Известно ли вам, дорогой читатель, что практически все владельцы автомобилей с турбодвигателем допускают ошибки в процессе его эксплуатации? Бензиновый турбированный двигатель — это не шутки, и знать, как им управлять, дело важное. Например, уделить тщательное внимание рекомендуется системе впуска или смазки, так как в ряде случаев именно они и становятся камнем преткновения для нормального функционирования мотора.
Правильно эксплуатировать турбодвигатель означает, что нужно всегда следить за уровнем и качеством заливаемого масла, правильно запускать и останавливать мотор, а также соблюдать другие важные правила.
Бензиновый двигатель с двойным турбонаддувом
Советов о том, как эксплуатировать турбодвигатель, много. Начнём с уровня масла. Его обязательно всегда держать под контролем, так как такому мотору масляное голодание не рекомендуется. Смазка в турбодвигателе имеет большое значение, так как благодаря ей эффективно работают подшипники и другие важные элементы. Не стоит говорить о том, что если уровень масла падает, то подшипники нужного количества масла не получают, а следовательно, быстрее изнашиваются и выходят из строя.
Проверять наличие рекомендуемого уровня смазки турбодвигателя обязательно и при обнаружении дефицита обязательно нужно масло долить. Не помешает и выяснить причину, по которой масло так быстро расходуется. Может быть, вышел из строя масляный насос или другая важная деталь? Поэтому в таком случае нужно быть предельно внимательными и сразу же поломку исправить.
Следующий совет подразумевает не увлекаться педалью газа, когда заводится такой двигатель. Долго держать ногу на педали нельзя, так как турбодвигателю, для того чтобы достичь нормального давления, достаточно нескольких секунд. Если же она будет работать впустую, даже несколько секунд, то может быстро выйти из строя.
Это не относится к тем владельцам автомобилей, у которых установлена штатная система запуска/остановки Start&Stop, зарекомендовавшая себя только с лучшей стороны.
На видео — устройство и неисправности турбины:
Да, это очень важно: если на автомобиль с обычным двигателем масло должно заливаться от производителя, то в нашем случае тем более. Здесь экономить не то что не рекомендуется, а запрещается. Известно, что эксплуатация двигателя с плохим и низким качеством масла равносильно смертельному приговору. Нужно заливать такое масло, которое указывает производитель.
Кроме того, следует помнить, что масла, рекомендованные производителем для турбированных двигателей, отличаются по своим характеристикам от смазки, предназначенной для обычного мотора. Почему? Да потому, что в процессе эксплуатации турбины смазка подвергается куда более сильному воздействию больших температур и нагрузок. В обычном же атмосферном моторе таких сильных нагрузок на масло нет.
Отметим и то, что смешивать различные сорта масла также не рекомендуется. В частности, доливать в двигатель масло одной группы вязкости, когда там было другое, запрещается. Даже марку масла желательно не менять, а всё время использовать одно и то же. Поверьте, так можно значительно увеличить срок службы турбодвигателя. Так что, помните — масло для турбированного двигателя должно быть самым лучшим!
На видео — принцип работы и эксплуатации турбины:
Возможно, что турбодвигатель вашего автомобиля побывал в ремонте. В этом случае обязательно нужно его проверить на состояние масла, которое должно быть к тому же чистым. Затем необходимо проверить коленчатый вал, при заглушённом моторе. Нужно убедиться, что масло циркулирует под давлением по масляной системе. Запустите теперь двигатель и дайте ему поработать на холостом ходе минут пять или десять, чтобы убедиться в его нормальном функционировании.
Если у вашего автомобиля турбированный дизельный двигатель, то следует тщательно проверять его на качество топлива. В случае если будет заливаться топливо низкого качества, есть большая вероятность того, что топливная система быстро засорится, что, в свою очередь, скажется на потере мощности. В этом же случае турбина, дабы восполнить пробел в оборотах, будет работать на пределе и опять же быстро выйдет из строя.
Что же можно посоветовать? Конечно же, заправляться на тех АЗС, которые вызывают больше всего доверия. Если же в качестве топлива вы неуверены, рекомендуется его дополнительно отфильтровать.
На видео — турбина дизельного двигателя:
Вообще, к автомобилю нужно относиться бережно. Опять же автомобиля с турбодвигателем это касается ещё больше. Если вы будете следить за ним, не давать ему плохого масла и топлива, он обязательно вас отблагодарит, значительно повысив мощность работы и длительность эксплуатации.
Нужно знать и как запускать такой двигатель при низких температурах. Прежде чем его запустить, рекомендуется двигатель провернуть несколько раз. А уже только потом его полностью завести и дать поработать на холостом ходе. Это даст возможность маслу начать циркулировать и заполнять систему, дабы предотвратить возникновение перегрузок.
Есть некоторые секреты, касающиеся и остановки турбодвигателя. Прежде чем его заглушить, дайте ему немного остыть. Кстати, это касается и обычных двигателей. Как известно, во время высоких нагрузок двигатель работает на пиковых оборотах и температура внутри бывает очень высокой. В этом случае резкое выключение способно создать температурный перепад, что непременно отрицательно отразится на сроке службы турбинного агрегата. Ресурс длительной работы мотора сводится в таком случае к нулю.
У турбодвигателя за счёт того же ресурса больше лошадиных сил и мощности, но это ведёт и к большим нагрузкам. Отсюда и вытекают все последствия: износ мотора и его составляющих и многое другое. Если с турбированным двигателем всё в порядке, он без проблем «осилит» все 150 тыс. километров.
На видео — как работает турбированный двигатель TSI:
Правильная манера езды также очень важна для турбированного двигателя. Нельзя забывать о том, что турбина — это агрегат, который постоянно работает при высоких нагрузках. Означает же это, что ездить на нём длительное время при низких оборотах двигателя нельзя. Рекомендуется даже давать такому двигателю возможность хоть раз в неделю поработать на полную катушку, то есть на высоких оборотах. Можно таким образом не только активировать процесс очистки системы наддува компрессора, но и значительно продлить срок эксплуатации. Очень важно избегать и длительной езды на высоких оборотах, так как в этом случае турбина может и «перекрутиться».
Средние обороты в процессе езды на турбодвигателе — то, что надо.
Избегать нужно также и длительной работы мотора на холостых оборотах. Почему? А знаете ли вы, что если он будет работать на холостых оборотах более получаса, то может и выйти из строя? А всё дело в том, что при таком режиме работы мотора есть большая вероятность засорения турбины или закоксовки. Маслоотводящая трубка засоряется или возможен подсос масла в цилиндры двигателя, что также приводит к выходу из строя различных элементов цилиндро-поршневой группы.
Как бы мы ни хвалили турбодвигатели, есть у них и недостатки. Минусы турбированных двигателей — это не просто какие-то незначительные ляпы, оставшиеся после их производства, а реальные составляющие. К примеру, один из самых явных минусов — это повышенный расход топлива. Но, хотя недостаток этот и существенный, всё же он имеет и положительные стороны. В частности, чем больше такой двигатель съедает топлива, тем он становится мощнее. Например, турбодвигатель в 1,4 литра выдаёт (вдумайтесь!) на целых 70% больше лошадиных сил, чем тот же атмосферный.
Внешний вид турбины
Особенности турбированного двигателя также вынуждают постоянно следить за качеством масла. Минусом в этом случае является тот факт, что заливать масло надо не только в сам двигатель, а ещё в турбину. И дело здесь даже не в расходе масла, который не столь уж будет велик, так как в турбину заливается всего-то около литра, но вот постоянное слежение за качеством смазки и регулярная замена масла дают о себе знать.
Следующим недостатком является высокая восприимчивость к качеству топлива. И бензин, и дизельное топливо (а оно ещё больше) должны быть высокой очистки. Если случайно залить в стандартный двигатель, к примеру, бензин ниже А-92, то ничего страшного не случится. Да, это не рекомендуется делать часто, но мотор выдержит. А вот с турбированным двигателем не всё так просто. Это приведёт сразу же к проблеме, которая оборачивается дорогостоящим и внушительным ремонтом.
Именно дорогой ремонт является следующим недостатком турбированных двигателей. Как вы думаете, какова цена ремонта сегодня в России? Она колеблется в пределах 60–70 тыс. рублей, а это, согласитесь, немало.
Но при всём этом работа турбированного двигателя на голову выше работы обычного, так как намного эффективнее и мощнее. Обладателям автомобилей с таким мотором можно только позавидовать. Следите за «сердцем» своей машины, и оно обеспечит высокоэффективный режим работы всегда и на любой дороге.
Турбонаддув может входить в конструкцию как бензиновых атмосферных, так и дизельных моторов. Большинство автопроизводителей оснащают свой модельный ряд транспортных средств турбинами с низкой величиной наддува, предназначение которых заключается в создании турбулентных воздушных потоков для лучшего образования топливной смеси.
Значительно мощнее и эффективнее турбины высокого наддува. У двигателей оснащенных ими, рабочие характеристики и объем в полтора-два раза превышают аналогичные показатели на атмосферных силовых агрегатах. Конструкция такой установки значительно сложнее. Дополнительно в нее включен специальный клапан, назначение которого заключается в устранении давления, как только его величина достигает критической отметки. Такая мера необходима для сохранения целостности силового агрегата, поскольку высокое давление и большие обороты крыльчатки турбины могут повредить его детали.
В конструкцию большинства турбированных агрегатов обязательно включается интеркулер, назначение которого заключается в охлаждении нагнетаемого турбиной воздуха и обогащении его кислородом.
На современных двигателях имеющих системы впрыска топлива последнего образца, полностью исключена потеря мощности в момент резкого нажатия акселератора (подобное явление носит название «турбояма»). В последнее время автомобильные турбины все больше совершенствуются, что позволяет устанавливать на транспортные средства мощные силовые агрегаты компактных размеров.
Выхлопные газы приводят в действие крыльчатку турбины, постоянно раскручивая ее до высокой скорости (более 100 тыс. об/мин). При этом ось ведущего колеса соединяется с корпусом турбоустановки при помощи подшипников скольжения, смазка которых осуществляется подающимся под давлением моторным маслом.
Стоит заглушить мотор, как уровень масла начнет снижаться, а нагнетающая и ведущая крыльчатки все равно продолжат свое вращение, при этом их подшипники останутся без смазки, а это негативно отражается на работе турбокомпрессора.
Вследствие увеличения зазора, смазывающая жидкость проникает во впускной коллектор, а после чего – в цилиндры мотора, где и сгорает. Это явление сопровождается протяжным звуком, напоминающим вой в области подкапотного пространства. Помимо этого, недостаток смазки губителен как для подшипников турбины, так и для других ее деталей, поскольку масло выполняет еще и функцию охлаждающей жидкости. Например, продолжительная работа силового агрегата сопровождается повышенным теплообразованием, соответственно корпус турбокомпрессора также подвержен нагреву, ввиду того что через него проходят выхлопные газы с высокой температурой, а если прекращается циркуляция масла внутри «улитки», на ее деталях и корпусе скапливается нагар.
Вариантом решения этой проблемы станет использование высококачественной смазывающей жидкости, а также установка специального турбо-таймера. Его назначение заключается в автоматическом выключении силового агрегата не сразу после отключения зажигания для остывания турбины. Большинство таких устройств оборудованы индикаторами, которые отражают температурный режим при работе турбоустановки. Работают как в автономном режиме, так и в совокупности с охранной системой автомобиля. Их минусом является отключение турбокомпрессора в случае достижения им критической величины прогрева.
Попадание внутрь турбины инородных частиц выводят из строя крыльчатку и корпус агрегата, также это сопровождаются разбалансировкой ротора. Эксплуатировать транспортное средство, на котором поврежден турбокомпрессор, категорически запрещено, поскольку «улитка» может полностью разрушиться и вывести силовой агрегат из строя.
Грязная смазывающая жидкость оставляет глубокие царапины на деталях турбокомпрессора. Чтобы избежать этого, необходимо использовать только высококачественное моторное масло и фильтрующие элементы, придерживаться регламентных сроков их замены. Также фильтры и масло желательно менять после проведения ремонта турбины, и обязательно – после ее замены. Грязная смазка вызывает следующие неисправности:
Карбоновый налет также вызывает различные неисправности. Его образование на стенках и деталях агрегатов вызвано повышенной температурой выхлопных газов после выключения двигателя. Чтобы это предотвратить, перед тем как отключить силовой агрегат необходимо остудить подшипники скольжения, переведя двигатель в режим работы на холостых оборотах. Высокая температура с корпуса турбокомпрессора передается находящимся на нем подшипникам скольжения, в результате чего на них скапливаются отложения, вызванные карбонизацией масла. В результате этого повреждается масляные каналы, подшипники и вал турбины.
Мотор с турбонаддувом имеет свои эксплуатационные особенности. Требований к периодичности и проведения техосмотров у таких силовых агрегатов значительно меньше в сравнении с обычными двигателями. Однако для нормальной эксплуатации необходимо специальное высококачественное моторное масло, которое стоит недешево, и имеет меньший рабочий ресурс. Турбина автомобильного двигателя имеет сложную конструкцию, поэтому нарушение правил ее эксплуатации быстро выведет агрегат из строя.
Правильно подобранное моторное масло позволит значительно продлить ресурс двигателя, сократить расходы на его эксплуатацию и несколько сэкономить на топливе. Также не стоит забывать о масляном и воздушном фильтрах, которые необходимо периодически осматривать и менять согласно регламентным срокам.
Итак, чтобы турбированный мотор без проблем отслужил весь положенный ему моторесурс, необходимо придерживаться простых правил:
Поскольку отечественных автомобилистов чаще пугают дизелями, чем рассказывают об особенностях их эксплуатации, попытаемся восполнить этот пробел в знаниях, дать несколько полезных советов именно «дизелистом». Главное — не экспериментируйте с дизелем, неуклонно выполняйте рекомендации его производителя. Если вам они неизвестны, напомним о некоторых правилах, общие как для отечественных, так и для импортных дизелей.
Прежде всего, позаботьтесь о качественном топливе и масло для вашего дизеля. Прогоните прочь мысль о том, что топливо у нас плохое, и ничего с этим не поделаешь. Постарайтесь из того, что предлагают, выбрать лучшее, то есть топливо без воды, механических примесей и с приличными техническими данными. Лучше не сразу заправлять дизтопливо в бак, а набрать его в чистые сухие канистры и дать некоторое время отстояться, чтобы вода и грязь осели на дно. Каждый раз, заливая топливо (через воронку с мелкой сеткой) из канистры в бак автомобиля, оставляйте 1 — 2 литра в канистре, а затем сливайте в стеклянную посуду, чтобы иметь возможность наблюдать за отстоем собранных остатков. Когда на дно посуды выпадет осадок в виде грязи, чистое топливо можно аккуратно слить в другую посуду и потом использовать, а осадок утилизировать, не загрязняя при этом площадку возле гаража, то есть окружающую среду.
Страшный враг дизеля — вода в топливе. Она способна погубить даже самый надежный дизель, «заразив» коррозией его топливную аппаратуру. Поэтому не поленитесь проверить топливо, которое вам налили на АЗС: плесните из канистры в прозрачный стакан и бросьте туда же несколько кристаллов марганцовокислого калия («марганцовки»). Если в топливе есть вода, вокруг кристаллов образуются окрашенные разводы. Зима для дизеля — период особенный. В это время за топливом нужен глаз да глаз. Менее его помутнение означает начало кристаллизации парафинов, что грозит закупоркой топливного фильтра и остановкой двигателя в самый неподходящий момент.
Вернуть таком топливу прозрачность можно исключительно его нагреванием, однако делать это следует очень осторожно, ни в коем случае не применяя открытый огонь или электронагревательные приборы. Когда топливо снова станет прозрачным, неплохо оберечь его от повторного помутнения, добавив в бак или канистру одну из тех жидкостей, которые называются антигель или депрессор. На рынке их множество, нужно только правильно выбрать, не экономя на качестве.
Относительно масел рекомендации просты. Нужно всегда использовать для дизелей только дизельные масла. Имея возможность выбора, например, между маслом SАЕ 15W-40 API СD и маслом SАЕ 10W-30 API СF-4, нужно отдать предпочтение последнему, поскольку оно создаст для двигателя лучшие условия эксплуатации, да и прослужит дольше. Больше узнать об этом можно посетив автобазар Украина. Для турбодизелей нужны масла более высоких категорий, чем для обычных двигателей.
Несколько слов об эксплуатации дизеля. Начинается она, как известно, с пуска двигателя. Обычно на предкамерных дизелях легковых автомобилей устанавливаются свечи накаливания. Повернул ключ в замке — загорелась желтая лампа на панели приборов. Погасла — крути стартером коленвал, топливо впрыскнется в разогретую свечой зону и мгновенно улетучится, облегчив пуск.
Когда свечи выходят из строя, вышеизложенная схема не работает. Проверка свечей — несложная, но достаточно трудоемкая операция, ведь нужно каждую из них отсоединить от общей шины и проверить тестером. Даже летом свечи должны быть исправны, это уменьшит износ двигателя.
Если вам дорог ваш дизель, не запускайте его с буксира или «толкача». Особенно такой запуск опасен для двигателей с ременным приводом газораспределительного механизма: зубчатый ремень может порваться, и тогда поршни достанут до клапанов и погнут их.
Прогревать дизель лучше не на холостых оборотах, а при небольшой нагрузке. Достаточно двигаться на 2-й или 3-й передачи со скоростью 30-40 км / ч, не форсируя обороты.
На трассе не поддавайтесь искушению «погоняться» — дизель не любит высокие обороты, и не нужно требовать от него той прыти, характерной для его бензиновых родственников. Глушить дизельный двигатель без турбонаддува можно сразу после остановки автомобиля. Если же дизель с турбиной, нужно дать ему пару минут поработать без нагрузки, чтобы остыли подшипники турбины и на них не отложились лаковые пленки от масла. Опять же: чем лучше масло, тем меньше вероятность лакообразования, тем дольше прослужит турбина.
Утверждают, что дизель выбрасывает в атмосферу вредные вещества, количество которых трудно сократить с установленными нормами. Поэтому, мол, за рубежом, его облагают налогами, размер которых выше, чем для бензиновых двигателей. Это применимо к дизелям прежних поколений, но уже сегодня автомобили оснащаются экологически чистыми дизелями, успешно конкурирующими с бензиновыми двигателями. Впрочем, это уже другая история …
Дизель Ист (No Ratings Yet) Загрузка...
Владельцы автомобилей двигатели, которых оснащены турбиной, должны знать и соблюдать определенные правила их эксплуатации.
Так больше внимания владелец турбированного двигателя должен уделят системам впуска и смазки, которые в первую очередь влияют на его работоспособность. Для избежание возможных отказов в работе двигателя масло, а также воздушный и масляный фильтра должны отвечать всем требованиям разработчиков и находится в надлежащем состоянии.
При этом большое значение имеет запуск и остановка турбированного двигателя, влияющие на срок его эксплуатации.
Запуск турбодвигателя
Турбина двигателя при своей работе разгоняется до достаточно высоких оборотов и в этом случае обязательным условием является стабильная подача смазки к ее вращающимся частям. Поэтому при запуске двигателя в течение первых двух — трех минут не стоит увлекаться педалью газа. Если же начать «газовать» на непрогретом двигателе то ротор турбины может «заголодать» по смазке, чего будет достаточно для выхода турбины из строя или же, как минимум многократно сократится ее ресурс.
Запуск при отрицательных температурах
После запуска турбодвигателя в морозы необходимо дать время на прогрев масла, чтобы его вязкость приобрела нормальные свойства. Если дать нагрузку на непрогретом двигателе, то в узлах подшипников турбины из-за несоответствия вязкости масла, может возникнуть так называемая кавитация (от лат. cavita — пустота), что просто губительна для подшипников.
Остановка двигателя с турбиной
Остановка турбированного двигателя , особенно после продолжительной поездки, также имеет свои особенности и прежде чем заглушить мотор, нужно дать ему остыть. Это связано с тем, что во время работы на высоких нагрузках мотор работает при высоких оборотах и предельном температурном режиме. При этом очень сильно разогревается корпус турбины раскаленными выхлопными газами, охлаждаемый потоком моторного масла. Если же сразу после остановки заглушить двигатель, то прекратится подача масла и резкий перепад температур может вызвать внутреннее напряжение в элементах турбины. Это скажется на сокращении ее эксплуатации и повышает риск ее преждевременного выхода из строя. Помимо этого резкая остановка двигателя вызывает коксование масла, во вращающихся частях турбины образуя слой нагара.
Турбо – таймер
Для того, чтобы продлить жизнь турбированного двигателя существует устройство турбо – таймер, в задачу которого входит задержать остановку двигателя после отключения зажигания. Эта пауза дает возможность охладиться деталям турбо наддува на холостых оборотах.
Упомянутый выше воздушный фильтр напрямую влияет на охлаждение турбины, поэтому необходимо следить за его состоянием и вовремя производить замену, не реже чем
через 10 тыс. км. Если авто эксплуатируется в тяжелых запыленных условиях , то замена выполняется чаще. Турбокомпрессору будет глобально не хватать воздуха и он попросту разорвет фильтр и начнет захватывать весь скопившийся на фильтре мусор (листья, пыль, насекомые и пр). Компрессор может захватить и любые другие предметы , вплоть до гаек, что приведет к ускоренному износу поршневой или может вызвать «срезание» лопастей компрессора и мгновенному отказу турбины. На двигателях спортивных авто фильтра по этой причине «окутаны» металлической сеткой с плотными ячейками.
Длительная работа мотора на холостом ходу
По возможности избегать работы мотора на холостом ходу более 10-15 минут. В данной ситуации давление масла в турбине гораздо выше чем давление подаваемого воздуха, что способствует протеканию масла через соединения, это будет заметно по характерному синему цвету выхлопа. Масло будет оседать на элементах турбины в виде нагара, что по мере пробега скажется на ее ресурсе.
Эксплуатация мотора после ремонта турбокомперессора
Отремонтированный или новый турбокомпрессор перед его установкой должен быть обязательно смазан. Для этого нужно принудительно залить 20 мл моторного масла через отверстие маслоподачи для смазки подшипников и только потом подключить трубопровод подачи масла к турбине. Затем на незаведенном двигателе провернуть коленвал, для заполнения подшипников ротора. После проведения этих предварительных операций можно заводить двигатель.
* После ремонта турбины она должна пройти обкатку на скорости не более 90 км/час в течение 1000 км пробега.
* Всегда использовать только масло, предписанное для турбированых моторов
* Замена масла и масляного фильтра для бензиновых двигателей не более 10 тыс. км и 7,5 тыс. км для дизелей
* При проведении ТО должна выполняться проверка состояния клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR), а также очистка системы вентиляции картера
Выполнение этих несложных требований способно многократно продлить ресурс вашего турбированного двигателя.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453