С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Электро или гидроусилитель руля что лучше


Чем рулить: сравнение электрических и гидравлических усилителей руля

Водители, которые начинали со старых автомобилей, помнят, что в некоторых случаях их руки уставали от постоянного вращения руля — примитивные конструкции без каких-либо усилителей действительно были сложны в управлении и требовали от человека немалой выносливости для длительной езды.

Конечно, ситуация несколько изменилась с появлением современных рулевых реек, которые облегчили работу водителя, существенно снизив усилие поворота рулевого колеса. Однако большинство автопроизводителей старается сделать управление транспортным средством максимально удобным — они стремятся достичь этого с помощью гидроусилителей (ГУР).

Сейчас они постепенно уступают место электроусилителям (ЭУР), которые заслужили очень неоднозначные отзывы. Чтобы понять, что лучше: ГУР или ЭУР, нужно рассмотреть основные преимущества и особенности обоих вариантов.

Конструктивные особенности

Гидроусилитель представляет собой достаточно простой механизм, который состоит из толкателя (поршня), приводимого в движение специальным маслом. Он монтируется отдельно от рулевого вала, хотя напрямую связан с ним. При отклонении от прямолинейной траектории движения автомобиля активируется насос гидроусилителя, который через специальные трубопроводы нагнетает в рабочую камеру жидкость, заставляя колёса поворачиваться с меньшим усилием. Производительность насоса гидроусилителя пропорциональна углу поворота руля, что позволяет добиться точного соответствия реакции желаниям водителя.

Схема механизмов гидроусилителя руля

Такая конструкция имеет значительное преимущество — она не зависит от электронного управления и не подвержена программным сбоям, которых опасаются многие владельцы современных автомобилей. Конечно, в некоторых моделях гидроусилитель руля оснащён несколькими датчиками, которые оценивают его работу, но их присутствие вовсе не является обязательным. Однако минусом является необходимость использования расходных материалов, представленных специальным маслом. Кроме того, в гидроусилителе имеется немало уплотнений и соединений, которые подвержены износу при эксплуатации с высокими нагрузками. Всё это делает его достаточно ненадёжным узлом и требует проведения регулярной диагностики состояния рулевого управления.

Электроусилитель, как следует из его названия, использует ток, вырабатываемый генератором автомобиля, для приведения в действие компактного мотора. Располагается он непосредственно на рулевом валу, за счёт чего занимает намного меньше места в подкапотном пространстве, а движет весь механизм он с помощью небольшого торсионного вала.

Схема механизмов электроусилителя руля

Производительность регулируется уже не механическим, а автоматическим способом — сигналы на изменение силы тока электроусилителю подаёт компактный блок управления на базе микропроцессоров. Конечно, сбои такого устройства достаточно редки, но на случай внезапной поломки или отказа управляющей программы в электроусилителях предусмотрен аварийный режим работы, который позволяет сохранить управление даже в самых опасных ситуациях.

Электроусилители руля имеют намного более простую конструкцию и не нуждаются в применении специальных расходных материалов. Кроме того, отсутствие гидравлического контура означает отсутствие множества уплотнений и подвижных соединений, которые являются опасными с точки зрения разрывов и утечек. Конечно, повреждение проводов и датчиков может вывести электроусилитель из строя, но такое случается намного реже, чем пробой гидравлической системы. Поэтому электроусилители в настоящее время считаются прогрессивными и применяются большинством крупных производителей.

Удобство управления

С точки зрения удобства системы рулевого управления гидроусилители остаются непревзойдёнными на сегодняшний день. Они обеспечивают лучшую обратную связь и позволяют водителю чувствовать, каковы пределы возможностей автомобиля в крутых поворотах. Кроме того, гидроусилитель почти нечувствителен к вибрациям и ударам, поэтому он не нуждается в специальной защите от плохого дорожного покрытия.

На практике это означает, что автомобилист чувствует не только возможности транспортного средства и может определять момент потери управления, но также может воспринимать все изъяны плохого асфальта. Благодаря этому исправные гидроусилители создают практически те же ощущения, что при использовании автомобилей без каких-либо дополнительных узлов в рулевом управлении.

Электроусилитель нуждается в тщательной калибровке для обеспечения аналогичных ощущений — в настоящее время сделать управление максимально удобным удаётся только производителям, работающим в премиальном сегменте. Кроме того, электромотор, использующийся в такой схеме, имеет достаточно высокую чувствительность к ударным нагрузкам и вибрации — они могут существенно уменьшить срок его службы. Поэтому для защиты от повреждений узла рулевой вал снабжают специальным демпфером, который гасит колебания.

Электроусилитель комфортный только в премиальном сегменте

Казалось бы, управление должно стать более удобным без тряски руля, но многие автомобильные эксперты и просто владельцы машин отмечают, что они испытывают сильный дискомфорт при использовании электроусилителя с неидеальными настройками. По отзывам, управление таким автомобилем скорее напоминает компьютерную игру, поскольку водитель не чувствует ни обратной связи, ни ударов при проезде по участкам дороги с плохим покрытием — хотя в дорогих машинах подобный неприятный эффект отсутствует.

Эффективность и надёжность

Использование гидроусилителя руля вынуждает автомобиль терять часть мощности — она идёт на привод насоса, который может иметь достаточно большие потребности. Поэтому применение ГУР неизбежно приводит к ухудшению динамических параметров и к существенному повышению расхода топлива при прочих сопоставимых параметрах. При этом даже при постоянном движении по прямой ситуация нисколько не улучшается — насос работает постоянно, перемещая масло по трубкам высокого и низкого давления.

Каждому автомобилисту стоит знать о том, что гидроусилитель не может длительное время выдерживать работу в предельных режимах — при удерживании руля в крайнем положении в течение 10–15 секунд насос перегреется, в результате чего узел полностью отключится. Чтобы повторно запустить его, нужно заглушить автомобиль, подождать несколько минут и вновь завести, аккуратно переводя руль из крайнего положения в нулевую точку.

Электроусилители считаются более экономичными — они не отбирают мощность мотора напрямую, а лишь создают дополнительную нагрузку на генератор. Кроме того, электроусилитель работает только при повороте колёс, а при движении по прямолинейной траектории мотор остаётся полностью отключённым — он не ухудшает динамические характеристики машины и не создаёт дополнительных затрат топлива. Также при повороте руля в крайнее положение нагрев возникнет исключительно при очень быстром последовательном вращении руля в разные стороны, что можно сделать только специально.

Однако отключение электроусилителей нельзя назвать редкостью —в основном это происходит при движении по бездорожью или по дорогам, засыпанным вязким рыхлым снегом. Через некоторое время узел подаст сигнал тревоги, после чего его производительность будет ограничена и водитель увидит предупреждение, а если движение будет происходить в подобных условиях и дальше, усилитель отключится до полного остывания мотора.

Технологии

Единственный способ тонкой настройки гидроусилителя представляет собой применение рейки с прогрессивным передаточным отношением. Она помогает создавать некоторую тяжесть при повороте руля на малый угол, что способствует повышению стабильности автомобиля при движении с достаточно большой скоростью. Однако при отклонении рулевого колеса от нулевого положения на большое расстояние усилие существенно уменьшается, что облегчает парковку в условиях крупного города.

Кроме того, производитель может варьировать производительность насоса, однако её приходится удерживать в достаточно узком диапазоне, чтобы не допустить повреждения узла в результате перегрузки и не сделать усилие слишком малым. Именно поэтому изготовители премиальных автомобилей отдают предпочтение хорошо настроенному электроусилителю.

Гидроусилитель состоит из множества деталей

В свою очередь, он может менять свою производительность прямо на ходу — впервые схема с возможностью переключения режимов чувствительности руля была опробована в автоспорте. Кроме того, в блок управления электроусилителем можно записать специальную программу, которая будет имитировать изменение передаточного числа — для этого даже не потребуется применять более дорогие и сложные в производстве рейки. Именно поэтому во многих современных автомобилях премиум-класса электроусилитель позволяет выбирать несколько режимов работы:

  • Комфортабельный — немного замедленные реакции, очень лёгкий поворот руля;
  • Нормальный (повседневный) — точные реакции, не требующий никаких усилий поворот рулевого колеса;
  • Спортивный — повышенное усилие, никаких паразитных вибраций и случайных отклонений;
  • Трековый — минимальная производительность электроусилителя, идеальная стабильность автомобиля, естественные ощущения от вождения.

Настройки электроусилителя можно менять на ходу, если такая функция предусмотрена производителем — для этого достаточно нажать специальную кнопку или выбрать соответствующий пункт в меню электронной системы управления.

Сфера применения

К сожалению, у электроусилителей есть один серьёзный недостаток, который представлен ограниченным крутящим моментом, который может создавать мотор, встроенный в вал. За счёт этого такой механизм нельзя устанавливать на крупные представительские лимузины, на внедорожники и на грузовой транспорт. В этой сфере все производители используют гидроусилители, крутящий момент которых ограничивается только мощностью выбранного насоса.

Электроусилитель слабый для тяжелых автомобилей

Такая ситуация сохранится и в ближайшем будущем, поскольку для разработки компактных моторов с высоким крутящим моментом и большим ресурсом требуется немало времени. Некоторые разработчики пытались применять альтернативные схемы, в которых электроусилитель расположен отдельно от рулевого вала — при этом они могли использовать любые двигатели. Однако такая система была признана неперспективной, поскольку больших преимуществ перед гидроусилителем, который имеет меньшую себестоимость производства, она не имеет.

Какие прогнозы?

Несколько лет назад электроусилители устанавливались исключительно на малолитражки, которые не были требовательными к удобству управления. Однако практика показала, что при хорошей калибровке такой узел может иметь параметры, аналогичные гидроусилителям, или даже превосходящие их. Поэтому сейчас электроусилители постепенно начинают устанавливаться на спорткары и представительские автомобили.

Электроусилители хорошо зарекомендовали себя на малолитражках

И лишь тяжёлая техника сохраняет верность классической компоновке узла с поршневым гидромотором. Но даже в ней начинают появляться комбинированные усилители, в которых гидравлический и электрический привод взаимодействуют друг с другом.

В чем разница гидро и электро усилитель руля

Гидроусилитель руля и электроусилитель руля получили достаточно широкое применение только в последнее десятилетие. Ранее данные устройства устанавливались на большегрузные автомобили, или элитные легковые автомобили. Но с развитием технологий, удешевлением материалов и приборов, данные устройства стали устанавливаться и на бюджетных моделях автомашин.

Что такое ГУР?

Гидроусилитель руля (ГУР) – это устройство, применяемое в рулевой системе автомобиля для облегчения управлением.

Система работает за счет высокого давления масла, которое и облегчает повороты руля. Давление создается с помощью двигателя, работающего посредством ременной передачи от основного движка автомобиля. В случае, когда герметичность системы теряется по ряду причин, управление автомобиля изменяется, на столько, на сколько оно облегчалось с помощью ГУР.

Явные плюсы использования данной системы – это значительное облегчение управления автомобилем, что является удобным не только для женщин-водителей, но и для мужчин. Достаточно удобное управление машиной при разных скоростях передвижения. Современные ГУР не используют ременную передачу, а работают за счет электронасосов.

Что такое ЭУР?

Электроусилитель руля (ЭУР) – устройство, которое использует для своей работы электрический ток.

Явные плюсы электро руля – хорошая связь водителя с автомобилем, отличное чувствование дороги.

Существует два режима: город и трасса. В городском режиме ЭУР помогает водителю управлять автомобилем на многочисленных поворотах и парковках. В режиме трасса устройство отключается после скорости 60 км/час. При такой скорости усилитель руля уже не нужен. Технически электроусилитель устроен значительно проще, чем «собрат». Питается от генератора и не влияет на расход топлива. Не имеет ременной связи с двигателем. Ремонт значительно быстрее, чем ГУР.

Минусы ГУР и ЭУР

Минусы гидроусилителя – это наличие в системе жидкости, которую необходимо периодически менять. При низких температурах наружного воздуха возможно «потение» системы. При вытекании масла из системы необходимо в кратчайшие сроки обратиться на СТО. Сложный ремонт не может быть дешевым.

Минусы электроусилителя – это необходимость установки более мощного генератора, который должен питать и это устройство. Поломки данной системы встречаются реже, и ремонт происходит в короткий срок.

В итоге можно сказать, что электроусилитель руля, как продукт прогресса значительно выгоднее и надежнее гидросистемы, и в подтверждение этому многие автопроизводители переводят комплектацию автомобилей именно на ЭУР.

мая.23.2012         Советы при выборе         Отзывы (0)        

Другие статьи по теме

Гидроусилитель или электроусилитель руля: что лучше?

Давайте сравним вместе два типа усилителей рулевого управления. Какое из них лучше, какое отзывчивее, какое дешевле в ремонте?

Комфорт водителя

Первый параметр сравнения – комфорт человека, сидящего за рулем. Здесь можно сказать, что оба агрегаты практически равноценны, если исключить некоторые плюсы и минусы того и другого усилителя. Оба призваны решать не одну единственную задачу, а сразу несколько: обеспечивать легкость при рулении, обеспечивать отзывчивость рулевого управления, экономить силы водителя при управлении авто. Проще говоря, оба усилителя в равной мере справляются с возложенными на них обязанностями, иначе мир давно бы уже отказался от подобных механизмов.

Принцип действия

Если говорить о принципе работы, то ГУР – это усилитель с гидравлическим насосом, ЭУР – это электронная система, которая распознает малейшее касание руля и запускает его поворот при минимальном нагрузке со стороны водителя.

Из принципа устройства приборов складывается и основная линейка их минусов и плюсов.

Плюсы и минусы ГУР

Гидравлика мощнее, дешевле в ремонте, позволяет водителю натурально чувствовать руль и сцепление с дорогой, что позволяет полностью контролировать ситуацию.

Считается, что ГУР – это рулевое управление, предназначенное как для легковой, так и для грузовой тяжелой техники. Только ГУР сможет работать без нареканий на тягаче или большегрузе, в виду особенностей условий работы.

ГУР неприхотлив к условиям работы, то есть, авто с таким усилителем можно эксплуатировать как зимой, так и летом, как в крайне знойную погоду, так и в критически холодную, как во влажную, так и в сухую. Единственная беда, которая может приключиться – преждевременный износ соединительных шлангов и патрубков, но они меняются в два счета.

Читайте также:  Замена наконечника рулевой тяги Рено Логан

Минусы такого усилителя очевидны: ГУР менее отзывчив, поскольку работает на механическом принципе.

Превосходства и недостатки ЭУР

Электроусилитель рулевого управления – это агрегат для современных авто, передвигающихся в большинстве своем в городском режиме. Внедорожники электроусилителем не оснащают – бесполезно. Любая хорошая кочка, и ЭУР может выйти из строя. Учитывая качество российских дорог, авто с таким усилитель надо беречь от тряски и в городском режиме.

Он более компактен, чем ГУР. В ремонте – дороже, и ломается – в разы чаще, поскольку требует крайне бережного отношения, как и любая электроника.

Источник: АвтоБерег

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Что лучше: гидроусилитель руля или электроусилитель руля

1388 Просмотров

Рулевое управление современного автомобиля устроено достаточно сложно. Это объясняется тем, что в него встроено большое количество технологий, которые могли показаться сказкой еще десять лет назад. Тема для обсуждения в этой статье — электро- и гидроусилитель руля и их сравнение на основании фактов и мнения водителей.

Сила жидкости

На более старых моделях применяется не электро-, а гидроусилитель руля. Он отличается от своего собрата тем, что здесь в качестве основного функционального элемента выступает специальная жидкость, которая способна выдерживать высокие перегрузки по давлению и температуре и при этом не терять своих свойств.

И электро-, и гидроусилитель рулевого управления способен в несколько раз облегчить работу водителю, перенимая на себя усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу. Разница гидроусилителя от электро- заключается лишь в том, что здесь отсутствует электронная часть как таковая, и роль основного оборудования берет на себя специальный компрессор.

В чем же задача водяного насоса, который присутствует в гидроусилителе и которого нет в устройствах с приставкой «электро»? Представим, что происходит, когда водитель начинает поворот рулевого колеса в какую-либо сторону. Сначала колесо начинает постепенно надавливать на специальный датчик-реле, который располагается в корпусе рулевой колонки. Датчик срабатывает и дает команду водяному насосу, турбина которого начинает немедленно вращаться, нагнетая в патрубки давление.

За счет давления, на рулевые тяги ложится противодействующая сила, которая толкает их в определенную сторону. Это позволяет снять значительную часть нагрузки с водителя, потому что для перемещения рулевого колеса и, как следствие, колес в ту или иную сторону приходится прикладывать гораздо меньшие усилия, чем если бы усилителя не было вовсе.

Электрический механизм

Электроусилители руля на данный момент находят самое широкое применение на автомобильной технике. Это связано с тем, что больше не приходится иметь дело с гидравликой, слабым местом которой является герметичность, и можно сэкономить значительный объем подкапотного пространства.

В основе электроусилителя руля лежит система приводов и искусственный интеллект, который можно использовать для изменения характеристик электроусилителя и различной модификации его свойств. К примеру, плату можно перепрограммировать таким образом, чтобы руль на месте вращался легче. Для тех, кому необходимо побороть отдачу в руль от колейности и ям или сделать так, чтобы рулевое колесо наливалось тяжестью при наборе скорости, достаточно просто записать на плату модифицированную программу.

По какому же принципу работает электроусилитель руля? По сути, в его состав входит всего один функциональный блок, выполненный в виде цилиндрического корпуса. Он содержит в себе элементы, которые необходимы для исправной работы всей системы.

Обычно электроусилитель встраивается на место рулевой рейки и полностью ее заменяет, однако в некоторых случаях он выполнен в виде отдельного функционального блока, расположенного в подкапотном пространстве.

Электроусилитель должен собирать большое число данных, которое позволяет ему изменять характеристики динамически, в зависимости от роста скорости, режима вождения и других достаточно важных параметров. По этим соображениям от электроусилителя провода подходят к датчику скорости, оборотов, коробки передач и даже индикатору температуры за окном.

В этой связи электроусилитель пользуется достаточно большой популярностью, постепенно оставляя своего гидравлического собрата позади.

Объективный взгляд

И гидро-, и электроусилитель руля имеют свои преимущества и недостатки. По этой причине на большинстве моделей оба устройства предлагаются в качестве альтернативы, и конкретный вариант можно выбрать, опираясь лишь на собственные предпочтения.

Начнем с гидравлики. Такой вариант отличается тем, что стоит намного меньше и оказывается лучше в плане цены, поскольку практически не имеет в себе сложной и дорогостоящей электроники. Из этого вытекает и тот факт, что ремонт такого агрегата обойдется дешевле, а все запасные части можно будет найти за гораздо меньшую цену.

Без недостатков также не обошлось. К примеру, здесь нет никакой возможности изменять программную конфигурацию, и свойства усилителя руля изменить и сделать лучше никак не получится. Не поможет даже установка каких-либо дополнительных трубок и редукторов, которые изменят давление жидкости в системе. Также зимой жидкость заметно густеет. Фактически это означает, что в мороз усиления не происходит, как такового. Усилитель начинает работать лишь тогда, когда жидкость немного разогревается.

В качестве недостатков электрического усилителя руля выступает достаточно высокая цена всех составных частей и комплектующих. Но эта цена с лихвой окупается за счет возможностей, которые предоставляются владельцу, и удобства, которое гидравлический усилитель предоставить не в силах.

Усилитель рулевого управления — это крайне полезное и удобное изобретение, которое становится лучше и совершеннее с каждым годом. Благодаря ему, водителю не приходится тратить большие усилия при маневрах и парковке. Очевидно, что лучшим на данный момент является электрический усилитель руля, хотя высокая цена и стоимость обслуживания по-прежнему отпугивают небольшой процент водителей.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости