Несмотря на то, что об опасности движения накатом твердят все и всюду, число водителей, практикующих езду с выключенной передачей, меньше не становится.
Движение накатом является режимом, при котором рычаг механической коробки переключения передач находится в нейтральном положении. Детали механизма переключения передач при этом пребывают в состоянии покоя, за исключением ведущего вала.
Если дополнительно выжать еще и педаль сцепления, двигатель превращается в автономное устройство, работающее на холостых оборотах.
Некоторые водители, с целью экономии топлива, во время движения накатом практикуют выключение двигателя. В результате автомобиль представляет собой, образно говоря, «тележку», перемещающуюся по инерции за счет набранной ранее скорости.
Езда накатом используется нерадивыми водителями на длинных спусках или при подъезде к перекресткам и другим участкам дороги, где необходимо плавно замедлить движение.
Устоявшееся мнение об экономии топлива при движении накатом пришло к нам еще из прошлого века, когда двигатели были несовершенны. Что же мы имеем сейчас?
При движении автомобиля с выключенной передачей его двигатель работает в режиме холостого хода, потребляя топливо в количестве от 2 до 3 литров на 100 км пути.
Если же оставить передачу включенной и отпустить педаль акселератора, то есть перейти в режим торможения двигателем, подача топлива к двигателю почти полностью прекратится и расход топлива станет близким к нулю.
В этом очень легко убедиться при наличии в машине бортового компьютера с функцией отображения текущего расхода топлива. Действительно, при отпускании педали газа прибор покажет практически нулевой расход бензина или дизельного топлива.
В результате, желая сократить расход топлива за счет использования движения накатом, водители его лишь увеличивают.
Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что эффективность торможения при выключенной передаче существенно выше, чем при включенной.
При движении с выключенной передачей, в случае необходимости резко замедлить скорость движения или остановиться, в торможении участвует только основная тормозная система автомобиля.
При этом очень высока опасность блокировки колес и потери управляемости машиной из-за уменьшения сцепления колес с дорогой.
В случае же включенной передачи работающий двигатель не даст колесам ни малейшего шанса на блокировку, а комбинированная система торможения, включающая в себя торможение двигателем и основной тормозной системой, позволят добиться минимального остановочного пути.
Особенно опасно торможение с выключенной передачей в условиях мокрого дорожного покрытия или гололеда, когда появление даже небольшого сухого участка дороги и последующее за ним неравномерное распределение тормозных усилий на колеса способно привести к заносу, чреватому дорожно-транспортным происшествием.
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что пуская автомобиль в движение накатом, экономят ресурсы механизмов сцепления и переключения передач.
Частота и интенсивность использования педали сцепления и рычага переключения передач на долговечность коробки передач и сцепления практически не влияют.
Гораздо больший урон этим механизмам наносят неправильная работа сцеплением и нарушение последовательности действий при переключение с одной передачи на другую.
«Любителям» подолгу держать нажатой педаль сцепления хочется еще раз напомнить, что нажатие педали сцепления допустимо лишь на непродолжительное время, необходимое для переключения на следующую передачу. В
о всех остальных случаях для отсоединения двигателя от ведущих колес необходимо выжать сцепление и включить нейтральную передачу.
Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: «Если вождение накатом не экономит топливо, не повышает эффективность торможения и не влияет на ресурс механизмов, есть ли хоть какой-нибудь смысл в его использовании?»
На наш взгляд, накат допустим лишь в завершающей фазе движения, когда двигаясь с минимальной скоростью по сухой дороге, через несколько метров планируется выполнить остановку автомобиля.
Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!
или можно ли ездить на «нейтралке»?
Движение накатом – на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления — тоже один из извечных вопросов и тем для спора. Можно, нельзя, нужно, не нужно? Тут на самом деле все просто и однозначно, но решение принимать все равно вам. Рассказываю…
Вообще, откуда все это пошло? Езду накатом придумали наши деды и прадеды. В те времена двигатели были слабенькими и ненадежными, поэтому надо было регулярно давать им остыть – снижать обороты до холостых, для чего и включали нейтраль. Кроме того, на старых машинах так экономили топливо. Оно и логично: меньше обороты мотора – меньше расход топлива.
А что сегодня? Сегодня двигатели надежны, как гвозди, и здоровы, как быки. Они не нуждаются в дополнительном охлаждении, тем более таком, как включение нейтрали, и даже рассчитаны на интенсивную работу на высоких оборотах.
Что касается расхода топлива, уже лет 30 как существует режим принудительного холостого хода. Суть его в том, что при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю. Сложно поверить? Если маршрутный компьютер в вашей машине умеет считать моментальный расход топлива, попробуйте сами и посмотрите на показания расхода топлива во время торможения. Вы увидите там ни что иное, как нуль без палочки. А при движении на нейтрали двигатель работает на холостых оборотах и потребляет 1-2 литра в час топлива. Выходит, тормозить на передаче с отпущенным газом экономичнее, чем на нейтрали или с выжатой педалью сцепления. Полностью тему экономичного вождения я раскрываю на эксклюзивном курсе нашей школы «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Теперь порассуждаем на тему «безопасно ли ездить на нейтралке?»
Вернемся к определению безопасности вождения, которое я дал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя» и в своей книге «100 способов избежать аварии«: безопасность – это возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневров может быть три:
1. Изменение направления движения (действия рулем).
2. Торможение:
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)
Руль и педаль тормоза активны всегда, а педаль газа – не всегда, а только при включенной передаче. Поэтому если в движении включена нейтраль или нажата педаль сцепления, у вас неактивна педаль газа и нет возможности тормозить двигателем или ускоряться. То есть вы вооружены только двумя возможностями маневра из четырех, и ваше движение – «наполовину безопасно» :) А можно ли быть «немножко беременной»? :)))
Приведу такой пример. Представьте себе, что у вас в салоне машины есть кнопка включения педали тормоза. Пока она выключена, педаль тормоза неактивна: нажимай-не нажимай, машина тормозить не будет. И только при включенной кнопке педаль тормоза будет работать. Как бы вы предпочли ездить – с включенной кнопкой или выключенной? :) Представляю себе картину: водитель едет, вдруг перед ним неожиданно возникло препятствие и нужно экстренное торможение, чтобы избежать столкновения. Водитель в шоке вспоминает о кнопке, судорожно ее ищет, впопыхах пытается включить ее и только потом начинает тормозить. Смешно, не правда ли?
Так вот, ездить на нейтралке – все равно что с выключенной кнопкой педали тормоза. Так оно вам надо?
Вот и решайте: можно ли ездить накатом? Можно, но не нужно. Вы теряете в безопасности, в экономии топлива и ничего не приобретаете взамен.
Выходит, самый правильный способ торможения – на включенной передаче, что называется комбинированным торможением. Так вы и топливо экономите, и сохраняете связь колес с двигателем во избежание блокировки колес, что актуально для машин без АБС, и имеете запас тяги на случай необходимости торможения двигателем или разгона. Кстати, а что общего между всеми торможениями? То, что после каждого торможения следует ускорение! И часто от нас требуется ускорение интенсивное – хотя бы для того, чтобы избежать столкновения с автомобилем сзади, который не успевает за вами затормозить.
О нюансах торможения на передаче вы можете прочитать в статьях «Как правильно тормозить?» и «Как правильно тормозить на механике?» или на практическом курсе «Магия переключения передач». А здесь напишу лишь, что правильно тормозить на передаче практически до полной остановки и выжимать педаль сцепления только тогда, когда стрелка тахометра приблизится к холостым оборотам – 1000 об/мин. А нейтраль включать уже после остановки машины.
В следующей статье — о том, какие есть недостатки автомата с той же точки зрения — безопасного вождения.
Продолжение следует…
Езда на авто накатом на нейтральной передаче на механике используется автолюбителями для экономии топлива. Насколько безопасна такая манера вождения, рассмотрим в статье.
До того как наступила электронная эпоха, у автомобилей не было систем, осуществляющих активную корректировку траектории передвижения. Поэтому накат на нейтральной передаче на механике приводил к тому, что езда подчинялась сугубо законам инерции. Иногда непосредственная связь трансмиссии и колёс между собой была единственным фактором, позволяющим сохранить устойчивость при немедленном торможении. По этой причине инструкторы в автошколах и просто водители с опытом советовали даже при передвижении по ровным дорожным участкам всегда включать передачу. Плавное снижение скорости также рекомендовалось осуществлять с включенной ступенью и выжимать сцепление прямо перед тем, как остановиться.
Карбюраторным двигателям была свойственна капризность, они часто глохли в момент перевода в режим холостых оборотов. При езде накатом подобное положение вещей порой приводило к негативным последствиям, поскольку прекращалась работа вакуумного усилителя, а также тормозной педали. Торможение в результате становилось менее интенсивным. Водитель без опыта порой не справлялся с управлением, в конце концов попадая в ДТП.
Когда разрывается механическая связь с мотором вследствие перевода механической КПП на нейтральную скорость, автомобильные колёса становятся слишком свободными. Их вращение может происходить очень по-разному, а во время экстренного торможения каждое колесо может блокироваться, если поверхность скользкая либо зыбкая. Это ведёт к неуправляемости. Машина летит на большой скорости. Для противостояния подобным блокировкам во время экстренного торможения автомобилисты с опытом включали 3-ю передачу, используя методику торможения и газ.
После широкого распространения инжекторной системы подачи топлива, а также стабилизирующей системы обе вышеописанные проблемы были решены. Мотор больше не прекращает свою работу на холостых, тогда как с помощью стабилизации обеспечивается корректное торможение колёс во время поворота. По этим причинам езда накатом ныне допустима, поскольку с помощью такого передвижения возможно добиться экономии горючего и снижения вредных выбросов.
Множество производителей авто даже прибегают к имитации режима наката, устанавливая свои автоматические и роботизированные КПП. Его в таких случаях «прячут» в программе «ЭКО». В случае когда газовая педаль отпущена, с помощью преселективной коробки размыкается сцепление и утрачивается непосредственная взаимосвязь двигателя и ведущих колёс. Происходит падение стрелки на тахометре на восемьсот оборотов, что обеспечивает размеренное движение авто вперёд. Такие прогоны дают экономию от трёх до пяти процентов горючего (что определяется интенсивностью применения наката). С помощью электроники контролируется вращение колёс.
Но тут нужно учитывать, что в спортивном автомобиле, имеющем полноприводную трансмиссию и активные спортивные дифференциалы на задних осях, накат на нейтральной передаче на механике допустим исключительно в качестве временного средства сокращения расходов. Активные дифференциалы, которые распределяют тягу на задних колёсах (между правым и левым), функционируют исключительно тогда, когда передача включена. Когда сцепные свойства резины напряжены до предела, наличие на ведущей колёсной оси является обязательным.
Содержать ваш автомобиль в порядке, найти ближайший автосервис, магазин автозапчастей с удобным графиком работы, автохимию от ведущих производителей и многое другое поможет каталог TAM.BY, где есть всё для авто!
Ссылка на источник 1535Вопрос катиться или ехать на скорости мучает многих водителей авто с механической коробкой передач. В следующем материале рассмотрена езда накатом за и против.
Считается, что при движении на нейтральной передаче расход топлива минимальный. В действительности независимо от скорости движения на холостом ходу большинство современных двигателей потребляет 2,5-3,2 л/100 км.
См. также нашу статью Как правильно пользоваться сцеплением автомобиля.
При включении передачи, соответствующей определённой скорости, с отпущенной педалью газа происходит “торможение двигателем”. При этом подача топлива для сгорания прекращается, поскольку исключается подача малейшей тяги на ведущие колёса транспортного средства. Данное утверждение легко проверить с помощью бортового компьютера – достаточно вывести на дисплей данные о текущем расходе топлива.
Некоторые водители считают, что при экстренном торможении с выжатыми педалями сцепления и тормоза сокращается тормозной путь автомобиля. В действительности при таком режиме торможения задействуется только основная тормозная система. При этом сцепление покрышек с дорожным покрытием ухудшается, колёса быстро блокируются, управляемость транспортного средства теряется.
При торможении с включённой передачей колёса не блокируются, поскольку работающий двигатель не даёт это сделать. В результате на любой скорости выше 20 км/ч тормозной путь всегда оказывается меньше, водитель не теряет контроль над автомобилем.
На первый взгляд кажется, что при минимальных действиях с коробкой передач, продлевается срок службы механизма сцепления. В действительности износ сцепления не зависит от интенсивности переключения передач. Важнее, чтобы водитель выполнял эти операции правильно, по правильному алгоритму и в чёткой последовательности.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453