Карбюратор солекс 21083 не перестает удивлять владельцев и по сей день. Для него характерно большое количество неисправностей, которые можно устранить в гаражных условиях. Одной из такой проблем является провал в карбюраторе солекс 21083 при нажатии на газ. Рассмотрим эту проблему подробнее и опишем способы, как ее устранить.
Изначально, ВАЗ комплектовал свои автомобили карбюраторами семейства «Вебер». Эти карбюраторы были полностью механизированы. В них отсутствовали какие-либо электрика, а их работа была не очень надежна. Практически, постоянно они нуждались во внимании, так как основная борьба автовладельцев была направлена на возврат холостого хода двигателя. Комплектовались им только заднеприводные автомобили семейства «Жигули» ВАЗ 2101, 2103 и 2106 ранних версий.
На смену «Веберам» пришел «Озон», который стали успешно применять на автомобилях ВАЗ 2105-07. Это была совершенная конструкция, которая снабжалась экономайзерами холостого хода и автономной системой. Проблема холостого хода была решена. Озон также применялся и на автомобилях «Нива».
С появлением на конвейере переднеприводного ВАЗ 2108 требовалась совершенная конструкция, направленная на снижение токсичности выхлопных газов и максимальную экономию топлива. Так появился на свет «Солекс».
Изначально, это была французская конструкция, которая была закуплена по лицензии и успешно устанавливалась не только на «Самары», но и «Жигули». В ее конструкции были учтены все ошибки прошлых агрегатов, а экономичность возросла до предела. Правильно настроенный механизм служит долгое время, а обслуживание и ремонт обходятся дешевле, чем на многих современных автомобилях. В отличие от семейства «Озон», он использует привод длинных тяг или трос, который значительно смягчает педаль акселератора в нажатом состоянии.
Практически все отечественные карбюраторы именуются ДААЗ, а через тире прописывается индекс, начало которого соответствует модели автомобиля.
↑Классификация провалов на карбюраторе солекс 21083:
Перед тем, как рассматривать проблему карбюратора, необходимо помнить, что на это могут влиять – загрязненная система питания (воздушный фильтр, топливные шланги и фильтра тонкой очистки), а также система зажигания, которая настроена неправильно. Если вы уверены, что их работа правильна, то можно делать вывод о неисправности карбюратора.
Само явление может быть связано с бедной или слишком богатой смесью, которая поступает в цилиндры. Дальнейшая диагностика зависит от признаков неисправности и убрать проблему можно с наименьшими затратами.
↑В таком явлении нет ничего страшного. С причинами можно бороться. Почему это происходит, зависит от того, как проявляется неисправность. Убираем лишние симптомы и сможем узнать, из-за чего это происходит, когда нажимаешь на педаль.
Остались вопрос? Смотрите видео от известного карбюраторщика Сергея Светлова:
↑Чтобы решить проблему, начать нужно именно с чистки агрегата, который стоит под воздушным фильтром. Для этого, его нужно снять с автомобиля и полностью разобрать. При необходимости произвести ремонт специальным комплектом.
Для этого нужно открутить гайку крепления крышки воздушного фильтра, отстегнуть крышку и достать фильтрующий элемент. Снять с корпуса все шланги и открутить гайки крепления от карбюратора. Далее нужно снять корпус и отсоединить все тяги заслонок от карбюратора, чтобы освободить его от всех удерживающих подвижных элементов. К таковым можно отнести и шланги.
Последний этап – это снятие самого карбюратора. Для этого, открутите четыре гайки крепления и снимите агрегат с автомобиля. Если это удается с трудом, то аккуратно подденьте толстой плоской отверткой и обильно смажьте периметр при помощи WD40. Снять удастся только при резком движении.
После снятия карбюратор полностью разбирается и плавно очищается при помощи керосина, бензина или же специальных средств для чистки дроссельных заслонок. Все элементы и каналы нужно вытереть насухо, а неисправные части лучше заменить ремонтным комплектом. Теперь можно выполнить сборку в обратной последовательности, поставьте на двигатель и полностью отрегулируйте. Если остались вопросы по снятию и прочистке карбюратора солекс 21083 рекомендую почитать обзорную статью на нашем сайте вот она.
↑Обозначение карбюратора | Жиклер эконостэта | Жиклер пневмопривода | Жиклер демпфирующий пускового устройства | Приоткрытые дросселя при запуске (размер А), мм | Приоткрытие воздушной заслонки пусковым устройством (размер Б), мм | Уровень топлива в поплавковой камере | ||
2101-1107010 | 150 | 90 | 170 | 70 | 0.75-0.85 | 7±0.25 | 7±0.25 | |
2101-1107010-02 | 150 | 90 | 170 | — | 70 | 0.75-0.85 | 7±0.25 | 7±0.25 |
2101-1107310-03; 2101-1107010-30 | 150 | 120 | 150 | — | 70 | 0.75-0.85 | 7±0.25 | 6.5±025 |
2103-1107010 | 180 | 120 | 160 | 70 | 0.8-0.9 | 7±0.25 | 7±0.25 | |
2103-1107010-01; 2106-1107010 | — | — | — | — | 70 | 0.8-0.9 | 7±0.25 | 6.5±0.25 |
2105-1107010-10 | 150 | 120 | 150 | 120 100 | 70 | 3.7-0.9 | 5±0.5 | 6.5±0.25 |
2105-1107010; 2105-1107010-20 | 150 | 120 | 150 | 120 100 | 70 | 0.5-0.8 | 5±0.5 | 6.5±0.25 |
2107-1107010; 2107-1107010-20 | 150 | 120 | 150 | 150 120 | 70 | 0.9-1.0 | 5.5±0.25 | 6.5±0.25 |
2107-1107010-10 | 160 | 120 | 150 | 150 120 | 70 | 0.9-1.0 | 5.5±0.26 | 6.5±0.25 |
2108-1107010 | 60 | — | — | — | — | 0.85 | 3±0.2(низ) | 25.5±1.0 (остаток) |
Вот так решаются проблемы с провалами, которые сопровождают нажатие на педаль газа. Несложно догадаться, что проблема может быть решена в гаражных условиях, вот почему не обязательно ехать в специализированный сервис.
Автор статьи: Юрий Веселов
Дата публикации: 15.01.2018Часто возникающими проблемами при нажатии на педаль акселератора карбюраторного двигателя являются так называемые «провал», «рывок», «подергивание» и «раскачивание».
Провал – это когда при добавлении газа при трогании или во время разгона автомобиля, наблюдается вялая работа двигателя, медленное увеличение оборотов вплоть до замедления продолжительностью от половины секунды до нескольких секунд.
Рывок – тот же самый провал, но более короткий, до полсекунды.
Подергивание – серия из нескольких рывков.
Раскачивание – следующие один за одним несколько провалов.
Стоит отметить, что перед устранением данных неисправностей с помощью изменения настроек самого карбюратора или его разборкой, необходимо удостовериться, что причина кроется именно в нем. Большое значение имеет техническое состояние двигателя. Неправильная установка газораспределительного механизма, износ распределительного вала, неверно выставленное зажигание, нарушение компрессии в цилиндрах: слишком низкая или недопустимо отличающаяся в разных цилиндрах. Все это нарушает нормальную работу двигателя, увеличивает расход топлива, приводит к засорению карбюратора отложениями и смолами.
Также необходимо проверить систему топливоподачи до карбюратора на засоры в фильтре тонкой очистки, сетчатом фильтре топливного насоса, в топливозаборнике, герметичность топливного насоса, а также систему зажигания. В режиме холостого хода или при малых нагрузках двигатель может работать нормально, а вот при повышении нагрузки нарушения в подаче топлива могут проявиться.
Будем считать, что системы зажигания, газораспределения, цилиндров и подачи топлива полностью исправны и причина кроется в карбюраторе. Рассмотрим возможные причины возникновения провалов и рывков карбюратора Солекс 21083 и способы их устранения:
Провалы при трогании
Засорено выходное отверстие переходной системы.
Отверстия переходных систем карбюратора солекс
Размер отверстий со временем может уменьшаться из-за отложений уменьшая поступление топлива и обедняя смесь. Для чистки отверстий переходных систем придется снять карбюратор, перевернуть и прочистить острой палочкой или медной проволокой (чистить отверстия чем либо более твердым чем материал карбюратора нельзя что бы избежать повреждения отверстий), промыть ацетоном и продуть.
Низкий уровень топлива в поплавковой камере. Такая ситуация делает топливную смесь более бедной. Что бы узнать уровень топлива в камере, дайте мотору поработать некоторое время, после снимите верхнюю половинку карбюратора и измерьте уровень топлива например штангенциркулем, для Солекс-а 21083 уровень должен быть 29 ±1 мм. Бензин имеет свойство быстро испаряться, поэтому снять крышку и произвести измерение необходимо быстро. Игольчатый клапан может заедать, нарушая тем самым поступление топлива в поплавковую камеру, вернуть иглу на место можно несильным постукиванием, но лучше конечно заменит. Если уровень топлива не в порядке отрегулируйте поплавковый механизм.
Негерметичная трубка подводящая разреженность к вакуум-корректору зажигания. Проверьте трубку на наличие трещин, разрывов, трубка должна плотно насаживаться на соответствующие штуцера, при необходимости замените трубку.
Расположение узлов карбюратора Солекс
Провалы и рывки при движении автомобиля
Неисправны ускорительный насос, эконостат или экономайзер.
На долю ускорительного насоса приходится большая часть проблем связанных с провалами. Как следует из названия функция ускорительного насоса заключается в обогащении топливо-воздушной смеси на всех режимах работы за исключением холостого хода.
Работоспособность ускорительного насоса необходимо проверить. Для этого снимите воздушный фильтр и наблюдаете за струйками топлива из распылителей в каждой из камер. При нажатии на рычаг насоса из обоих носиков будут брызгать ровные струйки, причем попадать на стенки камер они не должны. Опытные мастера вынимают распылитель ускорительного насоса «слоник», и подгибают его трубки таким образом, что бы струи точно попадали в щель между стенкой камеры и заслонкой, причем надо постараться это сделать при как можно меньшем открытии заслонки. Необходимо также учитывать толщину теплоизоляционной прокладки под карбюратором, струи не должны касаться ее внутренних поверхностей.
Не стоит пытаться усовершенствовать карбюратор выводя обе трубки распылителя в первую камеру. В этом случае ухудшается смесеобразование и появляется дополнительное сопротивление воздушному потоку в первой камере, поэтому такая переделка только ухудшит работу карбюратора. Правильнее заменить его распылителем от карбюратора 21073-1107010 (для «Нивы») с одной трубкой. Если струи топлива не наблюдаются, осмотрите ускорительный насос. На карбюраторах имеющих большой пробег возможна выработка в месте прилегания флажка к толкателю ускорительного насоса, в таком случае потребуется замена деталей.
Проверьте диафрагму ускорительного насоса, если только возникнут сомнения в ее целостности, замените. При сборке насоса плотно затяните крышку.
Однако в провалах бывает, виновен не только ускорительный насос
Эконостат создан, что бы обогащать топливную смесь во время работы с максимальной нагрузкой. Поскольку эконостат представляет собой трубку встроенную в корпус карбюратора, то его ремонт сводится к промывке и продувке, удобнее это будет сделать сняв верхнюю половинку карбюратора.
Распылитель эконостата карбюратора Солекс
Экономайзер – нарушение в работе мотора связанные с экономайзером мощностных режимов обнаружить достаточно сложно. Но все же проверьте диафрагму, шарик на заедание, жиклеры и каналы – они должны быть чистыми.
Экономайзер карбюратора Солекс
Засоры в сетчатом фильтре карбюратора или фильтре тонкой очистки топлива. Открутите гайку сетчатого фильтра, промойте, при необходимости замените на новый. Поменяйте топливный фильтр тонкой очистки.
Искривлена нижняя поверхность корпуса карбюратора из-за сильной затяжки гаек крепления к впускному коллектору. Фланец, который крепится к впускному трубопроводу четырьмя шпильками, к сожалению, является слабым местом карбюратора. Со временем он выгибается, в результате чего образуется щель в которую поступает дополнительный воздух, обедняя смесь. Решить эту проблему можно выровняв нижнюю поверхность карбюратора. Но не используйте для этой цели напильник шкурку или молоток, вы еще сильнее испортите карбюратор. Лучше обратиться к мастеру. Процесс выравнивания проводится на специальной установке, с использованием большого давления. На поверхность фланца ставится другой фланец или ровная металлическая плита, выравнивающая за счёт давления карбюраторные детали.
Определить, с чем именно связан провал, можно по поведению двигателя на разных режимах.
Провал – внезапный перебой в работе двигателя автомобиля.
Может возникнуть на разных режимах работы при нажатии на педаль «газа». Сопровождается падением ускорения автомобиля и даже его остановкой. Возможны — короткий провал (2-3 секунды), глубокий провал (3-10 сек.), рывок (1-2 сек), подергивание (серия рывков), раскачивание (серия провалов).
В настоящей статье будут рассмотрены причины и способы самостоятельного устранения провала в работе прогретого двигателя автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 — «Классика», 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 — семейство «Самара-1», 2121, 21213 — «Нива», 1111, 1113 — «Ока», 2140, 2141 — «Москвич», ГАЗ «Волга» и пр., связанные с установленными на них карбюраторами 2105, 2107 Озон, 2108, 21081, 21083 Солекс и их модификациями.
Признаки и причины провала при нажатии на педаль «газа» на карбюраторном двигателе
Как известно в основе всех причин провала лежит либо переобеднение, либо переобогащение топливной смеси поступающей в цилиндры двигателя при нажатии на «газ». От этого следует отталкиваться при диагностике данной неисправности. Подробно о признаках и причинах провала в работе карбюраторного двигателя автомобиля: «Признаки и причины «провала» в работе карбюраторного двигателя автомобиля».
Способы устранения провалов в работе карбюраторного двигателя автомобиля при нажатии на педаль газа
Проверить состояние сетчатого фильтра очистки топлива на входе в карбюратор
Загрязненный и засоренный фильтр снижает поступление топлива в поплавковую камеру карбюратора, что приводит к обеднению топливной смеси на разных режимах работы двигателя и как следствие возникновению провалов. Загрязнение сетчатого фильтра происходит по причине загрязнения и коррозии топливного бака, топливных магистралей, применения некачественного топлива.
Прочистка топливного фильтра на карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс и 2105, 2107 Озон практически идентична. Отверните рожковым или накидным ключом пробку фильтра (2108 Солекс – ключ на 13, 2105, 2107 Озон – ключ на 19). Извлеките вставленный в неё сетчатый фильтр. Тщательно прочистите его (например, зубной щеткой), продуйте сжатым воздухом и поставьте обратно. Прочистите также отверстие под фильтр в карбюраторе.
топливные сетчатые фильтры и пробки карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс, 2105, 2107 ОзонПри обнаружении сильного засорения сетчатого топливного фильтра карбюратора следует обратить внимание на чистоту фильтра тонкой очистки топлива, фильтра бензонасоса, сетчатого фильтра на заборнике топлива в бензобаке. Стоит провести ревизию топливной системы автомобиля, при необходимости прочистить топливные магистрали и бензобак.
Проверить соединения на предмет «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор
В результате попадания постороннего воздуха в карбюратор топливная смесь обедняется, опять же вызывая провал в работе двигателя при открытии дроссельной заслонки. Осмотрите шланги и трубки ведущие к карбюратору. Они не должны быть повреждены (переломаны, протерты…), посадка на штуцерах должна быть плотной. Там где это нужно должны стоять хомуты (топливные трубки, трубки подведения картерных газов в карбюратор и к вакуумному усилителю тормозов).
На изображении ниже вероятные места «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор 2108 Солекс.
места «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор 2108, 21081, 21083 СолексНа классических автомобилях ВАЗ 2105, 2107, оснащенных выносным пневмоклапаном системы ЭПХХ карбюратора зачастую повреждение или неплотная посадка трубок идущих к пневмоклапану приводит к «подсосу» постороннего воздуха и вызывает провал. На карбюраторах оборудованных электромагнитным клапаном, «подсос» постороннего воздуха возможен через его посадочное гнездо, в случае если клапан неплотно завернут или через его изношенное уплотнительное кольцо.
Ощутимый провал при трогании с места возможен также при не герметичной или соскочившей трубке вакуумного регулятора опережения зажигания.
Статья на нашем сайте по устранению «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор – «Подсос постороннего воздуха в карбюратор».
Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
При повышенном уровне топлива в поплавковой камере карбюратора смесь сильно переобогащена и поступая в цилиндры двигателя может «заливать» свечи зажигания. При низком уровне – топливная смесь наоборот обеднена и нажимая на педаль «газа» взамен ожидаемого ускорения водитель получает провал, так как двигатель не получает необходимого топлива.
Необходимо дать двигателю немного поработать и потом быстро снять крышку (верхнюю часть) карбюратора. В результате можно наблюдать реальный уровень топлива в поплавковой камере. Следует сразу же измерить его. Пока бензин не испарился. На карбюраторе 2105, 2107 Озон приблизительный уровень топлива проходит посередине наклонной поверхности передней стенки поплавковой камеры (на изображении он отмечен красной линией).
уровень топлива в поплавковой камере карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс и 2105, 2107 ОзонНа карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс уровень топлива составляет 29±1 мм от дна поплавковой камеры (любой, первой или второй). Можно измерить линейкой или штангенциркулем. На изображении, опять же, уровень топлива отмечен красной линией. Цифра эта весьма условна, хотя многие карбюраторщики, выставляя уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, ориентируются именно на неё, не признавая регулировку по положению поплавка.
Об особенностях регулировки уровня топлива в поплавковой камере на нашем сайте есть специальные статьи: «Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс»,
«Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 2105, 2107 Озон».
Проверить, не засорены ли топливные и воздушные жиклеры, эмульсионные колодцы, каналы в малых диффузорах главных дозирующих систем карбюратора (ГДС)
Их чистота напрямую влияет на процесс смесеобразования на разных режимах работы двигателя. Обеднение или обогащение топливной смеси топливной смеси из-за засорения этих жиклеров также приводит к провалу при нажатии на педаль «газа».
Необходимо, при снятой крышке карбюратора, вывернуть топливные и воздушные жиклеры главных дозирующих систем (ГДС), прочистить их, промыть, продуть сжатым воздухом. На карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс воздушные жиклеры ГДС объединены с эмульсионными трубками и извлекаются вместе с ними. На 2105, 2107 Озон эмульсионные трубки можно извлечь, слегка ввернув в них саморез и потянув вверх пассатижами. Прочистите и промойте эмульсионные колодцы, прочистите каналы малых диффузоров обеих камер, обратите внимание на их маркировку и правильность установки.
Здесь же следует обратить внимание на то, насколько плотно завернуты топливные жиклеры ГДС. Если они завернуты не до конца, топливная смесь сильно переобогащается, заливая свечи. Происходит провал.
воздушные и топливные жиклеры, эмульсионные трубки и эмульсионные колодцы ГДС карбюраторов 2105, 2107 Озон, 2108, 21081, 21083 СолексПо прочистке карбюратора статья на сайте – «Очистка и прочистка карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс, 2105, 2107 Озон».
Проверить, не засорены ли выходные отверстия переходных систем первой и второй камер карбюратора
Просвет отверстий со временем сужается из-за накопившихся отложений и нагара и постепенно может исчезнуть вовсе. В результате, при нажатии на педаль «газа» и начале открытия дроссельных заслонок сначала первой, а затем второй камер (когда работают переходные системы) топливо не поступает в достаточном объеме, топливная смесь обедняется, наступает провал.
Прочистить отверстия переходных систем лучше всего сняв карбюратор и перевернув его вверх дроссельными заслонками. Чистить лучше всего тонкой деревянной палочкой или медной проволокой, промывать ацетоном, продувать сжатым воздухом. Можно прочистить переходные отверстия, проведя безразборную прочистку системы холостого хода (так как они взаимосвязаны). Статьи про то, как это сделать – «Прочистка системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс», «Прочистка системы холостого хода карбюратора 2105, 2107 Озон».
На изображении выходные отверстия переходных систем первой и второй камер карбюратора 2105, 2107 Озон.
выходные отверстия переходных систем обеих камер карбюратора 2105, 2107 ОзонНа карбюраторе 2108, 21081, 21083 Солекс расположение выходных отверстий переходных систем идентично, только в первой камере вместо двух отверстие одно в виде щели.
выходные отверстия переходных систем обеих камер карбюратора 2108, 21081, 21083 СолексНа карбюраторе Озон можно немного доработать дроссельную заслонку первой камеры для предупреждения возникновения «провала» при плавном нажатии на «газ» и более четкой работы системы: «Доработка переходной системы первой камеры карбюратора Озон».
Провал при резком нажатии на педаль «газа»
В этой ситуации провал может возникнуть из-за неисправности ускорительного насоса (УН) карбюратора. В первую очередь необходимо проверить его распылитель, потом каналы клапана и диафрагму. Вообще стоит обратить внимание на работу ускорительного насоса при возникновении любых разновидностей провалов, так как он участвует в работе карбюратора и двигателя автомобиля на всех режимах кроме холостого хода.
распылители ускорительных насосов карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс, 2105, 2107 ОзонПомимо этого на работу ускорительного насоса влияет величина уровня топлива в поплавковой камере карбюратора. При низком уровне производительность УН снижается, так как в него не поступает достаточное количество топлива.
Статьи по теме:
«Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс»,
«Проверка и ремонт ускорительного насоса карбюратора 2105, 2107 Озон».
Примечания и дополнения
— Если после проведения перечисленных выше манипуляций провал при нажатии на педаль «газа» не исчез, следует искать его причину в других системах автомобиля. Например, неисправные свечи зажигания или «пробитые» высоковольтные провода имеют практически аналогичные симптомы.
Причины провала при нажатии на педаль «газа» не связанные с карбюратором (система зажигания, топливная система, неисправность самого двигателя) рассмотрены на нашем сайте в статьях:
«Причины провала при нажатии на педаль газа не связанные с карбюратором»
Еще статьи на сайте по теме «провала» в работе карбюраторного двигателя автомобиля
— Установка момента зажигания (угла опережения зажигания) на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Бензин применяемый на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности свечей зажигания
— Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка высоковольтных проводов
Карбюратор — это устройство для приготовления смеси топлива с воздухом, необходимой для работы двигателя внутреннего сгорания. Наиболее востребованными являются карбюраторы семейства «Солекс», производимые Димитровградским автоагрегатным заводом (ДААЗ). Ими оборудовано большинство отечественных автомобилей.
Выпуск лицензионных карбюраторов «Солекс» начался с выходом на отечественный рынок переднеприводных малолитражек. На поворотах, крутых подъёмах и максимальных ускорениях предыдущие модели не могли обеспечить топливно-воздушной смесью двигатель, расположенный перпендикулярно направлению движения.
Карбюраторы семейства «Солекс» не являются взаимозаменяемыми с другими моделями карбюраторов ДААЗ. Но внутри семейства различные модификации очень похожи друг на друга, незначительно различаясь размерами дозирующих элементов и формой управляющих рычагов.
Различные модификации «Солекс» отличаются размерами дозирующих элементов и формой управляющих рычагов
Так, карбюраторы 21083 двигателей объёмом 1,5 л отличаются от карбюраторов 21081 двигателей объёмом 1,1 л, увеличенными на доли миллиметра диаметрами пусковых зазоров заслонок. Кроме этого, некоторые модели 21083 имеют дополнительные узлы и функции.
Карбюратор — навесной узел, который смешивает воздух с бензином в оптимальной для эффективной работы двигателя пропорции. Неисправности карбюратора затрудняют запуск двигателя, увеличивают расход топлива, снижают мощность и ухудшают динамику автомобиля.
Воздух и бензин смешиваются в специальной камере. В карбюраторах «Солекс» таких камер две. Обычно используется только первая, а вторая подключается только на высоких оборотах.
Бензонасос доставляет топливо в поплавковую камеру через игольчатый клапан. При избытке топлива поплавки поднимаются, давят язычком на иглу и прекращают подачу бензина. Излишки топлива возвращаются в бак через возвратный штуцер.
Затем топливо смешивается с воздухом. Для предотвращения избыточного обогащения смеси поток топлива замедляется жиклёрами и эмульсионными трубками.
Все эти элементы — поплавок с игольчатым клапаном, воздушный и топливный жиклёры, эмульсионные трубки и смесительные камеры с заслонками — образуют главную дозирующую систему.
В карбюраторе воздух смешивается с бензином в оптимальной для эффективной работы двигателя пропорции
Карбюра́тор — узел системы питания ДВС, предназначенный для приготовления горючей смеси наилучшего состава путём смешивания (карбюрации, фр. carburation) жидкого топлива с воздухом и регулирования количества её подачи в цилиндры двигателя. Имеет широчайшее применение на разных двигателях, обеспечивающих работу самых разнообразных устройств.
Википедия
ru.wikipedia.org
Кроме неё, в состав карбюратора входят:
Удивление многих автолюбителей вызывает провод с разъёмом, торчащий из карбюратора. Этот провод относится к экономайзеру принудительного холостого хода. Если двигатель стоит без нагрузки, по этому проводу поступает сигнал от карбюратора, и ЭПХХ перекрывает подачу топлива.
По проводу винта количества поступает сигнал от карбюратора и ЭПХХ прекращает подачу бензина
Работает эта система следующим образом. Когда водитель отпускает педаль акселератора, заслонка перекрывает поток воздуха, рычаг управления возвращается в исходное положение и упирается в регулировочный винт количества. К этому винту и подсоединён провод. Касание рычагом винта — это и есть сигнал , посылаемый на ЭПХХ для прекращения подачи топлива.
Двигатель автомобиля — сложная система, в которой одинаковые симптомы неисправностей могут быть обусловлены различными причинами.
Двигатель не заводится или заводится с трудом — иногда «схватывает», но пуск не происходит. Чаще всего неисправность следует искать в системе зажигания. Однако причиной этого может стать и карбюратор. Подаваемая в двигатель смесь может быть излишне обогащена или, наоборот, обеднена. То есть бензина в смеси может быть больше или меньше нормы. В первом случае свечи зажигания становятся мокрыми от топлива, во втором — абсолютно сухими.
Свечи могут оставаться сухими и в том случае, если из карбюратора полностью испарился бензин. Это может произойти после длительной стоянки на жаре.
Причиной отсутствия топлива в карбюраторе может стать грязная сеточка — фильтр под пробкой на входе.
Грязная «сеточка» тоже может стать причиной отсутствия топлива в карбюраторе
Гораздо хуже, когда подачу бензина перекрывает залипшая игла клапана поплавковой камеры. Если лёгкое постукивание по корпусу карбюратора не помогает, и игла не становится на место, для восстановления работоспособности придётся снимать верхнюю крышку.
Подачу бензина может перекрыть залипшая игла клапана поплавковой камеры
После снятия крышки следует проверить, не заедают ли поплавки при перемещении внутри камеры. Это тоже может стать причиной отсутствия топлива в карбюраторе.
Хуже всего, когда топливо не попадает в двигатель по причине засорённых жиклёров карбюратора. В этом случае требуется чистка жиклёров.
Смесь может быть бедной не только из-за недостатка бензина, но и из-за избытка воздуха.
Если всё отрегулировано правильно, воздушная заслонка почти полностью закрыта. Она слегка приоткрывается во время пуска, регулируя состав смеси. Если механизм заедает, заслонка открыта — воздух неограниченно поступает в карбюратор и меняет состав смеси.
В «нормальном» состоянии воздушная заслонка почти полностью закрыта
Необходимо снять воздушный фильтр, осмотреть заслонку и проверить, насколько свободно она перемещается. Затем следует оценить состояние привода и отрегулировать его в случае необходимости.
Неправильное положение заслонки может быть вызвано нарушением регулировки пускового механизма. Он должен лишь слегка поворачивать заслонку, предотвращая избыточное обогащение. Следует проверить настройку пускового механизма.
С помощью электромагнитного клапана экономайзер перекрывает подачу бензина в карбюратор во время торможения двигателем и после выключения зажигания. Если этот клапан не включается, двигатель не запустится. Для проверки клапана нужно при включённом зажигании снять, а затем вернуть на место управляющий провод. Важно не перепутать это провод с проводом винта регулировки количества. Если при этом слышны щелчки — клапан работоспособен.
Если щелчков нет — нужно, отсоединив проводку, подать на клемму питание отдельным проводом с плюса батареи. Если щелчки появились, причину неисправности следует искать в ЭПХХ. Если нет — нужно заменить клапан.
Может случиться и так, что электромагнитный клапан немного открутился, или засорился жиклёр, которым он управляет. В первом случае клапан нужно затянуть, а во втором — снять клапан, вытащить жиклёр и прочистить канал.
Электромагнитный клапан может стать причиной ещё одной неприятности. Если под ним износилось уплотнительное кольцо, в карбюратор начинает поступать избыточный воздух и обеднять смесь. К аналогичным результатам приводит износ уплотнителя винта качества и любой подсоединённой к карбюратору трубки.
При мокрых свечах в смеси настолько много топлива, что оно не воспламеняется от искры. Причин может быть всего три:
Первые два случая устраняют регулировкой карбюратора. При выходе из строя игольчатого клапана его заменяют.
Избыток бензина в смеси, обусловленный неисправными элементами поплавковой камеры, часто виден по мокрой прокладке под крышкой карбюратора. В обычных условиях прокладка сухая. Если бензина в камере больше нормы, она пропитывается топливом.
Причину мокрой прокладки определить довольно сложно. При этом уровень бензина в камере после снятия крышки может быть в норме. Свечи могут быть сухими, но покрытыми чёрным нагаром. Прежде чем перебирать карбюратор, следует внимательно осмотреть поплавковый механизм с игольчатым клапаном. Если клапан неисправен, его нужно заменить.
Однако существуют и скрытые неисправности, которые легко не заметить. Это прежде всего нарушение герметичности камеры и незначительные заедания поплавка. Именно они часто служат причиной мокрой прокладки.
Неисправности карбюратора, являющиеся причиной нестабильной работы на холостом ходу, часто проявляют себя аналогично неправильно выставленному зажиганию. Прогретый до рабочей температуры двигатель «троит», «стреляет» в карбюраторе или в глушителе, из выхлопной трубы вырываются клубы чёрного дыма.
Если зажигание в порядке, причину следует искать в качестве смеси. «Хлопки» в карбюраторе являются следствием недостатка топлива, обеднённой смеси. «Выстрелы» же в выхлопной трубе, напротив, происходят по причине слишком богатой топливом смеси.
В другом случае двигатель не держит обороты на холостом ходу, глохнет при выключении «подсоса». Иногда ситуацию можно на время исправить регулировкой винтов качества и количества. Однако полностью стабилизировать холостой ход практически невозможно, если по какой-то причине воздушная заслонка не открывается полностью.
Нередко такое поведение двигателя связано с нарушением герметичности и поступлением дополнительного воздуха через изношенные уплотнители и подсоединённые к карбюратору трубки, а также с загрязнением жиклёров.
Причиной нестабильной работы на холостом ходу может стать сильно загрязнённый воздушный фильтр. Проверить это очень просто. Достаточно сравнить работу двигателя с фильтром и без него.
Для принудительного обогащения смеси в карбюраторах «Солекс» предусмотрен подсос — закрытая воздушная заслонка. Обычно он включается при запуске и держится до достижения двигателем рабочей температуры. По мере прогрева мотора воздушная заслонка постепенно закрывается. С полностью убранным подсосом двигатель сможет работать ровно, если прогреется до 80–90оС.
Провалами называют перебои в работе двигателя, возникающие при нажатии на педаль акселератора. Часто малозаметные провалы следуют один за другим, вызывая лишь незначительные вибрации, но бывает, что двигатель глохнет.
Поплавковый карбюратор составляет подавляющее большинство современных карбюраторов. Поплавковые карбюраторы при прочих равных условиях обеспечивают самые стабильные параметры смеси на выходе и обладают самыми высокими эксплуатационными качествами.
В процессе эксплуатации карбюратор обычно не требует пристального внимания со стороны водителя. Исключения составляют случаи, когда автомобиль длительное время не эксплуатировался.
Карбюратор не следует снимать, чистить и разбирать без необходимости. На его работоспособность влияют лишь внешние загрязнения подвижных узлов. Чистить их лучше специальными составами для ухода за карбюратором, хотя большинство автолюбителей для этой цели традиционно используют бензин.
Застарелые отложения с металлических поверхностей хорошо убирает ацетон, растворители марок 645–652, дихлорэтан и спирт. Для промывки же прокладок и диафрагм эти средства лучше не использовать.
Для работы с карбюраторами «Солекс» понадобятся следующие инструменты.
Не следует снимать карбюратор с горячего мотора. Во-первых, можно обжечься. Во-вторых, не исключено, что нарушится геометрия нижней части горячего карбюратора, её «поведёт». Следует подождать, пока двигатель остынет, отключить аккумулятор и выполнить следующие действия.
Необходимо снять возвратную и стопорную пружины
Тросие ослабляется рычагом заслонки и вытаскивается из штатного посадочного места
От карбюратора отсоединяются все шланги, кроме шланга обогревателя
Подогреватель с двумя шлангами откручивается, отводится в сторону и закрепляется
При разборке карбюратора следует отмечать или записывать положение и маркировку жиклёров, чтобы при сборке не перепутать места их установки. Рекомендуется внимательно следить за пружинами — при демонтаже они могут разлететься в разные стороны.
Снимаются детали воздушной заслонки
Снимается верхняя крышка карбюратора
Выворачивается ось игольчатого клапана
Снимается пусковое устройство вместе с пружиной
Извлекаются воздушные жиклёры вместе с эмульсионными трубками
Топливные жиклёры выворачиваются длинной отвёрткой
С помощью отвёртки снимается распределитель ускорительного насоса
Диффузоры вытаскиваются с помощью пассатижей
На разобранном карбюраторе следует внимательно осмотреть состояние всех деталей и заменить неисправные. Обычно заменяют все прокладки, уплотнители и диафрагмы, при необходимости — игольчатый клапан, ось поплавка, винт качества, жиклёры, эмульсионные трубки и распылители ускорительного насоса, изношенные рычаги, винты и пружины.
Затем нужно проверить установку жиклёров. Они должны быть плотно, но без избыточных усилий, затянуты. Слабая затяжка жиклёров может привести к нарушению пропорций топливно-воздушной смеси.
Перед заменой прокладок места их установки осматривают, очищают от остатков старых прокладок и проверяют совпадение отверстий. Диафрагмы, уплотнители и прокладки устанавливают насухо, без герметиков, так как последние могут стать источником мусора и вызвать перебои в работе карбюратора.
Для промывки посадочного места карбюратора используют тонкую кисть с жёстким и прочным ворсом.
Снятый фильтр-сеточку моют в бензине и продувают воздухом. Прежде чем вернуть фильтр на место, через него прокачивают топливо, чтобы промыть его изнутри. Это позволяет избежать загрязнения поплавковой камеры из-за небрежной очистки фильтра.
Косвенным признаком того, что поплавковая камера нуждается в чистке, является загрязнение входного топливного фильтра плотными отложениями более чем на 20%. Крайне не рекомендуется протирать камеру ветошью — остатки грязи останутся в камере вместе с ворсом от тряпки. Более того, ворс попадёт в топливные жиклёры. Больше других в этом случае пострадает жиклёр холостого хода.
Загрязнения в поплавковой камере собирают с помощью резиновой груши, аккуратно всасывая топливо с самого дна. При необходимости в камеру доливают чистый бензин. После сбора видимого мусора, камеру чистят жёсткой кисточкой с прочным ворсом. Затем заполняют бензином и повторяют очистку грушей.
Если есть необходимость, по окончании промывки поплавковой камеры чистят жиклёры. Для этого выкручивают главные воздушные жиклёры и эмульсионные трубки. Затем каналы продувают воздухом под давлением.
При сильном загрязнении топливные жиклёры прочищают медной проволокой диаметром 0,8 мм. Затем снова продувают колодцы. Для более эффективной продувки жиклёры выкручивают и вытаскивают тонкой палочкой. Если после продувки колодцев в поплавковой камере вновь появилась грязь, повторяют промывку грушей. Затем опять продувают эмульсионные колодцы. Эти действия повторяют до тех пор, пока грязь полностью не исчезнет.
Корректной работе карбюратора сильно мешают отложения, образующиеся из картерного газа в отверстиях воздушных жиклёров. Чаще всего страдает жиклёр холостого хода и первой смесительной камеры. Выкрутив, жиклёры чистят зубочисткой или медной проволокой.
Аналогичным способом чистят жиклёры ускорительного насоса, а полость насоса промывают кисточкой и бензином.
Бесперебойная работа карбюратора зависит не только от работоспособности составляющих его элементов, но и от того, насколько корректно отрегулированы системы карбюратора.
Все регулировочные работы, если они не требуют пуска двигателя, проводят при отключённом аккумуляторе.
Для доступа к поплавкам необходимо открутить крышку
Крышка снимается и ставится на стол поплавками вверх
Нижний край при движении поплавков вверх должен перемещаться на 15 мм
Линии на боковых гранях поплавков должны быть параллельны основанию крышки
Перед регулировкой проверяют настройки системы зажигания, исправность её элементов и герметичность карбюратора. Работы проводят при температуре двигателя 85–90 °C.
Воздушная заслонка должна находиться в вертикальном положении
Мультиметр подключается между выводом «К» катушки зажигания и корпусом
С помощью винта количества доведите частоту вращения коленвала до 750–800 об/мин
Поворачивая винт качества, доведите обороты до максимально возможных
Снизить расход топлива без ухудшения динамических характеристик автомобиля можно заменой топливных жиклёров первой смесительной камеры и электромагнитного клапана на более подходящие. Перед этим необходимо проверить систему зажигания и зазоры клапанов, заменить воздушный фильтр, промыть и отрегулировать карбюратор.
Для работы потребуется:
Порядок подбора жиклёров следующий:
Правильно проведённый подбор жиклёров позволяет снизить расход топлива примерно на 0,3–1 л/100 км.
Когда нижняя поверхность карбюратора деформирована, прокладка не может обеспечить необходимую герметичность. В двигатель вместе с топливом поступает избыток воздуха. Следствием этого могут быть нестабильные холостые обороты и невозможность их регулировки, провалы при нажатии на педаль акселератора и прочие неисправности.
Деформации подвержены почти все карбюраторы «Солекс» после нескольких лет эксплуатации. Разглядеть её без снятия карбюратора с двигателя практически невозможно. Однако если обрызгать стык фланца с прокладкой аэрозольным очистителем, на местах деформации появятся пузырьки жидкости.
Для проверки величины и устранения деформации необходимо выполнить следующие действия:
Для определения мест деформации следует приложить к фланцу ровную металлическую линейку
Повреждения устраняют с помощью тисков, напильника и наждачной бумаги
Карбюратор — один из самых капризных и сложных в эксплуатации узлов двигателя. Знание его устройства, особенностей разборки и промывки помогут любому автолюбителю избежать неприятных ситуаций. Следите за карбюратором и используйте качественное топливо. Удачи на дорогах!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453