С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Синхронизатор шестерни и муфты


Синхронизатор ВАЗ, ремонт синхронизатора. Как отремонтировать синхронизатор ВАЗ. Ремонт синхронизатора ВАЗ.

Синхронизатор КПП является механизмом, выравнивающим частоту вращения шестерен и валов для переключения передачи. С помощью синхронизатора при смене передачи уменьшается шум и механический износ элементов, что увеличивает срок эксплуатации КПП. Об этом далее в статье. 

Синхронизатор КПП 2110, устройство

Синхронизаторы монтируют в легковые автомобили на все КПП. Они работают по конкретному принципу — выравнивание скорости с помощью силы трения. Когда различие между частотой вращения шестерен и вала большое, сила трения должна достигать немного большего уровня для синхронизации их действий. Данное явление наблюдается при включении самых высоких передач.

Основной элемент синхронизатора — ступица, где предусмотрены внутренние и внешние шлицы. Внутренние шлицы применяются для сцепления с вторичным валом и, при этом, существует вероятность осевого перемещения вала в различные стороны. Нижние шлицы, таким образом, сцепляются с муфтой включения, обеспечивающей жесткое сцепление шестерен и вала КПП. Снаружи муфта включения соединена с вилкой для ПП.

Помимо этого, в синхронизатор КП входит блокирующее кольцо, которое необходимо для обеспечения хорошей синхронизации и для того, чтобы при выравнивании скоростей не замыкало муфту. Внутри на кольце есть коническая поверхность, которая предназначена для обмена действиями с фрикционным конусом шестерен. А для создания условий блокировки муфты включения, установлены шлицы с внешней стороны данного стопорного кольца.

Принцип работы синхронизатора

Все действия синхронизатора КПП происходят за доли секунды. Когда рычаг КПП расположен в нейтральном положении, шестерни и муфты, не передают поток мощности и свободно вращаются. При желании увеличить скорость посредством переключения КПП, рычаг располагает муфту к направлению шестерни. При этом в системе происходит следующее.

При включении необходимой передачи на муфте сдвигаются сухари (небольшие затворы), действующие на блокировочное кольцо, которое сталкивается с конусом шестерни. Это активирует силу трения, которая поворачивает кольцо, пока оно не застопорится, после чего происходит синхронизация скорости шестерни и вала. В результате этого, двигатель настраивается на другие обороты, а водитель может увеличивать скорость без особых усилий.

Синхронизатор КПП, возможные неполадки

  1. Если вы слышите непонятной природы шум или хруст, вполне возможно, что деформировалось блокировочное кольцо либо износилась коническая поверхность.
  2. При затруднительном переключении передач — износ самого синхронизатора.
  3. Если передачи выключаются самопроизвольно, неисправна муфта выключения или износилась шестерня.

Инструменты помощники, расходные материалы и приспособления

  1. Маркер или мел.
  2. Керосин.
  3. Моторное масло.
  4. Литол.
  5. Отвертка с достаточно прочной рукояткой и плоским лезвием.
  6. Пассатижи.

Синхронизатор КПП, как его снять с вторичного вала, пошаговая инструкция

Перед разборкой следует предварительно снять со вторичного вала синхронизатор. В самом начале очень важно отметить с помощью мела или маркера местоположение муфты касательно ступицы. Далее аккуратно снимаем со ступицы муфту. Снимать необходимо предельно осторожно, чтобы сухари с шариками не разлетелись в стороны под влиянием пружин. Все извлеченные элементы следует тщательно промыть в керосине и разложить на чистой, не замусоренной поверхности.

Синхронизатор КПП, на что обращать внимание при осмотре

Необходимо провести скрупулезный и внимательный осмотр всех элементов — ступицы, шлицев, муфты (обратите внимание на торцы ее зубьев) на наличие забоев и сколов.

Помимо этого, не менее внимательно осмотрите все пружины, сухари и шарики — у них должно быть идеальное физическое состояние, они не должны иметь на своей поверхности грубых следов выработки или видимых следов повреждений. Пружины не должны быть слишком сжатыми или вытянутыми. Следует также проверить зазор между венцом шестерни и торцами кольца.

