Что общего между УАЗ 469 и автоматом Калашникова? Оба неказисты, брутальны, сделаны в СССР и уже много лет доказывают свое превосходство над иностранной техникой. И тот, и другой не только дожили до наших времен, но и продолжают модернизироваться. Рассмотрим подробно Тюнинг автомобилей УАЗ 469 как способ совершенствования из хорошей машины в идеальную.
Начнем с офф-роуд тюнинга, ведь именно бездорожье – стихия этого автомобиля. Даже обычный «бобик» может легко дать фору иномаркам, за счет короткой базы и небольшого веса. А если добавить ему усиленную высокую подвеску и увеличенные колеса, его проходимость поднимется практически до уровня вездехода. Даже стандартный клиренс УАЗа позволяет переезжать небольшие деревья, но из-за достаточно узких колес он иногда «закапывается».
Усилить защиту кузова по периметру можно с помощью силовых бамперов и порогов. Кроме основной функции – «бодания» с камнями и деревьями — УАЗ оказывает незаменимую помощь при вытаскивании, застрявшего в глубокой тракторной колее автомобиля. Также к джиперскому обвесу относятся кенгурятник и экспедиционный багажник, между которыми можно натянуть тросы-веткоотбойники.
Энтузиасты офф-роуда заимствуют агрегаты от разных автомобилей. Мощный турбодизель можно «одолжить» у Nissan Patrol или Terrano, коробку и раздатку – у Isuzu Trooper. Мосты от военного УАЗа считаются лучшими и в замене на буржуйские аналоги не нуждаются. Но сапуны мостов с помощью трубок нужно вывести выше.
На заметку
Для надежности придется позаботиться об усиленной защите поддона и рулевых тяг. При наличии больших колес придется подрезать арки. Ну и какой же серьезный джип без лебедки и мощных дополнительных фар?
Как альтернативный вариант тюнинга можно сделать из «бобика» пляжный джип или аналог Gelandewagen Mercedes. Это проще, чем строить суровый внедорожник, – не нужна высокая подвеска, силовой обвес и лебедка. Для пляжа можно взять тентованный УАЗ или сделать кабриолет из автомобиля с жесткой крышей, украсив его дугами из нержавейки. Правда, если заняться превращением УАЗика в респектабельный G-classe, кроме внешнего вида придется доработать интерьер.
Хорошие импортные сиденья, обшивка салона тканью или кожей, удобный руль с усилителем, аудиосистема, приборная панель – все это не так сложно, но результат оправдает затраченные ресурсы. Такой вариант нечасто встречается на дорогах, поэтому у обладателя «гелендбобика» проблем с недостатком внимания не будет.
Простота и дешевизна мотора, находящегося под капотом УАЗика, обходится слишком дорого за счет гигантского по сегодняшним меркам расхода топлива. Соотношение истраченного объема бензина к полученной мощности просто смехотворное. Заявленные 16 л/100 км при скорости 90 км/ч для него далеко не предел.
Так или иначе, каждый владелец 469-го мечтает о замене мотора на более экономичный и мощный аналог. Желательно чтобы это был дизель, поскольку приемистость и большой крутящий момент на низких оборотах УАЗику совершенно не помешают. К тому же у дизеля более высокий КПД, а само топливо – дешевле.
Благо – подобрать мотор на смену штатному УМЗ-451МИ не составляет труда. Большое подкапотное пространство позволяет вместить туда практически любой легковой двигатель. Поэтому при выборе можно руководствоваться, по сути, только ценой и техническими характеристиками.
Однако при замене двигателя необходимо учитывать такой параметр, как крутящий момент. Если выбирается бензиновый агрегат, то желательно отдавать предпочтение низкооборотистым силовым агрегатам, как-то: ЗМЗ402 или -406. Если выбранный мотор будет сильно отличаться крутящим моментом от указанных аналогов, то придется вносить изменения трансмиссию (КПП, мосты).
Среди моторов, которые теоретически подходят для замены штатника на УАЗе, есть более и менее удачные. Многолетний опыт моторного тюнинга этих машин подсказывает, что легче всего совместить имеющуюся трансмиссию с мерседесовскими дизелями с объемом 2-2,4 литра. Разумеется, речь идет не о новых моторах, а о тех, которые выпускались 80-х годах. Современные силовые агрегаты тоже можно «вживить» в УАЗик, но цена вопроса резко возрастает.
На заметку
Если УАЗ готовится к преодолению серьезного бездорожья, то, возможно, мотор от Мерседеса – не самое лучшее решение. Дело в том, что у немецких дизелей масляный фильтр находится слишком низко – там, где он уязвим при штурме препятствий. Впрочем, эта проблема может быть решена установкой специальной защиты.
Наибольшую проблему при замене штатного бензинового мотора на дизель является соединение с трансмиссией. Часто приходится заказывать переходники, которые устанавливаются между силовым агрегатом и коробкой передач. Впрочем, все это решаемо при наличии определенной техническо-инструментальной базы.
Повозиться придется и с подготовкой подкапотного пространства, в частности – переварить крепления двигателя. Вряд ли новый мотор будет иметь крепления в тех же местах, что и родной УМЗ. Для того чтобы понять, где именно приваривать кронштейны, необходимо опустить новый мотор на тали, и уже в подвешенном состоянии наметить платформы при помощи магнитов.
Следующий этап – установка навесных агрегатов и подключение электрики. Особых сложностей при инсталляции неинжекторных моторов не наблюдается, но без уверенности в своих силах за это дело лучше не браться. Замена двигателя на УАЗике заставляет вносить изменения в регистрационные документы транспортного средства.
Замену мотора УАЗика можно поручить специалистам. Это, конечно, сильно увеличит бюджет проекта, однако игра стоит свеч. Со старым УМЗ уходят все проблемы, а именно:
С новым мотором УАЗ и звучит по-другому. Его уже не узнают по звуку за километр, машина едет тихо, а мотор работает ритмично. Остается заменить тормоза – еще одна особая примета «бобика». Этот скрип, наводящий ужас, невозможно спутать ни с чем!
Читайте также:
Дорогие варианты тюнинга недорогих автомобилей УАЗ
Усиленный мотор с турбокомпрессором на 469 модели
Сразу необходимо отметить, что тюнинг двигателя УАЗ 469 — затея бессмысленная. Причина в том, что родной карбюраторный мотор данного автомобиля тяжело форсировать. Даже если это удастся сделать, то возрастет и без того немалый расход топлива.
На УАЗ 469 в штатной комплектации устанавливался двигатель ЗМЗ 402.01. Специалисты предлагают различные варианты улучшения характеристик советского джипа. Существует несколько способов доработки ДВС, позволяющих сделать автомобиль более мощным, экономичным и послушным. В настоящее время широко распространен чип-тюнинг двигателя УАЗ Патриот.
Вернуться к оглавлениюЗамена — вариант самый простой и не относится к дорогостоящим способам тюнинга. Вместо 402 мотора устанавливают ЗМЗ 406.10, который имеет рабочий объем 2,7 литра и позволяет получить мощность в 127 «лошадок», что уже является значительной прибавкой. При таком варианте расход топлива уменьшается и колеблется в районе 11 литров. Однако простой заменой двигателя добиться улучшения характеристик УАЗ 469 в полном объеме не удастся.
Хороший прирост показателей может дать и установка 3-литрового ЗМЗ-511 или даже 5,3-литрового V8 от ГАЗ-53. Эти двигатели неплохо форсируются и без переделки. Достаточно установить иридиевые свечи и тем самым повысить стабильность работы мотора. Если владельцу УАЗ 469 и этого покажется мало, нужно провести расточку цилиндров.
Вместе с заменой двигателя необходимо модернизировать мосты, коробку передач и раздаточную коробку. Можно отключить передний мост и увеличить скоростные характеристики, понизив потребление топлива, но тогда снизится проходимость, и получится «паркетный» джип.
Можно совместить замену двигателя с установкой газобаллонного оборудования как в качестве основного источника топлива, так и в тандеме с бензиновой системой. На трассе УАЗ 469 будет потреблять газ, а при выезде на бездорожье переходить на бензин. С новым мотором такой вариант может быть наиболее оптимальным в плане экономии топлива, при этом снижения мощности и проходимости не произойдет.
Следует также рассмотреть замену бензинового движка на дизельный, например Andoria 4CT90. Данный дизель развивает максимальную мощность в 90 «лошадей» и имеет объем 2,4 литра. Этот агрегат можно использовать, если проводится тюнинг двигателя на УАЗ Хантер, который представляет собой модернизированный вариант УАЗ 469. Следует отметить, что тюнинг двигателя УАЗ Патриот таким образом провести нельзя.
Вернуться к оглавлениюКогда нет возможности или желания менять мотор, для увеличения его мощности можно провести следующие операции:
Стоит рассмотреть и вариант чип-тюнинга двигателя УАЗ 469 в его штатной комплектации. Но учитывая стоимость работ по установке блока электронного управления зажиганием и прошивке чипа, мало найдется желающих проводить такую модернизацию.
Вернуться к оглавлениюУлучшенный мотор Хантера
Как было указано выше, УАЗ Хантер является модифицированной версией УАЗ 469. Его самый первый тюнинг был осуществлен на Ульяновском автозаводе. В автомобиль установили инжекторный движок ЗМЗ 406.10 мощностью в 128 л. с. и объемом в 2,7 «кубиков».
Данная замена повлекла за собой усиление трансмиссии, так как старая не была рассчитана на такую мощность. Появилась новая коробка передач, установили сцепление импортного производства, поменяли передний и задний мосты. Эти замены потребовали новые тормоза на УАЗ Хантер. Тюнинг на УАЗ Хантер коснулся не только двигателя и подвески, но и салона, а также кузова. Была проведена перетяжка салона и сидений, изменена приборная панель, установлено рулевое колесо более современной конструкции и внешнего вида.
Теперь на УАЗ Хантер можно было проводить чип-тюнинг двигателя, чем и занялись многие его владельцы. Кстати, комплект для «чипирования» УАЗ Хантер с успехом затем применялся для мотора УАЗ Патриот. Чип-тюнинг двигателя УАЗ Хантер приближает его характеристики к требованиям современной жизни и позволяет такому джипу на равных конкурировать с лучшими зарубежными собратьями, а некоторым даже давать «фору» на наших проселочных дорогах.
Как и в случае с 469 моделью, установка газового оборудования и перевод двигателя УАЗ Хантер на другой вид топлива является одним из вариантов тюнинга. Особо впечатляют результаты комбинированного (тандемного) применения газобаллонного оснащения и бензинового питания. В первую очередь это выражается в экономном расходе топлива. При этом повышаются экологичность и удобство эксплуатации.
Для установки на УАЗ Хантер подходит газобаллонное оборудование таких фирм, как Zavoli, KarGaz, Marini, BRC и Lovato. Устанавливаются агрегаты этих марок совместно с системами распределения фазированного впрыска Agis или Digitronic, которые считаются наиболее подходящими для инжекторных двигателей.
Многие автовладельцы УАЗ Хантер предпочитают устанавливать вместо штатного бензинового даже не отечественный, а импортный дизель. Объясняется это тем, что российские дизельные моторы при большом весе имеют слабую мощность и малую величину крутящего момента.
Однако и установка дизеля от «Тойоты» или «Ниссана» мало поможет. Единственный выигрыш в том, что в этих моторах отсутствует электрическое оборудование, поэтому они могут использоваться как двигатель «подводной лодки». Во всем остальном с ними возникают те же проблемы, что и с андоровским дизелем, который теперь штатно устанавливается на УАЗ Хантер на заводе. Не стоит забывать, что и стоимость импортного дизельного двигателя составляет около 4 тысяч долларов.
Тюнинг двигателя УАЗ — весьма ответственный шаг. Не каждый на это пойдёт. Давайте попробуем разобраться, что же можно сделать в движке нашего УАЗа и как его довести до ума.
Насчет «доводим до ума» — это, пожалуй, сильно сказано. двигатель УАЗа форсированию поддается плохо. Да и зачем — антиквариат все-таки, жалко. А если серьезно, то при попытке «раскрутить» эту конструкцию мы наверняка убъем тягу внизу, которой этот движок и хорош. Так что для начала в дебри залезать не будем.
Поршневая. Здесь — без мудрствований. Перебираем по книжке. Поршни лучше поискать кованые, кольца — приличной фирмы, Гетце, к примеру (не с рынка!). Для больших изысков требуется оборудование посерьезнее напильника, поэтому пока оставим.
Американский вариант ЗР 1/2001 Установка восьмицилиндрового двигателя ЗМЗ-511.10 в УАЗик (джип).
ГРМ. Здесь тоже без опыта лучше не дергаться, во всяком случае, поначалу и если нет сугубо спортивных целей. «Хитрый» распредвал может увести характеристики двигателя совершенно «не туда».
Впускной-выпускной коллекторы. Здесь — типичный «тюнинг по русски». В первую очередь ликвидируем ступеньку между окнами головки и коллекторами (на советских машинах отверстия не совпадают полностью никогда!). Заодно обдираем «зубы» внутри каналов коллекторов. Если есть желание повозиться, можно и отполировать. Теперь двигатель «легче дышит» и, что главное, улучшается равномерность наполнения цилиндров, а это улучшает моментную характеристику, в т.ч. и на низах!
Карбюратор УАЗ. Родные — К151В, К126ГУ (отличается отсутствием сиситемы ЭПХХ и клапана вентиляции поплавковой камеры). ДААЗ-4178 «Солекс» — относительная новинка. Отзывы неплохие.
Прежде чем углубляться в дебри, сначала нужно добиться нормальной работы того, что есть. В первую очередь — игольчатого клапана поплавковой камеры. Жиклеры должны быть чистыми, ускорительный насос работать без «провалов». Из экспериментов — можно поэкспериментировать с сечением жиклеров, в первую очередь топливных, но расход топлива наверняка увеличится.
О «жигулевских» карбюраторах. Они рассчитаны на двигатель меньшего рабочего объема и на УАЗе нормально работать не будут, малы диаметры диффузоров! Кроме того, модный ДААЗ-21083 предназначен для поперечно расположенного двигателя, соответственно ориентированы поплавковые камеры. Легенды об их применении, скорее всего, связаны со случаями, когда неработающий карбюратор заменялся хоть каким то, но исправным.
Воздушный фильтр. Желательно заменить на «Волговский». И работает лучше, и обслуживать проще, и в дальнейшем можно заняться снижением сопротивления впускного тракта.
Система охлаждения. Крайне желательно установить радиатор завода ШААЗ для УАЗ 3160. Теплоотдача значительно выше. Встает практически без переделок. Невредно установить электровентиляторы от ВАЗ 2106 в кожухах от «Оки» (нужно пристраивать по месту). Подключение — через «москвичевский» датчик, установленный вместо штатного аварийного датчика через переходник. Насущная необходимость, учитывая качество датчиков — тумблер ручного включения вентиляторов.
Невредно поставить более горячий термостат, это заодно и улучшит работу печки.
Система выпуска. Вместо штатного глушителя можно пристроить резонатор от Газели (приварив старый крепежный фланец). Двигатель будет дышать полегче (с переделанной системой выпуска могут быть проблемы с ГИБДД!).
Электрооборудование. Крайне желателен генератор от ГАЗ 53 на 90а. Остальное — примочки по желанию. Если знаете чем n-p-n отличается от p-n-p, то в УАЗе есть где развернуться.
Самым недорогим и действенным вариантом доработки будет замена стандартного бензинового двигателя. Сейчас с карбюраторными двигателями на дорогах делать совершенно нечего, а стандартный двигатель на УАЗ 469 именно карбюраторный. Проще говоря, это уже прошлый век. Заменить его можно, например, на двигатель того же производителя, схожий по свойствам, только инжекторный, например ЗМЗ-409.10. По характеристикам и динамическим свойствам он вполне подойдёт, т.к. он имеет рабочий объём 2,7 литра и мощность 128 лошадиный сил. Этой мощности Вам вполне хватит для совершения как загородный поездок, так и преодоления бездорожья. Кроме прибавки в мощности, этот двигатель также серьёзно сократит расход топлива. К слову, у УАЗ 469 при замене двигателя со штатного на ЗМЗ-409.10 расход топлива упал с 15-17 литров на 100 километров до 11-12 литров. Согласитесь, прибавка мощности существенна, расход топлива снижен – как минимум эти две причины должны побудить Вас потратить время на замену стандартного двигателя. К тому же эти операции станут отправной точкой для дальнейшего тюнинга Вашего УАЗ 469.
Если причиной тюнинга двигателя является только снижение потребления топлива, то можно поступить как некоторые владельцы УАЗ 469 – намеренно отключить передний мост. Но здесь и есть и подводный камень – только с одним передним мостом на серьёзном бездорожье Вам делать нечего. Поэтому есть хорошая альтернатива снизить расход без отключения моста – установить газобаллонное оборудование (благо места внутри хоть отбавляй) даже в паре со штатным двигателем. Таким образом при смешанном режиме работы расход так же прилично снизится.
По мнению особых любителей 469 модели для повышения мощности можно провести замену двигателя не на инжекторный, а на дизельный, например, на Andoria 4CT90. Так же радует, что этот двигатель практически полностью отечественного производства и очень распространён на УАЗах. Результат будет примерно тем же, что и при замене на инжекторный, только не вылетит Вам в серьёзную копейку и потребует немного меньше времени и сил. Как показывает практика, мощности в 90 лошадей вполне хватит для комфортной езды по бездорожью. К тому же этот двигатель по своему устройству очень напоминает штатный, поэтому вопросов по уходу и установке возникнуть не должно.
Очень часто возникает вопрос о установке на УАЗ 469 модели двигателя иностранного производства. Ответ на вопрос прост – без изменения конструкции передней части автомобиля это выполнить невозможно, да и потребует это колоссального количества времени, сил и денег, а результат едва ли себя оправдает. Поэтому, раз уж приобрели отечественный автомобиль, то будьте патриотами до конца и устанавливайте детали также отечественного производителя, они как минимум дешевле. А про стоимость ремонта экзотического двигателя, установленного в старенький УАЗ 469 говорить не приходится.
Например , можно установить NISSAN TD27T за 60 000 рублей, который считается «терпеливым» и «прочным» мотором, выдерживающий любые условия эксплуатации. В ходе эксплуатации, владельцу УАЗ-а с контрактным дизелем надо только своевременно менять масло и маслянный фильтр. Заменив двигатель УАЗ-а на дизель, владелец забудет о проблемах связанных с охлаждением двигателя. При движении в гору не потребуется переключения на низшие передачи, теперь в Вашем распоряжении будет тяга, свойственная дизельным моторам. Дизель на УАЗ устанавливают и владельцы, которые устали от проблем с газовым оборудованием прогоревшие клапана и лопнувшие от перегрева головки блоков цилиндров. Установив дизель на УАЗ и сняв громоздкое газовое оборудование, Вы вернёте своей машине прежнюю грузоподъёмность. Часть потраченных на установку дизеля денег Вы можете вернуть, если продадите старый бензиновый мотор и старую коробку передач.
NISSAN TD27T
Механический тюнинг двигателя УАЗ Патриот подразумевает непосредственное механическое вмешательство в конструкцию, переделку узлов и агрегатов двигателя.
Некоторые элементы легкого тюнинга двигателей УАЗ Патриот (в порядке от первоочередного к дорогому, то что реально и доступно):
1. Шлифовка каналов поступления воздуха в камеры сгорания и каналов выпуска — устранение дефектов заводского литья.
2. Притирка клапанов.
3. Установка воздушного фильтра нулевого сопротивления.
4. Доработка системы выпуска.
5. Доработка системы охлаждения.
6. Установка турбины.
7. Установка кованных поршней.
8. Выравнивание объема камер сгорания.
8. Установка разрезной шестерни для точной регулировки фазы газораспределения (шкив Вернера).
10. Установка систем турбонадува с промежуточным охладителем воздуха.
11. Установка клапанов и седел оригинальной формы.
12. Увеличение объема камер сгорания расточкой цилиндров — в случае УАЗ Патриот проще установить более мощный двигатель.
13. Замена распредвала под задачи.
14. Балансировка валов.
15. Установка систем временной подачи закиси азота из баллона вместо воздуха (НОС — нитрооксидная система).
16. Установка системы смазки «Сухой картер». Оправдана на серьезном бездорожье для спортивных автомобилей.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453