С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Максимальное напряжение при зарядке автомобильного аккумулятора


Каким током и напряжением заряжать автомобильный аккумулятор - инструкция

03.05.2017

Для заряда АКБ, кроме зарядного устройства, необходим так же тестер, измеряющий напряжение.

Ключевые моменты в процессе заряда АКБ:

1. Не превышать напряжение заряда 14,4 Вольта*. 2. Контролировать напряжение заряда тестером**. 3. Если напряжение поднимается 15-16 Вольт и выше, и нет регулировок тока и напряжения в ЗУ, прекратить заряд***.

4. При наличии регулировки тока в ЗУ: выставить ограничение max. тока в начале заряда, а затем в процессе заряда уменьшить его (контролируя напряжение заряда тестером)***.

5. Обычно увеличение силы тока регулировкой в зарядном устройстве поднимает и напряжение заряда****

*Напряжение заряда свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора 14.4 В! Не превышайте это напряжение по двум очень важным причинам:

- при более высоком напряжении аккумулятор начинает кипеть: выделять ГРЕМУЧУЮ СМЕСЬ из водорода и кислорода, которая может взорваться!- при кипении пузырьки газов разрушают намазку на пластинах АКБ - электролит станет мутным, емкость батареи уменьшится и заряд она станет сохранять хуже. Произойдет ускоренное старение АКБ.

** В большинстве недорогих зарядных устройств напряжение заряда не ограничено 14,4 Вольт, а может достигать нежелательных 15-16 Вольт. В этом случае необходимо, контролировать напряжение заряда тестером, а если тестера нет, то выкрутив пробки и наблюдая за тем, чтобы электролит не кипел. Если АКБ начала кипеть при зарядке, а напряжение заряда понизить нельзя (нет регулировки), то лучше всего прекратить такой заряд.

*** Высокое напряжение заряда 15-16 Вольт за считанные часы может испортить Ваш аккумулятор.

**** Ток заряда не должен превышать 1/10 емкости аккумулятора, то есть максимальный ток для батареи 60Ач - 6 Ампер, а для 100Ач - 10 Ампер.

****Если есть регулировка уровня тока заряда в вашем ЗУ - ограничьте максимальный ток заряда. Особенно это важно при начальном этапе заряда сильно разряженных АКБ. На практике чаще всего ток заряда не регулируется, а просто на самом устройстве указан его максимально возможный ток. В этом случае к аккумулятору емкости 60Ач покупается ЗУ с максимальным током заряда не выше 5-6 Ампер. Если в вашем зарядном регулируется сила тока заряда, обратите внимание на напряжение заряда! Во многих зарядках увеличение тока заряда автоматически увеличивает и напряжение заряда!!!

Самое главное требование к процессу заряда АКБ - не превышать напряжение на клеммах выше 14,4-14,6 Вольт.

Правильная зарядка автомобильного аккумулятора — каким током заряжать и какое должно быть напряжение?

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Тема, касающаяся обслуживания и ремонта аккумуляторной батареи интересует водителя не так часто, как, например, состояние тормозных колодок или работоспособность амортизаторов.

Тем не менее, правильная зарядка автомобильного аккумулятора – дело хоть и редкое, но актуальное. Особенно, если речь идёт о бесперебойной работе АКБ в зимнее время года.

О том, как правильно подобрать аккумулятор и о типах зарядных устройств, для его обслуживания, мы уже говорили в материалах сайта. И, самое время совместными усилиями понять, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля: каким током, какое должно быть напряжение и время зарядки автомобильного аккумулятора.

Типовые правила зарядки автомобильного аккумулятора

Видео — как правильно заряжать аккумулятор

Как любой технологический процесс, правильная зарядка автомобильного аккумулятора, зависит от знания вами правил проведения этой самой зарядки. Вроде бы, всё понятно: есть автомобильный аккумулятор, который не держит заряд, есть супер – новое зарядное устройство, подсоединил и пусть себе заряжает до утра. Но, не всё так просто.