При обнаружении дефектов на элементах, поменяйте их на новые. Однако если поврежденных деталей слишком много, легче заменить синхронизатор.

Синхронизатор КПП, как собрать

После проделанных восстановительных операций, перед заменой поврежденных деталей, смажьте их двигательным маслом. Установите муфту назад на ступицу, ориентируясь на ранее установленную метку.Если совпадут метки, то и проточки на муфте (их три) совпадут с пазами ступицы. Далее нужно смазать литолом пружину фиксатора и вставить ее в паз ступицы. Затем необходимо положить шарик в отверстие заранее смазанного литолом сухаря.

С помощью отвертки вставляем в паз ступицы сухарь с шариком, заранее сжав пружину. Проточки на сухаре, при этом, должны оказаться снаружи, а сферическая поверхность — повернута к муфте. При монтаже сухаря, шарик, вставленный в него, должен попасть в специальные проточки на шлицах муфты, для чего следует протолкнуть его глубже.

С помощью отвертки направьте в отверстие сухаря пружину. Остальные фиксаторы так же должны быть установлены.

Советы профи, как продлить жизнь синхронизатора автомобиля

Как правило, быстрый износ и поломки элементов синхронизатора обусловлены грубой работой с рычагом ПП. Чтобы продлить работоспособность синхронизатора и не допустить проблем с ним, переключать скорости следует плавно, без рывков.

  • Машина не заводится в мороз, причины, как устранить, полезные советы
  • Медкомиссия на водительское удостоверение 2019
  • Разрядка аккумулятора, как предотвратить разрядку аккумуляторной батареи автомобиля
  • Потеет фара изнутри, что делать
  • Трещины и сколы на лобовом стекле, ремонт лобового стекла своими руками
  • Отопитель ваз 2107. Плохо греет печка ваз 2107: как отремонтировать печку на ВАЗ 2107
  • Незамерзайка, что это такое и как правильно её выбрать
  • Подогрев сидений автомобиля, накидки с подогревом на сиденье автомобиля, отзывы пользователей
  • Как заменить лампочку в автомобиле
  • Масло в коробке передач, почему пенится масло
  • Как правильно произвести полировку кузова автомобиля своими руками
  • Выбираем легкосплавные диски, положительные стороны легкосплавных и кованых колесных дисков.
  • Как поменять фильтр на автомобиле своими руками
  • Атермальная тонировка пленкой «Хамелеон», что это такое, как правильно выбрать пленку
  • Преимущества и недостатки штампованных металлических дисков по сравнению с литыми, полезные советы
  • Жесты и световые сигналы водителями
  • Тюнинг Ваз 2114: доработка ваз 2114, обо всем понемногу
  • Дроссельная заслонка, чистка дроссельной заслонки своими руками
  • Lada Vesta официальные версии. Преимущества и недостатки Lada Vesta
  • Как отремонтировать моторедуктор печки ВАЗ 2110
  • Блок управления печкой Калина: устройство, ремонт и замена блока управления печки Калина
  • Что такое пневмотестер, как оценить его показания?
  • Масляный насос ВАЗ 2107, ремонт и замена масляного насоса своими рукам
  • Что делать если автомобиль застрял в снегу, полезные советы
  • Автолампы: светодиодные, галогенные, лед лампы Как подобрать лампы в автомобиле
  • Причины утечки антифриза: неисправна система охлаждения, радиатор охлаждения, радиатор печки, неисправности в соединениях, антифриз в моторном масле.
  • Как сфотографировать автомобиль для продажи, полезные советы
  • Как выбрать автосервис (и при этом сэкономить), полезные советы
  • Как завести машину зимой, полезные советы
  • Что может стучать в автомобиле? Как определить причину стука?
  • Как провести диагностику автомобиля своими руками
  • Автономный предпусковой подогреватель, автономный подогреватель с дистанционным или программируемым запуском
  • Замена сайлентблока рычага передней подвески, как заменить сайлентблоки передней подвески своими руками?
  • Датчик холостого хода неисправности ВАЗ Признаки неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2110, 2107, 2109. Замена датчика холостого хода своими руками
  • Надо ли прогревать двигатель?
  • Как самому почистить дроссельную заслонку?
  • ВАЗ инжектор плохо заводится в мороз, что делать
  • Как заменить вилку сцепления ВАЗ?
  • Замена диска сцепления 2110. Как заменить диск сцепления 2110 без снятия коробки передачи?
  • Что такое кодграббер, как он работает и существует ли защита от него

Технические особенности муфты и ступицы синхронизатора — LS group на DRIVE2

Признаки неисправности, связанные с нарушением работы муфты синхронизатора:

1. Передача включается нечетко или с большим усилием, либо совсем не включается.Решение: Проверьте работу синхронизатора. Муфта синхронизатора должна перемещаться вручную при небольшом усилии. Если перемещение муфты затруднено (не перемещается или перемещается при большом усилии), произведите замену муфты синхронизатора со ступицей в сборе.

2. Самопроизвольное выключение передач.Решение: Свидетельствует об износе или повреждении зубьев муфты синхронизатора и венцов шестерен, произведите замену муфты синхронизатора со ступицей в сборе.

Замена муфты синхронизатора со ступицей:1. Синхронизаторы 1 и 2, 3 и 4 передач одинаковы по конструкции, поэтому их ремонтируют одними и теми же приемами.

2. Перед разборкой необходимо промаркировать положение муфты относительно ступицы. Поддев отверткой, снять две пружины.

3. Вынуть из пазов ступицы сухари и снять муфту со ступицы.

4. Необходимо осмотреть детали, они не должны иметь следов износа, выкрашивания и замятия.

5. Ступица не должна иметь следов износа. При установке блокирующего кольца на конус соответствующей шестерни зазор между торцами венцов кольца и шестерни должен быть не менее 1 мм, в противном случае блокирующее кольцо замените.

6. Соберите синхронизатор в порядке, обратном разборке, установив муфту на ступицу в соответствии с нанесенными перед разборкой метками.

Наша страница на DRIVE2:

Синхронизаторы

Синхронизатор – элемент, служащий для синхронизации скорости вращения (оборотов) муфты включения передачи и шестерни включаемой передачи на вторичном валу механической коробки передач.

Зачем нужны синхронизаторы?

Как описано в схеме работы МКПП в соседнем разделе, в современных коробках передач для включения передачи используется муфта на вторичном валу, жестко замыкающая между собой сам вал и шестерню выбранной передачи, которая в выключенном состоянии свободно вращается на нем. В этом случае шестерня, принимающая крутящий момент с маховика двигателя через шестерни промежуточного и/или первичного вала, начинает передавать его на вторичный вал и дальше к колесам.

Но при переключении передач (на неизменной скорости движения машины) с соответствующим изменением передаточного отношения за счет выбора другой пары шестерней изменяются и рабочие обороты двигателя – а значит, скорости шестерни вновь выбираемой передачи и вторичного вала (с муфтой включения на нем) не совпадают. Если попытаться включить передачу в таких условиях, произойдет резкое ударное уравнение их скоростей, которое может легко повредить механические элементы коробки передач – сломать зубья шестерней, например. Таким образом, чтобы включить другую передачу без ущерба, нужно перед совмещением муфты включения передачи и шестерни выбранной передачи уравнять их скорости. В этом и состоит задача синхронизаторов.

Как работают синхронизаторы

Принцип работы синхронизаторов весьма прост, так как в нем используется банальная сила трения. Торцы шестерней передач, в зацепление с которыми входят муфты, выполнены коническими, а на самой муфте есть ответный конический элемент, на котором установлено бронзовое кольцо. Когда муфта приближается к шестерне, она сначала захватывает бронзовое кольцо синхронизатора за счет его зубчатого венца и прижимает его к шестерне, чтобы силой трения уравнять их угловые скорости. Когда скорости уравниваются, и муфта с шестерней становятся неподвижны относительно друг друга, они плавно и без ударов входят в зацепление своими зубчатыми венцами – передача считается включенной.

Стоит отметить: когда передача включается, крутящий момент передается уже через зацепление зубчатых венцов муфты и шестерни – синхронизатор в этом уже никакой роли не играет, он работает исключительно в момент уравнивания скоростей муфты и шестерни.

Еще одно замечание: описание принципа работы синхронизаторов занимает куда больше времени, чем их работа в момент включения передачи: все вышеописанные действия происходят за доли секунды. В этом можно убедиться, переключая передачи самостоятельно: ведь вы же не выжидаете секунду-другую, медленно вдавливая рычаг КПП в «паз» следующей ступени, а делаете это быстро, иногда даже рывками. Тем не менее, никакого хруста или ударов в момент переключения передач не наблюдается – разумеется, если коробка передач исправна, а синхронизаторы не изношены.

Износ синхронизаторов – по сути, их основная проблема. Ведь работая за счет силы трения, бронзовые кольца синхронизаторов неизбежно истираются. Материал в этом случае выбран не случайно – ведь изнашиваемым элементом должны быть именно синхронизаторы, а не шестерни, например. Поэтому сравнительно мягкая бронза служит здесь «буфером» и своеобразным «расходником». Для того, чтобы продлить срок службы синхронизаторов, бронзовых колец с конической поверхностью может быть несколько: подобный «бутерброд» физически увеличивает время их истирания.

Как работали КПП до появления синхронизаторов

В КПП старых автомобилей синхронизаторов не было, поэтому для безударного переключения передач приходилось использовать техники двойного выжима сцепления. С появлением синхронизаторов они, впрочем, не стали сразу применяться во всех передачах: зачастую синхронизированными могли быть только низшие передачи.

А вот задняя передача и по сей день, как правило, остается несинхронизированной. Причина в том, что в нормальных условиях она должна включаться на стоящем автомобиле и на холостых оборотах – в этом случае различия скоростей между муфтой включения и шестерней задней передачи настолько незначительны, что ими можно пренебречь. А вот если попытаться включить заднюю передачу, стоя на месте и газуя или, еще хуже, двигаясь вперед, можно собственными ушами и руками ощутить хруст и треск.

KnowCar - понятная энциклопедия по устройству автомобилей, где сложное описано простым языком, с иллюстрациями и видео, а статьи рассортированы по разделам. Энциклопедия в процессе наполнения. Если есть вопросы или предложения, свяжитесь с командой. Все контактные данные - внизу сайта.

Синхронизатор коробки передач

Все современные механические коробки передач, а также роботизированные коробки передач являются синхронизированными.

В таких коробках для того, чтобы включить передачу, производится выравнивание частоты вращения вала и шестерни. Синхронизацию обеспечивает одноименное устройство – синхронизатор. Помимо плавного переключения передач синхронизатор снижает износ механического соединения, шум при переключении и, тем самым, увеличивает срок службы коробки передач.

Синхронизатор коробки передач

Синхронизаторами оборудуются все передачи коробки передач легкового автомобиля, в том числе передача заднего хода. Принцип действия синхронизатора основан на использовании сил трения при выравнивании скоростей. Чем выше разница в частотах вращения вала и шестерни, тем больше должна быть величина силы трения для их синхронизации. Выполнение данного условия достигается путем увеличения площади поверхности соприкосновения – установкой дополнительных фрикционных колец.

Устройство синхронизатора

Синхронизатор состоит из ступицы с сухарями, муфты включения, блокирующего кольца и шестерни с фрикционным конусом. В конструкции коробки передач один синхронизатор обслуживает две передачи (шестерни).

Схема синхронизатора

  1. блокирующее кольцо
  2. ступица
  3. сухарь
  4. кольцевая пружина
  5. фрикционный конус шестерни
  6. шестерня
  7. блокирующее кольцо
  8. муфта синхронизатора
  9. сухарь
  10. шестерня
Конструктивной основой синхронизатора является ступица. Она имеет внутренние и наружные шлицы. С помощью внутренних шлицев ступица соединяется с вторичным валом коробки передач и имеет возможность осевого перемещения по нему в разные стороны. Наружные шлицы соединяют ступицу с муфтой включения. По окружности ступицы под углом 120° выполнены три паза, в которые установлены подпружиненные сухари. В синхронизаторе сухари нажимают на блокирующее кольцо при включении передачи и способствуют блокировке муфты на этапе синхронизации. Муфта включения (другое название – муфта синхронизатора) обеспечивает жесткое соединение вала и шестерни. Муфта насажена на ступицу и имеет внутренние шлицы. На шлицах выполнена кольцевая проточка, в которой размещаются выступы сухарей. Снаружи муфта синхронизатора соединяется с вилкой коробки передач. Блокирующее кольцо обеспечивает синхронизацию и препятствует замыканию муфты до момента выравнивания скоростей вала и шестерни. С внутренней стороны блокирующее кольцо имеет коническую поверхность, которая взаимодействует с фрикционным конусом шестерни. Снаружи блокирующее кольцо имеет шлицы, с помощью которых производится блокировка муфты включения. На торцевой поверхности блокирующего кольца со стороны ступицы выполнено три паза, в которые входят сухари ступицы. Пазы препятствуют прокручиванию кольца при соприкосновении с фрикционным конусом (в них упираются сухари). Размер пазов в 1,5 раза превышает размер сухарей. В некоторых конструкциях синхронизаторов, наоборот, на блокирующем кольце выполнены выступы, а пазы - в ступице. Для увеличения поверхности соприкосновения, снижения усилия при переключении передач применяются многоконусные синхронизаторы: двухконусный, трехконусный. Например, в трехконусном синхронизаторе помимо блокирующего (наружного) кольца устанавливается еще внутреннее и промежуточное кольца. Для предотвращения проворачивания на кольцах выполнены выступы, которые фиксируются в пазах шестерни и блокирующего кольца. Таким образом, в трехконусном синхронизаторе созданы три поверхности трения: между конусом шестерни и внутренним кольцом, между внутренним и промежуточным кольцом, между промежуточным и блокирующим кольцом. В зависимости от конструкции в одной коробке передач могут устанавливаться синхронизаторы с различным числом конусов.

Работа синхронизатора

а) Исходное положение синхронизатора

б) Синхронизация

в) Включение передачи

Схема работы синхронизатора

  1. сухарь
  2. включаемая шестерня
  3. блокирующее кольцо
  4. муфта синхронизатора
  5. ступица
  6. торец шлица муфты синхронизатора
  7. торец шлица блокирующей муфты
  8. паз в ступице
  9. выступ блокирующего кольца
  10. зубчатый венец шестерни
В нейтральном положении рычага коробки передач муфты синхронизаторов находятся в среднем положении, шестерни на ведомом валу вращаются свободно, поток мощности не передается. При включении передачи вилка перемещает муфту синхронизатора из среднего положения в направлении шестерни. Вместе с муфтой сдвигаются сухари, которые воздействуют на блокирующее кольцо. Кольцо прижимается к конусу шестерни. На поверхности возникает сила трения, которая поворачивает кольцо до упора сухарей в пазах кольца (кольцо стопорится от проворачивания). В этом положении блокирующее кольцо препятствует дальнейшему продвижению муфты синхронизатора по оси вала, так как торцы шлицев блокирующего кольца располагаются напротив торцов шлицев муфты. Далее под действием сил трения происходит синхронизация скоростей шестерни и ведомого вала. Когда скорости выравнены, под нажимом шлицев муфты блокирующее кольцо поворачивается в противоположную сторону, блокировка муфты снимается, шлицы муфты свободно проходят для зацепления с венцом шестерни. Происходит жесткое соединение вторичного вала коробки передач и шестерни.

Несмотря на множество операций, весь процесс синхронизации и включения передачи занимает доли секунды.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости