Одна из самых важных характеристик моторного масла – его вязкость. От этого показателя зависит, насколько быстро система подачи сможет транспортировать состав к двигателю и откачивать его обратно, будет ли вещество выполнять свои функции так, как необходимо. Слишком вязкое, густое моторное масло не подается в достаточном количестве, так как с ним не справляется система подачи. Кроме этого, оно создает дополнительное препятствие деталям двигателя, из-за чего повышается расход топлива и уровень вредных выбросов. Слишком жидкий состав недостаточно хорошо защищает части мотора от трения, что приводит к ускорению его износа. Поэтому при подборе данной продукции необходимо обращать особое внимание на эту характеристику.
Новичкам обозначения 5w40, 0w30, 5w30, 0w40 и пр. ни о чем не говорят, разница для них отсутствует. Но именно они указывают на густоту состава.
Вязкость масла – это не постоянный показатель, он изменяется с изменением температуры окружающей среды. Чем жарче, тем более жидким становится продукт, а с похолоданием он загустевает. Синтетические и полусинтетические вещества в своем составе содержат специальные присадки, которые отвечают за изменение зависимости между густотой и температурой. Именно её и отображают маркировки по типу 5w40, 0w30, 0w40 и пр. Они показывают, при какой минимальной и максимальной температуре продукт можно применять в двигателе.
По вязкости моторное масло классифицирует Сообщество автомобильных инженеров (SAE). Эта организация объединяет лучших специалистов Европы в данной сфере. Она существует более 100 лет. Стандарты SAE признаны международными, ими пользуется любой уважающий себя производитель, а маркировка, как правило, содержится в названии того или иного продукта.
Обозначение состоит из следующих частей:
Стандарты Сообщества автомобильных инженеров включают множество характеристик масла, самыми важными из которых являются:
Как написано выше, первое число и буква w означают нижний температурный порог, а второе число – верхний. При этом само число не указывает на конкретную температуру, т. е., к примеру, маркировка 5W40 не означает, что масло применимо при температурах от 5 до 40 градусов. Каждому числу соответствуют другие температуры:
Отличие между маслами 5w40, 5w30 и 0w30 – в их вязкости и её изменении при перемене температуры. Поэтому категории «лучше – хуже» не подходят для данного стандарта. Продукты просто разные и предназначены для разных условий применения. Тем не менее масла различной вязкости могут лучше подходить к конкретному типу мотора. Например, между деталями старых двигателей из-за длительного трения образовывается зазор. Более вязкое масло его компенсирует, позволяя продлить срок службы авто и повысить его характеристики.
Есть понятия «зимние», «летние» и «всесезонные» составы. Первые работают при отрицательных температурах и быстро разжижаются при высоких. При этом показатель их вязкости в нормальных условиях выше, чем у летних и универсальных. Такой состав лучше подойдет для старых машин. Летние смазки быстро загустевают при отрицательных значениях температуры, но выдерживают необходимую вязкость в жаре.
На сегодня наибольшее распространение получили всесезонные масла – 5w40, 5w30, 0w30 и пр. Выбрав состав в соответствии с минимальными и максимальными температурами своего региона, можно не думать о замене на протяжении длительного времени. Это экономит время и деньги. Разница между универсальными составами – в диапазоне температур их применения.
Кроме классификации по SAE есть другая разница между составами. Существует ещё 2 общепринятых в автомобильном мире стандарта, на которые также стоит обращать внимание: API и ACEA.
Если марка вязкости подобрана правильно, но вещество не соответствует году выпуска или характеристикам мотора, оно в лучшем случае будет работать не так эффективно, в худшем – навредит силовом агрегату. Поэтому на данные параметры также стоит обращать внимание. Каждый производитель указывает представленные стандарты на этикетке.
API – Американский институт нефти. Организация существует с конца позапрошлого века. Она занимается исследованием и стандартизацией различных нефтепродуктов, в том числе – моторных масел. API разделяет все вещества по их применимости к тем или иным моторам. Самое крупное разделение происходит на составы для дизельных и бензиновых двигателей. Далее идет классификация по году выпуска силовых агрегатов. Самыми современными являются SM и CF. Первая буква означает тип двигателя (S – бензиновый, C – дизельный).
Американский институт нефти исследует составы по десяткам показателей, исходя из современных тенденций в производстве моторов, особенностей силовых агрегатов тех или иных годов выпуска. Данной организации доверяют производители всего мира, а её стандарты являются международными. Поэтому стоит обращать на них внимание при подборе смазывающего состава для своей машины.
ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей. Международная организация, членами которой являются самые крупные европейские автоконцерны. В частности, в неё входят Jaguar, Land Rover, BMW Group, европейское отделение General Motors.
Сообщество классифицировало составы по их применимости к двигателям той или иной конструкции. Введены следующие маркировки:
При подборе смазки для двигателя также нужно обратить внимание на следующее:
Нескончаемая тема о маслах плавно переползла на чистую синтетику. Судя по тому, чему посвящено обсуждение, а именно масел 0w30 и 5w30, речь пойдет о хороших современных машинах и их двигателях. Под современной машиной будем понимать выпуск максимум десятилетней давности. Но начнем опять с теории.
Маркировка говорит о том, что масло синтетическое, всесезонное, т.е. зима — лето. Менять его нужно не от смены погоды, а от намотанных километров, кстати синтетические масла — это не показатель замены в 15000, многие из них требуют обновления и через 10000.
Далее, то что скажет любой обыватель — автолюбитель. 0W показывает завод движка на холодную при минусе 55 — 60, — минус 35 — 40 по Цельсию соответственно. Но это только видимая разница, про невидимую нужно читать мелким шрифтом на обратной стороне упаковки, а там, как раз те характеристики, которые должны совпасть с написанным в сервисной книжице самим производителем мотора.
Так вот, каждый производитель масла, выпуская линейку своих продуктов, добавляет разные присадки, разного происхождения и главное выпущенные по разным технологиям, поэтому бытующее мнение, что в синтетику можно лить любую синтетику ошибочно. Даже на примере моторных масел 0w30 и 5w30, это легко доказать на очевидном, в рамках одного производителя.
Присадка для масла — это своеобразный клубок, состоящий из полимеров, собственно из которых и сделана присадка. Так вот, при изменении температур, этот клубок начинает разворачиваться и сворачиваться, а как известно любой клубок состоит из нитей, а нити из волокон, скрученных между собой. Когда жарко, волокна начинают расширяться, нитка набухает и разворачивается, клубок начинает разматываться, становится холоднее, разворот происходит меньше, в мороз все спят в клубке и задействуются другие полимерные соединения, которые работают в холод. Каждый завод мотора, это сигнал для какого то действия клубка, соответственно и для соединений — нитей.
У моторного масла 0w30 структура отличная 5w30 при всей их внешней схожести, так как 0 хорошо себя ведет и при 60 градусах мороза, там где 5-ка уже застынет. В сухом остатке получаем, что производитель применил разные клубки для этих масел в любом случае, поэтому подбор масло надо осуществлять индивидуально и основываясь на показателях создателей двигателя.
Далее, помимо температурных катаклизмов с маслами, между 0w30 и 5w30 есть еще существенное различие. 0w30 изначально рассматривалось производителем, как масла для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, а 5w30 без них. Стоит отметить, что на территории России машины не выпускаются и не ввозятся (имеется ввиду официальный крупномасштабный ввоз) с двигателями, имеющими сажевый фильтр. Возможно все дело в нашем топливе, качество очистки которого, оставляет желать лучшего, поэтому в большинстве случаев моторные масла 0w30 в принципе не нужны, особенно для средней полосы и регионов с умеренным и теплым климатом. Для зоны Севера конечно же синтетика 0w30 очень актуальна, именно по своей вязкости при низких температурах (смотри м классификацию по SAE).
Исходя из всего сказанного, надо понимать, что если отличия между маслами 0w30 и 5w30 имеются даже у одного производителя, то у разных оно обязательно будет, даже при всем том, что этикетки могут совпадать с точностью до запятой. Все дело в производстве присадок, нитки клубка разные по длине и по толщине, поэтому помимо агрессивной среди двигателя, в которой работает масло, вы добавите еще агрессию между полимерными соединениями разного типа, хотя многие сервис — доки говорят что доливать можно любое, лишь бы не минералку в синтетику.
Двигатели прошлого поколения, на которых в основном все и ездят, относятся вообще к допускам 502 — 505, о допуске на каждый конкретный двигатель написано в его паспорте, мануале или сервисной книжице. К примеру популярный Castrol 5w30 не имел допусков свыше 505. Современные автомоторы уже повысили требования и допуск современных масел стал от 504 до 506, интересно то, что некоторые производители, например Мобил вообще выпускают масла 506 серии, а 507 так же рекомендуют для сажевых фильтров, у них в 506 допуске есть смазка и 0w30, и 5w30.
В авторизованных сервисах говорят правильно, одного производителя можно смешивать в допусках, к примеру в 506 залитый можно добавлять 507 спокойно, так как работает формула, более высокий допуск всегда поглотит более низкий, в данном случае 507 скушает 506. Вопрос в другом, а надо ли это делать, так как чем выше число, тем выше стоимость масла, и если машинка прекрасно колесит на 502 масле по допуску, зачем в нее совать 506 или 507. Потом придется переходить на него полностью или мыть движок, т.к. в высокий допуск низкий заливать нельзя.
На последок еще раз хочется сказать, используйте только то масло, которые указано в сервисной книжке, там и про допуски и про вязкость, и про рекомендуемые параметры использования и замены написано, а главное легко определить какое масло нужно конкретно 0w30 или 5w30.
Моторное масло для ДВС используется для снижения силы трения, образования прочной масляной пленки и предотвращения появления задиров и износа трущихся поверхностей. Применяемый смазочный материал обязан обеспечивать стабильную работу агрегатов во всех температурных диапазонах и при любых нагрузках. Особенно важный параметр — холодный запуск при минусовой температуре. В современных двигателях требования, предъявляемые к смазочным материалам, очень строгие и большее распространение получили «всесезонные» масла с формулой вязкости 0w30 или 5w30. Эти продукты отвечают большинству требований и сохраняют свои свойства на всем диапазоне достигаемых температур.
Температурная вязкость считается одним из основных и наглядных свойств масла для ДВС. Этот параметр отображает свойства смазочных материалов при различных температурных режимах, от холодного запуска, до максимальных температур на прогретом моторе.
Самой полной считается система классификации по вязкостным свойствам SAE. Она выделяет несколько классов:
На современном рынке смазочных материалов практически все автомобильные смазки имеют всесезонную формулу, которая маркируется сдвоенным обозначением, например 0W-30 или 5W-30. Первая цифра говорит о возможности использования в зимний период, а вторая о характеристиках продукта в рабочем режиме. Они отвечают всем требованиям, как при низкой (при запуске), так и при высокой (рабочей) температуре.
Буква W в маркировке, говорит о возможности осуществить пуск двигателя зимой при отрицательных температурах без подогрева. Все зимние масла проходят проверку предельной минимальной температуры, при которой обеспечивается прокачиваемость масла по каналам в двигателе. Ниже установленного порога использование продукта не рекомендуется.
Например, масло MANNOL 7717 O.E.M. 0W-30 рекомендуется к применению при температуре до -47°C.
Еще один оценочный параметр — кинематическая вязкость при 100°C, у данного масла она равняется 11,83. Чем ниже это число, тем хуже масло защищает трущиеся поверхности при высоких температурах. Проще говоря, оно становится слишком жидким и не способно образовывать масляную пленку достаточной прочности.
Показатель температуры застывания на примере масла MANNOL Energy Formula JP 5W-30 составляет -45 °C. Вязкость при температуре 100°C будет равна 11,4.
Исходя из приведенных значений можно сделать вывод, что принципиальных отличий между вязкостью 5W-30 и 0W-30 нет.
Рядовой пользователь не видит разницы между маслами со схожими характеристиками, однако существуют дополнительные параметры оценки, например HTHS вязкость — его можно расшифровать, как вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига. Этот параметр обычно измеряют при температуре 150С, но последнее время производители редко дают информацию об этом. Большинство современных масел легко проходят этот тест и получают результаты с запасом от нормы, а для не профессионала HTHS вообще не очень показателен.
Большую важность имеет нижний предел температуры масла, при достижении которой стартер способен провернуть двигатель, а масляный насос создать нужное давление в каналах не допускающее «сухого» соприкосновения трущихся деталей.
При подборе подходящего масла на основе вязкостных характеристик SAE, стоит понимать, что у разных ДВС, допустимые показатели масла при разных температурах отличаются. Они могут зависеть от:
Использование масла вязкостью 5W-30 или 0W-30 для всесезонной эксплуатации, оправданно для новых ДВС или моторов с пробегом не выше 25% от максимального ресурса. Для моторов с пробегом выше 25% многие производители рекомендуют переходить на более вязкие смазки с формулой 5W-40 или 10W-40, например, MANNOL Energy Formula PD 5W-40.
Допускается смешивать между собой масла одной марки, когда они имеют одинаковые допуски.
Подобрать «идеальное» масло, подходящее для любых моторов и к любым условиям эксплуатации невозможно. Выбирая какое залить моторное масло, отталкиваться рекомендуется от допусков производителя автомобиля. При разработке, автопроизводитель учитывает все особенности мотора.
Для желающих отклониться от рекомендованных параметров необходимо учесть множество факторов и условий. Для упрощения подбора можно опираться на конкретно поставленную задачу, например, заменить масло на более вязкое при высоких температурах, для обеспечения повышенной защиты ДВС при высоких нагрузках.
Кроме температурных показателей, стоит обратить внимание на прочие условия:
Делая выбор моторного масла нельзя пренебрегать данными факторами, например, это может негативно сказаться на сроке службы двигателя.
Ответа на вопрос — что лучше 5W-30 или 0W-30, нет. Выбирая масло нельзя оперировать такими категориями. В понятии вязкости нет параметра «лучше или хуже», это масла с определенными отличиями, но схожими задачами и параметрами и выбор между ними необходимо делать, учитывая все указанные выше рекомендации.
Возврат к спискуГлавным показателем моторного масла принято считать его вязкость. Именно этот параметр гарантирует, что на деталях двигателя создается прочный защитный слой, исключающий их перегрев и чрезмерную нагрузку из-за трения.
Вязкость масла нестабильна, она зависит от внешних условий, в частности, температуры. Например, в зимнее время состав, если он выбран неправильно, может загустеть, потерять свои изначальные свойства, перестать обеспечивать мотору адекватную защиту.
Наиболее популярными сортами на современном рынке являются масла 0w30 и 5w30. Разберемся, чем отличается масло 0w30 от 5w30, являются ли они взаимозаменяемыми, допустимо ли смешивание, какова опасность использования неправильного состава.
Для начала стоит разобраться в общей классификации масел, понять, как читается их маркировка.
Разработкой данного документа занималась ассоциация автомобильных инженеров, в которой трудятся лучшие специалисты отрасли. Существует ассоциация более века, ее стандарты приняты и признаны во всем мире, то есть используются всеми производителями технической жидкости. Именно благодаря этому не возникает проблем с выбором товара под требования конкретного автомобиля и погодные условия.
Маркировка представлена буквами и цифрами:
Помимо этого, в нормах и стандартах можно найти информацию о следующих показателях:
Видео:
Чтобы понять, в чем разница 0w30 и 5w30, нужно в подробностях рассмотреть оба состава.
Итак, 0w30. Данная техническая жидкость оптимально соответствует регионам, где зимой фиксируются морозы, а лето не слишком жаркое. Если говорить о конкретных температурах, то допустимый зимний предел – от 30 до 35 градусов мороза, а летний – 25 выше нуля. В том случае, если указанные диапазоны не соблюдаются, жидкость не может сформировать на деталях плотную масляную пленку, из-за чего интенсивность износа увеличивается.
Теперь состав 5w30. Расшифровка его индекса выглядит следующим образом:
В обоих случаях нужно иметь в виду, что указанные характеристики актуальны в том случае, если температура работающего мотора составляет 100 градусов. При повышении нагрузки она может изменяться, в результате чего изменяются и параметры масла.
Видео:
С учетом близости параметров двух составов, возникает резонный вопрос, можно ли смешивать их?
Специалисты отвечают на данный вопрос однозначно: смешивание допускается масел только одного производителя. Технология изготовления зависит от производителя, различаются используемые присадки, точные компоненты, их объемы и происхождение. При смешивании разных марок могут проявиться следующие эффекты:
Самый печальный исход – капитальный исход силовой установки, расходы на который часто сопоставимы с покупкой нового мотора.
Если же вы находитесь в экстренной ситуации и ответ на вопрос можно ли доливать масло 5w30 в 0w30 должен быть исключительно положительным, стоит руководствоваться парой правил. Первый момент – объем доливаемого состава должен быть минимальным. Практика показывает, что 10% доливаемого объема позволяют решить многие проблемы, но изменения характеристик удается избежать, так что работоспособность сохраняется.
Второй момент – использование масла от того же производителя, причем даже в такой ситуации позже рекомендуется полностью обновить масло в моторе, а также установить новый фильтр, на котором часто остаются следы старого состава.
Достаточно часто автомобилисты задаются вопросом, какая техническая жидкость лучше, что именно заливать в автомобиль. Главный момент – нижний предел температурной вязкости.
Рассматривая, что гуще: 5w30 или 0w30, можно понять, что второй состав выдержит более холодную окружающую среду без потери характеристик. Таким образом, именно его стоит порекомендовать жителям морозных регионов. Верхний предел идентичен, на него можно не обращать внимания.
Сам же вопрос о том, какой именно состав лучше можно считать некорректным. Свойства масла определяются не только его вязкостью, но и множеством других моментов.
В частности, известные производители, продукция которых стоит достаточно дорого, используют многочисленные присадки, улучшающие качество состава. Они могут, например, естественным образом очищать детали двигателя от нагара и других загрязнений, улучшать текучесть, повышать эффективность отвода тепла.
Видео:
Моторное масло – залог долговечной, эффективной и безопасной эксплуатации силовой установки. Выбирать его нужно с максимальным вниманием, обращать внимание на самые малозначительные, на первый взгляд, моменты.
Недопустима и экономия. Погоня за дешевизной, покупка товара неизвестного бренда часто приводит к тому, что информация, указанная на этикетке, не имеет ничего общего с реальностью, из-за чего происходит поломка. Выход один – покупка масел исключительно проверенных производителей, будь то Motul, Shell или ZIC.
(1 раз, оценка: 5,00 из 5) Загрузка...
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453