Все автолюбители знают о том, что шины всегда необходимо менять по сезону. Но не всем известно, что свой «личный» диск должен быть у каждой шины. Некоторые водители считают, что колесные диски отличаются друг от друга только размерами, дизайном и ценой. Но это не совсем так. Ведь главные требования, предъявляемые к ним, это – прочность не только во время езды по ровной дороге, но и в случаях, когда возникают предельные нагрузки. В этой статье мы совершим с вами небольшой экскурс и познакомим с основными типами и характеристиками этой важной составляющей части автомобиля, чтобы вы знали, как выбрать диски.
Они бывают штампованные (стальные) и легкосплавные (кованые и литые). Отдельные части стальных дисков штампуются из листа, после чего сваркой соединяются между собой. Положительные качества их заключаются в том, что они имеют невысокую цену, относительно высокую прочность и легко восстанавливаются, когда сильно смяты закраины. Недостатки – невысокая точность во время изготовления (обязательно будут проблемы с балансировкой), низкая коррозионная устойчивость и большой вес.
Легкосплавные диски превосходят стальные по многим потребительским свойствам. Они хорошо отводят лишнее тепло от тормозного узла и их можно изготавливать с высокой точностью. Но главное преимущество заключается в небольшой массе.
По способу изготовления легкосплавные диски подразделяются на кованые и литые. Кованые диски прочные и могут держать сильнейшие удары. В крайнем случае, они могут погнуться от сильного удара, но не лопнуть. Высока и коррозионная стойкость у такого диска. Относительным минусом таких их является простота дизайна.
Литые диски имеют внутреннюю зернистую структуру металла. Это главный их недостаток, так как со временем в металле накапливаются микротрещины, и сам диск может расколоться. Чтобы увеличить механическую прочность необходимо увеличивать толщину стенок, а это отрицательно сказывается на весовых характеристиках.
Куют и льют диски из магниевых и алюминиевых сплавов. Располагаются они в порядке улучшения технических характеристик следующим образом: литой магниевый (быстро трескается, но легкий), литой алюминиевый (имеет нормальные характеристики), кованый алюминиевый (легкость, прочность), кованый магниевый (легкость и сверхпрочность). Какие диски выбрать из этого ряда? Отбрасывайте обе крайности, ведь плохие вам не нужны, а кованых магниевых дисков вы не найдете, так как они изготовляются на заказ для гоночных автомобилей.
Существует простое правило: обод диска должен быть по ширине на 25 или 30% меньше, чем ширина у профиля шины. Например, вы ищете диски на авто. Как выбрать их, если параметры ваших шин следующие – R15 195/70? Профиль вашего колеса имеет ширину 195 мм или 7,68 дюймов (то есть 195/25,4). От этой величины отнимаете 30 или 25% и получившееся число округляете до наиболее близкого значения стандартного ряда. Получается число 5,5 дюйма. Именно такой ширины должен быть обод вашего диска под шину R15 195/70.
У автомобильных штатных колес центральное отверстие, в большинстве случаев, плотно прилегает к ступице оси. Предприятия-изготовители именно по нему центрируют колеса, и его диаметр считается посадочным. Однако не стоит удивляться тому, что при покупке дисков в магазине центральное отверстие вдруг окажется больше положенного. Дело в том, что производители комплектующих деталей и запчастей заведомо делают это отверстие большего диаметра. Как правильно выбрать диски в этом случае? Вам просто предложат целый набор переходных колец, благодаря чему диски без проблем подходят на разные модели автомобилей. При правильной эксплуатации и правильном подборе переходных колец у вас не возникнут проблемы в эксплуатации.
К примеру, PCD 4х100. Это означает, что на диаметре 100 мм 4 отверстия. Обращаем ваше внимание, что крепежные отверстия делаются с допуском по диаметру в сторону плюса. Поэтому можно в выборе PCD ошибиться, если от штатного он отличается на 2-3 миллиметра.
К слову, на такую ступицу (PCD 4х100) зачастую монтируют колеса с PCD 4х98. 2 миллиметра не отличишь на глаз. Но это недопустимо. В таком случае только одна гайка (или болт) будет затянута из всех гаек (или болтов). Другие отверстия «уведет», а крепеж будет перекошен или останется недотянутым, то есть на ступицу колесо «сядет» не полностью. На хорошей скорости оно «бьет», а гайки, которые не полностью затянуты, могут откручиваться.
К ступице диски крепятся гайками или болтами. В их обозначениях есть размер «головы», совпадающий с размером ключа, и резьбовой шаг. Например, 12х1,25. Для болтов используют обозначение В, для гаек М: М14х1,5. При смене штампованного стального диска на легкосплавный, в большинстве случаев, нужны будут шпильки или болты с большей длиной, чем штатные. Дело в том, что легкосплавный диск имеет большую толщину, чем стальной. Кроме этого, может не подойти старый крепеж, если у нового диска есть отверстия под затяжку на сферу, ваши же имеющиеся (штатные) болты затягиваются на конус.
Не следует ставить на автомобиль колеса, имеющие нештатный вылет. При уменьшении вылета колея у колес становится шире. Хоть это придает машине гоночный стильный вид и повышает ее устойчивость, но резко перегружает подвеску и подшипники ступиц. Увеличение вылета, то есть сужение колеи невозможно по той причине, что диск будет упираться в тормоз.
Как выбрать колесные диски любителям «спортивного» стиля? Если вам нравится данный стиль вождения автомобиля, который сопровождается резкими торможениями и разгонами, то вам лучше всего подойдут колеса с большим количеством тонких спиц. Это значительно увеличит его жесткость, а вес будет минимальным. Для водителя, который предпочитает спокойную езду, подойдут любые диски, понравившиеся ему по цвету и по дизайну.
Когда приходит время для сезонной смены шин, некоторые автовладельцы задумываются и о замене колёсных дисков. Особенно сейчас востребованы литые диски, они лёгкие, красивые и престижные. Процедура замены, на самом деле проста, просто выбрал себе диски по размеру и дизайну, установил (самостоятельно или в автосервисе). И всё, поехал дальше с новой обувкой. Но всё просто только навскидку, или же если покупка происходит в официальном дилерском центре, который предложит диски, которые сертифицированы под конкретную модель, под ваше авто. Здесь все параметры будут соблюдены.
Как выбрать литые диски
А вот при самостоятельном выборе, покупке в сети или на развалах, следует быть очень внимательным, поскольку не все литые диски одинаковы, и есть множество нюансов, которые необходимо учесть. Первое, что следует уяснить – никогда не надейтесь на советы продавца, поскольку у него одна задача, продать вам диски, остальное не его дело. Если вы сами плаваете в теме, то и продавец не заикнётся о важных параметрах. Возьмите с собой опытного водителя, который поможет понять все значение тех надписей, что есть на диске, их игнорировать не стоит.
Что касается дизайна, конечно, нам хочется, чтобы красиво было, однако не стоит гнаться за совсем уж ажурными моделями, да ещё и минимальным количеством спиц. Практика использования литых дисков показывает, что дольше всего живут диски с толстыми спицами в количестве 6-8 штук, которые плавно переходят в прочный обод. Также долговечны диски с большим количеством тонких спиц, этот вариант даже более предпочтителен, поскольку концентрация напряжений ниже.
Правильный выбор литых дисков: на какие параметры обращать внимание
Очень важный параметр, это допустимая нагрузка, соответствующая надпись всегда есть на диске. Покупать следует диски, у которых этот параметр не ниже четверти полной снаряжённой массы вашего автомобиля. Перегруженный диск, конечно, не лопнет сразу, однако усталостная прочность значительно снизится, возрастают риски появления микротрещин, а также разрушения диска даже при не очень сильном ударе. А езда по нашим дорогам представляет собой как раз череду таких ударов, так что, запас по загруженности должен быть.
Подходящий параметр вылета
Ещё один важный параметр при выборе дисков — вылет. От него во многом зависит управляемость авто, долговечность подвески. Если установить диски с неправильным параметром вылета, то управляемость сильно ухудшится, износ шин ускорится. Также быстро будут изнашиваться детали подвески, долго не проживёт рулевое управление. И не следует слушать тех, кто утверждает, что незначительное отклонение не повредит, на самом деле, это критический параметр, и соблюдать его желательно до миллиметра.
Резюмируя, хочется сказать, что покупать диски в не очень надёжных местах не стоит. Кроме того, при покупке нужно тщательнейшим образом осмотреть изделие (все диски). Ищем микротрещины, даже небольшие зазубрины, сколы. Маленьких дефектов не бывает, любое пятнышко может сталь началом быстрого разрушения диска. Если есть хоть малейшие подозрения на пористость металла, непонятные углубления от воздушных пузырьков, это веская причина для того, чтобы отказаться от такой покупки.
Как выбрать колесные диски для автомобиля?
Колесо, пожалуй, самое древнее изобретение человечества. Из чего только не делали колеса на всем этапе эволюции. Самые первые колеса были сделаны из камня, но они были очень тяжелые и хрупкие. На смену каменным стали приходить деревянные, бронзовые и наконец человек обуздал сталь. В современном мире изготовители не ограничиваются сталью, существует множество всевозможных легких сплавов, которые придают автомобильным дискам рад полезных преимуществ. Но как не потеряться во все этом многообразии, и выбрать именно то, что вам нужно. В этой статье мы постараемся пролить свет на все нюансы при выборе автомобильных дисков. Ведь правильно выбранные автомобильные диски это залог вашей безопасности. Для начала давайте познакомимся с основными видами дисков, рассмотрим все их преимущества и недостатки.
Всем привычный сварной стальной диск или как его еще называю штампованный. Такие диски могут похвастаться главным своим преимуществом это ценой, они прочные, но правда легко деформируемые и имеют большой вес. Стальные диски обычно идут в базовой комплектации автомобиля. Диски изготовленные из стали не могут порадовать нас своим дизайном, этого не позволяет конструкция. Для того чтобы придать таким дискам предстательный вид применяют пластиковые колпаки. Из недостатков стальных дисков стоит отметить высокую подверженность к коррозии. Чем так плох большой вес диска? Для ответа на этот вопрос углубимся немного в физику. Автомобильный диск это своеобразный маховик закрепленный на ступице, чем выше масса маховика, тем больше энергии затрачивается на то, что бы его раскрутить. Соответственно нам нужно затратить больше топлива для выработки крутящего усилия. Но самое критичное, это остановить диск, когда он вращается и на довольно приличных оборотах. Представьте, какая нагрузка приходится на тормозную систему. Но при всем при этом стальной диск не так плох, да у него скучный вид, да имеет большой вес, но если вы попали в яму и помяли диск, это легко исправить. Стальные диски легко прокатать в специализированных мастерских и он будет как новый.
Легкосплавные диски имеют меньший вес, соответственно при езде на таких дисках снижается расход топлива. Такие диски делятся на литые и кованные. Литые диски изготавливаются методом литья под давлением, таким дискам легко придать самые различные дизайнерские воплощения. Из преимуществ стоит отметить, что в основе сплава применяется в основном алюминий очень легкий и коррозионно стойкий металл. Литые диски так же имеют довольно невысокую цену. Большую долю рынка занимают именно литые диски, так как, они имеют невысокую цену и большой выбор дизайнерских решений. Правда литые диски имеют свой главный недостаток, они не деформируются как стальные, а трескаются. Алюминий по своей природе очень мягкий и пластичный металл, в чистом виде он непригоден для изготовления дисков. Для того чтобы ему придать прочность в него добавляют легирующие добавки в виде магния, правда в ущерб пластичности. Итак, подведем итог, литые диски более легкие и привлекательные по сравнению со штампованными, но и самые не практичные. Если вы повредили литой диск, и он треснул, ремонту он уже не подлежит, только замена.
Кованные легкосплавные диски, самые легкие, прочные и дорогие на сегодняшний день. Дороговизна таких дисков обусловлена тем, что для их производства требуется много тяжелых технологических процессов. Прочность таких дисков превышает по характеристикам стальные. Кованные диски держат сильнейшие удары, их практически невозможно деформировать, скорее выйдет из строя подвеска автомобиля. Высокая прочность таких дисков обусловлена тем, что они имеют слоистую структуру металла. Из недостатков помимо высокой цены стоит отметить невысокое многообразие дизайна, так как для придания внешнего вида используется механическая обработка.
Итак, подведем итог вышесказанного. Если вы не гонщик, обладаете небольшим бюджетом и дороги в вашем городе не могут похвастаться великолепием, то лучше использовать стальные диски с декоративными колпаками. Если для вас важнее всего внешний вид вашего автомобиля и вы любитель больших скоростей вам подойдут литые легкосплавные диски, но стоит быть готовым к тому, что если вы повредили диск, придется покупать новый. Кованные диски больше подходят для спортивной езды, ввиду своей дороговизны такие диски могут позволить себе не многие, но из-за своих уникальных свойств такие диски стоят своих денег, можно сказать приобретаешь раз и на всегда. Наш итог имеет рекомендательный характер, поэтому каждый хозяин своего автомобиля решает сам, что для него лучше.
С типом диска мы определились, но что означают эти цифры и буквы в маркировке диска. Переходим к самому серьезному и ответственному этапу выбора диска. Каждый производитель автомобилей настоятельно рекомендует определенный тип размера диска, эти данные вы можете получить в сервисной книжке или на наклейке в проеме водительской двери рядом с информацией о размере и давлении шин. Не соблюдение этих требований может повлиять на ходовые качества автомобиля или на быстрый износ подвески.
Рассмотрим на примере популярного, на сегодняшний день автомобиля Kia Rio new. Производитель рекомендует для установки диски 6J15 PCD4-100 et48 DIA 54,1 Давайте разберемся и расшифруем эту надпись, для начала глянем на главные размеры диска.
6J15 Цифра 6 означает, что ширина обода равна шести дюймам. J– указывает, что размер дан в дюймах, 15 – это диаметр обода в дюймах.
PCD 4-100 Эти цифры указывают, что на диске 4 отверстия под болты крепления и межболтовое расстояние 100 миллиметров.
Et-48 Самый важный параметр указывает «вылет» диска. Не соблюдение этого параметра может в последствии повлечь за собой много проблем.
Вылет меньше рекомендованного делает колесную базу шире увеличивая тем самым нагрузку на подвеску из-за смещения центра тяжести колеса. Так же при уменьшении вылета колеса могут задевать за арки крыльев. Вылет больше рекомендованного смещает колеса во внутрь, уменьшая тем самым устойчивость автомобиля. Так же при увеличенном вылете колесный диск может цеплять суппорт. Не поддавайтесь на ухищрения продавцов, выбирайте вылет указанный производителем вашего автомобиля.
DIA 54,1 Это посадочный диаметр диска, если это значение меньше указанного производителем, диск просто не налезет на ступицу. Если больше это не так страшно, такой диск можно установить, но потребуются проставочные кольца. Следует учесть, что даже при применении проставочных колец, может наблюдаться дисбаланс отбалансированного колеса.
Применяя только рекомендованные производителем размеры дисков, вы продлите срок службы подвески вашего автомобиля, и не нарушите устойчивость на дороге. Ваша безопасность дороже внешнего вида автомобиля.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453