Итак, условия, необходимые для правильной зарядки АКБ:

  • помещение должно иметь хорошую вентиляцию, т.к. при зарядке АКБ выделяется смесь кислорода и водорода;
  • именно по этой причине, постарайтесь исключить наличие открытого огня, и желательно курение на время зарядки;
  • перед зарядкой в обязательном порядке проверьте уровень и плотность электролита. Уровень проверяется по отметке на корпусе (при отсутствии уровня, убедитесь, что электролит покрывает пластины на минимум на 10 мм), а плотность ариометром;
  • обязательно очистить поверхность корпуса АКБ от грязи;
  • у обслуживаемой аккумуляторной батареи отверните все заглушки с заливных отверстий;
  • прочистить вентиляционные отверстия в корпусе АКБ.
  • ток заряда нужен постоянный. Зарядное устройство предназначено именно для этой цели – регулировать напряжение или зарядный ток.

Способы зарядки автомобильного аккумулятора:

Существует два способа зарядки автоаккумуляторов: зарядка при постоянном токе и зарядка при постоянном напряжении.

Зарядка АКБ при постоянном токе

Ток зарядки автомобильного аккумулятора при этом способе на протяжении всего времени, не должен превышать более чем 1/10 часть от ёмкости АКБ (это правило для свинцово-сурмяных АКБ).

АКБ, изготовленные по гибридным технологиям и с серебряным и кальциевым легированием, могут на первом этапе зарядке заряжаться на более высоких токах. В этом случае время зарядки автомобильного аккумулятора может увеличиться, а зарядка пройдёт более качественно.

На первом этапе заряда постоянным током, ток равен 0,1 от емкости АКБ при режиме заряда 20 часов. Второй этап: когда в 12 В батарее напряжение достигнет 14,4В, силу зарядного тока нужно уменьшить в два раза до 0,5. При этом в конце происходит «кипение» электролита. Процесс зарядки нужно остановить, когда температура электролита достигнет 550С.

Зарядка АКБ при постоянном напряжении

Как правило, этот способ зарядки применяется для необслуживаемых аккумуляторных батарей. На протяжении всего времени зарядка АКБ напряжение ЗУ должно оставаться постоянным.

Индикатор заряда аккумулятора автомобиля покажет, что зарядный ток в ходе заряда, убывает из-за повышения внутреннего сопротивления АКБ.

Время зарядки аккумулятора этим способом, примерно: для необслуживаемого с использованием ЗУ со стабилизацией по напряжению до 15В – 14-16 часов. Обычный, свинцово – сурьмяной аккумулятор требует до суток для полной зарядки.

При любом из способов зарядки аккумуляторной батареи автомобиля, необходимо строго следовать инструкции к зарядному устройству, а так же зарядка должна проходить под наблюдением.

Удачи вам при проведении зарядки аккумулятора автомобиля.

Зарядка автомобильного аккумулятора - mneprosto

г/см3 плотность электролитаU,Вt,С замерзания электролита% заряда
1,111,6(-5 )0
1,1211,7(-7)5
1,1512(-15)20
ниж. допус. предел 1,1812,15(-20)35
1,2112,35(-32)55
1,2412,55(-45)75
верх. допус. прдел 1,27

 Работающий автомобиль не  дозаряжает АКБ до 100%.

     В процессе работы исправного автомобиля, напряжение в бортовой сети поддерживается 13,9-14,4 В, а для полной зарядки АКБ необходимо 16,3-16,4 В. При этом заряженный на 70-85% аккумулятор вполне справляется со своими основными обязанностями. Однако при этом срок службы аккумулятора  уменьшается, а его резервная ёмкость (показывает, долго ли продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °C. Чем выше результат, тем лучше) неизменно падает.

   Методы зарядки аккумуляторных батарей при постоянном токе и при постоянном напряжении равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. С точки же зрения глубины и полноты заряда первый способ лучше. Но этот способ требует большего времени и постоянного контроля за процессом заряда. Заряд аккумулятора при постоянстве напряжения хотя и не обеспечивает полного заряда батареи, позволяет поддерживать её в рабочем состоянии. Этим способом батарея заряжается и на автомобиле (13,9-14,4В).    Лучше не пожалеть времени и зарядить батарею при постоянстве силы тока.

Зарядка аккумулятора  при постоянном токе

   Зарядное должно выдавать до 17 В (необходимо 16,3-16,4 В). Для кислотных АКБ рекомендуется ток заряда равный 0,1Q (0,1 от номинальной ёмкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи ёмкостью 55 Ач ток заряда должен быть равен 5,5 А. Зарядку начинать при оттаявшей АКБ, т.к. плотность будет завышена из-за замёрзшей воды. 

   Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство (крутилка). 

   Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда зарядное напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (2,75 А для батареи емкостью 55 Ач) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения.    Кроме того, надо периодически измерять плотность и температуру электролита, а также напряжение батареи, чтобы вовремя определить конец заряда. Если в течение 2 часов плотность электролита и ток напряжение батареи остаются постоянными, а при заряде заметно бурное газовыделение - батарея полностью заряжена. Такое состояние наступает при зарядном напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита. Сразу после прекращения зарядки Vакб должно быть 14,7 В.

    Когда аккумулятор заряжается очень быстро, это плохой признак. Если аккумулятор начинает сильно кипеть при 13 – 14 В, а зарядка заканчивается по плотности 1,25 - аккумулятор имеет явно пониженную емкость. Причиной может быть сульфатация пластин. 

Добавлять готовый электролит или кислоту для повышения плотности НЕЛЬЗЯ! Единственным исключением может быть разбрызгивание электролита или его полная замена. Почему нельзя:

В свинцовой кислотной АКБ в электролите четыре химических элемента: свинец, сера, кислород и водород. При кипении электролита из него улетучиваются газы - водород и кислород (в соединении образуют дистилированную воду). Сера и свинец слишком тяжелы, поэтому из АКБ никуда не улетучиваются. Плотность электролита достигается за счёт его насыщения серой. При сниженной плотности электролита серы в нём меньше. Куда она делась? Ведь она не улетучилась. Она осела на свинцовых пластинах и при обычной зарядке не возвращается обратно в электролит. Это и есть сульфатация.

Работать АКБ при этом может еще долго (если не надо заводить машину в сильные морозы). 

    Если температура электролита при заряде поднимется выше + 45 °С, заряд прекратите и дайте электролиту остыть до+30 °С.     Если в конце заряда плотность электролита окажется  больше требуемой,  долить в батарею  дистиллированной воды. 

  Доливка дистиллированной воды шприцем по 3-5 мл. в банку и только на полностью заряженный АКБ с контролем напряжения и плотности!    Затем продолжить заряд в течение 15 мин. и снова проверить плотность электролита. Иногда может потребоваться несколько корректировок, прежде чем плотность электролита станет нормальной.

Зарядка аккумулятора при постоянном напряжении

   Обычные автомобильные автоматические зарядные устройства без каких-либо регулировок. В магазине недорогие и в широком ассортименте.

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. За 24 часа непрерывного заряда: при напряжении 14,4 В батарея зарядится на 75-85 % при напряжении 15 В - на 85-90 %

при напряжении 16 В- на 95-97 %. 

   Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3 -16,4 В. Для удовлетворительного (на 90-95 %) заряда современных не обслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью автоматических зарядных устройств, обычно имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4 ч-14,5 В, потребуется более суток.    

   В первый момент включения, зарядный ток может достигать большой величины, в зависимости от внутреннего сопротивления (ёмкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда.    По мере заряда напряжение на выводах аккумуляторной батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при её заряде, равного 14,4 + 0,1 В.   

Ускоренный или форсированный заряд АКБ.

   Форсированный заряд АБ хотя и допустим, но старайтесь его избегать, потому что его повторение значительно снижает срок службы. 

   Метод аналогичен зарядке при постоянном токе, с той лишь разницей, что сила тока при зарядке превышает 10% от емкости аккумулятора. Берётся по максимальному току, выдаваемому зарядным устройством (редко перевышает 10-15А). Однако не следует превышать ток равный Q (55А). Перед зарядкой следует дать прогреться аккумулятору до комнатной температуры.    

   Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор не снимая его с автомобиля ( не отсоединяя от бортовой сети)? 

   Да . Только при этом следует выполнять несколько рекомендаций: 1) Автомобиль должен находиться в теплом гараже, по возможности сухом.2) Перед началом зарядки следует несколько часов подождать в теплом гараже, чтобы отогреть аккумулятор.

3) В процессе подготовки к зарядке и во время неё, зажигание и все дополнительные электрические приборы, подключенные помимо зажигания, должны быть отключены или переведены в спящий режим.4) Должен быть обеспечен стабильно хороший контакт зарядного устройства с аккумулятором. 5) Следует подключать зарядное устройство к клемам АКБ в отключенном состоянии. Включать при максимально низком токе, после чего постепенно увеличивать силу тока заряда аккумулятора (если позволяет зарядное устройство). Необходимо максимально  снизить скачки напряжения при зарядке аккумулятора на автомобиле. 6) Процесс зарядки аккумулятора на автомобиле аналогичен зарядке снятого.

Эксплуатация автомобильного аккумулятора

Эта статья не имеет прямого отношения к тюнингу ВАЗ, но все же я решил ее разместить на этом ресурсе, думаю, многим этот материал может оказаться полезен. Итак, эта статья посвящается правильной эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей, или сокращенно, АКБ.

Нормальные параметры АКБ:

  • напряжение разомкнутой цепи (НРЦ)  12,6 – 12,9 В
  • плотность электролита 1,28 г/см3 (при +20°С)
  • напряжение на клеммах АКБ при работе двигателя на 1500-2000 об/мин и включенном дальнем свете составляет 13,9 – 14,3 В

 Когда необходимо зарядить АКБ:

  • плотность электролита ниже 1,26 г/см3
  • напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) ниже 12,6 В
  • плотность электролита в разных банках отличается более, чем на 0,02 г/см3

При плотности 1,2 г/см3 температура замерзания электролита около -20°С. Замерзший электролит в аккумуляторе приведет батарею в негодность, замороженный аккумулятор невозможно восстановить, так что не оставляйте сильно разряженную АКБ на морозе, а сразу несите в дом и заряжайте!

Если в одной из банок плотность электролита значительно ниже, чем в остальных, это может служить сигналом о возможном внутреннем замыкании пластин аккумулятора.

Как заряжать:

Перед зарядкой автомобильного аккумулятора необходимо вывернуть все пробки, снять крышки банок.

  • Заряжаем АКБ током, равным по величине 0,05 от ее номинальной ёмкости. Для батареи с номинальной ёмкостью 55 Ач оптимальная величина зарядного тока составляет 2,75 А.
  • Максимальный зарядный ток — 0,1 ёмкости аккумулятора.
  • Максимальное напряжение на выходе зарядного устройства — не выше 14,4 В, лучше, если есть возможность регулировать напряжение заряда.
  • Чем меньше  зарядный ток, тем глубже зарядится батарея.
  • Признаки окончания зарядки: бурное выделение газа и отсутствие на протяжении 1-2 часов изменения плотности электролита.

Если аккумулятор частично (на 25%) разряжен,  ток в начале заряда при включении зарядного устройства может резко подпрыгнуть вверх. Регулируем его до величины не выше 0,1 ёмкости аккумулятора или еще меньше, если  напряжение на выводах батареи близко к 14В. Например, если батарея имеет емкость 55Ач — максимальный ток зарядки 5,5А. Далее в процессе зарядки напряжение будет расти, а ток уменьшаться.

Периодически желательно выравнивать плотность  электролита АКБ небольшим током, например в том случае, если плотность электролита в разных банках аккумулятора отличается на ±0,01 г/см3. Включив зарядное устройство, устанавливаем ток зарядки в районе 2А или ниже. Заряжаем АКБ подобным образом до двух суток. Особенно это необходимо делать после того, как аккумулятор полностью посажен в результате многократных безуспешных попыток завести двигатель. Причём делаем это безотлагательно, пока не началась сульфатация пластин.

Изготовители батарей не предусматривают добавление в электролит каких-либо улучшающих добавок, электролит должен состоять только из дистиллированной воды и серной кислоты, поэтому для доведения уровня электролита до нормы в батарею необходимо доливать исключительно дистиллированную воду. Не используйте воду из под крана. Если электролит часто выкипает, необходимо проверить электрооборудование авто.

Бывает, что, при попытке зарядить батарею, ее владелец видит отсутствие тока на зарядном устройстве. При этом НРЦ батареи не превышает 10 В, и плотность электролита близка к нормальной и примерно одинакова во всех банках. В этом случае имеет место обрыв цепи между соседними банками батареи.

Измерение плотности электролита.

Плотность электролита у полностью заряженной батареи 1,28±0,01 г/см3. Если плотность электролита у вас 1,20±0,01 г/см3, значит батарея разряжена на 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита равна 1,10±0,01 г/см3. При наличии замыкания пластин плотность электролита в дефектной банке будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/см3), чем в остальных.

Для измерения плотности жидкостей применяют прибор под названием ареометр.

При измерении поплавок должен плавать в электролите, не касаясь стенок ареометра. Также замеряем температуру электролита. Результат измерения плотности приводим к +25 градусам Цельсия путем прибавления температурной поправки к показаниям прибора, руководствуясь таблицей:

Заряд батареи в условиях эксплуатации на автомобиле.

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении.  Уровень зарядного напряжения батареи на автомобиле при работающем двигателе 14,1±0,2 В. С понижением температуры эффективность заряда батареи на автомобиле уменьшается (растет внутреннее сопротивление АКБ). Поэтому аккумулятор при его заряде от бортовой сети автомобиля не всегда восстанавливает свою емкость после полного разряда. В зимних условиях  желательно периодически (не реже одного раза в месяц) заряжать аккумулятор от зарядного устройства при положительной температуре.

Оценка разряда, уход за аккумулятором.

Батарея начинает заряжаться только после прогрева электролита до плюсовой температуры (при температуре окружающего воздуха минус 20 градусов Цельсия температура электролита в батарее автомобиля будет примерно такой же).

Коэффициент полезного действия (КПД) процесса зарядки аккумулятора составляет около 50 процентов.

Характеристики генераторов автомобилей ВАЗ:

В соответствии с таблицей, на последних моделях автомобилей ВАЗ устанавливаются более мощные автогенераторы.

Ориентировочное потребление электроэнергии автомобильными потребителями:

Для борьбы с паразитными токами утечки вытирайте корпус батареи насухо от налипшей грязи и пыли. Если нет возможности, то хотя бы делайте чистый круг вокруг плюсовой клеммы, чтобы разорвать пути для токов утечки. Если есть возможность, лучше всего периодически протирать корпус АКБ тканью, смоченной в в водном растворе обыкновенной соды.

Также, для оценки заряженности батареи можно воспользоваться следующей таблицей:

Если запуск двигателя затруднен.

Запуск двигателя надо производить,  кратковременно включая стартер по 3-5 секунд, с паузами между попытками запуска не менее одной минуты. Если после 3-х попыток подряд двигатель так и не завелся, хотя стартер крутит его как обычно, необходимо прекратить попытки запуска и заняться поиском причин невозможности запуска двигателя, иначе батарея разрядится в ноль.

Если же стартер с трудом проворачивает коленчатый вал двигателя, значит батарея в глубоком разряде. В этом случае замеряем плотность электролита в каждой банке аккумулятора, если же батарея необслуживаемая и не имеет пробок — замеряем напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) батареи. Замеры НРЦ  проводим через 15-20 минут после прекращения попыток запуска двигателя. Если измеренное НРЦ ниже 12,5 В, значит батарея разряжена, ставим ее на зарядку. Плотность электролита у разряженной батареи, не имеющей каких либо внутренних повреждений будет примерно одинаковой во всех банках.

Прикуривание от другого автомобиля.

Для этой процедуры вам необходимы хорошие, качественные провода для «прикуривания» и автомобиль с полностью заряженным аккумулятором. Провода должны быть медными и достаточно большого сечения. На концах проводов должны быть  установлены качественные зажимы-крокодилы, обеспечивающие большую площадь контакта и хорошее усилие зажима. Эти провода должны будут без проблем пропускать ток около 200 ампер!

Во избежание повреждения и выхода из строя электронных систем современного автомобиля, эта процедура требует четкого соблюдения определенной последовательности действий, указанных ниже.

1. Соединяем красный кабель с плюсовой клеммой на заряженном аккумуляторе.

2. Цепляем другой конец красного кабеля на плюсовую клемму на посаженного аккумулятора.

3. Соединяем черный кабель с минусовой клеммой на заряженном аккумуляторе.

4. Сажаем другой конец черного кабеля на массу (выбираем точку на двигателе или шасси, главное — подальше от самого аккумулятора и топливопроводов во избежание возгорания от искры). В момент соединения может проскочить небольшая искра.

5. Провода не должны касаться движущихся деталей.

6. Запускаем авто с заряженным АКБ и даем ему поработать около минуты.

7. Пробуем завести автомобиль с разряженным аккумулятором. Если не заводится, ждем несколько минут и повторно пробуем завести двигатель. Если он заведется, оставляем его поработать на холостом ходу некоторое время.

8. Останавливаем двигатель автомобиля с заряженной АКБ.

9. Отсоединяем кабели в обратной последовательности.

На машине, от которой прикуривают надо включить вентилятор печки на полную мощность, независимо от сезона. Дело в том, что индуктивный  характер электрического сопротивления работающего электродвигателя сможет практически полностью погасить бросок напряжения, который на некоторых моделях автомобилей может повредить электронные системы.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости