С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Я212А11Е как проверить


Генератор 9422.3701, проверка регулятора, статора, ротора, блока диодов, обслуживание и возможные неисправности.

На автомобили Уаз с двигателем ЗМЗ-409, для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе, может быть установлен генератор 9422.3701 переменного тока. Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением, встроенным кремниевым выпрямителем и регулятором напряжения. Генератор установлен с правой стороны двигателя. 

Генератор 9422.3701, общие характеристики.

Внутренние части и обмотки генератора охлаждаются воздухом, который продувается через окна в задней и передней крышках с помощью двух установленных на валу ротора центробежных вентиляторов. Генератор 9422.3701 приводится во вращение с помощью поликлинового ремня от шкива коленчатого вала двигателя совместно с насосом системы охлаждения. Натяжение ремня осуществляется перемещением натяжного ролика.

Генератор 9422.3701 работает совместно со встроенным электронным регулятором напряжения Я212А11Е. Регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах. Основные технические характеристики генератора :

— Направление вращения (со стороны шкива) : правое — Напряжение (номинальное), В : 14 — Максимальный ток, А : 72 — Частота вращения генератора при которой происходит возбуждение генератора при температуре окружающего воздуха и генератора плюс 25 градусов, оборотов в минуту, не более : 1400 — Частота вращения при которой генератор должен отдавать ток 40А, об/мин, не более : 1800 ток 70А, об/мин, не более : 5000 — Регулируемое напряжение генератора при плюс 25 градусов и изменении тока нагрузки от 5 до 65А при частоте вращения ротора, 5000 об/мин, В : 13.8-14.2 — Сопротивление обмотки возбуждения при плюс 25 градусов, Ом : 2.3-2.7 — Тип щеток : М1 — Усилие нажатия пружины на щетку, Н (кгс) : 1.8-2.6 (0.18-0.26) — Шариковые подшипники : в передней крышке : 6180302У2С24 в задней крышке : В5-80202КТ2Ш2УС24 — Выпрямительный блок : БВ01-105 — Число силовых ограничительных диодов : 6

— Число вспомогательных диодов : 3

Проверка регулятора напряжения Я212А11Е и щеточного узла генератора 9422.3701.

Щетки должны быть целыми, без сколов и других дефектов, свободно перемещаться в каналах щеткодержателя под действием пружин. Изношенные щетки, высота менее 4.5 мм, подлежат замене вместе с регулятором напряжения.

Также необходимо проверить усилие пружин щеток, для чего выступающим из щеткодержателя концом одной щетки надавить на чашку весов. Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, заметить показание весов, которое должно быть в пределах 180-260 грамм. То же повторить со второй щеткой.

Для проверки исправности регулятора напряжения Я212А11Е нужно собрать схему показанную ниже. Выводы от лампы следует подключить к разным щеткам. При исправном регуляторе напряжения контрольная лампа должна гореть.

Для проверки регулируемого напряжения необходимо собрать схему показанную ниже. Выводы от лампы подключить к разным щеткам. Установить напряжение источника 12 Вольт. Лампа должна гореть. Повышая напряжение источника постоянного тока, установить, при каком значении лампа гаснет. Это и будет регулируемое напряжение. Оно должно быть в пределах 13.8-14.2 Вольта.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения подлежит замене. В случае необходимости регулятор напряжения Я212А11Е можно заменить на трехуровневый регулятор напряжения серии 67.3702 производства Энергомаш.

Проверка статора генератора 9422.3701.

У статора следует проверить отсутствие замыкания его обмоток на корпус. Для этого необходимо один наконечник от контрольной лампы соединить с корпусом, а другим поочередно касаться одного из трех выводов обмотки. Лампа гореть не должна. Если лампа горит, это указывает на замыкание обмотки статора на корпус. В этом случае необходимо устранить повреждение или заменить статор.

Затем следует проверить целостность обмоток статора. Для этого контрольная лампа поочередно подключается к двум наконечникам выводов обмотки статора. При исправной обмотке лампа должна гореть. Если между какими-либо двумя выводами лампа не горит, это указывает на обрыв обмотки или нарушение соединения в средней точке фаз.

Обмотки статора также следует проверить на отсутствие витковых замыканий с помощью омметра. На полюсах статора не должно быть следов задевания за них ротора. При наличии задеваний необходимо проверить пластмассовый держатель подшипника и при необходимости заменить его. Следует убедиться, что подшипник на крышке со стороны шкива сидит плотно.

Проверка ротора генератора 9422.3701.

Ротор необходимо проверить на отсутствие витковых замыканий с помощью омметра, присоединяя его наконечники к контактным кольцам. С помощью контрольной лампы нужно проверить ротор на отсутствие замыканий его обмотки возбуждения на корпус, для чего один наконечник соединить с корпусом ротора, а другим поочередно касаться одного из двух контактных колец. При наличии повреждений ротор подлежит замене.

Если при осмотре контактных колец ротора обнаружено, что они загрязнены и имеют следы подгорания и неравномерного износа по ширине, их следует зачистить мелкой наждачкой зернистостью 80 или 100. Для зачистки колец необходимо закрепить ротор за фланец передней крышки в тисках и плавно его поворачивая, зачистить кольца наждачкой.

Если кольца имеют сильный износ и биение поверхностей, их следует проточить на токарном станке. Шероховатость колец после обработки должна иметь параметр Rа=1.25. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец — 12.6-0.3 мм. После проточки следует проверить индикатором биение контактных колец.

Биение колец больше 0.08 мм приводит к их быстрому подгоранию и износу щеток, особенно при высоких частотах вращения коленчатого вала двигателя. Подшипники ротора должны вращаться легко без заеданий и больших люфтов, не более 0.25 мм.

Проверка выпрямительного, диодного, блока БВ01-105 генератора 9422.3701.

Выпрямительный блок необходимо тщательно очистить от грязи. Проверку диодов произвести с помощью контрольной лампы 3-21 Ватт. Так как в каждой секции блока смонтированы диоды различной полярности, их проверяют при различной полярности включения аккумуляторной батареи.

При включении проверяемого диода по схеме А лампа должна гореть, а при включении по схеме В не должна. Если указанное условие не выполняется, то необходимо заменить выпрямительный блок. Более тщательную проверку диодов следует делать с помощью приборов для проверки полупроводниковых приборов.

Проверка генератора 9422.3701 на стенде.

Исправность генератора и правильность его сборки определяются проверкой частоты вращения, при которой генератор 9422.3701 начинает отдавать ток в 40А и 70А. Проверка производится на испытательном стенде Э242 или аналогичном, состоящем из электродвигателя, плавно изменяющего частоту вращения ротора генератора до 5000 оборотов в минуту, вольтметра, амперметра, реостата, создающего нагрузку до 70А в цепи генератора и аккумуляторной батареи.

Для проверки исправности генератора необходимо :

— включить выключатель 7, при этом должна загореться контрольная лампа — довести частоту вращения генератора до 1500 оборотов в минуту, вольтметр должен показывать напряжение 13 Вольт, контрольная лампа должна погаснуть — увеличить частоту вращения генератора до 1800 оборотов в минуту и включить выключатель 4 — с помощью реостата установить по амперметру нагрузку 40А

— увеличить частоту вращения генератора до 5000 оборотов в минуту и установить с помощью реостата нагрузку 70А, при этом вольтметр должен показывать напряжение 13.8-14.2 Вольт

Техническое обслуживание генератора 9422.3701.

При очередном техническом обслуживании необходимо проверить надежность крепления генератора к двигателя. При проверке регулятора напряжения и щеточного узла генератора необходимо :

— снять регулятор со щеточным узлом с генератора — очистить щетки от пыли и грязи, проверить высоту щеток и легкость их перемещения под действием щеточных пружин — при выступании щеток менее 4.5 мм регулятор напряжения со щетками или щетки следует заменить — при необходимости проверить регулируемое напряжение — протереть неэтилированным бензином контактные кольца

— зачистить их в случае сильного износа или подгорания

Возможные неисправности генератора 9422.3701.

При работе двигателя на средней частоте вращения напряжение ниже 12 Вольт.

— слабо натянут приводной ремень — неисправен регулятор напряжения, щеточный узел или обмотка возбуждения — неисправен выпрямительный блок

— обрыв или межвитковое замыкание в обмотках статора или ротора

Указатель напряжения показывает напряжение выше 15 Вольт.

— неисправен регулятор напряжения

Генератор 9422.3701 издает повышенный шум при работе.

— задевание ротора за полюса статора — ослабление стяжных винтов крышек генератора — заедание подшипников

— выработка посадочного места под подшипник со стороны щеточного узла

auto.kombat.com.ua

Таблетка для возбуждения - журнал За рулем

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ТАБЛЕТКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ «САМАРЫ» — ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ, НО...

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Если генератор на «Самаре» неожиданно «задурил», то вам может понадобиться таблетка. Не для себя — для генератора.

Напомним в двух словах, для чего «прописывают» подобные таблетки. Дело в том, что напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока. Чем больше частота вращения ротора, тем выше создаваемое генератором напряжение, а чем больше ток нагрузки, тем напряжение меньше. Для его стабилизации на определенном уровне изменяют магнитный поток генератора, управляя током обмотки возбуждения. Именно этим и занимаются интегральные регуляторы напряжения (ИРН), они же — «таблетки».

Купить «таблетку» сегодня несложно — мы остановились на магическом числе семь. Может быть, и наша экспертиза обойдется на сей раз без явного брака? Внешний вид «семерки» показан на фото 1–7.

Если предшественник «таблеток» из семейства вибрационных реле-регуляторов и их контактно-транзисторных сородичей были ремонтопригодными, то все приобретенные нами — «одноразовые»: не подействовала — покупай новую. Исключение составляет только № 4 — щеточный узел изделия выполнен съемным, а потому при должной сноровке его можно быстро заменить на аналогичный, если таковой имеется под рукой. Еще одно конструктивное отличие этой «таблетки» — так называемый вывод «Б» в виде торчащего наружу провода с клеммой. На него следует подать «плюс» — иначе изделие работать не будет.

Тех, кто любой ценой будет пытаться собрать из нескольких неисправных регуляторов один нормальный, отговаривать не станем — досуг бывает разным. Постарайтесь, по крайней мере, не перегреть паяльником пластмассовый корпус «таблетки»... А мы тем временем проверим наши покупки на соответствие требованиям ГОСТов, технических условий и прочих солидных документов. Оценим внешность изделий, измерим уровень регулируемого напряжения, а затем сымитируем несколько аварийных ситуаций. Краткие комментарии, как обычно, разместим под соответствующим фото, а данные измерений укажем в таблице.

Регулируемое «таблетками» напряжение измеряли многократно. Сначала — при частоте вращения ротора генератора n=4000 об/мин и токе нагрузки 18 А, когда температура окружающей среды равнялась 25°С, а емкость аккумуляторной батареи составляла 50, 75 и 100% от номинала. Напряжение должно равняться 13,9–14,3 В. Затем задачу усложнили: частоту вращения ротора стали изменять в пределах от 2200 до 10 000 об/мин, нагрузку — от 0,3 до 36 А, а температуру — от —20 до +85°С. Напомним, что в этих случаях регулируемое напряжение не должно выходить за пределы диапазона от 13,5 до 14,6 В. Заодно проверили величину падения напряжения в выходной цепи ИРН — вольтметр должен показать не более 1,3 В.

«Издевались» над изделиями так. Сначала заставили «попотеть» силовую часть их электронной начинки: из привычного режима «включился-выключился» загнали ее на предел возможного. Судите сами: частота вращения ротора — 2200 об/мин, ток нагрузки генератора — 36 А, емкость аккумулятора — всего 40%... В таких условиях ток через обмотку возбуждения генератора должен протекать постоянно — и так полчаса. Затем испытали изделия на «дуракоустойчивость» и пару десятков раз «случайно» отключили «массу» аккумулятора. Во всех правильных пособиях написано, что так делать нельзя, но...

Что обычно делает «чайник», полностью разрядивший свой аккумулятор и все-таки не сумевший пустить двигатель? Правильно — он устанавливает под капот исправную батарею соседа, заводит машину, а затем, не глуша двигатель, снимает чужой аккумулятор и возвращает на место собственный... Фактически мы проделали то же самое — при токах нагрузки от 10 до 36 А. А «под занавес» попробовали «поиграть» с клеммой «Ш» — это та, что соединена с обмоткой возбуждения генератора через одну из щеток. Токи нагрузки те же, а контакт по нашей милости то появится, то исчезнет — и так 17 раз для каждой «таблетки».

Результаты испытаний оказались много лучше, чем ожидалось. Все регуляторы легко «подружились» с вольтметром и уложились в требуемый диапазон стабилизации напряжения. Более того, ни один из них не испугался наших «пыток» — с такими изделиями средний «чайник» может по-прежнему не читать книжек. Как тут не вспомнить про магию числа семь...

А для тех, кто любит читать, по секрету сообщим — в требования технических условий под «пытками» уложились не все! И если изделия № 1, 2, 3 и 7 не забыли своих обязанностей даже при отключении «массы», то № 4, 5, 6 при этом «дрогнули». Можно ли «упрекнуть» их в этом или нет — судить читателям. Нам же кажется, что при наличии выбора стоит отдать предпочтение тем изделиям, которые вообще не дали повода усомниться в своих достоинствах. Тем более, что цена всех семи регуляторов практически одинакова.

361.3702 

Изготовитель / ОАО «Автоэлектроника»,

Калуга

Маркировка изделия правильная: указаны фирменный знак изготовителя, основные параметры и дата выпуска. «Обычные» режимы проверки регулятор выдержал нормально, а при «аварийных» продемонстрировал абсолютное спокойствие, не «шелохнувшись» ни на десятую долю вольта.

Резюме — отличное изделие.

46.3702 

Изготовитель / ОАО «Автоприбор»,

Владимир

Не указан ни один из основных параметров изделия — странно. А по «электрике» вопросов нет.

Резюме — все хорошо, но ГОСТ по маркировке нужно уважать.

54.3702 

Изготовитель / ООО «АСТРО»,

Пенза

К маркировке претензий нет. К профессионализму — тоже.

Резюме — не подведет.

56.3702 

Изготовитель / ООО «АСТРО»,

Пенза

Маркировка нормальная. Вот «хулиганить» с таким изделием не стоит — при «аварийных» отключениях батареи можно что-нибудь спалить. Да и вообще, для «Самары» торчащий проводок ни к чему.

Резюме — профессионал справится, а «чайнику» такое не нужно.

61.3702 

Изготовитель / фирма «Энергомаш»,

Калуга

Маркировка претензий не вызывает. При «пытках» чуть-чуть вылезло за «рамки приличий», но это не беда.

Резюме — нормальное изделие.

Я212А11 

Изготовитель / по-видимому,

фирма VTN

Лидер по «отсутствию» маркировки — не указаны ни параметры, ни дата изготовления... Поэтому даже приклеенный ярлык VTN доверия не вызывает. В нормальных режимах ведет себя хорошо, а вот при «аварийных» — капризничает.

Резюме — на безрыбье сойдет, но в целом не понравилось.

Я212А11Е

Изготовитель / по-видимому, СКБ

«Элькор», Нальчик

Параметры изделия не указаны, но «материальная часть» — в порядке.

Резюме — до оценки «отлично» не дотянуло.

www.zr.ru

Устройство генератора 9422.3701 с регулятором напряжения Я212А11Е и встроенным выпрямительным блоком, и его работа.

Трехфазный синхронный генератор переменного тока 9422.3701 предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ГАЗ и УАЗ. В составе генератора 9422.3701 находятся встроенный выпрямительный блок и регулятор напряжения Я212А11Е. 

Устройство генератора 9422.3701 с регулятором напряжения Я212А11Е и встроенным выпрямительным блоком.

Генератор 9422.3701 состоит из статора, ротора, крышки со стороны контактных колец с установленным снаружи выпрямительным блоком и конденсатором, крышки со стороны привода, щеткодержателя с регулятором напряжения, шкива и кожуха.

Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, имеет тридцать шесть равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «двойная звезда».

Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора. Для обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи контактной сварки приварен вентилятор. Со стороны контактных колец на вал напрессован подшипник и два контактных кольца.

Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами, в ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержателя от попадания пыли и влаги. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник. Щеткодержатель состоит из пластмассового корпуса, на котором установлен регулятор напряжения и графитовые щетки ЭГ 51А.

Технические характеристики генератора 9422.3701.

— Номинальное напряжение, В : 14 — Выпрямленный ток, А : 72 — Частота вращения ротора генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов при самовозбуждении в комплекте с аккумуляторной батареей при напряжении 13 Вольт должна быть при токе нагрузки 28 А, не более мин-1 : 1600 — Регулируемое напряжение генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов и изменении тока нагрузки от 5+0.25 Ампер до 63+-3 Ампер при частоте вращения 6000+-300 мин-1 должно находится в пределах, В : 13.5-14.3 — Ток возбуждения генератора не более, А : 5.0 — Масса генератора без шкива не более, кг : 4.9

— Давление на щетки при сжатии пружины до 11.5 мм, Н : 0.044+-0.0035

auto.kombat.com.ua


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости