С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Датчик температуры охлаждающей жидкости цифровой


Цифровой датчик температуры двигателя

Как известно, температура охлаждающей жидкости, а также давление и температура моторного масла являются важными показателями, которые позволяют водителю контролировать работу и следить за состоянием ДВС.

Если говорить о моторном масле, такие решения больше нужны для форсированных моторов, которые работают в режимах больших нагрузок (постоянная езда на высоких оборотах, турбонаддув на изначально атмосферном двигателе и т.д.).

Что касается температуры охлаждающей жидкости, за ней нужно постоянно следить на любом силовом агрегате, а точная информация позволит избежать перегрева двигателя. При этом важно учитывать, что штатный датчик на многих автомобилях дает весьма посредственное представление о степени нагрева ОЖ.

Также некоторые модели прямо с завода и вовсе лишены указателя температуры двигателя на приборной панели. В подобных случаях (когда указателя нет или он показывает только усредненные значения) водители обычно устанавливают сторонний датчик температуры двигателя (цифровой аналог дает более точные данные сравнительно со штатным решением). Давайте рассмотрим это устройство более подробно.

Индикатор температуры двигателя: особенности

Начнем с распространенной ситуации. Допустим, в автомобиле имеется штатный стрелочный указатель температуры, однако на таких приборах шкала зачастую может не иметь калибровок, а стрелка рабочей температуры двигателя в среднем положении отображает реальную картину только условно.

При этом в процессе эксплуатации водитель замечает, что если середина на шкале является нормой, то в различных ситуациях стрелка может заметно подниматься и выше (например, в пробках). Казалось бы, происходит перегрев мотора.

Естественно, движение на автомобиле сразу прекращается, владелец спешит заглушить двигатель и открыть капот. Однако при осмотре агрегата следов утечки ОЖ нет. Далее производится повторный запуск и выясняется, что вентилятор радиатора даже не включается, хотя устройство работоспособно.

При ощупывании верхний патрубок радиатора имеет приемлемую температуру, нигде не «давит» антифриз, нижний патрубок может быть и вовсе холодным и т.д. Дальнейшая проверка уровня ОЖ и состояния самого тосола/антифриза также показывает, что жидкость системы охлаждения в норме, нормально работает внутрисалонный отопитель (печка), в системе нет воздушных пробок, помпа также исправна.

Еще бывает так, что если дать двигателю полностью остыть, затем завести мотор и прогревать силовой агрегат до рабочих температур, этот процесс может занять много времени (судя по указателю на панели приборов). При этом можно заметить, что хотя стрелка только немного поднялась, а вентилятор радиатора уже срабатывает, нижний патрубок радиатора теплый и т.д.

Если учесть, что с вентилятором и системой охлаждения все в порядке, тогда описанные выше признаки указывают на большую погрешность или проблемы именно с указателем температуры двигателя. Вполне очевидно, что в подобной ситуации становится сложно понять, когда мотор выходит на рабочие температуры, перегревается ли ДВС, сколько необходимо прогревать двигатель перед поездкой и т.д.

На начальном этапе многие водители начинают искать причину. Некоторые сразу:

В одних случаях проблему удается решить, тогда как в других добиться корректной работы штатного указателя температуры все равно не удается.  Дело в том, что нередко виновником являются управляющие электронные модули, дающие определенный сбой.

Менять такие модули дорого и нецелесообразно. В этой ситуации качественным решением является цифровой индикатор температуры двигателя. Такой электронный датчик имеет вполне приемлемую стоимость (в среднем, от 15 до 55 у.е.), относительно легко подключается и устанавливается. Диапазон измеряемых температур также весьма широк (в среднем, от -65 до +240).

Отметим, что на разных типах ДВС особенности монтажа могут несколько отличаться.

  1. Запитывается устройство обычно от замка зажигания.
  2. Цифровая панель устанавливается в удобном месте в салоне автомобиля.
  3. Что касается самого датчика, для точных показаний его необходимо погружать в охлаждающую жидкость.

Другими словами, устройство нужно вкрутить в блок или врезать в патрубок. Чтобы это сделать, одни водители заменяют штатный датчик температуры, попросту вкручивая вместо него новый. Однако на автомобилях с ЭБУ по ряду причин так делать нельзя.

Дело в том, что контроллер получает показания о температуре ОЖ. В этом случае нужно отдельно реализовывать монтаж датчика цифрового индикатора, так как убирать стандартный температурный датчик из системы настоятельно не рекомендуется.

Подведем итоги

Теперь несколько слов о практической эксплуатации. Если датчик установлен правильно, тогда погрешность его показаний будет минимальной (не более 1 градуса по Цельсию).  Наличие данного устройства в автомобиле позволяет постоянно следить за температурой двигателя и ОЖ.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое автомобильный датчик Холла. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы и основных неисправностях, к которым приводят сбои в работе или выход из строя указанного датчика.

При этом стоит отметить, что по индикатору можно также проверять работу термостата и заявленную температуру термостатирования. Если просто, например, термостат должен открываться при температуре 85 градусов.

Двигатель сначала прогревается до средних температур, затем можно взяться за патрубок радиатора. Когда он станет горячим, это укажет на открытие термостата. При этом на индикаторе также должна быть отображена заявленная температура открытия термостата, то есть все те же 85 градусов (с поправкой на погрешность). Также среди плюсов следует выделить возможность точного мониторинга температуры не только горячего, но и холодного мотора.

Напоследок отметим, что наиболее ответственным моментом при установке можно считать монтаж самого датчика на двигателе. Устройство обязательно должно быть герметичным. Также повышенные требования выдвигаются и к надежности его крепления. Важно избежать даже малейших утечек антифриза из системы охлаждения, которые могут происходить именно в месте установки цифрового датчика температуры мотора.

Датчик температуры охлаждающей жидкости — назначение, расположение, неисправности, проверка и замена.

В современном автомобиле система охлаждения не только обеспечивает оптимальный температурный режим силового агрегата, позволяя отдавать максимальную мощность. В ее функции входят также:

  • быстрый прогрев двигателя (термостат осуществляет перекрытие трубопровода радиатора, позволяя охлаждающей жидкости циркулировать только по малому кругу – внутри охлаждающей рубашки мотора);
  • управление работой вентилятора, обдувающего радиатор;
  • контроль температуры и выдача сигналов на приборы индикации и электронный блок управления (ЭБУ), который по измеренной величине корректирует процентное содержание компонентов топливно-воздушной смеси и управляет углом опережения зажигания.

Последние задачи возлагаются на датчик(и) температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ может быть несколько).

Конструкция и принцип работы сенсора.

Основой конструкции является термистор – полупроводниковый или выполненный из окисей металлов (кобальта, никеля и др.) терморезистор, с явно выраженной нелинейной температурной зависимостью сопротивления. Измерительный элемент включается в резистивный делитель – напряжение подается на последовательно соединённые постоянный резистор и термистор, с которого снимается полезный сигнал. Изменение сопротивления вызывает отклонения в падении напряжения на термисторе. Это напряжение обрабатывается прибором индикации или аналогово-цифровым преобразователем ЭБУ.

Термистор заключен в металлический корпус, обеспечивающий надежный контакт с охлаждающей жидкостью, и оснащен контактной колодкой для подключения сигнальных электрических проводников.

Конструкторские решения гарантируют получение значительного ресурса работы ДТОЖ и надежности сенсора, однако обеспечить его вечное безотказное функционирование производитель не в силах.

Вместе с тем, неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, недорогой детали (ДТОЖ стоит в пределах от 150-200 до 1000-1500 рублей в зависимости для автомобилей различных марок и моделей, года выпуска, производителя устройства), может повлечь серьезные последствия, вплоть до капитального ремонта или замены силового агрегата, цена которого исчисляется тысячами рублей. Соответственно, автовладельцу следует регулярно контролировать его состояние и работоспособность.

Размещение прибора.

Основной задачей измерительного устройства является контроль нагрева жидкости в системе охлаждения с высокой точностью. Зависит ее выполнение от конструкции и того, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости. Для различных автомобилей и двигателей место установки может варьироваться, но всегда выбирается таким образом, чтобы контролировать именно температуру непосредственно в каналах охлаждения силового агрегата.

К примеру, ДТОЖ устанавливаются:

  • Лада Калина – 2 устройства, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости – на боковой части ГБЦ, а подающий сигнал в блок управления – непосредственно на термостате. Аналогичное расположение применяется на многих ВАЗовских агрегатах, в то числе, на ВАЗ 2110-2112 (инжектор).

  • Volkswagen Passat B5 – четырехконтактный (пара контактов используется для сигнала ЭБУ, пара – для прибора на панели) установлен в задней части ГБЦ под патрубком системы отвода картерных газов.

  • Chevrolet Lacetti – в ГБЦ между 2 и 3 цилиндрами, под впускным патрубком.

  • «Народный автомобиль» Lanos – в ГБЦ (с торца, со стороны 4 цилиндра), под катушкой зажигания.

Следует отметить, что расположение не всегда выбрано удобно для проведения работ по диагностике и замене.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости и диагностика.

Нарушения в работе ДТОЖ приводят к неверной информации о нагреве двигателя у водителя и в электронном блоке управления. Соответственно, об отказе измерительного устройства можно судить по следующим признакам:

  • Хаос в показаниях термометра на панели приборов (недостоверный признак при разделенных сенсорах для ЭБУ и указателя температуры);
  • Появление соответствующих сообщений об ошибке на информационном дисплее электронного блока;
  • Проблемы в работе системы охлаждения (в зависимости от реализации возможны такие варианты, как отсутствие запуска вентилятора радиатора, сбои при переходе от малого контура циркуляции к большому и др.);
  • Затрудненный запуск холодного или, наоборот, прогретого двигателя;
  • Перегрев мотора;
  • Увеличенное потребление топлива;
  • Потеря мощности силового агрегата;
  • Высокое содержание примесей в выхлопных газах.

Последние из перечисленных проблем связаны с неверной регулировкой подачи компонентов топливо-воздушной смеси или «ушло зажигание» на основании некорректных сигналов.

Следует помнить, что появление признаков неисправности не говорит однозначно о выходе прибора из строя. Проблемы могут быть обусловлены потерей качества контактов (например, вследствие окисления), нарушением целостности жил или изоляции сигнальных проводников и пр.

Только после того, как другие возможные причины сбоев отвергнуты (после осмотра, чистки контактов и т.д.), проводится проверка непосредственно измерительного прибора.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?

Чтобы убедиться в состоянии ДТОЖ, согласно документации автопроизводителей и материалам сервисных компаний, допускается проводить диагностику несколькими способами:

  • На основании сообщений системы самодиагностики электронного блока (если такой режим предусмотрен). Коды ошибок и диагностических сообщений приводятся в технической документации.
  • С использованием диагностических приборов и адаптеров для различных марок и моделей автомобилей. Порядок проведения работ, содержание информационных блоков раскрыты в руководствах по эксплуатации оборудования.
  • Прямым измерением параметров.

Последний вариант является простейшим с технической точки зрения. Для такого тестирования необходим минимум оборудования – мультиметр (омметр), нагревательный прибор и термометр (обязательны не всегда).

Проверку проводят либо без демонтажа устройства, либо для снятого с автомобиля датчика. Суть диагностики заключается в измерении сопротивления термистора в различных режимах.

Проверка без демонтажа ДТОЖ.

Проверка производится в следующем порядке:

  • С контактной колодки устройства снимают ответную часть с сигнальными проводниками (потребуется разомкнуть фиксатор);
  • Измеряют сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости на холодном двигателе;
  • Заводят автомобиль и прогревают мотор в течение 10 минут на холостых оборотах;
  • Повторяют замер сопротивления;
  • По разнице величин до и после прогрева агрегата делают вывод о работоспособности устройства.

Измерения проводят мультиметром, включенным в режим омметра. Метод подходит для быстрой диагностики, поскольку особой точностью не отличается.

Видео на примере Daewoo Matiz.

Его главными недостатками являются:

  • Затрудненный доступ к контактам датчика, установленного в системе;
  • Отсутствие сведений о нормальных значениях сопротивления термистора при таком способе измерений.

Несмотря на это, некоторые производители автомобилей рекмендуют пользоваться таким способом проверки. К примеру, в документации Фольксваген описан именно такой вариант диагностики и приводятся сопротивления: при 20 градусах — 2-3 кОм и при прогреве двигателя до нормальной рабочей температуры (82 градуса) 200-400 Ом.

С трудностями доступа можно справиться, если проводить измерение не сопротивления термистора, а напряжения на выходе устройства. В этом случае не потребуется отключение контактной колодки. Однако пользоваться таким методом рекомендуется только людям с достаточным опытом, чтобы не создать критический сбой в работе ЭБУ. Кроме того, необходимо знать величины сопротивления постоянного резистора в делителе и напряжения питания (как правило, используется 5В) для пересчета. Некоторые ресурсы приводят и значения напряжения на выходе. Так для ВАЗ 2110 на холодном двигателе показания вольтметра составят 2 В, а на прогретом – 0.5В.

Диагностика демонтированного датчика.

Если снять датчик с автомобиля (делается это в соответствии с инструкцией по замене), провести измерения будет намного проще, а точность проверки значительно вырастет.

При этом выполняются следующие операции:

  • Наполняется водой емкость небольшого объема;
  • В нее погружается рабочий наконечник прибора, который в нормальном состоянии находится в контакте с охлаждающей жидкостью. Необходимо следить, чтобы вода не залила контакты.
  • В ту же емкость погружается термометр с пределом измерения не менее 100 градусов.
  • Воду нагревают, снимая одновременно показания термометра (в нескольких точках) и измеряя сопротивление термистора.
  • Сравнивают результаты с поверочными таблицами, приводимыми автопроизводителями или компаниями, выпускающими ДТОЖ в технической документации.

На основании сравнения делают вывод о работоспособности прибора иди необходимости его замены.

Видео с инструкциями.

Для измерений берут характерные значения температур. К примеру, для ДТОЖ ВАЗ 2110-2112 проводят измерения для 20, 40, 80 и 100 градусов, где сопротивления терморезистора должны составлять (с погрешностью не более 5%) 3.5, 1.5, 0.332 и 0.177 кОм соответственно.

Подробная градуировочная таблица приводится в документации на Лачетти и Ланос:

Температура, град. ЦельсияСопротивление, кОм
203.51
401.46
600.67
800.33
1000.18

Не на всех автомобилях применяются термисторы, сопротивление которых уменьшается с ростом температуры. Так, терморезистор ДТОЖ на двигателях Renault имеет положительный ТКС (температурный коэффициент сопротивления).

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости.

Если проблему с ДТОЖ удалось диагностировать однозначно, устройство меняют. На любом автомобиле для этого необходимо выполнить схожий набор операций. Иллюстрирует этот факт порядок действий при замене датчика на разных автомобилях.

  • Отключить минусовую клемму аккумуляторной батареи. Это гарантирует безопасность электрооборудования, прежде всего электронного блока, во время выполнения работ.
  • Слить жидкость из системы охлаждения. Действие поможет избежать потерь антифриза, попадания охлаждающей жидкости на детали двигателя, образования в системе воздушной пробки.
  • Обеспечить доступ к датчику. На Ланосе прибор расположен достаточно удобно, дальнейшим работам практически ничего не мешает. На Ладе Калина для свободы действий следует отсоединить и отвести в сторону воздушный патрубок. На ВАЗ 2110-2112 специалисты советуют снимать воздушный фильтр. На Пассате доступу мешает патрубок ВКГ, который лучше снять. На Лачетти свободный доступ для операций можно получить со стороны днища, для чего вести их лучше на эстакаде или яме.
  • Отомкнуть фиксатор и снять контактную колодку.
  • Ослабить затяжку корпуса ДТОЖ на резьбе. Для этой цели удобно использовать глубокую накидную головку соответствующего размера (в большинстве случаев – на 19). На Volkswagen Passat снять металлическую стопорную скобу.
  • Вывернуть и вынуть датчик.

Установку нового измерительного элемента производят в обратном порядке. При необходимости меняют герметизирующую прокладку.

Видео на примере «десятки».

Несколько простых советов от опытных автомобилистов.

  • В автомобилях с вертикальным расположением устройства жидкость системы охлаждения сливать не обязательно. Достаточно поле поездки уравнять давление в системе с атмосферным (просто открыть и закрыть крышку расширительного бачка), а работы проводить на холодном двигателе – антифриз не потечет.
  • При горизонтальном расположении датчика сливать жидкость также не понадобиться, если при демонтаже быстро закрыть отверстие пробкой (или новым прибором).
  • На резьбу при установке наносится специальный герметик, стойкий к воздействию содержащихся в антифризе веществ. При его отсутствии для замены вполне подойдет герметизирующая фторопластовая лента.

Датчик температуры охлаждающей жидкости – описание устройства + Видео

В системе охлаждения ДВС имеется датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно – ДТОЖ), который измеряет температуру этой самой жидкости с целью образования оптимальной по всем показателям топливной смеси.

ДТОЖ необходим для постоянного контроля температурных (внутренних) показателей двигателя автомобиля. При работе мотора жидкость, используемая для его охлаждения, «забирает» тепло цилиндров. При этом, естественно, изменяется температура головок и блока цилиндров. Данные изменения как раз и улавливает датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, отсылая информацию о них на ЭБУ (электронный блок управления) транспортного средства.

ЭБУ воспринимает сигнал ДТОЖ (каждый сигнал имеет свой номер) и понимает, в каком состоянии находится мотор автомобиля (функционирует при заданной температуре, прогревается, является холодным либо перегретым).

Эти сведения очень важны для системы управления ДВС, так как именно благодаря им она может подправлять все основные показатели функционирования двигателя автомобиля. Зная температуру «сердца» авто, ЭБУ подбирает оптимальный режим его работы, что благотворно сказывается на качестве управления транспортным средством.

Работа описываемого нами датчика позволяет управляющей системе выполнять далее указанные функции:

  • Выставление запаздывания и опережения зажигания. Правильно выставленный угол зажигания гарантирует существенное уменьшение объема отработавших газов, снижение расхода горючего, а также он оказывает влияние на ряд важных параметров рациональной эксплуатации ДВС.
  • Обогащение бензина (для авто с системой впрыска топлива). Как только блок управления принимает сообщение о малой температуре двигателя (холодный мотор), он сразу же повышает продолжительность импульса на форсунки, что обеспечивает отсутствие колебаний при прогреве ДВС и оптимизацию его функционирования на холостом ходу. При увеличении температуры блок начинает обеднять горючую смесь, за счет чего происходит уменьшение выхлопа и снижение расхода бензина. Если ДТОЖ неисправен, ЭБУ делается «слепым», а это становится причиной потери, загрязнения и чрезмерного (никому ненужного) обогащения смеси.
  • Контроль и изменение параметров горючей смеси при разомкнутом и замкнутом контуре. Если имеется неисправность ДТОЖ, блок управления не реагирует на сообщения кислородного датчика (пока хладагент не обретет требуемой температуры), а значит, ЭБУ не будет иметь обратной связи (ведь он не видит номер сигнала) и не сможет улучшать холостой ход и обогащать топливную смесь при холодном моторе. По сути, его работа будет полностью нарушена.

Кроме того, датчик температуры охлаждающей жидкости необходим для контроля вращения коленчатого вала, продувки фильтрующего элемента механизма улавливания паров горючего, блокировки в процессе прогрева гидротрансформатора (его муфты) коробки передач, повышения оборотов холостого хода.

Что собой представляет современный ДТОЖ – его устройство

Еще совсем недавно датчик температуры охлаждающей жидкости (механический) являлся обычным термореле, которое могло лишь поддерживать при закрытом контакте температуру двигателя на номинальном показателе, да обогащать при открытом контакте топливно-воздушную смесь. Сейчас устройство ДТОЖ стало более современным, что и позволило расширить его функциональность, а также свести к минимуму его поломки (датчик наших дней редко глючит, схема его работы более продуманна и надежна).

Современный датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой специальный резистор (его правильное название – термистор), который способен мгновенно изменять свое сопротивление при изменении температуры. Производят такие резисторы из оксида никеля, кобальта и аналогичных материалов, обладающих полупроводниковыми характеристиками. При повышении температуры в термисторе наблюдается повышение числа свободных электронов. Это приводит к тому, что его сопротивление уменьшается.

Описываемый резистор, изменяющий свое сопротивление, «прячут» в теплопроводный защитный корпус, оснащенный соединительным разъемом (электрическим) и специальной крепежной резьбой. Так как температурный коэффициент термистора является отрицательным, датчик имеет максимальное сопротивление в тех случаях, когда мотор холодный. При повышении температуры сопротивление становится меньше, при этом снижается и напряжение ДТОЖ (изначально оно составляет около пяти вольт). Ориентируясь на все эти «скачки», ЭБУ определяет температуру жидкости для охлаждения.

Отметим отдельно, что в последнее время вдобавок к основному датчику, расположенному в патрубке (выпускном) ГБЦ, монтируют дополнительный (его размещают на выходе из радиатора). Такая схема делает процесс определения температуры более совершенным. Установка датчика температуры охлаждающей жидкости (дополнительного) позволяет ЭБУ в разы качественнее выполнять свою работу.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Любая серьезная неисправность ДТОЖ (датчик глючит, его работа только путает ЭБУ, а не помогает и так далее) решается одним способом – выполняется его замена. Но спешить с этим делом не стоит. Разумнее будет провести диагностику ДВС на компьютере, который за пару минут исследует датчик и параметры всей системы охлаждения, а затем выдаст номер (код) ошибки или нескольких ошибок, которые не дают ДТОЖ нормально работать. Зная такой номер, можно сбросить ошибку и спокойно уезжать с автосервиса.

Если же замена действительно необходима (после сброса ошибок он, как и раньше глючит), желательно найти оригинальный ДТОЖ (маркировка изделия имеется на датчике). Специалисты категорически не советуют ставить «левое» изделие, так как его подключение в большинстве случаев не приносит ожидаемого результата. Неоригинальный датчик глючит практически сразу, какая бы фирма его не выпустила.

Диагностику неисправностей датчика охлаждения можно провести визуально. При таком осмотре удается обнаружить следующие проблемы: утечку жидкости для охлаждения; появление трещин в ДТОЖ; ржавление зажимных приспособлений.

Замена устройства при таких неисправностях, конечно же, не требуется. А вот для более серьезного анализа работоспособности интересующего нас элемента необходимо измерить его напряжение и сопротивление. Эти величины определяют при помощи вольтметра и осциллографа (цифровые приборы, которые используются на любой современной СТО), а затем сравнивают полученные значения с теми, которые указаны в техтребованиях к датчику.

Грамотная диагностика ДТОЖ дает возможность со стопроцентной гарантией определить причины его неисправности, например, следующие:

  • вышедший из строя вентилятор охлаждения или термостат;
  • обрыв проводки;
  • потерю напряжения или короткое замыкание и многие другие.

Сколько бы вы не гадали, в чем причина неадекватного функционирования ДТОЖ, установить ее не удастся до тех пор, пока не будет проведена полная и профессиональная диагностика датчика. Напоследок добавим – замена описанного в статье устройства осуществляется только после того, как из системы охлаждения будет слито достаточное количество охлаждающего состава (столько, чтобы датчик находился не в жидкости, а выше нее).

  • Автор: Михаил
  • Распечатать

Преобразователь для указателя температуры ОЖ

Не так давно принесли вот такой указатель температуры охлаждающей жидкости:

… с просьбой подобрать подходящий датчик температуры к нему, поскольку штатный не работал должным образом, всегда показывая температуру более 140°С. Указатель — реплика на Defi, довольно качественная. Стоит около 1500 рублей, оригинальный Defi от 5000 до 7000. Но речь не об этом. Достаем индикатор, подаем 12-14 вольт и после приветственного двойного пробега стрелки по шкале, видим это:

В отсутствие датчика температуры, как и при превышении установленного порога, красный светодиод мигает синим. К указателю были приложены два цифровых датчика температуры DS18C20. Припаиваем один, и не видим разницы. Меняем на второй — то же самое. Тогда встанем осциллографом на вход указателя. Никакого «движения» на шине нет, значит, либо прибор неисправен, либо нужен аналоговый датчик, и скорее всего это должен быть NTC-терморезистор. Теперь цепляем между входом и землей переменный резистор на мегаом и начинаем постепенно выводить сопротивление. Ближе к концу стрелка указателя сдвинулась с отметки 40°С, значит, наше предположение верно. Путем подбора резистора выясняем, что должен подойти терморезистор на 47 кОм при комнатной температуре. Но сначала разберемся с входом указателя. Напряжение на входе подтянуто к 5.12 вольтам, и по мере его понижения указатель повышает свои показания. Цепляем переменник на 47 кОм, вольтметр и составляем табличку: 40°С — 4,30 В 50°С — 4,00 В 60°С — 3,65 В 70°С — 3,20 В 80°С — 2,80 В 90°С — 2,50 В 100°С — 2,10 В 110°С — 1,80 В 120°С — 1,50 В 130°С — 1,20 В 140°С — 0,80 В Отлично, в магазе как раз есть терморезистор Epcos B57621-47k в корпусе 1206. Идем, покупаем, ставим и обламываемся — эта скотина нелинейна и врет как депутат на выборах =)) Придется корячить что-то другое.

Из линейного под руками оказался только термостабилитрон LM335, выдающий по 10мВ на градус Кельвина, т.е. начиная от абсолютного нуля. Но что делать с этим мы уже знаем благодаря статье Ди Хальта. Нас интересует диапазон 40-140 градусов, поэтому для получения адекватных показаний нужно из показаний термодатчика вычесть 3 вольта, умножить на три, а получившийся диапазон 0-5 вольт проинвертировать относительно его середины. Составим схему:

Графики напряжений выглядят так:

Фото урезано справа, там должно быть продолжение. Зеленый — выход термодатчика, желтый — вход инвертора, голубой — его выход. Паяем:

Включаем:

На выходе 3.05 вольт, значит, в комнате около 32 градусов — на правду весьма похоже, ибо две батареи в комнате жарят неистово. Указатель же рапортует о 43 градусах:

Подсовываем паяльник под термодатчик:

3.65 вольт, т.е. около 92 градусов. Датчик столько и показывает, после небольшой подстройки:

Обматываем получившийся девайс изолентой и подсоединяем к автомобилю:

Прячем этот калхоз в коробочку, коробочку прячем под обшивку (на всякий случай пишем на коробочке ее предназначение), провода причесываем и фиксируем стяжками:

Теперь вытаскиваем штатный термодатчик (им оказался 2 кОм-ный терморезистор, который, естественно, просаживал вход указателя в ноль), запихиваем свой, предварительно обмотав его ФУМ-лентой, и заливаем герметиком:

После высыхания последнего, вкручиваем датчик в положенное ему место:

Теперь запускаем и прогреваем двигатель — 82 градуса. Все получилось! =))

Схема не разу не идеальна, не достает по 0.6 вольта до краев диапазона, равенство напряжений не в точке 2.5 вольта, а 3 с копейками, но, тем не менее, все работает приемлемо.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости