С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Тяга стабилизатора поперечной устойчивости


Стабилизатор поперечной устойчивости

Мы регулярно выкладываем на сайт статьи, посвящённые основным механизмам и системам автомобиля. Давайте продолжим рассматривать устройство автомобиля и уделим внимание одному из основных «расходников» подвески, а именно тягам и втулкам стабилизатора поперечной устойчивости.

Что такое стабилизатор и для чего он служит? Конечно, для повышения поперечной устойчивости, что следует из названия! Он есть практически в каждом современном автомобиле. За мудрёным названием скрывается всего-навсего железяка особой формы, которая изготавливается к тому же из пружинной стали и по-особому крепится к ходовой части автомобиля.

 Из школьного курса физики мы знаем про центробежную силу и про то, что в повороте центробежная сила кренит  автомобиль и пытается «выбросить» его с дороги. При этом очевидно, чем выше центр тяжести автомобиля (джип, грузовик), тем больше крен. В борьбе за управляемость и минимизацию кренов кузова и призван помочь стабилизатор поперечной устойчивости автомобиля. Он имеет сложную форму, которая является результатом инженерных расчётов для каждого конкретного автомобиля и при этом она учитывает ещё и расположение узлов и агрегатов автомобиля. Это предопределяет простую истину: стабилизатор – деталь строго индивидуальная для каждой марки. Нельзя поставить стабилизатор от OPEL на NISSAN и наоборот!

Как же выглядит этот стабилизатор поперечной устойчивости? Вот несколько схем-фотографий! 

А как стабилизатор крепится к автомобилю? Концы стабилизатора поперечной устойчивости крепятся через шарнирные соединения к элементам подвески автомобиля, либо к нижним точкам крепления амортизаторов. В основном используют два типа соединений: непосредственное (в рычаг) и с помощью соединительных тяг (они же «косточки», тяги стабилизатора). Второй вариант наиболее распространён.Вот несколько фотографий Стоек стабилизатора,есть разные исполнения, но эти найболее распространены.Так же на рынке присутсвуют и усиленные втулки стабилизатора, если вам интересно , то можете почитать нажавши ТУТ

Говоря о стабилизаторе нельзя не сказать о втулках стабилизатора, которые находятся у большей части современных автомобилей ближе к центру подвески, и позволяют стабилизатору незначительно скручиваться и вращаться во время работы. Как итог, можно констатировать, что стабилизатор поперечной устойчивости крепится к автомобилю с помощью 4-х основных  элементов: это две втулки  и две стойки стабилизатора.

Втулки обведены красным кругом.

Как же работает стабилизатор? Принцип работы заключается в том, что он, скручиваясь, перераспределяет нагрузку между левой и правой стороной подвески, чтобы автомобиль лучше «сопротивлялся» центробежной силе в повороте, тем самым уменьшая крен и добавляя устойчивости автомобилю в повороте. Но не стоит забывать, что при очевидных плюсах этого технического решения имеются и минусы. Минусы стабилизатора в том, что он приводит к частичной потере свойств независимости подвески, «улучшается» также и передача ударов с одного колеса на другое и на рулевое колесо, что привносит незначительный дискомфорт в управление автомобилем.

Стабилизаторы сильно различаются по диаметру и по жесткости на кручение, но это отдельная тема, и больше касается спортивных и раллийных авто. Для большинства же «гражданских» автомобилей отличия не такие уж и значительные, поэтому не будем на них останавливаться.

Чаще всего стабилизатор применяют на передней оси автомобиля, но с развитием автомобилестроения стабилизаторы «прописались» и на задней оси. С помощью стабилизаторов конструкторы научились настраивать подвеску на недостаточную или избыточную поворачиваемость, достаточно поставить стабилизаторы разной жесткости на переднюю и заднюю оси автомобиля и правильно настроить подвеску.

Что же чаще всего мы слышим на СТО? Надо менять втулки или тяги стабилизатора! Действительно, наряду с фильтрами и тормозными колодками втулки одна из самых часто заменяемых деталей автомобиля. Это обусловлено тем, что при каждом манёвре автомобиля, каждом повороте, который мы проходим со скоростью выше 20-30 км/ч в нашем автомобиле стабилизатор работает на все 100%! Втулки, т.к. они резиновые, предотвращая касание стабилизатора к кузову и выполняя роль упругого соединителя, изнашиваются наиболее быстро. А если производитель сэкономил на составе резины, то срок службы втулок при активном вождении и среднегодовом пробеге порядка 20-25 тыс.км составляет именно эту величину. В свою очередь тяги стабилизатора так же работают на износ, напрягая своё шаровое соединение при каждом повороте и позволяя стабилизатору создавать напряжение в подвеске. Для увеличения ресурса на некоторых марках автомобилей делают модернизированные втулки стабилизатора не из резины, а из полиуретана. Тяги стабилизатора применяют же с усиленными шаровыми соединениями. В этом случае при аккуратном стиле вождения можно проехать до замены втулок и тяг стабилизатора 50, 75 тысяч километров, а иногда и более!

Так же существуют усиленные варианты исполнения втулок стабилизатора из полиуретана, об этом мы писали статью, чтобы прочитать нажмите ТУТ

Обратим Ваше внимание, что если у вас застучал стабилизатор, то детали (втулки, тяги, стойки) менять лучше парой, иначе в скором времени застучит и вторая сторона. Помните и то, что своевременная замена «копеечных» втулок, а стоят они порядка 200-400 рублей, позволяет прожить дольше самому стабилизатору! Стоит же эта «железяка» от 8000 рублей! Обусловлено это тем, что езда с изношенными втулками приводит к тому, что между резиной втулки и металлом стабилизатора начинает набиваться грязь, песок и соединение начинает работать как наждак! В результате в месте крепления втулок стабилизатор просто стирается и вскоре будет иметь толщину не 18 мм, например, а 17, и после замены втулки на таком стабилизаторе она будет стучать даже новая! И вместо 400 рублей Вы потратите уже все 8000 рублей и более!

Как правило, после зимнего сезона, когда все детали автомобиля и особенно подвески работают в самом напряжённом режиме, Вы вдруг начинаете слышать стук в подвеске. Причин, конечно же, может быть масса! Но одна из наиболее вероятных – стабилизатор, точнее его «расходники». Пора на внеочередное СТО, менять втулки, тяги и т.д.

Но если Вы не спешите на СТО и хоть что-то понимаете в своём автомобиле, и у Вас есть друзья-товарищи не чуждые автомобиля, то можно сначала самому продиагностировать подвеску на предмет износа деталей стабилизатора. Следует, захватив с собой друга, загнать автомобиль на яму или эстакаду. Затем, чтобы сымитировать неровности и боковые усилия, машину следует покачать из стороны в  сторону, чем и займётся друг-товарищ. Вы же во время покачивания автомобиля должны ощупать соединения тяг и втулки стабилизатора. Если заметите, что где-то в этих соединениях есть люфт и стук ощущается пальцами, то следует заменить тягу или втулку в сборе. Но правильнее всё же довериться фирменной СТО или проверенным друзьям-сервисменам, которые не будут разводить Вас попусту на ремонт!

А мы поможем с запчастями! Помните? «Расходники»! У нас они есть и фирменные, подороже, и неоригинальные, но отличного качества и подешевле! Наши менеджеры помогут Вам сделать оптимальный выбор.

Милости просим к нам, в магазин «Gepparts»!

Стабилизатор поперечной устойчивости — принцип работы

Стабилизаторы обеспечивают наивысшую устойчивость автомобиля во время прохождения автомобиля. Очень важно знать конструкцию данного узла, а также, как выполняется его замена.

Что такое стабилизатор поперечной устойчивости

Во время осуществления поворота появляется центробежная сила, которая стремится в противоположную сторону. Данное явление сильно раскачивает кузов машины и может привести к ее опрокидыванию. Чтобы этого не случилось, на автомобилях стали применять специальные устройства, которые называются стабилизаторы поперечной устойчивости, или, как принято сокращенно его называть – СПУ.

Данная деталь применяется на всех автомобилях, обладающих независимой многорычажной подвеской. Она представляет собой балку, которая соединяет подвески противоположных колес и работает, исключительно, на скручивание. Выполняется такая деталь в форме буквы «П» и производится только из тех марок стали, которые применяются в пружинах. Крепление к деталям подвески осуществляется посредством специальных резиновых втулок, которые дают балке возможность вращаться. Внешнее исполнение может меняться в зависимости от конструктивных особенностей подвески автомобиля.

СПУ не применяется в задней части тех автомобилей, которые уже имеют части торсионной подвески. Это связано с тем, что такая балка уже имеет достаточные свойства, препятствующие опрокидыванию автомобиля.

Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости

Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости заключен в его конструкции. Дело в том, что он не может оказывать сопротивление продольным и угловым отклонениям, однако это дает надежное выравнивание кузова относительно плоскости дорожного покрытия.

Чтобы не нарушать работу подвески, между стабилизаторами и ней устанавливают специальные тяги, которые с помощью втулок дают возможность СПУ вращаться. При крене автомобиля на неровностях дорожного покрытия одна тяга опускается, а вторая, наоборот, поднимается. Данная конструкция позволяет сохранить параметры подвески и обеспечить комфортное управление автомобилем. Сопротивление стабилизатора увеличивается пропорционально увеличению крена, что и является главным при выравнивании автомобиля на дороге.

Второй функцией стабилизатора можно назвать повышение сцепления колес с дорожным покрытием. При прохождении поворотов, стабилизатор увеличивает сопротивление крену и не позволяет кузову опрокинуться, что позволяет преодолевать крутые повороты на большой скорости.

Успешность выполнения своих функций стабилизатором зависит от жесткости конструкции. Чем выше жесткость, тем устойчивее автомобиль ведет себя на дорожном покрытии. Параметр жесткости определяется тремя составляющими:

  • Способ и форма крепления тяг.
  • Адаптация формы узла под особенности конструкции днища автомобиля.
  • Характеристики металла, используемого при изготовлении стабилизатора.

Стабилизаторы позволяют добиться максимальной устойчивости автомобиля путем достижения определенного баланса между креном и жесткостью подвески. Водитель, который осуществляет прохождение крутого поворота на большой скорости, может вообще не ощущать какого либо наклона автомобиля. Особенно это актуально для спортивных и грузовых автомобилей.

Ремонт и замена стабилизатора поперечной устойчивости

Диагностика неисправностей стабилизатора поперечной устойчивости заключается в проведении внешнего осмотра детали. Если на ней заметны следы определенной деформации, то необходимо провести ремонт или замену узла. В ремонт входит восстановление формы стабилизатора, путем его разгиба. Данное действие допускается в том случае, когда изгиб СПУ незначителен и имеет наименьшее влияние на управление автомобилем. Если же дефект слишком значителен, то допускается только его замена.

При выполнении ремонта стабилизаторов особое внимание уделяют состоянию резиновых втулок, подушек и металлических скоб крепления. Если на них имеются трещины или ненормальные изгибы, то скобы откручиваются, а подушки меняются. Резиновые втулки и сами скобы также подлежат замене в случаях, если они находятся в неудовлетворительном состоянии.

Чтобы снять и поставить новый стабилизатор поперечной устойчивости, необходимо открутить крепежные скобы и демонтировать старую деталь. Если вы не планируете менять резиновые втулки, то можно просто выдвинуть стабилизатор в другую сторону и вытащить из втулки. После этого, таким же способом можно установить новый стабилизатор.

Для снижения трения стабилизатора о подушки, можно смазать их поверхность соприкосновения густым смазочным веществом. Однако, если вы часто передвигаетесь по запыленной местности, то делать этого не рекомендуется, так как к смазке может прилипнуть пыль, которая ускорит износ втулок.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях!

Стабилизаторы поперечной устойчивости

Во время поворота на большой скорости, на кузов автомобиля воздействуют центробежные силы, в результате кузов кренится в сторону, противоположную повороту. Пока крен незначительный, он не влияет на управляемость машины, но наступает момент, когда кузов отклонился настолько, что колеса «внутренней» стороны начинают терять сцепление с дорогой. Чтобы избежать этого устанавливают стабилизаторы поперечной устойчивости.

На современных легковых автомобилях применяют два вида стабилизаторов:

Рычажные стабилизаторы (они же реактивные тяги) выполняют в виде полой трубы, на концах которой установлены крепления с сайлентблоками (резинометаллическими шарнирами). Их устанавливают между креплением кулака одной стороны и посадочным местом на кузове с другой. Благодаря жесткой фиксации пружин и амортизаторов установка стабилизатора создает треугольник, стороны которого – пружина (амортизатор), балка (мост) и стабилизатор. Когда на кузов воздействует центробежная сила, жестко связанные стороны треугольника не позволяют кузову отклоняться на опасное значение. Для большего эффекта устанавливают Х-образные стабилизаторы, которые образуют два одинаковых треугольника, по одному для каждой стороны. Недостаток таких стабилизаторов – излишняя жесткость, поэтому чаще всего их используют на задней подвеске. 

Торсионные стабилизаторы выполняют в виде стального прута сложной формы, толщиной 10–25 мм. Средние части стабилизатора прикреплены к кузову, а края к рычагам подвески. Когда на одной из сторон автомобиля меняется расстояние между днищем кузова и нижней частью подвески, смещается расположение креплений стабилизатора, в результате торсион изгибает. Чем больше разница высот, тем сильней сопротивляется торсион. Благодаря этому стабилизирующий эффект получается более плавным, чем у рычажного. Поэтому на большинстве автомобилей его устанавливают на переднюю подвеску. 

Диагностика стабилизаторов

Чтобы определить исправность рычажного стабилизатора, поднимите машину домкратами или подъемником. О том, как сделать это безопасно, читайте в статье (Замена и восстановление амортизаторов). Внимательно осмотрите стабилизатор. Убедитесь, что труба не погнута и без трещин, после чего осмотрите сайлентблоки. Если резина сайлентблока потрескалась, он нуждается в ремонте. Если обнаружили трещину или изгиб трубы, стабилизатор необходимо заменить.

Чтобы определить исправность торсионного стабилизатора, поднимите автомобиль на подъемнике или с помощью домкратов. Убедитесь, что в пруте торсиона нет трещин и раковин, если обнаружили, меняйте стабилизатор. Внимательно осмотрите все резиновые крепления, при обнаружении трещин и разрывов их необходимо заменить. Также осмотрите дополнительные элементы крепления стабилизатора к подвеске. При обнаружении погнутых металлических или потрескавшихся/разорванных резиновых элементов их необходимо заменить.

Замена и ремонт стабилизаторов

Перед тем, как пустить автомобиль в серийное производство, инженеры тщательно рассчитывают нагрузки на каждый узел и блок. Поэтому стабилизатор поперечной устойчивости обладает оптимальными характеристиками для установленной на машине подвески. Если вы планируете участвовать в гонках и хотите установить более «качественный» стабилизатор устойчивости, то ничего хорошего из этой идеи не получится. Потому что стабилизатор – часть оптимально сбалансированной системы, которую составляют подвеска, кузов, колеса и двигатель. Чтобы повысить устойчивость автомобиля при экстремальном вождении – резкие крутые повороты на большой скорости, вам в первую очередь потребуется установить соответствующие пружины и амортизаторы, затем поставить более мощные и прочные рычаги, усилить крепление стойки к кузову. И только после этого менять стабилизатор.

Это важно!!! Если стабилизатор поврежден в результате аварии, необходимо установить новый, потому что металлические части (труба или прут) ремонту не подлежат.

Для демонтажа рычагового стабилизатора, поднимите зад автомобиля (если такой стабилизатор установлен на передней оси, то поднимите переднюю часть машины). Установите подпорки, убедитесь, что автомобиль установлен безопасно. Открутите гайку нижнего крепления рычага, затем с помощью мягкой выколотки извлеките болт. Возможно, понадобится пошевелить стабилизатор, чтобы болт легче вышел. Если гайку открутить не получается, воспользуйтесь жидкостью WD-40. Тщательно опрыскайте ей гайку, чтобы жидкость проникла между гайкой и резьбой болта.

Видео - Как сделать двойной стабилизатор поперечной устойчивости на ВАЗ

Если даже это не помогло, воспользуйтесь динамометрическим ключом или мощным воротком. Убедитесь, что вы не закручиваете, а откручиваете гайку. Если опять не получилось, придется срезать болт или гайку с помощью болгарки. Вынув болт, потяните нижнюю часть стабилизатора вниз, чтобы вывести из крепления. Затем проведите такие же действия с верхней частью.

Ремонт рычагового стабилизатора заключается в замене изношенных сайлентблоков. Для этого необходимо воспользоваться съемником для сайлентблоков, его продают в большинстве автомагазинов. Установите съемник так, чтобы втулка, диаметр которой чуть больше сайлентблока была с одной стороны, а шайба с диаметром чуть меньше посадочного отверстия (его легко определить по новому сайлентблоку) с другой. Затем затягивайте гайку до тех пор, пока сайлентблок полностью не выйдет. Очистите посадочное место, обильно смажьте мыльной водой и также с помощью съемника установите новый сайлентблок. Аналогично отремонтируйте вторую сторону стабилизатора, после чего установите его на машину.

Для демонтажа торсионного стабилизатора открутите сначала крепления к подвеске, затем крепления к корпусу. Также открутите соединительные элементы с сайлентблоками. Ремонт стабилизатора заключается в замене  резиновых деталей и соединительных элементов. Менять сайлентблоки на соединительных элементах стоит лишь в том случае, если стоимость детали как минимум в пять раз превосходит цену резинометаллического шарнира.

Стабилизатор поперечной устойчивости — зачем он нужен?

При повороте центробежная сила наклоняет автомобиль, со стороны наружных колес увеличивается нагрузка, со стороны внутренних – уменьшается и, как следствие, наблюдается крен и раскачивание кузова. Все это может привести к опрокидыванию автомобиля. Для уменьшения кренов в поворотах применяется стабилизатор поперечной устойчивости.

Что такое стабилизатор поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости является частью автомобильной подвески, соединяющей противоположные колеса с помощью упругого элемента торсионного типа (работает на скручивание). В настоящее время стабилизатор поперечной устойчивости обязательный элемент различных видов независимой подвески легковых автомобилей. Стабилизатор устанавливается как на передней, так и на задней оси автомобиля. В легковых автомобилях, использующих в качестве задней подвески торсионную балку, стабилизатор поперечной устойчивости не устанавливается. Его функции выполняет сама подвеска.

Конструктивно стабилизатор поперечной устойчивости представляет собой стержень (штангу) круглого сечения, имеющий П-образную форму. Стабилизатор изготавливается из пружинной стали. Он располагается поперек кузова автомобиля и крепится к нему в двух местах с помощью резиновых втулок и хомутов. Втулки позволяют стабилизатору вращаться. Стабилизатор имеет, как правило, сложную форму, которая учитывает положение узлов и агрегатов автомобиля, расположенных под днищем кузова.

Концы стабилизатора поперечной устойчивости шарнирно соединяются с элементами подвески автомобиля – рычагами (многорычажная подвеска, подвеска на двойных поперечных рычагах), амортизаторными стойками (подвеска McPherson). Соединение стабилизатора с подвеской может быть как непосредственным, так и с помощью двух тяг (стоек). Наибольшее распространение получило соединение с помощью тяг.

Основа работы стабилизатора поперечной устойчивости

Работа стабилизатора поперечной устойчивости основана на перераспределении нагрузки между упругими элементами подвески. При боковом крене (поперечных угловых колебаниях) концы стабилизатора (тяги) перемещаются в разные стороны (один поднимается, другой опускается). Средняя часть стабилизатора закручивается. Со стороны крена стабилизатор пытается как–бы приподнять кузов, с другой – опустить. Чем больше крен кузова, тем сильнее сопротивление стабилизатора. Таким образом, обеспечивается выравнивание автомобиля по отношению к плоскости дороги. Помимо снижения крена, достигается улучшение сцепных свойств шин в повороте.

Необходимо отметить, что в силу своей конструкции стабилизатор поперечной устойчивости не препятствует вертикальным и продольным угловым колебаниям подвески автомобиля. Так, при вертикальных колебаниях левое и правое колеса движутся вместе, а стабилизатор проворачивается во втулках.

Эффективная работа стабилизатора поперечной устойчивости обеспечивается его жесткостью. Жесткость стабилизатора определяется свойствами материала, формой, геометрией крепления. Чем жестче стабилизатор, тем большую нагрузку он переносит с внешнего колеса и соответственно более крутые повороты может позволить автомобилю. Устанавливая на переднюю и заднюю ось автомобиля стабилизаторы разной жесткости можно изменять тяговые свойства на осях, тем самым достигать желаемый баланс управления (избыточная или недостаточная поворачиваемость автомобиля).

При всех очевидных преимуществах стабилизатор поперечной устойчивости имеет ряд недостатков. Его применение приводит к частичной потере свойств независимой подвески – передаче ударов с одного колеса на другое, уменьшение хода подвески. В идеале при прямолинейном движении автомобиля стабилизатор поперечной устойчивости не нужен.

Кардинально данную проблему решает адаптивная подвеска, позволяющая полностью отказаться от стабилизатора поперечной устойчивости. Дальше всех в этом вопросе пошел Mercedes-Benz, разработав и внедрив на своих автомобилях систему активного контроля кузова (Active Body Control, ABC). Электронная система АВС позволяет контролировать положение кузова, исключающее крены, в различных условиях движения, в том числе при повороте, ускорении и торможении.

Минусы стабилизатора поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости ухудшает проходимость внедорожников. При движении по бездорожью стабилизатор может привести к вывешиванию колеса и потере его контакта с дорогой. Борются с данной проблемой несколькими способами.

Самый распространенный способ – использование в качестве стойки стабилизатора гидроцилиндра. В нормальном положении гидроцилиндр заперт, стабилизатор выполняет свои функции в полном объеме. При необходимости движения по бездорожью гидроцилиндр разблокируется с помощью кнопки на панели приборов, стабилизатор поперечной устойчивости отключается. Для предотвращения опрокидывания при достижении определенной скорости движения предусмотрено автоматическое включение стабилизатора (блокировка гидроцилиндра).


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости