С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Основные неисправности системы охлаждения


Типичные неисправности системы охлаждения двигателя (информационная статья).

27.03.201827.03.2018

Добрый день. В сегодняшней записи, я хотел бы разобрать типичные неисправности системы охлаждения двигателя, их симптомы и последствия для двигателя. Традиционно для нашего сайта статья содержит большое количество фото и видео материалов и будет интересна широкому кругу читателей.

Устройство системы охлаждения.

В современных автомобилях используется система охлаждения с принудительной циркуляцией с одним или двумя кругами циркуляции антифриза. Устройство системы охлаждения вы видите на картинке ниже.

Основные компоненты системы охлаждения: радиатор, помпа (насос), рубашка охлаждения, радиатор отопителя, расширительный бачок.

Почему возникает перегрев двигателя?

Поломка термостата.

Отказавший термостат – самая распространенная поломка системы охлаждения. Термостат, не смотря на свое простое устройство, находится в агрессивной среде, покрывается окислами и отказывает… Двигатель будет перегреваться в случае заклинивания термостата в закрытом положении, так как антифриз не будет попадать в основной радиатор. Лечится такая неисправность заменой термостата на новый, который пред установкой имеет смысл «сварить».

Забитый радиатор.

Про забитый пылью радиатор и его чистку у нас есть отдельная статья. Забитый внутри радиатор с пластиковыми бачками, при сильном загрязнении, прочистить практически невозможно. Радиаторы с латунными бачками, раньше распаивали и пробивали соты шомполом, но в современных радиаторах это не возможно.

При не сильном загрязнении имеет смысл промыть систему охлаждения. При сильном загрязнении радиатор обычно меняют.

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

Отвод лишнего тепла от мотора должен происходить постоянно. За эту операцию в автомобиле отвечает отдельная система. Однако, и у нее случаются сбои в работе. Чаще всего неисправности системы охлаждения двигателя становятся заметны по косвенным признакам, поэтому водитель должен контролировать состояние автомобиля и правильно реагировать на его изменения.

Неправильный температурный режим может повлечь значительные поломки мотора, которые отразятся на безопасности водителя и пассажиров. Большинство проблем, связанных с перегревом можно упредить заранее.

Устройство системы и ее «узкие» места

Лишнее тепло в моторе во время долгого воздействия приводит к механическим деформациям деталей. Также от длительного превышения температуры теряется герметизация за счет расширения металла. Хотя средняя рабочая температура находится в интервале 80-90С, но иногда мотор разогревается и до 200С. Без дополнительного искусственного отвода в данных случаях не обойтись.

Существует и вторая функция у этой системы. В холодные сезоны при заведении двигателя жидкость, циркулируя по малому кругу, распределяет равномерно тепло по всему телу силовой установки. Таким образом прогревается смазочная жидкость, проходные каналы. За счет этого снижается нагрузка на силовую установку, уменьшается ее механический износ.

Рассмотрим основные неисправности системы охлаждения, работающей с жидкостью, а не с воздухом. Для ее функционирования блок цилиндров имеет большое количество каналов, опоясывающих рабочие цилиндры. В них поступает охлаждающая жидкость из расширительного бачка. Осуществлением принудительной циркуляции хладогена занимается центробежный насос, вращающийся за счет ременной передачи от коленвала.

В системе установлен термостат, который обеспечивает циркуляцию жидкости либо по малому кругу с низкой температурой, либо по большому кругу, когда установится рабочий температурный режим. Это способствует более скорому прогреву мотора.

Для снижения температуры установлен радиатор. За счет ребристой поверхности, обеспечивающей большую площадь охлаждения, происходит отдача тепла в атмосферу. Он соединен с «рубашкой» блока цилиндров при помощи патрубков и различных шлангов. Усилить эффект охлаждения помогает многолопастной вентилятор, расположенный перед радиатором.

Контроль за температурой из салона авто помогает вести индикатор на панели приборов. Когда вскрываются возможные неисправности системы охлаждения и происходит повышение температуры, начинает гореть сигнальная лампочка.

Читайте также:  Через сколько менять антифриз

Как проверять работу системы охлаждения

В автомобилях с большим пробегом рекомендуется проводить проверку основных систем, в том числе и охлаждения, перед каждым длительным переездом и хотя бы раз в месяц.

Во время этой процедуры надо обращать внимание на такие элементы:

  1. Проводится проверка расширительного бачка на предмет протечек при выключенном моторе. Выявляется уровень жидкости в нем и осуществляется сверка с минимальными/максимальными параметрами. При необходимости надо долить ее до нормы. Добавлять нужно только ту, которая была залита в систему изначально, чтобы не произошло несовместимости. Если нет возможности влить именно ту марку, то можно разбавить хладоген дистиллированной водой, но не стоит вливать ее более полулитра, чтобы существенно не ослабить химический состав. Особенно это важно в мороз, так как при таком добавлении повышается температура ее замерзания на 4-5С.
  2. Контролируется уровень жидкости на холостых оборотах мотора. Для этого нужно очень аккуратно открыть крышку расширительного бачка. Она может быть горячей, а также жидкость из емкости способна обжечь высокой температурой. Объем не должен снижаться дальше минимальной отметки. Достаточный уровень обеспечит на небольшое время компенсацию при появившейся утечке, что позволит доехать до ближайшей станции.
  3. Нужно обратить внимание на возможные утечки в местах соединений шланга и патрубков. Если в этом районе или около хомутов будет заметна влажность, то это признак разгерметизации.

Проверка расширительного бачка

Популярные проблемы

Кроме проблемы с уровнем жидкости, которую достаточно просто выявить и устранить, существуют не всегда очевидные поломки в системе. Когда случится перегрев либо закипание жидкости, останется только бороться с последствиями.

Перегрев мотора

Процесс возникает, когда мало охлаждающей жидкости в системе. Этому способствует загрязнение каналов радиатора или его решетки. Стоит проверить регулировку приводного ремня на водяной помпе и исправность работы вентилятора.

Перегрев двигателя

Проводится контроль работоспособности термостата. Сделать это можно опустив его в воду и постепенно нагревать емкость. При температуре около 80С должно сработать его открытие. Если же этого не произошло, то одна проблема выявлена, ведь иногда могут происходить несколько поломок одновременно.

Когда крышка радиатора не держит давление, то также происходит перегрев. Для карбюраторных моторов стоит проверить угол опережения зажигания.

Переохлаждение

Слишком холодный мотор также снижает эффективность работы автомобиля. Виновником часто оказывается либо термостат, либо проблема будет в показаниях термометра.

Читайте также:  Можно ли смешивать красный и зеленый антифриз

Утечка жидкости

Существуют внутренние и внешние утечки охлаждающей жидкости. В первом случае явных потеков водитель не заметит, а выявить все можно по косвенным признакам.

Утечки охлаждающей жидкости

Во второй ситуации будут видны следы снаружи.

  1. Часто наружные потеки получаются при плохом сопряжении шлангов и патрубков, а также при их повреждениях. Иногда насос теряет герметичность и пропускает жидкость. Случаются пробои радиатора, который можно запаять или появляются капли на пробке сливного отверстия. В старом блоке возможны трещины, через которые уходит хладоген, или старая прокладка не удерживает жидкость. Ее можно просто заменить, а блок с небольшой трещиной также способен выдержать пайку в некоторых ситуациях длительное время.
  2. Внутренние утечки водитель может выявить по тому, как выглядит масло. Вынув щуп на холодном моторе, нужно обратить внимание на наличие признаков посторонней жидкости в масле (воды). Она может образовывать небольшой слой, схожий с эмульсией. Если течь образуется из-под прокладки головки цилиндров, то достаточно ее заменить. В том случае, когда образовалась трещина в цилиндре, то блок подлежит замене. В некоторых ситуация ослабленный натяг болтов на головке может провоцировать такое перетекание.

Слабая циркуляция жидкости

Перегрев происходит вследствие того, что жидкость не успевает пройти по кругу и отдать тепло в атмосферу. Виновником оказывается водяная помпа. Проверить ее работоспособность быстрым способом получится на холостых оборотах мотора. Пережимаем ненадолго шланг в верхней части радиатора, а потом отпускаем, при работающем насосе будет заметен небольшой гидроудар.

Проблемы с циркуляцией из-за термостата

Препятствия на пути движения жидкости замедляют ее ход. В таком случае понадобится промывка системы или отдельных ее элементов, например, радиатора или печки. Промывать надо струей, которая будет идти в обратном направлении, чем при работе системы.

В слабой циркуляции иногда виноват термостат или же малое количество охлаждающей жидкости.

Коррозия

Большое количество загрязнений, взвесей, мусора в жидкости не способствует правильной работе охлаждающей системе.

Забитые каналы охлаждения

Для избегания этого желательно применять мягкую воду или спецжидкости. Коррозия способна появляться в каналах, когда ее раствор неправильно составлен либо редко промывается система и проводится полный слив.

Заключение

Обеспечить качественную работу охлаждающей системе поможет применение правильной охлаждающей жидкости. Также стоит проводить периодическую диагностику хотя бы визуальную, особенно для машин с большим пробегом.

Система охлаждения: частые проблемы

Неисправности системы охлаждения двигателя могут представлять большую опасность для силового агрегата. Дело в том, что основной задачей указанной системы является поддержание температуры двигателя в достаточно узком и ограниченном диапазоне.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы охлаждения мотора. Из этой статьи вы узнаете о видах систем охлаждения, принципах работы, основных конструктивных элементах и их назначении.

Другими словами, силовой агрегат не должен быть холодным, а также не допускается превышение его рабочей температуры. Система охлаждения постоянно поддерживает оптимальную температуру двигателя, при которой обеспечивается максимальная производительность, топливная экономичность, сохраняется моторесурс ДВС, достигаются необходимые экологические показатели и т.д.

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

На современных автомобилях активно применяется комбинированная система охлаждения, которая представляет собой совокупность воздушной и жидкостной системы. Данное решение позволяет наиболее эффективно поддерживать заданный температурный режим для различных видов ДВС независимо от их типа и особенностей конструкции. В устройство таких систем включено большое количество различных элементов. По этой причине список, в который внесены основные неисправности системы охлаждения двигателя, является достаточно широким.

Начнем с того, что в системе охлаждения присутствует рабочая  охлаждающая жидкость (ОЖ). Ранее такой жидкостью была обычная вода, но сегодня повсеместно используется тосол или антифриз. Данная спецжидкость имеет определенные свойства, которые позволяют обеспечить не только быстрый выход ДВС на рабочие температуры и последующее качественное охлаждение мотора, но и сохранить работоспособность, а также продлить срок службы отдельных элементов охлаждающих систем.

При этом необходимо знать, что от уровня ОЖ, а также от состояния рабочей жидкости напрямую зависит эффективность работы всей системы охлаждения двигателя. Добавим, что срок службы такой жидкости ограничен. Тосол или антифриз рекомендуется менять каждые 2-3 года или через 40-50 тыс. км. пробега. В отдельных случаях, например, во время смены одного типа ОЖ на другой, рекомендуется дополнительно промывать систему охлаждения.

  • Теперь перейдем к самим неполадкам. Одними из самых частых проблем являются неисправности радиатора, помпы и термостата. Что касается радиатора, данный элемент начинает течь, может засориться его наружная поверхность или произойти закупорка внутренних каналов. В ряде случаев радиатору нужен ремонт. В случае проблем с термостатом двигатель может перегреваться или не выходить на рабочие температуры, оставаясь холодным. Это зависит от того, как термостат осуществляет перепускание жидкости по малому и большому кругу. В норме при нагреве ОЖ в малом кругу устройство открывает доступ к радиатору. Если этого не происходит, будет перегрев. В том случае, когда термостат постоянно держит открытым большой круг, жидкость не сможет прогреться, а мотор не выйдет на рабочую температуру.
  • Неисправности водяного насоса (помпы) приводят к подтеканию ОЖ в области посадочного места насоса, а также к тому, что циркуляция жидкости может полностью или частично прекратиться. В результате ДВС перегревается, существует риск повреждения системы охлаждения продуктами износа помпы и т.п. Особо опасно заклинивание насоса на моторах, где помпа приводится в действие ремнем ГРМ. Если центробежный насос-помпу заклинит и оборвет приводной ремень, тогда на многих  силовых агрегатах в результате гнет клапана механизма газораспределения. Также следует отметить и неисправности вентилятора системы охлаждения. Чаще всего они связаны с приводом на автомобилях, где указанный элемент приводится в действие механически, возможна неполадка термореле или электродвигателя в случае с электрическим вентилятором, низкое давление масла в устройствах с гидравлическим приводом, проблемы с вискомуфтой и т.д.
  • Еще одной частой поломкой является прогорание прокладки головки блока цилиндров, а также дефекты самой плоскости ГБЦ в области прилегания к блоку цилиндров. Также встречаются трещины в БЦ или ГБЦ, затрагивающие каналы системы охлаждения (рубашку охлаждения двигателя). Достаточно часто к потере герметичности приводят и проблемы с патрубками, которые могут растрескиваться или засоряться, утечки ОЖ появляются в месте их крепления.
  • Отдельного внимания заслуживают и проблемы с электроникой, которая взаимодействует с системой охлаждения. Неисправности датчика температуры двигателя или проблемы с указателем температуры на приборной панели достаточно распространены. Добавим, что неполадки или сбои в работе температурных датчиков могут приводить к тому, что вентилятор охлаждения может работать некорректно, в результате чего происходят отклонения от оптимального температурного диапазона во время работы двигателя.

Причины неисправностей системы охлаждения ДВС

Чаще всего причинами неполадок в системе охлаждения являются: естественный износ элементов, механические повреждения, нарушение требований и рекомендаций по эксплуатации силового агрегата. Следует помнить, что использование низкокачественной ОЖ, смешивание тосола с антифризом, установка некачественных запчастей во время ремонта зачастую являются причинами выхода из строя охлаждающей системы. Отметим, что непрофессиональное вмешательство во время обслуживания или ремонта также может привести к поломкам и сбоям в ее работе.

Параллельно с этим нужно учитывать, что проблемы с системой охлаждения требуют немедленного устранения, так как возможны разные последствия для двигателя. В некоторых случаях перегрев, попадание антифриза в масло и другие неисправности могут становиться причиной полной замены силового агрегата без возможности его восстановления. Например, большие трещины в блоке цилиндров или в ГБЦ могут привести к гидроудару, перегрев вызывает заклинивание двигателя и т.д.

Не меньше вреда несут и так называемые скрытые проблемы, такие как детонация двигателя в результате перегрева мотора, локальные перегревы и тому подобное. Даже забитый грязью и пухом снаружи радиатор может являться причиной того, что происходит увеличение температуры охлаждающей жидкости, ДВС перегревается. Топливо в цилиндрах детонирует, возникает прогар прокладки ГБЦ, головку блока от нагрева «ведет», разрушается ЦПГ и КШМ, появляются трещины в головке и самом блоке.

С учетом вышесказанного система охлаждения требует постоянного контроля. За уровнем ОЖ в расширительном бачке нужно следить, а также своевременно менять рабочую жидкость. Также существует ряд признаков, по которым водитель может определить неисправности системы охлаждения. К таковым относятся:

  1. Перегрев двигателя, который заметен по показаниям стрелки температуры на приборной панели или загоранию сигнальной лампочки. Возможен и такой вариант, когда указатель работает некорректно. Тогда на перегревы может указывать постоянная работа вентилятора охлаждения. Еще повышенную температуру специалисты определяют по состоянию свечей зажигания, которые покрываются белым налетом.
  2. Еще одним признаком поломки является холодный двигатель, который долго или совсем не выходит на рабочую температуру. В таком случае печка в салоне не греет, патрубки радиатора сразу теплеют во время прогрева мотора. В этом случае частым виновником становится термостат. Кстати, в привычном режиме эксплуатировать холодный мотор нельзя. Другими словами, на непрогретом ДВС нельзя газовать и подвергать мотор даже штатным нагрузкам.

Осмотр элементов системы охлаждения и самого двигателя может выявить наружные утечки охлаждающей жидкости. В этом случае можно увидеть снижение уровня ОЖ в бачке, а также выявить потеки на деталях или под машиной, ощутить характерный сладковатый запах вытекающего из системы антифриза на прогретом моторе. Более опасным явлением считается внутренняя утечка жидкости из системы охлаждения. В подобной ситуации потеков снаружи нет, но уровень ОЖ все равно падает. Двигатель при таких неполадках начинает дымить белым дымом, уровень масла в картере может начать расти.

Отметим, что последняя ситуация представляет собой достаточно опасный случай, указывающий на активное попадание охлаждающей жидкости в систему смазки ДВС и моторное масло. На такую проблему указывает характерная эмульсия, которую видно на щупе, а также на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины. Указанная эмульсия представляет собой светлую пену. В подобной ситуации следует готовиться к ремонту ДВС, машину дальше эксплуатировать нельзя. Следует готовиться к серьезному ремонту, так как возможно возникновение трещин БЦ или ГБЦ, которые зачастую можно обнаружить и устранить только после разборки силового агрегата.

Подведем итоги

Как видно, от состояния системы охлаждения зависит срок службы всего мотора. По этой причине указанную систему нужно обслуживать своевременно и качественно, охлаждающую жидкость лучше менять с промывкой.

Еще хотелось бы добавить, что внимание следует уделять также и радиатору внутрисалонного отопителя. Дело в том, что указанный элемент на многих автомобилях включен в контур системы охлаждения ДВС и может давать течи. Явным признаком является мокрый пол под ногами водителя, потеки и т.д., при этом уровень антифриза в расширительном бачке закономерно падает. В данной ситуации радиатор печки нужно менять или ремонтировать.

Также во время замены ОЖ следует прокачивать систему охлаждения, то есть удалять воздушные пробки. Сделать это достаточно легко. При открученной крышке расширительного бачка достаточно интенсивно погазовать на холостом ходу. Это позволит удалить воздух из исправной системы охлаждения, что обеспечит полноценную работоспособность.

Основные неисправности системы охлаждения двигателя: способы поиска и решения проблем

Стабильная и правильная работа автомобильного двигателя зависит от множества факторов. Среди них и правильная эксплуатация, и использование чистого бензина, и отсутствие его перегревов. Именно за последний фактор несет ответственность специальная система охлаждения двигателя, неисправная работа которой может стать причиной очень неприятных последствий не только для Вашего «железного коня», но и для Вас самих.

Понять, что у автомобиля не правильно работает система охлаждения не так уж и просто, поскольку зачастую ее неисправность может проявляться в виде вторичных признаков. В связи с этим, каждый из водителей и автовладельцев должен очень хорошо изучить особенности работы данной системы, чтобы научиться определять даже самые незначительные отклонения в ее работе. Именно этой теме мы и решили посвятить данную статью, в которой постараемся не только поближе ознакомить Вас с возможными поломками системы охлаждения, но и научим их справлять.

1. Система охлаждения автомобильного двигателя: как осуществить проверку?

Система охлаждения двигателя была придумана для того, чтобы поддерживать в этом устройстве оптимальный температурный режим, при котором возможно осуществление движения автомобилем. Ведь далеко не все знают, что внутри цилиндров температура нередко поднимается даже до 200°С, хотя в среднем она колеблется от 80 до 90°С. Но как бы там ни было, без дополнительной системы охлаждения «тело» двигателя не способно выдержать такое резкий накал. Даже если двигатель находился в абсолютно холодном состоянии, после запуска он способен в считанные секунды стать очень горячим, что может привести в неисправность как его детали, так и стать причиной деформации всей коробки двигателя. Если говорить о системе охлаждения в целом, то она имеет два очень важных предназначения:

1. Отвод тепла от двигателя, его механизмов и деталей, что способствует поддержанию стабильной температуры, не приносящей ему вред.

2. Ускорение прогрева холодного двигателя, что так же играет очень важную роль в обеспечении рабочего процесса его механизмов.

Не смотря на то, что за время существования автомобилей было придумано немало систем охлаждения, сегодня наиболее часто применяется жидкостная система. Ее особенность заключается в том, что такая система имеет закрытый тип, поэтому жидкость по ней циркулирует как бы принудительно, поступая в саму систему из расширительного бачка. Непосредственное охлаждение цилиндров двигателя осуществляется благодаря рубашке охлаждения блока и головки блока цилиндров. Эта рубашка состоит из очень большого количества каналов, по которым и происходит циркуляция охлаждающей жидкости.

Приводит охлаждающую жидкость в движение насос центробежного типа. В действие этот насос приводится при помощи ременной передачи, поступающей от шкива коленчатого вала. Для того, чтобы обеспечить разные типы работы система охлаждения при разных режимах работы двигателя, система также включает в себя и термостат. К примеру, когда запускается абсолютно холодный двигатель – термостат находится в полностью закрытом состоянии. Благодаря этому жидкость функционирует только по малому кругу, что позволяет более быстро разогреть двигатель. Однако, как только температура внутри него достигнет значения выше 80°С, произойдет автоматическое открытие термостата. Благодаря этому жидкость начнет поступать в радиатор, где сможет охладиться. Если температура внутри механизма двигателя поднимется еще выше, то термостат откроется полностью и будет «гонять» жидкость по большому кругу для более активного ее охлаждения.

Помогает охлаждать жидкость не только радиатор, но и специальный вентилятор, который в разы увеличивает подачу потоков воздуха на радиатор. Очень важно, что осуществляет он эту функцию не только во время движения автомобиля, но и во время работы двигателя, когда автомобиль остается в неподвижном состоянии.

Но наиболее важную роль в том, как будет функционировать система охлаждения двигателя, играют шланги и патрубки, по которым движется жидкость. Дело в том, что они являются наиболее уязвимыми и чаще всего приходят в непригодность. Чтобы у Вас не возникло неожиданных неприятностей с их работой, важно знать, как проводить их проверку и предотвращать серьезные неисправности, о чем и расскажем далее.

Правила осуществления проверки системы охлаждения двигателя

В идеале, проверку описываемой системы автомобиля необходимо проводить перед каждой поездкой, особенно если эти поездки длительные и постоянны. Внимание следует обращать на такие особенности ее функционирования:

- внимательно осмотрите расширительный бачок и определите, нет ли в нем протечек. Проверьте, на каком уровне находится охладительная жидкость. Если двигатель не работает и находится в абсолютно холодном состоянии, то ее уровень должен находиться между отметками «min» и«max». В том случае, если жидкости не хватает – ее необходимо долить, при чем доливать необходимо только ту жидкость, которая заливалась ранее. Дело в том, что при использовании разных марок жидкостей для охлаждения двигателя может проявиться их несовместимость. Это приведет к тому, что двигатель будет не охлаждаться, а наоборот, разогреется еще больше. В самом крайнем случае допускается использование дистиллированной воды. Однако, нельзя заливать в систему больше, чем 0,5 литра, поскольку вода сильно разбавит жидкость и приведет к снижению ее свойств. Особенно сильно вода влияет на температуру замерзания жидкости, которая даже при добавлении 0,5 литра воды повысится на 3-5°С;

- на работающем и разогретом двигателе также необходимо проверить уровень жидкости, сняв для этого пробку расширительно бачка. Учтите, что обжечься Вы можете не только самой пробкой, но и случайно плеснувшейся жидкость. Поэтому, перед тем как снимать крышку, вооружитесь очень плотной тряпкой. Откручивать пробку необходимо очень медленно, что позволит стравить давление и не приведет к ожогам жидкостью. Что касается количества жидкости, то при работающем двигателе и системе охлаждения ее количество все равно не должно опускаться ниже отметки «min». В противном случае, если из-за перерывания шланга или патрубка жидкость начнет вытекать, запасов для поддержания ее необходимого уровня не будет;

- проводить осмотр других составляющих системы охлаждения двигателя без острой потребности не стоит, поскольку это будет забирать очень большое количество Вашего времени. Но все же, если Вы стали замечать, что Ваше авто чересчур сильно греется, то необходимо произвести очень тщательный осмотр всей системы. Для того, чтобы Вам было понятнее, где искать поломку и в чем она проявляется, мы также опишем самые распространенные неисправности автомобильной системы охлаждения.

2. Неисправности в работе системы охлаждения – знакомимся с основными признаками

Как Вы уже поняли, состояние системы охлаждение на прямую влияет на исправность работы двигателя. По этой причине, даже самые незначительные поломки необходим исправлять сразу же после их обнаружения. К сожалению, но недостаточное количество жидкости в расширительном бачке не является единственной возможной неисправностью. Рассмотрим наиболее распространенные, от которых трудно уберечься даже самому щепетильному автовладельцу.

Перегрев или закипание двигателя: разбираемся в причинах и знакомимся с последствиями

Речь идет о таком состоянии двигателя, когда его температура поднимается выше допустимой нормы. Как результат, в неисправность приходит либо сам двигатель, либо отдельные его системы, в том числе и охлаждающая. По-другому такую аварию еще называют «закипание двигателя». Имеется в виду, что причиной перегрева двигателя чаще всего становится закипание охладительной жидкости и жидкости в радиаторе. В свою очередь причиной такого закипания могут быть:

- засорения внутри радиатора, которые влияют на температуру в нем и мешают нормальному функционированию;

- обрыв ремня насоса, который обеспечивает работу систему охлаждения. Причина может скрываться не только в его обрыве, но и в слабом натяжении, в результате чего насос работает не полноценно;

- неисправность работы электродвигателя вентилятора или же обрыв ремня;

- ненадежность или не герметичность пробки, которая закупоривает расширительный бачок системы охлаждения, что приводит к испарению жидкости и ее нехватки в системе;

- поломки и неисправная работа термостата.

Теперь попробуем более подробно описать, как именно определить причину «закипания» двигателя, чтобы правильно и быстро ее устранить или же, по возможности, исправить. Начнем с расширительного бачка и его пробки. Если есть такая возможность, то для проверки возьмите пробку из другого автомобиля, на котором он исправно работает. Если после его установки система охлаждения снова начнет нормально функционировать – следует подробно осмотреть роднуюпробку. Стоит знать, что она состоит из двух клапанов, которые выполняют совершенно разные функции и которые также можно заменять для проверки их исправности:

1. Воздушный клапан предназначен для того, чтобы впускать воздух в расширительный бачок. При чем, воздух начинает заходить в бачок только после полной остановки работы двигателя и осуществляется то для его более быстрого остывания.

2. Вторым является паровой клапан. Когда состояние системы охлаждения находится практически в закипающем состоянии, он обеспечивает дополнительное охлаждение, не допуская перегрева двигателя. Если Вами была обнаружена неисправность одного из клапанов – проще всего провести его замену. Тем более, что и стоит он не так уж и дорого. Но если у Вас есть смекалка и желание – можете попробовать осмотреть его более внимательно и попытаться определить, что именно стало причиной его неисправной работы.

Что касается термостата, то выше мы уже описывали, какие именно функции он выполняет в системе охлаждения. Чтобы определить, является ли он причиной такой неисправности системы охлаждения двигателя, как перегрев, следует запустить двигатель и прогреть его до состояния рабочей температуры. Одновременно проверьте температуру, до которой нагрелся термостат и его верхний подводящий патрубок. Если они так и остались холодными (в то время как двигатель продолжает и дальше нагреваться), это свидетельствует о неисправности термостата. Сняв термостат с автомобиля его можно проверить еще одним способом: опустите устройство в емкость с водой с возможностью постепенно поднимать ее температуру и контролировать данный процесс. Когда температура достигнет 78-85°С – клапан нормально функционирующего термостата должен начать постепенно открываться. Если же этого не произошло – термостат неисправен.

Важно знать, что неисправная работа термостата также является причиной невозможности прогреть двигатель до рабочей температуры. В зимнее время это может полностью лишить водителя возможности завести собственный автомобиль.

Однако, при перегреве двигателя не всегда можно грешить на неисправности системы охлаждения. Довольно часто бывает, что вода закипает по причине слишком сильных перегрузок двигателя. К примеру, подобные ситуации возникают при очень медленном движении по проселочным дорогам или же городским пробкам. Чтобы подобного не возникало, автомобилю и его двигателю необходимо давать хотя бы кратковременные передышки. Пускай это приведет к большим затратам времени и топлива, зато не возникнет потребности в ремонте.

Если Вы всего лишь один раз встретились с закипанием жидкости в системе охлаждения или радиаторе – возможно, встретится с негативными последствиями Вам и не придется. Особенно важно в таком случае правильно среагировать и заглушить двигатель, дать ему полностью остыть. Однако, если продолжать движение – двигатель может остановиться на всегда, поскольку слишком высокая температура может стать причиной поломки цилиндров и других частей механизма автомобильного двигателя. Слишком высокая температура работы двигателя также приводит к нарушению процесса сгорания топливно-воздушной массы. Как результат, увеличивается сила трения и в разы вырастает расход топлива. Мощность двигателя падает.

Однако, если при неисправности термостата двигатель наоборот не может разогреться, это также приведет к снижению мощности его работы и увеличит расход бензина. Кроме того, холодное топливо смывает со стенок цилиндров, в результате чего они очень быстро изнашиваются, приходят в полную непригодность. Но причиной переохлаждения двигателя является не только поломка или отсутствие термостата, но и неисправная работа электро- или гидропривода вентилятора. Холодное масло может также вызвать коррозийные процессы внутри цилиндров двигателя.

Таким образом, «температурный режим» двигателя должен находится на уровне оптимальных показателей, то есть, примерно от 85 до 95%. Более высокие или более низкие температуры, которые могут возникать из-за неисправности систему охлаждения, обязательно приведут к износу и полной неисправности двигателя (если, конечно, их вовремя не устранить).

Не герметичность системы охлаждения как причина ее неисправности

Система охлаждения двигателя может неисправно работать и по причине своей не герметичности, что бывает довольно часто. Чаще всего это плохо затянутые хомуты на соединительных шлангах. Также иногда на шлангах возникают трещины или же повреждаются прокладки. К разгерметизации приводят и повреждения сальника системного насоса. Чтобы найти и определить конкретное место протечки лучше всего запустить двигатель прогреть его до рабочей температуры, поскольку в состоянии покоя жидкость очень быстро испаряется. Осматривая шланги и другие составляющие системы, будьте очень осторожны, чтобы случайно не обжечься и не повредиться об движущиеся детали двигателя.

Следствия, к которым приводит протекания – это явное уменьшение количества охлаждающей жидкости. Как результат, ее придутся постоянно подливать, а если не сделать это вовремя – цилиндры двигателя могут сильно перегреться. По этой причине следует всегда проверять количество охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Если ее расход неоправданно велик – ищите место протекания. Когда найдена поломка и ее причина, единственное что ждет водителя – это закатать рукава и приступать к ремонту «железного друга». Потому, переходим к знакомству с вариантами исправления работы системы охлаждения.

3. Как можно устранить неисправную работу системы охлаждения двигателя?

Прежнее рабочее состояние системы охлаждения двигателя вернуть не так уж и сложно, особенно если правильно определить место поломки. Думаем, после вышеописанных нами рекомендаций, Вам удалось это сделать. И так, ремонт.

Если Вы определили утечку, удостоверьтесь, что это действительно вытекает охлаждающая жидкость, а не скопившийся под капотом конденсат. Для этого сожмите или перегните резиновый шланг. Если обнаружите, что они слишком твердые или неэластичные – не задумываясь проведите их замену. При этом ни на секунду не забывайте о важности герметичности всех соединений, как можно плотнее зажмите хомуты. Если проблема в герметичности, то не будет лишним произвести замену прокладки на крышке расширительного бака, поскольку она все равно со временем изнашивается.

Если при предварительном осмотре системы охлаждения Вы заподозрили в неисправности радиатор, попробуйте еще раз проверить то, насколько равномерно он нагревается. Если нормальное прогревание наблюдается только в верхней части, а нижняя вместе со шлангом обратки остается такой же холодной – причина, скорее всего, кроется в его загрязнении. Также, в радиаторе может обнаружится течь (особенно после закипания), местонахождение которой можно определить следующим образом: заглушаем все патрубки, оставляя только один, заливаем в радиатор воду. Через оставленный патрубок подаем давление (хватит и 1см/см2). Трещина обозначит себя струйкой воды.

Чтобы исправить поврежденные пластины или трубки радиатора, необходимо применить самую обычную пайку. Если же это не помогает избавиться от неисправности, поврежденную трубку можно попросту заглушить, запаяв как ее верхний, так и нижний край. Однако, тут также имеется свое исключение: на одном радиаторе не может быть больше трех запаянных трубок. Если же найденные повреждения настолько масштабны, что и вышеописанные действия не помогут их исправить – придется проводить полную замену радиатора. Следует обратить Ваше внимание и на то, самые последние модели автомобилей зачастую оснащаются радиаторами, центральная часть которых изготовлена из алюминиевого сплава, а бочка – из пластмассы. Такой радиатор ремонту вообще не подлежит, его необходимо сразу менять.

Поломки, а также неисправная работа, всех остальных частей системы охлаждения двигателя также довольно трудно отремонтировать. Тем более, что после ремонта все равно она не будет отличаться былыми качествами. Поэтому, лучше всего проводить замену деталей. В любом случае, желаем Вам не встречаться с неисправностями системы охлаждения, тогда и ремонтировать Вам ничего не придется!

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости