В парке российских автомобилей, остаётся большое количество машин с карбюраторными моторами. В подавляющем большинстве, это отечественные транспортные средства – ВАЗ на которых очень часто встречаются карбюраторы марки солекс. Они комфортно чувствуют себя в руках наших автовладельцев, несмотря на частые поломки и ненадёжное качество.
С середины 80-х годов, тольяттинские машины начали оснащать новым узлом питания ДВС. Дебютантом стал карбюратор Солекс, детище ДААЗ. Он специально был разработан для модели 2108 «Спутник». Впоследствии, Solex начали устанавливать не только на семейство переднеприводных 08-09, но и классику с внедорожником Нива. Ремонт этого узла не прекращает быть актуальным и в наши дни.
↑
Особенность действия всех карбюраторов идентична. Главная задача этого узла – подача топлива во впускной коллектор двигателя. Чтобы работа ДВС была гармоничной, в устройство карбюраторов ВАЗ 21083 Солекс интегрировано несколько систем.
1. Блок подогрева карбюратора; 2. Дроссельная заслонка первой камеры; 3. Патрубок отсоса картерных газов; 4. Рычаг привода ускорительного насоса; 5. Кулачок привода ускорительного насоса;6. Диафрагма ускорительного насоса; 7. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 8. Корпус карбюратора; 9. Диафрагма экономайзера мощностных режимов; 10. Электромагнитный запорный клапан; 11. Топливный жиклер холостого хода; 12. Крышка карбюратора; 13. Патрубок подачи топлива; 14. Главный воздушный жиклер первой камеры; 15. Воздушная заслонка; 16. Распылители ускорительного насоса с клапаном подачи топлива; 17. Диафрагма пускового устройства; 18. Регулировочный винт пускового устройства; 19. Регулировочный винт количества смеси холостого хода; 20. Рычаг блокировки второй камеры; 21. Патрубок подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания; 22. Регулировочный винт качества смеси холостого хода; 23. Рычаг привода дроссельных заслонок; 24. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 25. Рычаг управления воздушной заслонкой; 26. Шток пускового устройства; 27. Электрический провод концевого выключателя экономайзера холостого хода; 28. Рычаг воздушной заслонки; 29. Главный воздушный жиклер второй камеры; 30. Эмульсионная трубка второй камеры; 31. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры; 32. Топливный фильтр; 33. Игольчатый клапан поплавковой камеры; 34. Дроссельная заслонка второй камеры; 35. Рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 36. Главный топливный жиклер второй камеры; 37. Рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры; 38. Поплавок.
Они разнесены в верхнюю и нижнюю часть конструкции карба, и имеют индивидуальные названия:
Работая совокупно или в индивидуальном режиме, перечисленные системы наделяют ДВС различными характеристиками. Для общего понимания, предлагаем кратко пробежаться по каждой группе.
↑О том как настроить уровень поплавковой камеры вы говорили здесь.
Чтобы буквально понять принцип этой системы, стоит взять за аналог механизм сливного бачка унитаза. То есть, конструкция поплавка отвечает за постоянный уровень жидкости в резервуаре. Тоже самое происходит и в поплавковой камере. Механизм находится в верхней части карбюратора, и следит, чтобы не было недостатка уровня топлива. Основные действующие элементы: игла и парный поплавок.
↑Эта группа отвечает за стабильную работу ДВС без нагрузки на малых оборотах и взаимосвязана с электроникой. Одним из ключевых объектов, является электромагнитный клапан.
Система холостого хода карбюратора солекс: 1 — дроссельная заслонка; 2 — отверстия системы холостого хода; 3 — жиклер холостого хода; 4 — каналы; 5 — воздушный жиклер; 6 — регулировочный винт.
Он закрывает подачу топлива через жиклёр ХХ в двух случаях:
Отсутствие холостого хода говорит о двух неисправностях: засорение жиклёра ХХ или поломка электромагнитного клапана. Первый вариант наиболее часто встречается, примерно в 90% прецедентов.
↑Карбюратор Солекс имеет схему, которая дозирует подачу топлива. Это самая сложная система в узле питания ДВС. Основная функция ГДС – подготовка топливной рабочей смеси перед впрыском в коллектор.
В конструкцию входят следующие элементы:
Благодаря исправному процессу этой группы, двигатель обеспечивается топливом. Однако, стоит учесть на будущее, что схема дозирования позволяет производить смесь в небольшом количестве. Порционная подача рассчитана на работу ДВС без нагрузки. Если нажимать на педаль газа резко, то ГДС не сможет подготовить обогащённую смесь и в работе мотора появятся провалы или он заглохнет. Чтобы этого не произошло, к процессу подключается механизм следующей системы.
↑Устранить провалы в работе двигателя – основная функция ускорительного насоса. При резком нажатии на педаль газа, форсунка ускорительного насоса увеличивает объём топлива для потребления. Струи рабочей смеси подаются из распылителей в одну или две смесительные камеры (зависит от модели автомобиля, на Ниве в одну камеру для увеличения мощности).
Направив носики форсунки УН в одну камеру, возможно подвергнуть карбюратор Солекс самостоятельному тюнингу. Такая настройка, практикуется некоторыми автомеханиками.
↑Для дополнительного обогащения топливной смеси при полной нагрузке на двигатель, в карбе есть отдельный узел – экономайзер. Схема подразумевает совместное функционирование с ГДС. Благодаря общей работе, двигатель может плавно разгонять автомобиль под нагрузкой (подъём или буксировка транспортного средства).
Это переходная система дополняет работу экономайзера. Основным её элементом является вспомогательный главный жиклёр с каналом из поплавковой камеры. Принцип работы эконостата следующий: во время движения на высоких оборотах (предельная скорость), заслонка поднимается и у сопла жиклёра создаётся разряжение. Благодаря этому, из смесительной камеры вытягивается дополнительное топливо.
Можно сказать, что это более простая версия экономайзера, для работы в режиме «педаль в пол».
↑Рассматриваемая система на слуху у многих автолюбителей. Основная задача «подсоса» — обогатить рабочую смесь, закрыв камеру заслонкой. Управляется водителем из салона автомобиля. Применяется при запуске остывшего мотора.
Если все системы работают исправно, то карбюратор Солекс может составить достойную конкуренцию инжектору. Есть даже преимущество — инжектор проигрывает карбу в тяге на низких оборотах. На вышедшем из строя карбе, чихая и дымя, возможно добраться до СТО, чего нельзя сделать при поломке инжектора.
↑Большинству автомобилистов под силу отремонтировать карбюратор 21083 своими руками. Это можно сделать в гараже или под открытым небом в тёплую погоду.
Самое главное — приготовить необходимые инструменты, к которым относятся:
Ремонт и регулировка карбюратора Солекс может происходить по месту, то есть не снимая узел с двигателя. Это зависит от сложности и цели работ. Также возможен демонтаж карба.
На первом этапе предстоит снять корпус воздушного фильтра от крышки карбюратора. Для этого откручивается гайка ВФ, отщёлкиваются защёлки и изымается фильтрующий элемент. Отсоединяется шланг газоотвода от клапанной крышки. Откручиваются гайки на четырёх шпильках и основание корпуса следует снять.
Ремонт карбюраторов Солекс, их настройку и регулировку можно разделить на группы:
Для полного демонтажа узла подачи топлива, необходимо отсоединить:
Для ремонта карбюратора Солекс существуют ремонтные комплекты. Они включают в себя: сетчатый фильтр, прокладки, жиклёры, иглы, мембраны, пружины и форсунку ускорительного насоса. Комплектация р/к зависит от производителя.
↑Если работа мотора была подозрительной и некомфортной: имелись подёргивания на ходу и возникали провалы – это первый признак того, что узел питания засорился. Чистка жиклёров и каналов на карбюраторе Солекс – достаточно распространённый вид ремонта. Следует приготовить: аэрозольный очиститель карба, ацетон и сжатый воздух (компрессор, пневматический баллон или насос).
Потребуется снять форсунку ускорительного насоса (поддев за носик и вытащив из посадочного места) и проверить её на биение внутреннего шарика (потрясти рядом с ухом). Шарик выполняет функцию перепускного клапана. Если биения нет, то значит засор серьёзный. Можно продуть элемент сжатым воздухом и снова потрясти форсунку. Если не помогло, то следует замочить форсунку в ацетоне на 30 минут.
Отсоединить верхнюю часть карбюратора (крышку), открутив винты с потайными шляпками при помощи шлицевой отвёртки. Выкрутить все жиклёры и замочить их в ацетоне. Дополнительно, можно открутить нижнюю часть карба и замочить его целиком на некоторое время, пока он разделён на две половинки. Затем продуть каналы сжатым воздухом, установить жиклёры в первую камеру, потом жиклёры второй камеры. Воздушные жиклёры вкручиваются последними.
Не будет лишним снять крышку ускорительного насоса, установленную на четыре винта. Таким образом появится доступ к каналу. Можно залить в него очиститель и через какое-то время продуть воздухом. Стоит проверить мембрану на повреждения. Если таковые найдены, то следует заменить её новым элементом. Затем поставить мембрану и крышку на место, закручивая винты при нажатом рычаге акселератора. Таким образом мембрана принимает рабочее положение.
↑Обозначение/ наименование | 21041-1107010-10 | 21073-1107010 | 2108-1107010 | 21081-1107010 | 21083-1107010 | 21083-1107010-31 | 21053-1107010-20 |
Диффузор 1 смес. камера | 24/32 | 24/32 | 21/32 | 21/32 | 21/32 | 21/32 | 23/32 |
Диффузор 2 смес.камера | 26/32 | 24/32 | 23/32 | 23/32 | 23/32 | 23/32 | 24/32 |
Распылитель смеси 1,2 кам. | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 |
Главный топливный жиклёр 1 камеры | 21051-1107336 А=102,5 | 2108-1107336-07 А= 107,5 | 2108-1107336 А=97,5 | 21083-1107336 А=95 | 21083-1107336 А=95 | 21083-1107336 А=95 | 2108-1107336-07 А= 107,5 |
Главный топливный жиклёр 2 камеры | 2108-1107336-20 А=120 | 2108-1107336-15 А=115 | 2108-1107336 А=97,5 | 21083-1107336 А=95 | 2108-1107336 А=97,5 | 21083-1107336-10 А=100 | 21051-1107336-10 А= 110 |
Главный воздушный жиклёр 1 камеры | 21051-1107340-35 А=135 | 21051-1107340-01 А=150 | 2108-1107340 А=165 | 2108-1107340 А=165 | 2108-1107340 А=165 | 21083-1107340 А=155 | 21051-1107340-40 А=140 |
Главный воздушный жиклёр 2 камеры | 21081-1107340-10 А=155 | 21051-1107340-10 А=135 | 2108-1107340-10 А=125 | 21081-1107340-45 А=145 | 2108-1107340-10 А=125 | 2108-1107340-10 А=125 | 21051-1107340-65 А=165 |
Топливный жиклёр х/хода 1 камеры | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-39 А=39+/-3 | 2108-1107442-42 А=42+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 |
Топливный жиклёр ускорительного насоса | 21073-1107370 А=40/40 | 21051-1107370-10 А=45 | 2108-1107370 А=35/40 | 2108-1107370 А=35/40 | 2108-1107370 А=35/40 | 2108-1107370 А=35/40 | 21053-1107370 А=45/40 |
Топливный жиклёр экономайзера мощн. режимов | 2108-1107475-60 А=60 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475-35 А=35 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475 А=40 |
Номер кулачка воздушной заслонки | 12 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | |
Номер кулачка ускорительного насоса | 4 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 |
Приоткрытие дросселя при запуске, мм | 1.6 | 1.1 | 0,8 | 1.0 | 1.1 | 1.0 | 1.0 |
Приоткрытие воздушной заслонки пуск.устройст., мм | 2,7+/-0,1 | 3.0+/-0.2 | 3.0+/-0.2 | 2,7+/-0,2 | 2,5 низ | 2,3 низ | 3.5+/-0.2 |
Диаметр разбалансировочного отв.поплав. камеры | 6,0/6,0 | 6,0/6,0 | 4,0/4,0 | 4,0/4,0 | 4,0/4,0 | 4.0/4.0 | 6,0/6.0 |
Уровень топлива в полав.камере. мм | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1,0 | 22,5+/-1.0 | 22.5+/-1.0 |
Модель карбюратора | 2108 | 21081 | 21083 | 21073 | 21051 | 21083-31 | 21083-35 | 21412 | 21083-62 | |
Диаметр диффузора, мм | 21/23 | 21/23 | 21/23 | 24/24 | 23/23 | 21/23 | 23/23 | 23/23 | 21/23 | |
главный топливный жиклер (ГТЖ) | 97,5/97,5 | 95/97,5 | 95/97,5 | 107,5/117,5 | 105/110 | 95/100 | 95/100 | 95/95 | 80/100 | |
Главный воздушный жиклёр (ГВЖ) | 165/125 | 165/135 | 155/125 | 150/135 | 155/135 | 155/125 | 150/125 | 160/100 | 165/125 | |
Зазор дроссельной заслонки при запуске на холодную | 0,85 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,6 | 1,1 | |
Зазор воздушной заслонки при запуске на холодную | 3,0 | 2,7 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,5-5,5 | 2,2 | 2,5-5,5 | |
Кулачек ускорительного насоса | 7 | 4 | 7 | 4 | 4 | 7 | 7 | 4 | 7 | |
Распылитель ускорительного насоса (слоник) | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 45-? | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 35-40 | |
Желательный объём двигателя | 1,1 | 1,3 | 1,5 | 1,7-и более | 1,1-1,3 | 1,5 | 1,5 | 1,5-1,8 | 1,5 |
Поменять устаревшие: прокладки, иглу, диафрагму и жиклёры не составит особого труда. Достаточно собирать разобранный узел в обратном порядке и устанавливать новые элементы взамен старых.
Стоит учесть, что для Солекса 21083, существуют свои типы жиклёров. Хотя некоторые из них можно заменить аналогичными распылителями от других карбюраторов ДААЗ и Озон.
В первую очередь устанавливаются жиклёры. Для их затяжки не следует применять излишнее усилие. Затем следует установить воздушные жиклёры и сетчатый фильтр. Установка прокладок осуществляется без герметика, так как новые элементы прекрасно обжимаются и выполняют свои рабочие функции.
Важная информация! Если использовать герметик, то его частицы могут попасть в каналы карбюратора и создать неустранимый засор.
↑После того, как узел питания был подвержен: демонтажу, разборке, чистке, замене ремонтного комплекта и сборке — его необходимо настроить. Регулировка карбюраторов на ВАЗ 21083 с маркировкой Солекс не является сложной работой, но потребует максимальной внимательности. Изначально, пока снята верхняя крышка карба, следует отрегулировать правильное положение поплавка. Для этого, необходимо перевернуть крышку карба и установить горизонтальный уровень. Допустимое отклонение от горизонта 1 -1.5 мм. Можно использовать щуп. Затем установить верхнюю часть карба на место, подсоединить тросики и разъём электромагнитного клапана.
На карбюраторах Солекс, регулировка холостого хода может стать самой времязатратной процедурой.
Правильная настройка карбюратора Солекс 21083, ДААЗ и Озон, порадует автовладельца динамичными характеристиками автомобиля и экономичным расходом топлива.
Вот к слову сказать замечательная серия видео канала Теория ДВС, рекомендую посмотреть всем:
↑Резюмируя материал статьи, можно сделать заключение – ремонт и регулировка карбюратора Солекс не является сложной работой и её можно выполнить своими руками. Достаточно иметь небольшой набор необходимых инструментов. Однако, если есть сомнения и недостаточно опыта в слесарной деятельности, то лучше обратиться к знающему человеку.
Автор статьи: Юрий Веселов
Дата публикации: 10.09.2018Карбюраторы «Солекс» семейства 2108 выпускаются на Димитровградском автоагрегатном заводе с середины 1980 годов. Их разработка и производство были налажены специально под первую серию переднеприводных «восьмёрок». Благодаря уникальной конструкции, надёжности и ремонтопригодности, эти устройства и сегодня позволяют стареньким автомобилям чувствовать себя достаточно бодро, а их владельцам с лёгкостью и непринуждённостью осуществить сборку или прочистку карбюратора, уменьшить расход топлива, отрегулировать систему и многое другое.
Основное отличие карбюраторов «Солекс» от устройств предыдущих семейств заключается в возможности его установки на поперечно расположенные силовые агрегаты поплавковой камерой вперёд. Такой вариант монтажа позволил исключить переобеднение топливной смеси при вхождении автомобиля в поворот, подъёме, а также при резком ускорении.
Кроме этого, «Солекс» имеет абсолютно другую конструкцию поплавковой камеры. У него она двухсекционная, что позволяет использовать устройство как на переднеприводных автомобилях, так на машинах классической компоновки.
Карбюраторы «Солекс» отличаются надежностью и ремонтопригодностью
С завода карбюраторы «Солекс» устанавливались не только на ВАЗы. Другие автопроизводители также активно использовали их для своих машин.
Если сравнивать две основные модификации карбюраторов «Солекс» (21081 и 21083), применяющихся на переднеприводных «Спутниках» и «Самарах», то визуально никаких отличий между ними вы не обнаружите. Разница существует только в рабочих параметрах их некоторых элементов.
Карбюратор «Солекс» служит для точной дозировки топлива при образовании топливно-воздушной смеси, а также своевременной подачи этой смеси в камеры сгорания двигателя. Его конструкция предусматривает два канала для прохождения воздуха. В нижней части этих каналов установлены дроссельные заслонки. Их привод устроен так, что при нажатии на педаль акселератора заслонки открываются поочерёдно: сначала первая, а за ней вторая.
Каждая из камер внизу имеет сужение на конус — диффузор, в котором во время работы двигателя создаётся разрежение. Под его воздействием топливо из поплавковой камеры всасывается в камеру. Нужный уровень бензина в поплавковой камере поддерживается благодаря специальному механизму, состоящему из двух поплавков и запорной иглы.
Карбюратор «Солекс» состоит из двух основных частей: крышки и корпуса. В крышке установлены штуцеры для топливных шлангов, фланец и шпильки для крепления воздушного фильтра. Конструкция корпуса включает:
Части соединены между собой пятью винтами.
Карбюратор «Солекс» состоит из двух частей: крышки и корпуса
В карбюраторе «Солекс» предусмотрены следующие системы, механизмы и устройства:
Карбюратор «Солекс» не является исключительно механическим устройством. Одна из его деталей имеет электромеханическую конструкцию. Это электромагнитный клапан. Он служит для остановки подачи топлива к карбюратору при торможении двигателем, а также выключении зажигания. Такое решение позволяет сэкономить от 300 мл до 1л топлива на 100 км.
Клапан соединен проводом с блоком управления ЭПХХ
Электромагнитный клапан приводится в действие блоком ЭПХХ. Он подключён к выводу «К» катушки зажигания, а также к специальному контакту винта количества, замыкающегося на «массу» при отпущенной педали газа. Это позволяет ему считывать частоту вращения коленвала и отправлять соответствующий сигнал на клапан.
Блок ЭПХХ расположен в моторном отсеке
И клапан, и контакт винта количества подключены к блоку ЭПХХ при помощи проводов. Никаких других электрических устройств в карбюраторе нет.
Контакт винта количества соединен с блоком управления ЭПХХ
Признаками неправильной работы карбюратора «Солекс» являются:
Рассмотрим более детально каждый из симптомов в разрезе возможных неисправностей.
Если двигатель автомобиля не запускается (при заведомо исправной системе зажигания), возможно, что топливо не попадает в его цилиндры. Чтобы проверить, поступает ли оно во впускной коллектор, необходимо снять корпус воздухофильтра и 2–3 раза повернуть сектор привода дроссельных заслонок, наблюдая за «носиками» распылителя. Топливо из них должно брызгать тонкими, но цельными струйками. Если этого не происходит, стоит проверить работу бензонасоса, а также состояние сетчатого фильтра карбюратора.
Также возможно заклинивание иглы топливного клапана в закрытом положении, перекрыв поступление бензина в поплавковую камеру. Для того, чтобы вернуть игле её нормальное положение, достаточно аккуратно ударить чем-нибудь (например, ключом) по корпусу карбюратора. В дальнейшем игольчатый клапан нужно будет обязательно заменить.
Если двигатель запускается и сразу глохнет, это может быть результатом обеднения топливной смеси или неисправностью электромагнитного клапана. В первом случае необходимо проверить впускной трубопровод на подсос постороннего воздуха, а также отрегулировать качество смеси.
Для проверки электромагнитного клапана в данной ситуации следует отсоединить от него провод питания, включить зажигание и наконечником провода коснуться несколько раз его контакта. При касании должен раздаваться характерный щелчок, свидетельствующий о том, что электромагнит срабатывает. Не будет лишним выкрутить клапан, осмотреть и прочистить струёй воздуха его жиклёр, а также проверить состояние резиновой прокладки.
Обычно проблемы с запуском холодного силового агрегата возникают вследствие неправильной регулировки или неисправности устройства запуска. Если во время пуска воздушная заслонка перекрывает канал не полностью, это приводит к чрезмерному обеднению топливной смеси. Двигатель при этом «схватывает» местами, но все равно глохнет. Неполное открытие заслонки, наоборот, ведёт к переобогащаению горючей смеси, из-за чего увеличивается расход бензина, а также возможно возникновение детонации.
Устраняется подобная проблема путём регулировки пускового устройства.
Основной причиной затруднённого запуска мотора «на горячую» также является переобогащение смеси. Оно может быть вызвано неправильной регулировкой пускового устройства, а также чрезмерно высоким уровнем бензина в поплавковой камере. В последнем случае, горючее переливает, что, опять же, ведёт к увеличению его расхода.
«Перелив» — достаточно распространённое явление для «Солекса». Если, взглянув на прокладку между карбюратором и крышкой, вы обнаружите, что она мокрая, а в моторном отсеке присутствует устойчивый запах бензина – «перелив» налицо. Он может возникать из-за:
Для устранения этой проблемы необходимо разобрать карбюратор, проверить клапан и произвести регулировку поплавкового механизма.
Нормальный холостой ход силового агрегата — один из основных критериев для оценки работы карбюратора. Его нарушение может быть вызвано:
Засорение жиклёров устраняется путём их промывки и продувки. Неисправные клапан, блок ЭПХХ и уплотнитель подлежат замене.
Слишком высокие или слишком низкие обороты двигателя при его работе на холостом ходу могут являться следствием:
Устраняется такая неисправность путём регулировки карбюратора после его прочистки и промывки.
К превышению расхода топлива могут привести следующие неисправности карбюратора:
Проблема повышенного расхода горючего решается путём диагностики и регулировки карбюратора.
Снижение мощностных показателей силового агрегата вызывается обеднением топливной смеси. Машина при этом долго разгоняется, а при резком нажатии на педаль акселератора двигатель «захлёбывается», появляются кратковременные провалы.
Причинами такого явления могут быть:
Возникновение рывков и провалов при нагрузке на двигатель происходит вследствие:
Для того, чтобы восстановить работоспособность карбюратора «Солекс», необходимо:
Необходимые инструменты:
Порядок выполнения:
Для снятия фильтра нужно открутить гайку и отжать защёлки
Для снятия корпуса фильтра нужно отвернуть 4 гайки
Отсоединяем наконечники проводов от клапана и от контакта винта количества
Отсоединяем вакуумный шланг от штуцера
Отсоединяем топливные шланги
Отсоединяем шланг вентиляции картера
Снимаем тягу привода воздушной заслонки
Снимаем пружину
Отсоединяем трос привода дроссельных заслонок
Снимаем карбюратор со шпилек
Под карбюратором должно быть три прокладки: верхняя (самая толстая), средняя (теплоизолирующая) и нижняя (уплотнительная).
Необходимые инструменты:
Порядок выполнения:
Откручиваем 5 винтов
Отсоединяем ось поплавков
Аккуратно снимаем картонную прокладку
Выкручиваем игольчатый клапан
Выкручиваем клапан, снимаем с него жиклер, уплотнитель, чашку
Откручиваем пробку, вынимаем фильтр
Снимаем рычаг
Снимаем и разбираем пусковое устройство
Снимаем воздушную заслонку
Снимаем уплотнитель на трубке топливного канала
Снимаем кронштейн
Выкручиваем воздушные жиклёры
Извлекаем распылитель, поддев его отвёрткой
Выкручиваем топливные жиклёры (при необходимости или, например, с целью уменьшить расход топлива, их можно впоследствие заменить)
Вынимаем диффузоры при помощи пассатижей
Разбираем ускорительный насос
Разбираем экономайзер мощностных режимов
Отсоединяем наконечник провода винта, потом выкручиваем сам винт
Снимаем сектор управления дроссельными заслонками
Снимаем кулачок привода ускорительного насоса
Отсоединяем и снимаем дроссельные заслонки — карбюратор полностью разобран. Сборка осуществляется в обратном порядке
Важно: не отсоединяйте заслонки и не снимайте их оси без необходимости! При неумелом монтаже возможен их перекос, что приведёт к неполному открытию или закрытию!
Необходимые средства:
Перед промывкой карбюратора рекомендуется замочить отсоединённые элементы в специальной жидкости для промывки на 8–10 часов. Это не относится к изделиям из резины и пластика!
Если у вас нет столько времени, обработайте детали с внешней и внутренней стороны жидкостью для промывки карбюраторов и выждите 30 минут.
Жидкость для чистки карбюратора
Наружные загрязнения удобнее всего удалять при помощи зубной щётки. Отложения грязи на внутренней поверхности крышки и корпуса карбюратора удаляются при помощи тонкой деревянной лопатки, обёрнутой чистой тряпкой.
После промывки детали, имеющие внутренние отверстия (жиклёры, диффузоры, трубки, а внутренние каналы крышки и корпуса карбюратора) нужно продуть струёй сжатого воздуха (желательно не менее 6 атмосфер).
При полной разборке карбюратора рекомендуется заменить все его элементы, которые имеют следы повреждения или деформации. Лучшим решением при самостоятельном ремонте устройства будет приобретение ремонтного комплекта, куда входят все детали, которые могут подлежать замене:
Сборка/чистка или иные действия с карбюраторомпроизводятся с помощью ремкомплекта карбюратора «Солекс»
Заменив выбракованные элементы, приступаем к сборке карбюратора. Её производим в порядке, обратном к описанному выше. Крышку карбюратора к корпусу не прикручиваем!
После сборки карбюратора необходимо произвести его регулировку. Необходимо настроить:
Первый этап настойки карбюратора осуществляется на снятом с двигателя устройстве.
Необходимые инструменты:
Порядок выполнения:
Переворачиваем крышку поплавками вверх
Оцениваем положение поплавков относительно стенок поплавковой камеры
Расстояние должно быть 1±0,25 мм
Расстояние должно составлять 34 мм
Полный ход должен составлять 15 мм
Прежде чем приступить к регулировке пускового устройства, не помешает проверить, как работает ускорительный насос. Проверка производится при установленном на двигатель корпусе карбюратора (без крышки).
Порядок проверки:
Струйки топлива из сопел распылителя должны падать на дно впускного колодца, не задевая стенок камер и заслонок
После настройки поплавкового механизма и проверки насоса-ускорителя карбюратор собирается и устанавливается на двигатель без воздушного фильтра. Следующий этап — регулировка пускового устройства. Её цель — выставление пусковых зазоров воздушной и дроссельной заслонок для стабильного и уверенного запуска холодного двигателя.
Необходимые инструменты и средства:
Также желательно присутствие помощника.
Порядок выполнения:
При запуске двигателя воздушная заслонка должна приоткрываться
Тахометр подключаем к выводу «К» катушки и к массе
Полностью закрываем воздушную заслонку
Приоткрываем заслонку на 1/3
Вращаем винт для регулировки количества оборотов
Необходимые инструменты:
Порядок выполнения:
Винтом количества устанавливаем обороты 750–800 об/мин
Винтом качества устанавливаем максимальные обороты
Если вы заметили, что двигатель стал потреблять больше топлива, чем положено, не поленитесь это проверить. Паспортный расход горючего для любого автомобиля можно узнать из руководства по его эксплуатации. Следует учитывать, что на количество потребляемого топлива может влиять множество факторов, начиная от качества самого бензина и заканчивая давлением в шинах, поэтому перед проверкой потрудитесь провести диагностику системы зажигания, а также отрегулировать клапаны.
Необходимые средства:
Порядок проверки:
Уменьшить расход топлива можно путём замены штатных топливных жиклёров устройствами с другими характеристиками. Меняют, обычно топливный жиклёр главной дозирующей системы первичной камеры на аналогичную деталь с меньшим сечением, например, со «107,5» на «105».
После замены жиклёра карбюратор собирается, и производится «контрольный заезд» с измерением расхода. В случае если расход уменьшился, но при разгоне появились «провалы», необходимо заменить жиклёр холостого хода на такой же, но с большим сечением, например, с «40» на «42». После этого производится регулировка холостого хода с последующим определением количества потребляемого топлива.
Как видите, обслуживание, ремонт и настройку карбюратора «Солекс» можно проводить и самостоятельно, имея под рукой минимум инструментов. Все легко снимается, чистится, меняется, регулируется. Но все же если у вас недостаточно опыта в подобных делах — лучше довериться профессионалам.
Популярным карбюратором для отечественных автомобилей является Солекс. Его можно обнаружить под капотом «девяток», «восьмерок», а также у ВАЗ-овской классики. Конструкция этого прибора помогает сократить расход топлива и обеспечить качественное создание топливной смеси.
Однако, для осуществления своих должна проводиться правильная настройка и регулировка карбюратора Солекс. Эту операцию можно выполнить самостоятельно даже в гаражных условиях. Необходимо воспользоваться подручными инструментами, которые найдутся практически у любого автовладельца.
Позаботиться о том, чтобы не происходило переливов топлива во время работы автомобиля, можно с помощью выставления уровня поплавка относительно карбюраторной крышки. Для данной операции используется специальный шаблон. Но не все водители доверяют такому методу. Это связано с различным количеством установленных прокладок, а, значит, установка окажется менее точной.
Многие также не соглашаются и заводским настройкам, ведь устройство карбюратора Солекс будет в машинах одинаковым, а бензонасосы при этом работают по-разному. Обкатка может быть активна или заглушена, а этот параметр влияет на давление запорного клапана. Если его правильно не отрегулировать, то перелив топлива будет неизбежен.
Популярной методикой для регулировки является следующий алгоритм:
Перед тем как отрегулировать карбюратор Солекс, нужно понимать смысл этой операции. Задача данной регулировки сводится к тому, что двигатель должен стабильно работать на холостых оборотах, но при этом потреблять минимальное количество топлива.
В некоторых случаях мотор слабо или практически никак не реагирует на ввинчивание/вывинчивание винта количества. Хотя в результате вкручивания обороты обязаны снижаться, а при выкручивании должен происходить обратный процесс. Подобное поведение является свидетельством того, что через отверстие холостого хода идет значительный поток топлива, а винт не может повлиять на его снижение.
Настройки поплавковой камеры
В такой ситуации причины бывают следующие:
Провести предварительную диагностику, ремонт и настройка карбюратора Солекс получится простыми методами. На работающем моторе можно откинуть контакт от электромагнитного клапана, после этой процедуры правильно настроенный двигатель должен сразу заглохнуть. В противном случае причиной окажется больший, чем нужно жиклер.
Проверка жиклеров
В том случае, если силовая установка продолжает работать, то это является свидетельством поступления бензина, минуя жиклер холостого хода. Для устранения неисправности надо выкрутить заглушку (электромагнитный клапан) и проверить ее и посадочное отверстие на наличие деформаций. При повреждении последнего, вопрос решится только заменой крышки карбюратора. Без явных проблем достаточно смазать уплотнительное кольцо, вернуть жиклер на место и от руки ввинтить по резьбе так, чтобы ее не сорвать.
Правильно работающий двигатель должен без перебоев отзываться на плавное нажатие педали акселератора. Никаких провалов в оборотах не допускается. Если нестабильная работа мотора заметна после подгазовки, то понадобится немного обогатить смесь с помощью винта качества.
Нужно знать, что при завинчивании винта качества снижаются выбросы СО в атмосферу.
Когда при резком нажатии на педаль газа появляются проблемы, то стоит уделить внимание носику ускорительного насоса. Переобогащенная смесь может выявить себя черным дымом из выхлопной трубы во время нажатия на газ и характерным неприятным резким запахом газов. Можно установить носик 40х40 и подобрать для него соответствующий жиклер холостого хода из интервала 38-41.
Точная настройка карбюратора Солекс может получиться не с первого раза. Для установки всех параметров бесперебойной работы на различных оборотах в некоторых случаях уходит пара недель. Водитель должен прислушиваться к своему мотору и в нужное время вносить корректировку в настройки. Правильная работа карбюратора существенно снизит расход бензина и обеспечит долгую бесперебойную эксплуатацию всей топливной системы автомобиля.
Читайте также: Чистка карбюратора своими рукамиДо автомобилей с двигателями, работающими под управлением компьютера, использовались двигатели с карбюратором. Карбюратор — это устройство, которое обеспечивает подачу топливно-воздушной смеси в цилиндры в ДВС.
Содержание статьи:
Карбюратор солекс имеет несколько моделей, а именно, это:
Основной модификацией такой марки карбюраторов является СОЛЕКС 21083. У этой модели самое маленькое сечение диффузора. По строению все модели Солекса одинаковые, есть лишь некоторые отличия (для разных марок и моделей авто своя модификация). Поэтому настройка солекса всех моделей одинакова.
Тип карбюратора Солекс относится к эмульсионному. Он устанавливается только на машины с двигателями с бексонтактным зажиганием.
Слышали об автомобильном устройстве, которое может уменьшать расход топлива, экономитель топлива FuelFree?
Самый лучший карбюратор — это СОЛЕКС. Поэтому многие водители меняют свои штатные карбюраторы на устройства этого типа. Солекс четко работает даже, если был сильный перелив топлива.Как оказалось, у многих возникают трудности по правильной настройке карбюратора СОЛЕКС. Он должен быть настроен так, чтобы расход топлива был минимальным, а мощность максимальной, поэтому надо искать «золотую середину». Поэтому, кто не желает познавать тонкости и нюансы по настройке, отдают эту работу профессионалу.
Для качественного проведения работ по регулировке и настройке карбюратора, следует следить, чтобы на дроссельные заслонки не попали частицы песка и т.д. При попадании твердых частичек в карбюратор, это может привести к дорогостоящему капитальному ремонту ДВС (из-за какой-то мелочи).
После того, как правильно настроили карбюратор, надо проверить ускорительный насос. Когда приоткрывается дроссельная заслонка распылитель должен разбрызгивать бензин. Вот здесь ответ на вопрос: почему автомобиль дергается при движении? Если струя бензина из распылителя появляется с опозданием, то это, как раз, и приводит к торможению когда давишь на газ и дерганию машины.
Для очистки карбюратора, его требуется разобрать. Сначала выкручиваем топливные и воздушные жиклеры, также эмульсионные трубки. Если трудно запомнить, что где находится в устройстве карбюратора, то удобнее всего фотографировать каждый шаг.
Чтобы определить цела ли диафрагма, откручиваем крышку экономайзера мощностных режимов.
ЭКТО или ЕВРО? Топливо какой маркировки лучше заливать? Топливо ЭКТО не рекомендуется использовать для автомобилей с большим пробегом.
После того, как проверили целостность диафрагмы, делаем чистку СОЛЕКС. Для очистки применяем напор воздуха (нужен компрессор или насос). Если грязь твердая и не отлетает струей воздуха, то аккуратно медной проволокой очищаем прилипшую грязь. Использую очистку напором воздуха, не повреждаются поверхности деталей карбюратора. После этого, закрываем крышку и, теперь надо смазать все трущиеся поверхности деталей карбюратора. Следует смазывать после промывки внешней части.
Тюнинг, то есть улучшение, доработку карбюратора осуществляют для повышения мощности двигателя и улучшение динамики движения.
Важно! Для того, чтобы добиться мощности по максимуму, на впуске карбюратора должно быть минимум сопротивления. При высоком сопротивлении, качество смеси не всегда «на высоте» (иногда «бедная», иногда «богатая»).
Если резко открыть дроссельную заслонку при настроенном заводом карбюратора Солекс, скорость воздушного потока уменьшается, в следствие чего, бензина подается в карбюратор меньше. Из-за этого значительно падает мощность на низких оборотах.
В общем, основой тюнинга — это сглаживание, стирание выступов, неровностей. Любая неровность камеры смешивания топлива и воздуха, создает сопротивление.
В этом видео показывается, как нужно чистить Солекс карбюратор
Это видео о тюнинге малого диффузора карбюратора Солекс
Это общее видео по усовершенствованию карбюратора SOLEX.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453