С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Ваз 2101 новая модель


Лада 2101 − между прошлым и будущим

Этот седан был мечтой каждого советского автомобилиста. Он сочетал в себе не только привлекательный дизайн, но и неплохие ездовые свойства. Кроме того, «копейка» стала первым автомобилем Волжского автозавода, который заложил основу для будущих моделей предприятия.

ВАЗ 2101 начал производиться в 1970 году и сошел со сборочной линии только в 1986 году. Основоположником советского седана стал Fiat 124. От «итальянца» позаимствована платформа и некоторые дизайнерские решения кузова, а также салона.

В то же время, подвеска была серьезно переработана, равно как и система тормозов − под суровые климатические условия, с целью повышения надежности данных узлов и компонентов.

Читайте также: Обзор Лада «Ока» (1111): народный любимец

Передняя подвеска выполнена многорычажной, тогда как на задней оси установлена полузависимая балка на торсионных элементах. Дисковые тормоза − только спереди. Задние колеса останавливаются барабанами.

Лада 2101 была доступна для покупателя в двух модификациях, которые имеют различные технические характеристики:

  • 2101. Оснащается мотором 1.2 литра мощностью 64 лошадиные силы, который трудится вкупе с четырехскоростной механической трансмиссией.
  • 21011. Такая «Копейка» имеет улучшенный дизайн кузова, а также дополнительные внутренние удобства. Под капотом расположился двигатель 1.3 литра, развивающий 69 сил. Он укомплектован 4МКП.
  • 21013. Версия поздних лет выпуска. Приводится в движение установкой 1.2 литра (64 «лошади»)

Новая «Копейка» Ваз 2101

Примечательно то, что не забывают про ВАЗ 2101 и в наши дни. Например, на мощностях тольяттинского автогиганта в период с 1 по 19 апреля 2016 года была произведена лимитированная партия «копейки», тираж которой составил символические 124 единицы модели.

Новая классика могла быть куплена только тем, кто владел на тот момент точно такой же машиной.

Кроме того, АвтоВАЗ планировал возродить модель 2101 в новом образе и даже распространил по интернету официальные рендеры прототипа будущей классики.

Дебют машины был намечен на 2017 год. Однако, вскоре руководство марки отказалось от такой идеи и проект закрылся, так и не успев получить развитие.

Народное мнение

Несмотря на то, что «Копейка» уже давно не выпускается, в народе она до сих пор пользуется почетом и уважением.

Отзывы говорят о том, что многие отмечают комфортный салон с высоким качеством сборки, а также отличные ездовые свойства данной модели. Двигатели обладают неплохим ресурсом, непривередливы к топливу, а подвеска стойко переносит разбитые дороги.

Широко распространен и тюнинг. Так, для повышения мощностного потенциала двигателя и его лучшей тяговитости умельцы растачивают цилиндры, меняют карбюратор на более производительный, а также устанавливают распределительные валы с иным профилем кулачков.

Более подробная информация о доработка отечественного седана изложена в фото, видео, которые выложены на тематических интернет-ресурсах.

Рыночная стоимость

АвтоЦена (рублевая)
ВАЗ 2101от 10 тис. до 2,3 миллионов

Тест-драйв

Ничего лишнего

Дизайн «Копейки» лаконичен, в то же время сам кузов обладает некоторой стремительностью. Скромные внешние габариты умело замаскированы грамотной компоновкой оптики головного освещения, длинными капотом и багажником, а также накладными бамперами. Обилие хромированных элементов (решетка радиатора, бамперы, боковые зеркала) придает отечественному седану респектабельности.

С намеком на большее

Салон собран добротно − панели подогнаны аккуратно и без зазоров, а при движении ничего не скрипит. Похвально и качество материалов отделки. А именно, пластик податлив на ощупь, псевдокожа, которой обиты сиденья, дверные карты не склонна затираться и легко чистится.

Приборный щиток предельно информативен − контрольные лампы находятся в зоне видимости и достаточно крупные. Спидометр, указатели уровня топлива/охлаждающей жидкости за счет крупной оцифровки также отлично читаются, к тому же выглядят симпатично.

По центру торпедо расположился блок климатической установки, которая регулируется посредством ползунков. Рядом с «печкой» − вместительная пепельница.

Читайте также: BMW E3/E9 обзор ретро авто − ставка на люкс

Передние кресла с плоским профилем, отсутствующей боковой поддержкой не обеспечивают должной фиксации тела. Однако, их площадь подушки оптимальна для крупных людей, а отсутствие профиля компенсируется в дальней дороге разумной мягкостью.

Задний диван по ширине комфортен даже для трех человек, но для коленей пространства очень мало − комфортно будет только пассажиру, ростом не более 165 сантиметров. Объем багажника равен 325 литрам, но пользоваться им не очень удобно из-за больших петел крышки кузова, выпуклых колесных арок.

Разумный компромисс

Возможностей базового мотора 1.2 литра для седана, масса которого равна 955 килограммам, вполне хватает. Безусловно, динамика по современным меркам далека от идеала, но сам двигатель удобен в управлении.

Уверенно трогаться с места позволяет хорошая тяга на низких оборотах, а на средних уже можно активно маневрировать в общем потоке за счет обострения реакции педали акселератора. Передаточные числа трансмиссии подобраны неплохо, но ее избирательность посредственная.

Читайте также: Обзор BMW 700: удовольствие для каждого

Рулевое управление вполне информативно и послушно при движении до 80 километров в час. Если двигаться с более высокой скоростью, то нужно быть готовым к нестабильной курсовой устойчивости − она проявляется в рыскании машины по дороге. При этом руль начинает ощутимо люфтить, а также теряет большую часть своей информативности.

Длинноходная подвеска допускает существенные крены, раскачку. Зато, она способна играючи отрабатывать даже крупные дорожные выбоины. Плавность хода в большинстве случаев остается высокой, впрочем, звук работы шасси может показаться навязчивым.

Фото Лада 2101:

ВАЗ-2101 - характеристики, фото, видео обзор Лада-2101

Жизнь автомобиля «ВАЗ 2101» получила начало 19 апреля 1970 г. Тогда производственный конвейер Волжского автозавода выпустил первую партию из шести машин, открыв путь к популярности этого транспортного средства как в СССР, так и за границей. Весь модельный ряд Лада.

История автомобиля

Созданию «2101» предшествовала целая цепь организационно — технических мероприятий, от основания самого завода, до сотрудничества с различными иностранными фирмами и в первую очередь с итальянским заводом FIAT.

Фотография копейки

Именно FIAT 124, который был признан самым востребованным, должен был стать прообразом нового советского автомобиля. Но в процессе разработки новой концепции и тестирования FIAT 124, было выявлено несоответствие технических характеристик последнего условиям дорог в советском союзе:

  1. При интенсивном использовании кузов и слабая подвеска не обеспечивали нужной прочности;
  2. Клиренс был занижен и не соответствовал требованию бездорожья;
  3. Отсутствовали элементы обеспечивающие буксировку машины при поломке в дороге.
ВАЗ-2101

В рамках тесного сотрудничества итальянские инженеры принимали активное участие в разработках новой модели и было осуществлено более восьмисот изменений. Например:

  • Задние колёса получили барабанные тормоза, подходящие для плохих дорог;
  • Полностью изменена конструкция задней подвески;
  • Передняя подвеска была усилена;
  • Усилено сцепление и улучшена работа синхронизаторов коробки передач «2101»;
  • Салон мог становиться спальным, благодаря трансформации кресел;
  • Был установлен новый верхневальный двигатель.

В итоге в новом авто от итальянского остался только внешний вид. Испытания проведённые с первыми шестью машинами показали надёжность и хорошую проходимость, поэтому последующие доработки были небольшими.

Фотография ВАЗ-2101

Интересна история названий. «2101» получил официальное название «Жигули» по названию небольших гор за Волгой неподалёку от автозавода, который расположился в городе Тольятти.

Народ же дал машине простое, уважительное, запоминающееся имя «единичка». Позднее в 80 годах, на фоне снижения престижности, она получила название «копейка». Годы выпуска: 1970 — 1982. Всего за это время выпущено более 2, 7 млн. экземпляров.

Экстерьер

Экстерьер «копейки» седан в значительной мере соответствовал прототипу «FIAT 124». Сказывалось влияние итальянских дизайнеров. Хорошо проработанные структурные линии, рельеф кузова, изящные черты демонстрировали высокую культуру конструкции направленную на обеспечение комфорта при вождении и эксплуатации.

ВАЗ-2101 1970 года

Один из ведущих испытателей завода Вадим Котляров так выразил свои чувства при тесном знакомстве с «копейкой»:

Сказать, что она произвела на меня впечатление, значит не сказать ничего. Она буквально ошеломляет внешним видом… Общий уровень исполнения был настолько высоким, что напрочь затмевают все мелкие недочёты.

Во внешний дизайн «2101» были привнесены утопленные в двери ручки для предотвращения травмирования, на бамперы установлены буферы «клыки», на левом переднем крыле перед дверью водителя установлено круглое зеркало заднего вида, на решётке радиатора закреплён фирменный логотип.

Подфарники сдвоенные, включают в себя габариты, указатели поворотов. Особенности экстерьера можно рассмотреть на фото модели «2101».

ВАЗ-2101 вид сзади

В 1974 году завод начал выпускать улучшенную модель. Были устранены буферы бамперов, но установлена сплошная резиновая накладка, применены новые задние фонари, использованы новые элементы отделки.

Размеры автомобиля

Глядя на чертёж «2101», необходимо признать, что габариты, компоновка всех деталей, элементов кузова гармоничны и соответствует классической схеме. Это сказалось на том, что в настоящее время «копейка» является долгожителем, её уважают, почтительно называют «классика».

Размеры ВАЗ-2101

Интерьер

В интерьере машины «2101» сохранился принцип минимализма. Передняя панель представляет металлический каркас под специальным декоративным покрытием. Она включает в себя прямоугольный блок контрольных приборов напротив рулевого колеса. Правее расположились органы управления отоплением, вентиляцией салона:

  • Вентиляционные каналы (дефлекторы);
  • Регулировочные рычаги для управления отопителем.

Рычаги привода воздушной заслонки и крана отопителя обеспечивают необходимый температурный режим микроклимата. Дефлекторы позволяют направлять подаваемый воздух в любом направлении.

Фотография салона ВАЗ-2101

Облицовочная рамка приборной панели металлизированная. В её плоскости находятся: ниша для радиоприёмника, вещевой ящик (бардачок), пепельница. Встроенные пепельницы имеют задние двери. Под рулём установлены рычаги поворота, света фар, стеклоочистителя. Рычаги сцепления, газа, тормоза, кнопка омывателя стекла напольного исполнения.

Внутренняя сторона дверей, эргономичные сиденья отделаны качественным кожзаменителем. Кресла оборудованы регулировочными элементами с возможностью трансформирования под спальные места.

Салон ВАЗ-2101

Хорошо продуманная система отопления, вентиляция салона, режим подачи воздуха, исключающий запотевание стёкол, широкие кресла в достаточном жизненном пространстве, шумоизоляция обеспечивали тот уровень комфорта, при котором водитель и пассажиры чувствовали удовлетворение. Багажник отличается рациональностью и вместительностью.

Тюнинг автомобиля

Тюнинг автомобиля обычно предусматривает доработку, модернизацию, исправление дефектов внешнего вида. Это относится к изменениям в состоянии корпуса машины, салона, ходовой части, двигателя. Обычно работу начинают с замены резины и дисков. Кованые диски самые прочные и надёжные, но дороже литых дисков.

Тюнинг копейки

В комплекте с широкой резиной, после реконструкции колёсных ниш, смотрятся они одинаково эффектно, но вопрос цены решать автолюбителю. Дополнительную привлекательность в экстерьер вносит хорошая оптика и подсветка из светодиодов, однако чрезмерное увлечение подсветкой скорее будет свидетельствовать о плохом вкусе.

Тюнинг ВАЗ-2101

Можно подумать о замене бампера как самой выдающейся обвески кузова, например на объёмный бампер. Это улучшит аэродинамику, создаст спортивный и вызывающий вид. В салоне можно установить музыкальный центр с сабвуфером, заменить панель приборов.

Весомый вклад в интерьер вносит перетяжка обивки салона, создавая особый колорит и улучшая эстетику, обращая внимание на утончённость вкуса владельца.

Кузов «ВАЗ 2101» — первоочередная цель изменений. Здесь можно выбрать два направления:

  1. Ретро — для тех, кто с трепетом воспринимает неизменность внешнего облика автомобиля;
  2. Инжиниринг — для любителей современных форм в которых можно выразить собственную индивидуальность.

Сюда можно включить:

  • Усиление жесткости кузова, как важной части процесса модернизации, для продления жизни машины и повышения надёжности;
  • Изменение прежнего внешнего вида за счёт установки декоративных элементов, замены бампера, установки спойлера и юбки, аэрографии;
  • Глубокий тюнинг корпуса машины коренным образом меняющий дизайн «2101».
Ретро тюнинг ВАЗ-2101

Нередко днище «ВАЗ 2101» нуждается в радикальном восстановлении. Такая работа требует мастерства, хорошего знания конструкции кузова и необходимого набора инструментов: сварочного полуавтомата для сварки в углекислотной среде, болгарки с набором отрезных и зачистных кругов, дрели, домкрата, деревянных колодок, струбцин, гаечных ключей, различных зубил, плоскогубцев, материалов для покраски.

Фото тюнинг ВАЗ-2101

Тюнинг салона «ВАЗ 2101» — находка для самобытного автомобильного дизайнера. Предоставляется обширное поле для самовыражения в гамме отделочных материалов высокого качества, например: покрытие сидений чехлами из натуральной кожи со спец.пропиткой, применение синтетической ткани «алькантара» со свойствами замша, устойчивой к воздействиям различного рода. Такая отделка придаст интерьеру изысканность.

Тюнинг салона ВАЗ-2101

Революционные изменения могут быть направлены на:

  • Гармоничный подбор расцветок;
  • Реконструкцию водительского места, приборной панели (установка выразительных приборных шкал с яркой, но не ослепляющей подсветкой);
  • Замену передних сидений на современные кресла с широким набором регулировок, атрибутами подогрева и проветривания;
  • Придание задним сиденьям анатомических форм;
  • Монтаж климат — контроля;
  • Монтаж в багажник «ВАЗ 2101» сабвуфера;
  • Замену механических подъёмников стёкол на электроподъёмники.

Если воплощённые в тюнинг усилия, время, средства принесли радость автолюбителю и окружающим, то такие затраты можно считать успешным вложением в стоящее дело.

Двигатель «ВАЗ 2101» подвергается тюнингу в том случае, если стоит цель повысить его мощность.

Приведённый здесь способ не включает кардинальных изменений мотора. 

Он предусматривает:

  1. Замену стандартного воздушного фильтра на «нулевик», что по мнению специалистов содействует росту мощности на 3 — 5 л/с. Некоторые утверждают, что такая замена оправдана только под изменённый «спортивный» двигатель;
  2. Установку прямоточного глушителя;
  3. Снятие шероховатостей в коллекторе, полировку каналов головки блока цилиндров, что увеличивает мощность мотора на 5 — 8 л/с;
  4. Установку турбированного компрессора.

Технические характеристики

Двигатель «2101» — родоначальника для всех моделей — карбюраторный. Распредвал имеет верхнее расположение. Привод механизма газораспределения цепной. Ресурс мотора более 18 тысяч километров.

Фотография двигателя ВАЗ-2101

Собранный двигатель совместно со сцеплением и КПП крепится к передней и задней поперечинам через три амортизационные опоры. Сцепление сухое постоянно замкнутое, однодисковое. Подвеска независимая с пружиной и амортизатором телескопического типа.

Технические характеристики
Силовой агрегат
Модель двигателя2101
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм76х66
Рабочий объем, л1,2
Степень сжатия8,5
Номинальная мощность, л/с58,7
Максимальный крутящий момент, кгс/м8,7
Порядок работы цилиндров1–3–4–2
Трансмиссия
Сцеплениеоднодисковое с центральной нажимной пружиной
КПП ВАЗ 2101механическая, трехходовая, четырехступенчатая
Карданная передачадва вала с промежуточной эластичной опорой
Главная передачаконическая, гипоидная
Ходовая часть
Подвеска передних колеснезависимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задних колесзависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Колесадисковые штампованные
Рулевое управление
Редуктор рулевого механизмаглобоидальный червяк с двухгребневым роликом
передаточное число16,4
Рулевой приводтрехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового рычага и поворотных рычагов
Тормозная система
Передние тормозадисковые
Задние тормозабарабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов
Привод рабочих тормозовножной гидравлический, двухконтурный
Стояночный тормозручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов
Эксплуатационные данные
Объем бензобака «ВАЗ 2101», л39
Расход топлива «2101» в городе9.4 л/100 км
Расход топлива на шоссе6.9 л/100 км
Время разгона (0-100 км/ч)22 сек.
Клиренс, мм170
Снаряженная масса автомобиля955 кг
Размер шин155 SR13
Радиус поворота, м5.6
Масса снаряженная, кг1355

Модификации

  • «2101» — Базовая модель. Четыре двери. «Седан». В очень малом количестве выпускался как «лимузин» и «пикап».Мощность 58,7 л/с.
  • «2102» — «Универсал». Выпуск с 1971г. по 1985г. Для перевозки грузов и пассажиров. Пружины и амортизаторы подвески усилены.Заднее сиденье откидное для увеличения багажного отделения. Низкий уровень наружной стенки багажника облегчил погрузку и загрузку. Мощность 62 л/с.
  • «2103» — интерпретация «копейки». 1972г. — 2005г (Экспортный вариант «Лада 1500»).Салон и багажник «люкс». Мощность 77 л/с.
  • «2105» — Модель положила начало вазовским машинам второго поколения. Модернизирован экстерьер и интерьер. Впервые привод ГРМ ременной. Обогрев заднего окна и обдув стёкол дверей. КПП пятиступенчатая. 1983г. — 2010г. 75 л/с.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Относительный внутренний комфорт;
  • Хороший обогрев в зимнее время;
  • Хорошая вентиляция, шумоизоляция,
  • Беспроблемный запуск двигателя на холоде;
  • Экономичная, дешёвая, простая в ремонте;
  • Просторный салон, вместительный багажник.
  • Плавность хода, хорошая динамика.

Минусы машины

  • Неудачная эргономика сидений;
  • Отсутствие активной безопасности;
  • Ограниченный ресурс до кап.ремонта;
  • Нет гидроусилителя;
  • Малая средняя скорость;
  • Невысокая антикоррозийная защита;
  • Недостаточная жёсткость корпуса автомобиля;
  • Низкий ресурс распределительного вала.

Подводим итоги

Производство этой модели стало ошеломляющим прорывом в отечественном автопроме. Актуальность технических, дизайнерских решений выдвинули «копейку» на пьедестал удивительной востребованности на внутреннем рынке и в экспортном варианте.

Фотография автомобиля ВАЗ-2101

И сегодня, спустя 47 лет, «единичка» — потрясающий долгожитель, успешно колесит по дорогам ближнего и дальнего зарубежья.

Советуем Вам прочитать статью: История АвтоВАЗа – автомобили LADA

ВАЗ-2101 фото

Видео обзор

LADA 2101

7 июня 2004 года в Москве торжественно открыли памятник «Копейке».

«Вам, жителям века двадцать первого, в память о мечте миллионов, живших в веке двадцатом!» – сказал председатель АвтоВАЗа на церемонии открытия монумента. Современным водителям даже в голову не придет, что машину можно заставить двигаться с помощью кувалды и хорошего пинка. А владельцы «копеек» могли починить свою «ласточку», если рядом был магазин бытовых товаров и отдел кожгалантереи. Копейка - машина, без которой не было бы сегодняшних автомобилей – напутствовал молодых водителей руководитель АвтоВАЗа. Памятник автомобилю ВАЗ 2101 в натуральную величину на мраморном постаменте установили на подъезде к офису АвтоВАЗа.

ВАЗ 2101 не единожды награждали самыми лестными эпитетами – символ эпохи, гордость страны, народный автомобиль. Даже спустя четверть века после прекращения серийного производства, неубиваемые копейки шустро бегают по дорогам во всех уголках земного шара, как показательный образец неприхотливости и выносливости.

ВАЗ 2101, построенный на базе итальянского седана FIAT 124, не был точной его копией. Инженеры ВАЗа во время подготовительной работы и близкого знакомства с устройством итальянского седана, внесли массу изменений в зарубежный прототип. Двигатель, ставший базовым агрегатом для семейства ВАЗ 2101, в отличие от первоначально предлагаемого итальянцами фиатовского мотора, имел распределительный вал в головке цилиндров, вместо морально устаревших штанговых клапанных приводов. ВАЗовский двигатель прекрасно поддавался форсировке, чем не замедлили воспользоваться гонщики Союза, получив в свое распоряжение базу, ставшую основой для нового поколения спортивных автомобилей.

Советские газеты начала семидесятых годов прошлого века пестрели восторженными отзывами. Оказалось, что владельцам Жигули 2101 не нужно сливать на ночь воду зимой. Качество сборки ВАЗ 2101 позволяло отказаться от практики так называемой обкатки. Автовладельцы СССР узнали, что такое антифриз. Как грибы появлялись сотни и тысячи автомастерских. Машина ВАЗ 2101 продавалась с заводской гарантией и возможностью официального автосервиса. Покупателю ВАЗ 2101 полагалась сумка с комплектом ремонтных инструментов. В числе прочего прилагалась пусковая рукоятка. «Кривой стартер» позволял вручную раскрутить коленвал на нейтральной передаче при выключенном моторе. Согласно заводской инструкции, после продолжительной стоянки и в холодное время года, ВАЗовская копейка авто легко заводилась с кривого стартера.

В шестидесятые годы 20 столетия на дорогах СССР господствовали Волги и Чайки, Москвичи и Запорожцы. Автомобили Горьковского завода редко мог позволить себе даже чиновник высокого ранга. Очереди на Москвич ждали долгие годы, даже простецкий Запорожец приобрести в свободной продаже было практически невозможно. Автомобильный рынок СССР не мог удовлетворить спрос желающих иметь собственный легковой автомобиль. В стране остро назрела необходимость в новой машине – доступной и современной.

Отцом Волжского автозавода считают Алексея Косыгина – бывшего председателя Совета Министров СССР. По свидетельству очевидцев, побывав на заводе «Москвич», Косыгин пришел в бешенство. «Мы водим сюда иностранные делегации. А это позорище!» – лютовал председатель Совмина, глядя на запущенность и плачевное состояние заводского оборудования. Несколько лет подряд А.Косыгин, бывший на тот момент еще первым заместителем председателя Совмина, пытался убедить Н.Хрущова в том, что стране срочно необходим большой завод, который бы смог производить не менее 2 тысяч маленьких легковых машин в день. Никита Сергеевич был категоричен – народу нужны автобусы и троллейбусы, а не буржуйские легковушки.

Только после вступления в должность председателя Совмина, А.Косыгин смог, наконец, реализовать свою идею. Причем основной задачей выпуска на рынок нового автомобиля А.Косыгин видел вовсе не обеспечение населения собственным транспортным средством, а возможность вывода в денежный оборот колоссального количества наличной денежной массы, которую за послевоенное время накопили граждане Союза.

Но даже всесильный Председатель Совета Министров СССР не мог противостоять грузной военной машине. Дмитрий Устинов – министр обороны, Герой Советского Союза, маршал, влиятельный член ЦК КПСС выступил категорически против создания нового советского автозавода с привлечением помощи иностранного государства. Д.Устинов был уверен, что народ, покоривший космос, выигравший ВОВ, создавший водородную бомбу, в состоянии самостоятельно разработать обычную машину. А.Косыгин, поддерживающий во внутрипартийной коалиции «промышленный» блок, считал, что без помощи крупных зарубежных автокомпаний при создании нового автопредприятия не обойтись.

Историческое заседание Политбюро грозило навсегда похоронить планы по строительству нового автозавода. Возразить Д.Устинову, красочно описывающему мощь советской промышленности, в том числе оборонной, значило бы признаться в недостаточном патриотизме, вере в собственную державу. Члены Политбюро один за другим соглашались с доводами министра обороны. В последний момент А.Косыгин совершено неожиданно выступил с предложением построить не один автозавод, а два. Причем к созданию первого предприятия привлечь зарубежных партнеров, а строительство второго поручить министерству обороны. Компромиссное решение приняли единогласно.

Результатом работы советских оборонщиков стал Ижевский автомобильный завод. Каждый год с его конвейеров сходили 200 тысяч экземпляров Москвичей. Но производство Москвичей, ни в какое сравнение не шло с размахом детища А.Косыгина. Волжский автозавод строили, что называется, всем миром. Подобными темпами мог похвастаться разве что Горьковский автозавод, построенный на волне индустриализации всего за 15 месяцев. Работа на стройке не прекращалась ни на минуту. Строители работали по сменам и днем и ночью. На площади более пятисот гектаров, сменяя друг друга, трудились 40 тысяч человек.

Строительные работы начали 14 января 1967 года. Каждый год грандиозного строительства получал собственное имя – Год Большого Бетона, Год Большого Монтажа. В 1970 с отлаженного конвейера ВАЗа в количестве шести экземпляров сошел первый ВАЗ-2101. Четыре красных и два синих ВАЗ 2101, символизирующие цвета флага РСФСР, из цеха сразу же отправились на испытания. По планам новый завод должен был выпускать 660 тысяч легковых машин каждый год. В середине 60-х это было столько же, сколько единиц транспортных средств, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы, собирали на всех автотранспортных предприятиях СССР вместе взятых. В распределительной торговой сети первый ВАЗ 2101 появился в августе 1970 года.

Зарубежного партнера советское правительство выбирало долго и придирчиво. Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» провел серию сравнительных тестов семи легковых автомобилей: «Запорожца», Москвича 408, Skoda MB 1000, Morris 1100, Ford Taunus, Renault R16 и Peugeot 204. На коллегии Минавтопрома руководитель НАМИ настоятельно рекомендовал в качестве иностранного партнера французскую фирму Renault.

За время, прошедшее со времен победы в Великой Отечественной Войне, отношения между бывшими союзниками СССР – Соединенными Штатами, Францией и Германией перешли из разряда дружественных в стадию холодной войны. В Италии, несмотря на ее профашистское поведение в годы войны, всегда было мощное социалистическое движение. Автомобильный концерн FIAT твердо стоял на ногах, обладал одними из самых современных инженерных разработок в области машиностроения, располагал наиболее разнообразным модельным рядом и считался законодателем автомобильной европейской моды.

Бытует история (то ли правда, то ли нет), в которой Министр автопромышленности СССР пришел на доклад к Леониду Брежневу и рассказал о результатах испытаний, проведенных специалистами НАМИ. На что Л.Брежнев якобы ответил: «Вы, товарищ, занимайтесь автомобилями, а мы будем заниматься политикой. Итальянцы нам ближе французов». Чтобы окончательно задобрить главу коммунистических боссов итальянских «левых» и продемонстрировать свое расположение, ЦК КПСС принял решение о переименовании города Ставрополь-на-Волге в честь большого друга страны Советов, генерального секретаря Итальянской компартии Пальмиро Микеле Никола Тольятти.

20 июля 1966 года Правительство Советского Союза подписало постановление о сооружении нового завода в городе Тольятти. 15 августа 1966 года компания FIAT заключила контракт с советским Министерством внешней торговли в сфере конструирования на территории Союза автомобиля, проектирования строительства нового автозавода, курирования процесса стройки с его последующим запуском. В январе 1967 года стартовало возведение первого вспомогательного цеха. Всего через четыре года 15 апреля 1974 года на ВАЗе собрали миллионный легковой автомобиль.

С началом конструирования и производства, совместно разработанного легкового автомобиля ВАЗ 2101, в СССР были кардинально перестроены большая часть промышленных отраслей и переписаны сотни ГОСТов. Только одних научно исследовательских институтов (НИИ), работавших над созданием новых материалов, узлов, деталей, тканей, лакокрасочных покрытий, масел, полимеров для ВАЗ копейка по всей стране было задействовано более шести десятков. В честь ВАЗ 2101, сошедшего с конвейера ВАЗа 19 апреля 1970 года, ежегодно на Волжском автозаводе отмечают - «День первого автомобиля».

В апреле 1971 года седан VAZ 2101 начали экспортировать на мировые рынки: в Югославию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Чехословакию, Египет, Австрию, Нигерию, ФРГ, Швейцарию, Кубу. По состоянию на начало семидесятых постановлением ЦК КПСС на ВАЗ 2101 цена составляла 5,5 тысяч рублей. Даже не смотря на то, что среднемесячная зарплата рядового советского работника составляла 150-200 рублей, найти ВАЗ 2101 в розничной продаже было невозможно. На черных рынках стоимость ВАЗ 2101 у перекупщиков составляла 7-10 тысяч советских рублей. За десять лет с 1970 по 1980 годы в Советском Союзе парк личного легкового автотранспорта вырос с 1 миллиона до 7 миллионов машин.

Жигули Копейка стал первым отечественным автомобилем, в оформлении которого были использованы полимеры высокого качества, не деформирующиеся при контакте с агрессивными жидкостями и при попадании на них прямых солнечных лучей.

Одним из изменений, которым ВАЗовские инженеры подвергли салон ВАЗ 2101, стала странная, по мнению итальянских партнеров, перекройка передних кресел. Зато копейка 2101, в которой, в отличие от FIAT 124, передние сиденья раскладывались полностью, могла трансформировать внутреннее пространство салона в два полноценных, почти ровных спальных места.

Итальянцы предложили рассмотреть вариант внедрения в производство еще одной модели на базе люксового седана FIAT 124S. Советская сторона рассмотрела прототип, но в целях максимальной экономии себестоимости производства, отказалась от него в пользу собственной разработки, ставшей люксовой модификацией базового седана - моделью ВАЗ 2103. У FIAT 124S ВАЗовцы «подсмотрели» наружные травмобезопасные дверные ручки.

Первый ВАЗовский автомобиль ВАЗ 2101 украшала фирменная эмблема. До того состояния, в котором ВАЗовская ладья дошла до наших дней, геральдический символ Волжского автозавода прошел несколько трансформаций. Сегодня мало кто помнит, что символ ВАЗа, напоминающий поморскую ладью, кораблик с надутым парусом, на самом деле изначально задумывался, как стилизованная литера «В».

Первую пробную партию фирменных знаков в виде удлиненной трапеции с надписью «ТОЛЬЯТТИ» под буквой-корабликом заказали Фиату. И все бы было хорошо, если бы итальянцы не перепутали латинскую литеру «R» и кириллическую «Я». Чтобы не выбрасывать бракованную партию шильдиков, значки с надписью «ТОЛЬRТТИ» раздали работникам ВАЗа. Следующие партии фирменных знаков делали уже в Союзе. В 1971 году с рубиново-алого фона убрали слово «Тольятти», аргументируя это невероятной для сегодняшнего дня причиной. Мол, нечего всем классовым недругам и шпионам подсказывать, где конкретно находится стратегически важный объект советского машиностроения.

Тольяттинскому автозаводу с первых дней существования не везло с брендами. Собственно, даже название завода пришлось утвердить вразрез существующей в Советском Союзе системы поименований. К чести сотрудников Минавтопрома Тольяттинский автомобильный завод (ТАЗ) переименовали в Волжский автомобильный завод (ВАЗ) еще до того, как первая партия потенциальных «тазиков» сошла с конвейера.

В августе 1968 года в журнале «За рулем» появилось объявление о проведении всенародного конкурса на название для народного автомобиля. Тысячи участников присылали свои варианты. Дирекция завода оказалась перед трудным выбором. Наибольшее число вариантов, так или иначе, обыгрывали имя вождя революции («Ленинец», «ВИЛ» (Владимир Ильич Ленин)), или касались военной тематики («Катюша», «Победа»). После долгих споров и тысяч вариантов, руководство завода решило остановиться на совершенно нейтральном с политической точки зрения бренде «Жигули», которое еще в 1967 году предложил в качестве названия проекта конструктор ВАЗа А.М.Чернов.

Добросовестно отрапортовав в Министерство автопромышленности о найденном для новой модели имени, руководство ВАЗа вздохнуло свободно. А зря. Специалисты внешнеторгового объединения АВТОЭКСПОРТ, двигавшие советские модели в другие страны мира, узнав о названии первенца ВАЗа, всполошились не на шутку. Оказалось то, что в Союзе ассоциируется с невысоким горным массивом в Самарской области, во всем остальном мире созвучно с неприличным словом «gigolo», оскорблением, характеризующим мужчину, который живет за счет женщины, такого себе проститута, альфонса, сводника (в Союзе и слов-то таких не было). В срочном порядке для экспортных версий ВАЗ 2101 было придумано название «LADA». Впоследствии шильдиком Лада 2101 стали помечать не только экспортные варианты, но и седаны, собранные для внутреннего рынка. В конце восьмидесятых за первым ВАЗовским седаном прочно закрепилось прозвище «Копейка».

В 1982 году ВАЗ прекратил производство двигателей рабочим объемом 1,3 литра. У базовой «Копейки» цена колебалась в диапазоне 6,5-7 тысяч рублей. В 1983 году завод снял с конвейера оригинальный ВАЗ 2101. Средняя цена ВАЗ 2101 по состоянию на 1983 год составляла около 7-7,5 тысяч рублей. Жигули «Копейка» в модификации ВАЗ 21013 была изъята с главного конвейера ВАЗа в 1988 году. На момент прекращения производства “копейки, стоимость седана начиналась с суммы порядка 9,5 тысяч рублей. За все сорок два года производства на ВАЗе собрали 4 миллиона 850 тысяч экземпляров легкового автомобиля ВАЗ 2101 с учетом всех модификаций.

В семействе ВАЗ 2101 модель выпускалась в трех вариантах – базовый седан ВАЗ 2101, люксовая версия ВАЗ 2103 и модификация в кузове «универсал» ВАЗ 2102.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости