Долгое время на выбор передачи в автоматической коробке скоростей влияли лишь два параметра: Положение дроссельной заслонки и скорость вращения колёс автомобиля. К примеру, при движении под горку при постоянном положении педали газа машина ускорялась и коробка передач переключалась вверх, а затем, при движении в горку машина замедлялась и происходило переключение вниз. В тоже время, когда скорость автомобиля оставалась постоянной, при сильном нажатии на педаль газа коробка передач переключалась вниз, реализуя функцию «kick down», а при отпускании педали – наверх.
Всё эти функции могло реализовать старое гидравлическое управление коробкой передач, которое использовалось до начала 90-х годов прошлого века. Электронное управление переключением коробки передач позволило реализовать необозримое число различных дополнительных функций. Как самый простой пример – это кнопки для включения экономичного или спортивного режима движения. Во втором случае при ускорении передачи переключаются гораздо позже, что заставляет работать двигатель на более высоких оборотах. В автомобилях с самыми современными трансмиссиями эти кнопки могут отсутствовать. В них реализован адаптивный режим работы, что означает, что машина сама подстраивается под стиль вождения человека, сидящего за рулём. Для реализации программы движения, блок управления постоянно должен отвечать «да/нет» на определённые входящие сигналы, для этого широко используется так называемая «Расплывчатая логика». Процесс выбор передачи превращается из статического в динамический, зависящий одновременно от значительного числа факторов.
Процесс создания программного управления автоматической коробки передач подразумевает под собой не только написание программного кода, но и работу с блоком управления опытным путём, симуляции различных состояний движения автомобиля. Иногда может обнаружиться, что некоторые режимы движения оказываются не комфортными. Например, вместо 2000 об/мин на второй передаче выбирается 3500 об/мин на первой, поскольку на этой частоте оборотов в этой передаче может возбуждаться собственная частота колебаний кузова или колёс, что приводит к постороннему шуму. Для каждой передачи существует две характеристики, которые, соответственно, определяют границы переключений наверх и вниз.
Также необходимо упомянуть о тесной связи двигателя внутреннего сгорания с автоматической коробкой переключения передач. В случае, если мотор слишком горячий, переключение передач вверх может производиться несколько позже, для того, чтобы увеличить скорость вращения двигателя, а вместе с этим и водяного насоса, чтобы тот в свою очередь активнее прогонял через себя охлаждающую жидкость и, соответственно, происходило более активное охлаждение двигателя. В случае если коробка передач перегрелась, двигатель ограничивает поток передаваемой на неё мощности, уменьшая вращательный момент. В настоящее время вся машина оборудована огромным количеством датчиков, и управляющие сигналы, которые генерирует компьютерный блок коробки передач, подвержены огромному влиянию со стороны всего автомобиля.
В настоящий момент практически каждый день появляется новый концепт программного управления. Кнопка включения зимнего режима потеряла свою надобность, поскольку поступающий сигнал от антиблокировочной системы сообщает о проскальзывании колёс и коробка передач может включить более высокую передачу при трогании с места. Если блок управления двигателем, к примеру, получает сигнал о быстром нажатие на педаль газа, а затем короткую паузу в нажатии, то коробка передач не будет переключаться вверх, поскольку затем, скорее всего, придется переключаться на более низкую передачу. Во время прохождения поворотов во многих машинах возможность переключения передач блокируется, поскольку процесс переключения может нанести ущерб стабильности движения. Использование прицепа также будет распознано и перемесит все характеристики переключения передач вверх в сторону более высоких оборотов двигателя, а переключения вниз при снижении скорости будут происходить раньше.