С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Заряжать заряженный аккумулятор


Правильная зарядка аккумулятора автомобиля зарядным устройством

Всем привет! В этой статье пойдет речь о правильной зарядке аккумулятора автомобиля зарядным устройством. Сам процесс не представляет из себя чего-то сложного, однако если не сделать его по определенным правилам, можно запросто испортить аккумулятор.

Заряжают аккумулятор, как правило, раз в год перед зимним сезоном. Все дело в том, что хоть во время езды батарея и заряжается от генератора автомобиля, этой зарядки недостаточно, поэтому она постепенно садится. И если в плюсовую температуру это особо незаметно, то при отрицательных градусах машина может и не завестись. Происходит это из-за того, что холод снижает емкость батареи до двух раз, и когда в ней заряда становится итак мало, да еще и мороз уменьшил емкость, аккумулятор становится неспособным крутить стартер. Спасти дело сможет только полная зарядка.

Если автомобиль эксплуатировался в обычном режиме, то батарея садится далеко не полностью. Однако при некоторых обстоятельствах она может быть посажена в ноль (забыли выключить фары или магнитолу, например). Полная разрядка вредна для АКБ и может привести к выходу ее из строя. Но все же первые пару раз такую полностью высаженную батарею удается зарядить снова без потери эксплуатационных свойств. Об этом будет написано в конце статьи.

Часто в сети можно встретить заумные описания заряда АКБ, когда, например, обязательно требуют наличия мультиметра, чтобы во время зарядки постоянно контролировать напряжение на клеммах и чего-то там еще. В итоге, прочитав такой способ, скорее хочется ужаснуться и на все плюнуть, чем пытаться самому провести зарядку. Я же приведу старый «дедовский» способ зарядки. Он может быть и не соответствует каким-либо специальным нормативам, но практика показывает, что при нем батарея не портится, исправно заряжается и отрабатывает весь положенный ей срок.

Подготовка к зарядке

Для зарядки я рекомендую снять аккумулятор с автомобиля. В принципе можно и не снимать, но так заряжать может быть неудобно — нужно выдумывать, как разместить зарядное устройство, а также может ненароком что-нибудь и замкнуть. Поэтому все же лучше снять.

Батареи бывают обслуживаемые и необслуживаемые. У первых имеются пробки или крышка, при снятии которых вы получаете доступ к внутренностям аккумулятора. У вторых корпус не имеет каких либо отверстий и пробок. Если батарея обслуживаемая, то пробки нужно выкрутить, а если вместо них крышка, то снять ее. Перед этим корпус желательно протереть от грязи, чтобы она не попала случайно внутрь. С необслуживаемыми батареями ничего предварительно делать не надо, хотя протереть тоже было бы неплохо.

Если батарея была на морозе, то есть вероятность, что электролит в ней застыл. Такое бывает при низком заряде батареи. Пока он не оттает, заряжать нельзя. У обслуживаемых батарей это проверить легко, заглянув внутрь. Необслуживаемые не проверишь. Поэтому их на всякий случай до начала зарядки лучше подержать несколько часов в тепле.

У обслуживаемой батареи убедитесь, что электролит полностью закрывает свинцовые пластины. Если это не так, то долейте дистиллированной воды. Электролит добавлять не стоит, так как понижение уровня происходит, как правило, из-за испарения воды. Кислота же никуда не девается.

Помещение, в котором будет проводиться зарядка, должно быть хорошо вентилируемым, поскольку во время этого процесса происходит образование водорода, при накоплении которого в большом количестве может произойти взрыв. Только не бойтесь — много его не выделяется, поэтому с ним справится даже обычная бытовая вентиляция.

Процесс зарядки

Для зарядки могут использоваться два типа зарядных устройств:

  • с автоматической зарядкой
  • с ручной регулировкой силы тока

Первые имеют от одного до трех режимов зарядки, при которых выдается определенная сила тока. Эти режимы должны подходить для вашего аккумулятора. Определяется это так: емкость аккумулятора нужно разделить на 10, и мы получим силу тока, которая должна иметься у зарядного устройства. Например, на большинстве легковых автомобилей аккумуляторы ставятся с емкостью 55-60 Ач, значит у зарядного устройства должен быть режим с силой тока на выходе в 6 А.

У вторых силу тока вы выставляете сами, поэтому такие зарядники подходят почти ко всем аккумуляторам.

Естественно, каким бы не было зарядное устройство, оно должно иметь напряжение на выходе, соответствующее напряжению на аккумуляторе (например, 12 вольт)

Итак, подсоедините зарядное устройство к АКБ, соблюдая правильно полярность — плюс к плюсу, а минус к минусу. Воткните устройство в сеть. Затем выставьте подходящий для вашей батареи режим зарядки, если устройство автоматическое, либо отрегулируйте ток на устройстве с ручной регулировкой, чтобы это значение было примерно в десять раз меньше, чем емкость аккумулятора. Если установить значение тока больше, чем одна десятая от емкости, то это может привести к повреждению свинцовых пластин внутри АКБ, что в итоге выведет ее из строя без возможности восстановления.

Автоматическое зарядное устройство теперь можно оставить так на 10 часов — оно само будет поддерживать необходимый ток. Некоторые из них даже могут сами отключиться при достижении уровня заряда в 100%.

Устройство с ручной регулировкой нужно контролировать. Продолжительность заряда здесь также составит 10 часов, но во время этого процесса необходимо поглядывать на амперметр и при необходимости регулировать ток до нужного значения, поскольку в процессе зарядки сопротивление батареи увеличивается и ток падает. Поэтому иногда до нескольких раз приходится подкручивать регулятор в бОльшую сторону.

В течение 10 часов аккумулятор зарядится полностью. Поскольку обычно батарея бывает разряжена не полностью, то максимального заряда она достигнет и раньше, но для верности лучше подержать все 10 часов — это никак не повредит аккумулятор.

После этого на обслуживаемом аккумуляторе очень желательно проверить плотность электролита. При ее несоответствии норме аккумулятор будет иметь недостаточную емкость, а также при такой эксплуатации раньше выйдет из строя. Проверка осуществляется ареометром, который можно купить в любом магазине автозапчастей за довольно невысокую стоимость. Замерять сразу после зарядки нельзя — нужно выждать примерно полчаса.

Плотность электролита в теплом помещении должна составлять примерно 1,28 г/см3. Если этот показатель больше, то следует добавить дистиллированной воды. Много сразу воды не лейте, так как можно ее перелить, из-за чего плотность станет меньше, чем нужно, и придется бежать в магазин за электролитом, чтобы добавлять уже его, а не воду, для поднятия плотности. После добавки нужно снова поставить АКБ на зарядку, чтобы вода смешалась с остальным электролитом, дождаться бурления, после чего зарядку отключить. Через несколько минут снова сделайте замер. При необходимости повторяйте эту операцию до достижения нужной плотности.

Ускоренная зарядка

Помимо обычной зарядки можно прибегнуть и к ускоренной. Делается она током, выше чем 1/10, но не более 1/7 от емкости батареи. Как уже говорилось выше, зарядка повышенным током приводит к повреждению свинцовых пластин. Этот процесс при токе 1/7 от емкости хоть и идет довольно медленно, но все равно идет. Поэтому лучше не прибегайте к такому способу.

Однако если по какой-либо причине зарядить батарею нужно быстрее, то раза 2-3 за весь срок эксплуатации можно прибегнуть и к такой зарядке. Но это в любом случае все равно несколько сократит срок службы.

Процесс зарядки такой же. Только время будет составлять уже не 10, а 7 часов. Можно прекратить зарядку и раньше, если нет необходимости дожидаться полного заряда.

Зарядка полностью разряженного аккумулятора

Как уже говорилось выше, доводить свой аккумулятор до такого состояния очень вредно. Но если уж такое случилось, то сделать нужно следующее.

Подготовку провести такую же, как и к обычной зарядке. А вот заряжать батарею следует низким током — в 1/30-1/25 от емкости. То есть для аккумулятора на 60 Ач ток составит 2 Ач. Время заряда составит уже 25-30 часов.

После зарядки нужно на обслуживаемом аккумуляторе также провести проверку плотности электролита.

Можно ли заряжать заряженный аккумулятор? Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор?

Без накопителя и дополнительного источника энергии ни один из современных механизмов, гаджетов, радиотелефонов не заработает. Во всех видах транспортных средств - в автомобилях, тепловозах, самолетах - они служат для запуска двигателей и поддержки функций электроприборов. Олени, конечно, лучше, однако дальше тундры на них не уехать…

Строение и принцип работы батареи

Можно ли зарядить автомобильный аккумулятор? Традиционные энергетические накопители состоят из нескольких отделений (банок), объединенных одним крепким пластиковым корпусом. В каждой банке, залитой разведенной серной кислотой (электролитом), находятся свинцовые пластины. Все отделы последовательно соединены между собой в единую систему. В результате взаимодействия металла и электролита происходит выделение электричества. Дальше все просто:

  • ток по проводам поступает к стартеру;
  • затем к свечам зажигания;
  • в цилиндрах вспыхивают бензиновые пары;
  • двигатель заводится;
  • генератор начинает вырабатывать электроэнергию, которая накапливается в электролите.

В идеале все так и должно происходить, однако в некоторых случаях машину завести невозможно – «сел» аккумулятор.

Как исправить ситуацию

Причиной разряда батареи может стать изменение плотности электролита или общее падение емкости. Иногда, особенно после долгого бездействия, рассыпаются свинцовые пластины внутри банок. Можно ли заряжать заряженный аккумулятор? При желании снизить срок эксплуатации прибора можно делать это постоянно. Если подходить к процессу ответственно, лучше избегать подобных ситуаций, так как при перегреве компонентов происходит сильное выделение газа. Уменьшается количество жидкости, нарушаются пропорции, реакция происходит неправильно, падает производительность батареи.

Если же держать под контролем уровень и плотность электролита, соблюдать режимы эксплуатации механизма в процессе его бездействия, не потребуется отвечать на вопрос «можно ли». Заряжать заряженный аккумулятор допустимо только у телефона или ноутбука. Да и то в течение полутора часов после показаний заполненности на индикаторе.

Можно ли заряжать литиевые аккумуляторы и как правильно это сделать?

Для эффективной работы мобильных электронных устройств ныне требуются мощные автономные источники питания. Бережное использование и корректная подзарядка продлят срок службы литий-ионных накопителей. Правила такие:

  • нельзя допускать момента «пустой батарейки»;
  • раз в 3-4 месяца необходимо делать профилактическое полное обнуление;
  • хранить неиспользуемый источник со значением в 35-50 % мощности;
  • для подзарядки использовать специальные устройства;
  • не держать на солнце;
  • чередовать циклы полного и неполного наполнения батареи.

Перечисленные меры продлят время эксплуатации литий-ионных накопителей энергии.

На тепловозах и теплоходах

В промышленности, на железнодорожном транспорте и в судоходстве не обойтись без более крупных и мощных электрических систем. Щелочные и кислотные батареи работают по такому же принципу, но отличаются размерами. Можно ли заряжать заряженный аккумулятор таких модификаций? Основные рекомендации верны для всех видов батарей. Независимо от внешнего вида, материалов корпуса и состава электролитического наполнителя, схемы происходящих химических реакций идентичны.

К основным преимуществам относится способность работать и храниться при сильно минусовых температурах, быстрая скорость набора мощности.

Можно ли заряжать щелочной аккумулятор? Конечно, ответ положительный. Важно соблюдать режим и избегать перегрева, при котором увеличивается внутреннее давление, выделяется газообразный кислород и падает коэффициент силы тока.

Существующие способы оживления «сердца» механизма

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор под медленным напряжением? Назовем применяемые виды и методы:

  1. «Медленный» - самым безопасным, но длительным считается воздействие разрядным током 0,1-0,2 С. По времени это занимает от 8 до 15 часов.
  2. «Быстрый» - более сильный ток (1/3 С), 3-5 часов.
  3. «Дельта V» или «Ускоренный» - при котором начальная подача напряжения равна значению емкости накопителя. За час-полтора происходит полная зарядка аккумулятора. Достаточно рискованный способ, который может привести к перегреву или разрушению батареи.
  4. «Реверсивный» - наиболее эффективен для щелочных приборов с «эффектом памяти». Процесс происходит с чередованием коротких периодов разряда и длинных периодов заряда.

На самом деле для каждого вида батарей предусмотрено особое устройство, которое подает токи нужной силы и обеспечивает подходящий импульс и напряжение. В цифровую технику встроены индикаторы, автоматически отключающие поток электричества при наборе прибором номинальной емкости. Для источников энергии, применяемых в автомобилях, локомотивах, самолетах и других транспортных средствах, существуют специальные аппараты для восстановления их работоспособности.

Важность количества и качества электролита

Частой проблемой автомобилистов становится отказ батареи из-за нарушения химической реакции в банках. Отчего это происходит? Причин всего две, и они связаны с нарушением состава или количества электролита:

  • изменение плотности из-за выкипания воды при частом перегреве;
  • вытекание жидкости при повреждении корпуса или сильных наклонах транспортного средства.

В неправильно эксплуатируемых приборах могут рассыпать сами пластины, разрушаются контактные связи между банками или возникает замыкание.

Плотность электролита регулируют добавлением в каждое отделение дистиллированной воды. Доливая католитическую жидкость нужного состава, восстанавливают работоспособность батареи при целом корпусе.

Особенности новейших АКБ

Система свинцово-кальциевых источников энергии устроена таким образом, что при эксплуатации в них до минимальных значений снижен процесс газовыделения и, соответственно, потери воды. Это позволяет продлить срок годности электролита до 15-25 месяцев. Одним из важных условий эксплуатации является регулировка выходного напряжения генератора до показания 14,4 В.

Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор? Оболочка прибора не имеет крышек и отверстий для заливки жидкостей, она герметично запаяна. Уровень напряжения показывает индикатор, размещенный внутри над одной из банок. По изменениям его цвета определяют состояние аккумулятора:

  • глазок светится зеленым – значит, все в полном порядке;
  • цвет темнеет или чернеет – пора повысить уровень тока;
  • индикатор стал желтым или бесцветным – аппарат пришел в полную негодность, остается только выбросить.

Становится понятным, что любой прибор требует внимательного и бережного обращения. И на вопрос «можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор» ответом будет слово «нужно», причем вовремя. Иначе придется потратиться на покупку нового устройства.

Отличия гелевых АКБ от жидкостных

Главным преимуществом модифицированного кислотного прибора называют густой электролит, обволакивающий пластины внутри банок. При любых наклонах транспортного средства (кроме перевертышей) такая батарея продолжает работать. Поврежден корпус, появилась трещина от удара – не беда, можно просто заклеить пробоину. На состояние и количество такого католита это не влияет, так как густое вещество не вытекает. Эта особенность является большим преимуществом в процессе использования АКБ в экстремальных условиях. Гелевыми аккумуляторами оборудуется военная авиация, скутеры, современные автомобили.

Несмотря на медленную отдачу тока, батарее время от времени требуется подпитка посредством специального устройства. Можно ли зарядить гелевый аккумулятор? Поступающее напряжение должно иметь допустимое значение. Превышение пороговых показаний чревато отслаиванием электролитного вещества от свинцовых пластин и отказом работоспособности аппарата. При правильной эксплуатации и выполнении условий подзаряда батарея способна выдержать до 1000 циклов, прослужив до 10 лет.

Как нельзя действовать

  1. Подсоединять контакты зарядника к противоположным значениям клемм аккумулятора.
  2. Сначала включать в сеть ЗУ, а лишь потом соединять его с батареей.
  3. По завершении процесса сначала отсоединять плюсовой контакт.
  4. Не обращать внимания на показатели приборов и индикаторов.

Можно ли заряжать заряженный аккумулятор? Думается, что после прочтения всех рекомендаций этот вопрос станет излишним, так как ответ напрашивается сам.

АКБ – грамотная зарядка с помощью внешних устройств

Зарядка автомобильного аккумулятора для многих автовладельцев становится головной болью. Дело в том, что с наступлением холодов аккумулятор, который работал не один месяц, начинает слабеть и ему нужна бывает полная зарядка. В этой статье узнаем, как нужно провести зарядку аккумулятора грамотно и почему это так важно.

Полностью заряженной может считаться та батарея, в которой ток и напряжение остаются неизменными в течение 1-2 часов.

Как правильно заряжать аккумулятор

Общая информация

В машине АКБ получает зарядку от генератора. Знают это практически все водители, так сказать, от мала до велика. Для того чтобы интенсивность выделения газов в АКБ не превышала допустимые нормы, был придуман реле-регулятор, который собственно и обеспечивает напряжение зарядки не более 0,2 – 14,1 В. Это номинальное значение, а чтобы зарядить АКБ полностью, уже требуется напряжение в 14,5 В. Означает это, что полноценно зарядить АКБ система автомобиля не в состоянии и по этой причине требуется регулярно проводимая зарядка аккумулятора при помощи определенного внешнего устройства.

Как правило, в теплое время года слабый, в недостаточной степени заряженный аккумулятор обеспечить пуск двигателя способен. Но при минусовых температурах окружающей среды эффективность АКБ снижается практически в два раза. Кроме того, масло в двигателе из-за холодов густеет, тем самым возрастают пусковые токи при запуске мотора. В такой момент аккумулятор должен быть полноценно заряженным, чтобы двигатель запустился. Если автомобиль нужно бывает завести, но АКБ слабый, приходится его заряжать от внешнего устройства или, так сказать, «прикуривать» от другого автомобиля, когда остановились на дороге, например. Специальные зарядные устройства, предназначенные для аккумуляторных батарей, бывают различными. Их даже можно изготовить своими руками, если имеется радиолюбительский опыт.

Как прикурить аккумулятор

Аккумуляторную батарею можно зарядить несколькими способами. Самый правильный и рекомендуемый способ, подразумевающий полную зарядку, с помощью специального внешнего устройства (их виды будут рассмотрены ниже).

Быстрая подзарядка АКБ

Быстрая подзарядка, которая идеально подойдет тем, кто ограничен во времени и желает как можно скорее завести двигатель, может подразумевать осуществление процесса по трем сценарием. В этом случае даже не надо снимать АКБ с машины.

Рассмотрим подробнее, как зарядить батарею у себя в гараже.

  • Отсоединяем от АКБ оба провода: минус и плюс.

Используем зарядное устройство в качестве источника тока и делаем следующее.

  • Провода выхода «зарядочника» (черный/плюс и белый/минус обычно) соединяем с клеммами АКБ. Важно в этот момент ничего не перепутать, а то если минус поставить на плюс или наоборот, произойдет замыкание.
  • Регулятор тока выставляем на максимальное значение.
  • Зарядное устройство включаем в сеть.
  • Ждем минут 20 и провода отсоединяем от АКБ.
  • Ставим штатные провода на место, опять же строго соблюдая полярность.
  • Запускаем двигатель.

Пускового тока заряженного недавно аккумулятора вполне хватит на запуск двигателя. Остальную подзарядку даст генератор. Так что можно спокойно отправляться в путь. Некоторые советуют сразу не глушить двигатель после запуска, а погонять мотор минут 10 на больших оборотах, чтобы генератор дал максимум зарядки.

Теперь рассмотрим способ, как зарядить батарею, если случайно заглушили двигатель в дороге, а запустить его никак не удается.

  • Подразумевается использование другого аккумулятора. Останавливаем любой автомобиль и просим помочь.
  • Оба автомобиля должны быть поставлены на ручник.
  • Убеждаемся, что аккумуляторы одинаковой мощности. Плюс рабочей АКБ соединяем проводом с плюсом разряженной АКБ. Что касается минуса, то провод лучше соединить сначала с минусовой клеммой заряженного аккумулятора, а другой конец с корпусом автомобиля с разряженным АКБ.
  • Просим завести автомобиль и ждем несколько минут.
  • Просим заглушить двигатель и заводим свой автомобиль. Проблем возникнуть не должно.

Наконец, еще один способ быстрой подзарядки подразумевает снятие рабочего аккумулятора и перенос его в вашу машину. Здесь АКБ меняются местами, автомобиль заводится и, не глуша двигателя, меняется аккумуляторная батарея. Этот способ немного старомоден и не рекомендуется, как безопасный. Дело в том, что снимать с работающей батареи клеммы опасно, хотя и не смертельно (может ударить током). Лучше снять клеммы руками в перчатках или положить на клеммы тряпку. Ставить разряженный аккумулятор на место надо очень быстро, а чтобы автомобиль не заглох, помощник в это время должен находиться за рулем и нажимать на педаль газа.

Полноценная зарядка аккумулятора

Полноценная зарядка аккумулятора

Автор этой статьи намерен ознакомить читателя с грамотной и полноценной подзарядкой аккумулятора. Поэтому рассмотрим как можно подробнее второй способ, который подразумевает использование только внешних устройств в качестве источника тока.

Для того чтобы знать, как грамотно заряжать АКБ, надо получить необходимую информацию о том, как функционирует автомобильная батарея и в чем принцип ее работы.

Кроме того, грамотная подзарядка аккумуляторной батареи подразумевает знание целесообразности постепенного снижения силы тока по мере увеличения заряда напряжения.

Являясь источником постоянного тока, автомобильная АКБ имеет два выхода: плюс и минус, которые соответственно и служат для подачи тока или его принятия во время зарядки.

Сколько заряжается аккумулятор, оказывается, знают немногие. Двадцать минут, полчаса, час, пять часов – все это неверные ответы на вопрос. Теория гласит, что заряжать АКБ надо током, не хватающей ему емкости до полной зарядки. Другими словами, если, к примеру, АКБ имеет емкость 50 А.ч, а зарядка всего на 50%, то на зарядном устройстве можно установить ток на значение в 25 А и уменьшать его с каждой минутой зарядки, вплоть до нуля. Это и есть грамотная зарядка, которая обеспечит АКБ полноценным током. Таким образом, всего за несколько часов возможно полностью зарядить АКБ, при условии, что используются хорошие источники (зарядочники), но стоят они, к сожалению, очень дорого. Да и если заряжать каждый раз аккумулятор заблаговременно, необходимость в таких внешних источниках не возникает.

Существуют на сегодняшний день зарядные устройства, которые позволяют давать ток и в полуавтоматическом режиме. В этом случае нужно будет самостоятельно рассчитать время зарядки, ориентируясь опять же на емкости. Берем примерное значение – 50 А.ч. Выставлять надо для такой АКБ заряд тока в 30 А.ч или в 3 А. Время зарядки в этом случае должно равняться ровно 10 часам.

Можно сделать и иначе. Зарядить вышеописанным способом батарею. Затем выставить меньшее значение заряда тока в 0,5 А (оно полностью безопасно для аккумуляторов с большой емкостью) и продолжать зарядку насколько хватит времени. Это будет уже гарантированная и полноценная зарядка АКБ.

Если хотим полноценно и гарантировано зарядить аккумулятор, но не хватает времени, существует и другой способ. Ставим значение в 8 А и даем зарядку в течение трех часов. После этого значение уменьшаем до 6 А и заряжаем еще 1 час. Четырех часов такой зарядки будет достаточно, чтобы зарядить АКБ, но опять же, если есть в запасе время, то можно уменьшить значение уже до 2-3 А и оставить заряжаться на некоторое время.

Примечательно, что если грамотно ухаживать за аккумулятором и не допускать его полного разряда, устройство способно прослужить 3-5 лет, а то и все 7. Зависит это, конечно же, от производителя аккумуляторов и самого владельца.

Как определить степень заряда АКБ?

Действительно, а как определить степень заряда аккумулятора, чтобы суметь грамотно и как следует подать на него ток? Заряд АКБ узнать можно только примерно. Вот ниже представлена таблица, где приводятся значения.

Напряжение на выводах АКБ, В 12,8 12,6 12,2 12,0 Меньше 11,8
Оценочная степень заряда АКБ, % 100 75 50 25 АКБ полностью разряжен

Напряжение рекомендуется своевременно измерять для профилактики. И делать это нужно не раннее чем через 6 часов после снятия и отключения АКБ от автомобиля, чтобы показания оказались верными. При этом температура окружающей среды на значения будет влиять незначительно.

Если же нет времени ждать 6 часов, то можно измерить и другим способом, но это даст уже показания не совсем точные, но которые также можно считать актуальными. Опять же измеряется напряжение на выводах АКБ, но уже под нагрузкой. Специальные нагрузочные вилки предназначены для этого и представляют они собой вольтметр. К нему, параллельно его выводам, подключено сопротивление (речь идет об измерении заряда аккумулятора емкостью от 40 до 60 А.ч). Подключаются вилки к АКБ и через 5-7 секунд снимаются показания с вольтметра.

Если показано значение в 9,5 В, то по таблице, приведенной ниже, легко определяем, что АКБ заряжена на 60%.

Напряжение на выводах АКБ, В 10,5 9,9 9,3 8,7 Меньше 8,18
Оценочная степень заряда АКБ, % 100 75 50 25 Разряжен полностью

Этого вполне хватит на эксплуатацию автомобиля и завод двигателя при температуре окружающей среды выше 0 ° по Цельсию. Но при минусовых температурах такая батарея будет неэффективной.

Существует и еще один способ на случай, если нет с собой нагрузочной вилки, а АКБ подключена к автомобильной сети. Подразумевается нагрузить аккумулятор, включив дальние фары и «габаритки». После этого измеряем напряжение с выводов АКБ и нормальное значение должно равняться 11,2 В.

Как зарядить автомобильный аккумулятор и как определять его напряжение узнали. Теперь о том, какие же источники тока лучше использовать. Сегодня в продаже встречается два вида устройств для подзарядки. У одних «зарядочников» установлен уже по умолчанию вольтметр рядом с регулятором. У вторых типов вместо вольтметра установлен амперметр.

Какая же между ними разница? В принципе, для АКБ разницы никакой, он зарядится одинаково хорошо через оба типа устройств. Но вот режимы подзарядки в обоих типах «зарядочников» разные. Те что с амперметров потребуют обязательное присутствие человека рядом и подразумевает, так сказать, ручной режим. Те же что с вольтметром присутствие человека не требуют, полностью осуществляя автоматический режим подзарядки.

В заключение хотелось предупредить автовладельцев о том, чтобы они всегда помнили о мерах предосторожности. АКБ – это емкость, в которой содержится опасная для жизни человека кислота. Все работы желательно проводить в защитных перчатках и обязательно не в жилом помещении.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Рано или поздно, каждому автолюбителю приходится сталкиваться с множеством вопросов касаемо процесса зарядки автомобильного аккумулятора, так как неправильная зарядка может значительно сократить его срок службы. В данной статье, я поделюсь своими знаниями и практическим опытом о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Перед тем как приступить к процессу зарядки следует понять, а вообще нужно ли заряжать аккумулятор?

Если автомобиль не завелся, то на это может быть множество причин, одна из них  – севший  аккумулятор. Чтобы это понять необходимо взять вольтметр или мультиметр и проверить напряжение аккумуляторной батареи.

1.1 Как померить напряжение на аккумуляторе мультиметром.

Во-первых, нужно учесть, что мерить напряжение мультиметром на аккумуляторе надо на холодном, не прогретом и не заведенном авто или уже снятой АКБ с автомобиля, иначе это будут уже другие показания!

Берем мультиметр и подключаем красный измерительный щуп к входному терминалу VΩmA, а черный — к терминалу COM. На мультиметре крутим повортный переключатель в большинстве случаев влево и выбираем режим DCV (direct current voltage), то есть постоянное напряжение и останавливаем регулятор в районе цифры 20, которая указывает на порядок измеряемого напряжения.

Мультиметр

Далее измерительными щупами касаемся к выводам тестируемой автомобильной аккумуляторной батареи, красный измерительный щуп — к положительному выводу, обозначенный заком «+», а черный к «-«. Снимаем показания с дисплея прибора. Если при подключении Вы вдруг перепутали полярность, то показания на дисплее мультиметра будут с отрицательным знаком «-«.

А далее хорошо бы открыть инструкцию (которая должна быть выдана при покупке аккумулятора), в которой указано, при падении напряжения до какой величины следует производить зарядку АКБ.  Если инструкция не сохранилась, то ориентируйтесь по таблицам ниже. Учитывайте температуру окружающей среды. На морозах напряжение и плотность электролита должны быть выше. 

Степень заряженности АКБ в зависимости от температуры окружающей среды.

Таблица степень заряженности аккумулятора при нормальной температуре 20-25 С в зависимости от плотности электролита и напряжения.

Конечно, вольтметром многое не измеришь, нужна нагрузочная вилка, которая дает более полное представление, но стоит такая вилка дорого. Она дает нагрузку на АКБ и показывает во-первых напряжение АКБ под нагрузкой, а во-вторых, способен ли АКБ восстановить свое напряжение после нагрузки. Обычно при покупке нового автомобильного аккумулятора продавцы при вас тестируют АКБ именно нагрузочной вилкой, показывая, что он новый, а не «убитый» – т.е. способен восстановить свое напряжение до значения 12,4-12,7 В.     

Второе, что нужно сделать перед зарядкой, если АКБ обслуживаемый, узнать плотность электролита.

1.2 Как проверить плотность электролита?

Для проверки плотности электролита в домашних условиях используем — ареометр. Их много разных видов, мне больше нравится такой, как на фото ниже, так как с него очень удобно и быстро считывать показания и не надо каждый раз считать деления, иногда даже с помощью лупы.

ареометр для измерения плотности электролита в аккумуляторе

Далее откручиваем пробки на аккумуляторе самой обычной 5 рублевой монеткой.

Как открутить пробки на аккумуляторе

Сжимаем грушу ареометра и опускаем его в таком виде в одну из банок АКБ, разжимаем грушу и в ареометр засасывается электролит. Далее вытаскиваем ареометр, держа его над открытым отверстием, и смотрим на показания. В моем случае каждый всплывший поплавок означает определенную плотность. Таким образом, измеряем плотность электролита в каждой банке. После измерения показания, держа ареометр над отверстием банки, снова сжимаем грушу и аккуратно выливаем электролит обратно в ту же банку, откуда брали.

Значение плотности электролита для России (умеренного климата) 1,28 ± 0,01 г/см3.

Плотность электролита  в аккумуляторе зимой должна быть 1.29 – 1.30 г/см3.

Плотность электролита  в аккумуляторе летом должна быть 1.28 г/см3.

Для тропического климата плотность электролита 1,23 г/см3.

Таблица плотности электролита в аккумуляторе зимой и летом:

Таблица плотности электролита зимой и летом

Плотность электролита в аккумуляторе

Теперь делаем вывод на основе имеющихся данных, насколько заряжен аккумулятор и вообще, заряжать ли аккумулятор. Если  напряжение ниже 12,4 В и плотность электролита ниже 1,27 г/см3 — тогда пришло время зарядить аккумулятор.

При правильной зарядке аккумулятора автомобиля в домашних условиях – главное обеспечить достаточную вентиляцию в помещении.

Для начала – снимаем АКБ с машины, несем в теплое помещение и даем прогреться, чтобы температура электролита поднялась  выше +15 С.  На это может уйти 6-8 часов при обычной комнатной температуре. Холодный АКБ – не заряжаем, этим только навредим.

Необходимо взять тряпку (которую не жалко потом сразу выкинуть) или туалетную бумагу и хорошенько протереть АКБ от пыли и грязи, которая создает статическое напряжение и ухудшает работу АКБ. Протирать лучше в резиновых перчатках. 

После такого простоя в тепле, скорее всего, повысится НРЦ — напряжение разомкнутой цепи и может возрасти плотность электролита. Можно измерить эти показатели снова, но скорее всего они вырастут ни настолько, чтобы передумать заряжать АКБ. (Лично у меня после прогрева в комнате около 12 часов НРЦ выросло аж до 12,63 Вольт, а вот плотность электролита — не изменилась и была меньше 1,19  г/см3. В этом случае, главным показателем разряженной АКБ является очень низкая плотность электролита)

Учитывая, что аккумуляторы бывают как обслуживаемые, так и необслуживаемые их процесс зарядки несколько отличается. Поэтому рассмотрим их по очереди.

Часто задают вопрос: заряжают ли необслуживаемые аккумуляторы? Да! Необслуживаемые аккумуляторы заряжать можно, главное делать это правильно. Здесь важно учесть их особенность – в них нельзя долить дистиллированной воды, а значит при их зарядке, важен не столько ток заряда, сколько максимальное напряжение, которое возникнет в процессе их зарядки.

Сначала возьмите мощный фонарик или лампу и постарайтесь просветить АКБ, держа его в горизонтальном положении, чтобы увидеть оставшееся количество электролита в каждой из банок. Если электролита достаточно и его уровень выше уровня пластин, то зарядка может помочь продлить срок службы необслуживаемого аккумулятора.

Итак, если у Вас самое простое зарядное  устройство, в котором можно выставить только силу тока, с которой будет осуществляться заряд, то выставите значение тока 1/20 от емкости Вашей АКБ. Если емкость АКБ 60Ач, то сила тока составит 3А. А далее через небольшие промежутки времени, через каждые 15 минут следует подходить к АКБ и мерить напряжение на клеммах, которое не должно превышать 14,4-14,7 В. Я обычно при достижении напряжения в 14,6 Вольт плавно уменьшал силу тока. Таких подходов было много, до тех пор, пока я не уменьшал силу тока практически до 0 А.

2.1 Сколько заряжать аккумулятор

Сколько заряжать аккумулятор зависит от степени его разряженности и емкости АКБ, и может составлять 8-30 часов при зарядке током 1/20 от емкости АКБ. В случае необслуживаемого аккумулятора, специально заряжаем столь низким током, чтобы не вызвать процесс «кипения». Ибо воды мы долить не сможем, а она в таком аккумуляторе – дефицит 🙂

В данном случае, когда ток заряда уменьшен до 0,5А и менее, то можно считать необслуживаемый АКБ заряженным.

Если Вы делаете перерыв в процессе зарядки, то желательно делать его долгим – например, сутки, тогда происходит лучшее «уплотнение» заряда. Например, 8-10 часов заряда, сутки перерыв, еще 8-10 часов заряда. После последнего цикла заряда дайте АКБ просто постоять в тепле несколько часов (от 2 до 8) для распределения плотности электролита в банках. Далее нужно проверить напряжение. Оно должно быть минимум 12,7 В, а скорее всего будет больше.

Так же в процессе зарядки я иногда ладонью прикасался к боковым стенкам АКБ, пытаясь по ощущениям определить температуру корпуса и соответственно электролита, чтобы она не поднималась выше 40-45 С, иначе надо либо уменьшить ток, либо на время прекратить зарядку.

Я именно так заряжал необслуживаемые аккумуляторы varta и bosh. 

Почему с таким напряжением?

Обычный генератор в автомобиле в исправном режиме выдает до 14,4 В и этот режим для необслуживаемого аккумулятора считается в пределах нормы. Можно конечно прибавить еще совсем немного 0,1 – 0,3 В, но о большем не стоит и думать, иначе пойдет сильная химическая реакция и начнется обильное выделение газов с выкипанием электролита. А нам это совсем не нужно, да и небезопасно это!

Лично у меня необслуживаемого аккумулятора хватало на несколько зарядок (3-4), после чего в крайней банке, которая ближе к двигателю и которая видимо больше грелась, выкипал со временем электролит. И… либо его в утиль,  либо самодельные доработки – просверливания дырки, заливки туда дистилята, а потом зарядки с последующей закупоркой этой дырки. Кто-то этим занимается, но я решил, что проще приобрести обслуживаемый АКБ. Главное – правильно его выбрать и особое внимание обратить на дату производства и маркировку, в которой должна быть буква L – что значит с малым расходом воды (например 6СТ-55L), либо VL – с очень малым расходом воды (например 6СТ-55VL).

Ибо если выбрать обслуживаемый АКБ с нормальным расходом воды (буква N в маркировке), то придется часто подливать дистиллированную воду, а значит и чаще заряжать, в общем больше возни.

Подробнее о типах АКБ и о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля Вы узнаете из ГОСТ Р 53165-2008 Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия.

Если же у Вас есть умное зарядное устройство, например Вымпел-55, тогда просто устанавливаете верхний диапазон напряжения не больше 14,7В. Устанавливаете ток 1/20 от емкости АКБ (зарядка дольше, но качественнее и безопаснее), либо 1/10 от емкости АКБ, при условии, что не было глубокого разряда АКБ (напряжение не опускалось ниже 11,6 В).  После того, как процесс зарядки АКБ будет окончен (о чем сообщит умное зарядное устройство), дайте аккумулятору постоять в тепле от 2 до 8 часов, как было описано выше.

Перед манипуляциями желательно надеть резиновые перчатки.

  1. Если АКБ принесен с холода или мороза, то прогреваем и тщательно протираем его, как было описано выше.
  2. Следует обязательно откручивать пробки перед началом зарядки аккумулятора. Это делается простой монеткой. Открутить их надо полностью, чтобы образующиеся пары и газы в процессе зарядки могли выходить.
  3. Приподнимаем резьбовые пробки, заглядываем в каждую банку и сперва на глаз оцениваем, сколько там электролита. Уровень электролита должен быть выше верхней кромки пластин.

    Уровень электролита перед зарядкой акккумулятора. На фото видно, что он выше уровня пластин.

    Если в какой-то из банок видны голые пластины, не залитые электролитом, то доливаем обычную дистиллированную воду, но ни в коем случае не электролит! Дальше можно резьбовые крышки слегка всунуть в отверстия банок, но не закручивать, а оставить щель для выхода газов и паров.

  4. Внимательно прочитайте инструкцию к Вашему зарядному устройству, т.к. в зависимости от марки и модели зарядного устройства процесс его подключения к аккумулятору имеет свои особенности. Например, в умном зарядном устройстве Вымпел -55, следует сначала задать параметры зарядки, потом отключить зарядное устройство от сети, затем подсоединить к АКБ сначала « +», затем « — » и только потом зарядное устройство снова подключить к сети.

Выставляем ток 1/10 емкости АКБ, если не было глубокого разряда батареи, или 1/20 емкости АКБ (по времени зарядка будет дольше). Например, емкость АКБ 60 Ач, 1/10 =6 Ампер, 1/20 =3 Ампер.

как заряжать аккумулятор зарядным устройством

Согласно инструкции к своей АКБ или если ее нет, то согласно ГОСТ Р 53165-2008 определяем какое установить максимальное напряжение для зарядки АКБ:

Если аккумулятор гибридный (например Pb/Ca) и с малым расходом воды, тогда ставим напряжение (15,2 ± 0,1) Вольт

Если в маркировке аккумулятора есть Буква N (нормальный расход воды) – ставим напряжение (14,8 ± 0,1) Вольт

Если в маркировке аккумулятора есть Буквы VL (очень малый расход воды) – выставляем напряжение (16 ± 0,1) Вольт

Если таких букв в маркировке нет и не известно, какого типа АКБ, то ставим (14,4 ± 0,1) Вольт

Подсоединяем зарядное устройство к АКБ согласно инструкции к конкретно Вашему зарядному устройству: «+ красная клемма» к  «+», а  «- черная клемма»  к  «-». 

как правильно заряжать аккумулятор зарядным устройством

  1. Если зарядное устройство самое простое с регулировкой только подаваемого тока, тогда через каждые 15 минут надо будет подходить к АКБ с вольтметром или мультиметром и проверять, чтобы напряжение на клеммах не было выше нормы в процессе зарядки, а при достижении критического напряжения слегка уменьшать силу тока, что бы напряжение, показываемое вольтметром оказалось снова в пределах нормы для Вашего типа АКБ (см. пункт 4).
  2. Ждем окончания зарядки. Зарядка АКБ ведется до тех пор, пока не начнется обильное газовыделение («кипение») во всех банках, а напряжение и плотность электролита не останутся постоянными в течение 2-х часов.

При окончании процесса зарядки умное зарядное устройство оповестит соответствующим образом: надписью, звуком, индикатором; а в простом зарядном устройстве показание тока заряда снизится и станет меньше 0,5 — 0,1 А.

  1. В процессе зарядки аккумулятора автомобиля уровень электролита может увеличиться , уменьшиться или остаться прежним. Поэтому именно в конце зарядки, при необходимости, корректируем уровень электролита, доливая только дистиллированную воду. Некоторые аккумуляторы имеют внутри банок своеобразные отметки, указывающие на нормальный уровень электролита. Если таких отметок нет, то можно взять, например, пластиковую трубочку от сока и срезать острый кончик.

    пластиковая трубочка от сока

    трубочка для измерения высоты электролита

    Этой трубочкой измерить уровень электролита над пластинами: опустить в отверстие банки, затем указательным пальцем закрыть верхнюю дырку в трубочке и поднять трубочку.

    измеряем уровень электролита

    Прикладываем линейку к трубочке и смотрим. Уровень электролита над верхней кромкой пластины должен быть 15-20 мм.

    определяем высоту электролита над уровнем пластин в АКБ

    После замера высоты, электролит из трубочки выливаем в ту же банку АКБ, откуда и брали, просто убирая палец с верхнего отверстия трубочки. Если уровень электролита ниже – тогда доливаем ТОЛЬКО дистиллированную воду.

    доливаем дистиллированную воду

    После чего снова проверяем уровень высоты электролита над пластиной. Аналогичным образом поступаем со всеми банками в АКБ. Личный опыт показывает, что самый низккий уровень высоты электролита в самых крайних банках АКБ.

  2. Далее проверяем плотность электролита. Если плотность электролита после добавления дистиллированной воды упала, тогда продолжаем процесс зарядки АКБ до восстановления значения плотности, как описано в пункте 6. Проверяем снова плотность электролита. 
  3. Выключаем зарядное устройство, отсоединяем клеммы от аккумулятора.
  4. Для выравнивания плотности электролита после зарядки выдерживаем АКБ 2-3 часа. Затем измеряем показатели НРЦ (напряжение заряженного аккумулятора должно быть более 12,6 В по ГОСТу) и плотность электролита (должна быть не менее 1,28 г/см3, см. таблицы выше). Плотность электролита после зарядки должна быть одинакова во всех банках АКБ с допустимой погрешностью 0,01 г/см3.
  5. Если нужные нам показания в норме, закручиваем все крышки банок.
  6. Теперь можно устанавливать заряженный АКБ обратно в автомобиль.

Автолюбители, рекомендуют минимум 2 раза в год осенью (перед наступлением морозов) и весной (после морозной зимы) проверять состояние АКБ (напряжение и при возможности плотность электролита), что значительно продлит его срок службы, тем самым избежав его работы в не дозаряженном режиме, а так же глубокого разряда аккумулятора.

Теперь, вы знаете как правильно заряжать аккумулятор автомобиля. Остались вопросы или есть рац предложения — пишите в комментариях к данной статье.

Источник: http://raduga-tvorchestva.ru/dom-i-dacha/kak-pravilno-zaryazhat-akkumulyator-avtomobilya/

При копировании ссылка на источник обязательна.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости