Я уже писал про катализатор, это важный элемент в очистке отработанных газов. Он их делает банально чище, чтобы не загрязнять окружающую среду (забота об экологии) и я считаю это правильным! Однако через 150 000, а может быть чуть больше это фильтрующая система может выйти из строя, банально забиться или даже оплавится. На панели у вас вылезет CHECK ENGINE, едем на диагностику где вам, и выносят не утешительный вердикт – замена. А цены ой, какие не маленькие. И вот для начала вы сами решили разобраться, даже может и снять катализатор! Но где он находится, как его найти? Сегодня будем разбираться …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Если честно, то иногда можно обойтись прочисткой этой части глушителя, про это я писал здесь. Но зачастую после большого пробега замена неминуема. Весь рабочий слой у него сгорает или оплавляется. Однако сегодня не об этом, будем искать место расположения.
Стоит отметить, что каталитический нейтрализатор, стоит искать в глушителе (если можно так выразиться). Просто ко мне пишут новички, они его ищут среди навесного иногда пластикового оборудования сверху! Ребята это не так, он призван очищать выхлоп, а поэтому – ВСЕГДА находится в начале глушителя автомобиля, там где выходят раскаленные, зачастую недогоревшие газы.
Он то и призван их дожигать и очищать, для этого у него имеется специальная сетка – соты в строении, которая зачастую делается с применением благородных металлов.
ДА вот так вот просто — катализатор в 70% случаев находится именно за выпускным коллектором, в подкапотном пространстве автомобиля. То есть газы собираются из всех 4 цилиндров и заходят в катализатор для очистки. Вы его не перепутаете ни с одним коленом глушителя. Все дело в том, что это толстый «бачонок», по размерам превосходящий остальные части.
Такое крепление продиктовал опыт эксплуатации автомобилей. Раньше эту часть, зачастую крепили под днищем машины, то есть не в подкапотном пространстве, а под днищем. Однако выступающий большой бак (особенно на наших дорогах), зачастую цеплял прелести наших дорог, его банально отрывали! А стоит он недешево, это же не просто труба или резонатор. Поэтому сейчас практически все производители, переходят на крепление именно рядом с коллектором, это практичнее. Хотя справедливости ради, стоит отметить – сейчас до сих пор некоторые производители устанавливают под днищем машины. Это связано с узким подкапотным пространством.
Если открыть капот, то вы не всегда сможете определить место нахождения. Зачастую на многих иномарках, он закрыт защитным металлическим кожухом, так что сверху просто лист и уже под ним и находится катализатор.
Если поднять машину на подъемниках, или заехать на яму, разглядеть его куда проще.
Еще один частый вопрос – а где находятся датчики каталитического нейтрализатора? Многие думают, что они вкручиваются именно в него! Но это не так, по сути в катализаторе датчики не должны быть – они там незачем! А вот перед ним и после него устанавливаются два датчика – кислорода. Задача у них не только замерить содержание кислорода до катализатора и после него, но и увидеть излишний расход топлива в систему. Кстати по данным от этих датчиков может автоматически корректироваться работа подачи топлива, чтобы избежать переливов.
Также эти датчики сигнализируют о выходе из строя «нейтрализатора», если данные перед ним и после него не сильно различаются, это говорит о том, что очистка не происходит – возможно, разрушились или оплавились «соты». Вот тут и выходит ошибка CHECK ENGINE – не радостно.
Сразу хочется отметить, что у меня уже есть такая статья, читаем. Плюсов и минусов здесь полно! Из негативных моментов можно назвать – то, что выхлоп будет выходить напрямую без очистки, а это плохо для окружающей среды, ведь с каждым годом экологический фон только ухудшается. Также вы не пройдете техосмотр, ведь они замеряют выхлопы CO из глушителя. Да и если убрать катализатор из системы, то вам нужно как минимум прошивать ЭБУ, ведь датчики кислорода сойду просто с ума – что тоже не дешево.
Положительные моменты – прибавляется мощность, пусть не значительно, но прибавляется, примерно на 5%. Падает расход топлива, на 5 – 7%. Не нужно покупать дорогостоящий элемент, а зачастую он стоит порядка 30 – 50 000 рублей, все зависит от класса авто.
Так что убрать можно, даже вменяемые плюсы есть, но вот дышать газами от вашего выхлопа придется вашим детям в будущем! Подумайте над этим.
На этом заканчиваю, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ.
В целях создания транспортных средств, удовлетворяющих основным требованиям экологической безопасности, разрабатываются системы, позволяющие снизить ущерб, наносимый окружающей среде при работе автомобиля. Одной из таких систем является катализатор.
Катализатор в машине что это (полное наименование – каталитический нейтрализатор системы выпуска отработавших газов) – это деталь выхлопной системы автомобиля, обеспечивающая минимизацию выделения в атмосферу вредных веществ, образующихся при работе двигателя.
А именно:
Указанные выше вещества входят в состав смога и являются крайне вредными как для человека, так и для природы.
Основной целью работы автомобильного катализатора является сначала нагрев от выхлопных газов, а затем “дожигание” вредных элементов и доведение выхлопа до состояния, удовлетворяющего современным экологическим стандартам.
Если говорить простым языком, каталитический нейтрализатор находится в “середине” системы выпуска отработавших газов.
На автомобилях бюджетных марок выхлопная система устроена примерно таким образом:
Отработавшие газы сначала попадают в выпускной коллектор, далее проходят через сильфон, нейтрализуются в катализаторе, и, наконец, выпускаются в атмосферу через основной глушитель, предварительно пройдя через дополнительный.
На некоторых автомобилях, не оснащенных нейтрализатором, вместо него ставится металлическая проставка, не выполняющая какой-либо особой функции.
Стандартный каталитический нейтрализатор состоит из 3-х основных частей:
Главным элементом является блок-носитель, представляющий собой керамические соты-ячейки, расположенные по ходу движения газов. Ячейки похожи на пчелиные соты, но немного отличаются – ячейки более полые и удлиненные, чем пчелиные соты.
Ячейки покрываются тонким напылением из:
Суть работы катализатора заключается в следующем:
Сами реакции по нейтрализации проходят следующим образом:
Первая стадия очистки | реакция восстановления, снижающая количество оксидов азота |
Вторая стадия | окисления, снижающая уровень несгоревших вредных элементов |
Третий этап | лямбда-зонд передает данные на ЭБУ или бортовой компьютер об объеме кислорода в выхлопе. Далее система регулирует топливно-воздушную смесь посредством добавления топлива или кислорода для оптимальной работы двигателя. Чтобы катализатор был максимально эффективен, нужно, чтобы в смеси было достаточное количество кислорода для осуществления реакций по окислению |
Современные каталитические нейтрализаторы рассчитаны на достаточно большой пробег – от 70 до 150 тыс. километров.
Однако из-за неисправности системы дозирования топливно-воздушной смеси, проблем в системе зажигания или функционального состояния двигателя, катализатор может засориться или вовсе выйти из строя ранее.
Квалифицирующие признаки, подтверждающие ненадлежащую работу катализатора:
В данных случаях рекомендуется убедиться, что проблема действительно в нейтрализаторе и, если да, то заменить его. Но при наличии определенных навыков можно попытаться произвести прочистку.
Существует 2 основных метода прочистки:
Наиболее популярным средством для химического очищения является жидкость для карбюратора.
Процедура следующая:
В случае наличия большого количества загрязнений на сотах, данная процедура очистки сразу может и не помочь. Тогда рекомендуется оставить катализатор на ночь в солярке или керосине, далее снова повторить все этапы.
Метод подходит в случае наличия небольшого количества загрязнений на сотах. Из инструментов и материалов потребуется только наждачная бумага.
Процедура не будет сложной:
Способом прочистки каталитического нейтрализатора без снятия является установка плохо работающих свеч зажигания.
После установки следует выехать на загородную трассу и некоторое время поездить на высокой скорости. Фильтр может прочиститься, а может и нет – в некоторых случаях, катализатор просто начинает плавиться, после чего выходит из строя.
Одной из причин является тюнинг автомобиля. Многие автолюбители, стремясь как следует “прокачать” свою машину, убирают нейтрализатор, ставя на его место трубу-проставку, равную по длине убранному катализатору. В некотором роде, это дает небольшую прибавку мощности (порядка, 3-4 %).
Второй причиной является банальный выход детали из строя. И все бы ничего, если бы стоимость нейтрализатора была либеральной – деталь можно было бы просто поменять. Однако даже на бюджетную иномарку его цена может достигать 20-30 тыс. рублей, если не больше.
Теперь о процедуре удаления. Сделать это можно 2-мя способами:
После “выламывания” сот или монтажа трубы-проставки наступят следующие последствия:
В случае, если соты катализатора полностью забиты, авто будет заводиться и сразу же глохнуть. Либо вовсе не запустится.
Если состояние катализатора близкое к поломке, авто будет хуже разгоняться и набирать обороты. При нажатии на педаль газа у водителя будет ощущение, что авто как будто кто-то “придерживает” за задний бампер.
При забитом нейтрализаторе на панели приборов может постоянно гореть лампочка “Check Engine”. Бортовой компьютер в таком случае укажет на ошибку P0420. Однако “чек” не всегда загорается из-за проблем с катализатором – причиной может быть банальный подсос воздуха в выпускной системе.
Как уже было сказано ранее, вместо катализатора можно поставить трубу такого же размера или просто “выломать соты”.
Однако, при наличии достаточного количества денежных средств, рекомендуется все же купить и поставить деталь.
Перед покупкой желательно проверить цену на данную запчасть. Наша редакция рекомендует пользоваться интернет-магазином запчастей для иномарок Exist ru. Искать можно как по оригинальным каталогам, так и по заменителям. Цены на оригинальные нейтрализаторы начинаются от 10 тыс. рублей и выше (например, на Nexia, Lanos или Logan).
После покупки детали нужно снять старую и поставить новую. Сделать это можно в автосервисе или самостоятельно.
Процесс самостоятельной замены нетрудный, но будут свои нюансы, в зависимости от марки и модели авто.
В общем случае:
Итак, катализатор в автомобиле исполняет важную функцию – защищает окружающую среду от вредных выбросов, производимых двигателем в ходе работы.
В случае выхода из строя нейтрализатора его можно прочистить, заменить или просто поставить трубу-проставку.
В составе выхлопных газов автомобиля содержится довольно много токсичных веществ. Для предотвращения их попадания в атмосферу используется специальное устройство, получившее название «каталитический нейтрализатор» (более известный как «катализатор»).
Он устанавливается на автомобилях, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе. Зная принцип работы катализатора, вы сможете понять важность его работы и оценить последствия, которые может вызвать его удаление.
Нейтрализатор является частью системы выхлопа. Он располагается сразу за выпускным коллектором двигателя.
Катализатор состоит из:
Главная функция каталитического нейтрализатора — это нейтрализация трех основных токсических компонентов отработавших газов, поэтому он получил свое название — трехкомпонентный. Вот эти нейтрализуемые компоненты:
На практике трехкомпонентный каталитический нейтрализатор работает по следующему принципу:
Если в автомобиле установлен дизельный двигатель, то возле катализатора всегда находится сажевый фильтр. Иногда эти два элемента могут быть совмещены в единую конструкцию.
Рабочая температура катализатора играет решающую роль в эффективности процесса нейтрализации токсичных компонентов. Реальное преобразование начинается только после достижения 300°С. Идеальной, с точки зрения эффективности и срока службы, считается температура от 400 до 800°С. В диапазоне температур от 800 до 1000°С наблюдается ускоренное старение нейтрализатора.
Длительная работа при температуре свыше 1000°С оказывает губительное воздействие на катализатор. Альтернативой керамике, выдерживающей высокие температуры, является металлическая матрица из гофрированной фольги. Катализаторами в такой конструкции выступают платина и палладий.
Средний ресурс катализатора составляет 100 тыс. километров пробега, но при правильной эксплуатации он может исправно функционировать и до 200 тыс. километров. Основные причины раннего износа — неисправность двигателя и качество топлива (топливовоздушной смеси).
При наличии обедненной смеси происходит перегрев, а при слишком богатой возникает засорение пористого блока остатками несгоревшего топлива, что препятствует протеканию необходимых химических процессов. Это приводит к тому, что срок службы каталитического нейтрализатора существенно снижается.
Разрушение керамического блока катализатораЕще одной распространенной причиной неисправности керамического катализатора являются механические повреждения (трещины), возникающие при механических воздействиях. Они провоцируют быстрое разрушение блоков.
При возникновении неисправностей работа каталитического нейтрализатора ухудшается, что фиксируется при помощи второго лямбда-зонда. В этом случае электронный блок управления сообщит о неисправности, выдав на приборной панели ошибку «CHECK ENGINE».
Также признаками выхода из строя являются дребезжание, увеличение расхода топлива и ухудшение динамики. В этом случае его меняют на новый (оригинального производства или универсальный). Почистить или восстановить катализаторы невозможно, а поскольку это устройство имеет высокую цену, многие автомобилисты предпочитают просто удалить его.
При удалении катализатора его очень часто заменяют на пламегаситель. Последний выравнивает поток выхлопных газов. Его установка рекомендуется для устранения неприятных шумов, которые возникают при удалении катализатора.
При этом, если вы выбрали именно удаление, лучше полностью снять устройство и не прибегать к рекомендациям некоторых автомобилистов пробить в нем отверстие. Подобная процедура улучшит ситуацию только на время.
В автомобилях, соответствующих экологическим стандартам Евро-3, помимо удаления катализатора необходима перепрошивка электронного блока управления. Ее обновляют до версии, в которой отсутствует каталитический нейтрализатор. Также можно установить эмулятор сигнала кислородного датчика, который избавит от необходимости перепрошивать ЭБУ.
Наилучшим решением при поломке каталитического нейтрализатора будет его замена на оригинальную деталь в специализированном сервисе. Таким образом будет исключено вмешательство в конструкцию автомобиля, а его экологический класс будет соответствовать заявленному производителем.
НА многих современных машинах установлен, так называемый, «катализатор», многие даже не знают и не слышали про такое устройство, но это все до поры до времени! Конечно если у вас новый автомобиль, и вы его допустим, планируете продать через три – пять лет с небольшим пробегом, то вы скорее всего и не узнаете что это такое! НО вот если вы купили импортный автомобиль с пробегом в 150 000 и более тысяч километров, то скорее всего вы обязательно столкнетесь с заменой катализатора. А кто из вас знает, что это такое? И зачем он вообще нужен? Не знаете, тогда читайте дальше …
Как обычно начну с определения.
Катализатор (или каталитический нейтрализатор) – часть глушителя автомобиля (выхлопной системы), которая служит только для одной цели – снижение вредных веществ в выхлопе. А как мы знаем при сгорании топлива в цилиндрах автомобиля, выделяются вредные вещества для человека и атмосферы в целом, такие как CO (окись углерода), CH (углеводороды), NO2 (оксид азота) и т.д., при больших выделениях, могут способствовать образованию в городах смога, как например в Пекине (Китай), небольшое видео.
Катализатор обычно представляет из себя, утолщенную часть глушителя. Если ее снять и посмотреть внутрь, можно увидеть сетку фильтра. При рассечении можно более подробно рассмотреть устройство.
Внутри есть специальные ячейки, очень похожие на пчелиные соты, только полые и удлиненные. Производятся такие ячейки (соты) – либо из элементов с напылением из благородных металлов (как правило — иридия), либо из керамических пластин. Такое строение «сот», обусловлено увеличением площади фильтрования отработанных газов.
Также есть специальный датчик (лямба зонт), который показывает уровень загрязненности газов после катализатора.
Состав этой части глушителя (катализатора), можно условно сравнить с фильтром. Суть такова: отработанные газы из цилиндров попадают на «соты» фильтр. Фильтр нагревается, причем практически докрасна. При таких нагретых сотах, отработанные газы догорают и окисляются в катализаторе, выхлоп автомобиля становится намного чище. Так вредные CO и CH, при прохождении через фильтр превращаются в практически безобидные соединения газов, которые мало наносят вред окружающей среде и человеку.
Ресурс этой важной (для окружающей среды) детали достаточно велик, это 100 – 150 000 километров. При среднем пробеге автомобиля, хватит надолго примерно на 5 – 7 лет, но не больше. «Соты» катализатора попросту выгорают со временем, уменьшаясь в размерах, и при пробеге в 150 000 километров они практически потеряют свойство фильтровать отработанные газы. Таким образом, у вас вылезет ошибка «CHECK ENGINE» на панели приборов, и после проверки нужно будет менять катализатор.
Еще одна причина выхода из строя – это некачественное топливо. Обычно некачественный бензин пытаются искусственно догнать до нужного значения октанового числа, применяя добавки к топливу на основе свинца. При горении такое топливо выделяет гораздо больше температуры, чем современные бензины АИ 92 и 95 (подробнее здесь). Таким образом, катализатор не только нагревается, а еще и оплавляется изнутри, тем самым забивая все фильтрующие «соты». Двигатель не может правильно отводить газы и на панели приборов опять же появляются ошибки. Итог один – замена.
Как вы понимаете, этот элемент с использованием напыления из благородных металлов стоить дешево не может! Вот почему стоимость каталитического нейтрализатора очень высока. На отечественные машины доходит до 10 000 рублей. А вот на иномарках не редки суммы в 30 – 70 000 рублей, все зависит от класса автомобиля.
Стоимость очень высокая, поэтому многие думают просто убрать его из системы, а вот хорошо это или плохо поговорим в следующей статье.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453