С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Датчик холостого хода что это такое


Что такое датчик холостого хода

Качественная работа автомобиля возможна только при условии исправности всех его деталей и систем. И даже те, кто не знаком с устройством автомобиля, понимают важность любой его составляющей. Ход автомобиля обеспечивает двигатель, поэтому его часто называют сердцем машины, а значит, все механизмы, с которыми напрямую взаимодействует двигатель, несут в себе важные функции для обеспечения его полноценной работы.

1

Одним из таких механизмов, включенных в систему управления двигателем, является так называемый датчик холостого хода (ДХХ). Хотя правильнее было бы называть его – регулятор холостого хода двигателя (РХХ). Как понятно из названия, он необходим для стабилизации холостых оборотов двигателя. Свою функцию он выполняет, подавая то количество воздуха в двигатель, которое требуется ему для полноценной работы. При этом количество воздуха может меняться, это зависит от высоты температуры двигателя и передается по каналу подачи воздуха.

2

РХХ входит в довольно сложную систему, где все взаимосвязано: регулятор пропускает воздух, датчик расхода замеряет этот объем, контроллер передает в двигатель то количество топливо, которое соответствует объему поданного воздуха. Также система анализирует и контролирует количество оборотов холостого хода, производимых двигателем, и, в зависимости от этой цифры, регулирует количество подаваемого воздуха.

3

Когда двигатель автомобиля прогревается до определенной температуры, установленной производителем контроллер поддерживает то количество оборотов холостого хода, которое необходимо и оптимально для данного двигателя. Но пока нужная температура не достигнута, РХХ увеличивает обороты – это делается для того, чтобы двигатель прогрелся на высоких оборотах. Если у вас нет времени ждать полного прогревания двигателя, то можно начинать движение уже на этом этапе.

4

Зачастую РХХ установливается на дроссельной заслонке и закрепляется двумя винтами. Однако есть варианты крепления на лак, что создаст некоторые сложности в обслуживании и ремонте, так как в данном случае снимать надо не только датчик, но и заслонку целиком.

5

Сигналами о неисправности датчика могут быть разные состояния автомобиля, связанные с холостым ходом. Например, автомобиль может просто глохнуть на холостых оборотах, также обороты могут плавать, либо отсутствовать повышенные обороты, когда вы запускаете холодный двигатель. Также двигатель может заглохнуть в момент переключения передачи на коробке. При этом какая-либо лампочка на приборной доске гореть не будет, так как РХХ не снабжен системой внутренней диагностики, в отличие от двигателя.

Приобрести датчик холостого хода можно в авторизованном сервисном центре, автомагазине или на авторынке, а установить его получится и самостоятельно, и обратившись в автосервис к специалистам-автомеханикам.

Что такое датчик холостого хода и как он работает?

Оглавление:

Что такое датчик (регулятор) холостого хода?

Датчик холостого хода - это прибор в двигателе автомобиля, поддерживающий его постоянство оборотов при запуске (обычно 700-900 оборотов в минуту), а также на ходу и при движении на выбеге с отпущенной педалью газа.

Это устройство не работает только тогда, когда двигатель автомобиля заглушен, отсюда и возникают столь высокие требование к его надежности и регулировкам.

Как выглядит датчик (регулятор) холостого хода?

Датчик холостого хода представляет из себя обычный коллекторный электрический шаговый двигатель, работающий обычно от постоянного тока напряжением 6-14 вольт. На двигателе имеются 4 клеммы, две из них служат непосредственно для его питания.

Электрический двигатель датчика холостого хода управляется от электронного блока, который подает ему напряжение нужной полярности и величины, и производит перемещение конусовидной подпружиненной иглы, которая обеспечивает подачу воздуха во впускной коллектор в обход закрытой дроссельной заслонки, и обеспечивает автоматическое постоянство оборотов.

Объём поступающего воздуха рассчитывается датчиком массового расхода воздуха, и в зависимости от его значений, контроллер подает необходимое количество топлива в камеры сгорания.

Как работает датчик (регулятор) холостого хода?

В момент включения зажигания, игла датчика выходит и упирается своим концом в калибровочное устройство патрубка. Затем, датчик возвращает иглу в обратное положение, тем самым определяя оптимальную подачу воздуха.

В зависимости от оборотов коленчатого вала, которые фиксирует датчик оборотов, от показаний датчика температуры охлаждающей жидкости, электронный блок выставляет иглу в зависимости от данных параметров.

При запуске автомобиля,после прокрутки стартера, по тахометру можно наблюдать как обороты начинают падать по мере прогрева двигателя и масла.

Датчик нужен для того, чтобы сгорание топлива происходило полнее, а также для снижения износа коренных и шатунных подшипников скольжения коленчатого вала. При этом сильного падения оборотов на холостом ходу не должно происходить вследствие включения фар, подогревателя воздуха, кондиционера, и других устройств.

Конусовидная игла датчика холостого хода рассчитывается компьютером обычно на 120 шагов, и изменению каждого шага соответствует изменение температуры охлаждающей жидкости.

При начале работы двигателя и прогреве, игла начинает смещаться с полностью открытого положения (120 шагов), до положения примерно 50 шагов (зависит от индивидуальных настроек двигателя и особенностей автомобиля).

По мере прогрева, игла ограничивает поступление воздуха, и уменьшает проходящий секундный объём. Ход иглы составляет примерно 20 шагов в этом режиме. Если же запуск двигателя производится на прогретом автомобиле, то игла возвращается практически сразу в свое рабочее положение (20 - 30 шагов).

При движении с полностью выжатой педалей газа, игла на некоторых автомобилях смещается в открытое положение, тем самым поступление воздуха во впускной коллектор и камеры сгорания увеличивается и происходит более полное сгорание топлива.

Где стоит датчик (регулятор) холостого хода? Неисправности датчика

Обычно датчик холостого хода устанавливают в дроссельной заслонке, закрепляя двумя болтами через резиновое уплотнительное кольцо.

Если датчик холостого хода неисправен, двигатель начинает работать нестабильно, с перебоями. Возможно также резкое увеличение или снижение оборотов, по независимым от водителя или топлива причинам.

Причем, датчик холостого хода - исполнительный элемент, и табло check engine не загорается (в отличие от неисправности датчика положения дроссельной заслонки).

Если датчик температуры двигателя исправен, тогда необходимо разобрать датчик и прочистить воздушный канал.

Довольно часто, болты крепления прикипают, их приходится высверливать, а затем нарезать резьбу метчиком для установки новых болтов - в таком случае без демонтажа дроссельной заслонки не обойтись.

Процедура это не сложная, но долгая, и отнимает много времени.

Монтаж производиться в обратном порядке относительно снятия; обязательно проконтролировать выход штока, он не должен быть больше номинала, а болты и прокладку рекомендуется смазать смазкой.

Из вышесказанного следует, что следует почаще менять воздушный фильтр, двигатель будет работать лучше и значительно дольше.

Датчик холостого хода - что это такое?

Эффективность работы автодвигателя зависит от исправного состояния всех элементов входящих в систему. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу автомобиля, к примеру Рено Логан, на нем устанавливаются самые разные датчики а также регулирующие подсистемы. Один из элементов, который необходимым для того чтобы стабилизировать обороты мотора Рено - это датчик холостого хода.

ДХХ это прибор, который относиться к элементам, управляющим ТС и который стабилизирует обороты холостого хода. Это устройство является электродвигателем оснащенный конусной иглой. Этот датчик дает возможности по обеспечению поступления количества воздуха, необходимого для обеспечения стабильной работы во время холостого хода. Это возможно благодаря изменению сечения канала, через который подается воздух.

Объем воздуха, который проходит сквозь регулятор, подсчитывает датчик, следящий за расходом воздуха. Далее контроллером осуществляется подача смеси топлива в двигатель авто посредством специальных топливных форсунок. Системой с датчиком ДХХ, также осуществляется автоматическое отслеживание количества оборотов выполняемых двигателем и с учетом режима работы, происходит увеличение или снижение подачи воздуха без использования дроссельной заслонки.

На работающем двигателе Рено Авантайм, который прогревается до нужной температуры, контроллером поддерживаются число требуемых показателей оборотов холостого хода. В случаях, когда двигатель не прогретый, ДХХ выполняет увеличение оборотов, чтобы прогреть агрегат при более высоких значениях оборотов коленчатого вала. В этом режиме вы может начинать движение автомобиля, не ожидая того что двигатель полностью прогреется.

Установка датчика осуществляется на дроссельной заслонке, куда происходит ее крепление с помощью двух винтов. Часто эти винты обладают рассверленными головками или бывают посажены на лак. Это может вызвать трудности при демонтаже устройства для того чтобы выполнить его ремонт или обслуживание. В этих случаях не нужно трогать крепеж датчика, а лучше выполните полный демонтаж дроссельной заслонки.

Неисправность датчика определяется неустойчивыми оборотами при холостом ходу, скачками и провалами во время набора оборотов, остановкой мотора, снижением количества оборотов во время включения нагрузки. Чтобы устранить все эти неисправности необходимо выполнить отсоединение разъема датчика с выключенным зажиганием, а уже потом открутить крепеж. После завершения ремонта или выполнив замену необходимо установить прибор на свое место, и проверить какое расстояние имеется между фланцем и конусной иглой, которое  не может быть более 23 мм. Для целей профилактики вам необходимо произвести смазывание уплотнительного кольца используя моторное масло.

Датчик или регулятор холостого хода ВАЗ 2109, ВАЗ 2110

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Такие автомобили как ВАЗ 2109, ВАЗ 2110, ВАЗ 2115 имели неплохой внешний вид в свое время и пользовались достаточной популярностью.

Хоть такие модели уже и не выпускаются, но все же их еще достаточно много встречается на российских дорогах.

Датчик или регулятор холостого хода

Но как бы там не было все машины будь то ВАЗ или иномарки рано или поздно ломаются и требуют определенного ремонта.

И это нормально, ведь все детали автомобиля имеют свой срок службы, а износ того или иного устройства приносит немало огорчений и неприятностей владельцу транспортного средства.

Но не следует делать поспешных выводов, ведь любые сложности решаемы, если к проблеме подойти спокойно, то можно найти вполне логичное объяснение практически любой поломке.

Одной из нередких неприятностей, не позволяющих водителю нормально управлять своей машиной, является неисправный датчик холостого хода (ДХХ).

Общие понятия и принцип работы

Датчик – это специализированное приспособление, относящееся к группе измерительных приборов, применяется для обработки и преобразования данных, а также их вывод на механическое или электронное табло в виде пригодного к пониманию цифрового значения.

Как становится понятно, ДХХ – это не совсем рациональное название для рассматриваемого прибора, правильнее будет говорить – регулятор холостого хода (РХХ).

Итак, регулятор холостого хода–это одна из важнейших составляющих двигателя внутреннего сгорания, играет значительную роль в слаженной и бесперебойной работе автомобиля в целом.

Регулятор холостого хода представляет собой исполнительное приспособление, неполадки в работе которого, собственноручно выявить очень непросто.

Это объясняется тем, что в системах автомобилей ВАЗ не предусмотрена его самодиагностика – при различных неполадках и сбоях в работе регулятора, индикаторная лампа «проверьте двигатель» – «check engine» не загорается.

Работа и устройство датчика холостого хода

Данное устройство предназначено для регулировки количественных объемов подачи воздуха, который подается непосредственно в движок при закрытой дроссельной заслонке, т. е. для обеспечения автоматической регулировки заданных оборотов двигателя на холостом ходу.

Он также используется для прогрева двигателя автомобиля до оптимальной рабочей температуры в холодное время года (диапазон рабочих температур РХХ в среднем составляет от -40 до +130 градусов).

В то время, когда вы включаете замок зажигания в авто, шток, расположенный на датчике ХХ, выдвигается до упора, упираясь в специально-предназначенную калибровочное отверстие дроссельного патрубка – датчик считывает шаги и клапан встает в первоначальное положение.

На работающем двигателе при увеличении или уменьшении количества шагов происходит одновременное изменение объема, проходящего через отверстие воздуха.

Соответственно, в движок поступает необходимое количество воздуха, обеспечивающее нормальную и стабильную его работу на ХХ.

Регулятор холостого хода ВАЗ имеет совсем небольшие размеры (свободно умещается на ладони), состоит из трех основных элементов – шагового электродвигателя, пружины и штока, заканчивающегося иглой конусной формы, и надежно крепится к корпусу дроссельного узла двумя нарезными винтами.

Возможные неисправности датчика холостого хода

Неполадки в работе регуляторе холостого хода не только приносят владельцу транспортного средства массу неприятностей, но и при длительном игнорировании признаков неисправности могут спровоцировать серьезные ДТП, так что к подобным проблемам следует относиться с должным вниманием.

К «симптомам» неисправного датчика холостого хода можно отнести следующее.

  • самопроизвольное нерегулируемое изменение количества оборотов двигателя (внезапное их уменьшение либо увеличение),
  • при включении «холодного» двигателя не наблюдается повышения оборотов,
  • во время использования дополнительных устройств автомобиля (печка, фары) одновременно понижаются обороты на холостом ходу.
  • глохнет двигатель на на холостом ходу и при выключении передачи.

Также существуют и другие признаки неадекватного функционирования РХХ, но чтоб не ошибиться и не перепутать их с прочими поломками машины, следует знать, как проверить датчик холостого хода.

Проверка и анализ регулятора холостого хода

Перед началом работ поставьте машину на ручной тормоз, что бы она не покатилась или подложите противооткатники под колеса. Итак, существует несколько способов анализа датчик холостого хода, но основными – самыми простыми и эффективными является нижеописанные методы.

Для начала следует «добраться» до устройства, отключить его от соединительной колодки проводов, а потом самым обычным вольтметром проверить наличие напряжения – «минус» идет на двигатель, а «плюс» на выводы той самой колодки проводов A и D.

Традиционно включается зажигание, и анализируются полученные данные – напряжение должно быть в пределах двенадцати вольт, если меньше то скорей всего проблемы с зарядом аккумулятора, если напряжение отсутствует, то придется проверять и электронный блок управления, и всю цепь полностью.

Дальше  продолжаем осмотр при включенном зажигании, и поочередно проанализировать выводы A:B, C:D – оптимальное сопротивление будет около пятидесяти трех Ом;  при нормальной работе РХХ сопротивление будет бесконечно велико.

Также при снятом датчике и включенном зажигании если к нему подсоединить колодку с питанием то конусная игла датчика должна выдвинуться, если этого не происходит, то значит он неисправен.

В противном случае проблема заключается именно в работе регулятора, но не стоит спешить и сразу ехать в автосервис, так как почистить датчик холостого хода можно и своими руками, впрочем, как и осуществить его замену.

Чистка и замена регулятора холостого хода

На самом деле чистка устройства – это простые манипуляции, не требующие больших знаний и усилий.

Первым делом необходимо приобрести очиститель для карбюратора, а потом приступать, собственно, к делу. От датчика отсоединяется колодка проводов, после откручиваются оба его крепления, и датчик изымается.

При необходимости РХХ полностью отчищается от возможного сора, загрязнений на конусной игле и пружине.

Так же не забудьте почистить посадочное отверстие на дроссельном узле, куда входит конусная игла датчика, после чистки устанавливаем все на исходное местоположение.

Если в работе автомобиля ничего не изменилось – присутствуют те же проблемы и неудобства, то следует осуществить замену регулятора.

Замена датчика холостого хода тоже осуществляется без особых проблем – обесточивается бортовая система авто, от регулятора ХХ отсоединяется колодка с проводами, откручиваются винты и, наконец, датчик снимается. Крепление нового устройства производится в обратном порядке.

Если все выполнено аккуратно, то впоследствии машина будет радовать своего «заботливого» хозяина слаженной и бесперебойной работой.

(9 голос, средний: 4,00 out of 5) Loading...


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости