобиля.

Перед тем как отдать продавцу деньги, внимательно осмотрите понравившуюся АКБ. Проверьте, чтобы на корпусе аккумулятора были указаны срок изготовления, страна-производитель и адрес завода-изготовителя.

Осмотрите контакты, они не должны быть деформированы и исцарапаны. Последнее говорит о том, что кто-то уже подключал АКБ к клеммам. Корпус не должен иметь сколов, трещин и потертостей.

Проверьте, закрыты ли контакты батареи техническими колпачками – они могут уберечь вас от короткого замыкания при транспортировке и установке АКБ. Места выхода контактов из корпуса и горловины заливных пробок должны быть сухими.

Полезная информация

За новым аккумулятором лучше ехать, «вооружившись» цифровым мультиметром. Для того чтобы проверить новую батарею, поставьте предел измерения на 20 В постоянного тока и измерьте напряжение на выводах без нагрузки. Оно должно быть не менее 12,6 В, если оно меньше, вероятнее всего, АКБ долго хранится, либо она неисправна.

При зарядке аккумулятора вода из электролита выпаривается и при электролизе разлагается на водород и кислород.

Для того чтобы аккумулятор не взорвался, в пробках или в его корпусе есть небольшое отверстие для выхода газов. Следите за тем, чтобы оно всегда было чистым и не забивалось пылью. Стоит выбирать модель батареи, в крышке которой есть система полостей для конденсации воды и единый газоотводный канал.

Лучше всего покупать батарею в солидной фирме, работающей не первый год. Продавцы в таких компаниях быстро подберут то, что вам нужно, и дадут реальную гарантию на товар.

Не забудьте потребовать у продавца кассовый чек.

Зимние хитрости

В сильные морозы, перед тем как прокрутить стартер в первый раз, включите ненадолго дальний свет. За 1–2 минуты под нагрузкой АКБ «оттает», электролит станет более текучим и будет штатно реагировать с пластинами.

Запуск двигателя на морозе требует от аккумулятора больших усилий. Не забывайте о том, что восстановление работоспособности АКБ происходит через некоторое время, так как загустевший электролит хуже реагирует с пластинами.

Повторную попытку запуска двигателя специалисты рекомендуют производить через некоторое время. В среднем, через каждые 15–20 секунд работы стартера, аккумулятору нужно дать «отдохнуть» около 3 минут.

Залейте на зиму в картер двигателя масло низкой вязкости. Оно облегчит смазку двигателя и поможет аккумулятору провернуть коленвал.

Проследите за тем, чтобы свечи обеспечивали нормальную стабильную искру. Если нужно, замените их новыми или хотя бы уменьшите зазор относительно рекомендованного.

Не пытайтесь завести двигатель сразу. Несколькими кратковременными включениями стартера проверните поршни для того, чтобы разогнать загустевшее масло.

Дмитрий СлавинInterfax.by

Как выбрать аккумулятор для автомобиля правильно

С необходимостью покупки нового аккумулятора сталкиваются все автовладельцы. Ведь срок работы аккумуляторной батареи автомобиля составляет всего 3—4 года, после чего он начинает барахлить или полностью приходит в непригодность. Особенно актуальным вопрос выбора нового аккумулятора становится зимой, когда и без того ослабленная вследствие износа батарея просто не в состоянии завести автомобиль. Ведь часть своей силы она дополнительно растрачивает на холод.

К вопросу покупки аккумулятора всегда стоит подходить ответственно. Ведь от того, что вы выберете, напрямую зависит и работа вашего автомобиля, и долговечность, бесперебойность функционирования самой батареи. Рассмотрим детально, как выбрать аккумулятор для автомобиля, на что стоит обратить внимание при выборе.

Существуют разные бренды аккумуляторов для авто

Как выбрать аккумулятор в зависимости от его типа и конструкции?

Тип и конструкция батареи во многом определяют долговечность, пригодность к ремонту, необходимость дополнительного обслуживания во время эксплуатации и другие её качественные показатели. Как правильно выбрать аккумулятор по типу и конструкции?

Типы батарей

Существует всего два типа батарей: свинцовые и кальциевые.

  • Свинцовые (сурьмяные) батареи. Такие аккумуляторы более дешёвые по сравнению с другими видами, к тому же они более устойчивы к разрядке и её последствиям.

