Перегрев двигателя является серьезной проблемой, которую следует немедленно устранить, диагностировав предварительно саму причину неполадки. Существуют три степени перегрева двигателя:
Причины перегрева двигателя могут быть достаточно разнообразные. В данной статье они будут перечислены и выявлены профилактические меры для борьбы с ними. Помните, что могут возникнуть серьезные проблемы, если двигатель перегревается. Чтобы не допустить этого, нужно знать, почему двигатель перегревается. Владелец авто всегда должен знать причины неполадки в автомобиле – почему загорелся check engine или как сделать ремонт двигателя на ВАЗ 2106.
Если машина не заводится причины могут быть разными, главное – своевременно обнаружить неполадку и осуществить ремонт. В данном случае ремонт подразумевает устранение всех слабых мест в системе и выгон пробки. Воздух в системе может образоваться в результате повреждения прокладки блока цилиндров ГБЦ. Перегрев же возникнет из-за попадания в систему охлаждения выхлопных газов через поврежденную прокладку. В таком случае проблема мелким ремонтом не ограничится. Необходимо будет разобрать двигатель, снять головку и поменять прокладку под ней. Устранить подобную неисправность можно только таким образом.
Любой мало-мальски опытный автолюбитель знает, насколько опасен и неприятен перегрев двигателя. Вопрос о превышении рабочей температуры двигателя наиболее актуален в летнее время, но и в холодную пору года эта проблема может помешать нормальной эксплуатации автомобиля.
Выясним причины, почему же сильно греется двигатель? Казалось бы, как двигатель может перегреться зимой, когда температура окружающей среды должна была бы создавать максимально комфортные условия для работы мотора? Все дело в особенности строения охлаждающей системы: охлаждение двигателя изначально идет за счет охлаждающей жидкости, а уже потом в работу включается находящийся ближе к атмосфере генератор.
Работает охлаждающая система по принципу двух контуров: до тех пор, пока двигатель не нагрелся, тосол циркулирует в пределах малого круга (между двигателем и насосом), а при повышении температуры до определенного показателя срабатывает термостат, пропускающий охлаждающую жидкость в большой круг, к которому подключен радиатор.
Главные последствия перегрева двигателя автомобиля:
Заметив один из признаков повышения рабочей температуры силового агрегата, нужно в ближайшее время провести его диагностику. В число наиболее распространенных причин перегрева двигателя входят следующие факторы:
Заметив перегрев двигателя и разобравшись с причиной, из-за которой и произошло превышение допустимой нормы рабочей температуры, необходимо приступать к устранению неполадок. Решение проблемы с перегревом будет напрямую зависеть от найденных неисправностей, спровоцировавших повышение температуры. Избавляться от неполадок необходимо последовательно, и результатом станет нормально функционирующий двигатель.
Наилучшим способом предотвращения перегрева двигателя является профилактика. Главное правило – уровень охлаждающей жидкости нужно проверять регулярно. При необходимости ее стоит доливать до отметки, а если расход жидкости стал слишком высоким – стоит проверить систему на предмет утечек.
Как утеплить гараж изнутри: выбираем лучший материал.Незамерзайка своими руками: насколько она эффективна.
Как правильно мыть машину зимой на улице — узнайте в нашей статье
Важно также периодически проверять термостат на работоспособность. Для этого достаточно при прогретом двигателе прикоснуться к радиатору – если он теплый, значит, термостат исправен. При необходимости получения точного результата можно снять термостат и вскипятить в емкости с водой. Повышение температуры воды заставит клапан термостата сработать – если этого не произойдет, термостат подлежит замене.
На вероятность перегрева двигателя очень сильно влияет еще и стиль вождения. При постоянном движении на высоких оборотах перегрев будет вопросом времени, особенно на фоне поврежденной системы охлаждения.
В таком случае отслеживание работоспособности системы охлаждения будет особенно актуальным – вышедшие из строя элементы нужно заменять сразу, не дожидаясь возникновения цепной реакции. Перегретый двигатель — это вообще довольно капризный агрегат, не терпящий пренебрежительного отношения, поэтому вести себя при перегреве нужно грамотно и осторожно.
Как не стоит открывать перегретую систему, так не стоит и сразу же доливать в нее холодную жидкость – температурный контраст приведет к разрушению элементов двигателя, тем самым приближая момент неизбежного капитального ремонта. По этой же причине не стоит поливать горячий мотор обычной водой.
Перегрев двигателя – это опасное явление, с которым нужно расправляться как можно быстрее. Езда на перегретом моторе чревата деформацией его систем, ремонт которых обойдется в немалую сумму. Предотвратить перегрев поможет в первую очередь профилактика, заключающаяся в регулярном обслуживании и грамотной эксплуатации силового агрегата.
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Одна из главных проблем в эксплуатации авто – это перегрев двигателя. Многие автолюбители, которые сталкиваются с такой ситуацией впервые, делают множество ошибок.
Перегрев двигателя
Поливание водой и прочие «хитрости» могут и вовсе угробить дорогостоящий узел автомобиля. Чтобы выявить неисправность и устранить ее, необходимо знать причины перегрева двигателя.
Но основная сложность в том, что вариантов-то много. Давайте рассмотрим, по какой причине может быть перегрет двигатель, что делать в такой ситуации и как избежать проблем.
Двигатель – один из самых сложных узлов автомобиля, работа которого зависит от состояния множества узлов и параметров. При этом причины перегрева могут быть двух видов – внешние и внутренние.
К ним относятся:
Давайте рассмотрим все эти категории более подробно и разберем как избежать перегрева движка транспортного средства.
1. Низкий уровень охлаждающей жидкости. Как правило, двигатель перегревается из-за острой нехватки ОЖ в системе. В процессе эксплуатации можно не заметить появление течи в системе охлаждения.
Воде или антифризу достаточно небольшого отверстия, чтобы уже через несколько сотен километров уровень упал до недопустимо низкого уровня.
Диагностировать такую проблему можно по явным потекам на поверхности двигателя, влажным пятнам под авто во время долгой стоянки или появлению ОЖ на радиаторе или патрубках.
Страшнее всего, если антифриз или тосол попадает в масло или камеру сгорания двигателя. Это может стать причиной гидроудара, повреждения внутренних узлов двигателя и его клина. В этом случае ремонтные работы выльются в «копеечку».
2. Выход из строя термостата. При перегреве силового узла важно обращать внимание на состояние термостата – устройства, которое контролирует пути движения охлаждающей жидкости, пуская ее по большому или малому кругу.
Если же термостат вышел из строя и перестает реагировать на повышение температуры (или его заклинивает), то ОЖ может проходить только по малому или по большому контуру.
В первом случае двигатель будет все время перегреваться, а во втором, наоборот, возникнут проблемы с набором рабочей температуры (особенно зимой).
Часто выход из строя термостата связан с повышенной жесткостью воды, используемой в качестве охлаждающей жидкости. Вот почему так важно использовать качественный антифриз.
3. Низкое качество охлаждения, засорение радиатора. Часто причиной перегрева становится сильное загрязнение одного из основных узлов системы – радиатора.
Наличие грязи на ребрах и в «сотах» устройства снижают качество теплоотдачи. Особое внимание нужно уделить вентилятору – он может попросту не работать.
Здесь также может быть несколько причин, к примеру, возникли проблемы с натяжением ремня, вышел из строя датчик температуры или сам двигатель вентилятора.
4. Длительная работа в непредусмотренных для двигателя режимах. Часто причиной распространенной проблемы являются грубые ошибки водителя, который злоупотребляет возможностями своего авто.
Долгая работа на холостом ходу, неправильные буксировочные режимы, завышенные обороты двигателя – все это негативным образом сказывается на двигателе.
Система просто не успевает охлаждать элементы силового узла. Как следствие, перегрев становится неизбежным. Интересен тот факт, что мотор может закипеть, к примеру, в пробке, когда двигатель работает на холостых оборотах. Если на улице жара, то воздуха от вентилятора недостаточно для эффективного охлаждения ОЖ.
5. Продолжительная работа двигателя в условиях детонации. При появлении детонационных режимов или троения двигателя на автомобиле не желательно. Это может привести не только к перегреву силового узла, но и износу дорогостоящих деталей. Впоследствии ремонтных работ не избежать.
6. Ошибки в регулировке зажигания или системы впрыска. Такая проблема также влияет на эффективность охлаждения силового узла. Объяснить это просто. Момент сжигания топливовоздушной смеси немного сдвигается по времени.
При этом топливо не успевает полностью сгореть до момента открытия клапанов и выпуска отработанных газов. В итоге часть пламени попадает к головке блока цилиндров, которая получает свою порцию дополнительного тепла.
Если к этому прибавить еще и сложные температурные условия, то проблем с перегревом и вовсе не избежать.
7. Прогар выпускного клапана. В случае такой неисправности разогретые до максимальной температуры газы приведут к быстрому перегреву силового узла. Здесь справиться с проблемой поможет только ремонт двигателя.
8. Неисправность или неправильная работа водяного насоса. При неисправности этого узла охлаждающая жидкость плохо циркулирует или не циркулирует вовсе. Причин может быть несколько – слабое натяжение приводного ремня, дефект лопастей или неисправность самого устройства.
Все перечисленные неисправности можно быстро диагностировать и заметить по изменению уровня температуры на датчике.
Но есть и другие причины, которые приводят к внутреннему перегреву силового узла. Их несколько:
1. Большие объемы отложения внутри камеры сгорания. Данная проблема, как правило, возникает в старых автомобилях, которые прошли не одну сотню тысяч километров.
В камеру сгорания двигателя попадает избыточное количество масла. Последнее плохо сгорает и оставляет на стенках цилиндров вредный налет. Как следствие, двигатель перегревается, но датчик температуры этого не чувствует и не дает сигнала водителю.
Проблема будет заметна только при появлении дополнительных признаков –сизого дыма из выхлопной трубы или сбоям в работе силового узла.
2. Налет в полости охлаждения. Если заливать воду в систему охлаждения или тосол низкого качества, то на стенках узлов и трубок может появляться налет, который нарушает процессы охлаждения.
Как следствие, многие каналы могут быть перекрыты, а сам доступ жидкости к системе нарушен. Налет минеральных солей приводит к резкому снижению качества охлаждения двигателя и, как следствие, его перегреву.
3. Присадки в масло. Есть автолюбители, которые бездумно добавляют присадки в моторное масло, даже не зная об их истинном назначении. Как следствие, на стенках цилиндров может образовываться мощный налет, который нарушает качество охлаждения двигателя и приводит к его неизбежному перегреву.
Как правило, последствия перегрева двигателя зависят от расторопности автолюбителя. Чем меньше силовой узел будет работать в опасном для себя режиме, тем ниже вероятность повреждения его узлов.
К примеру, если мотор работал в режиме перегрева до десяти минут, то каких-то серьезных проблем ожидать не стоит – двигатель и его узлы должны с достоинством выдержать действие повышенных температур.
Худшее, что может произойти – легкое оплавление поверхности поршней. Если же в процессе перегрева дым валил из-под капота, то авто лучше все-таки показать мастеру.
В случае, когда мотор в условиях перегрева работал где-то двадцать минут, последствия могут быть более серьезными.
Наиболее распространенные неисправности в этом случае – появление трещин в головке блока цилиндров, ее искривление, прогорание прокладки между ГБЦ и сами блоком, повреждение сальников, дефект межкольцевых перегородок и так далее.
Обратите внимание! Что сильный перегрев может привести к катастрофическим последствиям – он равносилен «инфаркту». Поломки могут начаться непосредственно с камеры сгорания и полностью обездвижить силовой узел.
Начинает плавиться поршневая система, появляются следы прогара. Плавленый алюминий прилипает к стенкам цилиндров и еще больше усложняет процесс работы мотора.
Высокая температура приводит к мощному перегреву масла. Итог – потеря им всех своих смазывающих характеристики и выход из строя трущихся деталей.
К коленчатому валу начинают прилипать шатунные и коренные вкладыши, которые также плавятся под действием высоких температур. Да и сам коленвал может не выдержать и развалиться на несколько частей.
Худшее, что может случиться – это пробитие шатуном стенки блока цилиндра. Тогда на двигателе можно ставить «крест».
Чтобы избежать описанных выше проблем, со стороны автолюбителя необходима бдительность, а самому двигателю – эффективная защита от перегрева.
Основная задача – это применение качественной охлаждающей жидкости с хорошими присадками и регулярная проверка ее уровня.
Не нужно лениться – важно заглядывать под капот перед каждой важной поездкой хотя бы раз в 500-1000 километров пробега.
Не лишним будет периодически проверять работоспособность термостата автомобиля. Сделать это просто – достаточно прикоснуться рукой к радиатору машины (действуйте осторожно, чтобы случайно не обжечься).
Если двигатель разогрет до рабочей температуры, а сам радиатор (или патрубок, который подводит охлаждающую жидкость) остается холодным, то термостат вышел из строя и требует ремонта.
Исправное устройство должно открывать доступ ОЖ к большому кругу уже при достижении 90-55 градусов Цельсия. Особое внимание уделите и водяной помпе, которая гоняет охлаждающую жидкость по системе. Перегрев двигателя может быть вызван и ее неисправностью.
Время от времени стоит осматривать проходные каналы – на них не должно быть большого налета. В противном случае перегрев силового узла – это лишь дело времени, ведь сужение каналов неизбежно приводит к ухудшению эффективности отвода тепла от двигателя.
Многие автолюбители применяют в качестве охлаждающей жидкости обычную воду из-под крана. Это неправильно. В такой воде слишком много солей и минералов, которые неизбежно найдут себе место на стенках системы охлаждения. Лучший вариант – использовать качественный антифриз (тосол) или дистиллированную воду.
Периодические проверки системы охлаждения на герметичность позволят избежать снижения уровня ОЖ и перегрева двигателя. Особое внимание нужно уделять верхней части системы.
В случае подсасывания воздуха эффективность может уменьшиться в разы, что приведет к резкому снижению давления в системе.
Еще один важный узел – вентилятор. Исправное устройство должно срабатывать при достижении температуры 90-100 градусов Цельсия.
Если же вентилятор не функционирует, то при работе двигателя на холостых оборотах или при длительном движении на небольшой скорости высока вероятность перегрева.
Важно беречь силовой узел от перегрева, следить за его техническим состоянием, регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости и стараться своевременно проводить технический осмотр автомобиля. При выявлении первых же проявлений перегрева важно найти причину и как можно быстрее ее устранить.
Стоит помнить, что игнорирование такой проблемы может привести к более серьезным поломкам или, что еще хуже, полному выходу из строя силового узла. Удачной дороги и конечно же без поломок.
(3 голос, средний: 3,67 out of 5) Loading...
Перегрев двигателя грозит серьезной поломкой и необходимостью капитального ремонта. Поэтому каждому водителю важно знать основные причины повышения температуры, чтобы в случае перегрева правильно выявить причины и уменьшить негативные последствия.
Определить перегрев можно как по косвенным признакам, так и по прямым указателям индикаторных приборов. Подавляющее большинство автомобилей оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости. Приближение стрелки к отрезку красного цвета будет свидетельствовать о перегреве. Если на вашем авто нет указателя температуры двигателя, то в случае аварийного повышения температуры на приборной панели загорается лампочка красного цвета (до прогрева ДВС указатель горит синим цветом).
Если индикаторы на приборной панели молчат, перегрев двигателя можно обнаружить по вырывающемуся пару из-под крышки расширительного бачка, раздутым патрубкам системы охлаждения. С повышением температуры внутри магистрали циркуляции ОЖ повышается давление. Клапан в крышке предназначен для аварийного сброса давления, а также компенсации разряжения, возникающего при уменьшении ОЖ в объеме.
Система охлаждения ДВС автомобиля предполагает 3 режима работы:
Точные значения температур указаны в руководстве к эксплуатации и ремонта вашего авто.
Перегрев бензинового или дизельного двигателя – это всегда последствие неисправности, большинство из которых можно определить в полевых условиях. Из-за чего может перегреваться мотор:
Если при достижении расчетной температуры термостат не открывается, ОЖ продолжает циркулировать по малому контуру, что неизбежно ведет к перегреву двигателя.
Неисправность вентилятора может заключаться как в поломке привода винта, так и в питании и датчиковой аппаратуре. На современных инжекторных и дизельных ДВС команду к включению вентилятор получает от электронного блока управления двигателем (ЭБУ), который ориентируется на показания датчика температуры ОЖ. Опасность заключается в том, что часто для включения вентилятора используется отдельный датчик температуры, а не измеритель, передающий данные на панель приборов. Альтернативой такому принципу работы является вискомуфта включения вентилятора. Внутри корпуса находится специальный гель, который при повышении температуры блока двигателя расширяется, блокируя муфту винта.
Если вовремя определить причину повышения температуры, можно избежать самых плачевных последствий. Элементарные правила поиска причины, если индикатор показывает перегрев двигателя:
Перед тем как открыть крышку расширительного бачка, накройте ее плотным материалом. Необходимо быть максимально аккуратным, так как горячий пар и брызги антифриза могут обернуться значительными ожогами.
Если вы заметили перегрев двигателя, включите на максимум печку. Часть тепла уйдет на обогрев салона, что позволит снизить температуру. Оставьте включенными только самые необходимые потребители электрического питания. Если течь незначительная, в крайних случаях для доливки можно использовать обычную чистую воду. Жидкость нужно как можно скорей заменить на качественный антифриз. При крайней необходимости несколько километров можно преодолеть при проскальзывании ремня помпы. Если циркуляция ОЖ прекратилась, следует немедленно остановиться.
Стоит заметить, что дизельные двигатели изначально имеют меньшую теплоотдачу, поэтому при прочих равных перегреть бензиновое «сердце» значительно проще. Особенно это актуально для маломощных дизельных моторов, которые зимой даже до рабочей температуры прогреваются медленно.
Возможные последствия перегретого двигателя:
Описанные последствия характерны как для дизельного, так и для бензинового ДВС.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453