С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Как работает датчик детонации двигателя


Датчик детонации. Принцип работы и проверка

Современные автомобили оснащены различными датчиками, на основании показаний которых блок управления регулирует работу всего агрегата. Одним из подобных элементов, участвующих в системе топливного впрыска, является датчик детонации, принцип работы которого основывается на пьезоэффекте.

Располагается датчик детонации на двигателе автомобиля. Он вырабатывает импульсы напряжения от детонационных взрывов в двигателе. На основании показаний, полученных от него, блок управления контролирует подачу топлива, тем самым добиваясь максимальной мощности двигателя и экономичного расхода топлива.

Типы датчиков детонации

Существует две разновидности данного прибора – широкополосный и резонансный. Но в настоящее время резонансный датчик детонации уже не устанавливается серийно. Также следует знать, что они не взаимозаменяемы, так что установить, к примеру, вместо широкополосного резонансный не получится.

Принцип действия

Работа датчика основывается на пьезоэффекте. Контроллер посылает к датчику сигнал постоянного тока с напряжением в 5В. В нем расположен резистор, который уменьшает напряжение до 2,5В и возвращает на контроллер сигнал переменного тока. Передача обратного сигнала осуществляется по цепи получения опорного напряжения. Это возможно по той причине, что сигнал от контроллера поступает в виде напряжения постоянного тока, а обратный – напряжением переменного тока. При возникновении детонационного взрыва в двигателе датчиком генерируется сигнал переменного тока, амплитуда и частота которого напрямую зависят от силы детонации. Если при нормальной работе двигателя на контроллер возвращается сигнал переменного тока с напряжением 2,5В, то контроллер оставляет работу двигателя в текущем режиме. Если же в получаемом сигнале есть отклонения от положенного значения, то контроллер изменяет угол опережения зажигания, чтобы погасить детонации и перевести работу двигателя в экономичный и безопасный режим.

Проверка датчика детонации

В домашних условиях датчик детонации и его работоспособность можно проверить при помощи мультиметра. Прежде всего, необходимо отключить от него электрическую колодку, а после выкрутить его из двигателя. Подключаем тестер к датчику следующим образом: красный (плюсовой) провод соединяется с контактом в разъеме, а черный (минусовой) - с корпусом. Для проверки работоспособности необходимо слегка постукивать по резьбе, в результате чего датчик детонации должен выдавать импульсы напряжения величиной до 300 мВ, которые и регистрирует мультиметр. Если скачки напряжения не регистрируются, то датчик неисправен. Если же мультиметр отлавливает напряжение после каждого удара, то необходимо проверить разъемы датчика и провода. Очень часто именно в плохом контакте заключается отсутствие связи контроллера и датчика, поэтому следует очистить контакты. Также необходимо проверить проводку на обрыв цепи. Вполне возможно, что кабель просто протерся где-то или оборвался.

Характеристики датчиков детонации

1953 Просмотров

Большинство бензиновых моторов комплектуется датчиками детонации. Данный элемент необходим для контроля работы всего мотора, который осуществляет блок управления двигателем. Датчик детонации двигателем располагается по центру блока цилиндров и сообщает главному компьютеру о состоянии вибрациях двигателя. В данной статье мы подробно рассмотрим, где находится датчик детонации двигателем, а также расскажем, для чего нужен датчик детонации.

Работа элемента

Как работает датчик детонации? Это наиболее часто задаваемый вопрос автолюбителей, которые слышали о данном элементе, но не знают его главное назначение и принцип работы.

Влияние показаний данного элемента напрямую оказывает точное воздействие главного бока управления, который осуществляет контроль и питание каждого цилиндра. Благодаря принципу работы этого датчика, бортовой компьютер дает сигналы на приготовление топливной смеси в той или иной пропорции. Использование данного датчика в основном касается только бензиновых двигателей, где стоит блок управления.

Характеристики датчика детонации главным образом влияют на работу синхронизации впрыска топлива в каждый цилиндр, а также помогают устранить те, или иные неисправности связанные с повреждением двигателя. Благодаря своим качествам, данный элемент производит постоянный контроль состояния цилиндропоршневой группы, из-за чего можно производить диагностику и следить за состоянием работы каждого цилиндра. Также можно отметить, что характеристики данного элемента способствуют качественной диагностике компрессии и всего двигателя в целом.

Как происходит детонация

Что такое детонация двигателя? На этот вопрос не каждый мастер может дать квалифицированный ответ. Тем не менее, мы постараемся более доступно объяснить, что такое детонация двигателя и как она проявляется.

В первую очередь детонация двигателя возникает по принципу неправильного смесеобразования и ее сгорания в камере. Другими словами, возникает повышенная вибрация двигателя и увеличивается нагрузка на шатунный механизм. Большинство водителей наверняка слышали такую фразу «пальцы стучат», вот это и есть один из признаков детонации двигателя. Из-за повышенной нагрузки на данную область силового агрегата могут возникнуть серьезные повреждения всего механизма. Чтобы предостеречь водителя о данных неисправностях, датчик детонации сообщает главному блоку управления о неисправностях, связанных со сбоем в работе того или иного цилиндра. В результате на приборной панели автомобиля высвечивается значок, сигнализирующий о поломке.

На детонацию очень часто влияет октановое число бензинового топлива. Благодаря данному датчику бортовой блок управления может управлять углом опережения зажигания и впрыска в зависимости от используемого топлива, а также других условий, связанных с эксплуатацией автомобиля.

Устройство

Главной основой датчика детонации двигателя является пьезоэлектрическая пластина, которая установлена внутри данного элемента. При возникновении детонации данная пластина вырабатывает электрические импульсы, которые впоследствии отправляются в электронный блок управления двигателем. В свою очередь блок управления корректируют смесеобразование в камере каждого цилиндра, а также производят регулировку угла опережения зажигания или впрыска.

Расположение и замена

Данный элемент управления стоит прямо на блоке двигателя, в центральной его части и отвечает за корректировку впрыска. Данное расположение обусловлено тем, что этот элемент производит точную регулировку работы каждого цилиндра.

Крепеж данного элемента основан на жесткой сцепке с помощью центрального болта, который зажимается с определенным усилием. На одной стороне датчика находится специальный разъем для подключения его контактов к блоку управления.

На автомобилях, где двигатель расположен поперечно, данный элемент установлен сзади, чуть ниже впускного коллектора. На автомобилях с продольным расположением мотора, датчик детонации находится также прямо под впускным коллектором.

Зачастую произвести самостоятельную замену данного элемента не представляется возможным, так как необходимо разобрать несколько узлов двигателя.

Если у вас все-таки появилось желание заменить данный элемент самостоятельно, мы постараемся рассказать вам о том, как данный процесс делать правильно.

  1. Независимо от того, как расположен двигатель в вашем автомобиле, вам необходимо демонтировать впускной коллектор. Для этого нужно отсоединить топливную систему и демонтировать всю топливную рейку в сборе с форсунками. Также подлежит демонтажу дроссельный узел, который на большинстве автомобилей охлаждается антифризом.
  2. Перед снятием впускного коллектора необходимо отсоединить трубку клапана рециркуляции отработанных газов, который соединяется при помощи накидной гайки. Такая гайка служит надежным решением для крепежа этой трубки.
  3. Открутите болты впускного коллектора, после чего демонтируйте весь узел целиком, не забывая о том, что его крепит снизу еще один кронштейн.
  4. После демонтажа всей конструкции у вас будет доступ к необходимому элементу. Для его замены необходимо отсоединить электрический разъем и открутить центральный болт от блока двигателя.
  5. В результате демонтажа, вы легко сможете заменить сломанный сенсор новым.
  6. При установке нового датчика внимательно соблюдайте направленность установки, это необходимо для того чтобы разъем был направлен в ту сторону, которую определяет длина провода ЭБУ.
  7. Затяните болт датчика нужным моментом, после чего подсоедините электрический разъем.
  8. Замените прокладку впускного коллектора, после чего установите эту деталь на место и затяните болты нужным моментом.

Внимание! Затягивать болты необходимо от центральной части коллектора, постепенно продвигаясь к крайним крепежам.

Работу по замене данного датчика можно считать завершенной, только после того как вы произведете всю сборку в обратном порядке.

Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы о том, как влияет сенсор детонации на жизнь всего силового агрегата, ведь его характеристики очень важны. Как правило, датчик детонации является весьма надежным устройством, и его выход из строя маловероятен, но все-таки, мы постарались предостеречь автолюбителя и предоставили подробное руководство по его замене.

Как самостоятельно проверить датчик детонации на своем авто

Появление металлического стука — обычное явление в бензиновых моторах ВАЗ. При этом новички часто принимают данный звук за стук «пальцев». Но в 90% случаев причина данного явления — детонация.

Как проверить датчик детонации

Появление данного симптома может привести к крайне неприятным последствиям — вплоть до поломки двигателя. Объяснить это просто. Мотор просто не выдерживает повышенных нагрузок, воздействующих на ГБЦ, поршневую систему и цилиндры.

Для контроля уровня детонации и своевременного предотвращения аварии как раз и устанавливается специальный датчик. В чем же его особенности, как проверить датчик детонации, мы рассмотрим в данной статье.

Устройство и принцип действия датчика детонации

По своей сути датчик детонации — акселерометр, задача которого в приеме и преобразовании энергии механической в электрическую. В частности, датчик детонации «снимает» колебания блока цилиндров и передает полученную информацию в виде электрических импульсов дальше.

Команды от устройства направляются к ЭБУ мотора, который раздает последующие сигналы для устранения неисправности. В частности, передается две команды — по корректировке состава топливовоздушной смести и изменению угла опережения. Итог работы устройства — снижение потребления топлива, повышение мощности мотора и устранение детонации.

Чтобы понять, как работает датчик детонации, важно хотя бы вкратце знать принцип пьезоэффекта. Главная конструктивная особенность устройства — пьезоэлектрическая пластинка.

При появлении вибраций мотора на ее краях появляется разность потенциалов. Чем выше диапазон и частота детонаций, тем большее уровень напряжения на краях датчика. Если данный параметр превышает установленный лимит, то ЭБУ раздает команды другим элементам авто для устранения проблемы.

Как показывает практика, многие автолюбители даже не представляют, где находится датчик детонации. Здесь все просто. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2114-15 это устройство находится прямо на блоке силового узла, между 2-м или 3-м цилиндром. При этом само устройство может быть двух видов — с одним или двумя контактами.

Основные поломки датчика

Распознать неисправности датчика детонации можно по целой группе характерных признаков:

  • Появляется явная нестабильность в работе мотора. Двигатель начинает работать рывками, проявляются признаки троения;
  • автомобиль начинает «тупить» при нажатии на педаль акселератора, существенно падает динамика набора скорости (этот сразу заметен);
  • уже после пуска мотора и начала движения начинает гореть лампа неисправности мотора — «Чек Энгайн». К слову, в такой ситуации может понадобиться не только проверка датчика детонации, но и диагностика ряда других систем;
  • бортовой компьютер выдает информацию, что ДД неисправен.

Распознать ошибку устройства несложно — достаточно знать основные характеристики кодов:

— 0325 — код, который сигнализирует о наличии обрыва в питании датчика. Как правило, причиной появления кода является повреждение провода питания, окисление контактов и так далее. Часто неисправность решается посредством обычной чистки контактных соединений;

— 0328. Данная ошибка — явный сигнал возникновения проблема в проводах, по которым проходит высокое напряжение к свечам автомобиля. Вторая вероятная причина — соскальзывание ремня ГРМ;

— 0327, 0326 — еще два кода, которые сигнализируют о необходимости проверки. Как правило, данные ошибки — результат слабого или чрезмерно сильного сигнала от ДД.

При такой поломке, как правило, достаточно произвести обработку контактной группы подключения датчика. В процессе проверок учтите, что причиной проблем может быть недостаточная протяжка ДД.

На старых авто, в которых не было ЭБУ, угол опережения можно было изменить вручную. В частности, достаточно было прокрутить крышку распределителя в одну или в другую сторону.

С появлением современных устройств делать это сдало невозможно — всю работу выполняет электроника. Следовательно, при поломке датчика спастись можно только заменой, а как это сделать читайте здесь.

Особенности проверки датчика детонации

При появлении описанных выше симптомов стоит срочно принять меры и произвести необходимую диагностику. Но что делать, если беда застала в дороге и нет возможности добраться до СТО? В такой ситуации работу можно сделать своими руками.

Есть два основных способа проверки:

1. Измерение сопротивления. Данный вариант не всегда подходит, ведь вам необходимо знать параметры датчика. Выяснить эту информацию можно и в мануале к автомобилю или по надписи на самом устройстве (если она есть). После этого используйте мультиметр и произведите измерения. Если текущее сопротивление меньше или больше от нормального, то ДД необходимо менять.

2. Измерение напряжения. Самый простой вариант — проверка датчика детонации мультиметром. Для выполнения работы отбрасывайте разъем, питающий устройство, и демонтируйте сам датчик.

После этого переключайте прибор в позицию для измерения милливольт, подсоединяйте «плюс» одного щупа к сигнальному выходу, а второй — к «массе» устройства (как правило, это отверстие для фиксации ДД к мотору).

После прикосновения щупов к выводам включайте мультиметр и постучите каким-нибудь предметом по внешней части ДД. В момент ударов на циферблате прибора должно появляться напряжение (как правило, его уровень составляет около 40 мВ).

Кроме этого, на данном этапе можно точно диагностировать чувствительность устройства. Чем сильнее удар по корпусу, тем на большее напряжение должно появляться на выходе.

Учтите, что не каждый прибор способен измерять столь небольшое напряжение, поэтому убедитесь в наличии соответствующего диапазона на мультиметре. Здесь важна максимальная точность измерений. Если напряжение не появляется вовсе, то можно говорить о выходе ДД из строя.

Таким образом, при появлении первых признаков поломки стоит проверить датчик детонации на исправность. При наличии дефекта все что остается — поменять устройство (вопрос нескольких минут). Игнорирование проблемы может привести к более серьезным проблемам и затратам в будущем.

(4 голос, средний: 4,00 out of 5) Loading...


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости