С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Гтц что такое


ГТЦ: что это такое, признаки неисправности

От работоспособности тормозной системы автомобиля зависит не только жизнь и здоровье водителя с пассажирами, но и других участников дорожного движения. Исправность данной части авто контролируется на всех техосмотрах, а также тестируется самим автовладельцем. Одной из важных частей системы является главный тормозной цилиндр, неисправности которого могут обходиться достаточно дорого. Необходимо периодически контролировать его состояние.

Рабочий функционал

Устройство главного тормозного цилиндра включает в себя следующие элементы:

  • металлический каркас, в котором имеются отверстия, по которым подается тормозная жидкость;
  • пара поршней, оснащенных резиновыми герметизирующими манжетами;
  • пара пружин, работающих на возврат;
  • втулки, используемые в качестве направляющих;
  • пробка, устанавливаемая с торца вместе с прокладками.

Молодые автомобилисты, встретив аббревиатуру ГТЦ, что это такое не знают. Хотя это расшифровывается как главный тормозной цилиндр. К его корпусу подсоединяют расширительный бачок, в который отправляется избыточное количество жидкости по встроенным компенсационным отверстиям. Полость поделена на два цилиндра, каждый из которых имеет свой поршень, но установлены они на единой оси.

С глухой стороны корпуса располагается резьбовая пробка, а обратная сторона сопрягается с фланцем, сочетающимся с вакуумным усилителем.

Шток от педали тормоза соединен жестко с первым поршнем. Трубы от тормозных каналов выведены на нижние отверстия.

Как работает главный тормозной цилиндр

Принцип работы ГТЦ можно сформулировать в алгоритме:

  • после нажатия тормоза водителем каждый из поршней перемещается в сторону сжатия, проталкивая жидкость по каналам;
  • за счет сформированного давления происходит сработка цилиндров, обеспечивается сжатие колодок на дисках;
  • не весь объем жидкости успевает проникнуть в трубки, а часть попадает в расширительный бачок по предусмотренным для этого перепускным канальцам;
  • еще несколько отверстий конструкторы предусмотрели для компенсации расширения жидкости, что позволяет ее остаткам отправляться в бачок.
Читайте также:  Как поменять замок зажигания на Приоре

В работе помогает вакуумный расширитель. Он усиливает давление на каждый поршень. Таким образом удается ускорить сработку и снизить силовую нагрузку на водителя.

Симптоматика неисправностей

Большое количество элементов в системе повышает риски возникновения проблемных точек. В негодность могут прийти детали, работающие под нагрузкой из-за интенсивного износа. Популярные признаки неисправности главного тормозного цилиндра:

  • когда требуется активно жать педаль тормоза, то это – свидетельство разбухания резины поршневых манжет;
  • реакция на нажатие достаточно медленная из-за того, что снизилась герметичность системы, а манжеты пропускают жидкость;
  • чрезвычайно короткий ход педали возникает по причине засоренности каналов, отвечающих за перепускание жидкости в расширительный бак, поэтому требуется их чистка;
  • если заклинивает или подклинивает один из цилиндров, то колодку может прижимать к диску, что приводит к перегреву узла и быстрому истиранию, а также причина может быть в засоренности перепускного отверстия.

Резкие провалы после нажатия педали появляются вследствие проникновения в систему воздуха. Это происходит из-за потери части жидкости в каком-либо из цилиндров. Малое замедление может быть спровоцировано причинами:

  • выход из строя вакуумного усилителя;
  • потеря герметичности на стыковке шлангов;
  • трещина мембраны и пр.

Выявить эффективность функционирования главного цилиндра, но поломки в других местах, помогает такой список:

  • при торможении возникает скрип;
  • у одного из колес заклинил тормозной механизм;
  • при нажатии на педаль тормоза машина уводится в сторону (не работает один из контуров);
  • на каком-то колесе греются диск и колодки.

Для ремонта в гаражных условиях используется схема главного тормозного цилиндра. Можно самостоятельно его продиагностировать. Чаще всего выходят из строя прокладки, которые продаются в большинстве автомагазинов и имеют доступную цену как для отечественных авто, так и для иномарок.

Читайте также:  Лампочки h7: какие лучше светят

Как устроен главный тормозной цилиндр?

Сегодня мы более подробно рассмотрим главный цилиндр торможения. Главным цилиндром называется центральный элемент функционирующей системы торможения. Благодаря ему происходит преобразование сопротивления, которое прикладывается к тормозам, в гидравлическое сопротивление всей системы торможения. В представленной статье размещены ответы на такие довольно распространённые вопросы:

  • Что такое главный цилиндр и для чего он служит?
  • Как работает устройство главного тормозного цилиндра;
  • Какие основные неисправности;
  • В чём заключается ремонт?

Содержание:

  • 1 Основная информация
    • 1.1 Основные неисправности

Основная информация

Во всех современных транспортных средствах используется главный цилиндр торможения с двумя секциями, причём каждая секция занимается обслуживанием гидравлического контура. Основная функция данного устройства заключается в преобразовании энергии, которая возникает при нажатии водительской ноги на педаль, в давление (гидравлическое) в контуры всей системы.

Если на вашем транспортном средстве установлен вакуумный усилитель, то представленное оборудование закрепляется на его стенках. Теперь рассмотрим устройство главного тормозного цилиндра. Чаще всего он включает в себя такие основные элементы:

  • Бак;
  • Толкатели;
  • Пружинки возврата;
  • Корпус;
  • Поршни;
  • Уплотняющие манжеты.

Основные неисправности

Как правило, все поломки связаны с изнашиванием или же повреждением уплотняющих манжетов поршня, а ещё уплотняющих манжетов на входе штоков в данное устройство. Также к поломкам представленного оборудования может относиться неисправность пружинок возврата поршней или же изнашивание зеркал. Для решения всех вышеперечисленных неисправностей есть только одно решение, это проведение замены всего устройства в целом или же его неисправных элементов.

Естественно некоторые умельцы проводят ремонтные работы над этим оборудованием, но это не целесообразно, потому как отремонтированная деталь не сможет долго прослужить, и не будет нормально функционировать. Помимо всего этого, при проведении замены бака также нужно провести замену уплотняющей прокладки, но перед этим их нужно немного смазать тормозной жидкостью. Перед проведением замены или же просто снятием данного оборудования для проведения ремонта нужно откачать жидкость из бака и заглушить трубопроводы. Если подобная инструкция показалась сложной для вас, то лучше обтатитесь к специалистам.

Вам понравилась статья? Она была полезной?

Похожие статьи:

Главный тормозной цилиндр

Содержание

  • Конструкция узла
  • Принцип функционирования
  • Основные проблемы с узлом

На легковых автомобилях наибольшее распространение получила тормозная система у которой используется гидравлический привод. Вся работа этого типа привода основана на таком физическом свойстве жидкости, как несжимаемость, что позволяет использовать ее в качестве вещества, которое передает усилие.

Гидравлический привод тормозной системы состоит из главного тормозного цилиндра (ГТЦ), соединенного с тормозной педалью, и рабочих цилиндров (суппортов), установленных на ступицах колес. Движение жидкости между составляющими привода осуществляется по жидкостным магистралям, соединяющим все цилиндры.

ГТЦ – основной составной элемент привода. Благодаря этому узлу создается давление рабочей жидкости, что приводит к срабатыванию рабочих цилиндров. И делает это он за счет преобразования усилия, приложенного к педали тормоза, в давление жидкости.

Сейчас все авто оснащаются двухконтурными тормозными системами, что обеспечивает сохранение работоспособности тормозов при повреждении одной из магистралей, соединяющих цилиндры привода. Разделение на контуры и обеспечивается ГТЦ.

ГТЦ с бачком

Узел имеет двухсекционную конструкцию, причем секции – герметичны и не соединены между собой. Каждая секция подает жидкость на два рабочих цилиндра. В случае повреждения магистрали одна из секций теряет работоспособность, поскольку герметичность ее нарушена. Но поскольку секции между собой не связаны, то вторая продолжает функционировать, поэтому автомобиль сохраняет возможность тормозить, хотя и с меньшей эффективностью, чем при полностью исправном приводе.

Несмотря на наличие двух секций, устройство главного тормозного цилиндра очень простое, что делает узел очень надежным и редко выходящим из строя.

Конструкция узла

Основными составными элементами ГТЦ являются:

  • Корпус;
  • Два рабочих поршня;
  • Возвратные пружины;
  • Уплотнительные манжеты, стопорные кольца.

Корпус – толстостенная деталь с отверстиями для подсоединения магистралей и резервуара (бачка), с содержащейся в ней рабочей жидкостью, и с проделанными специальными каналами. Все остальные составные элементы помещены внутрь корпуса.

Устройство ГТЦ

Бачок может размещаться прямо на корпусе или же быть выносным. Во втором варианте резервуар с ГТЦ соединяется трубопроводами. Чтобы при пробое одной из магистралей жидкость полностью не ушла через негерметичную секцию, бачок внутри имеет перегородку. Поэтому даже при пробое и вытекании жидкости из одного контура, количества ее в бачке будет достаточно для работы второго контура.

Разделение ГТЦ на секции выполнено поршнями, установленных один за другим. И хоть жесткой связи между ними нет, но в процессе работы они воздействуют друг на друга.

Каждый поршень оснащен своей возвратной пружиной, которая устанавливает их в исходное положение при прекращении нажатия на педаль. Первая пружина размещена между поршнями (ее упором выступает второй поршень), для второй упором является корпус.

Жидкость из резервуара в цилиндр подается по специальным каналам, причем для каждой секции предусмотрено по два таких канала, один из них – компенсационный, второй — перепускной.

Компенсационный канал обеспечивает подачу жидкости в пространство перед поршнями. Перепускные же каналы нужны для предотвращения образования пустот и разряжения за поршнями при их перемещении.

Герметичность секций и самого корпуса обеспечивается уплотнительными манжетами, установленными на поршнях, а также в корпусе. Для защиты от пыли со стороны входа штока усилителя установлен пыльник. Для предотвращения выхода поршней из цилиндра с этой же стороны установлено стопорное кольцо.

Принцип функционирования

Принцип работы главного тормозного цилиндра – очень прост. В начальном положении поршни благодаря пружинам находятся в крайнем положении. Компенсационные каналы открыты, а перепускные — закрыты, секции ГТЦ соединены с резервуаром, поэтому в системе привода поддерживается атмосферное давление.

Если возникает надобность замедлить движение на авто, водитель нажимает на педаль тормоза и смещает шток. Усилие водителя повышается за счет вакуумного усилителя. Шток, выходящий из усилителя, начинает давить на первый поршень. Тот, преодолевая усилие пружины, начинает смещаться и первым делом закрывает компенсационный канал, отсоединяя секцию от бачка. В результате пространство перед поршнем оказывается герметичным, поэтому движение поршня сопровождается повышением давления жидкости перед ним.

Одна часть жидкости начинает выходить в магистрали, ведущие к рабочим цилиндрам контура, вторая же – давить на другой поршень и в этой секции повторяется все то же самое, что и в первой – при движении закрывается компенсационный канал, давление начинает нарастать, и уже под давлением жидкость по магистралям поступает к рабочим цилиндрам.

Смещаясь поршни также открывают перепускные каналы, и жидкость попадает в пространство за поршнями, предотвращая образование пустот. Также жидкость, попавшая за поршни, обеспечивает плавный возврат их после прекращения воздействия на педаль тормоза, поскольку при обратном движении поршней она создает противодействие усилию пружин.

ГТЦ сохраняет работоспособность одной секции при разгерметизации второй. Если повреждены магистрали контура первого цилиндра при нажатии на педаль в первой секции не создается давление, поэтому поршень полностью сжимает пружину, а поскольку ее упором выступает второй поршень, то после полного сжатия упругого элемента усилие начинает передаваться на него, заставляя его смещаться – давление во втором контуре возрастает и два рабочих цилиндра тормозной системы срабатывают.

Если не герметична вторая секция, то создаваемое в первой секции давление приведет к смещению второго поршня до упора, что в дальнейшем обеспечит нарастание давления в контуре.

Основные проблемы с узлом

Простота конструкции обеспечивает высокую надежность ГТЦ, но и в нем есть «слабые места». Самая распространенная проблема в этом узле – износ резинотехнических элементов. Уплотнительные манжеты от постоянного воздействия жидкости со временем теряют эластичность, растрескиваются. Из-за этого герметичность секций уже не соблюдается, поэтому в случае пробоя магистрали автомобиль лишается тормозов полностью. Если же повреждена манжета корпуса, то жидкость начинает выходить наружу.

Течь тормозной жидкости с ГТЦ

Тормозная жидкость очень гигроскопична, что также может оказать негативное воздействия. Из-за контакта с водой, накопившейся в жидкости, металлические поверхностей внутри корпуса могут покрыться коррозией, что становиться причиной подклинивания поршней при работе ГТЦ.

Но ГТЦ хорошо поддается ремонту и большинство проблем с ним удается устранить путем восстановления узла с помощью ремкомплектов.

Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр преобразует энергию нажатия ноги водителя в гидравлическое давление в контурах тормозной системы.

Устройство гидравлической части тормозной системы

Гидравлическая часть тормозной системы состоит из главного тормозного цилиндра, рабочих цилиндров и тормозных трубок. В тормозных трубках находится жидкость , передающая усилие нажатия ноги водителя на педаль тормоза. Чтобы осуществить передачу, необходимо сначала преобразовать механическое усилие в гидравлическое давление, а затем раздать его на четыре тормозных механизма. Для этого и существует главный тормозной цилиндр или ГТЦ.

Самая безопасная двухконтурная тормозная система - диагональная. Такая схема позволяет предотвратить занос при торможении с одним рабочим контуром

Современные тормозные системы комплектуют двухконтурным главным тормозным цилиндром. Каждая камера цилиндра соединена с отдельным контуром тормозной системы. Это необходимо для безопасности - если один контур откажет, второй позволит остановить автомобиль, хотя и с меньшей эффективностью. Каждый контур обслуживает один передний и один задний рабочий механизм, причем, по диагонали (например, правый задний и левый передний). Два десятилетия назад схема была другой - передние цилиндры подключены к одному контуру, а задние ко второму. Постепенно производители отказались от этой системы из-за низкого уровня сопротивления заносу в случае торможения с одним исправным контуром.

В современном автомобиле в общую гидравлическую схему включают блок ABS, систему сервопривода тормозов и целый ряд других усовершенствований

Главный тормозной цилиндр может быть объединен с резервуаром, содержащим тормозную жидкость, в единую конструкцию или же установлен отдельно и соединен с бачком посредством шлангов. Устанавливается главный тормозной цилиндр, как правило, на корпус вакуумного усилителя тормозов (присутствующий в схеме тормозной системы подавляющего большинства современных автомобилей).

Бачки для тормозной жидкости выполняются из прозрачного материала, чтобы водитель мог визуально контролировать уровень  тормозной жидкости. В крышку тормозного бачка установлен также датчик уровня, подающий сигнал о падении уровня тормозной жидкости (лампой или диодом, загорающимся на панели приборов).

В случае возникновения утечки из контура тормозной системы жидкость из бачка самотеком попадает в цилиндр, замещая потерю.

Устройство главного тормозного цилиндра

Главный цилиндр состоит из стального цилиндрического корпуса с расположенными внутри двумя поршнями, по одному на контур. Для обеспечения уплотнения между камерами цилиндра и создания давления, поршни снабжены резиновыми манжетами.  Каждый поршень имеет свою возвратную пружину.  Ограничивают ход поршней ограничители, ввинченные в отверстия в нижней части цилиндра.

В США применение двухконтурной системы тормозов обязательно с 1967 года

В корпусе главного цилиндра имеются отверстия с резьбой для присоединения тормозных трубок двух контуров (по две трубки на контур, для каждого цилиндра своя). Внутри предусмотрено перепускное компенсационное отверстие для уравнивания давления жидкости в камерах цилиндра.

Схема работы главного цилиндра тормозов

Усилие от педали передается к цилиндру через шток вакуумного усилителя тормозов. При нажатии на педаль тормоза шток начинает толкать поршень первого контура, поршень двигается вперед, манжетой перекрывает компенсационное отверстие, и в контуре начинает расти давление. Поднявшееся давление заставляет перемещаться поршень второго контура, где также поднимается давление. Вакуум, образовавшийся при смещении  поршней, через перепускное отверстие заполняется тормозной жидкостью из бачка. Передвижение поршней продолжается до тех пор, пока они не дойдут до ограничителей хода.

В Toyota Prius с гибридным приводом главный тормозной цилиндр служит в несколько раз дольше, так как роль основных тормозов берут на себя мотор-генераторы

После того, как педаль тормоза отпущена, под действием возвратных пружин поршни возвращаются в исходное положение. При ходе поршня назад открывается компенсационное отверстие, и давление в цилиндре выравнивается.

Даже если водитель по каким-либо причинам резко «бросит» педаль тормоза, это не приведет к появлению разницы в давлении, так как излишек жидкости из цилиндра вернется обратно в резервуар.

Главный тормозной цилиндр устроен таким образом, что при возникновении утечки в одном из контуров, второй контур будет продолжать работать. Скажем, если утечка произошла в первом контуре, то при нажатии на педаль тормоза, поршень первого цилиндра просто «проскочит» свой контур до соприкосновения со вторым поршнем. Поршень второго контура начнет двигаться вперед и создаст давление, необходимое для срабатывания второго контура.

Главный тормозной цилиндр не только изнашивается, но и постепенно ржавеет изнутри. Дело в том, что в тормозной жидкости содержится небольшое количество воды и кислорода

Если же утечка тормозной жидкости будет наблюдаться во втором контуре, то срабатывание главного цилиндра будет выглядеть несколько иначе. При движении первого (исправного контура) поршня, он вовлекает в движение поршень второго контура, и тот беспрепятственно начинает двигаться вперед до упора в ограничитель хода, перекрывая выходное отверстие. После чего в первом контуре начинает расти давление, что обеспечивает торможение колесных механизмов первого контура. При утечке в одном из контуров, педаль тормоза значительно «провалится»,  но в конце хода начнется эффективное торможение.

Неисправности главного цилиндра тормозов

Неисправности главного цилиндра выражаются в износе или повреждении уплотнительных манжет поршней, а также и уплотнительной манжеты на входе штока в цилиндр. Сюда же следует отнести и поломку возвратных пружин поршней, задиры поршней или износ зеркала цилиндра.

Неисправные элементы цилиндра заменяются, а при повреждении зеркала цилиндров, заменяется сам главный цилиндр тормоза.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости