Каждому из водителей должна быть знакома ситуация, когда при повороте ключа силовой агрегат неожиданно не заводится, стартер не крутит, не слышно характерного щелчка, с которого начинается работа втягивающего реле. Поскольку эта проблема является одной из самых распространенных, крайне необходимо знать причины ее возникновения, способы диагностики и устранения.
Основной причиной того, что не заводится двигатель, стартер не крутит, является низкий заряд аккумуляторной батареи. Это может проявляться следующим образом:
Бывает и так, что втягивающее реле щелкает при автозапуске, при этом стартер не срабатывает и не крутит коленвал силового агрегата из-за неправильного положения клемм на реле, либо залипания контактов. В первом случае достаточно просто их поправить, а во втором – очистить нагар, грязь и удалить собравшиеся окисления с их поверхности. Далее стоит вновь попробовать запустить двигатель. Если это не удалось – вероятнее всего, что заряда источника питания не хватает для прокручивания стартера.
Необходимо рассмотреть ситуацию, в которой зажигание включается, а стартер не крутит, но при этом аккумулятор заряжен полностью. Большинство современных транспортных средств имеют специальные противоугонные устройства – иммобилайзеры, назначение которых заключается в отключении цепей, отвечающих за запуск мотора. Стоит удостовериться, в том, что они отключены либо их нет на автомобиле. В противном случае без помощи автоэлектрика решить проблему не получится. Особенно часто подобная неполадка встречается на современных иномарках, начиная с 2008 года выпуска.
Когда АКБ имеет хороший заряд, а иммобилайзер отключен, при этом запуск двигателя невозможен – это является прямым свидетельством неисправности стартера. Если при включении зажигания электродвигатель стартера не запускается, при этом слышны характерные щелчки, это говорит о том, что срабатывает лишь его тяговое реле. Появление звонкого стука в подкапотном пространстве указывает на то, что втягивающее реле стартера неисправно, из-за чего бендикс и маховик не зацепляются друг с другом, делая невозможным запуск автомобильного двигателя. Диагностировать эту неисправность втягивающего, и запустить силовой агрегат можно замкнув при помощи мощной отвертки с хорошо изолированной ручкой оба контакта на реле.
Важно! Перед выполнением этой процедуры на автомобиле необходимо обязательно включить нейтральную передачу.
Если запуск удался – значит втягивающее неисправно. Возможно, причина кроется в подгорании его пятаков. Большинство автовладельцев думают, что этот элемент стартера не ремонтопригоден, и в случае выхода его из строя ситуацию спасет лишь замена. Достаточно снять реле, после чего разобрать и извлечь круглые пятаки, которые необходимо зачистить наждачной бумагой, устройство собрать и установить обратно. Заметим, что пятаки имеют специальное антикоррозионное покрытие, поэтому их зачистка на наждаке является исключительно временной мерой.
Если не работает стартер, вероятно на его клеммы не поступает напряжение. В системе запуска двигателя большинства транспортных средств предусмотрено специальное реле, назначение которого заключается в снижении пускового тока. Оно может внезапно перестать функционировать, что сделает невозможным подачу напряжения на клеммы стартера. Временным решением этой проблемы в пути станет установка любого аналогичного элемента, например, реле обогревателя заднего стекла.
Износ щеток стартера также является причиной, по которой невозможен запуск двигателя, либо он будет включаться через раз. Подгорание либо замыкание витков обмотки полностью выводит элемент из строя. В этом случае без его замены не обойтись. Также может заклинить вал детали, к примеру, из-за выработки его подшипников либо нарушении центровки.
Иногда при включении зажигания сразу срабатывает лишь это реле, соответственно, цепь остается не замкнутой. Можно опробовать замкнуть контакты тягового, однако это помогает не во всех случаях. Появление в области моторного отсека стороннего хрустящего шума является свидетельством неисправности бендикса. Этот элемент выполнен в виде шестерни небольшого размера, и расположен на валу ротора. Втягивающее реле срабатывает при подаче напряжения на него, управляя движением бендикса, в результате чего он зацепляется с маховиком. Износ этой детали приводит к невозможности выполнения этой процедуры, поскольку ее выработанные части не могут агрегатировать с зубьями маховика, а это является причиной появления сильного хруста.
Каждый владелец транспортного средства встречался с этой неприятной ситуацией. Сложность еще заключается в том, как понять причину невозможности пуска мотора без нахождения машины в гаражном боксе. Часто выходом из этой ситуации является банальный запуск силового агрегата с толкача автомобиля, но если это не помогло, без дорогостоящих услуг эвакуатора не обойтись, либо самостоятельно устранять неполадку в пути.
Если машина заглохла во время движения, при запуске силового агрегата необходимо обратить внимание, насколько увеличилась скорость вращения стартера. Особенно это актуально для моторов с ременной передачей газораспределительного механизма, и в некоторых случаях применимо к цепной передаче. Если же скорость вращения стартера увеличилась, при этом силовой агрегат автомобиля не запускается, возможная причина этого – обрыв ремня или цепи ГРМ.
Рассмотрим ситуацию, в которой стартер жужжит, но не крутит двигатель. Самыми распространенными неисправностями этого принято считать проблемы с проводкой тягового реле, повреждение шестерни и износ ее зубьев, некорректная работа бендикса.
Опишем особенности этих неисправностей:
Подобные неисправности характеризуются различными звуками, издаваемыми стартером в процессе его работы. Например, характерный металлический звон, переходящий через определенный промежуток времени в потрескивание, говорит о наличии проблем в месте соединения шестерни и маховика. Если шестерня изношена – замене подлежит весь узел. При ее удовлетворительном состоянии, причина неполадки находится внутри блока (например, износ подшипника, наличие неисправностей в проводки, выход из строя вилки, и т. д.).
Как видно, причин, почему не крутит стартер не так уж и много, при этом все они практически не зависят друг от друга. Неполадки пускателя автомобильного двигателя могут быть вызваны как естественным процессом старения металла, из которого изготовлены его элементы, неправильной эксплуатацией, так и сторонними факторами, заключающимися в правильности выбора моторной смазки.
Стартер не относится к категории дорогостоящих автозапчастей. Но это вовсе не говорит о том, что в случае его поломки необходимо обязательно приобретать новый элемент. Можно значительно сэкономить, определив причину его неисправности и устранив это. Идеальным вариантом станет диагностика работоспособности стартера на специальном стенде.
Среди массы сюрпризов, которые может преподнести автомобилисту его авто – отказ в запуске двигателя. Причин этому недоразумению много. Одна из них – неисправность стартера.
Также когда не заводится машина стартер не крутит, причина может крыться и в некоторых вспомогательных системах. Виной может служить аккумулятор, проблемы в электроцепях, или неисправности втягивающего реле.
Механизм запуска двигателя автомобиля – система, требующая особого внимания и отвечающая непосредственно за сам запуск мотора.
Современные автомобили преимущественно оборудованы именно стартерной системой запуска двигателя. Механизм запуска напрямую относится к электрооборудованию.
Питается механизм от постоянного тока аккумулятора автомобиля. В механизм запуска входят следующие элементы.
Вращение коленвала двигателя происходит за счёт создания необходимого крутящего момента стартера. Это своего рода электрический двигатель с постоянным током.
Если выясняется, что стартер не крутит, необходимо определить причину поломки и понять чем именно характеризуются неисправности в системе запуска двигателя.
Иногда стартер не крутит и не щелкает по причине отключенных периферийных устройств. В этом случае также не нужно разряжать аккумулятор, и приступить к поиску проблемы.
При рассмотрении причины, когда стартер не реагирует на поворот ключа зажигания, чаще всего автомобилисты акцентируют внимание на отсутствии питания. Аккумуляторная батарея либо отсоединена, либо разряжена. Если причина действительно в этом, признаков жизни от стартера не дождаться.
Если проблема с аккумулятором подтверждается, необходимо тщательно проверить клеммы на батарее. Часто отсутствие питания происходит по причине недостаточно прочного соединения.
Если не крутит стартер, но проверка аккумулятора не показала неисправностей, следует искать причины в другом месте. Часто виноваты в проблеме обрывы в проводке, то есть электропровода либо искрятся при запуске двигателя, либо они вовсе отсоединены от батареи.
Нередко эта же проблема возникает по причине окисленных клемм. Эта «болезнь» характерна для аккумуляторов любых моделей.
В некоторых случаях втягивающее реле стартера щёлкает, но цепь не замыкается. Иногда можно спастись замыканием контактов, но не всегда. Если в области двигателя слышится характерный треск, вероятна поломка бендикса.
Узнать бендикс просто. Он выглядит в виде небольшой шестерёнки, расположенной на валу ротора. При подаче напряжения на бендикс, начинает срабатывать реле, которое и управляет его движением, осуществляя сцепку с маховиком.
В случае изношенности бендикса вся описанная процедура становится невозможной, так как взаимосвязь детали и зубьев маховика не будет достигнута. Невозможность этой процедуры и обеспечивает характерный хруст.
Хоть чаще всего виной того, что стартер не крутит, является недостаток энергии и отсутствие заряда в аккумуляторе, нередко причина кроется в самой детали запуска двигателя.
При таком раскладе определение и устранение неисправности займёт значительно больше времени и усилий. В качестве распространённых неполадок устройства запуска выделяются:
Обычно, когда стартер щёлкает, но не крутит, его отдают в ремонт в сервис, но не всегда его ремонт возможен. Например, если причина неисправности – поломка втягивающего реле или нарушение в функционировании бендикса, ремонт устройства возможен. Если же проблема с электросистемой, стартер наверняка придётся заменить.
Как завести машину, если стартер не крутит, если всё в порядке, аккумулятор заряжен, и проводка не повреждена? Существует вероятность сбоев в процессе работы в результате неисправностей автомобильных сигнализаций и иммобилайзеров.
Характер неисправностей не зависит от модели автомобиля, марки и года выпуска. Здесь внимание следует уделять тому, насколько сложное установлено противоугонное устройство.
Характеризующий фактор наличия проблемы в противоугонном устройстве — машина не заводится, стартер не крутит, реле не щёлкает. Либо авто завелось, но тут же глохнет. Двигатель не реагирует на запуск с ключа, и не заводится брелоком. Если все эти факторы или выборочно, имеются, значит произошла либо полная, либо частичная блокировка системы.
Любой автомобилист знает об имеющемся в машине генераторе для зарядки аккумуляторной батареи. Это специальное устройство, которое передаёт электричество на аккумулятор и бортовую систему от мотора.
Благодаря этому технологичному процессу можно дополнительно зарядить аккумулятор. Полная зарядка батареи таким образом невозможна по ряду нюансов:
Поэтому когда машина не заводится, стартер не крутит, реле щёлкает, рассчитывать на зарядку аккумулятора таким образом, особо не следует.
Гораздо эффективнее восполнить заряд аккумулятора стандартным способом, при помощи зарядного устройства. Вся энергия восстановится буквально через несколько часов, и батарея будет вновь готова к эксплуатации.
Если же ситуация экстренная, зарядка посредством зарядного устройства всё равно актуальнее. Буквально 20 — 30 минут, и аккумулятор будет частично заряжен.
В случае обнаружения проблем с системой электропитания, необходимо провести некоторые действия:
Проведя все эти манипуляции, следует включить двигатель и оценить работу системы запуска.
В случае если стартер не крутит, реле щёлкает и трещит, проверять необходимо втягивающее реле. Для этого прямо с аккумуляторной батареи напряжение следует подать к управляющей клемме. Распознать её не сложно. Обычно к ней ведёт тонкий провод. В случае нормальной прокрутки двигателя факт выхода из строя втягивающего реле подтвердится.
Чаще всего в реле отмечается подгорание контактов. Для устранения неисправности его необходимо демонтировать, провести зачистку контактов и установить обратно.
Отремонтированное втягивающее реле по определению служить будет недолго. Дело в том, что заводская обработка предусматривает нанесение на контактные пятаки противостоящий эрозии слой.
В обыкновенных условиях нанесение этого слоя невозможно, поэтому следующее обгорание контактов возможно в любое время.
Причин, почему не заводится машина, стартер не крутит, щёлкает и прочее – множество. Более того, все эти причины зачастую ни в чём не связаны друг с другом. Причина, почему не крути стартер, может быть вызвана как обычным старением металла, так и множеством иных факторов, вплоть до неправильной эксплуатации.
Несмотря на то, что стартер не самая дорогая деталь в автомобиле, лучше лишний раз оградить себя от необоснованных расходов. Лучше выявить, в чём именно его неисправность, понять, почему он может щёлкать, устранить проблему и тем самым неплохо сэкономить. Лучше всего диагностировать его функциональность на специальном стенде.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(6 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
Транспортное средство способно преподносить нам множество сюрпризов, однако наиболее неприятный — отказ запуска двигателя. Если при повороте ключа зажигания, вы слышите невнятные пощелкивания или тишину, значит стартер не крутит мотор. Самое сложное в данной ситуации — определить причину, поскольку их слишком много и невозможно предусмотреть все. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные моменты, приводящие к данной поломке.
Стартером является устройство, которое преобразует электрическую энергию в механическую с целью запуска мотора. По сути, стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока. Согласно законам магнитной индукции, если пропустить ток через рамку с токопроводящего материала, которая находится в магнитном поле — рамка будет вращаться.
В ситуации со стартером, рамкой является ротор (якорь), вращаемый в магнитном поле, которое образовано постоянными магнитами или статорной обмоткой. Ток к ротору подводится посредством скользящего контакта, исполненного в виде коллектора и щеточного узла. Одна пара щеток соединена с массой стартера, а вторая пара крепится к «минусовому» проводу аккумуляторной батареи посредством втягивающего реле. Последнее состоит из двух катушек — удерживающей и втягивающей. Для втягивания сердечника нужно относительно большое усилие, в результате чего задействуются обе катушки, когда в статическом состоянии достаточно одной удерживающей обмотки, соответственно потребляющей меньше тока.
Для зацепления маховика и вала якоря в стартере предусмотрен бендикс. Жесткая сцепка невозможна, поскольку в момент пуска маховик будет превышать обороты стартера. При жесткой сцепке ротор начинает вращаться со скоростью мотора, что неизбежно приведет к его нарушению под влиянием центробежной силы.
Конструкция бендиксов условно разделена на три группы — роликовые муфты, приводы и так называемые «трещетки».
По типу передачи крутящего момента различают «классические» (прямоточные) и редукторные стартера.
В первую очередь, обратите внимание на аккумуляторную батарею. Возможно она разрядилась, отсутствует контакт на клеммах или на проводе массы, который соединен с кузовом автомобиля. Проверить аккумулятор легко — снимаем «минусовую» клемму и производим замер напряжения. Если оно менее девяти вольт, аккумуляторную батарею необходимо зарядить.
Если аккумулятор заряжен, проверьте контакты клемм, особенно «минусового» провода АКБ, который имеет одно неприятное свойство — контакт способен периодически появляться и исчезать. Попробуйте открутить его, зачистить и собрать обратно. Если это не решило проблему, двигаемся дальше.
В некоторых случаях, втягивающее реле щелкает, однако мотор отказывается прокручиваться, что тоже является виной аккумулятора. При этом, контрольные лампы на приборной панели притухают или гаснут вообще. В данной ситуации следует зарядить АКБ и задуматься о причинах, которые привели к полной разрядке аккумулятора.
Иногда охранные системы тоже способны преподносить некоторые сюрпризы. Обнаружить причину достаточно легко, а вот исправить — затруднительно. Дело в том, что в штатных иммобилайзерах некоторых авто и сигнализациях с автозапуском способны возникать определенные несоответствия, которые проявляются со временем. Данная проблема актуальна для автомобилей Форд Фокус 2 2007-2008 годов выпуска.
Без всяких причин на то, стартер напрочь отказывался работать, хотя все свидетельствовало о том, что контакты надежны, а электрооборудование в норме. На Форде и некоторых других автомобилях проблема решалась заменой штатного иммобилайзера. Более того, официалы делали это по гарантии. Выяснить причину было легко — через кнопку в обход всех систем запускалось питание с аккумулятора на стартер, в результате чего он работал. Случаи не постоянные, однако они были, поэтому сбрасывать данный вариант со счетов тоже нельзя.
Проверить втягивающее реле стартера просто. Необходимо прямо с аккумулятора подать напряжение на руководящую клемму реле (отличить данный провод легко, он самый тонкий). Если двигатель нормально прокрутится — проблема в самом реле. По всей вероятности, подгорели пятаки контактов. Чтобы устранить поломку, снимите реле и зачистите пятаки. Однако следует учитывать, что такое реле не способно прослужить долго, так как производители наносили на контактные пятаки специальный слой, что противостоял электрической коррозии. А так как слоя теперь нет, в следующий раз контакты могут обгореть очень скоро.
С бендиксом ситуация посложнее. Чтобы проверить его, замкните на реле две силовые клеммы. Таким образом, ток будет идти в обход реле и появится возможность посмотреть, крутится ли стартер. Если он хорошо крутится и жужжит, значит при заводке мотора бендикс не входит в сцепление с маховиком. Бендикс — шестерня, которая находится на одном валу с якорем стартера и предназначена передавать вращающий момент электромотора стартера на двигатель автомобиля. При включении замка зажигания срабатывает втягивающее реле, которое подает на обмотку стартера напряжение, а также вводит в зацепление венцовую шестерню маховика мотора с шестерней бендикса, передавая крутящий момент. При запуске мотора, ключ зажигания переключается в рабочее положение, на реле не подается ток, маховик выходит из зацепления с бендиксом и стартер останавливается.
Если в шестерне бендикса сильно износились зубья, она не обеспечивает надежное сцепление с маховиком и прокручивается в холостую.
Кроме того, при запуске мотора слышен отчетливый треск. То же самое происходит, если изношена венцовая шестерня маховика. Данные проблемы решаются лишь заменой бендикса и венца маховика. Для замены последнего придется демонтировать коробку передач, а для ремонта бендикса — полностью разбирать стартер.
В задней и передней частях стартера находятся подшипники или втулки. На них вращается вал. Если они изношены, признаки бывают различные — реле может щелкать, однако не прокручивать стартер, так как вал потерял соосность, а первичная обмотка замыкается с вторичной. В данном случае существует риск сжечь обмотки, что способно привести к короткому замыканию, оплавлению проводов, а в худшем случае — к пожару.
Если стартер не крутится, но реле щелкает, не держите его долго включенным. После ряда попыток вал может запустить мотор, однако при появлении первых симптомов необходимо в обязательном порядке заменить втулки, предварительно разобрав стартер. Тянуть в данном случае не следует.
Электромотор стартера работает лишь в том случае, если напряжение с аккумулятора посредством щеток подается к первичной обмотке. У щеток сильно ограниченный ресурс, так как изготовлены они из графитового состава, который имеет свойство быстро стираться. Некоторые модели отличаются наличием более сложной электросхемы, которая завязана так, что в случае износа щеток, на втягивающее реле не подается ток, а при включении зажигания стартер может вообще не щелкать.
Данная схема предусмотрена на ВАЗ 2110 и новом инжекторном транспорте. В данном случае для устранения неисправности, следует разобрать стартер, добраться до щеточного узла и визуально оценить состояние щеток.
Стартер является обычным силовым электромотором со всеми свойственными ему болезнями, одной из которых является износ обмоток. Если обмотки стартера при запуске мотора начинают попахивать — это явный признак того, что они скоро выйдут из строя. Если вы когда-нибудь разбирали стартер, в котором сгорели обмотки, то знаете, что защитный лак на них выгорает, а сами они темнеют. Чаще всего это происходит, если автомобилист перестарается с запуском стартера.
Стартер не может долго крутиться. Максимальная длительность его работы — считанные секунды, а неопытные автомобилисты способны крутить стартером мотор, который не запускается по различным причинам, несколько минут до перегрева обмоток стартера или полной разрядки аккумулятора. В данном случае, как правило, приходится прощаться со стартером, так как перемотка обмоток — процедура довольно хлопотная и дорогая. Чаще всего легче заменить стартер, нежели мотать обмотки.
Довольно распространенная проблема, когда стартер с трудом прокручивает мотор на горячую или вообще не крутит при заряженном аккумуляторе, а на холодном моторе запуск производится без проблем. Тут на помощь способна прийти лишь здоровая логика либо опытный автослесарь. Если зажигание отрегулировано, электрооборудование в порядке, а свечи сухие, значит дело в стартере.
При работе мотор нагревается, что вполне естественно. Стартер нагревается вместе с ним, а в нем множество механических сопряжений, которые расширяются при нагревании. Прежде всего, это могут быть неправильно подобранные по размеру втулки стартера, которые нагреваются, подклинивают вал и не позволяют стартеру вращаться на полную силу. Также существует вероятность того, что силовой контакт от аккумулятора к стартеру потерян. Проверьте все контакты и клеммы. В большинстве случаев проблема именно в них, однако если стартер недавно ремонтировали, значит виной всему — втулки.
Каждая отдельная ситуация затрудненного запуска автомобиля индивидуальна. В данной статье собраны только наиболее распространенные причины этой поломки. Главное — не теряйте самообладание и включайте дедуктивный метод.
Практически всем водителям знакома ситуация, когда не заводится машина, стартер не крутит, а на поворот ключа либо вообще никакой реакции, либо слышны непонятные щелчки.
Давайте попробуем разобраться в причинах этого неприятного отказа.
Чтобы определиться в неисправности более точно, можно попробовать завести машину, как говориться, с «толкача». Если машина все-таки завелась, значит, причина поломки кроется в аккумуляторе, соединительных цепях, либо самом стартере.
В случае, если емкость аккумулятора ниже положенного – будут слышны щелчки, воспроизводимые втягивающим реле стартера при установке ключа в положение запуска двигателя. Дополнительную подсказку может дать состояние световых индикаторов на панели приборов. Если лампочки горят более тускло, чем обычно, или просто гаснут – можете смело устанавливать аккумулятор на подзарядку.
Довольно часто на наличие нормального запуска двигателя влияет состояние клемм соединения с аккумулятором. Попробуйте их отсоединить и зачистить, особенно если на них видны явные следы окисления, и они заметно греются. Обязательно проверять клеммы следует и в том случае, когда катушка стартера издает всего один щелчок.
Если к аккумулятору у вас претензий нет, возможно, стартер не крутит из-за того, что подгорели контакты втягивающего реле или сработались щетки стартера. Гораздо хуже, когда после поворота ключа и одного щелчка начинают активно раскаляться провода аккумулятора - как правило, это свидетельствует о закорачивании обмотки якоря стартера.
Бывает и так, что после подачи сигнала на зажигание стартер щелкнул, но не заработал и, при этом, пошел нагрев троса сцепления или газа. В этом случае, вполне вероятно, что где-то имеется обрыв массового провода.
В зимнее время, особенно при сильных морозах, если вы заметили, что плохо крутит стартер - кроме стандартных вариантов, связанных с плохим состоянием контактов и электрических соединений, случается, что ненормальная работа объясняется неправильным выбором двигательного масла, характеристики которого, по вязкости, не соответствуют низким температурам.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453