Пневмоподушки, которые сегодня активно используются в автопромышленности, появились еще в 1955 году. Вплоть до наших дней они редко становились одним из основных элементов подвески, однако сегодня об установке пневматической подвески задумываются многие автолюбители. Пневматическая подушка является основным элементом такой подвески. С ее помощью можно отрегулировать жесткость подвески и клиренс авто находясь прямо в салоне. Давайте же разберемся с тем, как работает такая подушка, в чем особенности регулируемой пневмоподвески (ESS) и с чего начинать выбор подушки, если водитель решил внести изменения в свой автомобиль.
Как и обычная механическая подвеска, пневматическая нацелена на обеспечение максимально плавного хода транспортного средства без серьезной привязки к состоянию дороги, а также обеспечение оптимального клиренса. В механической подвеске это зависит от состояния пружин или же рессор, а вот в пневматической все зависит от подушки. Суть в том, что при наезде автомобиля с пневматической подвеской на невысокое препятствие подушка продавливается и в случае нужды давление в ней меняется. Сама подушка не может исправно работать без датчиков уровня, контроллера и компрессора.
В отличие от грузового транспорта, в легковушках пневмоподвеска может быть выполнена следующим образом:
Во втором случае корпус авто поддерживается не только пневмоподушкой, но также пружиной / рессорой. В обоих случаях такая подвеска отличается мягкостью, относительно дешевизной и доступностью, широкими возможностями по регулировке клиренса. Минусов всего два:
Однако не будем спешить с выводами и разберемся с тем, как устроена пневмоподушка, как ее подбирают и какими еще достоинствами она может похвастать. Возможно, несмотря на очевидные недостатки многим автолюбители сочтут, что она станет отличной заменой уже привычной механике.
Теперь о приятном. Внеся изменения в автомобильную подвеску и поставив качественную пневмоподушку, владелец транспортного средства выигрывает в следующем:
Дабы все эти достоинства проявлялись в полной мере, недостаточно купить хорошую подушку и попросить мастера внести изменения в подвеску авто. Есть несколько золотых правил, соблюдение которых дает хороший результат. А именно:
В случае правильного выбора подушки и установки подвеска будет мягкой или твердой, нагрузки в ней будут равномерно распределяться по осям авто, а давление воздуха будет правильно регулироваться компрессором. Еще до покупки стоит навести справки о хороших сервисах, где смогут установить подушку. Перед самой покупкой же надо понимать, на чем базируется выбор пневмоподушки. Давайте разберемся.
Сегодня пневмоподвеску считают одним из передовых решений в автопромышленности. Часто полностью пневматическая подвеска встречается в премиум-моделях автотранспорта, а дополнительные пневматические элементы – в более дешевых моделях. Вот какими элементами может быть дополнена классическая подвеска:
В самом дорогом транспорте классическая подвеска не используется – ее полностью заменила пневматическая. Она работает только со специальными системами управления, которые входят в заводскую сборку. Полная пневмоподвеска гарантирует максимально комфортную и безопасную езду.
Подушки как основной элемент пневматической подвески автомобиля могут иметь два основных исполнения. Относительно недавно появилось и третье исполнение, однако специалисты подтверждают, что типов подушек два, а третий вариант является лишь ответвлением от уже существующего типа (к слову, именно этот вариант и является одним из самых популярных). Вот каких типов бывают пневмоподушки:
Подвидом диафрагменных подушек являются «Сливы» (Sleeve, рукавный тип), которые имеют меньшие размеры. К примеру, в самых дорогих автомобилях марки Mercedes-Benz установлены именно такие подушки.
В авто с пневмоподвеской первыми выходят из строя подушки. Это и хорошо – в редких случаях страдают прочие элементы подвески. В среднем, подушка может отъездить до 100000 километров по идеально ровным дорогам. В случае отечественных дорог эту величину можно уменьшить хотя бы на треть, а то и на половину. Неисправности могут быть следующими:
Важнее всего контролировать состояние пневмоподушек. Именно они чаще всех остальных элементов подвески выходят из строя. И причин для этого много: сильные нагрузки, попадание песка, мелких камней, заводской брак, неправильная эксплуатация, сильный нагрев.
Начнем издалека. При расчете пневмоподушек инженеры пользуются несколькими формулами. Они несложные и при желании водитель может сам рассчитать величину площади рабочей поверхности, диаметра элемента и рабочее давление воздуха. Суть в том, что от максимальной нагрузки полностью зависит то, какую подушку в будущем водитель выберет. Финальным выражением в расчетах (их все мы приводить не будет, а лишь расскажем о результате) станет выражение диаметра пневмоподушки. Оно включает в себя:
Итак, для определения нагрузки на пневмоподушку совсем не нужно взвешивать свой автомобиль. Те, кто выбирали покрышки, хорошо представляют себе, для чего нужно знать максимальную нагрузку. Для ее определения достаточно обратиться к ПТС и найти максимально разрешенную массу транспортного средства. Величину нужно разделить на 4, а результат увеличить на 20 или 25%. Однако нужно внести еще несколько правок исходя из этого:
Чтобы быть совершенно точным, придется измерить нагрузки на каждое колесо автомобиля. Так будет определено значение статической нагрузки. Динамическая же нагрузка будет больше статической. С учетом всего вышесказанного, можно снова провести расчет и определиться с параметрами нужной пневмоподушки.
С заменой подушки справиться вручную вполне возможно и без привлечения к работе специалиста, однако этот вариант нежелателен. Работа не самая простая и гарантировать качество ее выполнения сможет только мастер. С чем автолюбитель точно справится, так это с выбором новой детали. Поиск можно вести следующим образом:
В целом, выбор не представляет особой сложности. Важно учесть совместимость детали с автомобилем – наружная пневмоподушка не должна быть слишком высокой, а внутренняя, она же пневмобаллон, должна четко входить внутрь пружины механической подвески.
Производителей элементов пневматической подвески можно пересчитать по пальцам. Мы приведем в пример лишь самых известных и проверенных, занимающих свою нишу на рынке уже не первый год. Они же предлагают несколько решений по системам управления пневмоподвеской. Обращайте внимание на продукцию следующих фирм:
Хорошую продукцию также можно найти под именами брендов BPW (Германия), Bronkato S.P.A. (Италия), Blacktech (Турция), Templin (Германия). Внимательный автолюбитель при подборе пневмоподушки может найти немало выгодных предложений от малоизвестных фирм, которые все же лучше проигнорировать. Покупать можно только самые качественные подушки, которые по совместительству являются и самыми дорогими – они прослужат на порядок дольше более дешевых аналогов и гарантируют максимальный комфорт и безопасность при езде.
При правильном выборе запчастей теоритически можно модифицировать подвеску любого автомобиля пневматикой. Такое улучшение оценят даже самые притязательные водители. Серьезным недостатком пневмоподвески является то, что она является довольно сложной в ремонте конструкцией. Однако стоимость даже простых пневмобаллонов полностью оправдана. Только представьте: попав в глубокий снег, можно опустить максимально опустить кузов автомобиля, примять снег, поднять его обратно и спокойно выехать из ловушки. Правда, иногда этот трюк не срабатывает, но он уже является доказательством того, что пневматическая подвеска является намного более функциональной и гибкой, нежели обычная механическая. В отличие от гидроподвески, пневматика проста и недорога в установке.
Хотя первые патенты, предполагающие создание пневмоподвесок для автомобилей, начали регистрироваться в начале прошлого столетия, на практике эти идеи длительное время воплотить не удавалось. И только в 1955 году был разработан Citroen DS-19 – модель, которая комплектовалась штатной пневматической подвеской с поршневыми рессорами. Спустя два года американский автоконцерн Cadillac предложил свой вариант – модель Eldorado, у которой вместо телескопических рессор использовались резиново-кордные поршни. В 1961 году появилась Mercedes-Benz 300, в которой в качестве опции также устанавливалась пневмоподвеска. Новый виток популярности регулируемых подвесок приходится на наше время, когда они начали выпускаться в тандеме с электронными блоками управления. Кроме собственно регулирования просвета между днищем автомобиля и дорожным покрытием, пневматические рессоры позволяют избавиться от таких неприятных явлений, как продольные крены автомобиля, раскачка в поперечном направлении, проседания и тряска. Современные пневмоподвески позволяют использовать сжатый воздух и для других благородных целей – подкачки покрышек, установки пневмопривода открытия багажника и т. д. Неудивительно, что многие продвинутые автомобилисты рассматривают возможность перехода на данный вид рессор, но не знают, какая пневмоподвеска лучше. Данная статья попробует устранить этот пробел.
Рекомендации по выбору пневматической подвески.
Как следует из названия, пневматическая подвеска отличается от своих собратьев других типов возможностью изменения уровня кузова относительно дорожного полотна за счёт использования упругих элементов пневматического типа. Среди легковых автомобилей последнего поколения пневмоподвеска опционально устанавливается на некоторые модели внедорожников и авто элитного класса (Audi Q7, VW Touareg). Есть такие машины и у других известных автопроизводителей – Бентли, BMW, Лексус, GM, Форд, Land Rover, Мерседес-Бенц, SsangYong, Субару. По существу пневморессора не является самостоятельной разновидностью подвесок, поскольку технически она является частью наиболее распространённых систем (многорычажных подвесок, конструкции Мак-Ферсона). Обладая такими несомненными достоинствами, как повышенная проходимость (увеличенный просвет между днищем и поверхностью земли), комфортабельность, безопасность, пневматическая подвеска обычно дополняется автоматически регулируемыми амортизаторами. Подобные конструкции получили название адаптивная пневмоподвеска.
Принципиальная схема такого устройства включает четыре составляющих:
На упругий пневмоэлемент ложится основная часть функции подвески – она фиксирует кузов автомобиля на определённой высоте над поверхностью дорожного полотна посредством поддержания необходимого давления и соответствующего объёма воздуха в упругих пневмоэлементах. Упругий пневмоэлемент представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса, поршня и манжеты. Существуют модификации, в которые встроен амортизатор – такие упругие элементы принято называть пневмостойкой. Материал изготовления манжеты – многослойный эластомер повышенной прочности. Конструкция упругого элемента может быть дополнена пневматическим аккумулятором, а также клапаном остаточного давления, предназначенным для поддержания требуемого давления в системе при наличии утечки. Предназначение устройства подачи воздуха понятно из названия – снабжение упругих пневмоэлементов атмосферным воздухом. Модуль включает электромотор, компактный компрессор и устройство осушения воздуха.
Назначение ресивера – хранить объём воздуха, необходимый для поддержания заданной величины дорожного просвета при езде на маленьких скоростях, без необходимости задействования компрессора. Он же ответственен за поддержание просвета во время стоянки транспортного средства. Пневмостойки вместе с устройством подачи воздуха составляют единый конструктивный элемент, называемый пневматической системой подвески. Существует две разновидности таких устройств: открытого или закрытого типа. Последние характеризуются большей надёжностью (минимальной утечкой воздуха), обеспечивая экономию энергии. Регулирование требуемого уровня давления обеспечивается четвёртой компонентой пневмоподвески – электронной системой управления. В неё входят датчики разного типа, исполнительные устройства и собственно управляющая электроника.
Датчики измеряют следующие параметры:
При необходимости установить величину клиренса можно и вручную – для этого имеется переключатель, расположенный на приборной панели. Блок управления воспринимает электрические сигналы, поступающие от датчиков, интерпретирует их и посылает соответствующие управляющие воздействия на последний элемент в цепочке – исполнительные устройства. В пневмоподвесках последнего поколения блок управления тесно взаимодействует с другими системами автомобиля (в частности, системой курсовой устойчивости, системами управления силовым агрегатом).
В пневморессорах используется три основных алгоритма управления:
Первый режим работает вне зависимости от степени загруженности автомобиля – датчики отслеживают расстояние между днищем и колёсами, поддерживая его постоянным. Ручное изменение клиренса обычно включает три режима: пониженный, средний и повышенный. Номинальный уровень клиренса применяется при движении на скорости менее 100 км./час по дорогам с нормальным покрытием. Пониженный уровень характерен для скоростной езды, повышенный – при езде на малых скоростях (менее 40 км./час) или по бездорожью. Устойчивость автомобиля во время движения обеспечивается соответствующим режимом работы пневмоподвески. Чем выше скорость – тем меньший клиренс устанавливается автоматикой, и наоборот. Использование амортизаторов с регулируемым уровнем демпфирования позволяет изменять как клиренс, так и жёсткость пневматической подвески, обеспечивая более комфортную езду. Перечислим основные плюсы и минусы пневмоподвески.
Достоинства:
Очевидные достоинства пневмоподвесок даются не просто так, в противном случае все автомобили комплектовались бы именно этими устройствами. Поэтому стоит перечислить те факторы, которые снижают привлекательность пневматической подвески как для автопроизводителей, так и для конечных владельцев транспортных средств:
Учитывая российские реалии, установку на автомобиль пневматической подвески можно считать неплохой инвестицией. И если ухаживать за ней с должным рвением, вы наверняка останетесь довольны таким приобретением.
При выборе пневматической подвески необходимо учитывать множество факторов, включая текущее состояние ходовой системы автомобиля и ваш стиль вождения. Существует несколько разновидностей пневмоподвесок:
Одноконтурные устройства конструкционно являются самыми простыми. Они устанавливаются только на одну ось, поэтому сфера их использования ограничивается маломерными коммерческими автомобилями, включая пикапы. Как правило, одноконтурные подвески с пневморегулировкой устанавливаются в качестве вспомогательного элемента конструкции. Двухконтурные устройства можно устанавливать как на одну, так и на обе оси, они могут работать независимо или в связке. Основное предназначение таких устройств – увеличение грузоподъёмности автомобиля, а также использование в транспортных средствах, периодически подвергающихся неравномерному распределению нагрузки по осям. Четырёхконтурная пневмоподвеска является технически самой сложной, она может быть установлена на две оси и управлять раздельно всеми четырьмя пневмоэлементами. Такое устройство предназначено для точной калибровки клиренса и увеличения комфорта при вождении.
Рассмотрим факторы, на которые следует обращать внимание при выборе конкретной модели пневматической подвески.
Дело в том, что упругие элементы устанавливаются на автомобиль тремя различными способами:
Если используется второй вариант, необходимо выбирать подвеску с диаметром манжеты, соответствующей толщине стойки. В частности, для отечественных автомобилей, включая все модификации ВАЗ, подойдут подушки диаметром 52 мм. Для автомобилей иностранного производства диаметр стоек в большинстве случаев лежит в диапазоне 43 – 45 мм.
Для автомобилей небольших размеров (ВАЗ, Дэу) оптимальным выбором будут подушки, имеющие в ненакачанном состоянии следующие параметры: длину – 190,0 мм., диаметр – 120,0 мм. Крупные легковые автомобили и джипы следует комплектовать пневмоподвесками с параметрами 205,0 и 135,0 соответственно. Для маломерного грузового транспорта и микроавтобусов подушки должны иметь в длину 245,0 и более мм., в диаметре – от 150,0 мм.
Данный параметр имеет важное значение для определения величины клиренса. Если основная цель монтажа данного оборудования – снижение нагрузки на заднюю часть транспортного средства, следует выбирать пневмоподвеску с как можно большим размером стойки в ненакачанном (штатном) состоянии. Для джипов, микроавтобусов оптимальной будет длина 285 – 320 мм., обеспечивающая возможность беспроблемного передвижения при большой нагрузке на заднюю ось и хорошую проходимость при поездках по пересечённой местности. Для малоформатных грузовиков следует выбирать подушки размером 370 – 420 мм. в штатном (накачанном) состоянии. Для легковых автомобилей с удлинённой базой (минивэнов, универсалов) длина подушки должна лежать в пределах 225 – 250 мм. Если перед вами стоит цель сделать автомобиль как можно более низким (например, при спортивном тюнинге), следует выбирать устройство с подушкой как можно меньшей длины в сжатом состоянии размерами 80 – 100 мм. Такие же пневмоподвески обычно устанавливаются на седаны.
Хотя двух- и четырёхконтурные типы можно устанавливать на любую ось, необходимо учитывать некоторые нюансы, касающиеся места установки. Так, подвески рукавного типа лучше устанавливать на переднюю ось, например, при желании придать автомобилю спортивную внешность с задранной задней частью и опущенным носом. Полушки, оснащённые крышками, – оптимальный выбор для заднеосевого монтажа. Их устанавливают, чтобы снизить нагрузку на заднюю часть грузового автомобиля или микроавтобуса при неравномерной загрузке.
Здесь всё более-менее ясно: руководствуйтесь данными о своём автомобиле и подбирайте соответствующую пневматическую подвеску. Для легковых автомобилей это порядка 1,2 т., для джипов – 2,0 т., для микроавтобусов – 3,0 т., для небольшого грузового транспорта – 5,0 т.
Пневмоподвеска может предлагаться в разных исполнениях и комплектациях, поэтому этот нюанс нужно обязательно учитывать. Так, если устройство предлагается без компрессора, его придётся приобретать отдельно, убедившись, что он совместим с подушкой по уровню поддерживаемого давления. Нижняя планка у большинства компрессоров стартует с показателя 1 бар, что обычно не вызывает проблем. А вот верхняя граница может существенно различаться, и здесь могут возникнуть несоответствия. Оптимальный вариант – подбирать компрессор, генерирующий давление на 5 бар большее, чем могут выдержать подушки. В этом случае компрессор будет успевать излишки воздуха перенаправлять в ресивер, поскольку постоянная работа для него вредна и может привести к отказам. Поскольку у большинства моделей пневмоподвесок для легковых автомобилей подушки рассчитаны на давление 15 бар, мощность компрессора должна быть 20 бар. Для одноконтурной системы на каждый упругий элемент должно подаваться по 7 бар.
Скидки на новые автомобили!
Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%
Правильный выбор пневмоподвески предполагает использование пневмобаллона подходящей ёмкости – от этого зависит то, насколько надёжно автомобиль будет удерживать необходимый клиренс при появлении утечек в пневматике. Для легковых авто достаточно ресивера объёмом 8,0 литров, для микроавтобусов и внедорожных машин – 12,0 литров, для малогабаритной грузовой техники – 15,0 – 20,0 литров.
Важно покупать пневмоподвеску от известного производителя – это гарантирует высокое качество и долговечность системы. Хорошие пневмоподвески производят следующие компании:
В ассортименте этих производителей имеются модели с различными характеристиками, поэтому при выборе конкретной модели следует внимательно изучить её параметры, просмотреть обзоры и изучить отзывы на тематических форумах – полагаться на рекомендации работника торгового заведения – не самый лучший вариант.
Подведём итоги вышесказанному. Для легковых автомобилей с небольшими габаритами (например, ВАЗов), оптимальным выбором будет двухконтурная пневматическая подвеска, устанавливаемая на переднюю ось и обладающая следующими характеристиками:
Для среднего седана с целью обеспечения максимального комфорта при движении и возможности регулировки клиренса подойдёт четырёхконтурная система с рукавами и следующими характеристиками:
Для джипов и микроавтобусов, требующих усиления подвески и снижения нагрузки на заднюю часть, следует выбирать одноконтурную пневматическую подвеску, монтируемую на заднюю ось совместно со штатной подвеской, обладающей характеристиками:
Здравствуйте. За прошедший месяц, я помог установить три десятка комплектов пневмоподушек в подвеску машин самых разных марок, по всей стране. Пневмоэлементы устанавливали сами водители, я помогал им консультациями и личным опытом. Реакция водителей после установки только позитивная, в основном это удивление от улучшения поведения машины на дороге.
Полный размер
Как подобрать пневмоподушки в подвеску. Инструкция.
В самом процессе установки резиновых элементов внутрь пружины нет ничего сложного, но есть нюансы. Вот о них и поговорим. Мой первый и главный вопрос который я задаю водителям «какие у вас размеры пружин». Потому что это важно! Пружин на рынке много и на машинах одной модели, могут стоят совершенно разные пружины. Конечно, есть статистика, и я с вероятностью 90% подберу баллон по марке и модели, но всегда рекомендую не полениться и заглянуть вниз. От правильно подобранной пневмоподушки зависит качество вашей езды. Итак, замеряем.
Внимание! Все замеры делаются на свободно стоящей на земле машине.
1.) Внутренний диаметр пружины. Пневмобаллоны бывают 85 мм и 110 мм в диаметре. При накачивании воздухом, он расширяется на 30%. Если пружина слишком узкая, то пневмобаллон не влезет.
Полный размер
Замеряем внутренний диаметр пружины 90мм, подойдет баллон 85мм но очень плотно, ставить придется с силиконом. Ford Focus (Барнаул)
2.) Высота пружины. Замеряем свободное пространство внутри пружины. Пневмобаллоны по высоте бывают трех размеров: 15 см, 20 см и 23 см. При накачивании, баллон увеличивается в высоту процентов на десять.
Полный размер
Измеряем высоту пружины для установки пневмоэлемента, 20 см нормально, пневмобаллон будет работать даже без проставок. Ford Focus (Барнаул)
3.) Проставки. Если пружина слишком высокая, то для добора сантиметров устанавливают проставки высотой 1,5 см. Две проставки идут в комплекте с баллонами.
Полный размер
Резиновая проставка наращивает высоту на 1,5 см, в данном случае еще и закрывает болт крепления. Ford C-Max (Тюмень)
4.) Тип пружины. Мы выделяем четыре типа пружин: цилиндр, бутылка, бочка и конус. Зауженная по бокам пружина имеет меньшее свободное пространство внутри. Это влияет на выбор пневмоподушки.
Полный размер
Тип пружины бочка заужены обе стороны. Подходит пневмобаллон 147мм, резиновый отбойник сверху убираем. Volkswagen Transporter (Пермь)
5.) Частота витков и их толщина. Обычно, самый простой способ установки пневмобаллона в пружину, это стравить из него воздух, смазать силиконом и просунуть между витками пружины. Иногда это не получается сделать, витки слишком близко, толстостенный усиленный баллон не проходит даже с откачанным воздухом. Приходится снимать пружину для установки.
Полный размер
Слишком частые витки, пришлось снимать пружину для установки пневмобаллона. Cadillac Escalade (Новосибирск)
6.) Штатные отбойники. Функция резинового отбойника не дать виткам пружины сомкнуться на кочках и ямах, исключить пробой подвески. Пневмобаллоны берут на себя эту функцию и полностью исключают пробой. Нужда в штатных отбойниках отпадает и его можно демонтировать. Но если он не мешает, то оставляйте, пусть будет дополнительной опорой для пневмобаллона.
Полный размер
Штатный резиновый отбойник, не мешает, поэтому оставили. Skoda Roomster (Ижевск)
7.) Элементы крепежа. В некоторых моделях внутри пружины присутствуют элементы крепежа сверху и снизу. Ситуация решается с помощью резиновых проставок, в которых вырезаются необходимые пазы. Несмотря на то, что у пневмобаллона толстые стенки, 14 мм вверху и внизу, дополнительная защита от выступающих элементов крайне необходима. Иногда нужно ставить проставки с обеих сторон.
Полный размер
Сверху торчит болт 2,5 см, сделали паз в проставке, проблема установки пневмобаллона решена. Ford C-Max (Тюмень)
8.) Отверстие снизу. Если есть отверстие внизу, то вы можете установить баллон с нижним штуцером.
Полный размер
Отверстие снизу позволяет установить пневмоподушку с нижним штуцером
Сразу скажу, боковой штуцер ничем не хуже. Витками он не перерубится, накачанный баллон не даст пружине сомкнуться. Обратите внимание, накачанный баллон! Не рекомендуются полностью стравливать воздух и оставлять в пружине пустой пневмобаллон. Штуцер расшатывается и начинает травить только когда баллон провернулся и пипка оказалась непосредственно под витком, либо из-за неграмотной установки комплекта шлангов для подкачки. Нижний штуцер исключает такие ситуации, но в некоторых моделях, торчащий штуцер может стать самой низкой частью автомобиля, особенно при подключении шланга подкачки.
Итак, мы рассмотрели основные моменты, которые нужно знать при выборе пневмоподушки в подвеску.
Крайний вопрос и самое главное сомнение. А нужны ли пневмобаллоны или пневмоподушки в пружину? Приведу только один факт в качестве довода. Водители, которые продали старую машину вместе с установленными пневмобаллонами, сразу же ставят комплект баллонов при покупке нового автомобиля. Вопросов не задают, берут без сомнений.Пробуйте и вы. Нет лучшего советчика чем свой собственный личный опыт. С уважением, Павлов Павел, ваш личный консультант по пневмоподушкам. Задавайте вопросы в комментариях.
Недавно на стенс-встрече WCO Meeting 2015 видел много машин на четырехконтурной пневмоподвеске, которая вызвала у многих неподдельный интерес. Странно, что у многих возникают проблемы с пониманием того, как устроена пневмоподвеска. Давайте разберем.
Пневматическая подвеска автомобиля – это разновидность подвески, при помощи которой имеется возможность регулировки клиренса (высоты кузова относительно дорожного полотна). В настоящее время пневмоподвеска довольно широко применяется на грузовиках и полуприцепах. Легковые автомобили также оборудуются пневмоподвеской, однако это касается в большей степени машин бизнес-класса. В пневматической подвеске в качестве упругих элементов применяются пневмоупоры на каждом колесе. Стоит отметить, что пневматическая подвеска не является отдельным видом подвески автомобиля. Пневмоподвеска может основываться на конструкциях уже имеющихся подвесок. Пневмоэлементы могут быть смонтированы на стойках МакФерсон, многорычажной подвеске, упругой балке и прочих. Основным предназначением пневмоподвески является обеспечение более высокого уровня безопасности и комфорта при вождении. Стоит отметить, что адаптивная подвеска многих автомобилей бизнес-класса основана именно на пневматических упругих элементах с динамически изменяющейся жесткостью.
Разновидности пневматических подвесок
Можно выделить три основных типа пневмоподвески: одно-, двух- и четырехконтурная. Также следует отметить, что пневмоподвеска может входить в комплектацию автомобиля, а может устанавливаться и самостоятельно. При самостоятельной установке наиболее часто пневмоподвеска позволяет лишь изменять высоту кузова в ручном режиме.
• Одноконтурная система устанавливается только на одну ось автомобиля. Это может быть как передняя, так и задняя ось. В штатном исполнении одноконтурной системой наиболее часто комплектуются грузовые автомобили и седельные тягачи. В данном случае имеется возможность регулировки жесткости задней оси в зависимости от загрузки автомобиля.
• Двухконтурная система пневмоподвески может быть установлена как на одну ось, так и на две. В случае с установкой на одну ось, осуществляется независимое регулирование колес. Если двухконтурная система осуществляет управление двумя осями, то это аналогично двум одноконтурным системам.
• Четырехконтурная система является наиболее сложной, но и наиболее функциональной. В такой системе осуществляется регулировка пневмоподпора каждого колеса. В четырехконтурных система, как правило, применяется электронный блок управления, который в совокупности с датчиками осуществляет автоматическую регулировку давления в пневмоэлементах.
Устройство пневмоподвески
Простейшая пневматическая подвеска имеет в конструкции следующие основные элементы: • упругие пневмоэлементы на каждое колесо; • устройство подачи сжатого воздуха (компрессор); • воздушный ресивер; • воздушные магистрали; • датчики и блок управления подвеской. Упругие пневмоэлементы являются исполнительными механизмами подвески, в задачи которых входит регулировка и поддержание клиренса. Регулировка может осуществляться как в ручном, так и в автоматическом режиме. Изменение высоты кузова относительно дороги осуществляется за счет изменения давления воздуха в пневмоэлементах.Пневмоэлемент может иметь разные исполнения – самостоятельный узел или совмещенный с амортизатором. Во втором случае упругий пневмоэлемент наиболее часто называется пневматической амортизаторной стойкой. Пневматические стойки могут быть установлены практически на любой тип подвески. Конструктивно пневмоэлемент состоит из корпуса, штока с поршнем и манжеты. Компрессор предназначен для подачи сжатого воздуха в ресивер и далее в исполнительные механизмы. Стоит отметить, что компрессор является основным конструктивным элементом подвески, так как без сжатого воздуха работа пневмоподвески просто невозможна. Воздушный ресивер предназначен для осуществления регулировок клиренса в малых пределах без участия компрессора. Также за счет ресивера достигается быстрая и адекватная работа адаптивных подвесок. Воздушные магистрали соединяют все элементы пневматической подвески в единую пневмосистему. Электронные датчики позволяют отслеживать такие параметры как положение кузова относительно дороги, наклон кузова, ускорение автомобиля и прочие параметры. Блок управления предназначен для обработки сигналов датчиков и осуществления автоматической или ручной регулировки подвески.
Принцип работы пневмоподвески
Пневмоподвеска позволяет регулировать высоту кузова в ручном и автоматическом режиме. В ручном режиме водитель имеет возможность самостоятельно увеличивать или уменьшать дорожный просвет автомобиля. А если в конструкции подвески имеются пневматические амортизаторные стойки, то в этом случае также имеется возможность регулировки жесткости подвески.Автоматический режим работы разных подвесок может существенно отличаться. Стоит отметить, что в автоматическом режиме работают именно адаптивные подвески, в обязанности которых входит поддержание определенного клиренса и жесткости амортизаторов в зависимости от различных условий. Наиболее часто в алгоритме работы адаптивной пневмоподвески используются такие параметры как скорость, ускорение, наклон и прочие.
В зависимости от скорости движения, интенсивности ускорения, система подстраивает значение клиренса для наилучшей аэродинамики автомобиля. При прохождении поворотов на большой скорости оцениваются крены машины, и за счет сжатого воздуха увеличивается жесткость нагружаемых амортизаторных стоек. Адаптивная пневмоподвеска позволяет максимально снижать центр тяжести автомобиля, за счет чего достигается лучшая управляемость и аэродинамика.
Пневмоподвеска: плюсы и минусы
Как и любая другая система, пневмоподвеска имеет свои достоинства и недостатки. Основным достоинством пневматической подвески является высокая плавность хода автомобиля и отсутствие каких-либо шумов, так как в качестве упругого элемента используется сжатый воздух. Однако в зависимости от предназначения автомобиля, пневмоподвеска может быть и, напротив, – жесткой. К достоинствам также можно отнести автоматическое регулирование клиренса и жесткости отдельных стоек в движении. Однако это относится лишь к заводским исполнениям адаптивных подвесок. Самостоятельная установка четырехконтурной пневмоподвески с автоматическим управлением очень сложна и затратна, поэтому такая практика не применяется.К недостаткам можно отнести очень плохую ремонтопригодность элементов пневмоподвески. Так, например, пневматические стойки абсолютно неремонтопригодны и при выходе из строя подлежат только замене. Также стоит отметить, что на ресурс пневмоподвески весьма негативно влияют отрицательные температуры и дорожные реагенты.
Кстати, если вас заинтересовала пневмоподвеска, обратите свое внимание на необычную разработку - Электромагнитную подвеску фирмы BOSE, о ней написал Никита Полтавский. Вот видео:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453