С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Прогревать двигатель или нет


Греть двигатель или нет?

Автоинструкторы уверяют, что недостаточная смазка является одной из главных причин возникновения разного рода неисправностей при прогреве двигателя и его холодном запуске. Поэтому зимой нужно более внимательно относиться к моторному маслу. Во-первых, при покупке обращать внимание на его вязкость, а также на качество, которое определяется спецификацией.

Чем опасно не прогревать двигатель?

Не стоит забывать, что в масле низкого качества часто образуются низкотемпературные отложения на поверхностях двигателя и его внутренних деталях. Особенно это происходит во время разогрева до рабочей температуры. Плохое масло может превратиться во что угодно, покрыть стенки емкости слоем мази, забить все отверстия и каналы.

Поэтому в холодное время года поездка без прогрева двигателя может стать небезопасной.

У современных компактных моторов каналы смазочной системы имеют малые сечения, поэтому двигатель очень чувствителен к качеству и вязкости масла. Если при холодном пуске степень вязкости повышена, масло не сможет быстро поступить к подшипникам.

Таким образом, рекомендуется применять синтетические масла, у которых стабильная температура вязкости.

Сколько занимает прогрев?

Краткий анализ работы двигателя показывает, что прогревать его все-таки нужно до тех пор, пока температура жидкости для охлаждения не повысится хотя бы до 40 градусов. Стрелка датчика указателя температуры при этом «страгивается» с нуля, и требуется на это около пяти минут.

К сожалению, в этом случае страдает экология. Холодный мотор работает на обогащенной смеси топлива, при этом сильно возрастают выбросы CH и CO, которые являются основными вредными компонентами выхлопных газов. Проверить это на практике нетрудно. Если машину прогревают во дворе дома, то неприятный запах будет чувствоваться даже в квартирах верхних этажей.

Время для прогрева достаточно велико, значит, число вредных веществ, которые окажутся в атмосфере, тоже будет немалым.

Что произойдет, если не греть, а сразу ехать?

В цилиндры будет поступать больше топлива, и прогрев займет намного меньше времени, то есть количество выбросов будет меньше. В некоторых странах власти, руководствуясь этим, запрещают прогревать мотор после запуска (нужно отметить, что в основном это теплые страны, у нас пока такого опыта нет).

С технической точки зрения прогрев двигателя — вещь необходимая. Она помогает снизить износ деталей, отсрочить ремонт, наконец, сэкономить деньги.

Но плата за такую экономию слишком высока: страдает экология, атмосфера загрязняется, а от этого напрямую зависит наше с вами здоровье.

Посмотрите видеоматериал, на тему «Греть машину или нет»:

Отечественный автопром

Конструкция отечественных моделей карбюратора слишком грубая и несовершенная, и не может обеспечить двигателю устойчивое функционирование при движении авто сразу же после запуска. А вот характерные для иномарок системы впрыска топлива (точнее его дозировки) помогают улучшить работу холодного мотора, что снижает выхлопы вредных веществ.

Но и такие устройства не в состоянии полностью снизить негативное воздействие.

Даже если в транспортном средстве есть система с каталитическим нейтрализатором, которая уменьшает токсичные выбросы, она не будет работать эффективно, пока нейтрализатор не нагреется до необходимой рабочей температуры, на что опять требуется продолжительное время.

Современный автопром

Сегодня некоторые современные марки автомобилей оборудуются специальными системами с принудительным электропрогревом нейтрализатора, что решает наконец-то проблему загрязнения воздуха вредными выбросами на этапе прогрева машины. Но такого транспорта пока совсем немного.

Если зимой с утра вы выгляните в окно, то увидите десятки водителей, которые прогревают свои автомобили, принося, таким образом, ощутимый урон не только окружающей среде, но и людям. Конечно, запрещать это делать — не наше дело, мы лишь обрисовали общую картину.

А греть или не греть — решает каждый для себя сам.

Удачного прогрева и зимнего завода!

В статье использовано изображение с сайта www.sobaki-dendy.ya.ru

Зима на пороге: прогрев двигателя необходимость или пережиток прошлого

Машину можно назвать живым существом: она «дышит» воздухом, «кушает» топливо, бегает и имеет «сердце» − двигатель. Чем еще она напоминает человека. В холода люди начинают жить по-другому: одеваются теплее, следят за здоровьем, берегут легкие, а автомобилю может понадобиться особый прогрев двигателя. Это очень важно, чтобы надолго сохранить жизнь и прекрасные технические качества двигателя.

Для нормальной работы двигателя в зимний период нужен его прогрев

И вот холода уже настали, а значит, более злободневным стал вопрос: нужно прогревать двигатель или в этом нет необходимости. Почему мы затронули этот вопрос? Несколько десятилетий назад на дорогах страны были преимущественно карбюраторные автомобили. С ними возни хватало: и дроссельную заслонку открой, в то же время проследи, чтобы двигатель не «захлебнулся».

Но сейчас водители предпочитают машины с инжекторными моторами, которые несколько отличаются от карбюраторных. Поэтому в преддверии морозных дней возникает дилемма: прогревать ли двигатель или вполне достаточно повернуть ключ в замке зажигания, включить передачу и двигаться в нужном направлении. Сейчас мы разберем этот вопрос, и заметьте, он будет значительно влиять на безопасность поездок, надежность работы двигателя и в итоге получите значительную экономию при эксплуатации автомобиля.

Прогревать или нет – вот в чем вопрос

Давайте рассмотрим, что происходит в момент включения зажигания. Бензин и необходимое количество кислорода в виде горючей смеси попадают в камеру сгорания. Электрическая система двигателя подает ток на свечу зажигания. Как результат, происходит воспламенение горючей смеси, которая значительно увеличивает давление внутри цилиндров, это способствует движению поршневой группы двигателя, а они, в свою очередь, через детали и механизмы вращают колеса.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на быстрый запуск двигателя, это температура масла в картере двигателя. Масло поступает в мотор только после его запуска. Но в первые минуты начинается довольно интенсивное трение деталей, это способствует их износу, но чем больше поднимается температура, тем быстрее нагревается масло до необходимых рабочих показателей. Масло разливается между деталями, трение снижается, продуктивность увеличивается, и как результат, двигатель работает равномерно и стабильно.

Зимой все жидкости автомобиля от низкой температуры становятся более вязкими, в том числе и масло в двигателе

Чтобы более просто понять этот принцип, представьте: желе и горячее масло. В желе даже ложка проворачивается с трудом, а во втором варианте даже картошка подпрыгивает на сковородке.

Время необходимое для прогрева

Мы уже в начале статьи разобрали сезонные изменения эксплуатации автомобиля. Необходимо менять не только резину, но и по-иному производить прогрев двигателя. Базовой возьмем рабочую температуру мотора, она составляет примерно 90° C, от этого и будем отталкиваться. Если на улице +20 градусов, достигнуть нужной температуры можно намного быстрее, чем при -10°, и тем более –20° C.

Конечно, сложно совместить температурный режим и время прогрева. Каждый автомобиль имеет свои особенности, свою мощность, и даже индивидуальные места парковки. Что тоже отражается на периоде готовности мотора к движению.

  1. Рассмотрим интересную инновацию, которая облегчает прогрев мотора: «Дистанционный запуск двигателя». Замечательная высокотехнологичная функция, прекрасная во всех отношениях. Вы спокойно занимаетесь своими утренними процедурами: гимнастикой, собираете детишек в школу либо бреетесь, просматриваете почту в интернете, по сути, не строите свою жизнь под потребности горячо «любимой машины». Достаточно выйти на улицу, сесть в авто и спокойно двигаться по нужному маршруту. Но для того чтобы таким образом сделать более комфортной подготовку к поездке, необходимо установить на своем автомобиле современную и надежную автосигнализацию, имеющую функцию запуска двигателя дистанционно. В этом случае обороты двигателя при прогреве становятся стабильными.
  2. Более доступный вариант обычный прогрев машины. Казалось бы, в чем сложность? Однако, при низких температурах есть свои нюансы. Одно дело, если машина провела ночь пусть даже в неотапливаемом гараже. Для стабилизации оборотов достаточно 5 минут. Это при условии, что температура не падала ниже -5 градусов. При более низких температурах не только увеличивается время прогрева, но и режим движения должен быть несколько иным. Стартовать необходимо медленно, не перегазовывать, набирать скорость как бы с «ленцой».

Эти моменты дадут положительный результат, если вы заблаговременно позаботитесь о замене масла на зимний вариант, а в систему охлаждения зальете высококачественную жидкость.

Прогрев двигателя в теплую зиму и при плюсовых температурах

Давайте поговорим о том, что не всегда бывают морозные зимы, и не за горами весна, что советуют специалисты в этом случае, стоит ли прогревать двигатель, или «сел, включил зажигание и замечательно». Однозначного ответа нет. С одной стороны, эта процедура не совсем положительно влияет на окружающую среду. Давайте говорить откровенно, в основном мы пользуемся отнюдь не экологически чистыми автомобилями.

Некоторые автолюбители специально утепляют моторный отсек

Но есть и другая более весомая сторона этого вопроса: долговременная эксплуатация мотора. Согласитесь, постоянные «шоковые» нагрузки никак не будут содействовать нормальной работе «сердца» автомобиля. Поэтому «ласковый» прогрев помогает в любое время года стабилизировать обороты. И как результат, двигатель начинает работать без стресса и перегрузок.

Мнение специалистов

Большинство конструкторов и создателей автомобилей рекомендуют использовать высококачественную охлаждающую жидкость («Тосол» и т. п.), хорошее масло. Большинство тестов показали интересные результаты. На непрогретом двигателе износ не наблюдается, но при условии небольшой нагрузки.

Не стоит сильно газовать в момент включения зажигания и забудьте о быстрых стартах

Инженеры объясняют эту особенность тем, что небольшая нагрузка помогает двигателю медленно, но при этом более эффективно добиться необходимой рабочей температуры мотора. Если объяснить по-простому, не газуйте сильно в момент включения зажигания и забудьте о быстрых стартах.

Но при этом на вопрос прогревать ли двигатель зимой спецы дают однозначный ответ: да. В морозную погоду инжекторные автомобили необходимо прогревать не менее 30 секунд, а карбюраторные примерно 1−2 минуты.

Низкие температуры воздуха сейчас и грядущие морозы в недалеком будущем заставляют задуматься о правильной подготовке автомобиля к поездке. Вы можете выбрать тот вариант, который более вам подходит: установить «умную» электронику либо правильно прогревать автомобиль после стоянки на морозе. Но в любом случае стоит прислушаться к приведенным выше советам, это позволит надолго сохранить мотор, и вы будете избавлены от проблем.

Прогревать мотор или нет?

Детали 22.10.2010 Своими руками 30 комментариев Автор: Петр Меньших

Прогревать мотор или нет? Простую, казалось бы, тему с Петром Меньших обсуждают за круглым столом авторы традиционно скандальных зарулевских материалов из рубрики «Экспертиза» – доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания Санкт-Петербургского Университета, к.т.н. Александр Шабанов и заведующий отделом экспертиз и спецпроектов журнала ЗР Михаил Колодочкин.

Очередной круглый стол частично был намечен при нашей прошлой встрече. Я тогда поинтересовался, стоит ли сегодня прогревать мотор автомобиля или же оставить подобные исторические познания в прошлом тысячелетии? Коллега Шабанов тогда высказался осторожно: дескать, если ратуешь за экологию, то нужно сразу же начинать движение, а если жалеешь моторчик, то лучше постоять… Я ничего не переврал?

А.Ш. – Нет, все верно. Я бы и сейчас ответил так же, потому что черно-белые градации не по мне.

А вот я только что приехал из Германии, где, понятное дело, много общался с немцами. Они педанты и расплывчатых характеристик не понимают. Скажешь: «надо!» – будут прогревать!

М.К. – Так у них и вопросов таких не возникает, потому что все ответы даны в библии – инструкции по эксплуатации их автомобиля. А там насчет прогрева ничего не сказано. Сел – поехал. К тому же, вонять под чужими окнами, будь на выхлопе хоть Евро V, там не станут.

А.Ш. – Опять-таки, все верно. Но вы интересовались моим личным мнением. Да, подтверждаю – вонять нехорошо. Но заводу-изготовителю, который пишет инструкции, ресурс мотора абсолютно не нужен. Ему надо все совсем наоборот – чтобы движок выходил свой гарантийный срок плюс еще чуть-чуть, а потом – на свалку. И владелец должен купить новый автомобиль, тогда всем будет хорошо. Увы, такова современная концепция. Но я хочу сказать другое: то, что у новых моторов их конструкция и материалы не требуют прогрева – чушь полная! Физика справедлива и для старого «Жигуля», и для новой «Шкоды».

А что там страшного-то?

А.Ш. – Если холодно, то все равно масло какое-то время будет студнем стоять в поддоне и не сразу пойдет в зону трения. А если так, то подшипники и кольца будут, извините, драть по чистому металлу – износ неизбежен. А потому в этом вопросе надо думать своей головой, а не тупо следовать инструкциям. И мотор следует хоть немного, но прогревать.

Так мотору станет хоть немного лучше, если я буду тарахтеть во дворе?

А.Ш. – Мотору станет легче, это однозначно. А вот с экологией будет неважно, если холодную машину насильно отправлять в зимний пробег. Токсичность все равно будет бешеная – ведь до момента прогрева контроллер будет богатить смесь, а расход отработавших газов при движении будет куда большим, чем в момент прогрева на стоянке. Проценты содержания гадости в отработавших газах – те же, а вот самих газов, а вместе с тем и гадости – куда как больше. Правда, мотор при движении, если ехать тихо-тихо, прогреется быстрее, чем стоя во дворе. Но кто нынче захочет ехать тихо-тихо? А тут – все наоборот, радиатор будет активно обдуваться холодным воздухом и темп прогрева замедлится.

М.К. – Мне кажется, что проблема немножко надумана. Чтобы там ни было, не нужно греть машину во дворе. Если она ночует в чистом поле, тогда дело другое, но это – нереальные примеры. Я убежден, что в любой ситуации нужно после пуска мотора начинать двигаться, избегая резких нагрузок.

А.Ш. – Если есть возможность ехать медленно-медленно, то – конечно. Беда-то в том, что, чаще всего, такой возможности нет. Выкатываешь на трассу, а там машинки попутные не понимают, что тебе еще рано газовать и потому начинают нервничать. И твоя нога уже сама топит педаль – такова реальность. В итоге по ресурсу – сплошные убытки. Потому что грузить сухой узел трения крайне неполезно.

М.К. – А еще есть такой капризуля, как каталитический нейтрализатор. Ему стехиометрию подавай, а не богатую смесь.

А.Ш. – Да, он ее очень не любит. Поэтому прогреваться нужно побыстрее.

А необходимость прогрева едина для всех моторов или какие-то из них менее требовательны к этому?

А.Ш. – А с этой точки зрения все моторы одинаковы. В каких из них нет подшипников или поршневых колец? Кстати, чем сильнее форсирован мотор, тем больше нагружены подшипники. Стало быть, они более требовательны к качеству смазки.

Что считать прогретостью мотора? Раньше можно было кивать на указатель температуры, а сегодня он присутствует далеко не на каждом приборном щитке.

А.Ш. – Зато появились расходомеры. Контроллер подскажет, что расход на режиме минимальных оборотов холостого хода полностью стабилизировался и перестал уменьшаться. Опять-таки, с точки зрения инженера нужно ждать, когда полностью прогреется моторное масло. А это сильно дольше, чем время прогрева системы охлаждения. Как видите, опять получаются полутона: четкого ответа на вопрос не существует.

А можно ли четко уточнить: что такое ресурс и чему он сегодня вообще равен? Откуда пользователю знать, что заложено в его моторе: придаваемые к авто «букварики» об этом ничего не говорят. В чем он, вообще, измеряется – не в попугаях же! Слышали рекламную песенку про двойной ресурс?

А.Ш. – Для моторов по нормативным документам и вчера, и сегодня, и завтра, ресурс определялся не в попугаях, а в моточасах. Поскольку нам лень засекать точное время работы автомобиля, а показания одометра – всегда перед глазами, то их соотносят с пробегом, хотя это не совсем правильно. Один километр стояния в пробках летом и один километр пробега по загородной трассе – совсем разные «километры» для ресурса мотора.

Для автомобильных двигателей, заданные по ТЗ на их разработку, ресурсы – это около 5000 моточасов (по ВАЗу). Сколько по VW – группе, например, не скажу: это закрытая информация. Для сравнения укажу цифру для современных судовых дизелей, например, или дизель-генераторов: 100 … 120 тыс. моточасов! Такая вот разница… В ТЗ на каждый двигатель вообще определяют три ресурса: до первой переборки, до капитального ремонта, полный ресурс. Во всяком случае, так обстоят дела в России. Но уверенно можно сказать, что сейчас ресурс «ненаших» моторов не стоит для фирм-изготовителей ни на первом, ни даже на втором месте. И вообще – длинный ресурс фирмам не выгоден. И это чувствуют все автомобилисты. Но это, на мой взгляд, отдельная тема.

М.К. – А крутить мотор с места в карьер не стоит в любом случае.

А.Ш. – Да, мои рекомендации греть мотор относятся к любому автомобилю. Глубокое заблуждение в том, что наш мотор принципиально отличается от ненашего – поршни и там, и там круглые, и масло в одно место заливается. Поэтому что навороченный «Мерин», что наша «Калина» – они все по одним законам живут. Правда, мажорская привычка типа «убить-продать», конечно, имеет право жить, и активно пропагандируется в современном мире, особенно в молодой его части. Но это – в прямой аналогии с человеком. Можно и тут сказать – жри наркотики, пей водку, пока здоровья хватит, а дальше – будь что будет! Вот только в процессе веселой жизни не приходится удивляться, что в неожиданный момент вдруг сердечко прихватит. И тут тоже – ресурс, и те правила, которые направлены на его продление, в первую очередь повышают надежность машины и в период того срока, пока ее насилуешь. А это – не только экономия для кошелька, но и экономия нервов. Относись к машине, как к себе – и она тебе сторицей отдаст! Почти библейская истина!

Я понял вашу позицию. Впрочем, гонять мотор под чужими окнами, да и под своими, тоже, современному водителю просто не к лицу. Но и про ресурс забывать не стоит, даже если вы настроены менять машины раз в год. Хотя бы потому, что для настоящего автомобилиста мотор – это живое существо…

С наступающей вас зимой 2010-11.

Вечный спор: греть или не греть двигатель

В конце этой и начале следующей недели синоптики обещают первые ночные заморозки, да и дневные температуры приблизятся к нулевым. Значит, прохладно станет не только нам, но и двигателю. Большинство автомобилистов XXI века, могут удивиться самой постановке вопроса. Зачем греть? Сел, завел и поехал. Ведь так прямо сказано в инструкции всех современных машин. Кому же доверять, если не производителю?

Только задумайтесь: в чем заинтересован изготовитель автомобиля? Времена, когда ответом на этот вопрос было «надежность и долгая эксплуатация» давно ушли. Ныне, в век одноразовых вещей и эпохи потребления, концерны стимулируют вас как можно быстрее сменить свой автомобиль и прийти в салон за новым. А что может быть лучшим стимулом, нежели ощущение, что ваш нынешний транспорт вот-вот развалится или выставит вас на дорогостоящий ремонт? Это было бы проигрышной стратегией, если бы не один нюанс: ее вот уже лет 15 придерживаются все гиганты индустрии.

Так что верить в заботу завода-изготовителя не стоит. Помимо экономической выгоды он следует давлению экологов. В первые минуты после холодного запуска, когда каталитический нейтрализатор еще не прогрелся, выхлоп даже самого современного двигателя чрезвычайно «грязный». На ходу мотор и система очистки отработавших газов выходят на рабочую температуру быстрее, чем стоя на месте. Отсюда и рекомендация сразу трогаться с места. Кроме того, стоять и одаривать своим выхлопом весь двор многоквартирного дома (а многие из нас держат машину именно во дворе), мягко говоря, невежливо. Но тут можно посоветовать потихоньку выползти на холостых оборотах на улицу и «погреться» там.

Во многих свежих моделях нет стрелочного датчика уровня прогрева двигателя, только контрольные лампы «холодно» и «горячо». Но и сам циферблат не дает полной картины. Он отражает температуру охлаждающей жидкости, которая набирает градусы достаточно быстро. Железо – головка блока, цилиндры и поршни – делают это чуть медленнее.

А вот масло в картере отстает. А ведь от него напрямую зависит смазка трущихся частей и, следовательно, степень износа мотора! Указатель температуры масла можно встретить на моделях альянса PSA прошлых лет, он доступен обладателям нештатных бортовых компьютеров и зашит в меню сложных мультимедийных систем дорогих машин. Но все-таки он есть далеко не у всех. Чтобы понять, в каком состоянии начинает работу смазка, не поскупитесь на литрушку того сорта, который залит в ваш двигатель, и оставьте ее на зимнюю ночь в багажнике. Утром текучесть масла будет сильно отличаться от той, которую вы привыкли видеть. Вот и прикиньте, может ли такая консистенция обеспечить полноценную смазку деталей сразу после запуска.

Таким образом, даже сдвинувшаяся с нижней точки стрелка указателя антифриза отнюдь не гарантирует, что силовой агрегат полностью готов к работе на любых оборотах. С другой стороны, прогрев, стоя на одном месте, ныне неэффективен. Прежние карбюраторные двигатели не только можно довести на стоянке до нужных 90 градусов, но даже нужно. «Жигули», «Москвичи» и «Волги» ехать без полного прогрева зачастую упорно не желали. Инжекторный мотор не столь привередлив и готов везти вверенный ему автомобиль сразу. А на месте его можно «кипятить» очень долго. Дизель не прогреется вовсе, а бензиновый агрегат неохотно набирает градусы даже в вялотекущей пробке. Так что поехать все-таки придется, даже если вы желаете действовать по-старинке: стояние на месте вам ничего не даст, в движении двигатель выйдет на рабочую температуру быстрее. Но жать на газ нужно мягко, без излишнего энтузиазма. Резкие старты – это уже откорвенное насилие над холодным мотором.

В общем случае рецепт прогрева двигателя таков. После запуска холодного мотора нужно немного постоять на месте. Сколько это «немного»? Зависит от температуры воздуха снаружи. Сейчас достаточно подождать минуту, пока масло разойдется по всему агрегату. При среднем «минусе» стоит постоять на месте минуты 3-4, а в крепкий мороз – раза в полтора-два дольше. Не стоит думать, что это слишком долго. Во-первых, этим вы продлите жизнь двигателю (раз уж его нельзя полностью оградить от холодных пусков). Во-вторых, у водителя на этот срок найдутся дела. Та же минута уйдет на защелкивание ремня и просмотр пробок на смартфоне. Зимой придется чистить машину от снега, проверять, не примерзли ли щетки стеклоочистителя, доливать незамерзайку. В конце концов, борьба с курением далека от своего завершения. Вот и скоротайте время за любимым процессом, стоя на месте, а не отвлекаясь от вождения.

И еще. Материалы двигателей и масла шагнули за более чем столетнюю историю автомобиля далеко вперед. Но законы физики остались прежними. Трущиеся посуху друг о друга детали изнашиваются колоссальными темпами. Добавьте сюда сознательный курс автопроизводителей на сокращение ресурса своей продукции. Думаем, ответ на вопрос о необходимости прогрева после этого станет очевиден.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости