С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Жидкость для автоматической коробки передач


Как правильно подобрать масло для автоматической коробки передач

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) – это важный узел автомобиля, который обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Автоматическая КП (автоматическая ТРАНСМИССИЯ) не только сложный, но и дорогой механизм. Правильная эксплуатация АКП обеспечит автомобилисту  долговечность коробки передач, эффективность передачи мощности от двигателя к колесам, а значит и отличную динамику автомобиля.

Главную функцию в работе АКПП выполняет специальная жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid). Она является не только смазкой, но и рабочим телом механизма, испытывающим высокие силовые нагрузки и большие перепады температур (до + 170 ? С).

Основная  особенность жидкости ATF — сохранять состояние текучести при низких температурах. С этой целью в ее основе использовалось минеральное масло с маленькой вязкостью, соответствующие классу 5W по SAE

Быстрое развитие современной техники, предъявляет и особые требования к жидкостям для АКП. Так со временем произошел переход основы жидкостей с минерального на синтетическое масло. Сегодня большинство жидкостей ATF имеют уже синтетическую основу.  Соответственно цены на такие продукты несколько выше своих предшественников, но долгий срок службы компенсирует этот недостаток.

Жидкости ATF, тормозные жидкости и для гидроусилителя руля – важные специфические продукты современной автохимии.  Для АКПП специально разработаны масла, главное свойство которых — высокая текучесть, особенно необходимая при низких температурах. В состав этих масел обычно входят разнообразные присадки. Модификаторы трения и набухания уплотнений,  ингибиторы пенообразования, антиокислители, противоизносные присадки. В целях идентификации и скорейшего обнаружения протечек масла для АКП окашивают в красный цвет. Важно учесть, что ATF нельзя заменить никакими другими техническими жидкостями или маслами, даже самого высокого качества. Путаница в этом вопросе может обойтись слишком дорого. Жидкости для АКП часто используются в гидроусилителях рулевых механизмов, хотя для этой цели вполне подходят обычные трансмиссионные масла.

Во всем мире многие компании производят жидкости  ATF, но на сегодняшний день пока нет единой системы классификации  для этой продукции. Каждое крупное предприятие, выпускающие автоматические коробки передач, имеет к ним свои нормативные схемы. Однако принцип технического развития един для всех, значит особых различий между многочисленными квалификационными системами нет. По сути, все они аналогичны. То есть, отсутствие единого стандарта, создает сложности только для автомобилистов, которые при подборе масла для АКПП, руководствуются одним документом — заводской инструкцией к автомобилю.

Родоначальниками в области стандартов и спецификации трансмиссионных масел являются корпорации «General Motors» (GM) и «Ford».

Компания General Motors Компания Ford
Год введения Наименование спецификации Год введения Наименование спецификации
1949 Type A 1959 M2C33 — B
1957 Type A Suffix A (ATF TASA) 1961 M2C33 — D
1967 Dexron В 1967 M2C33 — F (Type — F)
1973 Dexron II C 1972 SQM -2C9007A, M2C33 — G (Type — G)
1981 Dexron II D 1975 SQM -2C9010A, M2C33 — G (Type — CJ)
1991 Dexron II E 1987 EAPM — 2C166 — H (Type — H)
1994 Dexron I II 1987 Mercon (дополнена в 1993)
1999 Dexron IV 1998 Mercon V

В АКПП современных автомобилей рекомендованы масла спецификаций Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon), которые взаимозаменяемы и совместимы. Масла, отвечающие требованиям последних спецификаций, например Dexron III, могут быть использованы для доливки или замены в механизмах, где ранее применялись масла соответствующие спецификации Dexron II, а в некоторых случаях и ATF — A. Обратная замена масел не допустима. Как быть, когда положение безвыходное? Если машина с большим пробегом, то замена или доливка масла спецификации на ступень ниже не вызовет тяжелых последствий. Но, при первой возможности, необходимо залить продукт требуемого качества.

В отечественных жидкостях ATF разнообразия не много. Известная  »марка А» соответствует » Type A » по спецификации General Motors. Она не отменена и по сей день. Продукт с маркировкой «МГТ» появился несколько позже, изготавливается по ТУ 38.101103-87. Принцип подхода к использованию отечественных жидкостей ATF — применение с указаниями завода-изготовителя вашего автомобиля.

В настоящее время выбор жидкостей ATF, трансмиссионных масел, смазок очень разнообразен. Приобретайте нужный  продукт по потребностям вашего автомобиля, что в будущем значительно увеличит возможности вашего кармана.

Не каждая деталь, относящаяся к автомобильной трансмиссии, нуждается в смазке именно трансмиссионным маслом. Например, во многие коробки передач, совмещенные с главной передачей (в переднеприводных автомобилях), производители рекомендуют заливать моторное масло. За счет цилиндрической формы шестерен этих агрегатов опасность задиров минимальна. Для автоматической КПП ни трансмиссионное, ни моторное масла не подходят. В свете специфичности конструкции АКПП для ее работы требуется специальная маловязкая жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid). Традиционные трансмиссионные масла применяются в агрегатах легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой.

Не важно, какое масло использовать для шестерен коробки передач, но с экономической точки зрения, минеральное выгоднее. При выборе масла для узлов трансмиссии особое внимание следует обратить на два пункта:

  • удельные нагрузки, действующие в механизме;
  • скорости относительного скольжения.

Согласно этим критериям подбираются масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок. Несмотря на то, что в составе противозадирных присадок имеются сернистые соединения, способные вызвать химические изменения металла, они уменьшают общий износ деталей трансмиссии.В настоящее время в легковых автомобилях используются трансмиссионные масла двух основных групп: GL-4 и GL-5 (по отечественной классификации — ТМ-4 и ТМ-5). Масла класса GL-4 по API подходят для коробок передач переднеприводных автомобилей марки ВАЗ, GL-5 — для остальных отечественных автомобилей. Существует также универсальные масла GL-4/5. Классы GL-4 и GL-5 отличаются друг от друга, но не по качеству, а по характеристикам. Применение одного и то же масла для КПП разных марок автомобилей может привести к негативным последствиям.Трансмиссионные масла типа GL-5 подразделяются на три подгруппы по вязкости:

  • SAE 85W-90 — густые минеральные масла;
  • SAE 80W-90 — менее густые минеральные масла;
  • SAE 75W-90 — полусинтетические и синтетические масла.

На смену широко популярного раньше трансмиссионного масла ТАД-17И пришел его современный аналог ТМ 5-18.

При выборе трансмиссионного масла, кроме оценки его эксплуатационных свойств, необходимо обращать внимание на вязкость приобретаемого продукта.Масла класса по SAE «140» и более (с вязкостью при 100°С не ниже 24 мм2/с) рекомендуется использовать в условиях жаркого южного климата. В умеренно континентальной полосе предпочтительнее применять продукты с индексом вязкости «90» (всесезонные масла 75W-90, 80W-90 и 85W-90). При этом последнее является не лучшим вариантом для холодной зимы. Самым универсальным считается масло с индексом 80W-90, a 75W-90 подходит даже для самых сильных морозов.

В КПП переднеприводных автомобилей марки ВАЗ рекомендуется применять трансмиссионные масла классов GL-4 или GL-4/5 по API , с вязкостью SAE 75W-80, SAE 80W-85, SAE 80W-90. Отечественное масло GL-4 найти достаточно сложно. Как правило, к этому классу относятся дорогие синтетические или полусинтетические масла импортного производства. Однако именно их применение способствует продлению срока службы КПП автомобиля.

Для автомобилей ВАЗ не рекомендуется использовать продукты с высокой вязкостью, так как их доступ к деталям коробки передач будет осложнен. Отлично подойдут трансмиссионные масла класса 75W-80, а также рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 (SAE 80W-85). В 1998 году допуск производителя автомобилей ВАЗ получило еще одно масло — (SAE 80W-85).

Масло для коробок передач переднеприводных автомобилей должно удовлетворять минимальному своду требований (см. табл.).Табл. Универсальные трансмиссионные масла (ТТМ 1.97.0729-98)

Диапазоны применения трансмиссионных масел
Минимальная температура обеспечения смазки узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45

 Какое  масло для АКПП  выбрать?

Полезная статья про замену жидкости в автоматической коробке передач

Давно прошли те времена, когда, говоря языком Генри Форда, можно было купить любое трансмиссионное масло при условии, что это будет исключительно ТАД-17. Историей стали и едва ли не беспроблемные автоматические коробки передач, чей ресурс приближался к таковому у двигателя. Конечно, глупо утверждать о том, что АКП прежних поколений могли ездить вовсе без замены жидкости. Тем не менее дожившие до нашей поры «автоматы» 80-х годов вовсе не музейная редкость. Хотя какое там у них обслуживание было? Сейчас ситуация с сервисом в порядке, ну или почти в порядке. Однако и требования агрегатов к рабочим жидкостям возросли многократно. Так что же в них лить, с какой периодичностью, и с какими проблемами можно столкнуться при замене ATF? Как мы знаем, первая полностью автоматическая коробка передач появилась в 1940 году, а работы над разными ее компонентами велись еще во втором-третьем десятилетии прошлого века. Но вплоть до 1949-го в «автоматы» заливалось моторное масло (как менее вязкое, чем трансмиссионное). И только тогда General Motors была предложена первая ATF — Automatic Transmission Fluid — под названием Type A. Причем, эволюционируя по своим свойствам, эта жидкость до 60-х годов (по иным данным даже до 70-х) имела в составе животный компонент. Как утверждают некоторые источники, это был китовый жир, использовавшийся в качестве единственной присадки (якобы модификатора трения). О времена, о нравы! От него отказались, когда стало ясно — натуральная составляющая не способна работать в условиях растущих нагрузок, в первую очередь температурных. Правда, по другой информации причиной тому стал закон, запрещающий охоту на китов. В 1967 году появилась полностью минеральная жидкость, которую назвали Dexron. Не будем тут перечислять весь путь, пройденный этим продуктом. Достаточно сказать, что его название как стандарт качества приняли европейские и японские автопроизводители, в деле «автоматизации» машин от американцев отстававшие. В 1990 году появилась синтетическая ATF Dexron-IIE, разработанная специально для коробок с электронными элементами управления. Спустя пять лет дебютировал Dexron-III, а позже Dexron-IV, Dexron-V и Dexron-VI.

Dexron-II, полученный в 1975-м, уже точно не содержал в себе натуральный компонент и существовал в трех «модификациях». Первая (IIC) отличалась агрессивностью к металлическим деталям. На второй (IID) этого эффекта удалось избежать. А третья (IIC), где имелись стабилизаторы вязкости при низких и высоких температурах, создавалась с учетом использования в коробках соленоидов управления

Кстати, с конца 60-х Ford использовал свои масла и стандарты — Type F, Type G и т.д. В 1987-м их сменили на Mercon. В Chrysler тогда же пришли к собственному продукту под названием Mopar. В 90-х годах прошлого столетия, и тем более в нынешнем веке, автопроизводителей вообще прорвало. Ладно, допуски — в конце концов, компании могут позволить себе определенные отношения (не столько технические, сколько финансовые) с «любимыми» масляными концернами. И учитывая эти допуски, можно подобрать жидкость, исходя уже из своих финансовых реалий. Но на рынке появились и дорогие фирменные спецжидкости, которые без альтернативы стали заливать у дилеров. Например, Honda ATF Z1 или DW-1. Nissan Matic D, Matic J, Matic K и Matic S. Toyota Type T-IV и Toyota ATF WS. А вместе с ними и отчасти как альтернатива им ряд производителей предложил также не всегда дешевые универсальные продукты. Это Castrol Transmax Z, Red Line D4 ATF, Amalie Universal Synthetic ATF и т.д. Чем обусловлен такой вброс? И возможен ли здесь отступ от вроде бы жестких предписаний автопроизводителей?

Mercon — «фордовский» стандарт, придуманный, видимо, в пику джиэмовскому Dexron. Оба стандарта, по крайней мере, созданные в расчете на старые четырехступенчатые «автоматы», вряд ли предполагают какие-то ключевые отличия по составу жидкостей

В начале нынешнего века появились как специализированные ATF, так и универсальные продукты, отвечающие максимуму допусков. Некоторые из последних, например, Castrol Transmax Z, можно использовать до сих пор

Какие же вообще задачи возложены на жидкость, работающую в автоматических коробках? Тут, видимо, не обойтись без краткого теоретического экскурса. Подобно моторному маслу и обычной «трансмиссионке», ATF смазывает детали и отводит тепло от трущихся поверхностей. Есть у нее за счет присадок и ряд свойств, ставших для современных смазочных материалов традиционными — антикоррозийные, антипенные, гидрофобные, антиокислительные и сохраняющие вязкость в широком диапазоне температур. Это все, повторимся, давно стало обычным набором качеств едва ли не для любого масла. Но суть ATF в том, что, помимо прочего, она еще и должна передавать крутящий момент внутри пакетов фрикционов. Причем делать это не между плотно сдвинутых деталей — в процессе пробуксовок фрикционных дисков относительно друг друга. Парадокс! С одной стороны, «автоматическая жидкость» обязана обеспечивать смазку «железу», например, шестерням планетарных механизмов, а в подшипниках еще и создавать на поверхностях скользкую масляную пленку. С другой, под давлением во фрикционах приобретать высокий коэффициент трения. То есть фактически работать на молекулярном уровне. Так могут ли принципиально отличаться ATF? Если говорить об их классах, то да. Особенно если речь идет о Dexron-II или Dexron-III и стандартах нынешнего столетия. «Автоматы», выпущенные в последние 10-15 лет, серьезно отличаются от тех агрегатов, что существовали в 90-е годы и тем более ранее. Дело не в компоновке и даже не в конструкции отдельных узлов — в современных тенденциях. Трансмиссия наравне с двигателем — тот инструмент, который способен сделать автомобиль экономичнее (и, соответственно, экологичнее), динамичнее и комфортнее. Достигается это пробуксовками фрикционных дисков относительно друг друга и блокировкой гидротрансформатора (lock up’ом). Конечно, работающие с разной угловой скоростью диски формируют сам принцип функционирования АКП. Lock up же как эффективный способ увеличения КПД применяется добрые три десятилетия. Однако только в последнее время проскальзывание фрикционов возведено в степень, а блокировку гидромуфты стали использовать едва ли не с первой передачи. На сколько-то процентов это сделало силовые установки экономичнее, а непосредственно «автоматам» придало скорость переключений передач на уровне хорошо настроенных механических коробок вплоть до секвентальных. Одновременно сделав переходы между ступенями сверхплавными и почти незаметными. Но и обусловило более температурно нагруженный режим работы коробки. При нем свои свойства ATF должна сохранять в большем диапазоне. И, кроме того, обеспечивать передачу момента в условиях возросшего времени пробуксовок.

Состав фрикционного покрытия дисков как-то принципиально не меняется. Наверняка каждый производитель каким-то образом дорабатывает его. Однако в нем в качестве связующих остаются различные синтетические смолы, а для получения коэффициента трения используется металлическая крошка, керамика, композиты. При этом на вторичный рынок детали зачастую поставляются из США. В общем, говорить о сочетании конкретной ATF с конкретными фрикционными дисками, пожалуй, не стоит

Вот и выходит, что в тех же 90-х годах просто не могла появиться ATF, в которой были бы учтены требования коробок 2000-х. А «фирменные» продукты тех лет? Маркетинг чистой воды! Те коробки Honda, Nissan, Toyota прекрасно работали на Dexron-IV или III. А все эти Z1, Matic и Type T-IV были не более чем желанием автопроизводителей заработать на якобы специализированном продукте.

ATF Z1 недавно сменила другая «спецжидкость» — DW-1. Она призвана работать с последними коробками Honda. А Z1... Представляется, что ее могут заменить привычные Dexron’ы

Ситуация с нынешними «автоматами» иная. С учетом нового подхода, обусловившего длительные пробуксовки, придерживаться рекомендованной жидкости нужно. Но не бездумно. Как и прежде, автопроизводители имеют «фирменные» ATF, которые фактически являются продуктами от известных масляных компаний. Подобные есть, например, у BMW, Mazda, Volvo, других фирм. От «спецжидкостей» Mobil, Castrol, Shell они отличаются только лейблом и сильно завышенной ценой. Чтобы не переплачивать, достаточно определить марку и модель «автомата», установленного на автомобиль, и подбирать ATF, исходя из коробки, а не производителя машины. Ведь не секрет, что производителей трансмиссий можно пересчитать по пальцам, и одна и та же АКП может стоять на Opel, VW, Toyota. Так зачем для нее покупать дорогую жидкость, если ее, руководствуясь допусками, можно подобрать среди тех же Mobil/Castrol/Shell. Есть ATF и от трансмиссионных фирм, например, от Aisin. Наконец, имеются универсальные масла, отвечающие едва ли не всем существующим требованиям.

На рынке предлагаются жидкости, отвечающие самым последним допускам производителей трансмиссий. Например, Mobil ATF LT, которую можно заливать в современные коробки Mercedes и ZF. Да, эта ATF недешева, но стоит все-таки меньше, чем продукты под марками автомобильных компаний

Что же будет, если в новые «автоматы» залить Dexron-II, III или IV? Ожидать моментального разрушения агрегата не стоит. Вот не вполне корректная работа возможна. Наверняка использование ATF не по классу скажется на ресурсе коробки. И уж, конечно, пробеги от замены до замены нужно будет значительно сократить. Но к чему такие эксперименты? Ставить их стоит лишь в критических ситуациях, например, когда добавка попавшегося под руку Dexron все же лучше езды «на сухую». А как, кстати, и с какими интервалами менять жидкость? Обратимся к мнению профессионала.

Интересно, что свой Dexron-VI Mobil ориентирует на модели GM, а Mannol (справа) допускает применение вроде бы аналогичной жидкости в более широких «марочных» диапазонах

Сергей Петрачков, руководитель СТО «КоробАс»

— Прежде всего, нужно понимать — несменяемость ATF, о чем сейчас заявляют многие производители, исключительно маркетинговый ход. Ни одна, пусть и самая современная жидкость, не способна сохранять свои качества на протяжении, скажем, 100 тысяч гарантийных километров. При таком пробеге коробка, возможно, не выйдет из строя, однако проблемы обязательно догонят нынешнего владельца, экономившего на замене, или следующего хозяина. Особенно в случае с современными АКП, которые из-за продолжительно буксующих блокировок гидротрансформаторов и всех пакетов фрикционов начинают интенсивно изнашиваться с первых километров работы. А жидкость, в свою очередь, активно загрязняется продуктами их износа. Интервалы замены зависят от конструкции коробки, точнее, от расположения фильтра. Если он находится за поддоном или есть внешний фильтрующий элемент, то менять можно через 50 тыс. км. Само собой, вместе с самим фильтром. Если же последний расположен внутри «автомата», он единственный и для его замены требуется разборка агрегата, то менять ATF лучше чаще — через 30 тыс. км. Понятно, что такой фильтр будет заменен лишь при капитальном восстановлении трансмиссии, а частое обновление жидкости поможет протянуть ему до ремонта. По замене ATF тоже есть варианты. Самый простой — слив из пробки или частичная замена. Дешево, но не всегда оправданно. Сливается всего около двух-трех литров и фильтр в таком случае не меняется. Можно, конечно, применять подобный способ, но только когда жидкость таким образом обновляется постоянно. И то нужно иногда добираться до фильтра. Оптимальнее менять жидкость со снятием поддона. Так и сливается больше — от четырех и более литров, — и фильтр можно заменить. Упомянутые выше интервалы касаются как раз таки подобного вида смены ATF. А вот менять жидкость методом полной замены, на аппарате, я не советую. Есть масса примеров, когда после этой операции автомобиль как минимум терял подвижность. В самых худших случаях дело доходит до глобального ремонта. Дело в том, что новая ATF смывает отложения, которые скапливаются внутри коробки, и забивает ими фильтр. Такой исход, кстати, гарантирован на моделях, у которых фильтр расположен внутри корпуса. На «автоматах», где в контур охлаждения врезан термостат, вообще можно оставить коробку без части жидкости. В конце концов, сейчас многие трансмиссии не имеют щупов. Жидкость заливается через контрольную точку либо какой-нибудь датчик. Кто будет с этим возиться в сервисах, ориентированных на быструю замену «расходников»? Кто будет менять там фильтры? Сомневаюсь, что персонал в этих структурах достаточно знаком с устройством различных моделей АКП.

Подделки встречаются и на рынке жидкостей для автоматических трансмиссий. Как в случае с моторными маслами, определить это при покупке практически невозможно

Подытожим: — Если неизвестно, что залито в коробку и предполагается частичная замена, лучше использовать жидкость выше классом (например, вместо Dexron-III Dexron-IV) — чтобы улучшить свойства полученной ATF — Старые (четырехступенчатые) коробки вне зависимости от марки автомобиля и производителя трансмиссии прекрасно работают на Dexron-IV, Dexron-III или даже Dexron-II. Но стоит учитывать, что ATF выше классом обладает и улучшенными характеристиками — Выбирая жидкость для новых «автоматов», то есть имеющих от пяти передач и выше, надо следовать допускам производителей АКП. Тем не менее, пользоваться ATF, продающимися под марками автомобильных компаний, вовсе не обязательно — чистая переплата — К полной замене жидкости нужно относиться с осторожностью. Для некоторых коробок она категорически противопоказана. Необходимо также понимать, что в СТО по замене расходных материалов шанс получить грамотную консультацию и, соответственно, обслуживание крайне мал. Они на это просто не ориентированы Мы говорим об ATF, а между тем есть свои нюансы и в применении масел для механических коробок и других трансмиссионных узлов. Да, ТАД-17 осталось в советском прошлом, на смену отечественным ГОСТам пришел, как и в случае с моторными маслами, класс качества по API. В нем после индекса GL стоит цифра, обозначающая количество использованных в смазке противоизносных, противозадирных присадок и область применения. Удел GL-1 и GL-2, не содержащих таковых или имеющих их незначительно, специфическая техника, например, сельскохозяйственная. GL-3 и GL-4 используются куда более широко — едва ли не во всех коробках передач, как без синхронизаторов, так и с ними. Наконец, класс GL-5, где процент подобных присадок максимальный, ориентирован на гипоидные передачи (редукторы), а также на другие узлы (скажем, «раздатки»), в которых нет синхронизаторов. Объясняется это тем, что антизадирные присадки на основе серо- и фосфорсодержащих составов, хорошо защищая сталь и чугун, агрессивны к цветным металлам, из которых выполнены синхронизаторы. Впрочем, сейчас не редкость «смешанные» продукты с маркировкой GL-4/5. Да и не факт, что производитель запрещает использовать в КП GL-5. Равно как GL-4 в гипоидных редукторах. В общем, не лишним будет уточнить. Второй критерий выбора, не столь критичный и все-таки важный — вязкость по SAE. Тут также аналогии с моторными маслами, разве что цифры несколько «подправлены». Низкотемпературные свойства лежат здесь в пределах от минус 12 (85W) до минус 55 (70W). Вязкость при рабочей температуре определяется второй цифрой — 80, 85, 90, 140 или даже 250. Всесезонным можно считать масло с индексом 75W-90, при котором подвижность шестерен будет обеспечиваться и в сорокаградусный мороз, а между их зубьями будет достаточный для смазки масляный клин. К трансмиссионному маслу с индексом GL-5 нужно относиться осторожно. Антизадирные присадки, которыми насыщена такая смазка, если нет допуска производителя для механической коробки передач, способны химически разрушать синхронизаторы, сделанные из цветных металлов. Источник: drom.ru  

Что заливают в автоматические коробки передач?

Многие из вас ответят: «Трансмиссионное масло». И будут не правы. Так как в автоматические коробки передач заливают отнюдь не масло, а специально разработанную для этих целей жидкость для автоматических трансмиссий, что подтверждается англоязычной аббревиатурой ATF (automatic transmission fluid), всегда присутствующей на упаковке данного продукта.

Казалось бы, какая разница – жидкость или масло? Однако будьте уверены: разница есть, и весьма существенная. Маслом в технике принято называть вещество, используемое в первую очередь для смазывания трущихся поверхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, не свойственных маслам. Да и работает она в запредельных для масел условиях. Вот об этом и поговорим.

Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль сцепления здесь возложена на гидротрансформатор. Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным связующим звеном, т.е. рабочим телом, является ATF.

Кроме того, ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи в автоматической коробке.

В процессе работы компоненты АКПП испытывают очень сильные температурные нагрузки. Температура на поверхности фрикционов в момент переключения передачи достигает 300–400°С. Происходит интенсивный нагрев гидротрансформатора. При езде в режиме полной мощности его температура порой достигает 150°С. Обеспечение теплоотвода от автоматической коробки и отдача тепла в атмосферу происходят также при помощи трансмиссионной жидкости.

Мало того, ATF еще должна, не окисляясь при высоких температурах и не вспениваясь, обеспечивать смазку подшипников, шестерней и прочих деталей, подверженных трению. Для этого в жидкость добавляют комплекс разнообразных присадок. Причем проявлять свои свойства в полной мере жидкость должна во всем диапазоне допустимых рабочих температур: от -40° до +150°С.

Таким образом, использование каких-либо иных смазывающих материалов в качестве трансмиссионной жидкости для автоматической коробки недопустимо, т.к. они не отвечают описанным выше требованиям, и в большинстве случаев их использование приводит к быстрой поломке трансмиссии.

Тип используемой жидкости, как правило, указан на масляном щупе автоматической трансмиссии или в паспорте автомобиля. В большинстве автомобилей с АКПП используется жидкость типа «DEXRON», «DEXRON II», «DEXRON III» и т.п.

Кстати, начиная с DEXRON II в целях охраны окружающей среды было запрещено применение спермацетового масла в качестве присадки, так как для его изготовления использовался жир кашалота и его производные продукты, обладающие исключительной смазывающей способностью (гидрофобизаторы) и термоустойчивостью. Получаемая продукция была настолько эффективной, что производители, по сути, не вносили в состав трансмиссионной жидкости никаких изменений. На цели смазочной индустрии потреблялось более 12 тысяч тонн китового жира в год. В 1972 году в США был принят «Закон о сохранении исчезающих видов млекопитающих и птиц», запретивший китовый промысел и использование китового жира. И до определенного момента не существовало адекватной замены китовому жиру. Это привело к тому, что существенно снизилось качество выпускаемых трансмиссионных жидкостей, особенно их способность проводить тепло и противостоять высоким температурам. Поломки АКПП, вызванные отсутствием добавок из спермацетового жира, возросли к 1975 году с 1 до 8 млн случаев. На данный момент во всем мире существует единственная высокотемпературная замена спермацетовому жиру – жидкие синтетические восковые эфиры (LXE). Данная технология была разработана и запатентована выдающимся химикомисследователем доктором Филиппом Ландисом, в свое время возглавлявшим группу прикладных исследований компании Mobil Oil.Доказано, что уникальная технология LUBEGARD LXE превосходит по своим свойствам добавки из китового жира!

Независимое тестирование подтвердило, что при добавлении продукции LUBEGARD в заливаемое на заводе General Motor масло (эталон д ля классификации DEXRON) износ деталей снижается минимум на 50%, поглощение кислорода (окисление) – на 30% и количество нерастворимых примесей пентана (смолистых веществ) – на 60%.

LXE – не единственная технология, запатентованная компанией International Lubri-cants, Inc. Среди более 100 патентов США особенное внимание в контексте статьи про трансмиссионные жидкости заслуживает SYNERGOL – первая и единственная инертная контактная молекула на малофосфористой основе. При добавлении SYNERGOL в существующие противоизносные составы радикально снижается износ деталей и металлических поверхностей. Фактически жидкость не теряет смазывающих способностей даже по окончании обычного срока ее службы. Поскольку SYNERGOL не вырабатывается, со временем его эффективность возрастает, обеспечивая постоянную защиту всех внутренних деталей АКПП.

Обозревая технологии LXE и SYNERGOL, стоит обратить внимание на СТАБИЛИЗАТОР ТРАНСМИССИОННОЙ ЖИДКОСТИ LUBEGARD, ВЫСОКОФРИКЦИОННЫЙ МОДИФИКАТОР ТРАНСМИССИОННОЙ ЖИДКОСТИ LUBEGARD И, НАКОНЕЦ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОДИФИЦИРУЮЩИЙ СТАБИЛИЗАТОР ТРАНСМИССИОННОЙ ЖИДКОСТИ LUBEGARD PLATINUM. (Подробнее об этих продуктах вы можете узнать у дистрибьютора на территории России).

DEXRON I II III … – действующие в настоящее время спецификации жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Чем выше по значению римская цифра после слова DEXRON, тем более современной в плане требований является трансмиссионная жидкость. Она не только включает в себя все предыдущие спецификации, но и ужесточает их.

Однако вернемся к общему разговору о трансмиссионных жидкостях для АКПП. Помимо спецификаций DEXRON, несмотря на их популярность, существует великое множество иных типов трансмиссионных жидкостей для автоматических коробок, отличающихся по своим требованиям. К примеру, фирма Ford (тип жидкостей Mercon) отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors в данном случае требует снижения коэффициента трения.

Разница есть, поэтому тип используемой жидкости играет большое значение, и ее выбор — дело не такое уж простое. Вы спросите: почему, если название необходимой жидкости указано на масляном щупе автоматической трансмиссии? Ответ прост: потому что всегда существует право выбора. Теперь вы спросите: о каком выборе идет речь?

Итак, речь идет о выборе между вариантом первым – «оригинальная ATF» и вариантом вторым – «качественная универсальная ATF»:

Вариант 1 — «оригинальная ATF»

«Надо заливать только то, что написано в инструкции к автомобилю». Так отвечают те владельцы автомобилей, которые:

  • готовы регулярно переплачивать определенную сумму денег за спокойствие, происходящее от использования рекомендованных производителем жидкостей,
  • имеют возможность приобрести качественную «оригинальную ATF»,
  • точно знают, что до сих пор АКПП его автомобиля работала исключительно на рекомендованной производителем жидкости и работала без проблем,
  • точно знают, что именно написано на щупе АКПП его машины (т.е. не обобщенные «Dexron» или «ТТ», а конкретные DIII-H или T-IV).

Вариант 2 — «качественная универсальная ATF»

«Используй просто хорошую универсальную трансмиссионную жидкость». Так говорят те, у кого:

  • нет желания и возможности отдавать лишние деньги за «оригинал»,
  • ограничен выбор ATF (рекомендованную жидкость придется искать, и даже если найдешь, есть сомнения в ее подлинности),
  • нет возможности выяснить: что именно нужно заливать,
  • АКПП до сих пор прекрасно обходилась без «оригинальных ATF», а также те, кто не знает, что именно раньше заливалось в его АКПП.

Какой вариант из двух предпочесть? Отметим сразу: однозначного и единственно верного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Однако стоит посмотреть, как описанная выше проблема выбора решается на родине АКПП, в Соединенных Штатах.

В США действует «Закон о свободе информации». Согласно этому закону, производители не имеют права скрывать от общественности техническую информацию о выпускаемой ими продукции. Именно поэтому в Америке практически нет таких понятий как «оригинальные» и «неоригинальные» запасные части и расходные материалы. Все намного проще. Любой производитель запасных частей и комплектующих может получить одобрение оригинального производителя оборудования (OEM), если его продукция соответствует техническим требованиям, предъявляемым данным производителем. А выглядит это следующим образом.

Допустим, компания Toyota или GM разработала АКПП нового типа. В этом случае данная компания обязана предоставить всем заинтересованным организациям информацию о технических характеристиках трансмиссионной жидкости, которая должна применяться в этой коробке. Любая нефтеперерабатывающая компания имеет право разрабатывать, проводить испытания по соответствующим методикам, производить и продавать трансмиссионную жидкость, которая будет соответствовать заявленным спецификациям компании Toyota. Если производитель трансмиссионной жидкости выполняет все эти условия, он имеет право публиковать на своих этикетках: «Технические и эксплуатационные характеристики данной трансмиссионной жидкости соответствуют требованиям производителя оборудования». Такой подход обеспечивает всем участникам рынка свободу действий и, естественно, стимулирует прогресс. Следует учитывать, что, в отличие от российских производителей, американские компании очень внимательно относятся к своим заявлениям. Ни одна американская компания не позволит себе утверждать, что ее трансмиссионная жидкость может использоваться в вариаторах, если она не будет уверена в этом на 100%. Один судебный иск запросто может привести к разорению этой компании, какой бы крупной она ни была.

Именно поэтому если на американском рынке появляется производитель ATF, которому удалось совершить технологический прорыв, его продукция очень быстро становится популярной.

Такая ситуация сложилась на рынке США после того как компания AMALIE MOTOR OIL разработала универсальную синтетическую трансмиссионную жидкость. Технологам этой компании удалось создать продукт, который по своим характеристикам соответствует требованиям большинства производителей АКПП. Более того, Amalie Universal Synthetic Automatic Transmission Fluid — это единственная на сегодняшний день ATF, которая рекомендована к применению практически в любой находящейся в эксплуатации автоматической трансмиссии, включая бесступенчатые коробки передач (CVT). Основой этой новой жидкости являются синтетические масла в сочетании с пакетом многофункциональных присадок, которые обеспечивают непревзойденную защиту и стабильные рабочие характеристики при использовании в любых типах АКПП, гидроусилителей руля и гидравлических системах, независимо от производителя. Она с успехом заменяет такие широко известные трансмиссионные жидкости, как Dexron, включая Dexron VI; Mercon, включая Mercon V; трансмиссионные жидкости компании Chrysler, включая ATF +4. Кроме того, она используется в высоконагруженных автоматических трансмиссиях таких автопроизводителей, как BMW, Honda, Mercedes Benz (DaimlerChrysler), Mitsubishi и Toyota. Компания Amalie гарантирует высочайшее качество производимой трансмиссионной жидкости и с уверенностью рекомендует ее к использованию в АКПП любого типа, устанавливаемых на автомобили, выпущенные в Америке, Европе, Японии, Южной Корее и других странах.

Уже на протяжении двух с лишним лет торговая марка AMALIE MOTOR OIL представлена в России. Ее эксклюзивным дистрибьютором является компания «Авторейд». У менеджеров компании вы можете получить более полную информацию по техническим характеристикам универсальной синтетической трансмиссионной жидкости Amalie, более полный список ATF, вместо которых можно использовать этот продукт. Обращайтесь в офис официального дистрибьютора компании Amalie.

Какое масло лить в коробку АКПП

Как известно, масло в коробке передач необходимо своевременно менять. Что касается АКПП, в такую коробку заливается специальная жидкость ATF. Сама замена масла производится частично или полностью, интервалы замены корректируются с учетом общего состояния коробки, пробега, условий эксплуатации ТС и т.д.

При этом важно понимать, что АКПП предельно чувствительный агрегат к качеству трансмиссионного масла, его уровню и состоянию. По этой причине необходимо регулярно проверять уровень масла в коробке автомат, оценивать его цвет, запах и степень загрязненности.

Если жидкость вызывает малейшие подозрения, рекомендуется провести замену. Также важным этапом является правильный подбор масла для коробки автомат. Далее мы поговорим о  том, какое масло лить в автоматическую коробку передач, а также что нужно учитывать при выборе трансмиссионной жидкости.

Трансмиссионное масло для АКПП

Итак, ATF (Automatic Transmission Fluids) представляют собой отдельную группу жидкостей для автоматических коробок, обычно отличаются по цвету от других типов смазок. Как правило, они окрашены в красный цвет, однако некоторые производители используют и другие цвета.

Определившись с необходимостью замены, прежде всего, нужно учитывать, как будет выполняться данная процедура. Другими словами, нужно знать, сколько масла в коробку автомат может потребоваться при частичной или полной замене ATF.

Также нужно обратить внимание на то, будет ли проводиться аппаратная замена методом вытеснения или масло будут менять «проливом». На практике, для многих АКПП потребуется, как минимум, около 10-12 литров трансмиссионного масла для полной замены методом «пролива». В случае с аппаратной заменой с вытеснением количество жидкости может быть еще больше.

Если же говорить о частичной замене, когда масло не меняется, а только обновляется, в этом случае необходимо, в среднем, 4-5 литров жидкости ATF. Параллельно нужно помнить о том, что при такой замене нежелательно смешивать разные масла в коробке передач.

  • Теперь перейдем к выбору. Сегодня представлен большой ассортимент различных смазочных материалов, на рынке и в автомагазинах имеются как премиальные бренды, так и доступные бюджетные решения.

Что касается АКПП, трансмиссионные жидкости бывают синтетическими и полусинтетическими, оригинальными, рекомендуемыми самим производителем АКПП, а также универсальными. Давайте разбираться.

Отметим, что синтетические жидкости изначально более высокого качества, сохраняют свои свойства как при высоких, так и при низких температурах, отличаются увеличенным сроком службы.

Как правило, их использование допускается в разных АКПП (исключением можно считать только старые агрегаты). Полусинтетика является более доступным по цене решением, однако несколько уступает по ряду показателей синтетическим продуктам.

  1. Под оригиналом следует понимать ту жидкость, которую предписывает сам производитель авто. Такой материал используют официальные сервисы, ATF часто продается под брендом автопроизводителя. Риски возникновения каких-либо неполадок автомата по причине использования неподходящего масла исключены, однако цена на такую ATF достаточно высокая. Также сам производитель АКПП может давать информацию о том, какие аналоги можно использовать в той или иной коробке. Например, для разных коробок Aisin, Jatco и т.д. могут отдельно указываться допуски и рекомендации по маслу, а также подходящие варианты ATF, то есть появляется возможность выбора. При этом цена на «заменители» оказывается более доступной по сравнению с оригиналом.
  2. Универсальные жидкости ATF являются продуктами, которые отличаются максимально расширенным пакетом присадок и свойствами, что позволяет им работать в различных типах АКПП. Такие решения наиболее доступны по цене, однако риски возникновения сбоев в работе автомата и поломок полностью исключить нельзя.

Что можно заливать в АКПП

С учетом вышесказанного становится очевидно, что масло для автомата АКПП является специальным, к нему предъявлены особые требования касательно вязкости и пенообразования. Например, если такое масло сильно вспенивается, давление в системе падает, воздушная пробка может привести к сбоям в работе АКПП, износу и т.п.

Если говорить о допусках и классификации, автопроизводители рекомендуют для тех или иных трансмиссий различные жидкости для АКПП, так как выдвигают к ним собственные требования. Например, концерн GM использует масла Dexron II, III, IV, Ford обозначает подходящие ATF как Mercon и т.д.

По этой причине при выборе масла для автомата лучше отдавать предпочтение оригиналу. В этом случае масло отличается наиболее подходящим составом и наличием присадок, которые защищают коробку, позволяя работать в оптимальных режимах.

Если же по тем или иным причинам вместо оригинала подбирается аналог, прежде всего, лучше отдать предпочтение более дорогой синтетике, чем полусинтетическим трансмиссионным маслам. При выборе оптимально использовать такую жидкость, которую отдельно рекомендует производитель АКПП.

Что касается универсальных решений, зачастую оригинальные смазочные материалы производятся по заказу автопроизводителей, причем на тех же заводах, что и универсальные. Это значит, что такие продукты не сильно отличаются по качеству и могут иметь точно такие же присадки, как и оригинальные ATF для того или иного типа АКПП. При этом сильно заметна разница в цене, так как стоимость оригинальной ATF для АКПП часто до 2-3 раз выше сравнительно с универсальными продуктами.

Что в итоге

Как видно, стоит придерживаться правила выбирать и использовать масло для автоматической коробки передач с учетом тех указаний, которые отдельно содержатся в мануале. Другими словами, лучше заливать оригинал.

Особенно данное утверждение справедливо для современных технологичных АКПП. Если же не удается подобрать рекомендуемый продукт, тогда нужно найти максимально «близкий» по свойствам аналог, который рекомендует изготовитель трансмиссии.  

Напоследок отметим, что в случае со старыми и простыми 4-х ступенчатыми автоматами не всегда оптимально делать ставку исключительно на рекомендованные продукты и известный бренд, так как в этом случае цены могут быть искусственно завышены.

Однако сильно экономить на масле для АКПП не рекомендуется, то есть от дешевых полусинтетических продуктов неизвестных производителей по понятным причинам также лучше отказаться.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости