Сегодня по ряду причин АКПП является намного более предпочтительным вариантом, чем «механика». Особенно это справедливо в том случае, если автомобиль постоянно эксплуатируется в условиях мегаполиса, где движение в плотном потоке характеризуется низкими скоростями, частыми разгонами и остановками, а также перемещением и простоями в пробках.
С учетом такой популярности, многие начинающие водители, а также те, кто ранее эксплуатировал авто с МКПП, активно пересаживаются на автомобили с коробкой автомат. Далее мы рассмотрим, как на автомате переключать скорость, что нужно знать о режимах АКПП, а также как включить заднюю скорость на автомате.
Итак, в нашей предыдущей статье мы рассматривали, как включать заднюю скорость на механической коробке, а также как правильно переключать передачи на МКПП. Теперь давайте рассмотрим автомат АКПП.
Прежде всего, существует несколько типов автоматических трансмиссий: «классическая» гидромеханическая АКПП, коробка-вариатор, а также роботизированная коробка передач. При этом нужно отметить, что хотя данные типы «автоматов» отличаются друг от друга конструктивно, функционально они похожи и имеют схожие основные режимы работы.Среди таких основных режимов можно выделить:
Парковочный режим позволяет запустить двигатель, после чего мотор работает на холостом ходу (например, во время прогрева). Также в этом режиме рекомендуется оставлять автомобиль на стоянке.
Примечательно то, что после включения «Р» также срабатывает блокировка вала АКПП. Такая блокировка не позволяет машине покатиться и является дополнительной «страховкой».
Режим «R» отвечает за задний ход, включается только после полной остановки автомобиля. Игнорирование данного правила может стать причиной серьезных поломок коробки передач.
Режим «N», в отличие от «P», позволяет разъединить коробку и двигатель, причем никаких дополнительных блокировок (как в случае с «паркингом») такой режим не имеет.
Однако, в отличие от «механики» и некоторых отдельных типов коробок-робот (например, АМТ), во время кратковременной остановки с заведенным ДВС переключаться на «нейтралку» не нужно. Фактически, «нейтраль» на автомате нужна только для буксировки авто в случае поломки (если производитель предусмотрел такую возможность), а также в качестве сервисного режима.Еще режим «N» можно включить в пробке, когда машина долго стоит (более 10 минут) и мотор работает, однако нужно помнить, что в этом случае нужно дополнительно пользоваться «ручником» (стояночным тормозом) или удерживать машину педалью тормоза, иначе автомобиль может начать произвольно катиться.
Режим «D» позволяет двигаться вперед, передачи переключаются автоматически. От водителя не требуется дополнительных действий, остается только нажимать на газ для ускорения и на тормоз для замедления или полной остановки.
Еще можно выделить М – ручной режим управления (Типтроник АКПП). Режим имеется не на всех автоматах, при его наличии присутствуют дополнительные обозначения: «+» (переключение на повышенную передачу), «-» (переключение на пониженную). Данный режим полуавтоматический (водитель сам выбирает ту или иную передачу, но электроника все равно может ее не включить, если скорость движения и условия ей не соответствуют).Чтобы включить тот или иной режим АКПП, необходимо вставить ключ в замок зажигания и нажать на педаль тормоза. Обычно нажатие на педаль тормоза позволяет снять блокировку, которая является «защитой» от случайного перемещения селектора.
Параллельно сбоку на рукояти селектора на многих типах АКПП имеется специальная кнопка, нажатие на которую позволяет перемещать рычаг в тот или иной режим. Другими словами, нажатие на педаль тормоза и удерживание педали позволяет разблокировать вал в режиме «паркинг», в то время как нажатие на кнопку на рычаге дает возможность дальше двигать сам селектор, включая нужные режимы.
Также на многих авто запуск двигателя допускается только в режиме «P» или «N» при условии нажатия на тормоз. Данное решение можно считать «защитной» функцией, которая позволяет предотвратить нежелательное движение автомобиля и поломки АКПП и ДВС.
Еще добавим, что многие АКПП, кроме основных, оснащены целым рядом других дополнительных режимов. Такие режимы могут иметь как отдельные пазы для включения, так и включаться кнопками. Например, можно выбрать только первую передачу (режим L1 или 1), включение в автоматическом режиме не выше второй передачи (L2 или 2), режим OD (овердрайв), отключающий переход на повышающую четвертую или пятую передачу.Также автоматические коробки часто имеют режим «спорт» (литера «S»), экономичный режим «эко» (литера «Е»), зимний режим (литера «W» или значок снежинки) и т.д.
Важно понимать, что в процессе эксплуатации, даже при условии наличия различных блокировок и защиты от случайных включений, все равно полностью исключить ошибки нельзя. Как правило, часто водители включают режим «R», не полностью остановив автомобиль.
В данном случае можно почувствовать характерный рывок (удар) в АКПП. Не трудно догадаться, что в этом случае детали внутри коробки испытывают сильные нагрузки, также после нескольких таких включений высока вероятность поломки АКПП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое аварийный режим АКПП. Из этой статьи вы узнаете, почему коробка автомат падает «в аварию», для чего нужен аварийный режим автомата, а также что делать, если включился аварийный режим АКПП.Еще распространенной ситуацией является такая, когда водитель на высокой скорости случайно включает режимы L2 или L1. Такое включение приводит к резко растущим (иногда предельным) нагрузкам на трансмиссию, а также и на двигатель.
Параллельно нужно отметить, что любые типы автоматов достаточно чувствительны к высоким нагрузкам и пробуксовкам. Если на «механике» при активных пробуксовках можно «спалить» сцепление, то в случае с автоматом независимо от типа достаточно высоки риски поломки всей коробки.Другими словами, буксовать в грязи или снегу на АКПП настоятельно не рекомендуется. Если машина застряла, лучше попытаться вытолкать автомобиль или вытащить его при помощи другого ТС, чем пытаться выехать своими силами.
Как видно, управлять машиной с коробкой автомат и включать передачи на АКПП намного проще, чем в случае с «механикой». В отличие от МКПП, педали сцепления на автоматических коробках нет, также не возникает проблем как с включение передач для движения вперед, так и задней передачи на автомате. Единственное, при езде на автомобиле с коробкой автомат нужно отдельно учитывать, что такая КПП требует более аккуратного и деликатного обращения, чем «механика».
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое селектор АКПП, а также какие виды селекторов АКПП бывают. Из этой статьи вы узнаете об особенностях и типах селекторов коробки-автомат. Переключать режимы нужно с небольшой паузой (около 1 сек.), а также надежно фиксировать автомобиль тормозами перед переключением из режима «D» (движение вперед) в «R» (задняя передача на автомате) и обратно. Такой подход позволит не только сохранить ресурс коробки-автомат, но и максимально увеличить срок службы агрегата, а также избежать преждевременных дорогостоящих поломок.У механической коробки передач есть нейтральная передача, и с ней более-менее всё понятно, это практически выключение трансмиссии. Но вот что с этой передачей на машине, вооружённой автоматом? Бытует мнение, что водителям таких автомобилей лучше просто забыть о таком пункте на селекторе, во всяком случае, не пользоваться этим режимом. Хорошо, не будем, но тогда для чего он на коробке вообще нужен?
Зачем «автомату» нейтральный режим
Когда рычаг селектора автоматической коробки (обычный гидротрансформатор) включена в положение N (neutral), то, по идее, связь с двигателем в этот момент у неё отсутствует. И, в отличие от другого режима P (parking), машина свободно движется, если её толкать\тянуть. Однако, если с механической коробкой подобная езда на нейтральной передаче вполне безопасна, так раньше даже топливо экономили, то с автоматом такой фокус чреват неприятностями.
Следует ли включать N на светофорах
Если во время затяжного спуска водитель переключился на нейтраль, чтобы сэкономить на топливе, уменьшить нагрузку на двигатель и прочее, то потом, когда на ходу переключается коробка на Drive, агрегат перегревается. Обычно свободный ход на спуске набирает скорость не менее 90 километров в час, и если на такой скорости провести описанную манипуляцию, то водителю следует быть готовым к расставанию с АКП. И стоит ли та мизерная экономия топлива таких рисков? Так что, лучше не стоит спускаться с горки накатом на автомате, и, тем более, не стоит на всём ходу включаться в стандартный Drive. Здесь автомат выбирает высшую передачу, которые предусмотрены и разрешёны при данной скорости, то есть торможение двигателем будет минимальным.
Если вы случайно остановили селектор на положении neutral на ходу (лучше вообще не трогать рычаг с момента старта и до парковки), старайтесь не газовать, иначе коробке конец. Сбросьте газ, дождитесь снижения оборотов мотора до нормальных холостых, и только потом меняйте положение селектора. Не стоит пользоваться этим положением на светофорах, пробках и при прочих кратковременных остановках. Лишние манипуляции только уменьшают ресурс агрегата, кроме того, исправная коробка никакой излишней нагрузки (вообще никакой) на Drive не испытывает, автомат при этом не перегревается, не изнашивается.
Если же ножки у вас слабенькие, и вы быстро устаёте поджимать педаль тормоза, тогда воспользуйтесь режимом parking. В этом положении вам не нужен будет ручник, авто никуда не трогается. На N же вам придётся блокировать колёса ручным тормозом. Если же вы всё же любитель положения N на светофорах, то после переключения на Drive сразу не жмите на акселератор, чтобы быстрее проехать перекрёсток. Необходимо немного подождать до характерного толчка, сообщающего нам о том, что автомат выбрал оптимальную передачу.
Для чего используется нейтральная передача на автомате
На самом деле, режим N на автоматической коробке подходит исключительно для буксировки машины. Разумеется, при этом следует придерживаться рекомендаций производителя, скоростных ограничений буксировки и её дальности. Как правило, это не боле 40 км\ч. И перед буксировкой стоит проверить уровень рабочих жидкостей, если он низкий, долить до максимального уровня. Если есть необходимость в буксировке на большие расстояния, то лучше воспользоваться службой эвакуации с полной погрузкой.
Механическая коробка передач — это явный лидер по продажам в Европе. Автомат традиционно не является атрибутом европейского автомобиля, поэтому и школа езды на автомате, мягко говоря, никакая. Тем более, у нас, где об автоматических трансмиссиях знали только из кино про американских полицейских. Автоматы применялись очень неохотно, потому что они сложные в изготовлении и дорогие. Впрочем, это даже к лучшему, потому что репутация АКПП на территории бывшего СССР еще кое-как держится благодаря иномаркам. Но многие их боятся по причине сложности конструкции и особенностям управления. Насколько страшна автоматическая трансмиссия, попробуем разобраться вместе.
Содержание:
Несмотря на то, что ничего сложного в управлении автомобилем с тремя педалями нет, уже больше 100 лет ведутся работы по облегчению работы водителя. Первый прообраз АКПП установил на свою Жестянку Лиззи, Ford T, Генри Форд еще в 1915 году. Простейшая планетарная двухступенчатая КПП переключалась не рычагом, а педалями. Одна педаль включала задний ход, вторая включала повышенную или пониженную передачи. В Штатах же и появилась первая работоспособная АКПП, которая пошла в серию.
Автогигант General Motors установил коробку HydraMatic на автомобили Oldsmobile еще в конце 40-х годов. Конструкция получилась настолько удачной, что уже в 50-е годы ее во всю использовал концерн Daimler-Benz, а также англичане Bentley и Rolls Royce. HydraMatic представлял собой обычную планетарную механическую КПП с гидромуфтой, конструкция была далека от совершенства и недолговечна, что и вынудило инженеров разрабатывать новые виды АКПП, которые устанавливаются на автомобили по сей день.
Несмотря на простоту управления автомобилем с АКПП, есть все же несколько основных правил, которые помогут сберечь коробку и повысить ее ресурс. Режимы автомата рассмотрим далее, а основы управления выражены в простых правилах, которые необходимо выполнять:
1. Любое движение и изменение направление движение производится только через педаль тормоза. При этом автомобиль должен быть неподвижен. Совсем необязательно задерживать манипулятор-селектор режимов в нейтральном положении, поскольку аналогия с механической коробкой здесь не работает. Нейтральный режим — такой же режим, как все остальные и задерживаясь на нем, АКПП совершает лишнее включение, что сокращает ее ресурс.
2. Движение начинать можно только после того, как передача включится. Об этом свидетельствует характерный щелчок. Только после этого можно снимать ногу с педали тормоза и нажимать на акселератор. 3. При коротких остановках на светофорах можно не переводить селектор в нейтральный режим, но только в том случае, если стоянка кратковременная. К примеру, пропустить поезд на железнодорожном переезде лучше на нейтральном режиме во избежание перегрева масла в АКПП. 4. Каждый может попасть в неприятную ситуацию, когда автомобиль забуксовал. Приятного тут нет ничего, особенно для автоматической коробки, поэтому выезжать нужно только в раскачку. Совершенно бессмысленно давить на педаль газа и перегревать АКПП. Делается это по аналогии с механической коробкой, только вместо сцепления используется педаль тормоза.
Причем, использование тормоза при раскачке и переключении селектора вперед/назад — обязательно. Нейтральный режим используется в основном при буксировке.
Каждая из конструкций имеет свои особенности управления, поэтому перед тем, как ездить на автоматической коробке передач, нужно знать хотя бы в общем тип и конструкцию КПП, чтобы управление было осмысленным. Мало того, автомат требует не только особенного подхода в управлении, но и каждый вид такой трансмиссии должен эксплуатироваться по определенным правилам, обслуживаться строго по регламенту. Ремонт автомата — дорогое удовольствие, поэтому стоит придерживаться правил эксплуатации.
Современные АКПП практически сравнялись по расходу топлива с механикой, разрослись в конструктивных особенностях и опциях, но большая часть недочетов в схемах работы все же осталась еще с сороковых годов. Как бы там ни было, сегодня в продаже можно встретить автомобили с такими видами АКПП:
Выбор невелик, но разница в управлении все же есть. Каждому типу автомобиля соответствует определенная конструкция трансмиссии, но самой универсальной и широко распространенной остается классическая АКПП с гидротрансформатором.
Коробка представляет собой планетарную или классическую механику, а роль сцепления играет гидромуфта. Это специальное устройство, которое состоит из двух турбин, вращающихся в масляной ванне. Одна из турбин жестко связана с коленвалом, а вторая — с валом КПП. В состав гидротрансформатора входит обгонная муфта, которая может его блокировать, а может позволять вращаться лопастям свободно, но коробка и двигатель постоянно связаны между собой.
Жесткой связи, конечно, нет, поскольку мощность передается через трансмиссионное масло. Работой гидромуфты руководит электроника, которая учитывает сотню параметров, полученных со всех точек и датчиков в автомобиле. Электроника и делает вывод о том, какую передачу лучше включить в определенный момент в зависимость от нагрузки на двигатель, оборотов, скорости движения. В этом случае многие производители реализовали набор алгоритмов, которые водитель может выбирать сам при помощи селектора передач.
Режимы работы коробки могут переключаться как напольным рычагом, как на машинах с механикой, так и подрулевым переключателем. А могут — кнопками. Так реализована система переключения в Кадиллаках 60-х годов и в некоторых современных машинах. Но суть одна, а режим отображается на приборном щитке, чтобы не отвлекаться на ручку во время движения.
Также, в зависимости от модели коробки передач и от автомобиля, может быть реализован так называемый ручной режим. Это некоторое подобие механической КПП, когда водитель может переключать передачи по своему усмотрению. Самой совершенной системой такого типа остается система Типтроник, которую разработали в Порше. Система до сих пор пользуется спросом, может называться по-разному, но смысл один.
Это все, что нужно знать для первого знакомства с АКПП. Если правильно выбирать режимы и не хотеть от трансмиссии спортивной динамики, то коробка со временем перестанет раздражать тех, кто привык к ручке и трем педалям, а новички смогут свободнее управлять автомобилем, не отвлекаясь на переключение передач. Управляйте автомобилем комфортно и не путайте педали, удачи всем в дороге!
Читайте также Вариатор или автомат — что лучше, Принцип работы механической коробки передач
Назначение
В недалеком прошлом, когда еще не были так широко распространены вариаторы и «роботы», классическая АКПП была единственной автоматизированной альтернативой «механике». И по сей день эта весьма надежная и довольно распространенная коробка продолжает исправно переключать передачи за водителей, избавляя их от нажатий на педаль сцепления и переключений рычага коробки передач.
Первая в мире полностью автоматическая коробка передач была выпущена компанией General Motors. Эта трансмиссия с условным названием Hydramatic стала предлагаться с 1940 года в качестве опции сначала на моделях Oldsmobile, а затем на Кадиллаках и Понтиаках. В середине 1960-х годов в США окончательно утвердилась (в том числе законодательно) общепринятая теперь схема включения передач АКПП P-R-N-D-L.
Созданию «автомата» предшествовали независимые разработки трех автогигантов – Ford, General Motors и Chrysler. Система из нескольких зубчатых колес, вращающихся вокруг центральной шестерни (она же планетарная передача, неотъемлемая часть классической автоматической коробки) изначально появилась в трансмиссии первого массового автомобиля - Ford T (выпускался с 1908 по 1927 г). Позже, в 30-х годах, General Motors представил полуавтоматическую трансмиссию, в которой работой планетарной передачи управляла гидравлика. Третий шаг на пути к «автомату» – внедрение в трансмиссию гидромуфты (позже ее заменили гидротрансформатором) - сделала накануне Второй мировой войны фирма Chrysler.
В состав классической автоматической коробки передач входят: гидротрансформатор, несколько планетарных редукторов, соединительные валы, обгонные и фрикционные муфты, а также блок управления. Задача гидротрансформатора в «автомате» сродни сцеплению на «механике» - передавать и плавно регулировать подачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Планетарные редукторы (обычно их два) в автоматической коробке соединены последовательно, чтобы обеспечить «автомату» необходимое число ступеней. Непосредственно переключение передач между ними производится муфтами. Они блокируют между собой один или два элемента планетарных редукторов для передачи крутящего момента к трансмиссии. Слаженную работу муфт обеспечивают гидроцилиндры, которыми руководит электронный блок управления с фиксированными заводскими настройками.
Режим работы автоматической коробки передач водитель выбирает рычагом селектора, устанавливая его в одно из следующих положений: P, R, N, D, L или S.
P (Park) – парковочная блокировка, режим парковки, при котором автомобиль неподвижен длительное время. Выходной вал коробки передач при этом заблокирован, а все элементы управления выключены.
R (Reverse) - задний ход. Не включается до полной остановки автомобиля, на многих современных моделях на режим R устанавливается блокировка. Если селектор коробки передач находится в этом положении, завести машину невозможно (в отличие от режимов Park и Neutral).
N (Neutral) – режим нейтраль, используется при кратковременной стоянке или буксировке на близкие расстояния. В этом режиме все элементы управления выключены, а выходной вал не заблокирован, то есть машина может спокойно перемещаться.
D (Drive) – основной режим для движения вперед, при котором задействуются все ступени «автомата».
1 или L (Low) – низшая передача, при которой коробка не переключается выше первой ступени. Используется в сложных дорожных условиях, когда требуется движение малым ходом, например, при крутых подъемах в гору или затяжных спусках.
S (Sport) – спортивный режим, в котором «автомат» переключает ступени при более высоких оборотах вращения коленвала двигателя, наиболее близких к пику крутящего момента. Это нужно, чтобы оптимально использовать мощность мотора и быстрее разгоняться.
2, 3 и 4 – встречающиеся на некоторых моделях режимы, при которых коробка передач не переключается выше второй, третьей или четвертой передачи соответственно. Они оптимальны при движении по горным дорогам или холмистой местности, а также при частых остановках.
У классических автоматов есть еще несколько полезных режимов работы, которые включаются отдельно.
O/D (Overdrive) – режим «автомата», в котором коробка передач переключается на более высокие ступени. При этом двигатель работает преимущественно на низких оборотах, экономя топливо. Обычно режим Overdrive активируется отдельной кнопкой прямо на рычаге селектора или возле него.
W (Winter или Snow) – «зимний» режим работы коробки передач. При его включении (обычно кнопкой возле рычага АКПП) автомобиль начинает движение со второй передачи. Переключения происходят более мягко и плавно на пониженных оборотах, чтобы исключить проскальзывание колес на скользкой дороге.
Kickdown – режим работы, при котором коробка передач позволяет быстро ускориться для обгона. Режим активируется автоматически при нажатии педали газа до упора. При этом «автомат» переключается на одну или две ступени вниз.
В числе главных плюсов «автомата» - комфортность управления автомобилем. Это особенно актуально в пробках и заторах, где часты остановки, активна работа педалью сцепления и переключение рычага передач. Другое достоинство автоматической коробки передач – в обеспечении более мягкого и щадящего режима эксплуатации двигателя и трансмиссии.
Неоспоримый минус «автомата» в меньшем КПД, чем у «механики». Речь идет о существенных потерях мощности в недрах коробки передач, а также более высоком расходе топлива (в среднем, на 15-20%). Также для некоторых водителей «старой школы» большим минусом «автомата» является невозможность завести машину «с толкача» или вызволить буксующий автомобиль «враскачку». Кроме того, цена автомобиля с АКПП обычно выше, чем с «механикой».
Из-за дороговизны ремонта АКПП автовладельцам полезно знать о некоторых нюансах её эксплуатации, чтобы не допускать возможных поломок.
Например, оставляя автомобиль на подъеме или спуске, рекомендуется воспользоваться стояночным тормозом. Благодаря этому механизм блокировки выходного вала коробки передач прослужит дольше. Чтобы избежать серьезных поломок и незапланированного ремонта «автомата», переключать его в режимы P и R можно только после полной остановки машины.
Есть несколько верных «симптомов», которые подскажут даже неопытному водителю о возможной скорой поломке «автомата». К ним относятся резкие рывки и толчки при переключении, запах гари и непривычный шум или гул, доносящийся из недр коробки передач. При наличии любого из этих признаков лучше сразу обратиться в сервис, чтобы избежать последующей непредвиденной поломки.
Если же АКПП сломалась на дороге и машина не едет, следует немедленно отправить машину в сервис. При этом важно помнить, что многие производители не рекомендуют буксировать автомобиль с АКПП на расстояния более 80 км и на скорости свыше 30 км/ч. Из-за отсутствия смазки, которая подается в «автомат» насосом при работающем двигателе, узлы и детали коробки могут повредиться от перегрева. На длинные расстояния неисправную машину лучше транспортировать на эвакуаторе. В качестве альтернативы приемлемо неспешное буксирование на нейтрали с работающим двигателем.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453