Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) – это устройство, которое обеспечивает передачу крутящего момента от трансмиссии к ведущим полуосям транспортного средства. Укомплектовывается он попарно, на одну из осей автомобиля. Что такое ШРУС наружный и как он устроен – узнаете в сегодняшней статье.
Наружный ШРУС (ВАЗ 2115 в том числе) является составляющей частью независимой подвески. Те колеса, которые не осуществляют передачу крутящего момента, т.е. не являются ведущими, не укомплектовываются данными шарнирами. Одной из главных особенностей данного механизма является его свойство обеспечения угла наклона до 70 градусов, что дает возможность его применения в конструкции ведущей оси.
Как правило, большая часть современных автомобилей укомплектовывается шарнирами на передней оси, так как их ходовая система является в основном переднеприводной. На полноприводных машинах ШРУС наружный укомплектовывается на обе оси, поскольку все 4 колеса обеспечивают привод и движение автомобиля. Соответственно, на заднеприводных данное устройство размещается на заднем мосту. Однако в двух последних случаях ШРУС может размещаться только при условии, что в автомобиле применена независимая подвеска и что данное колесо имеет несинхронизированную возможность передвижения в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Когда угол сочленения небольшой, с передачей усилий от трансмиссии легко справляется карданный шарнир неравных скоростей. Когда данное значение угла возрастает, вал начинает неравномерно вращаться, что усложняет работу передачи крутящего момента. Вследствие этого автомобиль теряет мощность и становится менее динамичным. Чтобы такого не происходило, на машину и устанавливается ШРУС (наружный и внутренний).
Чаще всего в КПП переднеприводных автомобилей применяются два типа ШРУСов – наружные и внутренние. Это делается для того, чтобы обеспечить большую свободу передвижения вала. И если их принцип работы и назначение – передача усилий с трансмиссии на ведущие колеса - неизменны, то в конструкции можно отметить два основных отличия.
ШРУС наружный, впрочем, как и внутренний, является самой «живучей» деталью из всех, которые есть в подвеске. За счет своей простой, и в то же время надежной, конструкции их срок эксплуатации может достигать 100, 150, а в некоторых случаях даже 200 тысяч километров пробега. Однако при этом не стоит забывать, что «живучесть» данного механизма напрямую зависит от состояния и своевременной замены пыльников.
Стоимость данного устройства на российском рынке составляет в среднем от 500 до 2-3 тысяч рублей. Цена может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от того, на каком автомобиле тот или иной ШРУС применяется.
Наверняка каждый автовладелец удивлялся, когда в первый раз слышал заумные и порой магические названия запчастей и агрегатов своего железного друга. И сегодняшняя речь вовсе не пойдет о ГБЦ (головке блока цилиндров). Сегодня мы посвятим внимание такому механизму, как ШРУС.
Это вовсе не магическое название, а просто аббревиатура. Сокращенно ШРУС - шарнир равных угловых скоростей. Задача данного механизма заключается в передаче вращательного движения одной полуоси к другой в случае, когда обе находятся под определенным углом относительно друг друга. Величина данного угла всегда переменная.
На первый взгляд автолюбителям, особенно новичкам, кажется, что ШРУС – это сложнейшая многофункциональная деталь, устройство которой знают лишь опытные конструкторы. На самом же деле ШРУС (ВАЗ 2110 это или «Рено Логан» - неважно) весьма примитивен по своей конструкции, за счет чего он имеет большой срок эксплуатации.
ШРУС – это деталь, состоящая всего лишь из 4-х узлов:
Благодаря своей простой конструкции он может прослужить дольше любого другого механизма подвески. Наверное, именно поэтому ШРУСу не придают такого особого значения, как пыльникам, амортизаторам и фильтрам.
Все эти четыре элемента позволяют осуществлять механизму передачу вращательного движения, причем очень ровно. Что примечательно, карданное соединение полуосей, которое по сути выполняет аналогичную функцию, не владеет такой же способностью, как ШРУС. Это уникальная деталь, которой почему-то никто не придает особого значения. В отличие от него, карданное соединение не может так равномерно передавать вращательное движение. Если первая полуось работает ровно, то вторая передает движение прерывисто.
Как работает данный механизм?
Принцип действия ШРУСа можно разделить на 4 этапа:
Исходя из этого, мы видим, что ШРУС на самом деле не такой уж и сложный по конструкции и принципу работы.
Замена ШРУС ВАЗ – основные признаки
Ввиду того, что данная деталь является весьма надежным элементом ходовой части, первые 60 тысяч километров за его состояние можно вовсе не беспокоиться. Однако, если не вовремя производить замену пыльников ШРУСа, данная проблема может затронуть вас намного раньше. Основными признаками поломки данной детали является характерный стук, а чаще - хруст детали во время поворота ведущих колес.
Расшифровывается аббревиатура ШРУС как – шарнир равных угловых скоростей. Устройство это осуществляет передачу крутящего момента от коробки передач прямо к ведущим колесам. По своей функции схож с полуосью, но отличается от нее конструктивно, благодаря чему может двигаться, обеспечивая поворот колес вплоть до угла в 70°. В просторечье известен как «граната» из-за своей формы.
Для начала следует заметить, что ШРУСы подразделяются на внутренний и внешний. Первый сочленен с коробкой передач, а второй – с колесом. Конструкция у них может быть как одинаковой, так и разной (по крайней мере, если говорить о легковых автомобилях).
К настоящему моменту ШРУСы бывают 4-ех разновидностей:
1) Кулачковые и кулачково-дисковые, которое нашли применение в грузовиках и автобусах большого и особо большого класса;
2) Трипоидные, которые часто ставятся в качестве внутреннего ШРУСа;
3) Спаренные карданные – применяются в конструкции колесных тракторов и некоторой строительной техники;
4) Шариковые, наиболее распространенные. Используются в качестве и внешнего, и внутреннего ШРУСа.
Поскольку ШРУС шарикового типа наиболее распространен, его конструкцию мы и рассмотрим в подробностях. Основных деталей у него 4 штуки. Это:
1) Корпус в виде чаши сферической формы. В ней установлен ведомый вал;
2) Нижняя часть в форме кулачка, опять же сферического, где находится ведущий вал;
3) Сепаратор – широкое кольцо с прорезанными в нем «окнами». В нем располагаются шарики;
4) 6 металлических шариков, упомянутых выше.
Разумеется, все эти детали работают не на сухую, а в смазке, закладываемой в ШРУС на заводе-изготовителе.
Ниже представлено видео, где показано, как работает ШРУС в динамике. Остановимся подробнее на том, как элементы конструкции взаимодействуют друг с другом:
1) В корпусе и на нижней части сделаны специальные канавки. Их 6 штук, как и шариков.
2) Сепаратор держит шарики, чтобы они находились на своем месте между корпусом и нижней частью. При этом шарики могут двигаться по канавкам.
3) Крутящий момент передается на ведущий вал с закрепленным на нем корпусом, потом на шарики и далее – на нижнюю часть и ведомый вал.
4) В процессе изменения угла положения колес (при повороте) шарики просто смещаются вверх/вниз по канавке. Крутящий момент передается на ведущие колеса без изменений.
Обычно, ШРУС легко способен прослужить100 000 км. пробега при условии регулярного ТО автомобиля и езды по асфальту, на бездорожье ресурс снижается. Однако в некоторых случаях эта деталь может быстро износится или даже мгновенно выйти из строя.
Во-первых, ШРУС сломается, если порван его пыльник. Пыльник – это резиновый чехол гофрированной формы, предохраняющий внутренние элементы конструкции от пыли и грязи. Если он порван, абразивные частицы проникают туда и быстро разрушают канавки, после чего шарики клинят и навечно застывают в одном положении. Так что если пыльник порвался, меняйте весь ШРУС без раздумий.
Во-вторых, ШРУС может буквально вырвать в результате очень сильной нагрузки на подвеску (сильный удар колеса о бордюр, проезд по глубокой яме на большой скорости и пр.). На сегодня все, до новых встреч на страницах нашего сайта!
Владельцы переднеприводных авто, когда начинают изучать устройство машины, порой сталкиваются с названиями деталей, о существовании которых они раньше даже не догадывались. Одна из них – это ШРУС, являющийся на самом деле аббревиатурой от более развернутого понятия – шарнир равных угловых скоростей.
Основная функция данного устройства — передача вращательного движения от одной полуоси к другой, если эти полуоси располагаются друг к другу под углом, и величина этого угла постоянно изменяется.
На первый взгляд, возможно, кажется, что устройство «гранаты» (а именно так называют внешний ШРУС в народе) довольно-таки сложное, особенно много вопросов данное устройство вызывает у тех, кто впервые сталкивается со ШРУСом наружным. Однако на самом деле, ШРУС по своей конструкции — устройство простое, и это одно из составляющих его большого запаса ресурсов для функционирования.
В условиях правильной эксплуатации, а также при хорошем уходе, шарнир прослужит гораздо дольше, чем любой иной узел автомобиля. А для того, чтобы понять принцип работы данного устройства, следует разобраться, из чего же оно состоит.
А – контрольный размер
Итак, шарнир равных угловых скоростей состоит всего из четырех деталей:
Данное устройство позволяет шарниру равных угловых скоростей очень ровно осуществлять передачу вращательного движения, в то время как кардонное соединение полуосей, которое выполняет такую же функцию, такой способностью не наделено.
Изучая данную деталь, а также принцип ее работы, необходимо для наглядности рассмотреть шарнир «вживую» или же хотя бы на фотоизображениях. Тогда процесс работы ШРУСа можно описать следующими самыми главными тезисами:
Кстати, чтобы автомобиль двигался успешно, то есть чтобы функционировал весь привод, одного шарнира на каждое колесо вовсе недостаточно — нужна их пара. Шарнир, передающий вращение от силовой передачи к валу, называется внутренним ШРУСом, он обладает немного большим габаритами, чем наружный, который вращает ступицу колеса. Так что не удивляйтесь различию в их размерах, когда решите приобрести данную деталь в автомагазине. Также советую прочитать статью о замене ШРУСа.
Видео
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453