Этап третий: Понижение передачиСложность этапа состоит в том что в момент понижения передачи необходимые для понижения передачи обороты двигателя выше чем текущие обороты, поэтому при понижении передачи придется использовать педаль газа. Включите например 3-ю передачу. Доведите обороты двигателя до 2-тысяч. Отпустите газ, выключите передачу. Далее слегка надавите на газ чтобы обороты двигателя подскочили до 4-х тысяч. Отпустите газ и пытайтесь во время понижения оборотов двигателя воткнуть передачу так же как и в предыдущем упражнении. Опять же, не стоит додавливать передачу, если услышите треск шестерен из коробки. Не получилось — пользуйтесь сцеплением и пытайтесь поновой. Переключение со 2-й на 1-ю, с 4-й на 3-ю и.т.д. происходит аналогично. В этом упражнении необходимо особо внимательно следить за оборотами двигателя. Если вы недогазуете в момент до включения передачи — услышите треск.
Этап первый: Выключение передачиВыключать передачи не зажимая сцепление в общем и целом проще чем зажимая. Достаточно отпустить педаль газа и потянуть ручку КПП в нейтральное положение. Передача сама выключится. Многие водители пользуются этим приемом. Даже если вы не не собираетесь переключать передачи без сцепления, научиться их выключать будет полезно.
Переключению передач не учат в автошколах, не показывают на разрезах агрегатов как работают синхронизаторы и они переключают передачи резаим рывком, аж слезы наворачиваются, когда видишь это издевательство над машиной. А что такое двойной выжим и не слышали. Нужно всегда переключать скорость плавно, сначала потянуть рычаг, прижать синхронизатор, а потом он уже сам пойдет под небольшим усилием. Приятно посмотреть, как некоторые профессионалы переключают. Пальчиками чуть прижмут и рычаг, щелк!, сам перескакивает на свое место.
Большинство легковых автомобилей имеют коробку передач без принудительной фиксации вилок переключения передач. На тяжелых машинах, на тракторах валики переключения передач фиксируются. Пока не выжмешь педаль сцепления не сможешь ни включить, ни выключить передачу. Исторически, пока не было синхронизаторов, фиксировались передачи, потом необходимость в этом отпала. На легковом автомобиле, который катится накатом можно и на ходу выключить передачу без выжимания педали сцепения, так как зубья передач не находятся в плотном контакте, не сжаты усилием и легко сдвинутся в осевом направлении. Можно и включать передачи на ходу без выжимания сцепления, но для этого нужно иметь мастерство, уметь на слух выравнивать скорости валов, правда, пока это мастерство появится, коробку можно изломать.
В случае на вашем автомобиле МКПП (механическая коробка переключения передач) и вы движетесь допустим на третьей передаче, то для того чтобы переключиться на повышенную «четвертую» передачу, нужно сначала включить нейтраль. Для этого необходимо сбросить газ и передвинуть рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Затем переключить рычаг в положение нужной вам передачи. После того как обороты двигателя шестерен коробки совпадут, произойдет включение передача крутящего момента. Точно также можно переключаться на повышенные передачи и без выжимания сцепления практически во всех марках автомобилей, которые оснащены «механикой».
Необходимо понимать, что правильное своевременное переключение скоростей – залог нормальной работы коробки передач и двигателя. В данной статье я решил пойти дальше и попытаться объяснить вам, как стать абсолютным мастером по переключению передач, не используя при этом педаль сцепления, в тех моментах, когда вы можете обойтись без нее.
Двойной выжим на этом этапе означает, что вы отпускаете сцепление, при том, что передача все еще остается в нейтральном положении. Отпустив педаль сцепления тем самым, вы соединяете, двигатель и сцепление вместе, выравнивая их скорости вращения, однако вы этот же момент, выходной вал коробки передач продолжает вращаться быстрее, так как он соединен с колесами.
Следующим шагом идет выжим педали сцепления, рычаг переключения передач перемещается из нейтрального в положение третьей передачи, затем следует отпуск сцепления. Весь этот набор действий обеспечивает плавное включение понижающей передачи.
Переключение передач без выжима сцепления — навык, овладеть которым нелегко. Точнее, нелегко научиться делать это грамотно, чтобы не вредить коробке передач и, собственно, сцеплению. Что происходит, когда вы выжимаете сцепление? Пропадает нагрузка на шестерёнки и валы, и можно спокойно переключить передачу. Но можно переключаться и не трогая сцепление, главное — делать это правильно. Для чего это надо? Тут каждый преследует свои цели. Для гонщиков на треке переключение передач без сцепления позволяет сэкономить доли секунды, которые могут сыграть решающую роль, а для всех остальных это способ повысить плавность хода. Но во втором случае это работает в случае переключения передачи вверх, а не вниз.
Рекомендуем прочесть: Можно ли оплатить на почте налоги
Переключать передачу вверх без сцепления можно, но необходимо проделывать это при закрытой ручке газа. Ну, не до конца закрытой, но нажимать лапку КПП необходимо, кратковременно сбросив газ. Происходит это действо так: готовитесь переключить передачу и коротким поворотом ручки сбрасываете газ. В этот момент необходимо переключить передачу вверх. Нюанс в том, что в ту самую секунду, когда вы приотпускаете ручку газа, двигатель перестаёт тащить байк вперёд, и нагрузка на КПП пропадает. Соответственно, в этот момент можно спокойно переключаться. Если сделать всё правильно — момент переключения будет происходить очень быстро и незаметно. В случае с переключением передачи вниз всё намного сложнее. Дело в том, что вы, переключаясь вниз, повышаете тем самым обороты двигателя, и нагрузка не пропадает, а, наоборот, возрастает. Таким образом после переключения вниз вы почувствуете резкий рывок назад, и на состоянии КПП это скажется не самым лучшим образом. Строго говоря, переключать передачи без сцепления можно и вниз тоже, но для этого требуются недюжинные навыки, чтобы сразу после переключения сразу же открыть газ и не позволить двигателю подать резкую нагрузку на коробку передач. Экспериментировать, однако, опасно — есть риск влететь на новую КПП. Возможно, стоит обойтись без этого?
05 Авг 2018 toplawyer 72Часто в обыденной жизни наступает момент, когда недостаточно знаний и опыта для выхода из внештатной ситуации, когда не помогут ни ваши навыки ремонта, ни знание инструкций эксплуатации ТС, нужны еще специфические знания. Такая проверка водителя его транспортным средством происходит при различных поломках, вдали от станций техобслуживания, где-то на проселочной дороге. Как решить трудновыполнимую задачу включения трансмиссии при отказе сцепления, в месте поломки, где ремонт невозможен? Читать нашу инструкцию.
1
Сначала пояснение, на чем основан метод работы трансмиссии при неработающем сцеплении. Методика основана на уменьшении взаимодействия между двумя шестернями, имеющими почти одинаковую скорость вращения. В этом состоянии можно без вреда для работы трансмиссии переключить ведущую шестерню на ведомую.2
Для начала проверьте, что впереди на дороге нет никаких препятствий движения. Так как при запуске двигателя машина сразу начинает движение. Перед началом старта убедитесь в том, что рычаг трансмиссии находится в положении первой передачи. Затем начинайте увеличивать подачу топлива, слегка нажимая на педаль газа. Теперь включается зажигание. Будет идеально, если двигатель заведется рывком и поедет. Вы сможете дотянуть до мастерской на первой передаче.3
Помните, что длительное движение на первой передаче ведет к перегреву двигателя, он может выйти из строя. Есть возможность полноценно ехать без сцепления продолжительное время. Порядок действий следующий. Сначала дождитесь увеличения скорости и возможности включить вторую передачу. Выключите первую скорость и переведите в нейтральное положение рычаг трансмиссии. Для этого опустите педаль газа в тот момент, когда сопротивление будет наименьшим, выполните переключение передачи. Аналогично включается следующая передача. Разгон и все по кругу.4
Такой порядок переключения скоростей не слишком сложен. Если же необходимо снизить ступень трансмиссии без работы сцепления, то используйте другой метод. Достигается он с помощью перегазовки. Обороты первичного вала увеличивайте на нейтральной передаче. Затем рычаг переключения передач плавно переводите на понижение скорости.5
При неработающем сцеплении применение задней передачи может иметь тяжелые последствия. Хотя бывает крайний случай, когда он может спасти положение. Аналогично старту автомобиля без участия поломанного сцепления можно произвести включение заднего хода. Включите передачу при неработающем двигателе, немного выжмите газ, затем заведите машину с помощью ключа. В идеальном случае машина резко дергается назад, и машина заводится.Ездить без сцепления можно и не очень сложно, но нужна тренировка. Главное – научиться понимать, что и как работает. Надо выровнять угловые скорости коленвала и первичного вала, коробки переключения передач, чтобы включить передачу. Функция сцепления их разъединять и плавно соединять. Научитесь чувствовать и сопоставлять обороты коленвала и скорости машины и тогда легко обойдетесь без сцепления.
Вредно ли переключение без сцепления для коробки передач мотоцикла? Чтобы не плодить необоснованные легенды, показываю ее конструкцию.
Шестеренки на этих двух валах могут двигаться, таким образом происходит выбор одной пары шестеренок, которая и передает крутящий момент. Естественно, сдвинуть шестеренки и выбрать другую их пару, можно только в том случае, когда на них нет нагрузки, то есть когда двигатель либо отключен от колес (выжато сцепление), либо скорость вала двигателя соответствует скорости заднего колеса (нет ни разгона, ни торможения двигателем).
Что происходит при переключении вверх без выжимания сцепления? Мы немного нагружаем педаль переключения, затем кратковременно чуть прикрываем газ. Именно в это время ловится момент, когда снимается нагрузка, т.е. двигатель прекращает тянуть мотоцикл вперед и начинает его тормозить. Нагруженная педаль сцепления передает усилие на вилки выбора шестеренок, которые двигают их как раз в тот момент, когда с текущей пары шестеренок убирается нагрузка. Поэтому делаем вывод: правильное переключение передач мотоцикла без сцепления коробке не вредит, а наоборот, даже помогает экономить на дисках сцепления.
А теперь немного про то, как можно ломать коробку неправильным переключением без сцепления.
Прежде всего, это переключение без сцепления вниз, т.е. на пониженную передачу. Механизм переключения абсолютно такой же - коробке все равно какую пару шестеренок выбирать при пропадании нагрузки. Однако, при переключении вверх обороты двигателя должны упасть, что автоматически происходит, когда на сброшенном газу выбирается повышенная передача. При переключении вниз обороты двигателя наоборот, должны увеличиться, а сделать им это с закрытым газом очень сложно. Соответственно, после переключения на пониженную передачу, двигатель начинает резко тормозить, чтобы привести в соответствие скорости вала и колес. Это проявляется в виде резкого удара по коробке, от чего ей явно не становится лучше. Избежать этого можно, но только очень точным дозированием сброса газа и времени этого сброса, т.е. немедленно после переключения газ должен быть уже открыт. Но сделать это достаточно сложно, поэтому в основном вниз переключаются с использованием сцепления.
Вторая проблема с неправильным переключением, на этот раз вверх, тоже приводит к ударам по коробке. Это когда газ закрывается или слишком сильно, или слишком на слишком длительное время. В этом случае мотоцикл тоже дергается, но все не так плохо, как при неумелом переключении вниз без сцепления. Таким образом, начиная учиться переключать передачи вверх без сцепления, не нужно ожидать, что коробка сразу же развалится. Вредно это для мотоцикла или нет определяется по наличию или отсутствию ударных нагрузок в момент переключения. Тот же самый эффект может быть достигнут и резким бросанием сцепления, поэтому особо бояться нечего.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453