Однако важно помнить, что свинец по своей сущности очень токсичный. И хотя процент свинца в пластинах очень низок, практически нулевой, его присутствие делает такую батарею крайне опасной. Как следствие, такие аккумуляторы достаточно сложно утилизировать. К тому же они боятся перезарядки, и если таковая была, то очень быстро стареют, приходят в непригодность. Из недостатков таких батарей можно отметить повышенное газообразование при электролизе. Это не только очень негативно влияет на корпус, а и взрывоопасно. Данные батареи достаточно тяжёлые.

Свинцовый тип батареи Tornado

  • Кальциевые аккумуляторы. В таких батареях вместо свинца применяется кальций, что во многом позволяет убрать все недостатки свинцовых батарей. Они значительно меньше по размерам и легче, к тому же у них значительно ниже уровень самозаряда. Кальциевые аккумуляторы не боятся перезарядки, так как батарея просто не возьмёт лишний ток. Из недостатков следует отметить, прежде всего, более высокую стоимость и негативные последствия глубокой разрядки. К примеру, если батарею разрядить более чем на 50% 5 раз, то ресурс аккумулятора значительно упадёт.

Кальциевый тип — Aком

Разновидности и характеристики аккумулятора в зависимости от конструкции

По конструкции батареи также бывают разные. Они подразделяются на те, которые могут обслуживаться, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Самые популярные среди потребителей малообслуживаемые батареи. У них достаточно неплохие электролитические показатели и приемлемая цена.

Как правило, внешне они имеют непрозрачный или наполовину прозрачный корпус с крышкой из пластмассы. В крышке есть отверстия для каждой из банок, внутри корпуса между банками находятся перемычки. Это чаще всего кальциевые батареи или же батареи со сниженным содержанием свинца.

Пластины помещены в индивидуальные пакеты, что защищаем батарею от замыкания банок, вызванного осыпавшимися с пластин продуктами износа. Также в таких батареях есть возможность убирать эти продукты износа.

Сплав пластин обеспечивает меньшее газообразование. Такие батареи имеют больше места для воды и электролита, которые время от времени нужно контролировать. Проверять и доливать аккумулятор приходится не чаще пары раз в год.

Среди недостатков можно отметить лишь невозможность зарядить и разрядить каждую из отдельных банок, а также сложности в ремонте.

Аккумуляторы нового поколения — необслуживаемые. Они имеют хорошие электролитические показатели и достаточно высокую стоимость. Рекомендованы к применению в автомобилях со стабильной работой электрооборудования, так как они очень чувствительны к поломкам в бортовой электросистеме. Они очень чувствительны как к недозарядам, так и к перезарядам. И тот и другой вариант крайне губительный для такого аккумулятора.

Представитель нового поколения

Внешне их можно отличить по отсутствию горловин для залива электролитов и воды. Внутренне пространство практически полностью закрыто корпусом. Они имеют только одно отверстие — сбоку корпуса для отведения газа. В таких батареях не нужно контролировать уровень электролитов, так как с помощью специальной конструкции пары и конденсат возвращаются обратно в банки.

Наименее популярны сегодня обслуживаемые батареи, несмотря на то, что их можно эксплуатировать очень длительный период, так как они подлежат ремонту. Корпус таких аккумуляторов, как правило, чёрного цвета, пластиковый. Крышка корпуса запечатана с помощью смолы. На крышке между банками расположены свинцовые соединительные шины. Каждая из банок разбирается и при необходимости можно менять пластины каждой из них, заряжать и разряжать банки по отдельности, менять их по мере выработки ресурса. Однако чаще всего для самостоятельного ремонта у рядового автовладельца не хватает ни навыков, ни знаний, а стоимость ремонта в мастерской

Скидки на новые автомобили!

Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%

, вместе с новыми деталями можно приравнять к стоимости нового устройства.

Технические параметры аккумулятора, которые стоит учитывать при выборе

Помимо типа и конструкции устройства, есть ещё и много других параметров, которые следует учитывать для правильного подбора. Это и сила пускового тока, ёмкость батареи, габариты и вес, типы клемм и даже условия эксплуатации. Только учитывая все технические параметры в совокупности можно выбрать действительно хороший аккумулятор для своего автомобиля.

Сила пускового тока

Это один из самых важных показателей, который нужно учитывать при выборе аккумулятора. Ведь, по сути, подача тока для запуска мотора это и есть основное задание аккумулятора. Сила пускового тока всегда указывается на крышке, измеряется в амперах. Чем он будет большим, тем с большей силой будет вращаться стартер и двигатель. Для запуска разных автомобилей необходим разный ток. Выбирать следует исходя из рекомендаций производителя вашего авто. Ведь если пусковой ток будет меньше, машина просто не заведётся, а если намного больше, то существует огромный риск спалить стартер.

Ёмкость

Ёмкость автомобильного аккумулятора считается также крайне важным показателем при выборе нового устройства для вашего авто. Она измеряется в Ач, и показывает сколько тока способна отдать батарея за единицу времени (час) без подзарядки (к примеру, при поломке генератора или при долго включённых габаритах). Как правило, для легковушек подходят аккумуляторы ёмкостью от 55 до 60 Ач. Однако при выборе лучше всего опираться на советы производителя транспортного средства. Найти рекомендации вы сможете в руководстве пользователя к вашей машине.

Расшифровка маркировки АКБ

Покупать аккумулятор с более низкой ёмкостью, чем рекомендовано заводом-производителем, нецелесообразно. Причин несколько. Во-первых, при правильной работе генератора, такая батарея будет постоянно перезаряжаться, что неизбежно приведёт к более скорому выходу её из строя. Во-вторых, в холодную пору года, даже при несильных морозах, возникает риск не завести машину, так как силы тока просто не хватит для запуска двигателя.

Батареи значительно большей ёмкости также не желательно брать. Если у вас автомобиль работает нормально, система питания, зажигания настроена, то это просто выбрасывание денег на ветер. Ведь батарея с большей ёмкостью и стоить будет дороже. Однако иногда могут быть исключения. К примеру, в автомобиле в процессе эксплуатации было установлено энергоёмкое оборудование, он тюнингован. В таком случае при условиях постоянных городских поездок генератор просто не будет справляться, и батарея обычной ёмкости будет постоянно разряжаться. Чтобы не снимать и постоянно не подзаряжать аккумулятор, можно просто приобрести устройство чуть большей ёмкости. Насколько больше ёмкость тогда необходимо брать — сказать сложно. Как правило, достаточно 5–10 Ач, хотя здесь ограничений нет. Главное, чтобы ваш новый аккумулятор влез в отведённое под него пространство. Потому если планируете покупать батарею большей ёмкости, перед поездкой в магазин, измерьте габариты своего старого аккумулятора.

Габариты устройства

Имеется в виду ширина, высота и длина батарее, а также её вес. Данные показатели, как правило, напрямую связаны с ёмкостью батареи, чем она выше, тем больше и тяжелее аккумулятор. При выборе нового аккумулятора для автомобиля важно знать эти параметры. Так как новый просто может не влезть в отведённое под него пространство или крышка капота до конца не будет закрываться. Относительно параметра веса, стоит учитывать, что батареи сами по себе не лёгкие, и значительная прибавка их веса может негативно сказаться на расходе топлива во время поездок.

Тип клемм и полярность

Существуют батареи с прямой и обратной полярностью. Если смотреть на батарею спереди, то при прямой полярности клемма с «+» находится слева, при обратной наоборот. Большинство автомобилей европейского и азиатского происхождения имеют прямую полярность. Обратная больше характерна для американских машин. Существуют аккумуляторы с 4 клеммами сразу, что значительно упрощает подключение, так как такой аккумулятор можно без труда подключить на любой автомобиль. Важно помнить, что неправильное подключение к клеммам может полностью вывести из строя всю электросистему машины, именно потому крайне важно соблюдать полярность.

Относительно типа клемм, то здесь стоит обратить внимание на их толщину. Европейский тип предполагает толщину «+» клеммы 1,95 см, «-» — 1,79 см. Азиатский тип батарей имеет клеммы меньше, 1,27 и 1,11 см соответственно. Чтобы впоследствии не возникло сложностей с подключением, важно подбирать аккумулятор с необходимым размером клемм.

Особенности выбора батареи в зависимости от условий эксплуатации машины

Не стоит забывать, что условия эксплуатации, а именно температурный режим, частота поездок и дорожные условия также во многом сказываются на работе батареи. Рассмотрим, как выбрать автомобильный аккумулятор с учётом особенностей эксплуатации машины. Первое на что стоит обратить внимание — это температура воздуха. Ведь при понижении температуры возрастает вязкость электролита. Соответственно скорость реагирования батареи снижается, уменьшается сила пускового тока. К тому же при значительном понижении температур батарея хуже принимает заряд, а стартеру необходимо больше энергии для запуска двигателя. Именно потому при эксплуатации в северных районах, где климат прохладней выбор стоит сделать в пользу более ёмких батарей (на 5—10 Ач больше рекомендуемого).

При подборе батареи также стоит учитывать частоту запусков и длительность дистанций. Если автомобиль часто заводить и ездить при этом на короткие дистанции, вероятней всего, вы в скором времени столкнётесь с проблемой потери ёмкости, а в дальнейшем и с выходом из строя аккумулятора. Он просто не успеет заряжаться. В таких случаях лучше потратиться и взять хорошее устройство с низким самозарядом, к примеру, из необслуживаемых батарей. При этом большую ёмкость брать не стоит, так как существует высокая вероятность того что и этот заряд может быть неполным.

Не менее важно при подборе учитывать и качество дорог, по которым ездит ваш автомобиль. Ведь при поездках по бездорожью возрастает вибрация. Это может приводить к крошению пластин и последующей потере ёмкости, возможности замыкания внутри аккумулятора. Потому при выборе важно чтобы у аккумулятора была дополнительная фиксация пластин.

Дополнительные элементы и детали устройства

Наличие дополнительных удобных ручек для переноски батареи, щитки, которые прикрывают клеммы, встроенный индикатор заряда и множество других дополнительных элементов. С одной стороны, такие детали немного удорожают устройство. С другой же они могут стать настоящей находкой в процессе использования аккумулятора.

Какой бренд лучше

На вопрос какой производитель лучше достаточно сложно ответить, ведь здесь все очень субъективно. Ведь никто не застрахован от заводского брака. По отзывам потребителей, больший процент брака встречается среди устройств отечественного производителя, особые нарекания на форумах на продукцию тюменского завода. Хотя многие российские производители выпускают достаточно качественную и приемлемую по ценам продукцию. Достаточно неплохие отзывы у аккумуляторов «Аком», «Пилот», «Титан».

Батареи импортного производства, как правило, реже попадаются с браком. Выбор огромный, потому подобрать то что нужно не составит труда. Однако импортные батареи чаще подделывают, потому здесь очень важно быть внимательным, чтоб выбрать именно оригинал, а не подделку. Из импортных неплохо себя зарекомендовали батареи немецкого производства — Bosch и Varta. По отзывам потребителей, они сегодня признанными одними из лучших.

Рейтинг автомобильный батарей

Проверка батареи перед покупкой

Это завершающий, но в то же время очень важный этап выбора аккумулятора. Перед покупкой важно осмотреть выбранное устройство, проверить не подтекает ли электролит. Важно проверить дату выпуска, она должна быть меньше года. Если батарея изготовлена больше года назад и за это время её не подзаряжали время от времени, то она просто могла разрядиться, а это негативно скажется в процессе её эксплуатации, ведь без подзарядки она приходит в непригодность. Обратите внимание на внешний вид батареи и клемм. На них не должно быть никаких повреждений, сколов, царапин. Относительно клемм, то наличие каких-то царапин и потёртостей на них может свидетельствовать о том, что батарею уже эксплуатировали, а проверить как интенсивно и для каких нужд вы не сможете.

При возможности, возьмите с собой в магазин и мультиметр, чтобы на месте замерить напряжение. Оно должно быть на уровне 12,6 В, не меньше. В ином случае можно говорить о том, что аккумулятор старый или бракованный.

Процесс проверки напряжения аккумулятора мультиметром

И ещё, не стоит покупать батарею в непроверенных торговых точках. Лучше обратиться в магазин. Там при покупке вам обязаны дать чек и выписать гарантийный талон.

Выводы

Над тем как правильно выбрать аккумулятор рано или поздно задумываются все автовладельцы. Ведь от того, что вы подберёте во многом будет зависеть работа вашего автомобиля, его надёжность в дороге.

Выбирая аккумулятор очень важно учесть максимальное количество параметров и характеристик, свойственных именно вашей машине и условиям её эксплуатации. Ведь по сути, аккумулятор — это сердце машины. И экономить на этом не стоит. Важно купить хорошую, надёжную и долговечную батарею.

Аккумуляторы автомобильные, что стоит о них знать

Аккумулятор для автомобиля, эта небольшая, но тяжелая, коробочка под названием аккумулятор причиняет немало хлопот автовладельцам. И без нее ничего не работает. Хороший автомобильный аккумулятор стоит не дешево и поэтому следует обратить внимание на его правильную эксплуатацию. Правильный уход за аккумулятором позволит обеспечить его длительную и беспроблемную эксплуатацию. Хороший аккумулятор  обычно работает 5-6 лет.

 Аккумуляторы для авто, у которых есть доступ к электролиту, с  вывинчивающимися пробками, постепенно уходят в прошлое. В этих аккумуляторах нужно следить за уровнем и плотностью электролита. Уровень электролита проверяют по отметке на измерительной планке под каждой пробкой. Доливая дистиллированную воду, доводят уровень электролита до отметки в каждой банке. Плотность электролита в таких аккумуляторах поддерживают 1,28 г/см. куб. Измеряют плотность электролита ареометром. Причем эта плотность для полностью заряженного аккумулятора. Эта величина плотности электролита обеспечивает аккумулятору морозоустойчивость до – 65 градусов Цельсия.

Недостаток таких аккумуляторов – это вечно разлитый электролит (содержание серной кислоты), которая приводит к ожогам, портит  одежду и краску на автомобиле. И все эти манипуляции с кислотой небезопасны. Стоят эти аккумуляторы для авто немного дешевле, чем герметичные, необслуживаемые, но не стоит на аккумуляторе экономить. Обожжённые руки и испорченная краска на вашей ласточке этого не стоят. Рядом с такими аккумуляторами для авто нужно держать пищевую соду для нейтрализации серной кислоты.

Другая, современная группа аккумуляторов, называется необслуживаемыми аккумуляторами. Они изготовлены по более совершенным технологиям и более миролюбивы по отношению к автовладельцу, но тоже требуют внимания к себе. В этих аккумуляторах электролит уже залит на заводе изготовителе,  и он не выливается. Это уже большой плюс. Эти аккумуляторы для авто не подлежат разборке и ремонту. Там просто нечего ремонтировать. Так что же с ним делать? Аккумулятор нужно все время держать заряженным. Все очень просто. Кислота при разряженном аккумуляторе как бы переходит в пластины и портит их. Это называется сульфатацией аккумулятора. Восстанавливать такой автомобильный аккумулятор хлопотно и не всегда возможно. Напряжение полностью заряженного аккумулятора 12,7В при отключенных потребителях. Некоторые автолюбители считают, что если на авто есть генератор, то вот пусть он заряжает. Генератор и в самом деле заряжает, но не полностью. Езда по городу на низких скоростях, частые пуски двигателя при коротких поездках, пробки и светофоры и многочисленные потребители современного авто не дают возможности полностью заряжать автомобильный аккумулятор, а он этого не любит и выходит их строя в расцвете сил. В разряженном аккумуляторе происходит осыпание активной массы с пластин и разрушение самих пластин. Напряжение аккумулятора нужно периодически контролировать и при его уменьшении с 12,7В  до 12,3-12,4В подзаряжать. Уменьшение напряжения на 0,1В соответствует разряду аккумулятора на 10% от полной емкости.

Аккумулятор для автомобиля поддерживать нужно в чистоте, клеммы, во избежание замыкания должны быть закрыты крышками. Особенного это касается плюсового вывода. Клеммы аккумулятора изготовлены из свинца и окисляются на воздухе. Контакт с подходящими проводами ухудшается и может  совсем исчезнуть. Поэтому для защиты от окисления аккумуляторные клеммы нужно смазывать специальной токопроводящей смазкой с медным наполнителем. Солидол, литол, технический вазелин  здесь не подходят. Нужно обеспечить хороший контакт с проводами.

Для отключения массы нельзя постоянно снимать клемму с аккумулятора. Место соединения ослабевает, и клемма может слететь при движении авто. Если слетит плюсовая клемма, то возможен пожар в моторном отделении. Если вы все же хотите отключать массу (минусовой провод) на аккумуляторе во время стоянки, то нужно использовать выключатель массы. Выключатель массы не обязательно должен быть огромным рубильником, а может быть миниатюрным устройством на тиристоре и выключаться микровыключателем.

Надеюсь, выбор и обслуживание автомобильного аккумулятора будет правильным.

Аккумуляторы автомобильные


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости