Таблица 1
Температура электролита,0С!! | Поправка к показанию денсиметра,г/см3 |
+60 +45 +30 +15 0 -15 -30 -40 | +0,03 +0,02 +0,01 0,09 -0,01 -0,02 -0,03 -0,04 |
17
Допускается установка на автомобиль сухозаряженной батареи после 20-минутной пропитки ее электролитом, если батарея находилась на хранении не больше 1 года, а температура заливаемого электролита не превышает 15 °С. Однако при первом перерыве в работе автомобиля рекомендуется батарею полностью зарядить и довести плотность электролита до нормы.
Хранение и заряд.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до —50 °С. Батареи устанавливают крышками вверх. При этом должны быть плотно ввинчены пробки с приливами, установлены герметизирующие детали (уплотнительные диски), наклеены герметизирующие пленки. Перед началом эксплуатации проверяют состояние мастики на батареях обычной конструкции. Трещины удаляют, оплавляя мастику слабым пламенем газовой горелки или электрическим паяльником.
Батареи, снятые с автомобилей после непродолжительной эксплуатации, перед постановкой на хранение полностью заряжают. Плотность электролита доводят до нормы, соответствующей данному климатическому району. В период бездействия при положительной температуре воздуха батарею нужно ежемесячно подзаряжать. При отрицательной температуре воздуха можно ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита, и подзаряжать батарею только в тех случаях, когда плотность электролита снижается более чем на 0,04 г/см3. В таком состоянии батареи могут храниться не более 1,5 лет при отрицательной температуре воздуха и не более 9 месяцев (в пределах гарантийного срока эксплуатации) при положительной температуре.
Батареи, снятые с автомобилей после длительной эксплуатации, следует полностью зарядить и, доведя плотность электролита до нормы, подвергнуть тренировочному разряду током 10-часового режима при температуре электролита 18—27 °С. Батареи не рекомендуется ставить на длительное хранение, если длительность разряда оказывается меньше 7,5; 6,5 и 5,5 ч при плотности электролита соответственно 1,28; 1,26 и 1,24 г/см3 при его температуре 25 °С. Тренировочный разряд заканчивается при снижении напряжения до 1,7 В на одном из аккумуляторов батареи. Батареи со скрытыми межэлементными перемычками разряжают до напряжения на выводах 5,1. В для батарей, напряжением 6 В, и до 10,2 В для батарей, напряжением 12 В.
При транспортировании не залитых электролитом аккумуляторных батарей необходимо обеспечить защиту их от механических повреждений, атмосферных осадков и попадания прямых солнечных лучей.
Уход.
Уход за аккумуляторной батареей на автомобиле сводится к поддержанию в чистоте ее поверхности, периодической проверке состояния и зарядных режимов. Наличие на поверхности батареи электропроводного слоя пыли, смоченной водой или раствором серной кислоты, приводит к постепенному разряду батареи и коррозии металлических деталей крепления. Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смоченной в 1 %-ном растворе кальцинированной соды или в растворе нашатырного спирта. Не реже 2 раз в месяц следует проверять надежность крепления батареи, плотность контакта наконечников проводов с полюсными выводами и чистоту вентиляционных
18
отверстий пробок.
Выводы батареи и наконечники проводов рекомендуется смазывать техническим вазелином.
Вследствие газовыделения и испарения воды постепенно понижается уровень электролита. Для его восстановления добавляют дистиллированную воду. Электролит той же плотности доливают в том случае, если точно установлено выплескивание электролита из аккумулятора. Причиной выплескивания электролита на поверхность крышки и быстрого уменьшения его уровня может быть систематический перезаряд батареи.
Уровень электролита определяют стеклянной трубкой диаметром 6—8 мм и длиной 100—120 мм. Трубку опускают в заливное отверстие до упора в предохранительный щиток. Верхний конец трубки закрывают пальцем и вытаскивают ее из аккумулятора. Высота столбика электролита в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе над предохранительным щитком. Нормальным считается уровень в пределах 10—15 мм. В аккумуляторных батареях с прозрачными пластмассовыми моноблоками уровень электролита в каждом аккумуляторе контролируют через стенки моноблока.
Заряженные и исправные аккумуляторные батареи теряют емкость при длительном бездействии. Потеря емкости при разомкнутой внешней цепи обусловлена саморазрядом вследствие недостаточной чистоты активной массы и неравномерной плотности электролита по высоте. Саморазряд связан также с переходом сурьмы в раствор серной кислоты в результате коррозии решеток положительных электродов. Сурьма ускоряет коррозию и способствует выделению водорода. Саморазряд существенно уменьшается при использовании малосурьмянистых и свинцово-каль-цневых сплавов.
Саморазряд заряженной батареи, кроме необслуживаемой, после бездействия в течение 14 суток при температуре окружающего воздуха (20 ± 5) °С не должен превышать 10 % номинальной емкости, а после бездействия в течение 28 суток 20 %. Саморазряд необслуживаемой батареи (например, 6СТ-55АЗ) после ее бездействия в течение 90 суток не должен превышать 10 % номинальной емкости, а после бездействия в течение года 40 %.
19
Один раз в три месяца и при снижении надежности пуска двигателя следует проверять степень разреженности батареи по плотности электролита. Плотность электролита измеряют денсиметром 3, помещенным в стеклянную пипетку 2 (рис. 8 а) или плотномером (рис. 8,б).
При измерении плотности денсиметром со шкалой, имеющей цену деления 0,01 г/см3, и пределами измерения 1,1 —1,3 г/см3 рукой сжимают резиновую грушу 1 и наконечник 5 пипетки 2 погружают в электролит. При отпускании груши полость пипетки заполняется электролитом. Плотность электролита определяют по делению шкалы денсиметра, которая устанавливается на уровне мениска электролита. Во время отсчета показаний денсиметра уровень электролита в пипетке должен совпадать с уровнем глаз. Чтобы учесть температурную поправку, одновременно с плотностью измеряют температуру электролита. В прозрачном пластмассовом корпусе 6 плотномера (см. рис. 8 б) размещены поплавки 7, имеющие различную массу. При измерении полость плотномера заполняют электролитом. Плотность определяют по тому из всплывших поплавков, против которого на прозрачном корпусе выполнена надпись с большим значением плотности. Для повышения точности измерений необходимо отвести определенное время на выравнивание температуры электролита и поплавков
20
после заполнения плотномера электролитом.
Разреженность батареи по величине измеренной плотности определяют с учетом начальной плотности электролита полностью заряженной батареи в соответствии с климатическим районом эксплуатации (табл.2).
Аккумулятор – это накопитель электрической энергии. В автомобиле его основной задачей является запуск двигателя, именно в момент запуска батарея теряет значительную часть своего запаса энергии. Поэтому если вдруг ваше авто не заводится в течение 5 секунд от начала, то следует выключить зажигание, подождать минуту и повторить попытку снова. Если после трех таких неудачных подходов машина не завелась, то не следует больше мучать стартер и батарею, а нужно искать неисправность. Если будете продолжать попытки и далее, то очень скоро ваша аккумуляторная батарея (АКБ) перестанет выдавать достаточно тока для вращения двигателя и ее придется заряжать от зарядного устройства.
Только что мы привели пример, как не стоит часто делать для того чтобы продлить срок службы АКБ. Еще одной из функций аккумулятора в автомобиле является подпитка энергией потребителей тока в то время, когда машина не заведена или же когда в аварийном случае нужно добраться до места ремонта по причине неисправности генератора автомобиля.
Следует упомянуть еще и о таком моменте - на машинах, оснащенных инжекторными двигателями, АКБ выполняет роль стабилизатора напряжения, которое поступает в сеть от генератора. Поэтому не рекомендуется отключать батарею при работающем двигателе, дабы избежать проблем с контроллером.
Все вышеперечисленные нюансы говорят о том, что к состоянию АКБ нужно относиться наиболее пристально.
Автомобильные аккумуляторы бывают нескольких видов, рассмотрим основные 4 из них.
Обслуживание аккумулятора автомобиля заключается в проверке величины напряжения на клеммах, уровня электролита во всех банках, его плотности и уходе за состоянием корпуса батареи и контактов.
Следует помнить, что летом в очень жаркую погоду процесс испарения воды усиливается в разы и необходимо проверять уровень электролита в аккумуляторе хотя бы раз в месяц. Если корпус батареи немного прозрачный, то приглядевшись сбоку можно определить уровень жидкости в нем для каждой из банок. Многие АКБ оснащены метками min и max, по которым и судят, следует ли добавлять дистиллированную воду. Если так оказалось, что визуально проверить уровень электр-та нельзя, то нужно будет отвернуть поочередно каждую из пробок и проверить количество жидкости, например тонкой стеклянной трубкой (длиной около 10 см) или на глаз, кто уже более опытен. Трубкой это делается так: аккуратно опускаем ее в заливное отверстие, где мы выкрутили пробку, пока она не упрется в верхнюю сетку блока пластин, зажимаем пальцем верхнее отверстие трубки и вынимаем. Уровень электролита должен быть не менее 10-15 мм, если у вас он меньше, то смело можно добавлять дист. воду, которую лучше всего купить в автомагазине или в обычной аптеке.
Многие современные аккумуляторы оснащены специальным цветным датчиком, по которому можно судить о степени заряженности АКБ. На корпусе батареи должна иметься расшифровка его показаний, чаще всего это выглядит так: зеленый - батарея заряжена, черный - требует подзарядки, белый - разряжена или пришла в негодность. Принцип работы такого поплавка как раз основан на измерении плотности электролита, но многие автолюбители жалуются, что иногда его показания ошибочны, так что верить ему или нет, каждый решает сам.
Рассмотрим ситуацию, когда нужно проверить плотность электролита ареометром. Что из себя представляет этот прибор описано здесь, а как им пользоваться на этой странице. Мы будем использовать автомобильный ареометр, который представляет собой стеклянную колбу с обычным ареометром внутри, на концах которой снизу длинный шланг, а сверху груша. Температура окружающего воздуха и электр-та должна быть от +20С до +30С. Приступим к замеру. Берем прибор, сдавливаем грушу для того чтобы выпустить воздух, опускаем нижним концом в электр-т как можно ниже. После чего медленно начинаем набирать жидкость, разжимая постепенно грушу пока ареометр внутри не всплывет на достаточный для измерения уровень (должен свободно плавать, не касаясь дна и стенок). Расположив прибор строго вертикально, смотрим на нижний мениск, это и будет являться показанием плотности электролита. Нажимаем на грушу, чтобы отправить жидкость обратно, откуда мы ее откачали. Проверяем таким же образом все банки и делаем выводы.
При работе с электр-м следует соблюдать установленные правила безопасности, при попадании на кожу он вызывает ожог. Электролит - это серная кислота, разбавленная водой.
Если аккумулятор ранее не закипал и из него по каким-либо причинам не вытекал электр-т, то до доведения плотности до нужного уровня достаточно добавлять лишь дистиллированную воду.
Величина эта зависит от того, где эксплуатируется батарея и какова температура окружающего ее воздуха. Ниже приведена таблица с некоторыми такими значениями.
Климатические зоны, где средняя месячная температура воздуха в январе в °С составляет: | Значения плотности электролита в АКБ при 25 °С (г/см3) | |
заливаемого в АКБ | заряженной АКБ | |
от -50 до -30 | 1,28 | 1,30 |
от -30 до -15 | 1,26 | 1,28 |
от -15 до -8 | 1,24 | 1,26 |
от -8 до +4 | 1,21 | 1,23 |
Ниже на рисунке в зеленой области представлены рекомендуемые значения плотности электролита в зависимости от температуры окружающего воздуха. Так же по нему можно сориентироваться какие температуры для вашей АКБ будут критичны, ведь если дать элек-ту замерзнуть, то это значительно сократит срок ее эксплуатации, если не убьет вовсе.
Так же необходимо знать, чему должно быть равно напряжение заряженного аккумулятора, ведь достаточные уровень и плотность электролита еще не говорят о степени зарядки АКБ. Чтобы измерить напряжение батареи, нужно воспользоваться вольтметром или мультиметром, при этом перед процедурой необходимо снять «минусовой» провод с клеммы.
Напряжение на выводах, В | Уровень зарядки акк. % |
12,6-12,9 | 100 |
12,3-12,6 | 75 |
12,1-12,3 | 50 |
11,8-12,1 | 25 |
11,5-11,8 | 0 |
Если уровень напряжения говорит о том, что батарея недостаточно заряжена, следует это исправить, ознакомившись со статьей – «автомобильный аккумулятор зарядка»
Последним штрихом в обслуживании АКБ является проверка состояния крепления его к кузову автомобиля и проверка надежности контактов на клеммах батареи. Если контакты окислены следует снять с них провода и поочередно зачистить либо напильником, либо шкуркой, а затем смазать, например литолом или графитовой смазкой.
Касаться токопроводящим предметом сразу обеих клемм АКБ запрещено, это вызовет короткое замыкание и может привести к пожару или взрыву батареи.
Следует так же осмотреть отверстия в пробках корпуса АКБ на наличие загрязнений и при необходимости очистить их. Поверхность акк-ра всегда должна находиться в чистом и сухом состоянии, для этого можно использовать салфетку, смоченную в 10% растворе нашатырного спирта или обычной пищевой соды, при этом следите, чтобы влага не попала внутрь. Помните, своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля поможет существенно увеличить срок его службы.
Фильтрпо отрасли:
Главная • Статьи • Таблица зависимости плотности электролита от уровня заряда и температурыТемпература электролита | Wet Low Maintenance (Sb/Ca) or Wet Standard (Sb/Sb) батарея | Wet «Mainteneance Free» (Ca/Ca) или AGM/Gel Cell VRLA (Ca/Ca) батарея | ||||||||||||||
Значение плотности электролита | Значение напряжения разомкнутой цепи | Значение напряжения разомкнутой цепи | ||||||||||||||
°F | °С | 100% SoC | 75% SoC | 50% SoC | 25% SoC | 0% SoC | 100% SoC | 75% SoC | 50% SoC | 25% SoC | 0% SoC | 100% SoC | 75% SoC | 50% SoC | 25% SoC | 0% SoC |
120 | 48,9 | 1,249 | 1,209 | 1,174 | 1,139 | 1,104 | 12,663 | 12,463 | 12,253 | 12,073 | 11,903 | 12,813 | 12,613 | 12,413 | 12,013 | 11,813 |
110 | 43,3 | 1,253 | 1,213 | 1,178 | 1,143 | 1,108 | 12,661 | 12,461 | 12,251 | 12,071 | 11,901 | 12,811 | 12,611 | 12,411 | 12,011 | 11,811 |
100 | 37,8 | 1,257 | 1,217 | 1,182 | 1,147 | 1,112 | 12,658 | 12,458 | 12,248 | 12,068 | 11,898 | 12,808 | 12,608 | 12,408 | 12,008 | 11,808 |
90 | 32,2 | 1,261 | 1,221 | 1,186 | 1,151 | 1,116 | 12,655 | 12,455 | 12,245 | 12,065 | 11,895 | 12,805 | 12,605 | 12,405 | 12,005 | 11,805 |
80 | 26,7 | 1,265 | 1,225 | 1,190 | 1,155 | 1,120 | 12,650 | 12,450 | 12,240 | 12,060 | 11,890 | 12,800 | 12,600 | 12,400 | 12,000 | 11,800 |
70 | 21,1 | 1,269 | 1,229 | 1,194 | 1,159 | 1,124 | 12,643 | 12,443 | 12,233 | 12,053 | 11,883 | 12,793 | 12,593 | 12,393 | 11,993 | 11,793 |
60 | 15,6 | 1,273 | 1,233 | 1,198 | 1,163 | 1,128 | 12,634 | 12,434 | 12,224 | 12,044 | 11,874 | 12,784 | 12,584 | 12,384 | 11,984 | 11,784 |
50 | 10,0 | 1,277 | 1,237 | 1,202 | 1,167 | 1,132 | 12,622 | 12,422 | 12,212 | 12,032 | 11,862 | 12,772 | 12,572 | 12,372 | 11,972 | 11,772 |
40 | 4,4 | 1,281 | 1,241 | 1,206 | 1,171 | 1,136 | 12,606 | 12,406 | 12,196 | 12,016 | 11,846 | 12,756 | 12,556 | 12,356 | 11,956 | 11,756 |
30 | -1,1 | 1,285 | 1,245 | 1,210 | 1,175 | 1,140 | 12,588 | 12,388 | 12,178 | 11,998 | 11,828 | 12,738 | 12,538 | 12,338 | 11,938 | 11,738 |
20 | -6,7 | 1,289 | 1,249 | 1,214 | 1,179 | 1,144 | 12,566 | 12,366 | 12,156 | 11,976 | 11,806 | 12,716 | 12,516 | 12,316 | 11,916 | 11,716 |
10 | -12,2 | 1,293 | 1,253 | 1,218 | 1,183 | 1,148 | 12,542 | 12,342 | 12,132 | 11,952 | 11,782 | 12,692 | 12,492 | 12,292 | 11,892 | 11,692 |
0 | -17,8 | 1,297 | 1,257 | 1,222 | 1,187 | 1,152 | 12,516 | 12,316 | 12,106 | 11,926 | 11,756 | 12,666 | 12,466 | 12,266 | 11,866 | 11,666 |
Инструменты | |
|
Периодичность
Через каждые 15 000 км пробега проверяйте уровень и плотность электролита.
Регулярно очищайте аккумулятор от пыли и грязи. Если на корпусе появились трещины или вспучивание верхней крышки, замените аккумулятор.
Электролит должен быть прозрачным. Бурый оттенок свидетельствует об осыпании активной массы пластин — надо менять батарею.
Внимание
При эксплуатации уровень электролита постепенно снижается из-за испарения воды, входящей в его состав. Для восстановления уровня доливайте в батарею только дистиллированную воду. При проверке плотности будьте осторожны: в состав электролита входит серная кислота! Капли электролита, попавшие на детали автомобиля или на открытые участки тела, немедленно промойте большим количеством воды. Во время зарядки аккумулятора не курите и не пользуйтесь открытым огнем. Перед зарядкой снимите аккумулятор с автомобиля, иначе “закипевший” электролит может выплеснуться на кузов и детали автомобиля.Таблица 1. Корректировка плотности электролита в зависимости от температуры
Температура электролита, °С | Поправка, г/см3 |
От -40 до -26 | -0,04 |
От -25 до -11 | -0,03 |
От -10 до 4 | -0,02 |
От 5 до 19 | -0,01 |
От 20 до 30 | -0,00 |
От 31 до 45 | 0,01 |
Таблица 2. Плотность электролита при 25 °С, г/см3
Климатический район (средне месячная температура воздуха в январе, °С) | Время года | Полностью заряженная батарея | Батарея заряжена | |
на 25% | на 50% | |||
Очень холодный (от –50 до –30 °С) | Зима Лето | 1,30 1,28 | 1,26 1,24 | 1,22 1,20 |
Холодный (от –30 до –15 °С) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (от –15 до –8 °С) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (от 0 до 4 °С) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Жаркий сухой (от –15 до 4 °С) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Таблица 3. Примерные нормы корректировки плотности электролита
Требуемая плотность электролита в аккумуляторе, г/см3 | 1,24 | 1,26 | 1,28 | 1,30 |
Реальная плотность электролита, г/см3 | Объем удаляемого из аккумулятора электролита, см3 | |||
1,15 | 254 | 290 | 342 | 396 |
1,16 | 220 | 275 | 330 | 385 |
1,17 | 201 | 259 | 316 | 374 |
1,18 | 181 | 241 | 301 | 362 |
1,19 | 158 | 222 | 285 | 348 |
1,20 | 133 | 200 | 266 | 333 |
1,21 | 105 | 176 | 246 | 316 |
1,22 | 74 | 149 | 223 | 242 |
1,23 | 40 | 119 | 198 | 277 |
1,24 | 0 | 84 | 169 | 253 |
1,25 | 24 | 45 | 136 | 226 |
1,26 | 47 | 0 | 97 | 194 |
1,27 | 68 | 23 | 53 | 158 |
1,28 | 87 | 44 | 0 | 115 |
1,29 | 105 | 63 | 21 | 63 |
1,30 | 112 | 82 | 41 | 0 |
1,31 | 138 | 90 | 59 | 20 |
После удаления электролита необходимо долить такое же количество электролита плотностью 1,40 г/см3. |
После удаления электролита необходимо долить такое же количество дистиллированной воды. |
Порядок работ
|
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453