Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с невозможностью завести машину из-за того, что сел аккумулятор. По «закону подлости» это часто происходит тогда, когда машина больше всего нужна.
Расскажем, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций.
По данной теме есть похожая статья - Какой аккумулятор для автомобиля лучше выбрать?
Аккумуляторная батарея (АКБ) не садится просто так. Считается, что новый автомобиль с новой АКБ способен проработать без замены или подзарядки источника энергии бортовой сети до трех лет.
Но это условный срок, все зависит от качества аккумулятора, от применяемых источников света в фарах (светодиоды намного экономичнее ламп накаливания), от стиля езды, от условий, в которых эксплуатируется машина – на холоде любые АКБ склонны к саморазряду, наконец, от забывчивости водителя, многие забывают на ночь выключить музыку или габаритные огни и т. д.
Наконец, никто не застрахован от выхода из строя генератора, в этом случае вы сможете проехать пару километров на одной АКБ, но после этого она разрядится в «ноль».
Зарядка автомобильного аккумулятора возможна как в автосервисе, так и дома. Оптимально иметь в личном распоряжении специальное зарядное устройство (ЗУ).
Основной критерий выбора ЗУ – параметры выходного тока. Они должны коррелировать с параметрами АКБ. Так, в современной мото- и автотехнике, исключая специализированную, применяют аккумуляторы с выходным напряжением от 6 В у мотоциклов до 24 В у грузовиков. Подавляющее большинство легковых автомобилей, в т. ч. дизельных, имеет АКБ на 12 В.
Это среднее значение вольтажа, хороший аккумулятор при полном заряде должен выдавать 13 В. Падение выходного напряжения до 11 В уже служит поводом для тревоги и экстренной зарядки аккумулятора авто.
Соответственно, бортовой источник энергии грузовика должен штатно выдавать 25 В, мотоцикла – 7 В. Это необходимый запас для безопасности.
ЗУ выбирается соответственно классу вашей машины.
Второй важный параметр – выходная мощность и сила тока зарядки. Каждый аккумулятор имеет емкость, выражаемую в ампер-часах – 55 А/ч, 65 А/ч и т.д. Каждому автомобилю подходит только родной тип АКБ, на мощность которого он рассчитан. ЗУ должно выдавать зарядный ток, точно соответствующий мощности вашей батареи. Максимальный порог его рассчитывает как 10% от выходной силы тока в амперах.
Это значит, что для зарядки АКБ в 65 А/ч максимальный ток на выходе должен быть 6,5 А, оптимальный – половину этого значения, пример 3,2-3,3 А. Зарядка максимальным током не рекомендуется, т. к. она приводит к ускоренному выходу батареи из строя.
Отметим, что профессиональные зарядные устройства могут иметь широкий диапазон настроек выходного тока по силе и вольтажу – от 6 до 24 В соответственной мощности. Это позволяет заряжать АКБ автомобилей разных классов, но и стоят такие ЗУ дороже.
Кроме того, обязательно требуется учесть конструкцию вашей батареи. В настоящий момент на рынке присутствуют аккумуляторы разных типов:
Они отличаются некоторыми эксплуатационными характеристиками. В частности, самые неприхотливые из всех – привычные всем свинцовые, самые требовательные к условиям зарядки – никель-кадмиевые, им для надежной работы обязательно требуется трехкратный цикл зарядки-разрядки. Если у вас такая батарея, то вам придется подобрать ЗУ специально для нее.
Гелевые и литий-ионные АКБ также требуют применения зарядных устройств, поддерживающих работу именно с ними. Информация о типах обслуживаемых АКБ находится в инструкции к зарядному устройству.
Это главный вопрос для обычного автовладельца, не являющегося работником автосервиса. Для большинства людей главное – простота и безопасность использования, желательно соответствие техники принципу «нажал кнопку и забыл». Ему соответствует только автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.
Большинство из таких устройств относится к импульсному типу. Импульсное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора осуществляет подзарядку АКБ малыми импульсами, без участия человека регулируя параметры выходного тока.
Существуют три основных способа зарядить любую батарею:
Оптимальный режим зарядки АКБ – это зарядка постоянным напряжением. Самый быстрый – постоянным током, но при таком способе может пострадать аккумулятор.
В свинцовых, например, начинается сульфатация пластин, они покрываются налетом сульфатов — солей серной кислоты.
По мере накопления заряда подаваемую мощность нужно плавно уменьшать – с этим справляется только интеллектуальное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Оно автоматически регулирует параметры тока на выходе, не допуская перезаряда, а при достижении полной зарядки самостоятельно выключается.
Если надо поддерживать постоянный заряд АКБ, не используя его долгое время по назначению (например, в качестве резервного), то можно оставить его подключенным к автоматическому ЗУ на всю зиму. Оно будет включаться и выключаться само по мере необходимости, поддерживая заданный уровень заряда.
Другая важная функция – наличие возможности запуска двигателя при полностью севшей АКБ. Ей обладают пуско-зарядные устройства.
Они способны выдать однократный мощный импульс, который может прокрутить стартер и завести машину. Пуско-зарядные аппараты снабжены собственным аккумулятором, поэтому достаточно тяжелы и громоздки.
Еще одна важная функция – наличие режима экстренной подзарядки, иногда он называется Boost. Им обладают некоторые ЗУ без опции прямого пуска. Это режим зарядки мощным постоянным током, он дает возможность «накачать» АКБ за несколько минут, но при этом способствует скорому выходу ее из строя и подходит не всем типам аккумуляторов. Использовать его без экстренной необходимости не рекомендуется.
Для того чтобы определиться, какое ЗУ вам нужно, следует прикинуть его необходимую функциональность и соответствие критерию цена/качество.
Все зависит от того, сколько у вас машин и есть ли среди них, к примеру, грузовик с АКБ на 24 В; стоит ли машина зимой в теплом гараже или на улице, ездите вы преимущественно в городе, часто заглушая двигатель (худший вариант для любого аккумулятора) или по трассе, где батарея постоянно заряжается от генератора.
Некоторые автовладельцы предпочитают регулировать процесс зарядки самостоятельно, им подойдет устройство с возможностью ручной регулировки параметров.
Обычно такие ЗУ снабжаются дискретным или аналоговым амперметром и вольтметром, имеют верньеры для точной юстировки и относятся к классу профессиональных. Все они имеют опции автоматического и ручного режима работы.
Цена их варьируется от 2 000 до 10 000 рублей. В основном на цену влияет бренд, европейские и американские аппараты всегда дороже, китайские и отечественные дешевле. При этом функционал их примерно одинаков: защита от перезаряда, случайной переполюсовки, перегрева и т. д. В большинстве есть защита и от короткого замыкания.
В качестве ЗУ с ручной регулировкой заряда можно рассмотреть, например, модель «Автоэлектрика Т-1021». Оно имеет два режима работы, при этом ручной обеспечивает более аккуратную зарядку батарей. Диапазон выходной емкости весьма широк: от 3 до 90 А/ч, выходное напряжение – 12 В.
Устройство работает от сети, имеет встроенный фонарь. Достоинством его является цена – порядка 2000 рублей при достаточно богатом функционале, оно обеспечивает полный комплекс мер защиты, включая восстановление разряженной свинцовой батареи с сульфатированными пластинами. Недостатком можно счесть отсутствие режима Boost и возможности прямого запуска двигателя.
Какие свечи зажигания лучше выбрать для авто? - здесь больше полезной информации.
Полностью автоматические ЗУ без лишних кнопок, верньеров и других органов управления можно найти за 900-1500 рублей. В этом сегменте рынка очень высок процент отечественных производителей.
Большой разницы между ними нет, функционал примерно одинаков: подзарядка от сети, стандартная защита от перезаряда, неправильного подключения и короткого замыкания и т. д. Индикация светодиодная, сигнализирует о двух состояниях: АКБ разряжена и АКБ заряжена. Иногда есть аналоговый амперметр и режим Boost.
Если вам требуется пуско-зарядное устройство, можно обратить внимание на модель «Сорокин 12.112». Оно подходит для аккумуляторов на 12-24 В, имеет емкость собственной батареи от 30 до 400 А/ч и способно подстраиваться под любые типы свинцовых батарей вольтажа 12-24 В. Стоимость его начинается от 8000 рублей.
Вас заинтересует эта статья - Какой аккумулятор для автомобиля лучше выбрать?
В этом нет ничего сложного. Большинство современных ЗУ вообще не требуют обязательного отключения батареи от бортсистемы автомобиля.
Основные правила зарядки автомобильных аккумуляторов состоят лишь в том, что процесс должен происходить в теплом сухом месте (дома, в гараже или на крытой стоянке), клеммы аккумулятора должны быть чистыми, без окислов, сама батарея исправна. Потеки электролита на АКБ недопустимы!
Подключение зажимов к клеммам осуществляется так: плюс ЗУ к плюсу батареи, минус к минусу. Первым всегда подключается плюсовой провод, по традиции он красный. Потом минусовой, он черный. Далее устройство включается в сеть. Режим работы осуществляется согласно инструкции.
Отключается ЗУ в обратном порядке: сначала обесточивается, потом снимается минусовой черный провод, и только затем плюсовой красный. Соблюдайте эти простые правила, и электрика долго будет служить вам верой и правдой.
Автовладельцы должны быть готовы к любой непредвиденной ситуации, в результате, никогда не помешает иметь под рукой автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Достаточно часто случается так, что нужно срочно подзарядить батарею, чтобы завести свое авто.
При этом стоит понимать, что на современном рынке можно найти широкий выбор оборудования такого типа. В результате, подобрать лучшее зарядное устройство для автомобильного аккумулятора – задача достаточно проблематичная.
Прежде всего, все зарядные устройства для аккумуляторов можно поделить на две категории:
Некоторые устройства могут совмещать эти функции. Существуют также модели с ручной и автоматической регулировкой. В первом случае стоимость приборов достаточно невысокая.
В то же время, они могут восстановить работоспособность даже батареи, которая долгое время была разряженной. Подходят для более опытных водителей.
Автоматические устройства предназначены для тех случаев, когда аккумуляторы не воспринимают ток на клеммах (не начинают заряжаться). При этом они самостоятельно меняют уровень тока, а также отключаются после завершения процесса.
Можно смело оставить прибор без присмотра – устройство все сделает самостоятельно. В том случае, когда модель заряжается постоянным током, за ней нужно непрерывно следить. Если вовремя все не отключить, может произойти взрыв.
Выбирая зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, следует присмотреться к таким характеристикам:
Отталкиваясь от всех этих характеристик, мы подготовили список наиболее качественных зарядных устройств для аккумуляторов. Для удобства, мы разбили наш рейтинг на две категории: автоматы и оборудование с ручной регулировкой.
Подобное оборудование отлично подойдет для новичков. Управлять устройствами очень легко, за все отвечает встроенная автоматика. Вы можете оставить такой прибор подзаряжать АКБ, после чего уйти заниматься своими делами – никаких проблем не возникнет.
Модель поддерживает несколько режимов работы, включая автономный (ток до 5 А), предпусковой (сила тока составляет 10 А), а также циклический (ток может достигать до 5 А, импульсы тут будут чередоваться с паузами).
Использовать модель достаточно легко, так что с ней разберется даже новичок. Из основных преимуществ тут следует выделить:
Недостаток – невозможность отрегулировать минимальный уровень тока.
Далее в нашем рейтинге зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов идет устройство от знаменитого бренда Aurora, что славится своим сварочным оборудованием и другой техникой.
Прибор функционирует в полностью автоматическом режиме, автовладельцу необходимо лишь выбрать подходящее рабочее напряжение (6 или 12 вольт).
Использование микропроцессорного управления позволяет работать даже с теми АКБ, что достаточно сильно разрядились. Процесс подзарядки разбивается на семь этапов.
Прежде всего, происходит десульфатация, благодаря чему можно восстановить работоспособность АКБ. Затем ток плавно увеличивается до полного (показатель определяется в процессе диагностики и не превышает 6 А).
Далее батарею заряжают до 90 процентов, после чего ток уменьшается, заряд доводится до 100 процентов. Затем устройство проводит еще одну диагностику АКБ, удерживает максимальный заряд до полного своего отключения.
Присутствует защита от переполюсовок, перегрузок, замыканий электросети. Вдобавок, модель отличается своей компактностью и привлекательным дизайном, так что ее можно использовать и в качестве подарка для любителей авто.
Основные плюсы:
Одна из наиболее компактных зарядок. В результате, она не отнимет много места в бардачке или багажнике авто, так что его всегда можно возить с собой.
Правда, такие небольшие габариты негативно повлияли на максимальный ток – в CTEK MXS 3.8 он достигает всего 3,8 А.
Но зато модель отличается повышенной пылезащитой, а также возможностью работать практически при любых температурах.
В том числе, если включить прибор в сильную жару, автоматически сработает схема ограничения мощности, что защитит устройство от перегрева.
Модель работает в семь этапов, точно так же, как и предыдущий вариант. Есть три режима работы:
Опция подключения к 6-вольтовым аккумуляторам не предусмотрена, зато есть десульфатация. Она включается автоматически, если остаточное напряжение на клеммах батареи составляет от 2 В. Несколько отличается и сам кабель.
На его конце можно увидеть фирменный разъем Comfort Connect, к которому подключаются как крокодилы, так и винтовые клеммы.
Модель можно использовать также для поддержания работы резервных АКБ до 130 Ач – уровень утечки тока тут будет достаточно низким. Недостатки устройства – высокая цена и медленная подзарядка.
Далее видео о том, как и какое выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора:
Весьма неплохая зарядка, что отличается простотой своей эксплуатации. Различные регуляторы и переключатели отсутствуют – для работы нужно лишь подключить зарядку к аккумулятору.
Модель рассчитана исключительно на свинцово-кислотные батареи, емкость которых находится в диапазоне 45-70 Ач. При этом оборудование не сгорит, если вы попробуете запустить стартер при подключенной к аккумулятору зарядке.
Если учесть низкую цену, то минусов у такого зарядного устройства для аккумуляторов нет.
Еще одна микропроцессорная зарядка от бренда, который специализируется на сварочных устройствах и прочей похожей технике.
Модель отличается крайне компактными габаритами, ее вес составляет всего около 500 грамм. Может работать со свинцово-кислотными аккумуляторами любого типа (емкость должна находиться в пределах 3-80 Ач).
Управлять оборудованием можно всего с помощью одной кнопки и ряда контрольных светодиодов. Доступны 5 режимов:
Весьма удобная и многофункциональная модель, но вот скорость подзарядки тут будет достаточно низкой. Правда, если вы никуда не спешите, трудно найти более подходящее оборудование.
Устройства с возможностью менять силу тока подойдут только для опытных водителей, поскольку они требуют предельной осторожности в эксплуатации. С другой стороны, с их помощью можно максимально качественно подзарядить аккумулятор, вернуть к жизни даже полностью разряженные батареи.
Весьма неплохая зарядка, которая производится в Тамбове. Прибор достаточно мощный, предельный ток может достигать 13 А. Параметры длительного пускового тока находятся в пределах 170 А.
С помощью этой модели можно заряжать весьма емкие АКБ (до 140 Ач). Есть возможность подзаряжать 12- и 24-вольтовые батареи. Выдерживает работу стартера до 15 секунд (этого вполне хватит, чтобы завести мотор).
Среди преимуществ нужно подчеркнуть:
Недостаток – во время замыкания клемм устройство может быть повреждено.
Модель работает с аккумуляторами на 12 и 24 В. В первом случае ток составляет до 20 А, во втором – до 15 А. Вдобавок, для подзарядки треубется минимум времени.
Оборудование отлично справляется с батареями с большой емкостью. Перфорация корпуса и встроенный вентилятор обеспечивают эффективное охлаждение системы, кроме того, есть встроенный индикатор перегрева.
Корпус прочный, сделанный из металла, не боится механического воздействия. Правда, амперметр не слишком удобен, а шкала на нем малоинформативная.
Сразу становится понятно, что модель рассчитана на емкие АКБ, для которых пара ампер ничего не решает. Еще один минус состоит в грубой ручке для переноски.
Обсуждая зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, нельзя пропустить модель Сонар УЗП-210. На 2018 год такое оборудование считается одним из лучших импульсных преобразователей ручного типа. Модель достаточно компактная, ей просто управлять.
Максимальный ток достигает 12 А, есть буферный режим и стабилизация напряжения на уровне до 14 В.
Этого сульфатированного зарядного устройства хватит 2 попытки запуска мотора. В случае длительной эксплуатации, прокрутка питания составляет не более 105 А.
При этом модель весьма долговечная, при правильном использовании, она будет сохранять свои функциональные характеристики в течение длительного срока.
Универсальная пускозарядная модель способна отдавать нагрузку в 12 или 20 А. Плавная регулировка здесь не предусмотрена, так что для АКБ в малолитражках зарядка не подойдет. А вот для джипов и грузовых автомобилей – самое оно. При пусковом режиме устройство может отдавать вплоть до 120 А (таким образом, стартер будет прокручиваться при мощности в 1,2-1,4 кВт).
Корпус сделан из металла, в нем предусмотрены прорези для охлаждения. Вес достигает 8 кг, при этом модель достаточно удобна в хранении и транспортировке.
Достоинства:
Недостаток – отсутствие плавной регулировки уровня тока.
В этой модели предусмотрена функция установки максимального зарядного тока. В результате, зарядка подходит как для крупного транспорта, так и для мотоциклов. Максимальный ток достигает 6 А.
Есть продуманная защита от перегревов, переполюсовок и замыканий. Корпус очень прочный, аккумулятор удобно хранить (провода прячутся в специальный отсек).
Возможно, крокодилы не самые качественные, но как для бюджетной зарядки, то их надежность очень даже неплохая. Минус тут состоит в отсутствии режима десульфатации (при этом за такую цену у многих аналогов эта опция есть).
Мы описали вам лучшие зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, при этом есть и десятки других неплохих моделей, тем более, что на рынок каждый день выходят новые приборы.
В любом случае, при подборе подобного оборудования следует учитывать особенности АКБ на вашем автомобиле, а также выбирать товары от проверенных производителей. Не стоит покупать дешевые китайские аналоги, так как часто такие приборы не будут хорошо выполнять свои функции, а также могут быстро сломаться.
Далее видео о том, как правильно выбрать зарядное устройство для АКБ:
Столкнуться с «реанимацией» своего аккумулятора приходится по разным причинам – кто-то забывает выключить габариты, кто-то высаживает батарею морозным утром в попытках запуска, у кого-то на машине электрический ток за ночь подъедают сигнализация или неправильно подключенная магнитола. В любом случае зарядное устройство иметь про запас будет полезно: рано или поздно оно сможет выручить.
На рынке можно встретить разнообразные конструкции «зарядок», и все они имеют свою специфику применения. Ее необходимо учитывать, чтобы не совершить необдуманную покупку – разным АКБ требуются и разные условия зарядки.
Менее всего капризны классические аккумуляторы – они могут спокойно выдерживать и заряд повышенным током (напомним – стандартным током заряда считается ток, составляющий 1/10 от числовой величины емкости батареи, то есть батарея на 45 А*ч нужно заряжать током до 4,5 А, 55 А*ч – до 5,5 А и так далее), и перезаряд. «Выкипание» в них легко скомпенсировать, доливая воду, а риск повреждения из-за повышенного газовыделения устраняется очень просто – выворачиванием пробок.
Поэтому самые простые зарядные устройства, состоящие из трансформатора и диодного моста, могут прекрасно работать с аккумуляторами классического типа. Они обычно имеют переключатель режимов зарядки «меньший ток-больший ток», но, как мы уже говорили, для классических батарей это не является принципиальным. Зато в саму конструкцию таких «зарядок» заложен большой плюс – напряжение на их клеммах во включенном состоянии присутствует всегда, поэтому даже долго простоявший без заряда АКБ они медленно, но верно «оживят». Но надолго оставлять батарею без присмотра не стоит: в конце цикла зарядки начнется обильное выделение водорода (то самое «кипение»), а в смеси с воздухом он крайне взрывоопасен.
Однако свинцово-кислотные источники энергии классического типа постепенно уходят с рынка, их сменяют необслуживаемые кальциевые аккумуляторы. Им уже требуется четкое выдерживание режима заряда: при превышении зарядного тока они начнут терять уровень электролита, который из-за неразборной конструкции восполнить будет нельзя. Поэтому для всех типов необслуживаемых батарей (а это и кальциевые, и AGM, и гелевые) подойдут только автоматические зарядные устройства.
Конструктивно они уже гораздо сложнее – их схема рассчитана на то, чтобы автоматически устанавливать необходимый ток и прерывать процесс зарядки, когда ток падает ниже определенного значения. Такое зарядное устройство, бесспорно, будет гораздо удобнее в работе – зарядив АКБ, оно отключится, а не будет «кипятить» его. К тому же в большинстве моделей автоматических зарядок предусмотрена защита от неправильного подключения, так что, как говорится, с ними разберется и блондинка.
Читайте также: Как нужно правильно заряжать аккумуляторНо из принципа действия автоматических устройств проистекает и их главный минус – если такую зарядку подключить к долго простоявшему разряженным аккумулятору, она не сможет его зарядить: в этом случае он будет в начале цикла принимать очень малый ток, и автоматика посчитает его полностью заряженным. Выходов может быть несколько:
Пускозарядные устройства, упомянутые выше, это достаточно специфичный класс – они могут не только заряжать, но и в течение нескольких секунд отдавать значительный ток для прокрутки стартера. Они удобны тогда, когда нельзя тратить несколько часов на зарядку высаженной батареи: зарядив АКБ «хоть на сколько-то», можно перевести такое устройство в пусковой режим, и их совместной с аккумулятором токоотдачи уже хватит для запуска. По сути, кнопка пускового режима в них просто отключает всю защитную автоматику – как мы уже упоминали, для «реанимации» глубоко разряженных батарей это тоже может пригодиться.
И, наконец, последний класс зарядных устройств – это переносные бустеры. Они не питаются от электросети, а имеют встроенный гелевый аккумулятор небольшой емкости, но с большой токооотдачей. Главный их плюс – это возможность подзарядить аккумулятор или завести мотор там, где ни прикурить от другой машины, ни подключить зарядку к электросети нельзя. Но и минус понятен – компактные размеры вынуждают урезать емкость батареи, поэтому время зарядки от бустера и тем более число попыток запуска строго ограничены.
Конструкцию этого зарядного устройства можно описать словами «проще не придумаешь» — внутри его корпуса скрыты трансформатор с переключением выводов вторичной обмотки (тумблер 4А/6А на корпусе), диодный мост и контрольный амперметр. Для хранения в сыром и плохо проветриваемом гараже это оптимальный вариант – в отличие от электронных зарядных устройств, тут банально нечему ломаться.
Определенные нюансы эксплуатации связаны с небольшой габаритной мощностью встроенного трансформатора – хотя производитель и заявляет о возможности работы с 90-амперными аккумуляторами, реально «потолок» для ЗУ-75 – это АКБ с емкостью 65 ампер-часов, для их зарядки потребуется еще вполне приемлемое время.
С необслуживаемыми кальциевыми батареями это зарядное устройство можно использовать только при крайней необходимости, и тем более с AGM или гелевыми: в конце процесса зарядки напряжение на клеммах может превышать 15 В, что для таких батарей чревато повреждениями.
Современная электроника позволяет создавать компактные и не требующие развитого охлаждения высокотоковые схемы. Поэтому зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов необязательно должно быть «ящиком с ручкой» — компактное ЗУ Fubag Micro скорее напоминает блок питания от ноутбука.
Тем не менее, оно может похвастаться несколькими программами зарядки, оптимизированными для батарей разных типов. Поэтому независимо от того, какая установлена на вашей машине, Fubag Micro зарядит ее быстро и безопасно, все остальное время не занимая много места. Особенно нужно отметить, что в этом ЗУ есть режим восстановления сульфатированных аккумуляторов – оставив машину на несколько дней с высаженной «в ноль» батареей, вы сможете ее потом спокойно зарядить.
Эта торговая марка уже давно обосновалась в магазинах автозапчастей, но из числа всех зарядных устройств «Кулон» стоит выделить именно 715А. В его схему был введен дополнительный режим «блок питания», когда автоматика не снижает постепенно ток на выходах, отключаясь в конце процесса зарядки, а поддерживает постоянное напряжение на клеммах. Этому режиму можно найти много применений – например, запитывать в гараже 12-вольтовую переноску, «реанимировать» глубоко разряженные аккумуляторы и так далее.
При использовании в автоматическом режиме пользователю достаточно выставить по амперметру максимальный зарядный ток, определяемый, как мы уже писали выше, из емкости аккумулятора. С учетом того, что ток может доходить до 15 ампер, это ЗУ пригодится и для малогабаритных аккумуляторов микролитражек, и для тяговых батарей коммерческой техники.
Это зарядное устройство имеет возможность работы с 12- и 24-вольтовыми аккумуляторами, причем у него два режима зарядки: если в «нормальном» можно работать и с необслуживаемыми батареями, то в «быстром» можно только заряжать классические свинцово-кислотные, так как зарядный ток в нем значительно увеличивается.
Тумблер пускового режима отключает защитную автоматику, позволяя ЗУ кратковременно отдавать в нагрузку до 120 А. По меркам профессиональных пускозарядных устройств это немного, но нужно учитывать, что перед нами все же компактная переносная модель. К тому же именно нескольких десятков ампер и не хватает обычно, чтобы провернуть стартер с разряженным аккумулятором.
Читайте также: Как завести автомобиль пускозарядным устройством (ПЗУ)При своих компактных размерах (масса – всего 1,5 кг) это инверторное пускозарядное устройство может отдавать пусковой ток до 50 А. Поэтому его применение точно отражено в названии – это устройство предназначено в первую очередь для помощи при холодном запуске, когда стартеру не хватает совсем «чуть-чуть» тока.
Что же касается применения именно для зарядки, то здесь реализована та же цифровая схема, что и в Fubag Micro – владельцу достаточно выбрать нужный режим кнопкой Mode, после чего ЗУ само задаст необходимые параметры зарядки для конкретного типа аккумулятора. Ток и напряжение заряда можно по выбору вывести на экран прибора, а при возникновении неисправности на нем же отобразится соответствующий код ошибки.
Даже при полностью исправном автомобиле рано или поздно может сложиться ситуация, когда потребуется зарядка аккумулятора от внешнего источника – долгая стоянка, случайно оставленные включенными габаритные огни и так далее. Владельцам же старой техники необходимость в регулярной подзарядке аккумулятора известна прекрасно – тому виной и саморазряд «уставшей» батареи, и повышенные токи утечек в электроцепях, в первую очередь – в диодном мосту генератора.
Можно приобрести готовое зарядное устройство: они выпускаются во множестве вариантов и легко доступны. Но кому-то может показаться, что изготовить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками будет интереснее, а кого-то возможность сделать ЗУ буквально из подручного материала и выручит.
Неизвестно, кому первому пришла в голову идея заряжать аккумулятор подобным образом, но это как раз тот случай, когда зарядить аккумулятор можно буквально подручными средствами. В этой схеме источником тока служит электрическая сеть 220В, диод нужен для преобразования переменного тока в пульсирующий постоянный, а лампочка служит токоограничительным резистором.
Расчет этого зарядного устройства так же прост, как и его схема:
Как видно, даже при использовании мощной лампы ток нагрузки получается небольшим, что позволит использовать любой распространенный диод, например 1N4004 (такие обычно идут в комплекте с сигнализациями, стоят в блоках питания маломощной техники и так далее). Все, что нужно знать для сборки такого устройства – это то, что полоска на корпусе диода обозначает его катод. Этот контакт подсоедините к положительному полюсу батареи.
Не подсоединяйте это устройство к аккумулятору, если он не снят с автомобиля, во избежание повреждения бортовой электроники высоким напряжением!Подобный вариант изготовления представлен на видео
Это ЗУ несколько сложнее. Такая схема используется в самых дешевых фабричных устройствах:
Для изготовления зарядного устройства потребуется сетевой трансформатор с выходным напряжением не менее 12,5 В, но и не более 14. Часто берется советский трансформатор типа ТС-180 из ламповых телевизоров, имеющий две накальные обмотки на напряжение 6,3 В. При их последовательном соединении (назначение клемм указано на корпусе трансформатора) мы получим как раз 12,6 В. Для выпрямления переменного тока со вторичной обмотки применен диодный мост (двухполупериодный выпрямитель). Его можно как собрать из отдельных диодов (например, Д242А из того же телевизора), либо купить готовую сборку (KBPC10005 либо ее аналоги).
Читайте так же: Делаем сварочный полуавтомат своими руками
Диоды выпрямителя будут ощутимо нагреваться, и для них придется сделать радиатор из подходящей алюминиевой пластины. В этом плане использование диодной сборки гораздо удобнее – пластина крепится винтом к ее центральному отверстию на термопасту.
Рекомендуем видео на тему изготовления своими руками
В наше время найти запчасти от старого компьютера уже проще, чем от советского телевизора. Имея в наличии блок питания ATX, его вполне можно использовать для зарядки аккумулятора, а простая переделка не отнимет много времени.
Вскройте корпус блока питания и выпаяйте с платы все ненужные в дальнейшем провода, оставив:
В качестве мнимой нагрузки потребуется купить в магазине радиодеталей керамический резистор мощностью не менее 20 Вт и сопротивлением около 1,2 Ом. Из подручного материала можно использовать кусок нихромовой спирали от неисправного нагревателя, отрезав нужный кусок по показаниям омметра.
Так как нагрузка будет ощутимо нагреваться, разместите ее в корпусе БП неподалеку от вентилятора охлаждения. Затем соберите корпус блока питания, а на оставшиеся провода напаяйте клеммы-«крокодилы» для быстрого подключения к аккумулятору.
Главный недостаток такого зарядного устройства – это невозможность полностью зарядить им аккумулятор, так как напряжение в 12 В для этого слишком мало. Поэтому, если планируется использовать это устройство не только для аварийной зарядки разряженной батареи, придется его доработать глубже.
«Сердцем» любого импульсного блока питания является микросхема ШИМ-контроллера, преобразующая постоянный ток в последовательность импульсов заданной частоты и длительности. Регулировка выходного напряжения в инверторных блоках осуществляется именно изменением длительности (скважности) импульсов при постоянной частоте.
Ниже приведена схема назначения выводов наиболее распространенной в импульсных блоках питания микросхемы TL494:
Нас интересует цепь, связанная с ножкой 1. Просматривая соединенные с ней дорожки на плате, найдите резистор, соединяющий эту ножку с выходом +12 В. Именно он задает выходное напряжение 12-вольтовой цепи блока питания.
Читайте так же: Ремонтируем стабилизаторы напряжения Ресанта своими руками
Сопротивление чип-резисторов указывается простым кодом из трех цифр, где первые две – это основание, а последняя – степень 10, на которую основание умножается.
На резистор нанесена маркировка 332. Значит, его сопротивление равно 3,3*102 (330) Ом.Этот резистор необходимо выпаять, а вместо него подсоединить подстроечный резистор, предварительно по омметру настроив его на то же сопротивление. Затем, подключив блок питания в сеть, подсоедините к его выходу вольтметр и аккуратным вращением подстроечного резистора настройте блок на напряжение 14-14,5 В. При увеличении сопротивления резистора напряжение будет увеличиваться.
Подстроечный резистор можно оставить на месте, а можно выпаять, измерить получившееся сопротивление и впаять на плату чип-резистор с аналогичным сопротивлением. Правда, в этом случае будет трудно подобрать точно такое же значение. Данный вариант продемонстрирован на видео
Как Вы уже поняли, использовать можно и другие блоки питания. Например, если у Вас есть ненужный сетевой адаптер для питания ноутбука – это тоже отличный вариант для простого ЗУ.
Однако, напряжение на выходе таких адаптеров обычно составляет 19-20В, что для автомобильного аккумулятора будет явно лишним. Можно разобрать блок и изменить его схему для уменьшения напряжения на выходе, но для этого потребуются достаточно хорошие познания в радиоэлектронике. Руководствуясь принципом, описанным в предыдущем материале, можно попробовать настроить работу ШИМ-контроллера, если Вы уверены в своих силах.
Но, вспомнив первую приведенную в статье схему, можно просто вновь воспользоваться токоограничительным устройством в виде 12-вольтовой лампочки накаливания. Например, лампа дальнего света типа H7 имеет стандартную мощность 60 Вт, то есть через нее протекает ток в 5 А. Мощный адаптер питания спокойно сможет работать с такой нагрузкой.
Если же максимальный ток, указанный на адаптере, меньше этого значения, можно воспользоваться лампами на 21 Вт из задних фонарей. Ток, протекающий через такую лампу, составляет 1,75 А. соединив две лампы параллельно, мы получим уже 3,5 А.
Важным параметром в процессе зарядки аккумулятора является зарядный ток, который необходимо контролировать в процессе. Для самодельного зарядного устройства «на скорую руку» наподобие описанной выше схемы «лампочка+диод» можно воспользоваться обычным тестером, временно включив его в разрыв одного из проводов, идущих к аккумулятору.
Более совершенные устройства, предполагающие многократное применение, лучше всего дополнить встроенным амперметром, врезав его в один из проводов питания аккумулятора внутри корпуса устройства и разместив прибор на лицевой стенке ЗУ.
Во избежание повреждения Вашего самодельного зарядного устройства обязательно установите защищающий его выход предохранитель, рассчитанный на ток, не менее чем в 1,5 раза больший расчетного зарядного тока. Наиболее удобны в использовании гнезда под трубчатые стеклянные предохранители такого рода:
Читайте так же: Обзор стабилизаторов напряжения Ресанта 220В
Как уже говорилось, основной параметр при зарядке аккумулятора – это зарядный ток. Оптимальным считается значение, численно равное 10% от номинальной емкости батареи. Например, аккумулятор с емкостью 65 А*ч заряжается током в 6,5 А.
Наиболее точно устанавливать зарядный ток нужно для гелевых аккумуляторов, особенно небольшой емкости: в отличие от обычных аккумуляторов свинцово-кислотного типа они крайне чувствительны к перезаряду.
Поэтому включение в состав самодельного зарядного устройства амперметра крайне полезно для контроля процесса зарядки и состояния аккумулятора. По мере набора заряда ток будет постепенно уменьшаться.
Ограничение тока ЗУ необходимо при зарядке сильно разряженного, но исправного аккумулятора: он способен принимать очень большие токи, что может вызвать как неисправность зарядного устройства, так и взрыв аккумулятора вследствие «вскипания» электролита.
Отдельно стоит упомянуть случай зарядки аккумулятора, достаточно долго пробывшего в разряженном состоянии: обычные автоматические зарядные устройства зачастую оказываются неспособны зарядить такие аккумуляторы, так как они практически не принимают зарядный ток. Оживить аккумулятор при этом сможет простейшее ЗУ из бытовой лампочки и диода: последовательность импульсов высокого напряжения, создаваемая им, способна быстро восстановить способность аккумуляторной батареи принимать заряд.
Перед постановкой аккумулятора на заряд выверните пробки для обеспечения свободного выхода образующегося в процессе водорода. На необслуживаемых аккумуляторах, где такая возможность отсутствует, убедитесь в том, что вентиляционный канал не засорен.Контроль степени заряженности аккумулятора удобнее всего осуществлять по амперметру. Если же у Вас нет такой возможности, приблизительное время зарядки можно оценить как отношение емкости батареи к зарядному току: полностью разряженный аккумулятор с емкостью 40 А*ч током в 4 А придется заряжать примерно 10 часов.
Самодельное зарядное устройство – это не только возможная временная замена заводскому, но и неплохой способ сделать полезное в гараже устройство своими руками. Готовое ЗУ ценой около тысячи рублей по схеме ничем не будет отличаться от самоделки из трансформатора от старого телевизора. При этом такая самоделка сможет оказаться полезнее и дорогого автоматического ЗУ, которое просто не запустится на сильно разряженном старом аккумуляторе.
Напоследок еще один вариант из доступных деталей
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453