Для каждого автовладельца очень важно, чтобы электропитание его авто было надежным. Для этого предназначено специальное устройство – АКБ, которое нуждается в периодической подзарядке. Тем, кто не знает, как заряжать аккумулятор самостоятельно, необходимо прислушаться к советам профессионалов. Если вы посетите магазин аккумуляторов, то получите консультацию специалистов. Вы узнаете принцип работы этого агрегата, достаточна ли его емкость для вашей машины, длительный ли у него срок эксплуатации.
Желаете научиться заряжать аккумулятор без посторонней помощи? Тогда нужно соблюдать некоторые параметры, выполнение которых обязательно.
Сначала определите номинальную энергоемкость устройства. Оптимальная сила тока должна составлять не более 10% от значения номинала. На клеммах зарядки допустимый уровень напряжения – это значение +10% от номинального показателя АКБ.
Если хотите заряжать аккумулятор в ускоренном темпе, откажитесь от этого решения, так как устройство подвергается повреждениям. Этот процесс выполняется токами высоких значений 20-30 А.
Гелевые батареи следует заряжать без превышения критического показателя напряжения для АКБ такого типа – 14,2 В.
Эти критерии являются основными для эффективной зарядки автомобильного аккумулятора.
Сперва убедитесь, что АКБ действительно разряжена. Разрядка может произойти по причине ошибок в эксплуатации или повреждении корпуса. При нарушении целостности устройства электролит вытечет, а химическая реакция не будет происходить. Поврежденную батарею использовать нельзя. Поэтому прежде чем заряжать аккумулятор, его извлекают из ниши, очищают, тщательно осматривают.
На крышке устанавливается цветовой индикатор. По нему определяют, действительно ли выработан ресурс. Рядом с этим определителем есть наклейка с разъяснением, что обозначают цвета на картинке.
Состояние батареи также можно проверить, измерив напряжение на клеммах обычным тестером. На разрядку АКБ укажет показатель напряжения со значением, ниже номинального.
Также необходимо проверить состояние электролита, его количество. Жидкость должна быть чистой и прозрачной. Ее уровень должен быть немного выше пластин. Если он ниже, нужно дисталлят долить.
Вентиляционное отверстие на крышке батареи должно быть чистым, иначе испарения не смогут выходить наружу.
Прежде чем заряжать аккумулятор, помните о вредных испарениях электролита. В жилом помещении эти работы проводить не рекомендуется.
Сначала зарядку подключают к АКБ, а затем – к сети. Сделать это нужно правильно, иначе предохранители ЗУ выйдут со строя.
Процедуру зарядки выполняют 2-мя способами. При первом работы производят при постоянном показателе 14-16 В. Но так как сила тока представляет собой величину изменяемую, то в начале процесса она может быть на отметке 25-30 В, а затем постепенно понижаться.
Второй вариант немного сложнее. Он выполняется при изменяющемся напряжении с постоянной силой тока, устройством, которое работает по способу постоянного напряжения.
Силу тока 10% энергоемкости аккумулятора выставляют регулятором. Сигналом о полном восстановлении батареи станет стрелка на амперметре в положении «0». На эту операцию потребуется около 13 часов.
Способ подзарядки таким устройством требует особого внимания: при заданных параметрах АКБ должна зарядиться до значения 14 В, далее силу тока уменьшают в 2 раза. После этого уровень зарядки должен составить 15 В, а ток снижен еще наполовину. Удержание указателя на шкале индикатора на одном уровне около 1 часа, указывает на завершение процесса.
Освоив информацию, как заряжать аккумулятор, необходимо также уяснить, что полный заряд АКБ можно проверить нагрузочной вилкой на клеммах. Если нет этого устройства, установите батарею на автомобиль. Стартер должен бодро запустить силовую установку.
Каждый магазин аккумуляторов в Минске, найти который просто с каталогом TAM.BY, будет рад предложить вам широкий выбор АКБ и зарядных устройств.
В данной статье мы поговорим об автомобильных аккумуляторах (АКБ), рассмотрим устройство, схему работы, такие характеристики, как емкость и напряжение, разберем все существующие виды, а также расскажем как правильно заряжать аккумулятор, какие зарядным устройством и как проверить заряд АКБ. В конце статьи приведем примеры проверенных, наиболее надежных моделей на рынке.
Автомобильный аккумулятор — это устройство, которое снабжает электрическим током все электроприборы автомобиля, а также приводит в действие стартер (электродвигатель), который в свою очередь запускает двигатель внутреннего сгорания.
Устройство автомобильного аккумулятора заключается в 6, последовательно соединенных пластин, погруженных в электролит. Электролит это смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Электролит характеризуется таким свойством, как плотность, которое напрямую влияет на заряд аккумулятора.
Каждая пластина состоит из положительный и отрицательных электродов, которые размещаются попеременно. Сама пластина облицована в пластик, стойкий к воздействию серной кислоты. Электроды, как правило, состоят из свинца и пластика, откуда и происходит название — свинцовый аккумулятор.
Если рассматривать классификацию автомобильных аккумуляторов, то можно выделить 3 основных типа:
WET аккумуляторы наиболее распространены, их устройство было описано выше в данной статье т.е. это аккумуляторы с жидким электролитом.
AGM аккумуляторы имеют несколько другую структуру, а именно не имеют жидкого электролита, вместо него присутствует стекловолокно, пропитанное электролитом. Наиболее подробно, о данном типе АКБ, вы можете узнать из специализированной статьи на нашем портале: аккумуляторы AGM устройство и технология.
GEL аккумуляторы имеют гелеобразный электролит, то есть некую середину между WET и AGM (жидким и сухим). АКБ данного вида редко применяются для автомобилей, в основном для мотоциклов, скутеров и водной техники, например, гидроциклов.
Теперь поговорим о свойствах аккумуляторов. Емкость аккумулятора — это энергия полностью заряженной батареи. Измеряется данная величина в Ампер/час. Наиболее ходовыми показателями для легковых автомобилей являются 55 А/ч и 60 А/ч.
Для автомобилей, которые оснащены двигателями большого объема, часто требуются батареи с емкостью 90 А/ч, чтобы достаточно времени и с хорошей скоростью прокрутить двигатель до запуска.
С напряжением все гораздо проще, он стандартно для всех аккумуляторов для легковых автомобилей и это значение равно 12 В (вольт).
Существует несколько способов проверки аккумулятора на исправность и заряд.
Первый из них это проверка мультиметром.
Для тех, кто еще не знаком с данным прибором, рекомендуем подробную статью: как пользоваться мультиметром.
Для измерения напряжения выставляем режим постоянное напряжение DCV 20, вставляем в разъемы черного провода в гнездо COM, красный в гнездо для положительной полярности (может обозначаться как V, mA).
Далее остается только прислонить красный щуп к плюсу АКБ, а черный к минусу. На дисплее мультиметра вы увидите значение напряжения. Рассмотрим классификацию значений и состояния аккумулятора.
Показания мультиметра, В | Уровень зарядки АКБ, % |
12,6-12,9 | 100 |
12,3-12,6 | 75 |
12,1-12,3 | 50 |
11,8-12,1 | 25 |
11,5-11,8 | 0 |
Для того, чтобы вы могли научиться проверять АКБ данным способом самостоятельно, мы подготовили для вас отдельную подробную статью: как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой.
Первым делом отметим, что когда автомобиль заведен, то зарядка АКБ происходит от генератора. Но в следствии значительного износа батареи генератор уже не может восстановить требуемый для следующего запуска заряд. В таком случае, желательно прибегнуть к замене батареи или попробовать зарядить ее специальным зарядным устройством, которое представляет собой преобразователь электрического тока.
Перечислим несколько правил, которые пригодятся вам, когда вы заходите осуществить зарядку аккумулятора:
Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях!
Основой запуска двигателя любого автомобиля является аккумулятор (АКБ). Если карбюраторным ДВС требовалось немного энергии для запуска, то для современных инжекторных машин требуется постоянно мощный, заряженный аккумулятор. Это связано с активацией электробензонасоса, бортового компьютера и т.д.
Содержание статьи:
Существует несколько способов, методов зарядки аккумуляторной батареи. Герметичные необслуживаемые аккумуляторы заряжают по другому, там есть свои правила. Сделать это правильно можно 3 способами:
Третий способ самый лучший. Заряжая этим методом, то есть не на скорость, не происходит газообразование и гидролиза из-за подачи повышенного напряжения.
При использовании первого способа зарядки, когда используется постоянная сила тока, напряжение подается не выше 16,2 Вольта.
Например, если в АКБ емкость 50 А-ч (Ампер*часов_, то, если заряжать первым способом 20 часов, получится, что подавался постоянный ток 2,5 Ампер (50 А*ч / 20 ч = 2,5 А). Чтобы также хорошо зарядилось, но за 10 часов, то нужно обеспечить подачу тока размером 5 Ампер (50/10).
Плюс 1 метода — аккумулятор стает полностью заряженным. Минус 1 метода — выделяются газы из жидкости при нагревании.
Если решили использовать способ постоянной силы тока, то, рекомендуется сначала подавать ток 1/10 от емкости батареи. Затем, когда напряжение одной банки станет 2,4 Вольта, уменьшить ток в 2 раза.
Для гелевых аккумуляторов для авто лучше приобрести хорошее зарядное устройство, которое обеспечивает и стабильную постоянную подачу электричества, без перебоев.
Методом подачи постоянного напряжения, автомобильный аккумулятор можно зарядить до 90 %. Сила тока при зарядке будет меняться из-за появляющегося сопротивления.
Минус второго метода — происходит сильный нагрев электролита. Уравнивающая зарядка используется для устранения результата глубоких разрядов. Хорошо устраняется увеличивающуюся сульфатацию электродов.
Форсированный способ используется для быстрого реанимирования аккумулятора. Не допускать увеличение силы тока до 70 % больше получаса от значения номинальной емкости. Далее, в течение 45 минут надо снизить ток, чтобы был в два раза меньше значения номинальной емкости. Дальше следует заряжать током равным 30 % от номинальной емкости в течении 1,5 часа. При таком способе зарядке надо контролировать температуру электролиту. При превышении температуры электролита свыше 45 градусов, зарядку надо остановить.
Минус форсированного способа в том, что он сокращает срок эксплуатации автомобильного аккумулятора.
Если стартер стал плохо крутить или вообще не крутит, то это может быть севший аккумулятор, а могут быть и другие причины.Проверяем состояние АКБ. Для измерения плотности надо заглушить двигатель. Хороший АКБ с полной зарядкой имеет плотность жидкости от 1,27 до 1,29 г/см3. После этого измеряем напряжение вольтметром или мультиметром в режиме «напряжение», хорошо заряженный аккумулятор имеет напряжение на клеммах от 12,3 до 12,9 Вольт.
Наполовину севший автомобильный аккумулятор будет иметь плотность электролита 1,16 — 1,18 г/см3, а напряжение будет иметь 11,8 — 12 V.
На 1/3 севший АКБ, как правило, имеет плотность жидкости (серная кислота+дистиллированная вода) в пределах 1,23 — 1,25 г/см3, а напряжение будет 12,0 — 12,1 Вольт.
Если аккумулятор полностью разрядился, то плотность его жидкости будет в диапазоне 1,11 — 1,13 г/см3, а напряжение будет ниже 11 Вольт.
Последовательность зарядки аккумулятора в домашних условиях:
Если автомобиль заглох в дороге, а стартер еле крутит и не может завести мотор, либо вообще не крутит, то придется воспользоваться одним из способов заводки ДВС в дороге — это «прикурить». Но, для этого потребуется остановить мимо проезжающую машину. Может повезет, и сосед по дороге остановится. Но, не все готовы прикуривать автомобиль, так как опасаются, что повредится электроника. Чтобы не рисковать, они снимают свой аккумулятор и ставят на ваше авто, заводят, а потом снимают. Когда завели двигатель, его уже нельзя глушить пока не доедете до места назначения.
Ну, и второй способ завести автомобиль с севшим АКБ — это с толкача. Это метод подходит для карбюраторных ДВС.
Рекомендация. Если автомобиль не планируется использовать больше месяца, например, надо уезжать на вахту, на работу, то лучше отсоединить клеммы, даже, если у вас надежный российский аккумулятор ЗВЕРЬ. А если это в зимнее время, то, желательно, занести АКБ в теплое помещение.
Мало кто задумывается, можно ли перезаряжать АКБ и, что будет если батарею перезарядили. Как уже упоминали, нормальная плотность электролита имеет значение 1,27 г/см3. Если плотность будет увеличиваться, то жидкость начинает разделяться на кислоту и воду.
Отделившаяся вода в АКБ может привести к взрыву герметичной батареи, так как вода быстро закипает.
Также, автомобильный аккумулятор может быть взорван по причине «прикуривания» от другой машины.
В этом видео рассказывается, сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор и как сделать это правильно, чтобы не повредить АКБ.
В этом видео «Главная дорога» объясняются причины взрыва АКБ авто.
Отзывы и рекомендации от опытного мастера по авто аккумуляторам.
Зарядка автомобильного аккумулятора производится с использованием специальных зарядных устройств. Чтобы правильно осуществить данный процесс необходимо знать тип автомобильного аккумулятора, его характеристики, а так же правильно подобрать тип зарядного устройства.
В большинстве автомобилей установлены кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи. Конструкция представляет собой шесть баночек, которые помещены в изолирующий корпус, изготовленный из материала. Для корпуса выбирается специальный пластик, устойчивый к воздействию серной кислоты.
Баночки соединены последовательно. В них находятся положительные и отрицательные электроды, представляющие по конструкции свинцовые решётки, покрытые активной массой. Электроды помещены в электролит. Со временем, в процессе эксплуатации пластины выходят со строя, что приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. Чем меньше ёмкость, тем быстрее происходит разрядка АКБ.
Выделяют два типа аккумуляторов.
В обслуживаемых аккумуляторах на баночках есть крышки, которые можно самостоятельно открутить. В таких батареях есть возможность проверить уровень электролита, его качество и, в случае необходимости, есть возможность его долить. Но самостоятельно, не имея опыта данной процедуры, этого делать не рекомендуется. Все операции по проверке качества электролита, его уровня и доливки следует доверить специалисту. Эта работа по цене не дорогая, но в некоторых случаях способна оживить аккумулятор.
В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет крышечек, он полностью цельный. Его ремонт и реанимация не возможны.
Так же, часто автомобилисты добавляют в АКБ дистиллированную воду, этим самым разбавляя электролит. Это делать можно, но только в случае необходимости. Если открутить крышечки на баночках, будет виден уровень электролита, если он ниже электродов, то нужна доливка. Уровень должен быть во всех шести баночках одинаковым.
Не доливайте в аккумулятор воду или же электролит самостоятельно. Прежде чем это делать, следует специальным прибором померить качество электролита. Но если вы всё же решили добавит воду, то доливайте только дистиллированную и небольшими порциями.
По типу заряда устройства делятся на:
Проверить состояние аккумуляторной батареи можно несколькими способами.
Так как автомобильный генератор не способен полностью зарядить батарею, а лишь на 60%, заряжать аккумуляторную батарею рекомендуется хотя бы раз в сезон, перед холодами. Так же следует следить за показаниями гидрометрического индикатора, если он есть.
Первым признаком того, что АКБ нуждается в зарядке, является пуск автомобиля. Если стартер крутится быстро, то всё в норме. Если же медленно и скорость вращения идёт как бы на затухание, это свидетельствует о малом заряде.
Поскольку в АКБ используется серная кислота, нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности. Зарядку следует производить в проветриваемом нежилом помещении при температуре окружающей среды от +10 градусов Цельсия.
Часто задают вопрос, можно ли заряжать аккумулятор не снимая? Да, можно. Но при плюсовой температуре. Если заряжать при минусовой, КПД зарядки уменьшается. Кроме того, когда АКБ долгое время находится на морозе, электролит может подмерзать. Именно поэтому аккумулятор следует заносить в тёплое помещение, где он «разморозиться» и только тогда начинать зарядку.
Перед зарядкой желательно протереть АКБ содовым раствором, это даст возможность убрать остатки кислоты с поверхности. Раствор приготовить прост: одна столовая ложка соды на стакан воды. Если при протирании раствор начнёт шипеть, значит остатки кислоты присутствуют.
После снятия с автомобиля аккумулятора, нужно открутить крышечки с баночек и положить их сверху. Это даст возможность электролиту испарятся при нагревании и не выплескиваться из баночек. Так же следует проверить уровень электролита.
Его можно определить на глаз. Если все пластины полностью погружены в электролит на 0,5 см, значит уровень в норме. Так же стоит обращать внимание на уровни в соседних баночках, они должны быть везде одинаковыми. Если уровень меньше нужного, можно долить дистиллированной воды.
Если же АКБ необслуживаемый (то есть, нет крышечек), эту процедуру игнорируем.
При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. На плюсовую клемму («+») на АКБ нужно подсоединять плюсовую клемму зарядного устройства. К минусовой («-») подсоединяем именно минусовую зарядного устройства. Если перепутать полярность, это приведёт к короткому замыканию и выходу из строя зарядного устройства и аккумулятора. Поэтому стоит быть внимательными. Клеммы промаркированы и на АКБ, и на зарядном устройстве.
На большинстве зарядных плюсовая клемма окрашивается в красный цвет, а минусовая в чёрный.
Заряжать АКБ рекомендуется малыми токами, это даст возможность всем пластинам равномерно распределить заряд, а электролиту не перегреться. Использовать силу тока следует не более 1/10 ёмкости батареи. Она указана на корпусе и обозначается «А/час».
Если зарядное устройство автоматическое и не имеет регуляторных рычагов, значит свои настройки внести невозможно. Обычно такие приборы оснащены индикаторными лампами, обозначающими на каком этапе зарядка АКБ. И при полном заряде загорается зелёная лампочка.
Если в зарядное устройство встроен амперметр, то зарядка будет считается выполненной, когда стрелка прибора установится на нуле.
Время напрямую зависит от силы тока зарядки. Если аккумулятор нужно зарядить срочно, можно осуществить процесс, используя высокие токи, но это уменьшает запас работы батареи. Если спешки нет, то заряжайте малыми токами. При такой зарядке, обычно, процесс не занимает более 8 часов.
Следите за электролитом, если он начал закипать уменьшите силу тока.
По окончании зарядки отсоедините зарядные провода, закрутите крышечки на баночках и протрите АКБ содовым раствором снова. При зарядке капельки электролита испаряются из баночек и оседают на корпусе. Если не убрать электролит с поверхности, может произойти утечка тока по корпусу и аккумулятор быстро разрядится. Эта проблема очень распространенная, так как 80 % автолюбителей этого попросту не знают. Электролит на корпусе особо не видно, он лежит тонкой плёнкой, но этого достаточно чтобы ток проходил по корпусу устройства.
При подключении обратите внимание на состояние клемм и их плотное прижатие к клеммам АКБ. Они не должны быть окисленными и должны плотно прилегать.
Если зарядное устройство отсутствует, а зарядить срочно требуется, можно воспользоваться следующими способами:
При зарядке АКБ используйте все те советы, которые были даны выше и не забывайте про технику безопасности. Берегите глаза от попадания туда кислоты с аккумуляторной батареи, тщательно мойте руки после контакта с крышечками и баночками на АКБ. Заряжать следует в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, в отсутствие детей. Выбирайте зарядное устройство только проверенных брендов, исходя из характеристик вашего аккумулятора, и тогда он верно прослужит вам долгое время.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(10 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453