Популярная «Нива» (ВАЗ-2121) для многих наших соотечественников является фактически синонимом словосочетания «отечественный внедорожник». В свое время за право называться «первым советским джипом» она соревновалась с не менее интересной разработкой завода АЗЛК. К сожалению, этот автомобиль так и не дошел до серийного производства. Все началось еще в середине 50-х, когда в Союзе начали работать над полноприводным автомобилем, достаточно комфортабельным для повседневной эксплуатации «на гражданке». На это звание претендовали и ГАЗ М-72, и Москвич-410. Все они были сработаны по одному лекалу — серийный легковой автомобиль с укрепленным кузовом, на жестких мостах с зависимой подвеской, оснащенный раздаточной коробкой. К покорению нехоженых троп эти машины были пригодны, но ни о каком комфорте и говорить не приходилось — очень жесткий ход, шумная полноприводная трансмиссия.
Команда АЗЛК (в те годы завод назывался МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей) под руководством известного инженера Игоря Гладилина решила создать «легковой» вездеход с чистого листа. Так в 1957 году появился Москвич-415, имевший раму вместо несущего кузова — он был легче, надежнее, долговечнее. Внешность у машины была сугубо утилитарная, хотя ее западные «одногодки» (Willys в США, Toyota Land Cruiser 40 в Японии) все были выдержаны в похожем стиле. В 1960 году появилась модификация с закрытым кузовом (Москвич-416). Прототипы успешно прошли заводские испытания, но на тот момент производственные мощности МЗМА были загружены полностью, и времени, а главное желания внедрять и налаживать производство новой модели элементарно не было.
В начале 70-х, когда ниша универсального комфортабельного внедорожника уже не могла долее пустовать, перед автопромом страны снова была поставлена та же задача. Разработкой одновременно занялись 3 предприятия: АвтоВАЗ, Ижмаш и АЗЛК. Инженеры московского завода подняли из архива замороженный проект и уже в 1973 году собрали прототип под названием Москвич-2150, унаследовавший некоторые черты 415-го.
«Нива» на тот момент находилась еще на этапе первых ходовых прототипов, а Москвич-2150 уже был полностью готов к массовому производству. В отличие от разработки ВАЗ'а, он в большей степени подпадал под определение классического внедорожного автомобиля: 3-дверный универсал с лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами был оснащен двигателем объемом 1460 см³ (75 л.с.) и механической 4-ступенчатой трансмиссией. При длине в 3,6 метра, снаряженная масса составляла всего 1050 кг. Клиренс — 22 см. Машина имела 2 топливных бака общей емкостью 60 литров (одной заправки хватало минимум на 500 км). Спинки задних сидений откидывались — удобно для перевозки крупногабаритных грузов. Кроме этого, джип мог буксировать прицеп весом до 350 кг. Заявленная максимальная скорость — 105 км/ч. В новинку был и дифференциал повышенного трения в заднем мосту.
Параллельно была разработана и модификация Москвич-2148 с кузовом «фаэтон» с мягким верхом (на фото слева)
Москвич-2150 отлично приспособлен к круглогодичной эксплуатации в условиях глухого бездорожья: предпусковой подогреватель, герметичная система охлаждения двигателя, заполненная антифризом, тормоза барабанного типа на всех колесах (для лучшей защиты от грязи). В салоне — пластиковая приборная панель, травмобезопасная рулевая колонка.
Отдельно стоит отметить довольно оригинальную цветовую гамму (оранжевый цвет) и вполне адекватный дизайн — не забывайте, на дворе стоял 1973 год! Москвич-2150 был достаточно внушительным, но не кондовым.
Работу принимал лично Брежнев, и после рассмотрения всех проектов победителем «производственного соревнования» объявили автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Проходимость была похуже, но машину признали более комфортабельной, универсальной и конкурентоспособной на международном рынке. По неофициальной версии, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, инициировавший проект, агрессивно лоббировал ВАЗ, и потому уговорил Брежнева выбрать «Ниву». Свое объяснение предлагает, естественно, и народная молва — дескать, во время смотра машин Леонид Ильич поперхнулся, и долго откашливался, упершись рукой именно в «Ниву». Уровень правдоподобности этой истории оцениваем на уровне байки о том, что железная дорога Москва — Санкт-Петербург имела единственный выступ в том месте, где сорвалась рука у Николая I, чертившего на карте идеально прямую линию. По другой легенде, во время презентации «Нивы» генсек вдруг резво прыгнул в кабину и дал по газам, уехав немного покататься — в том числе, и с территории завода, едва не до инфаркта доведя охрану.
Так или иначе, Москвич-2150 сошел с дистанции и остался не у дел. Всего было выпущено 2 прототипа, из которых до наших дней дожил единственный экземпляр.
Заметили ошибку на нашем сайте? Пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите неправильное слово или словосочетание мышкой и нажмите Ctrl+Enter
код кат
Все началось еще в середине 50-х, когда в Союзе начали работать над полноприводным автомобилем, достаточно комфортабельным для повседневной эксплуатации «на гражданке». На это звание претендовали и ГАЗ М-72, и Москвич-410. Все они были сработаны по одному лекалу — серийный легковой автомобиль с укрепленным кузовом, на жестких мостах с зависимой подвеской, оснащенный раздаточной коробкой. К покорению нехоженых троп эти машины были пригодны, но ни о каком комфорте и говорить не приходилось — очень жесткий ход, шумная полноприводная трансмиссия.Команда АЗЛК (в те годы завод назывался МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей) под руководством известного инженера Игоря Гладилина решила создать «легковой» вездеход с чистого листа. Так в 1957 году появился Москвич-415, имевший раму вместо несущего кузова — он был легче, надежнее, долговечнее. Внешность у машины была сугубо утилитарная, хотя ее западные «одногодки» (Willys в США, Toyota Land Cruiser 40 в Японии) все были выдержаны в похожем стиле. В 1960 году появилась модификация с закрытым кузовом (Москвич-416). Прототипы успешно прошли заводские испытания, но на тот момент производственные мощности МЗМА были загружены полностью, и времени, а главное желания внедрять и налаживать производство новой модели элементарно не было.
В начале 70-х, когда ниша универсального комфортабельного внедорожника уже не могла долее пустовать, перед автопромом страны снова была поставлена та же задача. Разработкой одновременно занялись 3 предприятия: АвтоВАЗ, Ижмаш и АЗЛК. Инженеры московского завода подняли из архива замороженный проект и уже в 1973 году собрали прототип под названием Москвич-2150, унаследовавший некоторые черты 415-го.
«Нива» на тот момент находилась еще на этапе первых ходовых прототипов, а Москвич-2150 уже был полностью готов к массовому производству. В отличие от разработки ВАЗ'а, он в большей степени подпадал под определение классического внедорожного автомобиля: 3-дверный универсал с лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами был оснащен двигателем объемом 1460 см³ (75 л.с.) и механической 4-ступенчатой трансмиссией. При длине в 3,6 метра, снаряженная масса составляла всего 1050 кг. Клиренс — 22 см. Машина имела 2 топливных бака общей емкостью 60 литров (одной заправки хватало минимум на 500 км). Спинки задних сидений откидывались — удобно для перевозки крупногабаритных грузов. Кроме этого, джип мог буксировать прицеп весом до 350 кг. Заявленная максимальная скорость — 105 км/ч. В новинку был и дифференциал повышенного трения в заднем мосту.
Параллельно была разработана и модификация Москвич-2148 с кузовом «фаэтон» с мягким верхом (на фото слева) Москвич-2150 отлично приспособлен к круглогодичной эксплуатации в условиях глухого бездорожья: предпусковой подогреватель, герметичная система охлаждения двигателя, заполненная антифризом, тормоза барабанного типа на всех колесах (для лучшей защиты от грязи). В салоне — пластиковая приборная панель, травмобезопасная рулевая колонка.
Отдельно стоит отметить довольно оригинальную цветовую гамму (оранжевый цвет) и вполне адекватный дизайн — не забывайте, на дворе стоял 1973 год! Москвич-2150 был достаточно внушительным, но не кондовым.
Работу принимал лично Брежнев, и после рассмотрения всех проектов победителем «производственного соревнования» объявили автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». Проходимость была похуже, но машину признали более комфортабельной, универсальной и конкурентоспособной на международном рынке. По неофициальной версии, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, инициировавший проект, агрессивно лоббировал ВАЗ, и потому уговорил Брежнева выбрать «Ниву». Свое объяснение предлагает, естественно, и народная молва — дескать, во время смотра машин Леонид Ильич поперхнулся, и долго откашливался, упершись рукой именно в «Ниву». Уровень правдоподобности этой истории оцениваем на уровне байки о том, что железная дорога Москва — Санкт-Петербург имела единственный выступ в том месте, где сорвалась рука у Николая I, чертившего на карте идеально прямую линию. По другой легенде, во время презентации «Нивы» генсек вдруг резво прыгнул в кабину и дал по газам, уехав немного покататься — в том числе, и с территории завода, едва не до инфаркта доведя охрану.
Москвич-2150: «Первый советский внедорожник» Технические характеристики: Габариты, Д/Ш/В, мм – 3615, 1526, 1850. Колесная формула – 4х4. База, мм – 2270. Колея, мм – 1270. Масса снаряженная, кг – 1050. Тип двигателя – бензиновый, карбюраторный R4/4. Объем, см куб. – 1500. Мощность, кВт (л.с.) – 55 (75). Тип привода – полный. КП – 4 ступени. Подвеска перед./задн. – зависим./зависим. Так или иначе, Москвич-2150 сошел с дистанции и остался не у дел. Всего было выпущено 2 прототипа, из которых до наших дней дожил единственный экземпляр. Сейчас же ясно одно: Советский Союз еще в конце 50-х мог иметь свой «Ленд Крузер». Попрошу в топ, если можно...
Источник + гугл фото.
Приказ о разработке нового типа автомобиля поступил в 1970 году. Председатель Совмина СССР Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и АвтоВАЗ создать принципиально — новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника.
АЗЛК нашел достаточно простой выход из положения. Подновив и перелицевав разработку 1959 года Москвич-415/416, заводчане в 1973 году представили на суд комиссии внедорожник Москвич-2148/2150 (с открытым и закрытым верхом соотвественно).
Новый автомобиль существенно отличался от предыдущих образцов. По основным агрегатам и узлам он был унифицирован с моделью «2140″, которая готовилась к выпуску в 1975 году. Увеличенные база (2270мм) и колея сделали машину более устойчивой при движении на большой скорости. Внедорожник должен был уверенно «идти» с перекосом по колее грузовика на грунтовой дороге и эта особенность нашла отражение в конструкции элементов системы питания, которые бесперебойно снабжали двигатель топливом. Кстати, «Москвич-2150″ работал на бензине А-76. Специально с этой целью степень сжатия мотора уменьшили до 7,25.Учитывая особенности круглогодичной эксплуатации автомобиля в сельской местности при отсутствии сервисных станций, конструкторы предусмотрели в машине лишь шесть точек смазки, установили предпусковой подогреватель, а система охлаждения мотора заполнялась антифризом. Два топливных бака общей емкостью 60 литров с заливными горловинами по обеим сторонам машины обеспечивали запас хода не менее 500км с одной заправкой. Задние сиденья более просторного, чем у модели «416″, закрытого кузова также имели откидные сдвоенные подушки, что делало автомобиль пригодным для перевозки объемного груза.
Доступ в салон сзади осуществлялся через откидной борт и специальную подножку, клиренс автомобиля составлял 220мм. Новинками в конструкции машины были впервые установленный на легковом отечественном внедорожнике дифференциал повышенного трения в заднем мосту, а также принудительно блокируемый задний дифференциал, который рассматривался в качестве заказного оборудования. Оригинальные ведущие мосты автомобиля имели полностью разгруженные полуоси, передние колеса приводились во вращение шариковыми подшипниками равных угловых скоростей. С целью лучшей защищенности от грязи тормоза всех колес, а также трансмиссионный-стояночный были барабанного типа.
Наружность у машины интересна. На плод дизайнерского вдохновения, конечно, но и не уродливость типа тогдашнего ЛуАЗа. Скругленностей у этого джипа минимум, в основном сочетание прямых линий. В традиционном споре между привлекательностью и технологичностью вновь победила технологичность. Об аэродинамике думали мало, если думали вообще.Кузов 3-дверный цельнометаллический (одна из модификаций). Остекление плоское со сдвижными форточками на всех боковых стеклах.
Над стеклами по всему периметру автомобиля располагаются широкие водосточные желобки. Стеклоочистители от «412-й» модели располагаются внизу.Две передние двери висят, по типу «уазовских», на накладных петлях, на добрых 1,5 см выступающих за габариты. Конечно, это решение просто и надежно, но, во-первых, неэстетично, во-вторых — не соответствует ГОСТу. Дверные ручки необычные, до сих пор нигде не встречавшиеся. Видимо, из этой конструкции после получились ручки «сорок первого». Замки располагаются отдельно, в нижней части дверей.
Бросается в глаза большая посадочная высота, потому «пятидесятый» снабдили двумя подножками, размерами с «луазовские».Вся оптика, кроме основных «четыреста двенадцатых» фар, взята от ГАЗ-66.
Сзади лишь добавили «москвичевский» осветитель номерного знака.«Москвич-2150″ буксировал прицеп полной массой до 350 кг при отсутствии у него тормозов и массой до 850 кг в случае оснащения тормозами. Отбор мощности от раздаточной коробки позволял комплектовать машину различным оборудование (лебедкой, насосом и др.). Опытные образцы, построенные в 1974 году получили специальные шины с вездеходным протектором.
Проведенные в том же году испытания показали, что машина прекрасно соответствует своему назначению. Внедорожник преодолевал брод до 0,6 м, уверенно двигался по глине, песку, пахоте. Был достаточно комфортабелен и динамичен.
Максимальная скорость по шоссе равнялась 120 км/ч. Высокую оценку «Москвич-2150″ получил и у военных специалистов, которые знакомились с ним на своем полигоне в Бронницах. Жаль, но судьба и этой машины оказалась печальной. Даже несмотря на проявленный к ней интерес и желание поставить ее на конвейер со стороны Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина, образцам предстояло вскоре отправиться в городской музей. Из трех созданных отечественными заводами конструкций (напомним, что работали над ними ВАЗ, АЗЛК и ИЖмаш) лишь «Нива» ВАЗ-2121 дошла до потребителя.
Несмотря на решение правительства А.Н.Косыгина начать производство «Москвичей-2150″ в количестве 60 тысяч в год в цехах филиала завода в Кинешме, финансы для осуществления проекта выделены так и не были. Так «Москвич-2150″ попал в число нереализованных конструкций. Хотя, на мой взгляд, достаточно практичной машиной была бы, если бы попала в производство. Пусть угловатая, но для своего времени для дачников был бы неплохой вариант, с учетом дефицита в то время автомобилей.
Запись опубликована автором nikolay в рубрике Интересные факты из биографии Нивы, История создания. ros-niva.ru/odin-iz-konkurentov-nivyi-azlk-2150/
Москвич 415 (с откидным верхом)
Москвич 416 (с металлическим верхом)
Причем лобовое стекло цельное, не как на УАЗе.
Москвич 2150
В салоне был достаточно практичен
Панель приборов была для того времени оригинальной
Москвич 2150
Сдвижные форточки
Москвич 415, 416 и 2150 модели — редкий советский внедорожник, выпущенный очень малой партией и так и не вошедший в серийное производство. И если на заводе ГАЗ легковые внедорожники создавались на базе уже существующих моделей, то на заводе МЗМА решили сделать свой полноприводный автомобиль полностью с нуля. Однако когда речь дошла до 415 и последующих моделей, их старались делать из деталей серийного производства.
Модель Москвич 415 была разработана и собрана для тестирования в середине 1950хх годов. Руководил процессом создания нового советского легкового внедорожника инженер И.А. Гладилин. Он решил сделать автомобиль 4х4, основой которого будет не несущий кузов, как в прежних моделях Москвич, а лонжеронная рама. Так и было сделано — авто получилось долговечным, живучим и сравнительно легким. Дизайн кузова очень сильно напоминал американский джип Willys. В то время инженеры многих стран старались повторить удачные формы американца и даже Toyota Land Cruiser не была исключением.
Москвич-415Автомобиль активно тестировался и показал весьма выдающиеся результаты по проходимости и комфорту передвижения по различным покрытиям.
Чуть позже разработали еще одну, улучшенную модель — Москвич 416. В 1960-м году она была выпущена и отправлена на испытания. Как 415-я модель, так и 416-я успешно прошли официальные заводские испытания. Обе машины комплектовались двигателями М-408, которые хорошо справлялись с поставленными на тот момент задачами.
Москвич-416Однако несмотря на все удачно пройденные тесты, серийное производство внедорожника Москвич так и не было начато. Производственные мощности МЗМА тогда были задействованы на полную и руководство приняло решение не только оставить прототипы в покое, но и прекратить выпуск довольно популярных на тот момент моделей Москвич 410 и 411. За рубежом в начале шестидесятых начали пользоваться спросом другие автомобили завода, поэтому упор на производстве был сделан в первую очередь на экспортные авто.
Но проект 415 и 416 моделей не был забыл — уже в 1970хх годах в СССР во всю начали разработку новых внедорожников с повышенным комфортом и лучшими техническими характеристиками. В это время начали свой путь такие модели, как ВАЗ-2121, известная как «Нива» и ИЖ-14. МЗМА к тому времени был уже переименован в АЗЛК и тоже решил подключиться к гонке конкурентов. Были откопаны старые чертежи и прототипы модели Москвич 415 и 416, на их основе была сделана разработка прототипа, известная нам как Москвич 2150. Большинство агрегатов нового внедорожника была взята от моделей М-412 и Москвич 2140. Прототип сумели выпустить к 1973 году силами конструктора Н.И. Баранова и дизайнера В.Э. Вядро.
Москвич-2150Этот автомобиль уже существенно отличался от моделей 415 и 416. Его постарались максимально унифицировать с популярной моделью Москвич 412, поэтому многие части кузова, подвески и даже двигатель были аналогичным. По двигателю конструкторы сделали интересно — поскольку новый отечественный внедорожник предназначался в первую очередь для сельской местности, то степень сжатия агрегата понизили до 7,25. Это обеспечило его работу на доступном и дешевом бензине А-76. Кроме того, внедорожник проектировали таким образом, чтобы его обслуживание было простым и неприхотливым. Поскольку совхозы и колхозы были расположены вдали от основных СТО, то новый автомобиль имел всего 6 точек смазки. В комплекте к нему также шел предпусковой подогреватель, а система охлаждения двигателя была герметичной и работала на антифризе.
Москвич-2150 на испытаниях. Боковое колесо приделали для предотвращения переворачивания прототипа.В отличие от модели 415 новинка получила расширенную колесную базу в 2,270 метра и колею, что повысило её характеристики по устойчивости. Москвич 2150 комплектовался двумя бензобаками, расположенными как у УАЗов — по обе стороны кузова. Запаса бензина при полных баках должно было хватать на 500 километров хода.
Что касается внедорожных качества Москвича 2150, то они были довольно неплохими — с завода планировалось оснащать автомобиль дифференциалом повышенного трения с принудительной задней блокировкой. Подвеску сделали на продольных рессорах и стабилизаторах поперечной устойчивости — авто стало чуть более жестким, но крепким при прохождении бездорожья. Мосты полноприводного Москвича сделали с полностью разгруженными полуосями — его передние колеса вращались классическими подшипниками (шариковые) с разными угловыми скоростями. Тормозную систему по кругу сделали барабанной. Москвич 2150 комплектовался раздаткой на 2 скорости, она шла в одном блоке с РКПП. В салоне, как и во многих внедорожниках, располагалось сразу 2 рычага — один от КПП, второй от раздатки.
Москвич-2150Реализовали в этом внедорожнике и такую функцию, как отбор мощности от раздатки, что позволило бы его комплектовать лебедкой, насосами и прочим оборудованием. Рулевой механизм был сделан в виде гибридного червячного типа, ролик имел двойной гребень. Выхлопная система шла вдоль правого борта внедорожника, а в движение его приводили колеса на 15-дюймовых штампованных дисках, оснащенных внедорожной злой резиной.
Всего было сделано два типа прототипа — версия модели Москвич 2148 и 2150. Первая была тентованная, вторая — цельнометаллическая. В тентованном варианте цельным было только лобовое стекло, а в цельнометаллическом — и лобовое, и боковые окна. Кроме того, версия 2150 имела боковые форточки сдвижного типа.
Внутри обоих автомобилей интерьер делали из травмобезопасного пластика специального типа. Дворники на стеклах расположились уже снизу (на моделях 415 и 416 они были сверху, как на первых УАЗах).
Москвич-2150Под каждой дверью автомобиля были сделаны наружные подножки, а на самих дверях поставили уникальные ручки. На передней панели напротив пассажирского сиденья была удобная ручка, которой можно было пользоваться, забираясь в автомобиль или держаться за неё в поездке..
В этом редком советском внедорожнике были довольно простые и надежные сиденья всего с одной продольной регулировкой. Сзади были расположены двухместные сиденья, проходившие по обоим бортам автомобиля. Они могли откидываться на кузов, что делало багажник довольно вместительным.
Москвич-2150Для посадки задних пассажиров в Москвиче 2150 была предусмотрена простая одностворчатая дверь, открывающаяся вбок. На правом борту автомобиля висело запасное колесо, поэтому конструкция задней двери без калитки была достаточно простой и надежной.
Москвич-2150Автомобилем заинтересовались военные и на АЗЛК даже хотели начать производство до 60 тысяч автомобилей в год, но проект этот так и не получил старта. Прототипы же передали в Московский Автомобильный Музей, расположенный на Рогожском валу, где они и находятся по сей день.
Москвич-2150
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453