При несвоевременной диагностике батареи авто пользователь столкнется с ее разрядом, из-за чего возникнут сложности в запуске ДВС. Поэтому обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками обязательная процедура, которую нужно выполнять с определенной периодичностью.
При выполнении процедуры техобслуживания устройства авто надо учесть тип устройства.
Пластины, из которых состоит устройство, включают в себя около 5% сурьмы. Она предназначена для увеличения прочности элементов АКБ, поскольку чистый свинец для этих целей не подходит.
Наличие сурьмы обеспечивает возможность быстрой активизации процедуры электролиза, которая осуществляется при подаче 12-вольтного напряжения. Это способствует выделению кислорода с водородом. К недостаткам такого типа АКБ машины относится быстрое выкипание жидкости из раствора, что становится причиной разрушения пластин.
Снижение процента сурьмы в составе пластин обусловлено необходимостью уменьшения интенсивности испарения жидкости. Важное достоинство этого типа состоит в меньшей степени саморазряда АКБ при хранении по сравнению с сурьмянистыми батареями.
Такие устройства менее восприимчивы к скачкам напряжения в бортовой сети, при их появлении конструкция АКБ не будет нарушена. Эксплуатация АКБ актуальна на старых легковых машинах российского производства.
Использование кальция в составе пластин обеспечило значительное снижение испарения жидкости из электролита. Для снижения величины сопротивления, а также увеличения емкости, изготовители могут добавлять в состав кальциевых устройств серебро. Кальциевые АКБ характеризуются пониженной степенью саморазряда, что позволяет дольше хранить эксплуатационные особенности, когда батарея не используется. Такой тип устройств слишком чувствителен к сильному разряду, а также стабильности показателей электрических свойств электросети машины. При регулярных перепадах напряжения АКБ выйдет из строя.
Аккумуляторщик рассказал об особенностях заряда и обслуживания кальциевых устройств.
В таких АКБ плюсовые решетки электродов выполняются из свинца с сурьмой, а минусовые — из кальция. Этот тип устройств был разработан для увеличения положительных характеристик описанных выше видов АКБ. Они характеризуются сниженным испарением жидкости из электролита, а также обладают высокой устойчивостью по отношению к сильному разряду. Гибридные батареи устойчивы к скачкам напряжения в бортовой сети.
В гелевых изделиях для автомобилей значение плотности выше, что обеспечило снижение величины его текучести и более связанное состояние жидкости. Это предотвращает вероятность утечки раствора из перевернутой батареи. Электролит переводится в гелеобразное состояние посредством добавления кремния в состав раствора. Основным достоинством гелевых изделий является устойчивость к воздействию вибраций, также такие АКБ выдают высокий пусковой ток независимо от степени заряда. При полном разряде потребуется заряд устройства, гелевые батареи позволяют выдерживать до двухсот таких циклов.
Недостатком АКБ считается необходимость выполнения качественного сервисного обслуживания. Перед наступлением зимнего периода или при разряде правильно заряжать АКБ надо меньшим током, для этого потребуется специальный зарядный прибор. Обычные универсальные ЗУ для таких целей не подойдут. Если АКБ будет зимовать в автомобиле, то надо учесть, что на морозе проводимость раствора электролита будет снижаться. Такой тип изделий менее распространен из-за высокой стоимости.
Дмитрий Рудьянов рассказал о гелевых изделиях и их возможностях.
Срок использования гелевых автомобильных аккумуляторов — около 10 лет, но по факту этот показатель будет не более 7 лет.
В таких батареях функцию электролита выполняет щелочной раствор. На легковых авто эти АКБ практически не используются, они нашли применение в спецтехнике. Пластины, из которых состоит конструкция, изготовляются из перфорированной стали. Благодаря тому, что активная составляющая элементов установлена в так называемые конверты, это позволяет обеспечить высокую устойчивость батарей к воздействию вибраций.
Плюсы щелочных устройств:
Минусы:
В качестве носителя тока в батареях используются ионы лития, а сам материал, из которого выполняются электроды, может быть разным. На первых литий-ионных АКБ минусовые электроды изготовлялись из лития, после чего стал использоваться графит. В качестве плюсовых электродов применялись оксиды лития с добавлением кобальта либо марганца. Но позже они стали заменяться сплавами из фосфата и лития в силу сниженной токсичности, упрощенной переработки и более низкой стоимости.
Преимущества:
Недостатки:
Канал Avto-Blogger подробно рассказал о недостатках и о том, почему литий-ионные батареи не пользуются спросом.
Процедура обслуживания аккумулятора автомобиля своими руками разделяется на периодическую проверку и диагностику.
Периодическое обслуживание:
Этапы диагностики АКБ:
Канал ВАЗ 2101-2107 рассказал о периодичности обслуживания и прочих нюансах реализации этой задачи.
Техническое обслуживание автомобильных батарей включает в себя несколько этапов, каждый из них рассмотрен подробно.
Обслуживать аккумулятор надо начинать с визуальной проверки устройства, для этого его нужно снимать с авто. Следует внимательно осмотреть корпус батареи, на нем не должно быть трещин, вмятин и других повреждений. Корпус должен быть очищен, при обслуживании с него удаляются следы моторной жидкости, раствора электролита и загрязнения. Для очистки используйте раствор пищевой соды в пропорции одна чайная ложка на стакан воды. Сода позволяет нейтрализовать действие рабочей жидкости.
Наличие следов рабочего раствора на корпусе приведет к образованию токопроводящей пленки. Это способствует увеличению саморазряда устройства и снижению его ресурса эксплуатации. Осмотрите клеммы, при необходимости выполните их очистку от окислений. Дополнительно зажимы рекомендуется покрывать защитным спреем либо антикоррозийным гелем.
Диагностика рабочего параметра напряжения выполняется с помощью тестера — вольтметра либо мультиметра. Перед проверкой устройство демонтируется с машины либо от него отключаются клеммы. Тестер устанавливается в режим измерения напряжения, а его контакты подключаются к зажимам батареи. Красный щуп тестера идет к положительной клемме, а черный — к отрицательной.
На нормально работающем аккумуляторе уровень напряжения составит от 12,6 до 12,9 вольт. Если диагностика показала меньшее значение, это свидетельствует о необходимости подзарядки устройства, использовать аккумулятор не следует. Такая эксплуатация приводит к увеличению сульфатации и снижению ресурса службы. Нельзя допускать повышенного разряда, если на авто установлен кальциевый аккумулятор, это станет причиной потери емкости.
Канал AKB-OIL SERVIS в своем видеоуроке рассказал о процессе диагностики машинной батареи.
Процедура замера выполняется аналогично, только аккумулятор должен быть установлен на машине, а ее силовой агрегат надо завести перед проверкой. Потребителю нужно активировать работу обогрева заднего стекла, отопительной системы, а также автомагнитолы. Это позволит сымитировать реальные условия использования машины, можно дополнительно включить оптику. Рабочий параметр напряжения при проверке должен составить около 13-14,4 вольт.
Когда полученное значение ниже, то при заведенном двигателе батарея не будет подзаряжаться от генераторной установки. Если параметр будет выше, это приведет к повышенному расходу раствора электролита в результате испарения. В любом случае требуется диагностика генераторного устройства, регулятора напряжения и других элементов бортовой сети машины.
Для диагностики уровня рабочей жидкости в банках устройство необязательно демонтировать с машины. Если аккумулятор обслуживаемый, то надо открутить пробки, расположенные на верхней части корпуса. Когда батарея оборудована цельной крышкой, она подлежит демонтажу. Процедура проверки выполняется с применением стеклянной трубки, если ее нет, то допускается использование корпуса от обычной шариковой ручки. Трубку надо опустить в каждую банку, пока она не прикоснется к пластине, а затем закрыть пальцем и извлечь.
Уровень электролита в трубке АКБ должен составить около 1-1,5 см.При отсутствии инструментов для диагностики можно периодически следить за уровнем жидкости, чтобы рабочий раствор покрывал все пластины АКБ с запасом. Для подсветки допускается использование фонариков, но не зажигалок или спичек. При подзарядке в изделии собирается водород и если на него попадет искра, это приведет к взрыву устройства.
Если батарея относится к категории необслуживаемых, то контроль уровня рабочей жидкости можно выполнять по меткам, расположенным на корпусе. В идеале уровень жидкости должен быть между отметками MIN и МАХ.
Иван Верещака наглядно показал процесс выполнения замера уровня рабочей жидкости в банках батареи.
При обычных условиях использования подзарядка должна выполняться один раз каждые три месяца, процедура производится так:
Диагностику уровня плотности можно выполнять и на новых аккумуляторах. Проверка производится с помощью специального прибора — денсиметра либо ареометра, температура воздуха должна составить 25 градусов. Если она будет другой, то в показания ареометра вносятся корректировки с учетом данных, приведенных в таблице ниже. Оптимальный уровень изменения величины плотности раствора на новых и рабочих аккумуляторах составляет 0,15-0,16.
Для выполнения проверки наконечник тестера опускается в жидкость, надо заранее открутить крышку банки на корпусе. Часть рабочего раствора нужно засосать внутрь ареометра с помощью резиновой груши. Внутри нее расположен поплавок, он должен всплыть, не прикасаясь к стенкам колбы. Когда денсиметр прекратит колебания, выполняется процедура отсчета значений по шкале вдоль линии раствора.
Таблица оптимальных показателей плотности с учетом климатической зоны Таблица корректировки величины плотности в соответствии с температурой электролитаВ батареях, которые используются в среднем полосе, величина плотности раствора должна быть около 1,25-1,27. Диагностику надо выполнять в каждой банке, а разница между значениями должна быть не более 0,01. При пониженной плотности рабочего раствора есть вероятность замерзания жидкости. Если требуется корректировка параметра, надо с помощью ареометра или шприца с трубкой высосать часть жидкости из банки. Затем в нее добавляется электролит или дистиллят.
При пониженной плотности в банки изделия добавляется корректирующий электролит, плотность которого составит 1,4. Если полученная величина оказалась выше, то в устройство доливается дистиллят. Затем на протяжении тридцати минут осуществляется подзарядка аккумулятора, величина тока должна быть номинальной. А затем около двух часов надо подождать и не подключать АКБ к электросети. Это обеспечит оптимальное перемешивание жидкости и выравнивание значения плотности в банках устройства.
Вилка представляет собой устройство, предназначенное для создания нагрузки на АКБ. Параметр нагрузки составляет около 100-200 А в зависимости от типа прибора. Ее воздействие на батарею образует процесс имитации нагрузки стартерного устройства. Рабочий параметр напряжения при проверке должен снизиться до определенных показателей. А когда нагрузка прекратится, он должен восстановиться до конца.
Процедура нагрузки выполняется на протяжении пяти секунд, обычно за это время силовой агрегат машины успевает завестись. В соответствии с полученными параметрами можно определить, работает ли АКБ в условиях нагрузки или нет.
Таблица показаний нагрузочной вилки и процента зарядаЕсли величина утечки больше нормированной, это приведет к быстрому разрушению АКБ, процедура проверки выполняется так:
Для десульфатации могут использоваться специальные ЗУ, при отсутствии такого прибора выполнить задачу можно обычным зарядником:
Владислав Резанов подробно рассказал обо всех нюансах, которые надо учитывать при выполнении процедуры восстановления и десульфатации пластин.
Тренировка устройства подразумевает использование методов глубокого разряда малыми либо циклическими токами с последующим восстановлением. Допускается использование сторонних устройств, специально предназначенных для этого. Процедуру тренировки рекомендуется выполнять дважды в год.
Нюансы, которые надо учесть при проведении техобслуживания необслуживаемых изделий:
Меры безопасности, которые надо учитывать при осуществлении действия по техобслуживанию:
Аккумуляторщик рассказал о нюансах технического обслуживания и наглядно показал процедуру диагностики и возобновления параметров батареи.
АКБ – аббревиатура, обозначающая важную деталь автомобиля – аккумуляторную батарею. Если рассматривать ее прямое назначение, то нужно выделить три базовые функции:
- во-первых, АКБ отвечает за запуск двигателя;
- во-вторых, возможность снабжать энергией отдельные элементы электросистемы при выключенном двигателе (фары, музыка, сигнализация);
- в-третьих, поддержка генератора при нагрузках.
Автомобильный аккумулятор – предмет пристального внимания и заботы каждого автомобилиста. От безупречности его работы зависят работоспособность автомобиля, возможность его эксплуатации в любых погодных условиях. Правильная зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора – базовый компонент профилактической работы, которую необходимо выполнять на регулярной основе. Правильная зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора представляет процедуру, состоящую из нескольких базовых этапов. Инструмент, именуемый как выпрямитель постоянного тока – то, что нужно для зарядки аккумулятора автомобиля. Такие выпрямители бывают двух основных видов, которые отличаются способом регулировки: автоматическая или ручная. Подготовительным этапом является снятие батареи с автомобиля, установка ее в специальное место на ровную, чистую рабочую поверхность и снятие всех газовых каналов: крышки с банок снимаются, пробки выворачиваются. Акцентируем внимание на факторах: необходимый уровень тока, максимальный показатель которого 14,4 В, если аккумулятор разряжен больше, чем наполовину, то следует быть крайне осторожным, так как при включении уровень заряда может увеличиться в несколько раз. Рекомендованный показатель, который необходимо регулировать, составляет 1/10 емкости батареи.
Приведем практический пример. Используем аккумулятор с маркировкой 55 А, где максимальный ток – это 5,5 А. В процессе правильной зарядки и обслуживания вашего аккумулятора будет происходить закономерный физический процесс, когда напряжение возрастает, а ток, напротив, снижается в соответствующих пропорциях. В варианте, когда ток не меняет показателя и снижение не происходит, а такой процесс наблюдается от двух до трех часов, выводом следует утверждение заряженности аккумулятора.
Важное правило – вести заряд с током завышенного уровня нельзя более одних суток. Такая ситуация может привести к перегреву электролита, от которого последний может выкипеть, результат – замыкание пластин друг на друга. Среднее время заряда составляет не более пятнадцати часов, и это показатель, скорее, максимальный для подавляющего большинства аккумуляторных батарей. Исключения – это батареи с различной плотностью в банках, к примеру, она может составлять 1,22 и 1,24. Если ток зарядки установлен в границах 2 А, то продолжительность зарядки может достигать 48 часов (около двух суток). Вариант подходит для случаев, когда аккумулятор разряжен полностью.
Аккумуляторные батареи не являются стандартными, по этой причине правильная зарядка и обслуживание разных АКБ имеют определенные нюансы. К примеру, если в батареи долив воды исключен, обязательно необходимо использовать устройства с автоматическим поддержанием напряжения. Если данным фактором пренебречь, то срок службы батареи сократится значительно. Если все процедуры Вы выполняете самостоятельно, то внимательнейшем образом читайте инструкцию в используемой модели аккумулятора, именно там прописаны все нюансы и специальные требования к процедурам по обслуживанию аккумуляторных батарей. В частности, использование стабилизирующих препаратов может быть специальным условием эксплуатации и подзарядки. Важно: доводить уровень электролита до необходимого объема можно только при помощи дистиллированной воды, сам состав электролита использовать в этих целях категорически не рекомендуется.
В случаях, если несмотря на все профилактические процедуры, выкипание происходит часто и без объективных причин, то корни проблемы нужно искать в электросистеме авто, здесь уже необходима компьютерная или иная диагностика, и без специального оборудования и высокого уровня квалификации обойтись не удастся.
При этом в таких случаях медлить нельзя, поскольку возможно скопление газов внутри аккумулятора, что чревато серьезными последствиями не только для двигателя авто, но и для водителя. Проще говоря, может произойти взрыв при малейшей искре в зоне концентрации газа. Будьте очень внимательны и осторожны с данным фактором.
Рассмотрим еще одни аспект профилактического обслуживания аккумуляторной батареи, он касается подготовки к зимнему сезону. В преддверии наступления холодов следует провести диагностику сей системы, отвечающей за запуск двигателя, проверить масло. Если эксплуатировать автомобиль зимой не планируется, то снимать аккумулятор, и хранить его в теплом помещении не нужно, можно просто снять клеммы. Важно понимать, достаточно низкие температуры зимнего периода снижают, возможно, самозарядки батареи, поэтому, если эксплуатировать разряженный аккумулятор, это может привести к его окончательному выходу из строя. Если все же снять аккумулятор, то следует обращаться с ним крайне осторожно, так как при падении электролит может вытечь, в результате чего не исключены замыкание пластин и непоправимая поломка.
И еще несколько практических советов. В зимний период с пониженными температурами запуск двигателя следует облегчить максимально. По общему правилу, работа стартера при запуске не должна превышать пятнадцати секунд; если завестись не получилось, необходимо выждать паузу в течение одной-двух минут.
Как вариант профилактики – разогревание аккумуляторной батареи перед запуском при помощи включения фар дальнего света, для этого достаточно десяти секунд. Для того чтобы облегчить запуск, педаль сцепления важно выжимать полностью.
Чистить клеммы и проверять крепление аккумуляторной батареи нужно не реже одного раза в месяц, делать это можно самостоятельно. Клеммы должны быть чистыми, без подтеков и иных загрязнений. Если же они имеют место быть, то чистить необходимо тряпочкой, смоченной в слабом растворе соды или нашатырного спирта. В идеале можно приобрести специальное средство для очистки загрязнений на аккумуляторе, но это не обязательно.
Важно помнить, что крепление аккумуляторной батареи не такое надежное, как хотелось бы, и в результате езды по неровной дороге оно может быть повреждено, нарушено, а электролит может протечь, поэтому следить за его состоянием тоже важно.
При правильной эксплуатации АКБ, своевременной профилактике, наблюдении за ее состоянием срок исправной работы может достичь показателя семь-восемь лет. В среднем же, данная цифра предполагает более скромный результат – около пяти. При этом даже если АКБ новая и работает не более года, следить за ее состоянием нужно обязательно. А совершенно новые батареи даже на первых этапах работы могут продемонстрировать брак. Основными признаками, которые должны не только насторожить автолюбителя, но и заставить его обратить пристальное внимание на работу данного прибора, являются:
- нестабильный старт мотора, как правило, здесь причина только в АКБ;
- плотность электролита, даже после длительной зарядки ниже заявленных показателей.
Аккумулятор – это источник электроэнергии автомобиля. Он обеспечивает запуск двигателя и работу оборудования, если машина находится без движения. От степени заряженности АКБ зависит успешный запуск мотора, поэтому необходимо следить за ее состоянием и выполнять регулярное обслуживание.
В автомобилях устанавливают аккумуляторы двух типов: обслуживаемые и необслуживаемые. Срок их работы в среднем составляет до 5 лет. При должном уходе батареи могут прослужить и дольше. Работы по обслуживанию щелочных и кислотных АКБ зависят от их типа. Для обслуживаемых аккумуляторов они прописаны в инструкции по эксплуатации, прилагающейся к устройству. Необслуживаемые батареи, несмотря на название, тоже нужно периодически обслуживать, но набор операций немного меньше.
Многие водители отдают предпочтение необслуживаемым АКБ, так как уход за ними проще. В первую очередь нужно следить за внешним состоянием аккумулятора. При визуальном осмотре корпуса не должно быть выявлено повреждений, дефектов. Если обнаружена утечка электролита, ее нужно устранить. Нейтрализовать кислоту можно с помощью пищевой соды. Поврежденная аккумуляторная батарея подлежит замене.
Осмотрите дренажные отверстия: если имеются загрязнения, удалите их. Периодически проверяйте напряжение на выходах батареи, при необходимости заряжайте от сетевого зарядного устройства. После осмотра желательно смазать контакты, чтобы защитить их от разрушения.
Завершающей операцией, проводимой на необслуживаемом аккумуляторе, является проверка напряжения, которое обеспечивает генератор. При исправном оборудовании напряжение должно составлять 12,5-14,5 В. Если показания не отвечают норме, выполните диагностику генератора, выявите и устраните неисправность. В необслуживаемых АКБ у вас нет доступа к банкам. Поэтому при несоответствии уровня и плотности электролита нормам они признаются неисправными и подлежат замене.
Обслуживаемые аккумуляторы можно определить по наличию специальных отверстий, закрытых пробками. Через эти технологические проемы осуществляется уход за устройством. При необходимости откручиваются пробки, заливается жидкость. Операции по обслуживанию такие же, как и у необслуживаемой батареи, но есть отличия: в обслуживаемых АКБ есть возможность контролировать и корректировать плотность и уровень электролита.
Чтобы грамотно обслуживать аккумуляторную батарею, нужно знать о факторах, которые влияют на срок ее эксплуатации. Обращая внимание на них, вы можете продлить срок службы аккумулятора.
Во-первых, это степень заряженности. В идеале АКБ должна постоянно находиться в заряженном состоянии. Она теряет часть заряда во время запуска двигателя, но работающий генератор подзаряжает аккумулятор до необходимого уровня. Современные авто оснащены большим количеством приборов, и генератор не успевает восполнять заряд АКБ, либо он неисправен. Способствует разрядке езда по городским дорогам, постоянные остановки на светофорах, простои в пробках. Если аккумулятор постоянно находится в состоянии разрядки, то снижается срок его службы, поэтому периодически его нужно подзаряжать с помощью зарядного устройства.
Во-вторых, климатические условия. Аккумулятор чувствителен к высоким и низким температурам. В сильные морозы могут выйти из строя электроды, снижается его емкость, возможно повреждение корпуса. Высокие температуры увеличивают скорость коррозийных процессов, способствуют быстрому испарению электролита, оголяются электроды, уменьшается срок их службы. Зимой допустимый показатель разряженности батареи – 25 %, летом – не больше 50 %.
В-третьих, коррозийные процессы. Чтобы побороть их, производители используют различные легирующие добавки, например сурьму, но она способствует увеличению расхода воды. Трудно найти оптимальное соотношение между расходом воды и борьбой с ржавчиной. Чтобы уменьшить коррозию, следует использовать при доливке качественный электролит и дистиллированную воду.
В-четвертых, исправность бортовой электросети. От ее состояния зависит, как долго будет служить аккумулятор. Если поломан генератор или регулятор напряжения, даже при надлежащем обслуживании АКБ долго не прослужит. Если напряжение в бортовой сети будет слишком высокое, это приводит к перезарядке АКБ и ее закипанию, кроме того, будут быстрее изнашиваться электроды. При напряжении меньше нормы аккумулятор постоянно будет в разряженном состоянии, об отрицательном влиянии разрядки говорилось выше.
И в-пятых, это сульфатация. При этом процессе сульфат свинца оседает на пластинах, наблюдается увеличение температуры и повышение плотности электролита. Регулярное обслуживание помогает снизить интенсивность сульфатации.
Работы по уходу за АКБ можно разделить на два вида: диагностику и сервисное обслуживание. Оба вида работ можно делать самому или обратиться на станцию техобслуживания. Диагностику лучше выполнять самостоятельно, и как можно чаще, чтобы ориентироваться, в каком состоянии находится аккумулятор.
Во время диагностики выполняем следующие операции:
Диагностику нужно проводить, не дожидаясь возникновения проблем с АКБ. Проверку можно выполнять при очередном техническом обслуживании авто: смене масла, проверке уровней рабочих жидкостей, давления в шинах и т.д.
Обслуживание аккумулятора состоит из следующих этапов:
При регулярном выполнении этих операций можно значительно продлить срок службы аккумуляторной батареи.
Для проведения диагностики и сервисного обслуживания приготовьте следующие инструменты, материалы и приборы:
При работе с электролитом надевайте средства защиты, ведь это едкое вещество, вызывающее ожоги при попадании на кожные покровы.
Для проверки уровня электролита откручиваем пробки на банках или снимаем крышку с аккумулятора, если она цельная. Проверяем уровень с помощью стеклянной или пластиковой трубки. Опускаем ее в электролит до тех пор, пока она не коснется пластин, закрываем верхний конец пальцем и вытягиваем трубку. Высота жидкости в трубке должна составлять 10-15 мм. Если нет трубочки, можно визуально проверить уровень электролита: он должен полностью покрывать пластины с некоторым запасом. При низком уровне электролита доливаем дистиллированную воду.
Проверку плотности электролита делаем с помощью ареометра в каждой банке. Она должна находиться в пределах 1,27─1,29 г/см3, и разница в показаниях между банками не должна превышать 0,005 г/см3. Корректируем плотность с помощью электролита и дистиллированной воды. В северных широтах плотность можно увеличить до 1,3 г/см3.
Если сульфатация пластин находится в начальной степени, то в список операций следует включить профилактические работы по десульфатации и проводить их регулярно. Существует несколько методов, с помощью которых можно растворить сульфат свинца. Например, контрольно-тренировочный цикл. Метод заключается в проведении ряда циклов заряда-разряда АКБ. Такую процедуру можно осуществить в гараже своими руками: для этого нужно полностью зарядить и разрядить АКБ несколько раз. Разрядку можно осуществлять с помощью лампочки 12 В, пока напряжение не упадет до значения 10,8 В.
При визуальном осмотре проверяется надежность креплений, чистота клемм, проводов, целостность и чистота корпуса. Крепления при необходимости нужно подтянуть. При обнаружении на клеммах и проводах продуктов окислительных процессов удалите их. Для поддержания корпуса в чистоте регулярно очищайте его от следов масла, электролита и грязи. Протирать корпус можно с помощью раствора из пищевой соды: чайная ложка разводится в стакане воды. Если корпус грязный и в подтеках электролита, то на нем образуется токопроводящая пленка, что способствует саморазрядке аккумулятора.
Проверка степени заряженности АКБ выполняется с помощью вольтметра или мультиметра, установленного в режим измерения напряжения. Для проверки можно снять аккумулятор с автомобиля или отсоединить клеммы. Щупы прибора подключаются в АКБ соответственно с полярностью. До предела заряженная батарея должна иметь напряжение в интервале от 12,6 В до 12,9 В. Если оно ниже, то АКБ нужно зарядить. Не рекомендуется эксплуатация разряженного устройства, это сократит срок его службы.
При проверке напряжения в бортовой сети аккумулятор подключаем в сеть, запускаем двигатель и включаем электроприборы для создания имитации реальной нагрузки во время эксплуатации. Напряжение должно находиться в пределах от 13 В до 14,4 В. При значениях ниже нормы, АКБ будет разряжаться, при высоких показателях увеличивается расход воды. Если обнаружены отклонения от нормы, проверьте исправность генератора.
Утечка тока в элетросети авто может серьезно сказаться на эксплуатации АКБ. Даже при исправном аккумуляторе ток утечки будет постоянно разряжать его, АКБ не сможет восстанавливать заряд и будет находиться в разряженном состоянии. Для обнаружения утечки тока мультиметр выставляем в режим измерения тока и проверяем бортовую сеть. Если найдены причины утечки, их нужно устранить.
В обычных условиях эксплуатации и при ежедневных поездках зарядку АКБ с помощью зарядного устройства желательно осуществлять раз в три месяца.
Периодически аккумулятор заряжается от генератора во время работы двигателя. Необходимость внеплановой зарядки может возникнуть при полной разрядке батареи. В этом случае зарядку лучше проводить постоянным током под контролем, что позволит восстановить емкость АКБ после полной разрядки.
Аккумуляторная батарея является накопителем и поставщиком электроэнергии любого автотранспорта. Регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля обеспечивает запуск двигателя при любых погодных условиях.
Существует несколько факторов, влияющих на работоспособность АКБ. Проводя самостоятельно регламентные работы, необходимо обращать внимание на каждый из них.
Нормой для аккумулятора является заряженное состояние. Во время запуска двигателя расходуется часть электроэнергии, в дальнейшем восполняемая с помощью подзарядки от генератора. Городской режим с частыми пробками и остановками, использование большого количества приборов не обеспечивают полное восстановление зарядки. Частая и долговременная разрядка АКБ приводит к сокращению срока службы, поэтому следует периодически подзаряжать батарею с помощью зарядного устройства.
Справка! При длительном хранении автомобиля подключенная АКБ частично или полностью разряжается.
При низких температурах плотность электролита понижается. В разряженном аккумуляторе это приводит к замерзанию жидкости и повреждению корпуса батареи. Высокие температуры увеличивают скорость испарения электролита. При пониженном уровне жидкости свинцовые пластины оголяются и подвергаются коррозии. Допустимая степень разряженности аккумулятора зимой составляет 25%, летом — 50%. Несоблюдение этих норм приводит к быстрому выходу батареи из строя.
Справка! Идеальная температура эксплуатации аккумулятора — 15-20°C. Понижение на 1°C уменьшает емкость батареи на 1 А-ч.
Исправность генератора и регулятора напряжения существенно влияют на степень зарядки и состояние батареи. Превышение нагрузки в бортовой сети приводит к перезарядке АКБ, закипанию и испарению электролита, износу электродов. При пониженном напряжении батарея всегда находится в разряженном состоянии.
Коррозия — постоянное явление в каждом аккумуляторе. Для ее понижения применяются легирующие добавки. Чтобы увеличить срок службы АКБ, рекомендуется доливать качественные жидкости.
Справка! Дистиллированную воду нужно приобретать в аптечных пунктах. Некоторые автомагазины торгуют обычной водопроводной водой.
Как и коррозия, этот процесс неизбежен. Со временем на пластинах скапливается сульфат свинца, что влечет за собой увеличение плотности и температуры раствора серной кислоты. Своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками существенно снижает интенсивность процесса.
Технический уход за аккумулятором делится на периодическое устранение мелких неполадок и диагностику. Можно проводить обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля своими руками или доверить специалистам СТО. Диагностировать батарею желательно самостоятельно. Таким образом можно контролировать ее состояние.
Эту процедуру рекомендуется проводить регулярно и совмещать с контролем уровня масла в двигателе, доливкой технических жидкостей, проверкой давления в шинах. При диагностике проводят следующие работы:
Проводится по мере необходимости и состоит из нескольких этапов:
Работа автомобиля напрямую зависит от состояния АКБ. Для этого следует неукоснительно соблюдать все этапы обслуживания аккумуляторной батареи.
Осмотр проводят не реже 2 раз в месяц. Если при диагностике обнаружена соль на корпусе или потеки электролита, их удаляют, используя щелочные растворы. Допустимо также применять для чистки пищевую соду. Она нейтрализует кислоту, удаляет грязь и пыль с корпуса. Множественные потеки электролита могут быть спровоцированы микроповреждениями корпуса батареи. При отсутствии регулярной очистки и ремонта это приведет к саморазрядке аккумулятора и его поломке.
Проводится с помощью мультиметра или вольтметра. Для этого от выводов АКБ отсоединяют клеммы бортовой системы автомобиля, на их место подключают датчики прибора. Приемлемым уровнем напряжения принято считать 12,6-12,9 В. Если показания прибора ниже стандарта, аккумулятор нуждается в зарядке от сети. Для проверки напряжения в бортовой сети клеммы соединяют, запускают двигатель, включают несколько электроприборов. Показатель напряжения должен быть 13-14,4 В.
Важно! Европейские приборы для измерения напряжения отличаются от Российских расположением клемм.
На многих современных моделях на корпусе размещены панели, на которых отображается информация о плотности и уровне электролита. Если подобная функция отсутствует, можно произвести замеры самостоятельно. Для этого не требуется демонтаж батареи. Снимают крышки с отверстий расположенных на банках и погружают в них прозрачную трубку из стекла или пластика. Когда она коснется пластин, ее вынимают и оценивают высоту оставшегося следа. В идеале он должен быть не менее 10 мм.
Справка! Замеры проводятся при полностью заряженном аккумуляторе и температуре не ниже 25 градусов.
Для измерения плотности электролита используют ареометр или денсиметр. Кончик прибора погружают в жидкость, следя, чтобы он не касался стенок батареи, после чего считывают показания. Нормой принято считать результаты 1, 27-1, 29 гр/куб.см. Если результат неудовлетворительный, его корректируют, заливая в АКБ дистиллированную воду или электролит.
Проводят так же, как и заряд аккумулятора. Различие операций в том, что мультиметр выставляют в режим замера тока. Утечка тока будет способствовать быстрой разрядке батареи и не даст ей полностью восстановить заряд. При обнаружении проблемы, необходимо выяснить причины утечки и устранить их.
В условиях регулярной эксплуатации зарядка батареи происходит от генератора. При использовании сетевого зарядного устройства речь идет о подзарядке. Такая процедура должна проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Внеплановая зарядка осуществляется, если батарея полностью разряжена. Такую ситуацию могут спровоцировать: длительное нахождение авто в гараже без движения, включенный дальний свет и музыкальный проигрыватель. Проводят зарядку в режиме бесперебойного напряжения.
Справка! В зимний период, когда аккумулятор находится под постоянным воздействием низких температур, понадобится более частая зарядка.
Этот прибор дает нагрузку на аккумулятор, имитирующую ту, которая возникает при запуске двигателя. В нормальном рабочем состоянии напряжение не должно падать более 5 секунд.
Существует несколько действенных методик для тренировки АКБ. Они же используются для восстановления батарей, неиспользуемых в течении длительного времени. Длительный заряд малыми токами проводят для батарей с небольшой сульфатацией. Для этого подключают заряд током нормальной величины до появления газов. Далее прерывают процедуру на 30 минут. После этого подключают заряд, уменьшив значение тока на 1%. Снова перерыв на 30 минут. Повторяют весь цикл 3-4 раза. Глубокий заряд малыми токами применяют для аккумуляторов с наличием застарелой сульфатации. Метод основан на чередовании коротких циклов заряда токами стандартной величины с длительным зарядом малыми токами. Заряд циклическими токами используют для увеличения срока службы аккумулятора. При этом подключают заряд малыми токами, после чего начинают разряжать аккумулятор и снова подключают заряд.
Метод постоянного напряжения основан на снижении силы тока. Для этого изначально устанавливают максимально возможную силу заряда, постепенно снижая ее до минимума.
Для регулярно эксплуатируемых аккумуляторов важно своевременное и грамотное техническое обслуживание. Оно состоит из нескольких процедур.
Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля проще, чем обслуживаемого, и не составит проблем при регламентных работах.
Работы по обслуживанию АКБ можно провести самостоятельно, но только при наличии специализированных знаний и должной подготовки. В противном случае можно повредить батарею неумелыми действиями и тем самым нанести урон работе автомобиля.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453