С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Заряд разряд автомобильного аккумулятора


Как правильно разрядить зарядить аккумулятор автомобиля. Как правильно зарядить. KakPravilno-Sdelat.ru

Какие есть способы разрядить аккумулятор автомобиля

Бывают ситуации, когда вам нужно разрядить аккумулятор. Казалось бы, что может быть проще. Но здесь важно сделать разрядку правильно. Аккумулятор нельзя разряжать ниже определённого предела. Обычно этот порог контролируется по напряжению и при достижении нижнего предела разрядка останавливается вручную или автоматически. Если вовремя не прекратить разряд, это может привести к глубокому разряду АКБ. Такой результат нежелателен, особенно для кальциевых аккумуляторов. После этого аккумулятор может безвозвратно потерять часть своей ёмкости. Поэтому нужно знать, как правильно разрядить аккумулятор автомобиля. Об этом и будет наша небольшая статья.

Зачем разряжать аккумулятор автомобиля?

Разрядить АКБ может потребоваться, например, если вы хотите провести тренировочный заряд-разряд аккумулятора. Специалисты рекомендуют проводить эту процедуру хотя бы раз в год. Лучше всего заниматься этим осенью в рамках подготовки автомобиля к зиме. Это позволяет увеличить срок эксплуатации аккумуляторной батареи.

Разрядить аккумулятор может потребоваться, если вы хотите измерить реальную ёмкость вашей АКБ. В этом случае аккумулятор полностью заряжается, а затем ставится на разрядку фиксированным током. В процессе засекается время разряда до определённого напряжения (10,3 В общее или 1,7 В одна банка) и вычисляется ёмкость. Это поможет понять, сколько АКБ потеряла ёмкости от номинала и в каком состоянии она находится. Подробнее о напряжении аккумулятора автомобиля читайте в статье по ссылке. Вернуться к содержанию

Способы разрядить аккумулятор

Как разрядить аккумуляторную батарею не снимая с авто?

Этот вид разрядки аккумулятора самый простой. Можно сказать, естественный. Если у вас есть точный вольтметр в бортовой сети, то не потребуются никакие вспомогательные инструменты. Если же нет, то нужен мультиметр для контроля за напряжением аккумуляторной батареи. В противном случае вы просто прозеваете тот момент, когда нужно останавливать разряд. Этот момент контролируется именно по величине напряжения.

Как уже говорилось, нижний порог составляет 10,3 вольта на выводах всей батареи или 1,7 ─ одной банки. Конкретное время разрядки назвать сложно, поскольку для вытягивания энергии АКБ используются бортовые потребители. А они могут иметь разное энергопотребление.

Сам процесс разрядки прост до безобразия:

  • Заглушите двигатель;
  • Включите фары (магнитолу, обогрев, стёкол, печку);
  • Периодически контролируйте напряжение аккумуляторной батареи (встроенным вольтметром или мультиметром прямо на выводах);
  • После того как значение напряжения упадёт до 10,3 вольта, разряд прекращается. После этого лучше всего сразу поставить аккумулятор на зарядку. Держать его в разряженном состоянии не следует.

Стоит сказать, что разрядка аккумулятора на машине подходить только тогда, когда вам нужно тупо разрядить АКБ и больше ничего. Узнать реальную ёмкость аккумулятора таким способом не получится, поскольку для этого нужно разряжать батарею фиксированным значением тока. А сколько в процессе работы «съедают» фары, печка или магнитола? Чтобы это узнать, вам нужно будет ставить в разрыв цепи амперметр для измерения тока и засекать время разрядки. Тогда можно узнать реальную ёмкость. При измерении ёмкости, перед тем как разрядить АКБ, нужно её полностью зарядить (степень заряда проконтролировать по плотности электролита). При таком подходе аккумулятор проще снять и разрядить отдельно, как описано ниже.

Как разрядить АКБ вне авто?

Если вы хотите нормально провести контрольно-тренировочный цикл, то аккумуляторную батарею нужно снять с автомобиля. Затем полностью зарядить от сетевого зарядного устройства. После этого проверьте ареометром плотность электролита в каждой банке. В среднем это значение на полностью заряженном аккумуляторе должно лежать в интервале 1,27─1,29 гр./см3. Дополнительно можете прочитать материал о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Возможно, вам пригодиться статья о выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора .

Затем нужно разрядить АКБ. Для этого нужно собрать следующую схему.

Схема для разрядки автомобильного аккумулятора

Вольтметр в схеме нужен для контроля за напряжением. С помощью амперметра и реостата вы устанавливаете необходимый ток разрядки. Ток устанавливается исходя из того режима, в котором вы будете разряжать АКБ. В 10 часовом режиме разряда сила тока ставится 9% от номинальной ёмкости аккумулятора. Для распространённых на легковых авто батарей 55 Ач ток разряда будет около 4,95 А.

Выставляете ток и поддерживаете его до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 10,3 вольта. Чтобы определить реальную ёмкость АКБ, величину тока в амперах умножаете на время разряда в часах. Получаете ёмкость в Ач.

Разрядка аккумулятора автомобиля лампочкой

Если у вас нет в наличии реостата, не проблема. Подходящее сопротивление можно сделать из автомобильной лампочки 12 В или нескольких. Подберите лампочки подходящей мощности. Для примера выше, чтобы получить ток 4,95 А нужна лампочка 12 В мощность 60 ватт. В остальном то же самое. Разряжаете аккумулятор до напряжения 10,3 вольта. Только учтите, что лампочки греются и под них нужно подложить что-то негорючее.

После проведённого полного разряда, АКБ нужно как можно быстрее поставить на зарядку с постоянным током. Так вы сможете зарядить его наилучшим образом.

Разрядка аккумулятора многофункциональным зарядным устройством

Этот способ разрядить батарею самый безопасный и удобный, но нужно иметь многофункциональное зарядное устройство типа iMAX B6. С помощью подобных устройств можно провести заряд-разряд кислотного автомобильного аккумулятора, литиевого, щелочного. Такой подход удобен тем, что вам не нужно постоянно ловить с вольтметром окончание разрядки. Устройство автоматически прекратит процесс.

В случае с iMAX B6 от вас потребуется только задать тип батареи, разрядный ток и нижний порог напряжения АКБ, при котором следует остановить процесс. Дальше устройство разрядит аккумулятор и подаст сигнал об окончании операции. При этом оно вычислит реальную ёмкость АКБ в мАч. Далее, поменяв программу, можно поставить аккумулятор заряжаться. Кстати, реальную ёмкость можно вычислить при зарядке полностью заряженного аккумулятора.

Такие вот есть способы разрядить аккумуляторную батарею. Если вы знаете другие методы, ждём от вас комментариев. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте статью!

Вернуться к содержанию

Примите участие в опросе!

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

C приходом холодов в наши края, у автолюбителей все чащи и чаще возникают проблемы с автомобильными аккумуляторами. Сейчас мы попробуем разрешить проблему зарядки АКБ (автомобильного аккумулятора).

Зарядные устройства автомобильных аккумуляторов являются внешними, запитываются от сети 220—230 В переменного тока штепсельным разъёмом и снабжены зажимами-крокодилами для присоединения к клеммам аккумулятора.

Необходимый ток для запуска двигателя внутреннего сгорания должен в моменте достигать значений 100—1000 А

Заряжать аккумулятор лучше всего в теплом помещении с хорошей вентиляцией, потому как в процессе зарядки выделяется газ, который может нанести вред вашему здоровью.

Итак, после того как мы сняли аккумулятор, его необходимо очистить от грязи, тщательно протерев его тряпочкой, это необходимо для правильной зарядки, чтобы не возникало контакта между клеммами из-за грязевой дорожки, которая может проводить электричество.

Дальше нам потребуется источник постоянного тока. Так же необходим выпрямитель, допускающий регулировку рабочего напряжения вплоть до 15-16 вольт. При правильной работе генератора автомобиля, напряжение на аккумуляторе, при работающем двигателе должно быть 14 вольт, без включенных потребителей тока, ( печка или фары, или обогрев зеркал). Поэтому чтобы аккумулятор полностью зарядить нам необходимо напряжение больше 14 вольт.

Чем больше напряжение зарядного устройства аккумулятора, тем лучше он зарядится. Если 24 часа непрерывно заряжать аккумулятор при напряжении 14 вольт, то можно рассчитывать, что наш аккумулятор зарядится на 70-80 процентов, при напряжении в 15 вольт эта цифра уже будет 90-94 процента. Зарядное устройство необходимо выставить на максимальный ток заряда равным 20 ампер. В процессе заряда аккумуляторной батареи, ее напряжение будет приближаться к напряжению зарядного устройства.

Чтобы правильно перезарядить аккумулятор, его сначала надо полностью разрядить.

Делается это подключением к нему потребителя, лампочка, моторчик (заодно и пробег скрутим, шутка) до его полной разрядки. Начинаем заряжать при малом токе, потом постепенно увеличиваем ток. Если у вас не #171;тупое#187; зарядное устройство, как у меня (советский #171;рассвет#187;) а современное, то оно само будет скидывать ампераж, и выключится когда аккумулятор будет заряжен.

У полностью заряженной батареи плотность электролита должна быть 1270, это проверяется ареометром. Этот показатель варьируется от погоды и от региона использования АКБ. Если в какой-либо из банок, наблюдается значительное расхождение в плотности электролита с остальными, то скорее всего повреждена или осыпался стержень, и правильно аккумулятор работать уже не будет, а доставит вам только кучу бед. Такой аккумулятор следует сдать предприимчивым дядечкам, которые их восстанавливают, они вам дадут за него около 100-200 рублей.

Полная чепуха написана в статье, автору следует более точнее разобраться в зарядке аккумуляторов.

#171;Чем больше напряжение зарядного устройства аккумулятора, тем лучше он зарядится. Если 24 часа непрерывно заряжать аккумулятор при напряжении 14 вольт, то можно рассчитывать, что наш аккумулятор зарядится на 70-80 процентов, при напряжении в 15 вольт эта цифра уже будет 90-94 процента.#187; Кто Вам такое сказал? Что за бред. При зарядке аккумулятора необходимо учитывать такую величину как СИЛУ ТОКА, но никак не напряжение. Кстати оно должно быть постоянным, никаких 14-15 и т.д вольт. Для нормального заряда аккумулятора требуется источник постоянного напряжения 13,8 вольт, с регулятором силы тока. Начинать заряжать начиная с небольшой силы тока(1,5-2A), затем увеличить до 3-х ампер, и при таких значениях заряжать не менее 12 часов. Импортные автоматические зарядники всё регулируют автоматически, и когда аккумулятор набирает полную емкость, зарядник автоматически отключает зарядку.

Могу поспорить. Лучше заряжать при переменной силе тока, но с постоянным напряжением. Для автомобильных аккумулятор лучше напряжение 16 Вольт при зарядке, тогда за 20 часов аккумулятор полностью зарядится. такие устройства должны оставлять на одном и том же уровне напряжение, но понижать силу тока.

В армии служил со мной парень, он был на должности Аккумуляторщика. У него была своя каптерка, в ней были одни акб. Он сначала полностью разряжал аккумулятор (напряжение примерно 10 Вольт), а уже после ставил на зарядку.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор своими руками

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. С наступлением осени многие владельцы авто начинают задумываться о необходимости проверить аккумулятор на уровень его заряда.

И это понятно, ведь делать это нужно для того, чтобы в зимнее время не появилось никаких трудностей с запуском автомобиля, поэтому сегодня мы рассмотрим, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор

Вопрос о зарядке аккумулятора обычно встаёт зимой, ведь все водители знают, что холод не самым хорошим способом может влиять на аккумуляторную батарею.

Зачастую утром, после холодной морозной ночи, повернув ключ замка зажигания, мы слышим в ответ тишину, раз, два, а стартер не крутит и просто невозможно завести автомобиль.

Конечно при нормальном обращении со своим автомобилем и аккумулятором, можно легко избежать подобных проблем, и так сказать продлить жизнь источнику питания, но по разным причинам не у всех это получается. Итак, давайте разберёмся, как происходит весь процесс зарядки автомобильного аккумулятора.

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

Перед тем как приступить к зарядке аккумулятора, его нужно извлечь с автомобиля, но в критической ситуации, конечно, это некатегорично.

Аккумулятор необходимо заряжать только в хорошо выветриваемом помещении, это может быть как улица, так и балкон либо в гараже, но как можно дальше от предметов, которые с лёгкостью могут воспламениться.

Необходимо знать, что аккумулятор содержит большое количество смесей, которые в любой момент могут возгореться, поэтому во время зарядки нужно оградить аккумулятор от всех предметов, которые могут вызвать искру. Так же не забудьте прочитать статью про выбор аккумулятора для автомобиля .

При зарядке аккумулятора не вынимая его из автомобиля, рекомендуется отключить и обесточить все электрические приборы, так как даже при выключенном зажигании на некоторые из них поступает напряжение, поэтому лучше скинуть клеммы с АКБ.

Если во время использования вы периодически смазывали аккумуляторные клеммы, что бы они не окислялись, то перед зарядкой их нужно обязательно очистить от смазки и грязи.

Для того чтобы хорошо и качественно подзарядить автомобильный аккумулятор, сначала его необходимо разрядить, так он лучше, как говорится, возьмет зарядку.

Для быстрей разрядки рекомендуется подключить к нему какой-нибудь предмет, который расходует электричество, и поставить его на 6–8 часов, а лучше всего — на всю ночь.

Как проверить аккумулятор ариометром

Для того чтобы проверить плотность электролита в аккумуляторе, нужно воспользоваться специальным прибором, под названием Ариометр стоимость его совсем небольшая и каждый владелец может его свободно приобрести.

В лучшем случае плотность должна составлять 1,25–1,27 г/см, а в северных регионах 1,29г/см. В рабочем и полностью исправном аккумуляторе, свинцовые пластины, которые проводят ток, должны как бы утопать в электролите.

Если уровень электролита в какой-либо из банок низкий, то необходимо просто долить чистой дистиллированной воды, приобрести ее можно в любом магазине запчастей.

Нужно быть особо аккуратным при работе с электролитом, его попадание на кожу человека, может нести за собой ужасные последствия, лучшим предохранением от несчастного случая будут одетые перчатки.

Все аккумуляторные банки необходимо открыть, после чего присоединить клеммы с зарядного устройства к клеммам аккумулятора плюс на плюс, а минус на минус.

Далее, нужно выставить ток, а самое главное сделать это правило. Выдаваемый ток с зарядного устройства должен соответствовать 1/10 от ёмкости заряжаемого аккумулятора, допустим 75 -7,5 ампер 60-6 ампер и так далее.

Как узнать когда аккумулятор будет полностью заряжен? Когда аккумулятор достигнет своей полной зарядки, то стрелка Амперметра будет стоять на нуле или рядом с ним.

Если никаких перепадов напряжение при зарядке нет, то аккумулятор заряжается правильно. Хорошая, плотная зарядка аккумулятора может составить от восьми до десяти часов.

Коротко о технологии зарядки аккумулятора:

  • Откручиваем или вытаскиваем пробки на аккумуляторе в зависимости от марки.
  • Доливаем дистиллированную воду в банки до нужного уровня.
  • Подсоединяем клеммы зарядника к клеммам аккумулятора, только потом подключаем к сети.
  • Выставляем ток на зарядном в зависимости от емкости АКБ.
  • Следим за процессом зарядки АКБ, при нормальной зарядке стрелка на зарядник потихоньку падает к нулю.
  • После зарядки проверяем уровень электролита если все в норме, то зарядка автомобильного аккумулятора считается завершенной.

Вся вышеописанная информация и все основные принципы подзарядки автомобильного аккумулятора, помогут вам справиться с этой задачей самостоятельно и без особого труда.

Главное не допускать ошибки при проведении этой операции так как даже самая мелкая оплошность может попросту вывести ваш аккумулятор их строя. Удачной дороги и конечно же без поломок.

Источники: http://akbinfo.ru/ustrojstvo/kak-razrjadit-akkumuljator-avtomobilja.html, http://autoclub36.ru/remont/kak-pravilno-zaryazhat-avtomobilnyj-akkumulyator/, http://remontavtovaz.ru/avto-sovety/kak-pravilno-zaryadit-avtomobilnyj-akkumulyator-svoimi-rukami.html

Комментариев пока нет!

Методы заряда и разряда аккумуляторных батарей

Категория:

   Автомобильные аккумуляторы

Методы заряда и разряда аккумуляторных батарей

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи можно заряжать от любого источника постоянного тока при обязательном условии, что его напряжение больше, чем напряжение заряжаемой аккумуляторной батареи.

Напряжение батареи при заряде изменяется в зависимости от степени ее заряженности и температуры электролита. Поэтому в процессе заряда аккумуляторной батареи необходимо регулировать напряжение источника питания. Процесс заряда может вестись различными способами, основные из которых будут рассмотрены ниже.

Заряд при постоянной силе тока. При этом способе значение зарядного тока в течение всего времени заряда остается постоянным. Этот способ является основным и наиболее универсальным. Заряжаемые батареи соединяют последовательно между собой. Последовательно с ними включают и реостат, с помощью которого регулируют силу зарядного тока; для этой цели применяются и другие регуляторы, например тиристорные, которые, периодически включая и выключая сопротивление в цепи, меняют значение тока так, что среднее его значение оставалось постоянным во времени. Число одновременно включенных на заряд батарей зависит от напряжения сети Uc, к которой подключается группа батарей.

Рис. 1. Схемы подключения батарей к зарядному устройству и характеристики зарядов

Коэффициент 0,5 в знаменателе формулы введен для того, чтобы обеспечить широкие пределы регулирования, позволяющие при необходимости осуществлять заряд половинным током (вторая ступень).

В каждую группу следует подключать максимально возможное число батарей с тем, чтобы в реостате гасилось, как можно меньше энергии. Все батареи одной группы должны иметь примерно одинаковую емкость и одинаковую степень разряда.

Разность плотностей электролита в полностью заряженных аккумуляторных элементах батареи не должна превышать 0,01 г/см3. Для выравнивания плотностей электролита в батареях, имеющих отдельные элементы с пониженной плотностью электролита, эти батареи дополнительно дозаряжают в течение 2 ч. Если плотности электролита в отдельных элементах после дозарядки батарей не выравнялись или плотность электролита во всех элементах батареи оказалась несколько выше или ниже нормы, то ее необходимо откорректировать до нормального значения с точностью ±0,01 г/см3. Корректировка производится в батарее, включенной на заряд, когда обильное газовыделение обеспечивает хорошее перемешивание электролита,

Корректировку плотности электролита рекомендуют проводить следующим образом. Если плотность электролита, приведенная к 25 °С, ниже требуемой, то в аккумуляторы доливают электролит плотностью 1,40 г/см3, я если она выше — доливают дистиллированную воду. Сначала из аккумулятора в зависимости от имеющейся и требуемой плотности отбирают определенный объем электролита. И, наконец, через 30 мин проверяют плотность электролита в аккумуляторах. При нормальном ее значении доводят уровень электролита до нормы. Если разница между фактической и требуемой плотностями электролита велика, то операцию отбора—доливки повторяют три-четыре раза с интервалами между ними в 30 мин. Это необходимо для выравнивания плотности электролита в аккумуляторе.

Основными недостатками такого способа заряда свинцово-кислотных аккумуляторных батарей являются: большая продолжительность, необходимость постоянно контролировать и регулировать силу зарядного тока, нерациональный расход электроэнергии на электролиз воды в конце заряда, вредное влияние перезаряда на разрушение электродов. При этом способе в конце заряда наблюдается значительное повышение температуры электролита, что отрицательно влияет на срок службы аккумуляторной батареи. В связи с этим инструкцией по эксплуатации рекомендовано при повышении температуры электролита до 45 °С снижать зарядный ток в два раза или прервать заряд для охлаждения электролита до 30—35 °С.

Заряд при постоянном напряжении. Этот способ заряда обеспечивает простоту проведения и поддержания режима заряда. Аккумуляторные батареи в этом случае подключаются непосредственно (без реостатов) к источнику энергии, зарядное напряжение которого поддерживается постоянным в течение всего процесса. Напряжение источника должно быть равно зарядному напряжению аккумуляторной батареи, т. е. на каждый аккумуляторный элемент должно приходиться 2,4—2,5 В. Следовательно, общее напряжение источника энергии составит для 6-вольтовых батарей 7,2—7,5 В, для 12-вольтовых — 14,4—15,0 В. Значение зарядного тока для каждой из заряжаемых батарей устанавливается автоматически й зависит от .технического состояния батареи (степени разряда, температуры электролита и т.д.). В процессе заряда, когда напряжение батареи постоянно возрастает, сила тока понижается и к концу заряда становится заметно меньше, чем сила тока при заряде способом постоянства тока.

Несмотря на различие в значениях тока, общая продолжительность полного заряда батарей при обоих методах одинаковая. Но тем не менее заряд при постоянном напряжении в ряде случаев предпочтителен, так как сообщенная в этом случае энергия расходуется в основном непосредственно на сам процесс заряда, когда еще невозможно газовыделение, и только незначительную часть энергии батарея получает при напряжении, когда уже возможно газовыделение.

Заряд при постоянном напряжении позволяет вести форсированный процесс заряда, который известен под названием «закона ампер-часов». Суть такого метода заключается в том, что аккумуляторная батарея должна заряжаться током, численно равным 95% емкости, которую ей надо сообщить, т. е. заряд должен постепенно снижаться так, чтобы зарядный ток был всегда меньше, чем количество ампер-часов, которое недостает батарее до получения полного заряда. Таким образом, заряд будет протекать без перегрева электролита и чрезмерного газовыделения. Как показывает практика, заряд, проведенный согласно закону ампер-часов, позволяет восстановить 90% емкости, снятой с батареи за 2,5 ч. Для полного заряда батареи этим методом требуется 4—4,5 ч.

Как уже отмечалось, заряд аккумуляторной батареи на автомобиле является, по существу, зарядом при постоянном напряжении. Этот способ внедряется также на стационарных и подвижных зарядных станциях благодаря малому времени заряда и простоте обслуживания. Однако ввиду того, что полный заряд батареи в этом случае невозможен, заряд при постоянном напряжении следует рассматривать как вспомогательный метод, который должен сочетаться с периодическими полными зарядами при постоянном токе и с проведением контрольно-тренировочных циклов. К основным недостаткам этого способа относятся: перегрузка источника энергии в начале заряда (вследствие большого зарядного тока) и недогрузка его в конце заряда (зарядный ток значительно снижается), невозможность быстрого заряда сильно охлажденных батарей (при минусовых температурах) вследствие повышения вязкости электролита и соответственного повышения внутреннего сопротивления батарей.

Модифицированный заряд представляет собой некоторое приближение к заряду при постоянном напряжении. Цель его — снизить значение тока в начальный период заряда и уменьшить влияние колебаний напряжения в сети на зарядный ток, для чего последовательно с аккумуляторной батареей включают в цепь сопротивление малого значения. При данном методе заряда напряжение на шинах источника тока поддерживается постоянным в пределах от 2,5 до 3,0 В на аккумулятор.

Для отключения зарядного агрегата в конце заряда обычно применяют автоматические устройства. Это может быть комбинация чувствительного реле напряжения с часовым механизмом или счетчик ампер-часов. Реле напряжения пускает часовой механизм при достижении заданного значения напряжения батареи. Часовой механизм отсчитывает установочное время и затем отключает зарядное устройство.

Рис. 1. Изменение параметров свинцового аккумулятора в процессе модифицированного заряда 1 — температура электролита; 2 — ток заряда; 3 — напряжение заряда: 4 — плотность электролита

В практике применяются методы заряда, представляющие в какой-то мере варианты описанных выше способов заряда. Например, в процессе длительной эксплуатации имеют место случаи, когда плотность электролита и степень заряженности отдельных аккумуляторов в батарее бывают различны. Для таких батарей перед зимней эксплуатацией целесообразно провести уравнительный заряд.

Уравнительный заряд. Цель его — обеспечить в аккумуляторной батарее более полное восстановление заряженности электродов во всех аккумуляторах. Уравнительный заряд рекомендуется как мера, устраняющая сульфатацию электродов; он нейтрализует воздействие глубоких разрядов на отрицательные электроды. Заряд ведется до тех пор, пока во всех аккумуляторах не будет достигнуто постоянство значений плотности электролита и напряжения в течение 3 ч.

Заряд малыми токами. Он проводится с целью компенсации электроэнергии, потерянной в результате саморазряда аккумуляторной батареи. Заряд малым током (0,025—0,1 А) производится при нахождении батарей непосредственно на автомобилях или в местах хранения. Такой заряд также осуществляется двумя способами: при постоянном токе и при постоянном напряжении.

На подзаряд малыми токами устанавливаются только исправные полностью заряженные батареи, в которых тщательно откорректированы плотность и уровень электролита. Такой подзаряд проводят непрерывно, если температура воздуха выше 5 °С, если же она ниже—применяют периодический подзаряд. Непрерывный подзаряд — эффективное средство для поддержания батарей в заряженном состоянии, требующее небольшой мощности зарядных источников.

Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ). Он проводится с целью определения технического состояния аккумуляторной батареи, проверки ее по емкости, выявления отстающих аккумуляторов в батарее и прочих неисправностей. Для автомобильных батарей, залитых электролитом, КТЦ проводится один раз в год и в тех случаях, когда необходимо определить отдаваемую батареей емкость и оценить пригодность ее к дальнейшей эксплуатации.

В процессе разряда определяется его продолжительность и температура электролита. После разряда аккумуляторные батареи заряжаются обычным способом и годные из них направляются в эксплуатацию. Емкость батареи, снятая при разряде, приводится к температуре 25 °С; в период гарантированного срока эксплуатации она должна быть не менее 90% от номинального значения. Если же емкость аккумуляторной батареи снизится до 40% номинального значения, то такая батарея под. лежит списанию.

Разряд можно вести либо непрерывно, либо с перерывами. Когда продолжительность разряда исчисляется долями минуты или секунды и циклы разряд-заряд чередуются с большей частотой, разряд называется импульсным.

Непрерывный разряд, в течение которого аккумуляторная батарея отдает полную емкость, может быть либо коротким (от нескольких мин до 1 ч), либо длительным (от 100 и более часов). Например, для автомобильных стартерных батарей коротким разрядом является 5-минутный режим разряда, а длительным — 20-часовой. Короткие режимы разряда иногда называют форсированными. Они также могут быть прерывистыми. Примером может служить работа аккумуляторной батареи на стартер при неоднократном пуске автомобильного двигателя.

Батарея также может работать в режиме перемещающегося разряда, т. е. в течение определенного времени она разряжается одним значением тока или на определенное сопротивление, затем переключается на определенное время на режим разряда, имеющий другие значения тока или внешнего сопротивления.

При разряде большой силой тока, т. е. стартерном разряде, емкость аккумуляторной батареи практически зависит от размеров поверхности электродов. Объясняется это тем, что электролит не успевает проникнуть в поры электродов и сульфат свинца, образующийся на поверхности, в силу своего большого молекулярного объема закупоривает поры активной массы электродов. Поэтому батареи для стартерных режимов разряда имеют более тонкие электроды и большее их число в аккумуляторе.

При небольших скоростях разряда электродная масса разряжается практически на всю глубину. При длительном режиме разряда емкость аккумуляторной батареи ограничивается емкостью положительных электродов, при стартерных — емкостью отрицательных электродов.

Реклама:
Читать далее: Работоспособность аккумуляторных батарей при отрицательных и высоких температурах

Категория: - Автомобильные аккумуляторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?

Среднестатистический срок службы современного свинцово—кислотного аккумулятора для авто составляет от 5 до 7 лет. Это только в том случае, если хозяин выполняет все требования производителя по обслуживанию и эксплуатации АКБ. Не всегда все можно предвидеть, и смерть наступает внезапно. Аккумулятора это касается тоже. Чтобы не выбрасывать лишние деньги на покупку новой батареи, достаточно уделять ей внимание буквально два раза в год. Тогда она прослужит не просто положенных 7 лет, а может еще простоять в запасе. Для этого нужно всего ничего — тренировка автомобильного аккумулятора.

Что такое контрольно—тренировочный цикл?

Если аккумулятор сильно устал от жизни или долго не использовался, помочь ему может только КТЦ — контрольно—тренировочный цикл. Также он поможет поближе познакомиться с батареей, которая стояла, скажем, на вновь купленном автомобиле, определить ее примерный ресурс и срок жизни. Вся операция легко проводится своими руками без сложного оборудования и энциклопедических знаний. Достаточно дочитать это руководство, и АКБ может зажить новой жизнью, дышать полной грудью и радовать владельца стабильными 12 V. Опытные автомобилисты рекомендуют проводить тренировку и восстановление аккумулятора автомобиля хотя бы раз в год, за исключением новых батарей. Цикл тренировки включает в себя полный заряд батареи, контрольный разряд батареи, после чего проводится повторная зарядка.

Как провести тренировку АКБ?

Все тренировочные работы с батареей проводят не на автомобиле. Для этого батарею снимают, заряжают по технологии зарядки любым доступным зарядным устройством, после чего проводится замер плотности электролита во всех секциях АКБ. Средняя плотность электролита должна быть в пределах 1,27 г/ см куб. Проверка плотности проводится аэрометром, а в некоторых моделях АКБ встроен индикатор, который сигнализирует об уровне плотности электролита. Если плотность больше номинальной, в банку доливают дистиллированную воду. Если меньше — готовый электролит плотностью 1,4 г/см куб.

Теперь самое главное — правильно разрядить аккумулятор. Для этого его подключают к мощному реостату, а параметры разрядки контролируют амперметром и вольтметром. Схема подключения настолько простая, что мы нарисовали ее сами. Вот она.

Теперь, когда АКБ подключена, начинается процесс разрядки током десятичасового режима. Величина тока соответствует 9% от номинальной емкости батареи. То есть, если батарея на 50 А.ч, то ток разрядки должен быть точно 4,5 А, если 60 — то 5,4 А, а батарею 75 А.ч разряжают током 6,8 А. Очень важно при этом поддерживать величину тока разряда на постоянном уровне до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумулятора не упадет до 10,3 В. Меньше этого значения разрядка не допускается.

Тонкости тренировки АКБ

Процесс довольно тонкий, требующий внимания, но чрезвычайно эффективный. Засекаем время от начала разрядки. Первый замер делается в самом начале цикла разряда, при этом необходимо следить за тем, чтобы электролит не перегревался. Последующие измерения проводят не раньше, чем через 3—4 часа. Главное, не пропустить момент, когда напряжение опустится до 11 В. После этого порога замеры делаются каждых 10—15 минут до тех пор, пока значение напряжения не упадет до 10,2—10,3 В. Время, потраченное на разрядку АКБ заданным током, красноречиво будет говорить об истинной емкости батареи. Чем меньше время разрядки, тем меньше реальная емкость. Вычисляется это запросто. Ток разрядки просто умножается на время, которое потрачено на разрядку до 10,2 вольта.

К примеру, АКБ имеет емкость 90 А.ч, следовательно, ток ее разряда должен составлять точно 8,1А. По замерам аккумулятор разрядился за 6 часов. Выходит, 6х8,1=48,6. Следовательно, после первого цикла разрядки АКБ имеет емкость 48.6 А.ч, что почти вдвое меньше номинальной. Теперь нужно повторить процедуру зарядки АКБ стандартным методом или импульсным током до полной зарядки, после чего по той же схеме провести тренировочно—восстановительную разрядку. Похожий результат может дать восстановление аккумулятора импульсным током, но в ручном режиме, так, как описано выше, результат гарантирован. После 3—4 таких циклов реальная емкость АКБ увеличится до номинальной в 90% случаев, поэтому утилизировать старые аккумуляторы не спешите.

Глубокий разряд аккумулятора. Что это такое? А также причины и последствия

Меня часто спрашивают – Сергей расскажи, пожалуйста, про глубокий разряд аккумулятора автомобиля? Столько ходит легенд и басен вокруг этой темы. Чем он так опасен, какие есть причины его возникновения, ну и конечно последствия. Ведь почему то этих разрядов боятся именно кислотные АКБ. А вот скажем AGM или GEL не так критичны к нему, их можно многократно разряжать! Почему так? Этому есть несколько основных причин, однако давайте разбираться последовательно …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Разряд аккумуляторной батареи это нормальный процесс ее эксплуатации – сначала она накапливает энергию, затем ее отдает. Все прелесть АКБ, что он многозарядный, то есть не как батарейка отработала, и выкидываем, а можно постоянно заряжать большое количество циклов. Однако строение самого аккумулятора далеко не идеально, если хотите, то это очень капризное устройство:

  • Его нельзя перезаряжать, иначе могут осыпаться свинцовые пластины
  • Его нельзя «глубоко» разряжать, что говориться в ноль (про это ниже)
  • Нужно следить за плотностью электролита
  • Поддерживать уровень электролита
  • Следить за банками иначе они могут замкнуть

Приколов много, конечно сейчас появились так называемые необслуживаемые аккумуляторы, они менее проблемные, уберегут от проблем с электролитом. НО такие вопросы как перезаряд и глубокий разряд остаются. Поэтому нужно правильно выбирать и эксплуатировать вашу батарею.

Немного о разряде – заряде

Эти процессы характеризуются напряжением батареи. Наверное, многие слышали, что напряжение на автомобильном аккумуляторе 12В, это не совсем правильно. Нормальный параметр это – 12,7В. Это своего рода 100% заряда.

Сильный разряд это примерно 10,5 — 11,0В, при таких параметрах вы уже не запустите свой авто. Это своего рода минимальный порог. Конечно, можно разрядить в ноль, то есть 0 Вольт, это и будет глубоким параметром.

Коротко о строении

Аккумулятор (как мы уже не раз говорили) состоит из пакетов свинцовых пластин (это минусовые) и пакетов диоксида свинца (это плюсовые), между ними пролагается специальный диэлектрик, который не дает пластинам перемыкать. Такие «наборы» погружаются в кислотный электролит (35% серной кислоты + 65% дистиллированной воды), после чего они готовы накапливать заряд. Всего таких разделов 6 штук или как их называют банок. Каждый из разделов дает напряжение примерно в 2,1 Вольта, если перемножить на «6» — вот вам и 12,6 – 12,8Вольта.

Само строение очень прочное, но слабым звеном в этой цепочке является электролит, а в частности серная кислота. Именно из-за нее и происходят частые выходы из строя аккумуляторов при глубоких разрядах.

А вот вторая составляющая, дистиллированная вода, косвенно способствует выходу из строя при перезаряде! Потому как:

  • Начинает кипеть, а соответственно температура внутри банки – повышается, что негативно влияет на пластины, они попросту могут осыпаться.
  • Имеет обыкновение испаряться, что уменьшит емкость АКБ, и негативно скажется на пластинах.

Глубокий разряд как убийца батареи

НУ что строение вспомнили, теперь давайте запоминать — почему глубокий разряд так губителен для аккумулятора. Здесь очень простая ситуация:

Идеально плотность электролита должна быть 1,27 г/см3, это соотношение воды и серной кислоты. При разряде, из электролита, начинает поглощаться серная кислота, точнее она начинает оседать на плюсовых (диоксидных) пластинах в виде солей. И чем ниже разряд, тем сильнее они оседают на пластинах – плотность категорически падает.

Глубокий разряд – это своего рода минимально возможный порог батареи, то есть дальше уже разряжаться некуда. При таком химическом процессе, серная кислота находится в виде солей на плюсовых пластинах и чтобы ее от туда снять, нужно как можно быстрее зарядить АКБ.

Тогда плотность начнет возвращаться в свое русло — из электролита наоборот начнет поглощаться дистиллированная вода, а вот концентрация кислоты начнет расти.

«НУ и что» — скажите вы – «ну разрядил я свой АКБ в ноль, дальше зарядил и все хорошо, буду кататься дальше»!

А вот не все так просто – зачастую концентрация солей на плюсовых пластинах настолько велика, что при заряде кристаллы солей, не разрушаются, а остаются! Это говорит нам о том, что пластина полностью покрыта солью, ее соприкосновение с электролитом минимально! Значит, она не будет нормально работать и способствовать накоплению заряда. По опыту знаю, что каждый глубокий разряд отнимает от 2 до 3 % от емкости аккумулятора, причем сразу! Если их накопить 10 – вот вам минус 30% емкости, такой АКБ уже не запустит двигатель вашего авто.

Так что опускать можно примерно до 11 Вольт, это своего рода минимальный предел, после этого уже начинается сульфатация плюсовых пластин.

Причины

Теперь пару слов о причинах. Зачастую это всевозможные утечки тока. Например, на стоящем автомобиле, они должны быть сведены к нулю, но если вы устанавливаете не штатное оборудование (сигнализации, магнитолы, другие гаджеты), они могут высасывать энергию из АКБ, даже на стоянке. Вот вам и первая причина.

Также может накрыться генератор автомобиля, то есть не будет, происходит пополнение заряда машины – вторая причина.

Третья – длительный срок стоянки, например полгода или год, рекомендуется скинуть клемму, если этого не сделать заряд может снизиться до критичной отметки. А вообще, нужно хоть раз в месяц запускать двигатель, чтобы восполнить энергию аккумулятора, да и погонять жидкости и масло по своим полостям. Это важно.

Наверное, это основные причины, конечно если вы не сидите и специально не сажаете батарею, например магнитолой или светом фар.

Последствия

Как я уже писал сверху, несколько раз глубоко разрядили и все! АКБ можно выкидывать! Плюсовые пластины полностью покроются солями, плотность электролита упадет, и не будет расти. Даже если вы замените электролит на новый нужной плотности, он не смоет образованные соли.

Как заверяют многие производители батарей, максимальное пороговое значение равняется 15 – 20 циклам. Но по опыту знаю, что уже после 10 циклов, зимой такая батарея не справляется со своими обязанностями, для лета еще сгодится.

Мораль басни такова – не допускайте таких глубочайших параметров разряда. Это реально убивает ваш АКБ, с каждым разом отнимаете около 3% от емкости.

Можно ли восстановить?

В нашем мире — возможно все, вот только какой ценой! В идеале, нужно убрать соли с плюсовой пластины, как это сделать?

  • При сильной кристаллизации — возможно физическое удаление. Для этого нужно вытащить пакет пластин и отчистить его от солей – дальше залить новый электролит и зарядить АКБ. Сложно это сделать? ДА конечно – ДА! Как вы достанете пакет пластин? Нужно будет резать сверху пластик и физически вытаскивать. Затем каждую пластину в отдельности отчищать – сделать это реально сложно. Хотя я где-то есть видео на YOUTUBE, но реально не указывалось, работал ли потом АКБ или нет.
  • Конечно сейчас очень много так называемых десульфаторов пластин, то есть такие химические жидкости убирают этот налет солей, но про это у меня будет отдельная статья, здесь тоже не все так однозначно. Многие пишут, что это просто чудо, другие что ни применять никогда. Но в идеале –емкость также восстанавливается лишние соли уходят.

Вот такие вот последствия и причины, кстати пару слов про AGM и GEL, почему же они так устойчивы к глубоким разрядам? Все просто, тут электролит уже не в обычном жидком состоянии, здесь он находится запечатанным в стеклопакеты (AGM) или в гель (GEL), поэтому разрушительное образование солей тут сведено к минимуму, хотя полностью не побеждено! Здесь циклов в разы больше, но также не стоит доводить до этого. Небольшой видео пример.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости